Примеры поведения участников дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей (продолжение). Деструктивные стратегии поведения в конфликте

Профессия: учитель ОБЖ

Учреждение: МОУ Дреневская основная общеобразовательная школа

Образование : средне специальное

Педстаж: 14 лет


Тема урока
: Дорожно – транспортное происшествие. Презентация

Цели и задачи урока.

Образовательные:

    обеспечить усвоение знаний учащихся о значении дорожно – транспортного происшествия; сформировать умения учащихся безошибочно действовать в различной дорожной обстановке в строгом соответствии с правилами безопасности дорожного движения; проконтролировать степень усвоения основных знаний и умений по теме урока.

Развивающие:

    развивать познавательные способности учащихся выделять главное, существенное в изучаемом материале, формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые на уроке понятия и способы действий, развивать самостоятельность логического и наглядно-образного мышления. формирование у детей навыков соблюдения ПДД с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма

Воспитательные:

    содействовать в ходе урока формированию профессионально-важных качеств учащихся воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности воспитание чувства дружбы, умения работать в коллективе воспитание здорового соперничества между детьми и командами воспитание культуры поведения детей, как участников дорожного движения

Методы и приемы обучения : вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность через:

1. Применение индивидуальных и групповых форм работы;

2. Использование активных методов работы с информацией.

Форма организации деятельности учащихся : коллективная, индивидуальная.

Метод работы: словесный, наглядный, практический

Цель урока - обучение дорожной грамоте, формирование навыков безопасного и правильного поведения на дороге. Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения. Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге, в общественном транспорте .

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе POWER POINT.

Ход урока

Вступительное слово учителя

- С егодня на уроке мы проводим занятие, тему которого вам предстоит определить самим.

Вначале урока хотелось бы немного рассказать об истории появления первой машины.

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885 – 1886гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространенным видом транспорта. (Приложение 1)

https://pandia.ru/text/78/064/images/image002_214.gif" width="638" height="242 src="> Статистика количества ДТП и числа пострадавших в них печальна: Сейчас в автомобильных катастрофах во всём мире число погибших составляет 1млн.171 тыс. человек, число раненых превышает 10млн, а ущерб от ДТП достигает 500 млрд. долларов США. Каждый год в Европе в результате ДТП погибают 45 тыс. человек 1,6 млн. человек получают ранения.

В Российской Федерации в течение года погибает около 35 тыс. и получает ранения около 215 чел. При этом ущерб превышает 200млрд. Рублей. Ежедневно в нашей стране происходит более 500 ДТП, в которых погибают в среднем 100 человек и получают ранения около 600. за один год мы теряем на дорогах России более 1500 ребят, и еще около 21000 получают серьезные травмы.

· - совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их соблюдению.

https://pandia.ru/text/78/064/images/image009_60.jpg" align="left" width="539" height="779">

Приложение2

А узнать насколько вы обладаете культурой поведения на дороге поможет нам практическая часть нашего урока - кроссворд, который вы попытаетесь разгадать самостоятельно.

По вертикали : Место пересечения дорог.

По горизонтали (по порядку):

Место, где пересекаются или берут начало сразу несколько дорог.

Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

Участник дорожного движения, передвигающийся по тротуару.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками.

Дорожная разметка, обозначающая место пересечения проезжей части пешеходами.

Техническое устройство, регулирующее движение транспортных средств и пешеходов

Канава вдоль дороги, предназначенная для отвода воды.

Элемент дороги, примыкающий к проезжей части, по которому могут двигаться пешеходы при отсутствии тротуара.

Человек в форменной одежде и с жезлом в руке, обеспечивающий порядок на дорогах.

Памятка для учащихся

Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта :

  1. доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
  2. уход (избегание, игнорирование);
  3. уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
  4. сотрудничество (кооперация, интеграция).
  5. компромисс.

Деструктивные стратегии поведения в конфликте

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

  1. Запугивание и угрозы . Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не…, то я …» Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».
  2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес . Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях».
  3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого . Общая формула: «потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других».
  4. Уклонение от обсуждения проблемы . Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».
  5. Лесть . Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».

Исследования, анализ конкретных ситуаций в трудовых коллективах, где возникало противостояние администрации и работника, позволяют проанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованием деструктивных приемов.

  • Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная «психологическая редукция» , сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохую организацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в «скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.
  • Другой прием — это «привязывание» неустраивающего поведения работника к интересам группы , состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы.
  • Следующий прием ослабления позиции партнера — это его компрометация , причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию.

Кроме упомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» наблюдалось и с другими тактиками «силового» воздействия на человека («застать врасплох», «найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить» партнера.

Однако методы воздействия на партнера могут включать в себя «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей.

П ять групп признаков, характеризующих манипуляцию :

  1. психологическое воздействие как родовой признак понятия;
  2. отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
  3. стремление получить односторонний выигрыш;
  4. скрытый характер воздействия;
  5. использование (психологической) силы, игра на слабостях.

Стратегии конструктивного поведения

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Таблица 1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению. Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу.
2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум».
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.

Таблица 2. Конструктивный спор по Кратохвилу: результат спора

+
1. Информативность Что-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому. Не узнал(а) ничего нового.
2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось.
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены.
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации . К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации.

Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Предмет: ОБЖ.

Дата: 25.09.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Ход урока

    Повторение пройденного материала.

    Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности.

    Каковы обязанности граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности и в чём их значение для обеспечения личной безопасности?

    Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?

    Сообщение темы и цели урока.

    Изложение программного материала.

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Статистика

Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся, и уровень насыщения автотранспортными средствами достигнет 370-440 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый третий житель будет водителем). В 2000-2003 гг. этот уровень составил примерно 230-250 транспортных средств на 1000 жителей.

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Внимание!

Необходимо отметить, что относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного – в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном – 6, на железнодорожном – 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Статистика

По данным МЧС России, в период 2001-2003 гг. в стране наметилась тенденция увеличения общего количества ДТП (в 2001 г. – 164403, в 2003 г. – 204267, в 2005 г. – 223342), выросло общее количество погибших в ДТП (в 2001 г. – 30916 человек, в 2003 г. – 35602 человека, в 2005 г. – 33957 человек) и пострадавших в ДТП (в 2001 г. – 187790 человек, в 2003 г. – 243919 человек, в 2005 г. – 274864 человека).

В России на порядок выше, чем в развитых странах, такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2001 г. он составил 16,46 погибших, в 2003 г. – 14,5, в 2005 г. – 17. Для сравнения: в США – 1,3 погибших на 100 пострадавших, в Германии – 1,8, в Швеции – 3,4, во Франции – 4,1, в Финляндии – 5,2.

По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2005 г. этот показатель составил 66 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населённых пунктах.

Внимание!

Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения – водителей и пешеходов.

Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

Внимание!

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция повышения безопасности дорожного движения на период 1995-2010 гг. В этом документе определена основная цель повышения безопасности дорожного движения – снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более, а также определены основные направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном увеличении количества транспортных средств. Определены основные направления деятельности государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отметим те из них, которые непосредственно касаются всего населения страны как участников дорожного движения.

В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспечению безопасного поведения всех участников дорожного движения – водителей транспортных средств, в том числе и велосипедистов, пешеходов, пассажиров, - должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и получить своё дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям:

    развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности дорожного движения, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;

    создание системы формирования общественного мнения, проведение широкой информационной разъяснительной работы через средства массовой информации и т. д.;

    совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их соблюдению.

Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД (ГАИ) МВД России.

Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности, соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.

В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек всё более и более становится самостоятельным в своём поведении и поступках.

Это должен знать каждый

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:

    постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;

    воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;

    умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;

    владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;

    умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества – задача всех участников дорожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учётом своих возможностей и потребностей.

    Итог урока.

    Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?

    Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?

    Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?

    Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?

    Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

Домашнее задание

Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности. Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.Документ

Розинов В.Н. Смертельный детский дорожно -транспортный травматизм . Организационные аспекты медицинской... причин смертности (18,7%), на третьем месте – дорожно - транспортные происшествия ... с характером деятельности людей , национальными, региональными...

  • Методические рекомендации по организации работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма 1 Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    Методические рекомендации

    ... дорожно -транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно -транспортных происшествий ... с интенсивным движением, является основной причиной дорожно -транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и...

  • Программа профилактики дорожно-транспортного травматизма в маоу г. Рязани «Лицей №4» Содержание

    Программа

    2. Причины дорожно -транспортных происшествий 3. Элементы дорожной разметки 4. Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика 5. Дорожные знаки 6. Дорожные знаки...

  • Цель урока : сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

    Оборудование : брошюры ПДД.

    Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. В процессе объяснения – работа с текстом правил дорожного движения.

    1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

    1.4 На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

    1.5 Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

    Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

    Лицо, создавшее помеху, обязано принимать все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

    1.6 Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов – все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного человека – необходимость. А нарушение их может обернуться увечьем и даже гибелью.

    Представьте, что было бы в городе, если бы хоть одну минуту все водители транспорта и пешеходы не соблюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и светофоры, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги.

    Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы твориться на улицах и дорогах?

    Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлекло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбусов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.

    Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать.



    В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть общее правило – быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди – пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез – «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.

    (Приведите свои примеры).

    В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. НО почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось такое правило?

    Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой – щит. Видит идущего или едущего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по открытому боку. Вот так и появилась привычка расходиться или разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.

    Уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движение, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

    Одно из основных требований ПДД к водителям- четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.

    Какая дорога является главной? А если дороги равнозначны? Значит есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транспортным средствам, движущимся справа. При пересечении автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.

    Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист. Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.

    При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.

    Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать большие ширины проезжей части, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.

    Будьте аккуратными и предусмотрительными. Аккуратность – это, прежде всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк – нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1-2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность – родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше – как сложится дорожная ситуация через 3-5 сек. Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.

    Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений. Торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.

    Свои обязанности должны выполнять и пассажиры. (Вспомнить, какие). Одним из таких требований является обязательное использование ремней безопасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эффективность применения ремней безопасности не вызывает сомнений, она доказана многочисленными исследованиями и многолетней практикой. При наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая в 20 раз больше их собственного веса. И неправильно некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невысокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса – это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.

    Глава 2. Безопасность на дорогах

    Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

    По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2008 г. этот показатель составил 56 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населенных пунктах.

    Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения - водителей и пешеходов.

    Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

    В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

    Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожно го движения в 2006-2012 годах» .

    Целями программы являлись сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г.

    Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.