Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа. Проект "дымковское чудо" для детей средней группы Актуальной теме дымковская игрушка в средней группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.
Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.
Образовательные:
- Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
- Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
Развивающие:
- Развивать речь, память.
Воспитательные:
- Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.
Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:
Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)
Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)
(Дети повторяют за воспитателем) .
2. Основная часть.
В группе появляется игрушка.
Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
.
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?
Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.
Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?
Чем они вам понравились?
Дети: Красивые, яркие.
Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
(Дети занимают свои места)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?
(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Игра «Викторина»
Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
- На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
- Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
- На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
- Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
- Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
- Где обжигают игрушки? (в печи)
Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»
)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
.
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед)
!
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке»
слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
О чем оно?
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.
Ребята, вам понравился наш гость?
С чем он познакомил вас?
Что нового вы узнали?
Понравилось вам наше занятие?
Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа №9 «Одуванчики».
Описание
: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.
Задачи:
Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки
общения.
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Участники проекта
: воспитатели группы, руководитель изостудии, дети средней группы, родители.
Актуальность
: Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора.
Ожидаемый результат
: в ходе реализации данного проекта мы предполагали, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно - прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
2. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно - творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.
3. Заключительный.
- Выставка рисунков «Красота Дымки».
-Оформление консультации для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Создание мини-музея народной игрушки в группе.
Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».
Ход проекта
НОД.
Познавательное развитие
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.
1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: видеопрезентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».
Речевое развитие
Цель:
Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.
Художественно-эстетическое творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать общую моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами и красками по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение юбки дымковскими узорами (рисование).
4.Тема: «Дымковская уточка» (лепка из соленого теста).
4. Тема: «Дымковский петушок» (рисование).
Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Наряди дымковскую барышню».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери целое».
Музыкальная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Золотые ворота».
3. «Едет, едет карусель».
Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка - 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка - 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство - Пресс, 2000.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель : Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
- Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
- Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
- Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
- Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клестером, совершенствовать навыки наклеивания.
- Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
- Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.
Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации; мультимедийная презентация “Дымковская игрушка”, музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми; предложить посетить с детьми выставку дымковской игрушки во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Ход занятия
I часть. Организационный момент.
Дымковская барышня встречает детей около зала.
Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем многое узнавать,
Будем с вами мы играть.
Барышня: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, я очень рада видеть вас!
Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.
Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачетпо утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)
Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова)
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!
Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.
II часть. Рассматривание игрушек.
Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.
Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.
Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.
Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.
Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.
Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.
А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?
Слайд 8: - Олень.
Слайд 9: - Индюк.
Слайд 10: - Конь.
Слайд 11: - Петух.
Слайд 12: - Барышня.
Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!
Барышня: Вам понравились и игрушки? А вы обратили внимание,какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).
Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).
Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.
Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)
Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.
III часть. Аппликация узора на шаблонах.
Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.
А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)
Проходите за столы.
Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.
У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?
Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.
Дети выполняют аппликацию.
Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.
Подведение итогов:
Какие игрушки получились? (Ответы детей)
Какое у них настроение? (Ответы детей)
Кто сделал эти игрушки? (Мы)
А кем вы сегодня были? (Мастерами)
А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!
Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа
Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки
общения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы.
Актуальность : Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.
Ожидаемый результат
: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
План реализации проекта
:
1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
2. Подготовительный этап:
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
3. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.
4. Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки».
- Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки».
Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».
Ход проекта
НОД.Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.
1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: презентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».
Общение.
Цель:
Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.
4. Тема: разучивание стихов о дымке.
Художественное творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования).
4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).
Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».
Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».
Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
Алена Фирсова (Сычевник)
Дымковская игрушка
Конспект комплексного занятия в средней группе
Воспитатель Сычевник А. В.
Программные задачи :
1. Образовательная : формирование у детей навыков наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику рисования – ватные палочки : горошины рисовать кисточкой; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки.
2. Развивающая : развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
3. Воспитательная : воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи .
Дидактический материал :
Иллюстрации : Дымковские игрушки .
Словарная работа :
Активизация словаря : глиняные, деревянные, пластмассовые, конь.
Обогащение словаря : умельцы, дымковская , мастера, роспись, горошина, точка.
Предварительная работа :
Просмотр видеопрезентации о Дымковской игрушке ;
Знакомство с дымковскими игрушками , с техникой их выполнения, с мастерами промысла;
Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке .
Раздаточный материал : (на каждого ребенка)
Силуэт коня
изобразительные материалы : (краски акварельные, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)
Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе :
1–я часть : Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки » .
Привлекаю внимание детей.
Ребята посмотрите, что у меня в руках!
Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.
Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.
- «Для ребят средней группы «Б» «Одуванчики» от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки?
Ребята, что это? (игрушки ) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках ?
Эти игрушки сделаны из глины . Из чего сделаны игрушки ? (из глины)
В далёкие времена не было таких игрушек , какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше ? (умельцы) . Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками .
Придумывают игрушки люди , а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике . Машины эти называются – станки.
Где изготавливают сейчас игрушки , как называются машины, на которых делают игрушки ? (ответы детей) .
Заводов по изготовлению игрушек раньше не было . Игрушки делали сами люди . Они их делали из дерева и глины (показываю) .
С деревянной игрушкой мы уже знакомились . Как она называется? (Матрешка)
Из чего в далёкие времена делали игрушки ? (дерева, глины) .
Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.
Достаю из посылки остальные игрушки , рассматриваем с детьми. Называю и показываю :
Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.
Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки , другие их расписывали.
Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки . Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Расставляю игрушки на столах , дети подходят к игрушкам по желанию , рассматривают.
Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю :
Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки) .
Какого цвета? (ответы детей) .
Начали делать такие игрушки очень-очень давно , в селе с красивым названием Дымково . (Дети повторяют название) . Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют) . Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки . Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки , только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки .
Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.
Физкультминутка :
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)
2–я часть : Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня »
Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки ?
Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки .
Рассматриваем игрушки . Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи .
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. Слежу за осанкой детей.
Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка » .
Рефлексия. Вопросы к детям :
Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?
Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата-близнеца?
Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?
Трудовое поручение.
Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: познакомить детей с народным.
Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».
Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка) Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка». Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка) Цель: познакомить с дымковской.
Конспект занятия по лепке «Уточка» (дымковская игрушка) СЦЕНАРИЙ Творческая мастерская Тема «Уточка (по дымковской игрушке)» Возрастная группа: 2 средняя Воспитатель: Урванцева Светлана Николаевна.