Темы работ по духовно нравственному воспитанию. Педагогическая система работы по нравственному воспитанию дошкольников. Воспитательная работа с учащимися и родителями

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
с нарушениями слуха.

Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: Материал из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию будет полезен педагогам специальных коррекционных учреждений и всем заинтересованным педагогам для работы с детьми.
Цель: духовно-нравственное развитие детей.
Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру, осознание необходимости нравственного опыта и своей роли в нем; знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений; формировать духовно-нравственные ориентиры, самовоспитание, способности к систематическому накоплению и обогащению опыта нравственного поведения.

В наши дни к проблеме духовно-нравственного воспитания должно быть повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила такую задачу, чтобы не просто воспитывать, а непременно правильно воспитать молодое поколение. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами своей Родины.
Свою работу строю так, чтобы моральные нормы перешли во внутренние убеждения личности, установки к действию. Наша задача как педагогов научить детей добру, уверенности в себе, умению наслаждаться этим миром. Всё это настроит ребят на новую жизненную позицию в мире взрослых, где существуют свои нормы и требования.
Итак, перед нами стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нельзя не согласиться, что способствовать формированию у молодёжи любви к Родине, привитие любому ребенку любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. В процессе воспитания ребят в условиях школы-интерната нужно больше внимания уделять мероприятиям, которые ближе познакомят детей с историей родного края и его культурой.


Невозможно воспитать патриота, не изучая при этом историю своей малой родины. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии.


Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своего народа. Экскурсия обеспечивает изучение предметов и явлений в их естественной обстановке.
Ребята готовят презентации о своём городе, либо своей деревне, рассказывают о каждом, сделанном ими фото, самое важное. А в течение учебного года дополняют этот материал новыми сюжетами и рассказами.
Перед каждой экскурсией с детьми проводится вступительная беседа. Учащиеся должны знать куда пойдут и зачем. Прежде всего перед учениками надо поставить цель экскурсии. Это сосредотачивает внимание учащихся на изучение именно этого вопроса. Это исключает неорганизованность.


Все методы наглядного обучения вызывают необходимость фиксации материала в речи, будят настоятельную потребность в речи. И наблюдения, и экскурсии, вызывая живые впечатления, создают у детей с нарушениями слуха потребность выразить наблюдаемое в словах. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и т.д. в этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
В городах и сёлах области приблизительно 50 памятников архитектуры республиканского и местного значения. Все они находятся под охраной государства. Во время экскурсии дети узнают массу нового и полезного для себя, вызывают гордость за свой родной край.
В нашем городе есть старинные красивые здания, имеющие историческую ценность (Дом купца Юцефовича, дом купца Аркеля и т.д.).
Барельеф Ш. Уалиханова и Ф.Достоевского открыт 25 февраля 2005 года в присутствии президента РК Н.А. Назарбаева. Эта памятный знак дружбы казахского учёного Ш. Уалиханова и известного русского писателя Ф. Достоевского – стал символом вечной дружбы Казахстана и России. Барельеф установлен на здании областного краеведческого музея.
Памятник героям ВОВ. Проходят годы, сменяют и уходят в прошлое события, они никогда не померкнут в памяти северо-казахстанцев беспримерный подвиг их земляков, отдавших все силы для спасения Родины. В ПКиО высится 16-метровый обелиск. Этот памятник северо-казахстанцам, не вернувшимся с ВОВ.


В районе драмтеатра им. Погодина сразу несколько памятников. Проводя экскурсии к этим памятникам необходимо рассказать об истории их создания.
Митинг на театральной площади Петропавловска, посвящённый открытию мемориального комплекса славы, стал событием, объединившим времена и поколения. 6 ноября 1979 года на площадь пришли тысячи петропавловцев – совсем юные и люди преклонного возраста. Они собрались здесь, чтобы склонить головы перед святой памятью павших за будущее, за наш сегодняшний день. Форма этого памятника необычна – 4 устремлённых в небо пилота. Открывает мемориальную композицию скульптурные группы. Слева – юноша-казах верхом на коне, рядом боец- красноармеец с развивающимся знаменем. Справа – солдаты ВО тесно прижавшиеся друг к другу, они как бы заняли круговую оборону, исполненные решимости остановить врага. Готовность бороться до конца, не жалея жизни во имя победы, объединяет скульптурные группы в единый образ Пламенного борца.
16 июня 1999года там же был воздвигнут памятник легендарным героям казахского народа Карасай-батыру и Агынтай-батыру. 2 бронзовые фигуры воинов в доспехах стоят плечом к плечу, у каждого в руке пика, перед собой батыры держат щит. 22июня 1999года состоялось открытие памятника в присутствии Президента РК.
Совсем недалеко от нашего интерната находится обелиск в честь воинов-афганцев, исполнявших свой воинский долг во время войны в Афганистане. Более тысячи северо-казахстанцев приняли участие в военных действиях в Афганистане. 46 жизней наших земляков унесла эта война. Летом 1999года был заложен памятный знак, а в 2002году на этом месте появился скромный обелиск Славы. Здесь ежегодно 15февраля в день вывода Советских войск из Афганистана встречаются воины-афганцы и их родственники для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений.
Ежегодно мы посещаем областной историко-краеведческий музей. Дети любят туда ходить. И ведь это не просто так. Ребята вспоминают прошлые свои посещения, сравнивают, обсуждают перемены. Экскурсовод рассказывает очень интересно и доступно для понимания детей. В музее накоплен большой материал по истории города Петропавловска, ВО войны, современной истории края. Сейчас музей - единый комплекс, в котором нашла отражение история края с древнейших времён до современности.
На основе документального материала раскрывается тема образования казахского народа, становление Казахского ханства. Ребята любят слушать материал по ВОВ, о боевых подвигах северо-казахстанцев. Они читают старые, уже пожелтевшие, документы, письма, приказы. Всё это вызывает чувство гордости за свой народ, за своих соотечественников, которые боролись за свободу своих потомков.
Также мы посещаем музей «Резиденцию Абылай хана». Там дети узнали много нового и интересного о жизни крупного государственного деятеля. Абылай хан стремился сохранить казахскую государственность, укреплял экономические связи. Он сыграл немаловажную роль и в истории возникновения крепости св. Петра. Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономических отношений между Российской администрацией и ханской властью.


Интересен зал, где показано как жил хан (обстановка юрты, его кровать с пологом, всё в коврах. Преобладающий цвет во всём- красный).Также детям очень понравилась экспозиция с Абылай ханом. Настолько реально он выглядит, кажется, что он живой. Дети много фотографируют обстановку, самого хана. Посещение музея «Резиденции Абылай хана» вызвало у ребят чувство гордости за свой город. Что именно здесь жил великий хан, сделавший так много для народа.
Память о прошлом хранят не только музейные стенды и мемориалы, она живёт в названных улицах и площадях.
Воспитанию чувства патриотизма способствуют также встречи с ветеранами труда, войны. Выходя с детьми на празднично украшенные улицы города к 9 мая, они видят как народ искренне и с огромным уважением поздравляют ветеранов войны. Ребята сами смотрят на них с восхищением. Дети знают, что была война, в которой погибло огромное количество людей. Но победа осталась за нами. И это идут по улицам именно те люди, которые разгромили врага.
Ещё наши ребята побывали в Астане. Сам авиа-перелёт интересен и необычен для них. А уж экскурсия по столице нашей Родины… Дети очень много фотографируют красивых мест, достопримечательностей. Рассказывали по приезду об увиденном тем, кто не был там, делились впечатлениями.


С ребятами можно и нужно практиковать походы по памятным местам не только города, но и села, и родной деревни, встречаться с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Только так, на конкретных примерах, можно реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле, к людям. Помимо этого экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с истинными памятниками истории здесь и сейчас.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, проведение экскурсий к памятникам и в музеи, на праздничные улицы города, встречи с ветеранами – это и есть оно из направлений духовно-нравственного воспитания нашего молодого поколения. Мои воспитанники через традиции своего народа приобрели опыт духовно – нравственных ценностей: уважительное отношение к родному краю, Родине, символам и законам государства, старшему поколению, друг к другу.

1. И.Н. Красноштанова., БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников.

Дошкольное детство - это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка ничинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей....читать полностью

2. Л. В. Мазур., БДОУ г. Омска «Детский сад №361»

Воспитание миролюбия у старших дошкольников средствами краеведческого материала в системе ДОУ.

Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения общению дошкольников это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников возрастных групп разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при непосредственном участии нас, взрослых.

Наличие терпеливого педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В диалоге с семьей основа принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаем важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности....читать полностью

3. Сопова О.В., БДОУ г.Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»

Развитие у детей доброжелательных отношений в игровой и образовательной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать....читать полностью

4. Цырульникова А.Ю., БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида»

Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв...читать полностью

5. Е.В. Афошина, Е.В. Нечипоренко, БДОУ г. Омска «Детский сад № 344»

Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными. В свое время ещё Люк де Клапье Вовенарг говорил, есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство...читать полностью

6. Белов С. А., ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никто не будет отрицать, что формирование личности у подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач всего общества и в частности педагога и преподавателя непосредственно участвующих в процессе воспитания и обучения.

Стремясь к достижению гармонии в образовании и воспитании повсеместно во все века, независимо от характера приобретаемых специальных знаний и умений в школах и университетах преподавались основы рисования, музыки и хореографии. А с приобретением человечеством книг Библии и особенно Евангелия во главу угла был поставлен «Закон Божий», дающий учащимся правильное самосознание себя как человека созданного по образу и подобию Божьему и миропонимание земной жизни и жизни вечной.

Всем известно, что любая наука или знание до тех пор имеет логику, пока находится в определённой системе координат земного бытия. За гранью земной жизни в мире не видимом, земные науки не представляют ни какой ценности и теряют всякий смысл....читать полностью

7. Глухова И.В., Манойло И.Н., Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский автотранспортный колледж»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»

Святая память… Она не только в местах, возрожденных из пепла забвения. Память, прежде всего, в сердцах и руках тех, кто помогает ее вернуть потомкам и современникам, не позволяет забыть о себе.

Возрождение и очищение наших душ начинается с возведения православных храмов на Руси. Любовь, милосердие, сострадание и добродетель - эти духовные ценности, всегда отличающие россиян, подвигают нас на добрые дела.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом, что закреплено Законом РФ «Об образовании». В данном документе определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения - гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?....читать полностью

8. Еремеев А.В., Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Cовременные эволюционные теории и христианское видение мира.

Вопрос о возможности эволюционного возникновения биологического мира во всей его сложности и разнообразии давно стоит на повестке дня в диалоге науки и религии. По мнению Ч. Дарвина, суть теории эволюции посредством естественного отбора состояла в том, что она давала объяснения существования сложных адаптаций, отличные от чудотворных. При этом Ч. Дарвин писал: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение». По сути, здесь ставится вопрос о существовании сложных биологических систем с большим числом взаимодействующих компонент, таких что каждая компонента не выполняет какой-либо полезной функции в отрыве от системы. Для характеризации таких систем известный специалист по микробиологии М. Бихи ввел термин система с неснижаемой сложностью и рассмотрел три примера: бактериальный жгутик, свертывание крови и иммунную систему...читать полностью

9. Исаханян Т.В., БДОУ г.Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400», Сало Е.Б. БДОУ г.Омска «Детский сад № 365»

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, музыкально-психологическое воспитание и сотрудничество с семьей.

Музыка - воспитатель души. Во все времена высоконравственные личности наиболее близки к искусству, в том числе - к музыке. Можно перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я узнаю, насколько ты воспитан». Проблема нравственности существует во все времена. В сегодняшней России важно восстановление личности, чтобы духовные ценности стали превыше материальных. Основы закладываются в дошкольном возрасте - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности, а духовность - основополагающее условие для развития творческой и инициативной личности. Чтобы у детей были представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе: его надо формировать, взращивать, лелеять на понятном, близком, доступном по содержанию материале....читать полностью

10. Левшина Н. С., БОУ города Омска «СОШ №41».

Проектно-исследовательская деятельность школьников в БОУ города Омска «СОШ №41» на внеклассных занятиях по духовно-нравственной культуре.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Следует отметить также ценностную установку на истину в исследовательской деятельности; её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, её главная цель - установление истины, «того, что есть».

Проектно-исследовательская деятельность, посредством которой происходит интериоризация духовных ценностей подростков, нами организована с 2004 года на внеурочных занятиях по духовно-нравственной культуре, а затем и в рамках деятельности школьной площадки Интел «Путь к успеху. Учимся с Интел», тьютором которой с 2008 года является автор данной работы. Программа «Учимся с Intel» была разработана первоначально для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления...читать полностью

11. М.А. Грабар, казенное образовательное учреждение Омской области «Средняя школа № 3 (очно - заочная)».

Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он - просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям....читать полностью

12. Макуха Е.А. БДОУ г. Омска "Детский сад № 247 комбинированного вида"

Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившемв силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования. Но изучение религии и вера в Бога - это не равнозначные понятия...читать полностью

13. Суркова Г.В., БОУ г. Омска «Гимназия № 12» имени Героя Советского Союза В.П. Горячева.

CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ

Мы хотим представить результаты взаимодействия методического объединения учителей курса ОРКСЭ САО г. Омска с социальными партнерами. В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе инновационных проектов, стали победителями и получили поддержку от Департамента образования Администрации города Омска на осуществление методической поддержки в образовательных учреждениях САО на базе тьюторского центра БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Составлен календарный план работы центра, с которым слушатели были ознакомлены на первом заседании...читать полностью

14. Тагильцева И.М. Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой справедливо оценил роль казачества в истории России, отметив, что «казачество создало Россию» . Большие надежды связываются с казачеством и на современном этапе развития нашей страны. Закономерно, что президент Путин В.В. инициировал разработку стратегии развития российского казачества до 2020 г., которая стала руководством к действию заинтересованных в развитии казачества сторон. Одной из таких заинтересованных сторон является Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», интегрирующий программы среднего и высшего профессионального образования, по которым обучается свыше 3000 студентов. Девиз нашего вуза отражает его целевую установку: «Образование высшего качества для успеха страны и поддержки казачества»....читать полностью

15. Фалалеева И. А., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Из истории первых библиотек на Руси.

Появление книги и библиотеки на Руси связано с принятием христианства и относится к концу IX- Xв.

"С первых моментов появления книги на Руси, она имела важное значение. Древняя Русь прокладывала свой путь к цивилизации, опираясь, прежде всего, на книгу. Христианство распространялось на Руси с помощью книги, воспитавшей собственных пророков и ревнителей христианской веры, учивших народ живым примером. Через книгу знакомились русские люди с жизнью и преданиями западных стран, «включенные в книжные свитки западные и византийские сочинения становились органической частью свода древнерусской литературы» .

Один из первых «книжных» людей древней Руси, предположительно преподобный Никон Великий, писал уже о князе Владимире как об основателе книжного образования и знания на Руси, который «вспахал» книжным просвещением сердца своих подданных: «Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал - вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий. Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина»...читать полностью

16. Хомякова А.Е., БОУ СПО ОО ККИИ

Воспитание души - истинная цель учебно-воспитательной деятельности педагога (к вопросу о русском национальном характере на фоне реалий ХХ1 века).

Особенности социокультурной ситуации нашего времени заключаются в противоречии современных реалий. Это, с одной стороны, молчаливое согласие государства на разрушение духовно-нравственных ценностей у молодежи средствами медиакоммуникаций. А с другой стороны - призыв государства к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В результате такой политики все, что делается в этом направлении усилиями педагогов нивелируется, размывается действиями СМИ. Но отказываться от этой работы нельзя. Поэтому мы, педагоги, стараемся внести свой посильный вклад в это важное дело. Я, как преподаватель народной художественной культуры, определяю цели своей работы не только как трансляцию знаний о традиционной культуре русского народа, но прежде всего в передаче молодежи духовного опыта их предков.

Д.С.Лихачев в «Письмах к молодым читателям» высказал мысль о том, что для человека и общества главное память. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»...читать полностью

17. Е.М.Чешегорова. Омская Епархия Русской Православной Церкви, Бюджетное учреждение Омской области «Центр патриотического воспитания молодёжи»

От патриотического чувства к патриотическому действию .

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. По всей стране создаются центры патриотического воспитания, призванные скоординировать всю деятельность различных формирований, занимающихся таким воспитанием, и методически обеспечить единые подходы этой деятельности.

Система подготовки молодёжи к службе в армии существует практически во всех развитых государствах. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами и возрождаемый сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уже о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других столпов нашей воинской истории. Мало того, - в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России. Но стоит помнить, что патриотизм выражается не только в готовности служить Родине с оружием в руках, но и работать для её процветания....читать полностью

18. Неделько Н.Г. ОРОО «Трезвый Омск».

Создание инновационно - профилактической среды через межведомственное взаимодействие.

С 2009 г. специалистами РОО «Трезвый Омск» последовательно проводится профилактическая работа в сфере профилактики аддиктивного поведения.

Целью нашей деятельности является:

Пропаганда и распространение принципов трезвости в личной, семейной и общественной жизни жителей города Омска и Омской области.

Построение здорового общества, свободного от алкоголя, табака и других наркотиков.

Мы верим, что сможем когда-нибудь достичь утверждения осознанной трезвости среди всего населения Омской области.

В своей деятельности изначальномы делали акцент на первичной профилактике по противодействию формированию зависимостей среди детей и молодёжи. В настоящее время мы планируем освоить следующий этап в работе: вводить тренинги, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации по формированиюмотивации на отказ от употребления психоактивных веществ....

Марина Мухина
Работа по нравственному воспитанию

РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ МУХИНОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

ГРУППЫ №6 «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми . В нашей группе каждый день детей наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии :

информационные,

коммуникативные,

проблемные,

развивающего обучения,

консультативные,

визуальные,

проектные,

Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Знакомство с родным городом : значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города.

Знакомство с профессиями.

Знакомство с государственной символикой города, районного центра, области, республикой – Арменией.

Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.

Знакомство с героями сказок и их подвигами.

Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.

Знакомство с устным народным творчеством : потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.

Принципы моей работы

личностно-ориентированного общения;

тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;

наглядности;

последовательности;

занимательности;

от близкого к отдаленному;

от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;

опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, городе, стране;

взаимодействие с семьями.

Использую в свой работе следующие тематические блоки :

Блок – «Семь Я» , «Я и Моя семья» , «Я и мои друзья»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать «Моя мама- лучше всех» , «Дети и родители» и т. д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка х игрушек» , «Масленица» , «Осенины»

Блок - «Я и Родина» .

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой , и эта работа , в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала : репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,подвожу их к пониманию, что их поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава» .

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…» , в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего поселка. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

В работе с родителями используем разнообразные формы :

«Круглый стол» ,

семинары – практикумы,

посиделки,

конкурсы как в детском саду, так и районные,всесоюзные.

выставки,

экскурсии.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве : сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю). Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди .

Публикации по теме:

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Дидактические игры по нравственному воспитанию Дидактические игры для дошкольников по теме «Духовно-нравственное воспитание» Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении.

ООД по нравственному воспитанию «Заюшкина избушка» Вид НОД: Интегрированное. Цель: Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору. Задачи: - обучающая.

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.

Презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Одна из основных задач нашего ДОУ: «обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».

«Из святых дел самое святое - воспитание». Святитель Феофан Затворник.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. XXI век… Сегодня Россия переживает один из непростых исторических периодов, но самая большая опасность, подстерегающая наше общество то, что материальные ценности доминируют над духовными, и у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Человечество пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православной культуры следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям села Сухарево. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. «Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства - это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручейков. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Дитя не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» . В.А.Сухомлинский.
Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей планируется в соответствии с «Основной образовательной программой ». С учётом данной программы мы выбрали нужные ориентиры для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, поставили перед собой задачу: научить детей гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, любить Родину такой, какая она есть!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Целью нашей работы является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Это, например, наша гордость мини-уголок «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. Здесь мы знакомим детей с народным фольклором. Также есть уголок «Бессмертный полк», посвящённый Великой Отечественной войне, где представлены фотографии наших земляков, награды, альбомы и многое другое. Работа в этих уголках помогает пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В создании предметно-пространственной среды активное участие принимают работники детского сада и родители. В детском саду оформлены патриотический уголок, зоны патриотического воспитания, где педагоги проводят образовательную деятельность. Для достижения цели по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы:
- Организованная образовательная деятельность.
- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
Данные формы работы мы реализуем через следующие мероприятия:
*Православные праздники: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Спасы», «Посиделки», «Праздник русской берёзки» и др.
*Конкурсы;
*Чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
*Беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Начала мудрости», «50 уроков о добрых качествах», «Помоги ближнему», «Мой дом - Россия» и др.);
*Образовательные проекты («Слава нашей стороне, Слава русской старине! Чтобы дети знать могли о делах родной земли! »);
*Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
*Использование в работе презентации;
*Продуктивная деятельность, выставки «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки», «Берегите всё живое», «День семь, любви и верности».
Большое значение мы придаём экскурсиям.
Экскурсии к памятнику погибшим воинам, в наш мини - музей в библиотеке, к художникам из Москвы знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины. Походы в храм и монастырский комплекс развивают такие качества как доброта, терпение, милосердие, дисциплинируют детей.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери в саду ежегодно проходят посиделки с мамами и бабушками. Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Празднование Дня матери никогда не оставляет равнодушным ни детей, ни мам.
Мы используем различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию, что позволяет заинтересовать детей, мотивировать организованную образовательную деятельность. У детского сада - своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Мы также должны помнить, что дети - это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач современного отечественного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) говорится, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно - нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Исходя из вышеизложенного наш детский сад начал работу по духовно-нравственному воспитанию ещё с момента открытия, т.е. с ноября 2010 года. Мы, педагоги детского сада с.Сухарево Валуйского района Белгородской области, также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2017 - 2018 учебный год являлась:
«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».
Решаем мы эту задачу посредством организованной образовательной деятельности, игровой деятельности в ходе режимных моментов, формирования развивающей среды в группе и помещении детского сада.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.

Проанализировав сложившийся в нашем детском саду кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников. Работа нашего дошкольного учреждения может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог - ребенок - семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач:

Изучение педагогической литературы по проблеме;

Выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;

Создание условий для организации данной работы в детском саду;

Повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.

Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях. Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической литературы. Педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались по разделам:

Православные праздники в детском саду;

Продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

Консультативный и информационный материал для родителей;

Игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Был организован мастер - класс, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В процессе работы педагоги знакомились с храмами Валуйского района и Белгородской области, их историческим прошлым, внутренним убранством.

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В оформлении использованы элементы православной культуры: иконы, подсвечники. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, в рамках проекта оформляются альбомы различной тематики: «Храмы Белгородской области», «Храмы Земли Валуйской» «Святые места России», «Православные святые». Для родителей оформлена информация о православных праздниках и семейных традициях с.Сухарево и х.Кургашки, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разрабатываются памятки и консультации по темам «Православные праздники зимой», «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.

В нашем дошкольном учреждении есть своя ещё небольшая библиотека, где собран теоретический и практический материал:

Литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

Литература для родителей и педагогов;

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения организованной образовательной деятельности;

Игры по духовно-нравственному воспитанию;

Иллюстрации.

Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

Игровую: проведение пальчиковых игр «Храм»; дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

Продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся». В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святки», «Рождество Христово», «День Ангела».

Система «педагог - родители». Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Агрессия в жизни ребенка»). Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Новой и, как оказалось, продуктивной для нас формой работы с семьёй, стал поход выходного дня. Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, создании мини - музеев, оформлении различных выставок. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на комплексную программу «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, образовательная область «Познавательное развитие». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальной программы по православной культуре «Добрый мир» под ред. Л.Л.Шевченко и используют технологии из программы «Социализация дошкольников средствами духовно-нравственной культуры» А.В.Пересыпкиной., «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Л.О.Тимофеевой, большим подспорьем в работе стали парциальные региональные программы «Выходи играть во двор» Л.Н.Волошиной, «Здравствуй, мир Белогорья» Л.В.Серых.

Цель работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

Формировать моральное сознание и моральные оценки;

Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)

Тематические выставки детского творчества,

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры,

Экскурсии на природу (красота Божьего мира)

Слушание колокольной и духовной музыки на тематической организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

Анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

Чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

Игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,

Бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

Организованной образовательной деятельности: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»

Экскурсий на работу к мамам,

Заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,

Творческие работы - портреты мам или всей семьи из разных материалов.

Совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском - храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды с.Сухарево и х.Кургашки, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви и монастырскому комплексу.

Дети, под руководством педагога и священника, знакомятся с внутренним убранством церкви, посещают библиотеку, рассматривают колокольню, слушают, звон колоколов и имеют возможность сравнивать.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 58% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу воспитанников; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является - повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения с 2014 года программы «Добрый мир» Л.Л.Шевченко. Методическая работа в ДОУ направлена на решение следующих задач:

  1. активизация педагогов на осознание актуальности проблемы;
  2. повышение профессиональной компетентности педагогов через создание системы работы по внедрению программы «Добрый мир» Л. Л. Шевченко;
  3. обучение эффективным способам работы с детьми;
  4. создание предметно-пространственной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей;
  5. обучение воспитателей эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществлялась в три этапа:

1 этап - информационно - аналитический

2 этап - практический

3 этап - контрольно - оценочный

  1. Информационно-аналитический этап
  1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.
  2. Анкетирование педагогов.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Анализ уровня духовно - нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы увидели, что воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители в большей степени несут ответственность за воспитание детей.

2 этап - практический

Работа по духовно - нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

  1. Повышение профессионального уровня знаний педагогов по данному вопросу.
  2. Создание условий, благоприятных для работы с детьми.
  3. Формирование у родителей активной позиции по вопросам духовно - нравственного воспитания.
  4. Активизация взаимодействия с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Добрый мир», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

Семинары - практикумы - помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей ООД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; мастер - классы. Воспитатель Карташова Н.В. готовится по самообразованию