Рождественские колядки в старшей группе. Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота. Игра с веревочкой

Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. познакомить с обрядом колядования.

2. приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам.

3. воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Материалы и оборудование: домик, музыкальные шумовые инструменты, платочек и маска бабы Яги для игр.

Предварительная работа: разучивание колядок, хороводов, игр.

Ход развлечения:

Звучит русская народная мелодия. Заходят ряженые (дети) играют на музыкальных инструментах, осыпают зрителей зерном и поют:

Сею, сею, посеваю

С Рождеством Вас поздравляю!

Пришла Коляда,

Отворяйте ворота!

Открывай сундучок!

Доставай пятачок!

Нам на орешки!

Нам на потешки!

Дети встают в круг. Звучит колядка «Пришла Коляда».

1. Пришла Коляда, сидя на коне.

Ой, Коляда, колядин двор.

2. Принесла Коляда, решето блинов.

Ой, Коляда, колядин двор.

3. Решето блинов, гостю пирогов.

Ой, Коляда, колядин двор.

Хозяюшка: Сейчас я вам расскажу одну историю.

Давным-давно, много лет назад, на Земле родился небесный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего сына Иисуса-Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня рождения Спасителя на Земле наступило новое время. С этого момента во всем мире стали отмечать Великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января.

Весь день перед Рождеством (6 января) в Сочельник весь день ничего не ели до первой звезды. Еду готовили заранее, отваривали рис, добавляли в нее мед –каша эта была символом плодородия. Если каша оставалась, ее разносили вечером по домам бедняков, чтобы те отпробовали «богатую кутью». Вечером шли в церковь на службу до 4 часов утра, придя домой, отдыхали и утром начинали славить Рождество Иисуса Христа. По домам ходили дети и тоже славили Рождество Христово:

Ангел к нам с небес спустился, и сказал: «Христос родился! »

Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить.

Спой нам в этот ранний час, спой, что праздник у нас.

Рождества восходит Свет, в ночь святую мрака нет.

И Благодарили их выпечкой, конфетами, денежками за прославление Рождества.

На Рождество всегда зажигались огни на елках, а молодежь и дети ходили по дворам и колядовали. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора к двору, но не просто стучались и просили гостинцев и денег, а пели специальные песни и колядки.

1 ребенок: Коляда-Маляда! Ты подай пирога!

2 ребенок: Не подашь пирога- мы корову за рога!

3 ребенок: Подашь пирога- будет рожь чиста!

4 ребенок: Будет рожь чиста, обмолотиста!

5 ребенок: Будет с колоса по хлебу! С зерна по пирогу!

А с 8 по 19 января (до Крещения) - время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым веселым. Вот и мы сегодня с вами будем праздновать, петь и веселится.

Ребят, а давайте споем песню «Веселого Вам Рождества» .

Песня: «Веселого Вам рождества» .

Скомор1: Здравствуйте, красны девицы!

Скомор2: Здравствуйте, добрые молодцы!

Скомор1: Добрый день, всем людям добрым.

Скомор2: Поздравляем с Рождеством и с Новым годом!

Скомор1: Все на колядки пришли сюда ребятки!

И овсень и коляда будут с нами, да!

Скомор2: Собирайся народ, на наше представление!

Скомор1: Веселись, народ, будет всем угощение! (по животу себя погладить)

Скомор2: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Скомор1: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Скомор2: Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Скомор1: Все за нами повторяйте,

Да смотрите не зевайте!

Игра «Вперёд четыре шага» +

Скомор2: Мы принесли вам интересную игру, она про сказки, а называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Скомор1: В магазин я заходил, шарики для вас купил.

В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секретик отгадает, тот конфетку получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – загадкой внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает)

Загадки: 1. Он слетает белой стаей

И сияет на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег) .

2. Что за звездочка такая

На пальто и на платке_

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь вода в руке? (снежинка)

3. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохатулька,

Зимний леденец… сосулька.

4. Все его боятся,

Больно может он кусаться

Прячьте уши, прячьте нос

Ведь на улице … .мороз.

Хозяйка: И загадки разгадали. А теперь пора плясать, себя в танце показать.

Общая пляска-хоровод «Новогодняя ночь»

Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга

Баба – Яга:

Я – бабулечка лесная

Обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать!

Здравствуйте ребятишки, кочерыжки!

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Игра «Ведьмина метелка»

(игра проводится в кругу, под музыку Баба Яга по кругу на полу крутит метелку, а ребята должны подпрыгивать, не давая себя запятнать метелкой)

Баба Яга: Ой, что я вам скажу, ой, очень интересное расскажу.

Ведь мы жители лесные, веселые, озорные,

В Старый Новый Год, любим гадать.

Можем вам сейчас, и показать, хотите?

Только, чур, внимательно смотрите.

Гадания на горшочках.

Гадание на горшочках

Посередине зала ставят лавку, на ней 6 закрытых горшочков; девочки идут по кругу со словами:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется.

Девочки поочередно достают из горшочка вещи, которые находятся внутри каждого из них; музыкальный руководитель комментирует значение содержимого того или иного горшочка:

Полотенце - полотенце далеко расстилается - ждут тебя дороги, путешествия.

Булка - мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет, благополучие.

Колечко - Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, будут женихи.

Лента - Через поле идучи, русу косу плету, шелком переплетаю, золотом перевиваю. Лента - к богатству и прибыли.

Прутик - это к веселью, к новой игре

Хозяйка: Во что же с мальчишками сыграть?

Игра "Обруч».

Два обруча, мальчикам завязать глаза; кто на четвереньках сможет пролезть сквозь обруч.

Скомор1: Баба Яга, Баба Яга, а не хочешь ли ты пирога? С луком, с перцем с комариным сердцем.

Баба Яга: Хочу милок, кто ж не хочет то?

Тогда вот тебе пирог!

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог.

Испекли мы пирог, положили на порог,

Да экий он высоконький,

да экий он широконький!

Да экий он мягошенький!

Режь да ешь!

Скомор2: Вот еще одна игра, собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!

Игра «Шалунишки»

Дети располагаются по залу и встают врассыпную

Баба-Яга:

что с ногами не пойму

вправо, влево носятся.

не стоят они на месте

так плясать и просятся!

Свободная пляска под веселую музыку. В танце Баба Яга вызывает всех плясать. Музыка останавливается, дети рассаживаются.

Баба-Яга: А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а то все забудете и ничего не сбудется (бросает детям звездочки)

Скомор1: Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра.

Скомор2: Пышных пирогов, мягоньких блинов.
Кому песни поем, тому сбудется,
тому сбудется, не забудется!

Хозяюшка: Дети, давайте споем песню для гостей «К нам гости пришли».

Хозяюшка: мы играли, танцевали, Рождество встречали, ну посмотрим и что наколядовали. Открывает мешок с угощением, раздает детям.

Колядовщики: Дай вам Господь всего, всего!

Здоровья, удачи, благополучия!

Счастья тому, кто в этом дому!

Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Развлечение в старшей группе «Рождественские Колядки»

Пухова Светлана Николаевна - Воспитатель МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАО
Цель: Приобщение детей к русским христианским традициям.
Задачи: Ознакомить с традиционным видом рождественского обычая – колядками. Содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников. Воспитывать желание потрудиться для того, чтобы порадовать близких на праздниках.
Предназначение: данное развлечение предназначается для детей старшей 5-6 лет, для молодых воспитателей, для музыкальных руководителей.
Группа оформлена в виде деревни: столы – за ними сидят хозяева (гости - бабушки, мамы..), угощения.

Ведущий: Добрый вечер уважаемые гости. Сегодня мы хотим вам рассказать о месяце январе. Познакомим с традиционным видом рождественского обычая - колядками.
Помогут мне ребята нашей группы. (выходят трое детей и рассказывают друг за другом)
1.Ребенок:
Январь, по-старинному величают «крыша зимы»,
«шапкой». А между тем январь – перелом зимы, перезимье.
Новый год – к весне поворот:
Январь – году начало, зиме серединка.
Месяц январь – зимы государь.
2.Ребенок:
В «святочное время» с 7 по 19 января-
Пели на Руси колядки.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
3.Ребенок:
Обычай «кликать коляду» был известен
По всей Руси: под окнами каждого дома пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году;
Славили хозяев, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Ведущий:
Слышите? И к нам идут ряженые, давайте встретим их.
1. Ребенок:
Ой, к вам мы идём,
Ой, счастье несём,
Песни распеваем,
С рождеством Мы поздравляем!

2. Ребенок:
Коляда, коляда, подавай пирога,
Дай блин, дай кашку.
Свиную ножку, Всем понемножку.
Неси, не тряси – давай, не ломай.
Большой мешок добра
И немножко серебра,
А не будете дарить,
Мы не будем вас хвалить.
Ведущий: А начиналось всё так:
(пастухи; звезда; пещера; девочка – мать держит ребёнка на руках за прозрачными занавесками)
Звучит музыка «Авэ - Мария»

3. Ребенок:
В Рождество Христово
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел.
Вы, люди, радуйтесь,
Этот день торжествуйте
Рождество Христово ликуйте.
4. Ребенок:
Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Ведущий: По обычаю после рождества начинались гуляния.
5. Ребенок:
Кот, кот, на чём стоишь?
На квашне?
Что в квашне?
Квас.
Лови мышей, а не нас.
Игра «Мурка – жмурка»
(одному ребенку завязывают глаза, он водящий – ловит всех детей с завязанными глазами)

6. Ребенок:
Динь – динь – динь - бубенцы звенят
Динь – динь – дон бубенцы радуют ребят
Бубенцы, бубенцы! Что за торжество?
Отвечают бубенцы - «Это Рождество!»
Ведущий: На Святки пришлись не только Колядки, но и гадания. Кто же нам погадает?
(Входит цыганка)
Цыганка: Позолотите ручку, а я всю правду скажу, ничего не утаю.
Игра «Кто кем будет?»
Цыганка проходит мимо детей, они достают предметы из мешка:
(Кастрюля – поваром; жезл – полицейский; шприц – доктор;
Ручка – учитель; книга – библиотекарь; деньги – бухгалтер; машина – водитель…)

Ведущий: Ещё на праздник невесты выбирали себе женихов. Бросали варежки. У кого совпадала пара варежек, тот находил себе пару.


7. Ребенок:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
Игра «Ловишка»
Эх, коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ну скорее нас лови!
(дети разбегаются в разные стороны, ведущий собирает их)

Ведущий : От избы к избе (от дома к дому) ходили колядовщики, славя в песнях хозяев и соседей.
8. Ребенок:
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Тёпленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьём, или рубль серебром!
Хозяева - Гости: Спасибо вам ряженые за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Подаёт ряженым поднос с печеньем и конфетами.
Ведущий: Дай Бог тому, кто в этом дому,
Здоровья, света
На многие лета.
Спасибо вам за веселье, за игры, доброго здоровьица. Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Ряженые уходят с песнями.


Спасибо!

Наталья Дуплинская
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

Цель : Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки.

Задачи :

1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры

2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника.

3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур : культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.

Предварительная работа : Беседа : «Святочные посиделки» ,

Разучивание детьми колядок , песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр.

Ход мероприятия.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника : Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело : ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы , прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам , колядовали . Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни , или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать , получая радость от этого Святочного обычая.

Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь .

Дети входят в зал, где их встречает скоморох.

Скоморох :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Мальчишки и девчонки. А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая. А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте :

Коляда , Коляда отворяйте ворота ,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,хоть пятак

Не уйдём из дома так!

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба : Кто там?

Скоморох : Это мы, колядовщики , позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Коляда , коляда ,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяйка, не томи,

Поскорее подари!

Бабушка Люба :

Ах, вы хитрые ребятки.

Отгадайте - ка загадки.

Загадывает загадки.

1. Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба :

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Коляда – молода , вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Бабушка Люба угощает детей пирогом.

А сейчас хочу позвать вас

Поиграть повеселится

В русский пляс с душой пуститься

Раз-два, раз-два, начинается игра

Теперь игра не развлечение ,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры : Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь , чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу.

Скоморох :(ходит рядом с детьми и приговаривает) :

Как у нас-то козел,

Что за умный был :

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да по лесу гулять,

Да дружочка выбирать.

Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу» .

Ход игры : Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту :

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем и снова начинаем.

Скоморох :

А у нас ребятки удаленьки,

Наденут шарфы, да валенки.

Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам» .

Выбирается 2 команды детей : первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой.

Бабушка Люба :

У меня для вас игра – ух, и снежная она.

Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы?

Скоморох :

Мы ребяток позовём,

Сосульки все скорей собьём.

Аттракцион «Сбей кеглю снежком» .

Скоморох :

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот ».

Скоморох :

Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые!

Бабушка Люба :

Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим.

Игра «Палки-моталки»

Правила игры : Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза

Скоморох :

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Игра «Золотые ворота »

Правила игры : Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота » . Все остальные проходят через «ворота » и четко проговаривают слова.

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

(Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался» , становится в «ворота » .)

Бабушка Люба :

В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали.

Спасибо, вам, колядовщики

Вы садитесь, отдохните,

Друг на друга поглядите,

И друг другу для потехи

Небылицы расскажите.

Дети читают Небылицы

1. Андрей-воробей

на коне катался

На берёзу налетел,

Без сапог остался.

2. Таня-баня шла по броду,

Решетом носила воду.

А помыть хотела пол

Приморозила подол.

3. На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень,

Шёл не ворочится ,

А веселиться хочется.

4. Между небом

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом,

К небу прицепился.

Бабушка Люба :

В святые вечера люди колядовали и гадали . Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания , чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.

Гадание "На профессию"(в мешочке лежат следующие предметы) :

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Нитки – портной

3. Книжка – писатель

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

9. Кроссовок - спортсмен

10. Лупа- учёный

11. Самолёт – лётчик

Скоморох :

А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание.

Только берегите звездочку.

Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.

Бабушка Люба :

Ах, спасибо вам, ребятки,

Что пришли в мой дом на святки!

Пожелали мне добра!

Вот вам угощенье -

Вкусное печенье

Сладкие конфетки,

Кушайте, детки!

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела» , благодарят и уходят

Театрализованное представление для детей дошкольников 5-6 лет «Святочные колядки»

Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие воспитывает у дошкольников, уважение и интерес к русским народным праздникам.
Цель: Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным праздникам;
- Познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас (коляда, колядки, колядовщики);
-Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения;
-Представить фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты;
-Познакомить с обрядом колядования на Руси (познакомить с атрибутами и персонажами обряда колядования.
Предварительная работа:
- Провести с детьми ознакомительное занятие и беседы на темы: «Рождество», «Святки –колядки».
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами колядования, играми, народным гаданием;
-Изготовление воспитателя вместе с детьми атрибутов обряда колядования(маски, рождественскую звезду, чудесный мешочек, подарков семьям, которые посетим)
-Разучивание святочных песен и колядок с музыкальным руководителем;
- С помощью родителей подготовить костюмы для детей;
- Заранее договориться с родителями, в чьи семьи детей пойдем колядовать.
Материалы и оборудование: костюмы и маски колядующим, чудесный мешочек, две корзины, рушник, рождественская звезда, полотенце, колечко, лента, машинка, пуговица, прутик, платки и пояса для всех детей группы, подарки –тряпичные куклы для семей, у которых колядуем, личина, барабан, погремушки-самодельные, колокольчики -звоночки.
Действующие лица: медведь, петух, коляда, птички, старик и старуха, рогатые животные- олень, скоморох.

Ход мероприятия:

Воспитатель (беседа и ряженье в детском саду): Ребята, скажите какие зимние праздники вы знаете?
Конечно, это Новый год и Рождество?
Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещение? (Ответы детей)
Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали святки, я сегодня предлагаю вам послушать историю и поучаствовать в обряде колядования с 07 по 18 января
(от Рождества до Крещения) .
Раньше молодежь и дети в ночь перед Рождеством ходили колядовать. Они переодевались в разные, самодельные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни- колядки, которые воспевали тепло домашнего очага, играли, гадали, и желали хозяевам добра. радости, богатого урожая. А хозяева радушно угощали детей сладостями, пирогами. Мы с вами песенки выучили заранее.
А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Добавлялки»

Ок-ок-ок-покатился…. (колобок)!
-Су-су-су-петушок прогнал….(лису)!
-Цо-цо-цо- снесла курочка ….(яйцо)!
-Ят-ят-ят-серый волк не съел….(козлят)!
-А-на,а-на, а-на – несут лебеди….(Ивана)!
-йок-йок-йок-не садись на ….(пенек)!

Игра «Четыре шага»

Давайте наряжаться!
- Я буду Колядой, надену рубаху, подвяжусь поясом – вот и готова Коляда-Маляда.
- Вероника, будет Мехоношей, ты согласна? Дадим тебе мешок, чтобы собирала туда гостинцы.
-Артему наденем маску медведя, так как медведь-это первопредок всех зверей.
-Даша будет птицей, а Алине дадим личину- она будет Шишком, кто это-никто не знает, но он всегда ходил колядовать.
- Остальные дети будем одевать платки, шали–девочки, красим щечки. А мальчики одеваем -пояса и шапки ушанки. Ну вот, колядовщики готовы, пойдем колядовать в семью нашей Алины и Саши
Идем в семьи детей из групп, заранее с ними договариваемся!
Коляда-Маляда (воспитатель):

Веселись народ, будет всем угощение!
Праздник это самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у Нас!
Выстраиваемся полукругом. Приготовились. Стучимся в дверь.Дети играют в инструменты и поют.
Дети:
В дверь стучимся колядуем,
Отворяйте ветер дует,
Здесь на улице –зима,
А мы желаем вам тепла!

Хозяйка открывает дверь

Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством Вас поздравлять!
Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Вас с праздником поздравлять!

Начинаем играть на инструментах!

Мы желаем вам тепла!
Мир хозяину с хозяйкой!
Пропоем вам песни-байки,
Потопчемся, погрохочем,
Поиграем, погадаем.
Колядой повеселим,
Пожеланьем одарим.

Нам же выгода проста:
Хоть кусочек со стола!
Коляда, Коляда с Рождеством Вас господа!

Коляда, Коляда пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем и станцуем, и с поем.
Хозяев прославляем,
Счастья им желаем.

Коляда, коляда, вам-забава, нам-еда!
Не скупитесь, поделитесь, вот корзиночка- пирог-сюда!
Коляда-колядушки, старинные игрушки!
В пояс вам поклонимся,
Благодать вам в дом!

1 ребёнок: Добрым людям желаем добра!Золота,да серебра!
2 ребёнок: Пышных пирогов, мягоньких блинов!
3 ребёнок: Доброго здоровья! Маслица коровья!
Все вместе:
Кому песни поем, тому сбудется.
Тому сбудется- не минуется.

Предлагают погадать хозяевам
Гадание в «Чудесный мешочек»
(Вытаскиваем из мешочка не глядя предмет)
1. Полотенце- далеко расстилается. Ждет вас дорога, путешествие.
2. Булка- Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В вашем доме достаток будет и благополучие.
3. Колечко- Сейте муки, пеките пироги! К вам гости будут, и женихи.
4. Лента - Через поле идучи, руссу косу плетучи, щелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента к богатству и прибыли.
5.Пуговица-. Ой ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вашей большой семье счастливой жизнью!
6.Прутик- а это к веселью!
6.Мячик- Будете здоровыми и спортивными!


Игра «Шалунишки» (во дворе дома хозяев вместе с хозяевами)
Дети встают в круг, ходят пританцовывая и играя на инструментах.
Воспитатель говорит «Пыхтелки!»-(дети пыхтят и т.д.), «Пищалки!», «Моталки!»,«Визжалки!», «Смешинки!», «Топталки!», «Грозилки!», «Поздравлялки!»
Дарим хозяевам на счастье и удачу тряпичную куколку!
Хозяева угощают детей. Дети благодарят и прощаются!

МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»

Развлечение для детей старшей группы

«Новогодние колядки»

Провели: воспитатель Синюшина Е.Г

музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.

Январь 2018 г.

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.

Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.

Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.

ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы с вами на беседу для забавушки.

Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.

Приходили ребятки на веселые колядки.

Песни петь, плясать, да загадывать загадки.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

От рождества до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели,

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

По дворам ходили,

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас

Колядки встретим мы у нас!

/Раздается звук трещеток, дудочек./

Дети заходят под слова.

Дети. Пришла Коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Хозяйка . Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!

Хозяйка: Пойте!

Все исполняют колядку:

Дай Бог радости тому, кто в этом дому!

Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,

Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!

Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!

Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Тетенька, добренька,

Дай что-нибудь сдобненька,

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

/В мешок насыпает хозяйка угощение/

Дети : Спасибо!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.

4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем

Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.

Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?

Дети: Козу, медведя, коня, свинью.

Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?

Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».

Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.

Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?

Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.

Где коза проходит,

Там пшеница родит.

Где коза махнет хвостом,

Там и рожь взойдет кустом,

Где коза шагнет ногою –

Там хлеба взойдут копною.

А где заденет рогом –

Там взметнутся стогом.

Дети, давайте позовем козу в круг.

Дети: Коза, коза, иди сюда.

Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:

«Идет в гости коза,

К нам коза – дереза,

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая,

Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.

Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?

Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.

Хозяйка: А что же она любит?

Воспитатель. Нашей козочке немного надо:

Ведерко гречки,

Да горшок овса,

А поверх овса - колбаса,

Да три куска сала,

Чтобы коза встала..

Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.

Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И просто так попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Дети. Сеем, сеем посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем

Овес, ячмень посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.

Ах, спасибо вам, колятки,

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра!

Вот вам угощенье - Вкусное печенье

Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

(Вмешочек насыпает угощение)

Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ай, вы хитрые ребятки

Отгадайте ка загадки.

    Отворилась тихо дверь --

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род -

На охоту вышел … /Кот/

    Летало одеяло

Мягкое, белое

Солнце припекло

Одеяло потекло. /Снег/

    В синем небе светляки

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк

Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/

    По полю рыщет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. / Ветер/

    Хоть сама и снег и лед

А уходит слезы льет. /Зима/

    Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /

    Наша барыня сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла. /Печка/

Воспитатель: Пришла коляда

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

Игры начинайте.

Игра «Бояре»

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Молодые, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Молодые нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяйка : Без гаданья, что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

Игра-гадание «Башмачок»

/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/

Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.

С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!

Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!

Не режь, не ломай, весь пирог подавай!

Игра «Пирожок»

/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»

После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.

Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/

Дети. Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.

Воспитатель. Коляда пришла

Всем веселья принесла

Не сидите не скучайте

Угощенья получайте.

/Угощаем гостей /

Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!