Ручной труд в детском саду

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.

    Людмила Куцакова - Конструирование и ручной труд в детском саду - Программа и методические рекомендации - Для занятий с детьми 2–7 лет 1

Людмила Куцакова
Конструирование и ручной труд в детском саду
Программа и методические рекомендации
Для занятий с детьми 2–7 лет

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Предисловие

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Программа по конструированию и ручному труду

Первая младшая группа

Конструирование

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

К концу года дети могут

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,

используя большинство форм.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Вторая младшая группа

Конструирование

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.

Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

К концу года дети могут

Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.

Располагать кирпичики, пластины вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Средняя группа

Конструирование

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции ("Построй такой же домик, но высокий").

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

К концу года дети могут

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Ручной труд в детском саду - это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Ручной труд в семейной обстановке тоже необходимо развивать и поощрять. Ребенок должен заниматься изготовлением различных сувениров, поделок, рисовать картинки, лепит из пластилина. Ручной труд в детском саду подразумевает наблюдение за детьми педагога, в семье за ребенком должны следить родители.

Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обожают непосредственно процесс работы и, конечно, ее итог. Игрушка или поделка, сделанная его руками, может стать прекрасным подарком маме или бабушке.

К слову, игрушка, сделанная своими руками, зачастую намного более дорога и интересна ребенку, чем купленная в магазине. Ручной труд в детском саду помогает детям изготавливать своими руками подарки для всех членов семьи: яркое полотенце для мамы, книжную подставку для папы, маленькую сувенирную корзиночку для бабушки. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка.

Требуется хвалить коллективный ручной труд в детском саду детей младшего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это очень увлекательно, во-вторых, делает членов семьи ближе друг к другу. С самодельными игрушками можно не только играть, но и дарить их своим братьям и сестрам.

Для ручного труда в детском саду ребенку нужны коробки разного размера. Из них можно конструировать крошечную мебель, машины, делать прочие поделки. Разумно продемонстрировать ребенку, как можно изготавливать различные вещи одного и того же объекта: машины маленькая и большая из коробок разной величины. Можно заблаговременно поставить перед ребенком цель: изготавливать машины разного размера в зависимости от условий их передвижения. В ходе решения таких задач ребенок развивает конструкторскую смекалку, сообразительность и фантазию.

Пригодятся ему для конструирования самодельных игрушек, автомобильных рулей, маленьких сумочек, игрушек, деталей костюмов своеобразные отходные материалы: разные катушки, проволока разного цвета, шнуры и поролон, куски пенопласта, лоскуты ткани, картон и бумага разных цветов и прочие мелочи.

Природные материалы тоже важны. Это могут быть шишки, желуди, мох, колючки и репей, древесный гриб, древесная кора, береста. Их них дети могут изготавливать сувениры и подарки в виде животных и птиц. А так же корзинки, ведерки. Можно даже делать разные картины и панно.

Для ручного труда в детском саду требуется иметь в распоряжении дома самый элементарный инструмент: маленький молоток, небольшие клещи, ножик с острым концом, пилу, рубанок для детей, маленькое шило с коротким острием, маленькие и большие кисточки для клея, канцелярский клей или ПВА, синтетический, а также кусочек столярного.

Инструменты и материалы должны храниться таким образом, чтобы ребенок, после занятий, мог самостоятельно их убирать. Материалы, нужные для ручного труда, хорошо хранить на небольших полках или в маленьком ящике, разделенном на несколько отделов. Материалы можно разложить по разновидностям.

Наталья Осадченко
Ручной труд в ДОУ

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В. А. Сухомлинский)

(Слайд 1)

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд .

Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Что же такое ручной труд ? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.

Особенностью ручного труда является то , что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами , которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам : «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок, пуговиц и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Все эти техники определены требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой и в соответствии с ними поставлены цели, задачи, направления работы и принципы построения педпроцесса, методы и приемы обучения, этапы работы.

(Слайд 2)

Цель :

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

(Слайд 3)

Задачи :

Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

Изготовление поделок вместе с родителями.

Воспитание трудолюбия , аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

(Слайд 4)

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности . Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

(Слайд 5)

Принципы построения педагогического процесса.

От простого к сложному.

Системность работ.

Принцип тематических циклов.

Индивидуального подхода.

(Слайд 6)

Методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь) .

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .

(Слайд 7)

Этапы работы.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

(Слайд 8)

Занимаясь разными видами ручного труда , дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.

Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду , формируются навыки учебной деятельности : умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда , способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Публикации по теме:

"цветы примулы" в подарок маме. Материал:белая бумага формат А4 с рисунком для открытки, цветная бумага (зеленая, красная, желтая) ножницы,.

Яблоко из пластилина (Ручной Труд) Тема: Яблоко из пластилина Цель: Учить детей лепить яблоко из пластилина Задачи: Продолжать учить работать с пластилином; учить соединять.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ручной труд в детском саду способствует.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности.

требования к организации ручного труда в детском саду

  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло.

Сохранение и возрождение декоративно-прикладного искусства свидетельствует об истинном понимании глубокой роли традиционной народной культуры, его большом социально эстетическом значении в жизни общества, в решении проблемы оптимального использования ручного творческого труда в современную эпоху.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Декор - от латинского слова decoro: украшаю. Произведениями декоративно - прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника.

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа.

Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его насущных потребностей, существующее как одна из граней среды обитания. Оно в свою очередь оказывает повседневное воздействие на людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы. Поэтому выработка у детей умение понимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно - прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете - культуры быта, взаимоотношений между людьми.

Творцами народного искусства были крестьянские умельцы и посадские ремесленники. Но цели их творчества были неисходными, поэтому и характер изделий различен. Крестьянские мастера создавали нужные в хозяйстве и быту вещи,

И их особенности во многом определял размеренный ход жизни, близость к природе. Творчества нехудожественного народ не знал! Всему придавалась красота линий, формы, узора, цвета - и сохе, и прялке, и полотенцу, и посуде.

Жизнь народа всегда была слита с природой, которая давала доступный материал (глину, кость, дерево, лен, металл) и подсказывала способы его обработки, а также служила источником содержания искусства, влияла на его мотивы, эмоциональный строй.

Крестьянские изделия - деревянная утварь, мебель, орудия труда, одежда, вышивка, ткани, игрушки - поражают красотой и совершенством форм, гармонией узоров. Но особенно красивы вещи праздничного обихода и предназначенные для детей. Первые, наряду с песней, танцами музыкой играли важную роль в дни праздников, гуляний, во время исполнения обрядов и различных ритуалов. Женщины надевали нарядную одежду и красочные головные уборы, украшали избу вышитыми или ткаными полотенцами, коврами ручной работы, праздничной утварью; еда гостям подавалась на расписных блюдах, напитки в долбленных расписных ковшах в виде ладьи или утки, в керамических сосудах. И сейчас все эти квасники, прялки, лукошки, дуги, подзоры, ковры, кокошники, пряничные доски рассказывают нам о мудрой простате взглядов и вкусов многих поколений крестьян и хранятся в музеях как образцы высокого народного искусства.

Изделия декоративно - прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту впечатлений, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника.

Знакомство с народно-прикладным искусством на занятиях по ручному труду помогает детям почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме.

Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовлетворение.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий.

Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Трудовое обучение и трудовое воспитание в детском саду необходимо решать в тесной взаимосвязи. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание различных видов навыков: формируются продуктивные действия, навыки планирования, организации «рабочего места» самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы, бережного отношения к материалам.

Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.

Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации - непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога.

На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.

Целью обучения детей художественному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку - домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия - сформировать навыки изготовления поделки.

На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа - умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда».

Обучая конструированию из соломки (объемных фигур: девочка, ангел, звезда) можно использовать схемы, где изображена последовательность изготовления поделки.

Чтобы дети во время художественного труда смогли самостоятельно выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения, из которых дети должны понять, в каком месте согнуть соломку, где перевязать шпагатом, какое место смазать клеем.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда. Например: «сегодня вы сделали красивую куколку - говорит воспитатель, - научитесь рассматривать схему, где и как сгибать соломку, где и в каком месте перевязывать шпагатом. А теперь вы сами сможете сделать и другие предметы. Смотрите сколько разных игрушек можно сделать. (Выставляет рисунки поделок, требующих подобного способа работы). А зачем нужно делать такие поделки?». Дети отвечают: «Подарить малышам, украсить елку».

«Правильно, - одобряет воспитатель, можно малышей порадовать, другу своему подарок сделать и т. д. Рисунки игрушек я положу в уголок труда. На занятиях студии «Умелые руки» вы будете их рассматривать и делать игрушки».

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в большом количестве.

В эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа, шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, игрушек. В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение была прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев.

Распространенным материалом для плетения была и соломка.

Плетельщики из соломы создают своего рода пространственные конструкции, поэтому в их творчестве немало общего с работой скульптора, хотя, конечно, лишь условно поделки из соломки могут быть отнесены к декоративной скульптуре.

Из соломки мастера делают не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц. В ход идет любая солома, но в России чаще пользовались стеблями спелой ржи. Стебли очищали от листьев, вымачивали в течение нескольких часов в воде, после чего солома была готова для работы. Плели соломенные шляпы, декоративные корзиночки, делали игрушки.

Употреблялась солома и в качестве отделочного материала - соломенные полосы в затейливом переплетении геометрического орнамента наклеивали на деревянные шкатулки

Соломенные скульптурки невольно напоминали стихотворные строки:

В поле колосья во всю золотятся,

А из соломки лошадки родятся!

Люлька родиться, и птица родится…

Если ее оживит Мастерица.

И аппликации из соломки известны давно и пользуются популярностью до сих пор. Для работы с соломкой необходимы обыкновенные ножницы, пинцет, кисточка и бумага.

Соломка очень простой и доступный материал, поэтому трудностей при ее заготовке не возникает. Для работы можно использовать соломку пшеницы, ржи, ячменя, овса, а также дикорастущих растений - тимофеевки, мятлика и др.

Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобрел золотистый цвет.

Срезать нужно среднюю и нижнюю часть стебля с узелками - коленцами. После обмолота комбайном солома не годится для работы.

Солома не портится, ее можно долго хранить. Стебли очищают от листьев, заворачивают в бумагу и связывают в пучки. Хранят в сухом месте.

Что такое макраме? Многие полагают, что это какой-то новый вид рукоделия. И ошибаются! История макраме, ручного узелкового плетения насчитывает не одно тысячелетие. Просто в наше время возродился (в который раз) интерес к нему.

На протяжении веков узелковое плетение служило самым разным целям. Древний Восток знал узелковую грамоту, первые мореплаватели плели цепочки - талисманы и привязывали к верхушкам мачт; в Древней Греции узлы использовались при лечении переломов; инки в Перу вязали ожерелья - четки, ток называемый турецкий узел был излюбленной головоломкой… В новое время узелковое кружево стало широко использоваться как украшение, сначала в Италии, затем в Северной Европе, в Англии.

Те немногие мастера, которые владели техникой плетения, очень гордились своим искусством. Они создавали скатерти, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов, дверные шторы.

В разные времена эта работа называлась по-разному: мексиканское кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома. Словом «макраме» (в переводе с арабского оно означает: тесьма, бахрома, кружево) - узелковое плетение стали называть только в XIX веке. За свою многовековую историю макраме забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь.

Макраме работа очень интересная и разнообразная. Дети с удовольствием занимаются плетением. Исполнение ее только кажется трудным. Не даром говорится: «Глаза бояться, а руки делают». Запасаясь некоторым терпением, освоив два - три узла и проявив фантазию, можно выполнить красивые и нужные вещи.

Для работы нужно иметь полумягкую подушку размером см., булавки, ножницы, клей.

Основное требование к материалу для плетения: он должен быть туго скручен, чтобы узлы получились рельефными, и вещь хорошо сохраняла форму: это сутаж, бельевая и пеньковая веревка, нитки хлопчатобумажные № 10, суровые нити, соломка синтетическая, шелковый шнур, шелковая рыболовная леска.

Для отделки изделий пригодятся деревянные бусы, металлические, пластмассовые и деревянные кольца, брошки, шары, палочки.

Способом макраме можно сделать много красивых вещей: скатерть, шаль, занавеску с бахромой, салфетку, газетницу, сумку, кашпо. Простор для творчества неограничен.

Флористика - это искусство комбинирования засушенных растений для создания картин и панно. В процессе работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Посмотрите на малышей: как они любознательны и как нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир! Их игры - это созидание, творческий поиск. Берутся за любое дело и верят: оно им по плечу! Стараются все сделать красиво.

Программа по флористики является интегрированной. Ее содержание включает в себя знания о природе, об истории родного края, об изобразительном искусстве, литературе.

Флористика старинный вид декоративно-прикладного искусства; он подразумевает использование только природных материалов: цветов, листьев, корней, ягод, семян, для создания натюрмортов, пейзажей, орнаментов, композиций. Помимо цвета она дает интересную фактуру: ворсистость, рубчатость и т. д. Работы, выполненные в этой технике, - хороший сувенир близким и друзьям, он напомнит, как хорош окружающий мир, как быстротечна жизнь, пригласит оглянуться вокруг и увидеть вечное и прекрасное.

Задача флористических занятий в детском саду заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой.

«Природа полна волшебных тайн» - это главное, что дети должны осознать на занятиях по художественному труду.

Природа может многое подсказать и вдумчивому конструктору, и художнику. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным.

Работа по флористике начинается с замысла. Его сначала нужно воспроизвести на бумаге, т. е. сделать эскиз, потом приступить к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим образом выразить свою идею, необходимо использовать весь арсенал выразительных средств: тщательно подобрать материал, соответствующим образом разложить его, учитывая цвет, форму, контраст.

Составление композиции - творческий процесс. Важно научиться ассоциативно воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы.

У флориста, работающего с растительным материалом и владеющего знаниями о растениях, может возникнуть множество ассоциаций, способных дать неожиданное, свежее направление всему творческому процессу. Никудышных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.

Эстетическое отношение к природе появляется тогда, когда любуешься ее красотой. Работа над картиной из листьев дает возможность осуществить органическое единство «человек - природа».

Работать в соавторстве с великой и доброй художницей - Природой - огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством природного материала, обладающего разнообразнейшими формами, цветовыми решениями, активной динамикой и т. д.

Детям для работы нужно приготовить: мелкие кисточки вишни или черешни; семена тыквы, подсолнечника, дыни, арбуза, кабачков, огурца, перца, яблок, груши, винограда, чечевицы; чешуйки шишек; мелкие семена трав и растений (например, мака, проса и т. д.). В работу пойдут испорченные крупы. Работа с семенами полезна для развития мелкой моторики пальцев рук. В работе по флористике используются, кроме семян, засушенные цветы, листья, стебли разных растений. Используются пластилин и клей ПВА для лучшего крепления природного материала. Фон выполняется из бумаги, обоев или ткани, наклеенных на коробочный картон либо другой, пригодный для этой цели материал. Работы можно покрыть прозрачным мебельным лаком, это придаст им долговечность и более эстетичный вид, станет хорошим подарком, украсит интерьер комнаты.

Занятия по ручному труду требует от воспитателя серьезной подготовки. Необходимо иметь широкие знания о родном крае. На занятиях по ручному труду детям даются знания из области ботаники, природоведения, истории, изобразительному искусству.

В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:

  • Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
  • «Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
  • Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
  • Широкое использование различных методов в подаче историко-социологических сведений о местных художественных промыслах;
  • Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
  • Участие детей в возрождении забытых, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, видов народного декоративно-прикладного творчества.

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. В семейном воспитании этому виду детского труда также важно уделять должное внимание: формировать интерес, желание изготовить своими руками игрушку, поделку, сувенир, украшение.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.
Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» он смастерил из тонкого картона бинокль, с помощью которого, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) —хорошие подарки взрослому члену семьи к дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.
Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое
4 Заказ 5795
49
из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего.
Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение. Самодельная игрушка, например волчок, вертушка из бумаги, — хороший подарок малышу от его старших брата, сестры, выражение заботы о нем и возможность совместной игры.
Для ручного труда ребенку понадобятся коробки различной величины. Из них можно делать игрушечную мебель (например, из спичечных коробок можно сконструировать и склеить столы, кресла, кровати), автобусы, грузовики и др. Целесообразно показать ребенку, как можно создавать разные конструкции одного и того же предмета: грузовик маленький и большой из коробок разного размера. Можно заранее поставить перед дошкольником-задачу: мастерить такие машины, чтобы одна могла проехать под низким мостом, а другая — под высоким (т. е. конструировать их с учетом определенных условий). В процессе решения подобных задач развивается конструкторское мышление ребенка, его сообразительность, воображение.
Пригодятся ему для изготовления игрушек-самоделок, биноклей, рулей, сумочек, елочных игрушек, элементов костюмов, которые понадобятся для индивидуальной игры или игры с товарищами, так называемые бросовые материалы: катушки, проволока (лучше, если в цветной обмотке), шнур, поролон, пенопласт, лоскуты материи, картон, бумага разных цветов и др.
Из природных материалов (шишек, желудей, мха, колючек, репейника, древесных грибов, коры деревьев, бересты) можно научить детей мастерить сувениры в виде фигурок животных (рыбок, зайчиков, петушков, поросят), корзиночки, ведерки (из бересты) и др.
Для ручного труда необходимо иметь дома несложный инструмент: молоток, клещи, ножик с не очень острым концом, пилу (в распиловочной коробке), детский рубанок, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, "синтетический, а также кусочек столярного.
Хранение инструментов и материалов надо организовать так, чтобы дошкольник мог сам убирать их на место, закончив работу. Материалы, необходимые для ручного труда, удобно хранить на полках или в ящике, разделенном на несколько частей. Материалы можно разложить по видам: коробки, куски картона, ткань, катушки, бечевка и проволока, природный материал, металлические детали от разных предметов (болты, гайки, винты и т. п.). Свое место Должно быть и у инструментов. Приучая детей к порядку, взрослые вначале помогают им раскладывать все по местам, затем лишь контролируют до тех пор, пока у ребенка это не войдет в привычку.
По разрешению взрослых ребенок к концу шестого года жизни может пользоваться всеми этими материалами самостоятельно, а вот время и место работы определяются старшими. Самое лучшее, если есть такая возможность, организовать ручной труд ребенка на воздухе. Дошкольников, прежде всего мальчиков, следует привлекать к работе с деревом вместе с отцом, дедушкой. Ручная работа такого рода под умелым руководством взрослого полезна не только для физического, но и для умственного развития (ребенок решает, что сделать из дерева, учится пользоваться линейкой, соотносит внешний вид будущей поделки с исходным материалом и т. д.).
В пять с половиной — шесть лет ребенок может сделать (сколотить) из дерева, скамеечку, столик, кровать для куклы. Вначале следует помочь ему заготовить необходимые детали, сконструировать изделие, а затем сколачивать его или клеить. Например, дать ребенку два кубика одинакового размера (можно использовать старые кубики с картинками или от строительного набора) и дощечку. Ребенок с помощью молотка из этих деталей сделает скамеечку. Он может сам ее покрасить гуашью или (что лучше) масляной краской. Чуть позже его надо учить распиливать доску; строгать ножом палочку.
В детском саду работа дошкольников старших групп с деревом программой не предусматривается (в группе много детей, трудно обеспечить индивидуальное обучение и наблюдение). В семье иные условия, поэтому рекомендовать этот вид ручного труда вполне целесообразно.
При обучении ребенка работе с деревом особенно важна наглядность. Взрослый показывает детали задуманной конструкции, приемы работы, готовый образец, выполненный им самим. Тогда ребенку-будет и интереснее, и легче работать. Постепенно он овладевает техническими приемами (как правильно вбить гвоздь, вытащить его клещами, пилить, строгать). Детей учат делать.заметки, определяя место будущего распила, для чего к заготовке прикладывается или используется мерка, которую можно изгото-
вить из полоски бумаги (работа с меркой ценна и для развития математических способностей ребенка).
Когда ребенок достаточно хорошо овладеет доступными ему техническими приемами и трудовыми навыками, он уже может фантазировать (это следует всячески поощрять), например придумать какую-то новую конструкцию. При работе с деревом можно использовать и полуфабрикаты, которые имеются в магазинах «Детский мир», но надо следить, чтобы, решив сделать что-то, дошкольник не сразу принялся сбивать, сколачивать отдельные детали, а вначале отобрал бы их, сложил задуманный предмет, а затем бы склеивал, сколачивал детали или, отобрав нужные детали, определил место «будущего распила.
Кроме игрушек, сувениров, детей можно научить, изготавливать макеты (см.: Нечаева В. Г. Ручной труд//Вос-питание дошкольника в труде. — М., 1983), например «футбол» или «хоккей». На прямоугольной картонной подставке (30—50 см) с бортиками (1,5—2 см)—поле — с двух сторон ставят ворота, прочно приклеивая их к полю, которое в зависимости от содержания игры может быть зеленым (футбольное поле) или серо-голубым (поле для игры в хоккей). На поле размещают фигурки игроков, их делают из желудей (туловище), пластилина (голова) и тонких палочек (руки и ноги). Для прочности в желуде шилом делают отверстия, в которые вставляют руки и ноги человечков. Чтобы фигурки были устойчивы, их надо прикрепить пластилином. Из пластилина можно сделать мяч или шайбу. Дети делятся на две команды и, переставляя фигурки, охотно разыгрывают футбольные матчи.
Можно делать макеты на сказочные сюжеты — «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. С их помощью дети охотно пересказывают сказки, иногда рассказывают их младшим брату, сестре.
В некоторых семьях детей привлекают к участию в подготовке к театрализованной настольной игре, например по сказке «Три медведя». Из детской книжки можно перевести (через папиросную бумагу) фигуры животных, девочки, ее мамы, вырезать фигуры, наклеить их на картон, с обратной стороны сделать подставки, чтобы фигурки не падали, вылепить из пластилина три миски, смастерить из коробок три стула, кровати (разных размеров), стол. Дети с удовольствием помогают взрослым, особенно радует их перспектива разыгрывания сказки. Если в семье есть ребенок школьного возраста, подготовка к показу представления возможна без участия взрослых. Совместный
52 . труд, последующая игра имеют большое значение для творческого развития ребят, укрепления дружбы между ними.
В ручном труде особое место принадлежит конструированию различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки, фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным"образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к «копанию» в настоящих механизмах.
Отец семилетнего мальчика рассказывает: «Везде, где только можно, я искал сломанные приборы, механизмы или их детали. Основное требование: побольше винтиков и гаек. Вначале вместе с сыном рассматривали принесенный предмет (например, будильник), уточняли его назначение, затем я разбирал его на глазах у сына, аккуратно раскладывал детали., А потом мы вместе начинали сборку. Через некоторое время сын трудился уже самостоятельно, и довольно успешно... Интерес к технике, приобретенные сыном навыки оказались очень полезными, когда он пошел в школу».
Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном- ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе.
Для формирования у ребенка привычки замечать неполадки в костюме, поломку игрушки и т. д., важно, чтобы взрослые вовремя напоминали ему об этом, вместе с ним наводили порядок, поощряя самостоятельность, отмечали его достижения, сами были аккуратны и внимательны.
Трудовое обучение детей в современной школе строится по новой программе. Если прежняя основывалась главным образом на пассивной деятельности ученика (работа по образцу или шаблону), вооружала его лишь самыми элементарными навыками, то новая программа, даже начальной школы, нацелена на развитие у детей конструкторских умений и способностей, технических навыков и умений. Школьники должны уметь создавать вещи, полезные для других людей, эстетически привлекательные. Они работают с бумагой и картоном, природными материалами,
53 пластмассой и пластилином, деревом и металлом, тканями, создают разнообразные по конструкции изделия- (учебные пособия, бытовые предметы, игрушки, сувениры). Важный вид учебного труда — техническое моделирование включается в программу с первого класса.
В процессе самостоятельной работы ребенка, а также совместной с другими членами семьи да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребенка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.
Загадки — маленькие логические задачи — используют для поддержания у ребенка интереса к миру вещей, сделанных человеком, к орудиям труда с целью систематизации знаний и понимания существенных связей явлений живой и неживой природы и др.
Маленького роста я, Он охотно пыль вдыхает,
Тонкая и острая. Не болеет, не чихает.
Носом путь себе ищу, (Пылесос) За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой) Овсом не кормят, Кнутом не гонят, Длинной шеей поверчу, А как пащет,
Груз тяжелый подхвачу, Семь плугов тащит.
Где прикажут, положу, (Трактор) Человеку я служу.
(Подъемный кран) Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдет на грядки. Мойдодыру я родня, (Лейка) Отверни-ка ты меня,
И холодною водою Из горячего колодца
Живо я тебя умою. Через нос водица льется.
(Водопроводный кран; (Чайник)
Пословицы и поговорки о труде, смысл которых ребенку надо пояснить, играют существенную роль в воспитании активных нравственных установок ребенка, в формировании мотивов труда: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Нет больше позора, как не выполнить уговора», «Чем на «авось» да «небось», лучше вовсе дело брось», «Муравей не велик, а горы копает», «Тяп-ляп — готов корабль. Хотел прокатиться, да боюсь утопиться», «Не спеши языком, торопись делом» и др.