Учитесь чему то новому что. Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно

«Я боялся Интернета, потому что… не умел печатать».

(Джек Уэлч)

Окончательно отчаявшись привести в порядок свой бумажный органайзер, я понял – мне необходим карманный персональный компьютер (КПК). Однако я продолжал откладывать его приобретение. Почему? Потому что вбил себе в голову, что не способен постичь тонкости владения стилусом. Наконец я все же решился на покупку. А затем начал ждать. И ждал. И ждал. Прошло почти две недели, а я так и не осмелился вытащить КПК из коробки. Передо мной встал выбор – либо вернуть так и не распакованный компьютер обратно, либо собраться с силами и вступить на незнакомую территорию. И знаете что? Через пятнадцать минут я полностью освоился. Пятнадцать минут! И это простое дело я откладывал на потом в течение нескольких месяцев. Одно дело – бояться взять в руки КПК. Другое – позволить боязни нового встать на пути вашей карьеры. Во Введении я рассказал о Джоне, который боялся, что за десять лет работы так и не научился ничему новому, и активно (и безуспешно) сопротивлялся переменам в компании. В мире достаточно похожих на Джона людей – умных, но неспособных приспособиться к постоянно меняющемуся миру вокруг себя.

На работе вас может парализовать необходимость освоить новую компьютерную программу, или новая стратегия менеджмента, или просто новый начальник. Парадокс в том, что, чем сильнее вы беспокоитесь о переменах, тем труднее вам к ним приспособиться.

Некогда, для того чтобы гарантировать себе работу, достаточно было освоить определенный набор навыков или иметь диплом по соответствующей специальности. Например, подумайте о всех тех специалистах в сфере компьютерных наук или инженерии: на пике бума высоких технологий каждый выпускник технического вуза мог спокойно рассчитывать на трудоустройство в Кремниевой долине. Однако когда этот пузырь лопнул, многие из них остались без работы, и найти новую им оказалось весьма непросто. Им пришлось учиться заново, приобретать новые навыки. А это нелегко, и с возрастом становится все тяжелее.

В чем причина? Возможно, в нехватке времени. Чем больше вы знаете, тем меньше у вас остается сил на что-то новое, тем сложнее удержать все необходимые знания в голове. Мир меняется все быстрее и быстрее, и нежелание меняться вместе с ним вполне понятно. В конце концов, постоянные перемены далеко не всегда ведут к лучшему, и иногда нам просто хочется плюнуть на все и остановиться. Прогресс движется настолько стремительно и в таком количестве направлений сразу, что может показаться – лучше даже не пытаться за ним угнаться.

«Как съесть слона? По кусочку за раз».

(Индийская пословица)

А возможно, проблема лежит глубже – вы не верите, что вообще способны учиться. Если вы не узнаете что-то новое постоянно, то в вас может закрасться страх, что вы окончательно утратили способность к развитию. Я очень часто сталкиваюсь с подобным поведением: многие женщины впадают в ступор, столкнувшись с какой-нибудь математической задачей. Виноваты в этом их родители и учителя, вбившие им в голову, что у них нет способностей к точным наукам. А многие мужчины настолько убеждены в собственной неинтересности, что, вместо того чтобы общаться с потенциальными клиентами, на любой вечеринке стараются забиться в угол и максимально слиться с ландшафтом. Дело не в неспособности учиться новому, а в парализующем страхе, сковывающем вас каждый раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то незнакомым.

Еще одно препятствие – ваш уровень внутреннего комфорта, который тесно связан с тем, каким вы видите себя. Учиться новому страшно, потому что этот процесс требует не только усилий, но и изменения своего представления о том, кто вы как личность. Чем дольше мы живем, тем сильнее убеждаем себя, что «я» – это набор определенных черт, способностей и мнений, и изменить их невозможно. Более того, мы даже готовы активно защищать свое мнение о себе. Иначе говоря, с возрастом мы костенеем. Возможно, мы даже думаем, что вполне заслужили почивать на лаврах и плыть по течению, ничего в себе не меняя. Характерный пример – уважаемые профессора, из года в год читающие одни и те же лекции без всяких изменений в программе. Еще пример – любящий дед, которому ничто не мешает общаться с внуками при помощи электронной почты, но отказывающийся от этой возможности, предпочитая писать письма по старинке, на бумаге.

Жестокая ирония состоит в том, что, чем сильнее мы убеждаем себя в том, что неспособны учиться новому, тем меньше мы становимся к этому способны.

«Сегодня мы все признаем, что обучение – это длящийся всю жизнь процесс, заключающийся в том, чтобы идти в ногу с переменами. И самая неотложная задача – научить людей учиться».

(Питер Друкер)

Учиться новому тяжело, но, если поменять свою точку зрения, этот процесс может стать увлекательным и воодушевляющим. Фокус в следующем: постарайтесь вспомнить, когда вы научились чему-нибудь новому. Если вы сможете детально представить, как научились водить машину, кататься на велосипеде, пользоваться компьютером или читать нотную грамоту – то, вероятно, сможете и вспомнить то потрясающее чувство, которое испытали, когда наконец достигли успеха. Вместо того чтобы запугивать себя, думая о материях, которые (как вам кажется) вы неспособны освоить, вспомните, сколько всего вы уже знаете, хотя когда-то вам и это казалось невозможным.

«Дайте человеку рыбу – и накормите его на один день.

Научите его ловить рыбу – и накормите его на много дней.

Но научите его учиться – и накормите его на всю жизнь.

К тому же ему не придется питаться одной рыбой».

(Тим Голлвэй)

Полезное пояснение. Если вы думаете, что неспособны учиться новому, это еще не значит, что это действительно так.

Необходимые шаги

1. Когда вам кажется, что вы неспособны чему-то научиться, сделайте паузу и вспомните три случая из своей жизни, когда чувствовали себя так же, но в конечном итоге одержали победу.

2. Вспомните, какую вы использовали стратегию, какие инструменты, к кому/чему обратились за помощью (учителю, другу, курсу).

3. Теперь вспомните, какие шаги вы предпринимали, чтобы научиться. Что вы сделали в самом начале? Что потом?

4. Сравните свою тогдашнюю ситуацию с той, в которой находитесь сейчас. Постарайтесь найти общее между ними. (Например, если научиться водить машину вам помог инструктор в автошколе, попробуйте найти инструктора, который поможет вам в вашей нынешней ситуации.)

5. Поставьте себе целью постоянно учиться чему-нибудь новому – таким образом вы не будете цепенеть от страха каждый раз, когда в будущем перед вами встанет такая задача.

Крис Хёрд (Chris Herd)

Предприниматель и блогер, пишет о карьере и саморазвитии для Medium.

25. Берегите своё время

Время - наш самый ценный ресурс. Старайтесь не тратить его попусту, меньше сидите в социальных сетях и перед телевизором, ведь назад потраченное время уже не вернёшь.

24. Не откладывайте жизнь на потом

Живите так, чтобы потом было что вспомнить. Занимайтесь любимым делом и проводите время с теми, кого любите. Вы ничего не получите за то, что всю жизнь терпели общество неприятных вам людей.

23. Думайте, прежде чем говорить

Словами можно ранить, так что всегда выбирайте их тщательно.

22. Думайте, перед тем как действовать

Лучше потратить немного времени на обдумывание своих поступков, чем потом сожалеть.

21. Откажитесь от алкоголя

Алкоголь затуманивает рассудок и вовсе не обязателен для того, чтобы хорошо провести время.

20. Прислушивайтесь к родителям

Их советы были не так уж плохи.

  • Школьные годы и правда лучшее время в жизни.
  • Если вы усердно учитесь, потом будете пожинать плоды.
  • Тщательно выбирайте, с кем дружить. Как говорил оратор и писатель Джим Рон, «ты представляешь собой среднее арифметическое пяти людей, с которыми проводишь большую часть времени».
  • Чем бы вы ни занимались, всегда прикладывайте все силы.
  • Всегда относитесь к людям так же, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам, и вы обязательно заслужите уважение окружающих.
  • Все люди одновременно разные и одинаковые. Все мы равны независимо от расы, культуры, пола и ориентации.

19. Заводите хобби


Хобби и увлечения - основа долголетия и процветания.

18. Откладывайте деньги

Откладывайте понемногу каждую неделю или месяц. Финансовая стабильность позволит вам меньше волноваться.

17. Всегда учитесь чему-то новому

Постоянно , например читая книги или слушая подкасты. Читая по часу в день, через семь лет вы станете ведущим экспертом в выбранной области (какой бы у вас ни был изначальный уровень знаний). Конечно, для этого нужно усердие и постоянство, но со временем это войдёт в привычку.

16. Не следуйте за большинством

Если все занимаются чем-то одним, займитесь другим. Ведь гораздо легче достичь вершины и стать успешным, когда у вас меньше конкурентов. Будьте смелее, рискуйте и ищите новые возможности. Делитесь своими идеями и прислушивайтесь к чужим мнениям.

15. Практикуйтесь

Считается, что нужно 10 000 часов практики, чтобы достичь мастерства в какой-то области. Но ещё лучше потратьте 1 000 часов на 10 разных предметов: так у вас будут знания сразу в нескольких областях. А это откроет дорогу к новым возможностям.

14. Соревнуйтесь с теми, кто лучше вас

Вы сможете многому у них поучиться и применить трюки, которые они используют, в собственной практике. Можно упустить этот шанс, если всегда тягаться только с новичками.

13. Давайте себе меньше времени

Сознательно давайте себе меньше времени на завершение какого-то проекта. Так вам придётся применять творческий подход и искать новые способы решения проблем.

12. Ставьте себе цели

Записывая свои цели, мы значительно повышаем вероятность их достижения. Записывайте краткосрочные и долгосрочные цели и отслеживайте свои успехи: это вдохновит вас двигаться дальше.

11. Знакомьтесь с людьми

Делайте первый шаг. Общайтесь с новыми людьми. Не бойтесь просить совета даже у тех, кто уже добился известности и успеха. Если не спросишь, никогда не узнаешь.

10. Путешествуйте


Путешествия обогащают нашу жизнь, расширяют кругозор, знакомят с новыми традициями и культурами, помогают лучше понимать других людей. А чтобы прочувствовать атмосферу страны, не останавливайтесь в больших отелях (пляжи и бассейны по всему миру одинаковые).

9. Постоянно совершенствуйтесь

Каждый день старайтесь совершенствоваться в какой-то области. Не обязательно меняться кардинально, достаточно день изо дня становиться лучше хотя бы на 1%. Так со временем вы достигнете значительных результатов. Главное - не ждите, что всё сложится само собой. Чтобы стать лучше, нужно прилагать усилия. Никто ещё не добился успеха, сидя сложа руки.

8. Следите за тем, кому доверяете

Офисные интриги ещё никто не отменял. Примыкая к «не тем» группам на работе, можно запросто испортить себе карьеру.

7. Найдите наставника

Очень важно найти правильного наставника, который сможет посоветовать, на чём лучше сосредоточиться, а чего - избегать.

6. Не цените заработок больше, чем возможность учиться новому

В начале карьеры важно получить опыт в своей сфере, развивать необходимые навыки и учиться новому. Это обязательно окупится в будущем.

5. Не выбирайте одну сферу деятельности слишком рано

Изучайте разные сферы и дайте себе возможность случайно обнаружить, к чему у вас лежит душа.

4. Не ждите удачного случая

Не ждите, что ваши знания и опыт притянут к вам нужных людей. Вместо этого сами и ищите новые возможности.

3. Учите иностранные языки

Знать один язык, конечно, хорошо, но изучение иностранного языка не только позволяет общаться с новыми людьми и расширять кругозор, но и делает нас умнее (за счёт того, что в мозге формируются новые нервные пути).

2. Не работайте сверхурочно

Цените своё свободное время и не засиживайтесь на работе допоздна. Это не поможет завоевать расположение коллег, а вы только будете сожалеть, что кроме работы ничего не успеваете.

1. Верьте в себя

Часто нас ограничивает только отсутствие веры в себя. Всё вокруг нас было создано такими же людьми, как и мы сами. Так что верьте в себя, мечтайте, творите и меняйте мир.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик

Зачем вы учитесь?

Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.

А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным. Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика. Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.

Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы. Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции. Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.

А. Л.: Еще очень важно определить критерий, на основе которого можно будет сделать вывод, удалось достичь успеха или нет. Допустим, вы хотите через год, когда поедете в отпуск свободно говорить на английском языке. А что для вас значит свободно разговаривать на иностранном языке? Спросить, как дойти до Биг-Бена, или возможность свободно, без словаря беседовать, например, на такие сложные темы, как ядерная физика?

Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?

А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать. Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например. Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.

Насколько вы заинтересованы в результате?

Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.

А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.

Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.

А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.

Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.

После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.


От чего зависят способности к обучению

Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции. А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда. А какой стиль поведения характерен для вас?

Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами». Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически. А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.

У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.

Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться.

Как оценить, способен ли человек обучаться?

Оценить опыт, который был у человека в прошлом, позволяет поведенческое интервью. Если прежде он легко осваивал новые методы и подходы, то и в будущем справится с этим. И напротив, если раньше это давалось тяжело, то и в будущем он будет делать это с большим трудом. Вопросы делятся на четыре группы.

  1. Попросить вспомнить ситуацию, когда человек осваивал что-то новое. Если вы хотите, чтобы он освоил новое программное обеспечение, то и спрашивать нужно, был ли у него именно такой опыт и как он осваивал тот же Word и Excel.
  2. Теперь нужно выяснить, какие цели он перед собой ставил. Перейти на новое ПО в кратчайший срок или, наоборот, стать экспертом в этой области и изучить его не торопясь, но глубоко и фундаментально.
  3. Выясните, какие действия он предпринимал, чтобы достичь этого результата. Как именно он собирал информацию? Как осваивал новую технологию? Что делал, чтобы внедрить в повседневную деятельность?
  4. Спросите, как он оценивает свой результат, с помощью каких критериев? Из чего можно сделать вывод, что он достиг поставленных целей и эту программу действительно освоил? Какие результаты его работы подтверждают то, что он с этой учебной задачей справился?


Как повысить уровень обучаемости?

Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал. Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути. Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.

Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко. А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет. Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала. Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.

А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу. В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др. Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.

Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.

А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика. Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий. В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.

Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.

Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.

Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше. Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает. А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей. Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед. Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.

Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки. Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся. Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?

А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни. Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д. Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.


В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.

Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту. Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина. Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.

А. С. : На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни. Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию. Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.

Домашнее задание

Если вы хотите усвоить прочитанное, внедрить свою жизнь какие-то новые навыки, действуйте. Ведь вы уже знаете, что взрослые учатся только на практике.

Сервисы вроде Quora или Coursera изменили то, как мы учимся. Пока они используются лишь как вспомогательные инструменты для обучения, но уверен, что в скором времени онлайн-университет будет чем-то настолько же обыденным, как и обычные школы.

Плюс таких сервисов в неограниченном количестве знаний, которые они могут дать, и квалификации преподавателей. Минус: никто не заставляет вас учиться, и качество полученных знаний зависит лишь от того, сколько усилий вы приложили.

Подборка сервисов, о которых мы расскажем ниже, поможет вам научиться чему угодно. Программирование, работа с big data, иностранные языки, творчество или расширение кругозора - хотя бы час ежедневной работы с подобными сервисами даст вам очень много.

Онлайн-курсы

  1. edX  - онлайн-курсы от лучших университетов мира.
  2. Coursera - бесплатные курсы от преподавателей лучших вузов со всего мира.
  3. Coursmos - подборки небольших курсов, которые не занимают много времени.
  4. Highbrow - ежедневная подборка лучших курсов, которая отправляется вам на почту.
  5. Skillshare - онлайн-курсы и проекты, которые расширяют кругозор.
  6. Curious - видеоуроки для улучшения профессиональных навыков.
  7. Lynda - курсы о технологиях, бизнесе и креативности.
  8. CreativeLive - бесплатные креативные курсы от мировых экспертов.
  9. Udemy - курсы по компьютерным специальностям.

Программирование

  1. Codecademy - интерактивное обучение программированию.
  2. Stuk.io - обучение программированию с нуля.
  3. Udacity - курсы от Google, Facebook, mongoDB, AT&T и других крупных компаний.
  4. Platzi - курсы по дизайну, маркетингу и программированию.
  5. Learnable - курсы по веб-разработке.
  6. Code School - практические задачи для обучения программированию.
  7. Thinkful - обучение в виртуальных классах с ментором тет-а-тет.
  8. Code.org - гайды по программированию для начинающих.
  9. BaseRails - обучение Ruby on Rails и другим веб-технологиям.
  10. Treehouse - разработка на HTML, CSS и приложений для iOS.
  11. One Month - обучение основам создания веб-приложений за месяц.
  12. Dash - создание веб-сайтов.

Работа с информацией

  1. DataCamp - онлайн-туториалы и курсы по науке о данных.
  2. DataQuest - интерактивное обучение науке о данных.
  3. DataMonkey  - улучшение аналитических навыков с помощью игры.

Языки

  1. Duolingo - бесплатное обучение иностранным языкам.
  2. Lingvist - программа обучения языку за 200 часов.
  3. Busuu - сообщество пользователей, которые хотят выучить новый язык.
  4. Memrise - карточки для расширения словарного запаса.

Кругозор

  1. TEDed - категория образовательных видео с конференции TED.
  2. Khan Academy - огромная библиотека интерактивного контента.
  3. Guides.co - коллекция различных гайдов.
  4. Learnist - текстовые и видеолекции от экспертов в разных областях.
  5. Prismatic - изучение нового, основываясь на ваших предпочтениях.
  6. Snapguide - тысячи гайдов о том, как сделать что-то своими руками.

Бонус

  1. Chesscademy - обучение игре в шахматы.
  2. Pianu - интерактивное обучение игре на фортепиано.
  3. Yousician - персональный учитель по игре на гитаре.