Как разговаривать с новорожденным ребенком. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Общение с новорожденным ребенком это не только слова, но и выражение эмоций, определенное поведение. Мамы и папы могут общаться со своим новорожденным ребенком с помощью голоса, зрения, чувства осязания и обоняния. Новорожденные дети по своему могут сказать вам, что им нужно.

Многие родители после рождения ребенка не знают, как общаться с крохой. Некоторые мамы думают, что когда ребенок появится на свет, то они будут вместе жить в гармонии. Но это не совсем так, потому что новорожденный капризничает, плачет за ним нужно ухаживать, кормить, гулять и т. д.

Заключайте в объятия своего новорожденного

Обнимайте новорожденного чаще. Объятия хорошо влияют на развитие детской психики. Хорошее объятие сообщит ребенку, что он любимый и желанный в семье. Прижмите ребенка к телу, например, когда он находится на руках или в . Крепкие объятия помогут вашему ребенку почувствовать себя в безопасности. Отличным способом успокоить ребенка и показать ему вашу любовь и заботу - это .

Младенцы используют зрение и слух, чтобы изучать окружающий их мир. Чтобы сообщить ребенку - Я забочусь о тебе, вы можете:

  • Поддерживать зрительный контакт, пока ребенок не смотрит в сторону
  • Улыбаться когда смотрите на вашего ребенка
  • Использовать песенки для разговора с ним

Все это помогает новорожденному чувствовать себя защищенным.

Ребенок может распознать интонацию вашего голоса сказанного в мягком, нежном, резком, сердитом тоне. Но дети не могут изменить свое поведение, пока они не станут старше, так что любой гнев на ребенка будет неуместен.

Важно, что дети с самого раннего возраста развивают опыт отношений, они дают положительную оценку доброте людей. Положительное внимание и реакции, ответы от взрослых, детям помогают построить картину того, как их ценят на самом деле.

Плач – язык новорожденных

Плач - это универсальный язык новорожденных. Это способ сказать вам, что ему нужно. из-за грязной пеленки, недостатка внимания, голода, чувства дискомфорта, ветра или простой потребности в комфорте. Иногда в некоторых случаях дети плачут без всякой видимой причины.

Плач является основным способом общения новорожденного ребенка с родителями. Но иногда бывает трудно понять, что значит плач.

Ребенок разговаривает языком тела и мимикой лица

Так же, как и плачем, новорожденные общаются с помощью своего тела и выражения лица. Ребенок будет напрягаться, если ему неудобно на ваших руках. Дети могут даже сказать нам, когда они устали, если мы научились читать их сигналы.

Следующий язык тела может подсказать вам чего желает новорожденный:

  • Зевает, опускает веки, глаза сонные, сонно моргает - Я хочу спать
  • Открытым ртом говорит - Я голоден
  • Широко открытые глаза и активная подвижность - Я готов играть и учиться
  • Ребенок отвернулся или выгнул спину - Нет, спасибо

Эти физические сигналы раскрывают основные потребности новорожденного.

Чувства и эмоции

Младенцы эмоциональные существа с самого рождения. Мы знаем, что младенцы реагируют на эмоциональные выражения, например, большой улыбкой на лице. Сейчас многие ученые считают, что в течение первых трех месяцев жизни дети могут выражать 5 основных эмоций - радость, интерес, гнев, печаль и отвращение.

Детям нравится гулить и лепетать

Когда дети растут, они начинают произносить больше звуков. Детишки улыбаются, размахивают руками и ногами. Им нравится беседовать с родителями. Если вы будете слушать и отвечать на , он будет лепетать для вас с удовольствием.

Осмотр окружающего

Рассматривание окружающего является одним из основных источников информации об окружающем мире вокруг новорожденного. Это означает, что дети проводят большую часть своего времени бодрствования рассматриванием окружающих их вещей.

Новорожденный ребенок – это особенный человек. Все системы организма малыша после его появления на свет перестраивают свое функционирование в соответствии с новыми условиями.

Ошибки при уходе за ребенком на данном этапе могут сказаться на его здоровье и характере и в текущий момент, и позже. О некоторых из них можно узнать ниже.

Нежелание учиться

Молодые родители часто уповают на опыт старших родственников, не желая самостоятельно находить информацию. И очень зря. Потому что медицина и психология развиваются. Обновляются рекомендации по уходу за новорожденными.

То, что раньше было вредным, сегодня может быть полезным, и наоборот. Имея возможность дать сыну или дочке «передовое воспитание», родители предпочитают полагаться на устаревший и, к сожалению, уже вызывающий сомнения в полезности опыт своих бабушек и мам.

Надо помнить: для младенца характерны состояния, отражающие процесс адаптации и не являющиеся болезнью: желтушность или покраснение кожи, припухлость в области головы, расстройство стула и многие другие. Важно знать, как проявляют себя нормальные переходные явления, и не пугаться их.

Боязнь дотронуться до крохи способствует развитию деформаций позвоночника и черепа.

Есть рекомендация отойти от привычной традиции «смотрин» в первые недели жизни. Новорожденному надо время, чтобы «перенять» микрофлору мамы и укрепить свой иммунитет. Многочисленные гости могут «принести» не знакомые организму малыша бактерии и вирусы, с которыми его иммунитет пока не может быстро справиться.

Перегревание ребенка

Особенностями терморегуляции новорожденных являются:

— склонность к переохлаждению вследствие недостаточного развития подкожной жировой клетчатки;

— склонность к перегреванию из-за недостаточного потоотделения;

— неспособность быстро подстраиваться под изменение температуры окружающей среды.

Родителям постоянно кажется, что малышу холодно. Поэтому его комната самая теплая. И дома, и на прогулке на нем много одежды. Постоянно ощупываются носик, пятки и ладошки.

Но эти части тела и в нормальном состоянии более прохладные, чем, например, живот, потому что «периферические». Они не должны быть слишком холодными, но не стоит ждать, что они всегда будут очень теплые. Перегреть ребенка так же просто, как переохладить.

Нельзя долго гулять с младенцем, находящимся в закрытой коляске, под открытым солнцем. Коляски, даже светлые, нагреваются, и внутри них становится душно и жарко. Прогулки на свежем воздухе полезны, но стоит предпочесть тень.

Когда ребенок спит, нужно его накрывать, но не укутывать.

Эмоциональная нестабильность

Прежде всего, нестабильности эмоций подвержены мамы. Это объясняется:

— перестроением гормонального фона;

— незнанием правил ухода и, как следствие, возникновением разных неприятных ситуаций;

— усталостью от рутинных задач и частого плача ребенка;

— беспочвенным волнением.

Речь мамы при общении с малышом должна быть не только ласковой, спокойной и тихой – важна уверенность голоса. Такие интонации успокаивают младенца, делают и его уверенным, что все в порядке.

Есть наблюдение, что тревожные и неуверенные в себе мамы чаще жалуются на плаксивость и капризность детей.

Не нужно искажать слова и сюсюкать. Такая речь не несет никакой ценности.

Новорожденный не способен различать эмоции взрослого. Но ему неприятна очень громкая речь: она для него раздражитель, который негативно влияет на развитие нервной системы. Поэтому ни злой крик, ни громкие возгласы восхищения неприемлемы в общении.

Часто малыша стараются развлечь самыми разными игрушками, но не учитывают, что ему сложно справиться с избытком информации. Он начинает капризничать.


В заключение – 10 рассмотренных ошибок.

1. Молодые родители не изучают заранее вопросы ухода за ребенком и предпочитают опираться на опыт старших поколений.

2. Физиологические состояния новорожденных вызывают подозрение, что младенец заболел.

3. Боязнь дотронуться до ребенка, взять его на руки.

4. Приглашение многочисленных гостей на «смотрины».

5. Слишком теплая одежда для малыша в домашних условиях и на прогулке, укутывание. Носик и пятки прохладные – младенец замерз.

6. Долгие прогулки на солнце с ребенком, находящимся в закрытой коляске.

7. Неуверенность и тревожность матери.

8. Сюсюканье, искажение слов.

9. Очень громкие возгласы, направленные к малышу, независимо от их эмоциональной окраски.

10. Желание развлечь новорожденного максимальным количеством игрушек.

Чтобы ребенок развивался нормально и физически, и психически, родители должны дать ему все необходимое в уходе и общении уже в период новорожденности. Это время, когда закладывается фундамент будущей жизни.

Внимание, терпение и забота, подкрепленные уверенными теоретическими знаниями в уходе, – это обязательные требования ко всем родителям.

Находясь в материнской утробе в статусе плода ребенок ощущает стук материнского сердца, слышит ее голос. Уже в это время зарождается начало будущего тесного контакта между близкими людьми. При рождении младенец, конечно, не может говорить. Но отсутствие речевых навыков не мешает общаться со взрослыми. Невербальное общение протекает несколькими путями между новорожденным и матерью, причем оба участника: ребенок и родитель взаимодействую без использования слов или речь исходит со стороны мамы или папы. Узнавая о способах такого общения, ребенок и мама укрепят связь, которая необходима для развития речи крохи, полноценного психоэмоционального развития. Поэтому так важно знать родителям как правильно разговаривать с грудничком.

В период 4–6 недель ребенок способен выделять взрослого и быстро овладевает эффективными методами общения и готовность и желание взаимодействовать со взрослыми выражают активно. Младенец расширяет глаза, приподнимает брови и сосредотачивается на лице матери.

Если женщина беседует с крохой, малыш способен установить зрительный контакт, «поговорить без слов» концентрируясь на маме. На лице появляется улыбка, выражающая эмоции ребенка, усиливается двигательная активность. Ярко выражается вокализация. Развитие этих особенностей свидетельствуют о формировании «комплекса оживления» - совокупности признаков, которые указывают на проявление удовольствия в ответ на воздействия взрослых и средством общения с ними.

Единственная цель такого контактирования со стороны ребенка - выражение отношения к взрослому. Однако, разговор несёт и другое более глобальное значение для психического и речевого развития малыша:

  • Формирование стойкой привязанности между мамой и малышом.
  • Становление самоощущения ребенка, зарождение осознанности уникальности личности, которое выражается отношением к нему взрослого человека.
  • Начало формирования уверенности в себе.

Невербальное общение

Нежные прикосновения и массаж станут эффективным средством коммуникации по данным детского массажиста Элейн Фогель Шнайдер. С помощью длительного и медленного поглаживания кожи новорожденного возможно усилить связь между младенцем и мамой. Кроме того, при проведении процедуры стимулируется кровообращение, ребенок расслабляется.

Возникшая крепкая связь между мамой и младенцем позволяет женщине лучше понимать новорожденного, с готовностью откликаться на невербальные сигналы. Грудничок также заинтересован в налаживании такого взаимодействия: связь дарит малышу чувство защищённости, уверенности и доверия к маме.

Внимательно наблюдая за сигналами, мама может взаимодействовать с грудничком. Изначально кроха узнает её по запаху, звуку голоса. Когда же новорожденный распознает маму и положительно реагирует, можно спокойно установить зрительный контакт с ребенком улыбаясь. При грудном вскармливании ребенок получает дополнительную связь с мамой посредством телесного контакта. Даже кормление в ответ на плачь при чувстве голода, обращает отношения к стабильности и доверительности. Последовательный и регулярный ответ на призыв заверяет малыша, что мама будет рядом, чтобы заботиться о нём, защищать.

Нервная система новорожденного незрела и ранима. Младенец легко перевозбуждается и утомляется даже при непродолжительном контакта. Поэтому общение с новорожденным должно быть дозировано, чтобы не допустить эмоциональной перегрузки. Когда такое явление происходит возможна негативная реакция: ребенок включает сигналы разъединения: плачет, отвлекается, не захочет общаться в будущем.

Как правильно разговаривать с новорожденным

Общение с новорожденным – нестандартное общение, которым владеют не все взрослые. Серьёзному взрослому так тяжело говорить о незначительных событиях. Но малышу необходим словесный контакт, поэтому мамочке так важно овладеть такому искусству.

Традиционное «сюсюканье» имеет недооцененное значение. Растягивание гласных звуков, повторение ласковых и нежных слов, сопровождающееся поглаживаниями, выразительной мимикой, улыбкой крайне необходимы малышу первого полугодия жизни. Это важно для оценки малышом материнского отношения к его персоне.

Искусство говорить с малышом получило название «бэби-ток»

В минуты общения мама сосредоточена на личности крохи и не видит себя со стороны. При этом жесты рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Поэтому «сюсюканье» имеет одну из самых значительных ролей – проявление любви, ощущение которой так необходимо малышу.

Мама разговаривает во время любых бытовых моментов: при кормлении, одевании, купании, на прогулке. Женщина комментирует любые действия: «открываем кран и капает водичка», «чайник свистит». При этом обращаем внимание на незначительные для детали: кроху может заинтересовать рисунок на чашке или обоях, пробегающий котенок, птица и т.д.

Важно реагировать на движения малыша, звуки или взгляды. Чувствительность матери к таким жестам и звукам дает возможность почувствовать самого себя, убедиться что его видят, слышат, замечают.

Профессор Степанов в книге «Общение с новорожденным как с миром» подчеркивает, что ребенок благодаря своей иррациональности, интуитивности, доверяя чувствам острее воспринимает мир и познаёт его. Именно поэтому с младенцем разговаривают не головой, а сердцем – подчеркивает автор.

При этом изобретательность мамы безгранична. Используются как традиционные «народные» стишки и прибаутки, так и изобретенные на ходу словосочетания.

После 6 месяцев роль взрослого изменяется в глазах малыша. Это период возникновения «деловых» отношений между мамой и малышом. Конечно, кроха все так же нуждается в общении, ласке. Однако, кроха в большей степени проявляет интерес к игровой деятельности: предметному и подвижному взаимодействию. Это период совместной деятельности взрослого и малыша, который не менее важен для полноценного развития и социализации.

Маленький новорожденный малыш – это уже человек, общение с крохой очень важный аспект, начинать беседы можно и даже необходимо еще во время пребывания в утробе матери. Малыш в это время узнает маму по голосу, чувствует ее психоэмоциональное состояние. У многих молодых мам возникает вопрос, как правильно разговаривать с новорожденным малышом во время первого года жизни. Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего. Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем. Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Необходимость в беседах

Проводить беседы с малышом можно бесконечно. Ему непременно будет интересно послушать сказки или песенки, которые поют мама или бабушка, папа, дедушка, тетя, дядя и так далее. Вам ведь не сложно, а ему слушать взрослых очень интересно. Существуют даже определенные исследования, доказывающие, что ребенок, с которым родители постоянно разговаривают, развиваются очень правильно, беседы такого рода могут даже вылечить младенца.


Какие плюсы регулярного общения с грудным ребенком?

  1. Новорожденный малыш будет слышать голос родного человека и это позволит сохранять его спокойствие.
  2. Малыши пополняют свой словарный запас, узнают новое.
  3. У ребенка начинает работать память, если регулярно петь или рассказывать некоторые известные нам всем песенки, потешки или стихотворения.
  4. Вероятность возникновения логопедических проблем уменьшается в несколько раз.
  5. Психологи утверждают, что это поможет маленькому человечку сохранять спокойствие, он будет чувствовать эмоциональное состояние мамы, и сам непроизвольно будет успокаиваться.

Если малыш начал в определенное время отсутствия мамы стал переживать и звать ее, то непременно стоит откликнуться, он успокоится, когда услышит, что мама его слышит. Общаться с ребенком важно постоянно.

Как разговаривать с грудным ребенком?

Ребенок с момента рождения этом мире ничего пока еще не знает, но все это рассказать и показать должны ему его родители. Как разговаривать с ребенком? Ребенок нуждается в постоянном общении на протяжении периода своего бодрствования. Делитесь с ним своими рассуждениями и наблюдениями, жалуйтесь ему или радуйтесь с ним. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок начал капризничать, это поможет и ему сохранять спокойствие. В противном случае вы можете его напугать, и он начнет плакать еще больше.

Разговаривать с новорожденным малышом нужно спокойно, но в то же время и строго, если этого требует ситуация. Ребенок до года должен понимать интонацию мамы и других близких людей. Это позволит ему различать происходящую ситуацию, он быстрее правильно поймет, что означает «нет» или «нельзя».


Если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального напряжения, то в это время не стоит разговаривать с новорожденным малышом, лучше переждите немного, успокойтесь, выпейте успокоительного чая.

Совет! Не стоит ссориться и браниться с близкими людьми в присутствии ребенка, это может навредить его психике, ведь ваша модель поведения откладывается в его сознании уже с грудного возраста.

Ребенок – это ваше отражение, в его общении вы сможете узнать себя. Если малыш нашкодничал, то ему необходимо объяснить, что так делать нельзя. Ни в коем случае не кричите на него, общение должно быть уравновешенным.

Регулярно перед отходом ко сну выделите время, это всего несколько минут, чтобы почитать ребенку сказки, стихотворения или спеть колыбельную песню. Проводите с новорожденным малышом больше времени в общении. Это позволит ему постепенно настроиться на сон и спокойно уснуть. Здоровый сон ребенка – это не только здоровье и нормальное эмоциональное состояние малыша, но и родителей, которые также смогут выспаться и забыть про нервные напряжения.

В грудном возрасте дружественные, веселые беседы смогут стать залогом того, что в более взрослом возрасте связь ребенка с родителями также будет тесной, необходимой.

Взаимопонимание между близкими людьми формируется с грудного возраста. Постоянно говорите ребенку о том, как вы в нем нуждаетесь, что он самый дорогой для вас человек. Обязательно ежедневно напоминайте ему, как вы его любите, говорите, какой он молодец, поощряйте его маленькие победы.

Что не нужно говорить ребенку? Никогда не говорите, что он плохой или неумеха. Это будет способствовать развитию у ребенка комплексов и обид, которые в жизни только мешают, а иногда, так и не дают осуществить мечту.

Первые слова ребенка, как и день, когда они были произнесены, родители помнят всю оставшуюся жизнь. Но ведь это совсем не означает, что до этого момента с малышом не нужно разговаривать. Общение родителей с ребенком важно на протяжении всей жизни, начиная с самого момента появления на свет новой жизни. Некоторые ученые полагают, что малыш, находясь еще в материнской утробе, слышит голос матери, привыкает и привязывается к нему.

На самом деле, даже не получая ответа от новорожденного, общаться с ним крайне важно. Во-первых, ласковый и нежный голос родителей успокаивает малыша и дарит позитивные эмоции. Во-вторых, на протяжении первых месяцев и лет ребенок учится всему именно от мамы и папы, в том числе, запоминает их слова и речевые обороты. Поэтому столь важным является общение с новорожденным с самых первых дней жизни .

Как бы странно это ни звучало и выглядело, родителя должны общаться с новорожденным от третьего лица, сами задавать вопросы, и сами же на них отвечать. Только так формируется первый словарный запас ребенка.

«Сашенька хочет кушать?», - спрашивает мама.

«Да, Сашенька хочет кушать, он проголодался!», - отвечает опять же мама.

Со временем, ребенок взрослеет и начинает отвечать родителям на их общение. Сначала он просто реагирует, смеется и машет ручками. Позже в ответ на материнские слова малыш начнет издавать звуки, стараясь подражать родителю. При этом, когда ребенок говорит первое слово , он чувствует радость родителей и понимает, что общаться интересно и весело

Факты ученых об общении с новорожденными

Многие ученые, которые занимаются исследованиями, связанные с развитием детей и их речи, делают весьма оригинальные выводы и о поведении взрослых. Так, например, практически все родители, общаясь с детьми малого возраста, неосознанно начинают говорить громче, при этом шире открывают рот. По всей видимости, понимание того, что разговор будет односторонним, делает взрослых весьма забавными - будто малыш сможет ответить нам, если мы шире откроем рот или зададим вопрос громче.

Часто, обращаясь к маленькому ребенку, родители стараются «тянуть» гласные, делая обращение более ласковым и веселым. При этом, практически в любом предложении мы повторяем какие-либо важные слова и словосочетания. «Какая ты красивая, Ма-а-а-шенька, какая красивая!».