Коляда (праздник): история и традиции. Что такое колядки и как они проходят

В январе у нас праздников много: Новый год, Рождество, старый новый год.
В эти дни народ веселится, ходят в гости друг к другу, желают счастья, здоровья и достатка, накрывают богатый стол и приглашают родных к гости. Кроме праздничных застолий, на Рождество принято колядовать, ходить по дворам, петь колядки с пожеланиями здоровья и счастья.

Что такое колядки, как правильно колядовать, какие костюмы надевают на колядование?

Традиция колядовать родилась еще во времена язычества, когда наши предки поклонялись богине плодородия Коляде и отмечали день зимнего солнцестояния, когда дни становились длиннее, а ночи короче. Люди пели песни, посвященные этому событию, чтобы урожай был хорошим, а в доме был достаток.

С рождением христианства два праздника переплелись и практически являются одним целым. На Рождество взрослые и дети наряжаются, ходят к родным, знакомым, разучивают колядки, щедровки, желают всем благополучия и счастья. Колядки — это традиционные обрядовые песни, которые чаще имеют религиозный характер, прославляют рождение Иисуса Христа . Словами колядок стали благодарить Бога за все хорошее, что произошло в старом году, восхваляли щедрость и гостеприимство хозяев.

Как правильно колядовать

По традиции, по селу, деревне ходят ряженые: парни, девушки, переодетые в костюмы, и колядуют. Зрелище это очень яркое и интересное.

Во-первых, для колядования нужно собраться группой, не менее трех человек. Во главе компании ряженых идет »звездарь», который несет на палке большую восьмиконечную звезду — символ рождения Иисуса Христа. Звезда — это главный атрибут Рождества . Ее можно вырезать их картона или сделать из проволоки, украсить блестками, битыми игрушками. Звездарь — это главное лицо. Он должен очень хорошо знать колядки и петь их.

Следующий идет ‘‘звонарь», который несет колокольчик. Он звонит, тем самым сообщая хозяевам, что идут колядники.

И замыкает шествие ‘‘мехоноша’‘ . У него есть мешок, куда хозяева кладут разные сладости, калачи, бублики. Мешок должен быть ярким, сшитым из прочной ткани. Украсить его можно звездами, месяцем, солнцем.

Прежде чем начать колядовать, ряженые должны спросить у хозяина разрешения колядовать. Конечно, в этой просьбе никто не отказывает, но для приличия все равно требуется спросить разрешения. Если хозяин дал добро, ряженые благодарят его, желают гостеприимным хозяевам здоровья, счастья, благосостояния и начинают петь колядки.

Колядки на Рождество для детей
Детей совсем несложно научить колядовать. Они могут запомнить небольшие колядки. Разучивая с детьми колядки и щедровки, мы их приобщаем к традициям славянской культуре. Малыши очень быстро воспринимают на слух слова колядок. Несколько повторений и они их знают наизусть. Тем более, зная, что потом им дадут сладости, дети учат колядки быстро.

***

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
——————

Христос Спаситель
В полночь родился,
В вертепе бедном
Он поселился.

Христос Владыка,
В твой день рождения,
Подай всем людям,
Мир просвещения!
—————-

А я маленький, да удаленький,
Во вторник родился,
В среду учился
Книги читать,
Христа величать!
Вас поздравлять!
Будьте здоровы.
С Рождеством Христовым!
———————-
Нынче ангел к нам спустился,
И пропел: »Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!

В наше время дети ходят с колядками, чтобы повеселиться и получить угощение.
Детей можно нарядить в яркие одежды. Например, скоморохом: в яркую рубаху, шаровары, шапку на голову с бубенчиками, подпоясать поясом рубаху. Если ваши дети идут колядовать, позаботьтесь, чтобы они были тепло одеты, не забудьте дать им варежки, чтобы они не замерзли. Зима все же на улице!

Часто принято посевать пол зерном, чтобы в домах был достаток. »Cею, сею, посеваю, с Новым годом или Рождеством поздравляю!»
Разучивая с детьми колядки, мы помогаем им развивать память, творческие способности, дети узнают об обрядах и традициях Рождества.

Короткие колядки для детей на Рождество

Дайте сладкого медка,
Да кусочек пирога,
Я станцую и спою.
И колядки пропою!
——————
Помогаю маме я.
Колядую до утра.
Пожалейте деточку,
Дайте мне конфеточку!
—————-

Вы детей не прогоняйте.
А вкуснее угощайте!
Дайте сушек и баранок,
И какой-нибудь подарок!
———————
Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!
—————-
Дети заходят по домам
угощений дайте нам!
Пожелаем вам удачу,
И здоровьице впридачу
—————-
Пришли ряженые,
Все накрашенные.
Будем вас развлекать,
Настроение поднимать!
—————-
Дайте нам монетки,
Детям по конфетке,
Не приносим людям зла.
Нам отказывать нельзя!
——————
Идет коза рогатая.
Колядками богатая.
Чем наполнен сундучок
Положите к нам в мешок!
—————
Мехоношей я зовусь,
И морозов не боюсь!
К вам иду на огонек,
И несу большой мешок!
——————
Динь-динь, динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
—————-
Матушка-зима пришла.
Отворяйте ворота!
пришли святки!
Пришли колядки!
Коляда-моляда!
Колядки с пожеланиями
С Рождеством святым вас, люди!
мир да лад у вас пусть будет
Чтобы горя вы не знали,
И в богатстве проживали!
———————
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: »Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
——————
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.

Костюмы для колядования
Чтобы правильно колядовать, недостаточно только выучить слова песен. Еще нужно нарядиться, подобрать костюмы для колядования детям.

Можно нарядить детей в народном стиле.

Одежда должна быть яркой, нарядной. Можно поискать в сундуке бабушкином что-то подходящее и сшить ребенку костюм. Девочке можно подобрать яркий платок, красивую яркую и пышную юбку, лучше длинную, сделать венок, украсить его разноцветными лентами.

Мальчикам тоже можно надеть рубаху в народном стиле, украшенную вышивкой, широкие шаровары. Всю компанию можно нарядить и отправить колядовать по селу.

Маски.

Маски всегда были важным элементом рождественского костюма. Раньше их шили из плотной ткани, кожи. Сейчас можно купить готовую маску или попробовать самому сделать. Какие маски чаще надевают на рождество: маска козы, оленя, собаки, лошади.

Коза.

Типичный персонаж коляды. Можно надеть тулуп или дубленку, вывернутую наизнанку, надеть маску козы, на голову вязаную шапочку, к которой можно прикрепить рожки.

Медведь.

Тоже участник праздничных гуляний на Рождество и старый новый год. Костюм можно взять напрокат. А можно тоже надеть бабушкину шубу старую, дедушкину шапку-ушанку, разрисовать лицо, нарисовать нос. Просто! И костюм медведя готов!

Взрослые не смогут устоять перед наряженными детьми, распевающими звонкими детскими голосами песни. Щедро их угостят сладостями, дадут монетки. Ведь дети принесут столько радости, настроение очень поднимут и родным, и соседям.

Разучивайте с детками колядки на Рождество, поздравляйте родных с праздником.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

Колядки-это народные украинские обрядовые песни,пришли к нам со времён язычества.25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния и богиня плодородия Коляда рождала новое солнце,которое змей Коротун должен был уничтожить.Люди защищали солнце и прогоняли змея песнями-колядками.На русских землях, обычай колядовать появился после Крещения Руси.По направленности,колядки делят на два вида:христославные-рождественские)и посевные-языческие.Посевные колядки были обращены к богам плодородия,а Рождественские -церковной тематике,прославление младенца Иисуса Христа, его матери,Бога отца.В песнях желали всем добра,здоровья,процветания,прощали все обиды.Обряд колядования совершается на Рождество Христово (25 декабря) и проходит по Крещение(6 января),по старому стилю.Группы людей,дети и подростки отдельно от взрослых,собираются и ходят по домам и дворам,надев маски,прикрепив рога,нарядившись в смешные костюмы,обернувшись в шкуры зверей,они поздравляют хозяев с праздником.Меняя голоса, люди читают стихи,поют песни,шуточно поздравляют,пытаясь остаться неузнаваемыми.Хозяева,после представления,благодарили гостей-приглашали в дом,угощали,давали подарки или деньги.Нельзя было прогонять колядующих-плохая примета,несчастья на целый год.Отличаются колядки от других народных песен простотой мелодии,легко запоминающимся текстом.Стихотворные размеры колядок десятисложный стих,разделённый на два пятисложных полустишия или восьмисложный, с делением на два четверостишия.Текс должен обязательно желать добра и благоденствия людям.Колядки приносили много веселья,люди становились добрее,враги примирялись,влюблённые соединялись в пары.В наши дни,традиции пения колядок в России утрачены,обычай колядовать остался на Западе Украины,в Карпатах.

Познавательный материал о русском народном празднике «Пришла Коляда — отворяй ворота»

Коляда — так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.

В Древней Руси это был наиболее любимый праздник. На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики — деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.

Когда-то на Руси Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Кстати, когда в течение долгих столетий из народной памяти исчезло божественное значение Коляды, этим словом стали называть не только рождественского лицедея — ряженого, но в некоторых местах (например, на Тамбовщине) огородное чучело, а «колядовщиками» ругали нищих. Таков был конец языческого кумира.

В Сибири, на Енисейщине, колядовщики на Рождество распевали «Виноградье». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлялся со звездой в руках под окна изб. Сперва испрашивалось позволение хозяев пропеть «Виноградье». Если позволялось, толпа входила в избу с благодарственными словами:

Как хозяин во дому, будто пан во раю;

Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду,

Малы детушки во дому, как оладышки во меду...

Если колядовщиков не впускали, они подхватывали совсем другое: «Хозяин во дому, что дьявол во аду» и т. д. Обыкновенно в каждой избе колядовщики находили радушие и гостеприимство. После обращения к домохозяевам и их деткам запевала и хор исполняли «Виноградье».

На звезде, которую несли колядовщики, изображали бурное море, корабль и богатырей на нем. Середину звезды делали из короба сита, в который вставляли рисунок корабля и свечу, снаружи короб оклеивали промасленной бумагой и углами с бахромой. Звезду насаживали на рукоятку.

На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.

Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крес- тьянину-землепашцу.

На новогодье в старой русской деревне «кликали ов- сень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи, ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна — на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали шутники.

Для этнографов долгое время было загадочным происхождение слова «овсень». Одни исследователи народного быта утверждали, что слово это происходит от овса, которым обсыпали, обсеивали в новогодье, другие «овсень» возводили к языческому божеству Авсеню или Таусеню. И только языковеду А.А. Потебне в 80-х гг. XIX столетия удалось доказать, что слово «овсень» связано со старинным названием января — просинец, иначе со словом «прояснять». После хмурых, рано вечереющих дней становится светлее. Это еще раз подтвердило, что новогодние обряды прежде всего аграрно-солнечного происхождения.

Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семья усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому, как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым

Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом. В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.

На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что время вплоть до Масленицы — лучшее для этой цели. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником». Так и писали: «От свадеб до Вербной недели», или: «Приехал о свадьбах».

В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.

Под Крещенье последний раз совершались гадания. К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок — в той стороне и замужем быть».

В дореволюционной России в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В эти дни царило всенародное веселье. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поко- лядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом — ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, — бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем — пляски.

Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

На Руси церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но полностью запретить обычай хождения ряженых так и не удалось.

Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.

Распространенными колядками были шуточные припевки, где девушки запевали:

Уродилась коляда

Накануне Рождества

За рекою за быстрою...

А ребята подпевали:

Чтобы царева золота казна

Была век полным-полна,

Чтобы большим-то рекам

Слава неслась до моря.

Малым речкам — до мельницы.

А эту песню хлебу поем,

Хлебу поем, хлебу честь воздаем.

Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое описание праздника — у Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.... Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться...»

Данный праздник уместно провести с ребятами 25 декабря или 7 января. Это может быть отдельным праздником классного коллектива (всех учащихся начальных классов, нескольких параллелей классов, кружка по интересам) по окончании первого учебного полугодия или в середине декабря. Праздник можно приурочить к новогоднему торжеству — все зависит от коллектива учащихся, от фантазий организаторов.

Место проведения праздника выбирается исходя из возможностей учебного заведения: школьный двор, актовый или спортивный зал.

Какое же это необычайно веселое время – зима! Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка-природа! Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным столом».

В эти же дни весь православный крещеный мир отмечает светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой.

А утром начинается разговенье, тоже с обильным застольем, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным во время этого светлого праздником всегда были рождественские колядки. Ранее это был языческий обычай, который очень любили наши предки. После принятия христианства обычаи слились и превратились в прославление Иисуса Христа.

Кто такая (или такой?) Коляда, уже никто толком не знает. Но такую фамилию носит известный в России театральный режиссёр, уроженец станицы Пресноредутской, что говорит о древности его рода.

Прежде коротенькие стихи-колядки пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды).

Особенно ярко описал колядование Николай Васильевич Гоголь в своей красочной, ироничной и немного страшной (какие же колядки без страшилок!) книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ведь этот русский писатель родился и вырос на Украине, когда эта ныне суверенная страна была частью российской империи, где жили и сохраняли свои древние обычаи разные славянские народы. Помните, как в детстве страшно и весело было читать гоголевские страшилки? Куда до них современным иноземным ужастикам!

Честно говоря, мы, учителя прежних лет, «проводили атеистические мероприятия», ругая учеников за то, что они сразу после Рождества вечерами бегали по домам с 7-18 января, стучали в каждую дверь и пели веселые песенки, выученные к Рождеству со слов бабушек. В них рассказывалось о рождении Христа и воспевалось тепло домашнего очага. В колядках желали хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева оказывались негостеприимными, то их высмеивали, укоряли и шутили над ними.

С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол. Праздник получался веселым и вкусным, поэтому в колядовании часто принимали участие и ряженые взрослые.

Изжить этот популярный в народе праздник не удавалось никакой атеистической пропаганде. Да он давно утратил свой первоначальный смысл как языческий, так и религиозный.

Не могу забыть, как однажды в рождественский вечер в нашу петропавловскую квартиру на улице Индустриальной ввалилась довольно большая компания ряженых — взрослых и детей. Их, как положено с древности, пригласили к столу, угостили тем, что бог послал через нашу бабушку, строго чтившую свои польско-белорусские католические праздники, но за неимением тогда в городе костела, ходившую молиться в подгорный собор. Какие вкусности готовила наша Казимира Францевна, знали все знакомые разных вероисповеданий и национальностей, а также атеисты и приходили поздравлять ее с Рождеством. Вот и участники тогдашнего нашествия стали плясать и петь колядки как только вошли в квартиру. Дети, собрав конфеты и бабушкины печенья, полезли под кровать обследовать ящик с игрушками. Коза мужским голосом поздравляла хозяев, желала всем высоких урожаев на даче. Медведь в вывороченном наизнанку полушубке, припахивая самогонкой, стремился приобнять лапами молодую хозяйку, а та, комсомолка, не особенно и сопротивляясь, весело пищала.

Всем было весело, радостно. И вдруг ярко накрашенная Цыганка, в необъятных юбках с большими карманами набитыми подарками, неожиданно спросила: «А где Сергей Кузьмич?» Все замолкли… Стало ясно, что случайные гости ошиблись: руководитель крупной организации с таким именем жил в соседнем подъезде.

Коза, которая в народе всегда считалась символом плодородия, богатого урожая и оберегала дом от злых сил, сняв маску оказалась молодым казахом, к тому же парторгом и подчиненным Сергея Кузьмича. Партийный лидер стал извиняться, почему-то подмигивая хозяйке квартиры, а она улыбалась и благодарила его за веселый рождественский вечер. Позже выяснилось, что они сотрудники и, естественно, давние знакомые.

Оставалось самое трудное – вытащить из-под кроватей ребятишек, стрелявших из «бункеров» из всех обнаруженных в ящике видов оружия.

Такие происшествия были в традициях рождественского колядования. Кстати, в том же доме, почти рядом с Сергеем Кузьмичом, жила пенсионерка Татьяна Ивановна, дочь хозяина знаменитой поляковской мельницы, о чем знали все ее бывшие сотрудники, но помалкивали. Мало ли что… Это вам не рождественские шуточки!

А вот и колядки для тех, кто решить возродить добрую и светлую народную традицию.

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется!

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет,

Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пирожок,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!