Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа. Проект "дымковское чудо" для детей средней группы Актуальной теме дымковская игрушка в средней группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа №9 «Одуванчики».

Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи:

Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки
общения.
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта : познавательно - творческий.

Участники проекта : воспитатели группы, руководитель изостудии, дети средней группы, родители.
Актуальность : Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора.

Ожидаемый результат : в ходе реализации данного проекта мы предполагали, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно - прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап

Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

2. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно - творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

3. Заключительный.
- Выставка рисунков «Красота Дымки».
-Оформление консультации для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Создание мини-музея народной игрушки в группе.

Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».

Ход проекта

НОД.
Познавательное развитие
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: видеопрезентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».

Речевое развитие

Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.

Художественно-эстетическое творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать общую моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами и красками по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение юбки дымковскими узорами (рисование).

4.Тема: «Дымковская уточка» (лепка из соленого теста).
4. Тема: «Дымковский петушок» (рисование).

Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Наряди дымковскую барышню».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери целое».

Музыкальная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Золотые ворота».
3. «Едет, едет карусель».

Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка - 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка - 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство - Пресс, 2000.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

  • Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
  • Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
  • Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
  • Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клестером, совершенствовать навыки наклеивания.
  • Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.

Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации; мультимедийная презентация “Дымковская игрушка”, музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми; предложить посетить с детьми выставку дымковской игрушки во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Дымковская барышня встречает детей около зала.

Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем многое узнавать,
Будем с вами мы играть.

Барышня: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, я очень рада видеть вас!

Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.

Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачетпо утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)

Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова)

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!

Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек.

Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.

Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.

Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.

Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.

Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.

Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?

Слайд 8: - Олень.

Слайд 9: - Индюк.

Слайд 10: - Конь.

Слайд 11: - Петух.

Слайд 12: - Барышня.

Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!

Барышня: Вам понравились и игрушки? А вы обратили внимание,какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).

Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).

Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.

Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.

III часть. Аппликация узора на шаблонах.

Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)

Проходите за столы.

Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.

У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?

Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети выполняют аппликацию.

Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.

Подведение итогов:

Какие игрушки получились? (Ответы детей)

Какое у них настроение? (Ответы детей)

Кто сделал эти игрушки? (Мы)

А кем вы сегодня были? (Мастерами)

А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!

Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа


Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

Развивающие:
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки
общения.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта : познавательно - творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы.

Актуальность : Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Ожидаемый результат : в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

План реализации проекта :
1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
2. Подготовительный этап:
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

3. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

4. Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки».
- Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки».

Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».

Ход проекта

НОД.
Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: презентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».

Общение.
Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.
4. Тема: разучивание стихов о дымке.

Художественное творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования).
4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).

Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».

Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

Алена Фирсова (Сычевник)

Дымковская игрушка

Конспект комплексного занятия в средней группе

Воспитатель Сычевник А. В.

Программные задачи :

1. Образовательная : формирование у детей навыков наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику рисования – ватные палочки : горошины рисовать кисточкой; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки.

2. Развивающая : развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

3. Воспитательная : воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи .

Дидактический материал :

Иллюстрации : Дымковские игрушки .

Словарная работа :

Активизация словаря : глиняные, деревянные, пластмассовые, конь.

Обогащение словаря : умельцы, дымковская , мастера, роспись, горошина, точка.

Предварительная работа :

Просмотр видеопрезентации о Дымковской игрушке ;

Знакомство с дымковскими игрушками , с техникой их выполнения, с мастерами промысла;

Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке .

Раздаточный материал : (на каждого ребенка)

Силуэт коня

изобразительные материалы : (краски акварельные, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)

Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе :

1–я часть : Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки » .

Привлекаю внимание детей.

Ребята посмотрите, что у меня в руках!

Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.

Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.

- «Для ребят средней группы «Б» «Одуванчики» от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки?

Ребята, что это? (игрушки ) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках ?

Эти игрушки сделаны из глины . Из чего сделаны игрушки ? (из глины)

В далёкие времена не было таких игрушек , какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше ? (умельцы) . Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками .

Придумывают игрушки люди , а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике . Машины эти называются – станки.

Где изготавливают сейчас игрушки , как называются машины, на которых делают игрушки ? (ответы детей) .

Заводов по изготовлению игрушек раньше не было . Игрушки делали сами люди . Они их делали из дерева и глины (показываю) .

С деревянной игрушкой мы уже знакомились . Как она называется? (Матрешка)

Из чего в далёкие времена делали игрушки ? (дерева, глины) .

Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.

Достаю из посылки остальные игрушки , рассматриваем с детьми. Называю и показываю :

Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.

Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки , другие их расписывали.

Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки . Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Расставляю игрушки на столах , дети подходят к игрушкам по желанию , рассматривают.

Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю :

Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки) .

Какого цвета? (ответы детей) .

Начали делать такие игрушки очень-очень давно , в селе с красивым названием Дымково . (Дети повторяют название) . Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют) . Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки . Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки , только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки .

Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.

Физкультминутка :

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Кони удалые,

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать,

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Верный человеку… (конь)

2–я часть : Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня »

Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки ?

Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.

Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки .

Рассматриваем игрушки . Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи .

Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. Слежу за осанкой детей.

Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка » .

Рефлексия. Вопросы к детям :

Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?

Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата-близнеца?

Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?

Трудовое поручение.

Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: познакомить детей с народным.

Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка) Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка». Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка) Цель: познакомить с дымковской.

Конспект занятия по лепке «Уточка» (дымковская игрушка) СЦЕНАРИЙ Творческая мастерская Тема «Уточка (по дымковской игрушке)» Возрастная группа: 2 средняя Воспитатель: Урванцева Светлана Николаевна.