Израильское воспитание детей. Детство без запретов или как воспитывают детей в израиле. Все значительно проще, чем кажется

Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего Сообщества! Спешу поздравить всех с наступившим Новым 2011 годом и пожелать вам любви, радости и взаимопонимания с собой и с окружающим вас миром.
В продолжение уже начатой темы об особенностях воспитания детей в разных странах, предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, интересный материал о том, как воспитывают детей в Израиле. Думаю, и вы для себя сможете найти что-то важное и нужное именно для вас. Интересного чтения, друзья)))

Нужно смотреть на каждого ребенка, как на великого человека в Израиле.

(выдержка из Торы - всей совокупности еврейского традиционного закона — от Библии до последних галахических нововведений).

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы...

(КАК ВОСПИТЫВАЮТ В ИЗРАИЛЕ)

ДАЛ ПО ПОПЕ - ПЛАТИ ШТРАФ!

Если еврей стал свидетелем того, как кто-то из родителей отшлепал своего нашалившего отпрыска, он обязан сообщить о факте насилия в соответствующую инстанцию. Более того, если он этого не сделает, ему будет назначен штраф, размер которого многократно увеличивается с каждым последующим случаем недонесения.
Если же укрывателем факта насилия оказался государственный служащий, а в особенности врач, педагог или социальный работник, его ждет немедленное увольнение - за несоответствие занимаемой должности. Ведь он, вопреки своему предназначению, оставил ребенка в беспомощном состоянии. Это не поощрение к доносительству. Это центральная идея израильского общества - ненасилие.

Уберегая детей от насилия, израильтяне в конечном счете уберегают от него и себя. Ведь сразу после школы каждый вчерашний подросток берет в руки оружие и три года ни на минуту с ним не расстается. А окажись оно в руках психически неуравновешенного человека, да еще в условиях “неуставных взаимоотношений”, дедовщины... Последствия невозможно себе представить, потому что в израильской армии этого просто не может быть. Ненасилие.

“ДУРАКОВ У НАС НЕТ!”

Детей в Израиле не наказывают, им... облегчают жизнь. Представьте: школьник плохо вел себя на перемене. Из-за этого учительница дает ему на дом на две задачи меньше, чем другим детям. Мальчишке неприятно, это задевает его самолюбие. Он обещает учительнице исправиться. “Ну, хорошо, - соглашается педагог. - Я, по секрету от всех, дам тебе еще одну задачу. Но только ты уж меня не подведи, больше так не поступай. Иначе у меня будут большие неприятности”. И у нее действительно могут быть неприятности, ведь таким образом учительница способствовала перегрузке ученика.

В израильских школах предусмотрены даже специальные игровые уголки. Не хочешь вместе со всеми заниматься чистописанием? Никакого принуждения. Пожалуйста, можешь строить крепость из кубиков или запускать машинки. Только долго ли ты там протянешь, в одиночестве и под снисходительно-сочувствующими взглядами одноклассников?
Дело в том, что в Израиле любое невротическое проявление в поведении ребенка расценивается как следствие перегрузки. В Израиле считают: есть только одно объяснение тому, почему ребенок плохо себя ведет, - он не справляется со своей жизнью. А из чего состоит детская жизнь? Из семьи и школы. Значит, надо помочь родителям и облегчить школьную программу ребенка.
Чтобы получить то, что у нас называется аттестатом зрелости, израильскому школьнику нужно набрать определенное количество баллов. При этом ты можешь собрать необходимое количество баллов за счет пения и физкультуры, а физику выучить по минимальному уровню. Раз уж у тебя именно такой склад души. Или наоборот, можешь заниматься все школьные годы одной химией и в упор не видеть историю и литературу. Впрочем, этот пример для Израиля как раз совершенно не характерен - приоритет гуманитарного образования там бесспорен, ибо считается, что без него в обществе не прожить.
Продвинутый родитель в Израиле никогда не скажет своему ребенку: “Ты - молодец, нарисовал очень красивую картинку, просто настоящий художник”. Он скажет: “Мне приятно, что тебе нравится твоя картинка”. Или: “Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю...” Родители поддерживают чувства ребенка. И положительные, и отрицательные, тем самым побуждая малыша к самостоятельной оценке, к самостоятельному выбору. И одновременно давая понять, что даже если картинка не получается, ребенок не превращается автоматически в “немолодца”, не становится из-за этого плохим, не оправдавшим родительские надежды.
Школьные учителя в Израиле никогда не дают ученикам характеристики. Даже положительные, типа “ты способный математик” или “у тебя хорошо развито воображение”. О распространенных у нас ярлыках вроде “идиот” или “дура набитая” мы вообще не говорим.
Даже пересчитывать ребят по головам, скажем, во время коллективных экскурсий, используя слова “первый”, “второй”, “третий”, - кощунство. В самом крайнем случае, если иного способа проверить присутствие всех вообще нет, учитель станет считать так: “не первый”, “не второй”, “не третий”... Как будто он полагает, что дать определение, маркировать ребенка - это худшее зло, которое ты можешь ему причинить. А вдруг ребенок решит, что он именно и только такой, каким ты его назвал? Ведь это же зафиксирует, ограничит его развитие.

Израильская школа призвана прежде всего научить ребенка делать сознательный и ответственный выбор, опираясь не на внешнее влияние, а на свои собственные внутренние ощущения и потребности.

ПОЛИЦИЯ ВЕРБУЕТ НАРКОМАНОВ

Проблема трудновоспитуемости стоит в Израиле еще острее, чем, скажем, в Эстонии или России. Опять же по объективным обстоятельствам.

Дети там находятся постоянно в состоянии стресса - вокруг идет война, в любой момент они могут погибнуть сами или стать сиротами. Для вновь прибывших очень болезненно проходит процесс адаптации. Представьте, к примеру, психологическое состояние девочки-подростка, отец которой был главврачом в одной из больниц Петербурга, а, приехав в Израиль, зарабатывает подметанием улиц.

Репатрианты (выходцы из других стран, в том числе - стран бывшего СССР - прим.) в Израиле в подавляющем большинстве почти сразу кидаются зарабатывать деньги, подчас забрасывая детей или попросту не имея времени и сил на их воспитание. В то время как на другой стороне улицы разрабатываются специальные террористические программы распространения наркотиков в молодежной и детской среде.
К тому же в последнее время в Израиль приезжает все больше таких семей, дети из которых уже имеют печальный опыт знакомства с наркотиками. Если раньше люди ехали туда за будущим, то теперь все чаще - с целью оторвать ребенка от дурной компании.
Как, по-вашему, в таких вот условиях должна действовать израильская молодежная полиция? Напомню, что методы устрашения, принуждения и наказания не приветствуются. Оказывается, эффективнее всего воздействовать на правонарушителя путем создания... доверительных отношений с ним и, главное, с его ближайшим окружением - родителями, друзьями, учителями, одноклассниками.

Все начинается с того, что молодежные работники приходят в школу на встречу со своими потенциальными подопечными исключительно в гражданской одежде. Неофициальная форма одежды как бы уже сигнализирует детям: “Мы здесь не для того, чтобы карать, а для того, чтобы помочь вам решить ваши проблемы”. Полицейские убедительно дают понять правонарушителю и его друзьям, что главная их цель - найти способ, как НЕ возбудить уголовное дело. А вот если все вместе они чего-то не предпримут, чего-то не придумают, его придется-таки открыть.

Таким вот бесхитростным способом окружающие перевербовываются на сторону полиции и начинают ей помогать. При этом ничуть не чувствуя себя предателями. Наоборот, ведь только благодаря им уголовное дело не возбуждается.

А правонарушитель оказывается в одиночестве и, так сказать, в оппозиции к своему ближайшему окружению. Он больше не может спокойно своровать или покурить травку - ведь это уже не поощряется даже в привычном ему круге.

Разумеется, методы воздействия этим не исчерпываются. С этого они только начинаются. Затем вступает в силу огромное количество специально разработанных социально-психологических программ, главной целью которых является не насильственная коррекция поведения, а переориентация трудновоспитуемого.

Никакого принуждения, подавляющего волю подростка, никакого насилия - это центральные идеи израильского общества по отношению к своему народу. Ими пронизано, на них держится все: от дошкольного воспитания детей до лечения и реабилитации наркоманов и превенции преступности.

Наблюдения таллиннского врача-психотерапевта

Владимира Киреева

записала Вероника Маанди,

Скорее всего вы уже успели заметить, что израильские детки отличаются от детей из других стран. Весь секрет в особенностях детского израильского быта и в том, как здесь растят детей. Давайте сегодня поговорим об этом подробнее.

Как тут растят детей: израильские можно и нельзя

Мечта каждой мамы, выросшей и сформировавшейся в постсоветских странах, - послушный, аккуратный ребенок, который всегда прилежно себя ведет. Но в Израиле вы таких детей не встретите, потому что, на самом деле, без дрессуры таких детей не бывает!

Самое главное правило израильского воспитания и основная особенность ведения быта с детьми – детям здесь можно почти все, что не вредит здоровью ребенка и окружающих.

Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно

Наверное, вы уже успели удивиться, встретив где-нибудь в кафе годовалого малыша, сидящего в детском стуле и самостоятельно жующего шницель, кусок перца или куриную ножку. Детей в Израиле с самого раннего возраста, как только они начинают сидеть, приучают кушать самостоятельно разнообразную пищу, практически все то, что кушают и взрослые. Именно с этого момента в детях начинают воспитывать самостоятельность, да и маме легче, не нужно кормить малыша из ложки до двух, а то и трех лет.

Сквозняки и холодный пол – не проблема

В Израиле во многих квартирах кафельный пол, на который не принято стелить ковры. Так вот детки с раннего возраста привыкают бегать по такому полу босиком. Конечно, ни одна израильская мама не подумает волноваться из-за сквозняка, так как это сущая ерунда, которая, как и холодный кафельный пол, никак не влияет на самочувствие ребенка.

Легкая обыденная неопрятность не навредит

Ребенок в штанах с пятнами, немного надорванная футболка, свисающие сопли – все это совершенно нормально для израильских детей, так как неопрятность естественна для малыша. Добиться опрятности во внешнем виде маленького ребенка можно только с помощью титанических усилий мамы. А для израильской женщины материнство – это радость, а не подвиг. Поэтому пусть у ребенка будут штаны в пятнах, но добрая и счастливая мама!!

Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно

Израильские дети очень подвижные, они постоянно бегают, прыгают, играют, все переворачивают, и мамы им это спокойно разрешают, не приговаривая каждую минуту «сядь, успокойся, хватит». Дети – есть дети, им нужно бегать и прыгать, когда же они еще смогут это делать, если не сейчас, только сейчас это возможно, поэтому не стоит им запрещать резвиться.

Дети много сорят – и это нормально

Дети жуткие неряхи, мы все это знаем, но с возрастом это обычно проходит, малыши становятся более аккуратными. Пока ребенок маленький ему ужасно интересно, что будет, если он перевернет тарелку с супом или бросит на пол кусок курицы, помидор. Малыши мечтают изучить, как работает этот мир. Израильские мамы не запрещают детям бросаться едой и измазывать все вокруг себя во время приема пищи. Ребенок познает мир, и в этом нет ничего плохого, со временем все изменится!

Все значительно проще, чем кажется

Замечено, что израильские мамы очень спокойные. Даже в детском приемном покое больницы, куда они привели своего малыша потому, что ему действительно сильно плохо, они улыбаются и ведут приятные разговоры. Конечно, они волнуются, но они прекрасно знают, что дети – есть дети, они болеют, и это нормально, но сейчас им помогут, и все будет хорошо. Израильские мамы все воспринимают проще, и им не придет в голову думать, что их ребенок подхватил воспаление легких потому, что они плохие мамы и как-то не так ухаживали за ребенком. Они знают, что ребенок заболел просто потому, что заболел, но скоро все наладится, и чем оптимистичнее будет мама, тем быстрее наладится!

Детский быт в Израиле это по привычным для постсоветских людей меркам – полная вседозволенность, но так кажется только на первый взгляд. Детям, действительно, здесь можно многое, но не все, они, действительно, более самостоятельные и свободные, но под чутким и ненавязчивым руководством родителей.

Израиль по праву называют своеобразным государством, в котором современный уровень жизни, успешные экономические и высокотехнологические достижения органично объединяются с многовековыми древними традициями. Это также касается семьи, которая считается одной из главных ценностей страны. Беременность является обычным состоянием женщины, которая ожидает появления ребенка. В стране насчитывается 2,85 миллиона детей до семнадцати лет, что составляет 33% от всего населения Израиля (данные конца 2016 года). Можно сказать, что рождение детей – это один из видов «национального производства». Среднестатистическая израильская семья имеет троих детей. У религиозных родителей, как правило, рождается от пяти до восьми отпрысков. В некоторых семьях их количество достигает 10 и более.

Декретный отпуск в Израиле составляет три месяца. Именно такой период оплачивается Институтом национального страхования (Бетуах Леуми). Максимум спустя полгода женщина должна выходить на работу (в течение данного времени за ней сохраняется место трудовой деятельности). Уход и обеспечение малыша целиком ложится на родительские плечи. Только с трехлетнего возраста ребенку положен бесплатный детсад. А вот до 3 лет материальные тяготы по оплате дошкольного заведения ложатся на семейный бюджет. При работающих родителях, государство может обеспечить субсидирование частного детского сада.

Финансовая единовременная помощь при рождении ребенка совсем небольшая 1700 шекелей – и это только за первого, за последующих итого меньше. Далее каждый месяц до совершеннолетия на ребенка выплачивается 150 шекелей. С 2017 года действует детская накопительная государственная программа. Израиль каждому своему гражданину до 18 лет открывает банковский счет и ежемесячно перечисляет туда 50 шекелей, что к совершеннолетию даст возможность оплатить 2-3 года высшего образования. Но накопления 18-летний гражданин может потратить на свое полное усмотрение.

В зависимости от доходов и условий жизни семьи налоги родителей могут быть уменьшены до 550 шекелей на ребенка. Доходит до того, что начисляется отрицательный подоходный налог и государству приходится доплачивать многодетным семьям.

В Израиле отсутствует пошлина на младенческие вещи и обувь, хотя цены на детские вещи все равно оставляют желать лучшего.

Известно, что в Израиле вся медицина страховая, т.е. жители платят определенный взнос ежемесячно, все зависимости работают они или нет. Для детей же предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание до их совершеннолетия. Это касается и детской стоматологии.

Особо следует отметить бесплатные государственные детсады, которые ребенок должен посещать с 3 до 5 лет, с целью подготовки в школу. Правда, работают они, как правило, только до двух часов дня, не предусматривая ни горячего питания, ни сна ребенка.

По желанию родителей после 14-00 идет платная продленка, но для работающих родителей государство выделяет субсидий для пребывания детей в группах продленного дня. Уже там предусмотрен сон и горячее питание.

В Израиле довольно много частных детских садиков. К примеру, популярны семейные ясли (мишпахтон), которые открываются в частном доме или городской квартире. Здесь принимают 5-6 детей от 3 месяцев до 3 лет. Воспитали предварительно проходят профессиональную подготовку. Условия в мишпахтоне, оборудование, инвентарь, игрушки, программы воспитания и развития, соответствуют необходимым критериям. Свежие обеды, как правило, заказываются на фабриках-кухнях с предварительным согласованием меню. Завтраки же и полдники готовят непосредственно в садике. Кстати, здесь же с детьми общаются на нескольких языках. Ведь почти половина детей уже с детства говорят на двух языках. Как правило, это внуки и дети репатриантов.

Девизу «все для детей» отвечает отличная инфраструктура: веревочные парки, прекрасно оборудованные детские площадки с разнообразными развивающими аттракционами и т. д.

Довольно развита система детских кружков. Родители и ребенок могут выбрать себе по вкусу. Интересный факт, что посещение кружков и качество этого посещения влияют на аттестат и идут в итоговую оценку психометрии.

Что касается национальных особенностей воспитания детей, то грубое отношение и наказание их пресекается на уровне закона. Изо дня в день с раннего возраста им сообщают об их правах и о неприемлемости насилия. Детей нацеливают на то, что они могут рассказать воспитателю о том, что их обижают в семье. Повзрослевший ребенок может пожаловаться на родителей в полицию, где обязаны принять меры. Так у юных израильтян воспитывается чувство собственной значимости и свобода действий. Опустив некоторые негативные моменты, можно сказать, что такое воспитание обусловлено израильской традицией – стать образованным и независимым.

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству.

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству. Концепция дошкольного и школьного воспитания в Израиле строится на всестороннем развитии ребенка, как самостоятельной личности, а также на уважении к истории и традициям государства.

Мы сегодня отодвинемся от стандартного и скучного описания и расскажем на историях и примерах, как проходит воспитание в Израиле .

Ожидания

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок реализовался, ходил в кружки и был активный. Чтобы уважал родителей и был послушным.

Большинство родителей жалуются на гиперактивность чад. Действительно ли дети гиперактивны? На ту же самую гиперактивность жалуются взрослые. Утверждают, что не могут сидеть на месте, внимательно слушать, что им постоянно нужно переключаться на что-то новое. В отношении взрослых мое мнение такое: это никакая не гиперактивность, которая встречается у каждого второго. Это несдержанность, неусидчивость и нетерпение.

Естественно, у таких несдержанных взрослых рождаются такие же дети, которые видят отношение и поведение в семье. Дети очень быстро впитывают атмосферу и модели поведения.

Детям в Израиле можно все!

Да, да, Вы не ослышались. Вполне обычная картина, когда заходишь в банк или какое либо учреждение, по полу ползает маленький ребенок. На него даже особого внимания никто не обращает. Дети постарше, которые уже научились ходить, вполне могут повиснуть на какой-нибудь перегородке, кричать и мешать присутствующим.

Вы представляете, дети могут ходить с соской до 5-6 лет. Их никто от этого не отучает, так как местные взрослые считают, что когда придет время, ребенок сам отвыкнет.

Такая же ситуация может быть в магазине одежды. Заходит мама с тремя детьми (или с четырьмя) в магазин. Пока она присматривает себе что-то, дети делают что хотят. Играют, бегают, одежда падает. Создается впечатление, что мама не слышит, не видит и пришла за покупками одна. Вдруг к ней подходит управляющий, который просит следить за детьми. Мама как будто просыпается и просит детей сесть на пол. «Сесть на пол» и никуда не ходить-одно из страшных наказаний!

Когда происходит что-то подобное, взрослые люди могут посмотреть неодобрительно, но никто не делает детям замечание! Они продолжают вести себя некрасиво, родители ребенка не реагируют и окружающие тоже никак не реагируют. Так растут дети в Израиле.

Они очень быстро учатся манипулировать взрослыми. Лето. Прекрасная погода. Идет мама с ребенком 2-3 лет. Они общаются, потом ребенок начинает кричать. Еще через минуту ребенок отказывается идти, ложится на спину и начинает бить руками и ногами о землю, кричать и плакать, впадает в дикую истерику. Мать в таких случаях может волочить ребенка по земле, но она не имеет права поднять на него руку. Иначе прохожие сразу же позвонят в полицию с жалобами на жестокое обращение с ребенком.

Запреты

Если Вы увидели, что ребенок упал и плачет, ни в коем случае не нужно к нему подходить. Иначе родитель этого ребенка обвинит Вас в том, что ребенок упал по Вашей вине. Как бы больно не было на это смотреть, лучше пройти мимо, чем объяснять в полицейском участке, с какой целью подошли к чужому ребенку.

Если ребенок в доме кричит и плачет, то соседи могут вызвать полицию, на что стражи порядка незамедлительно среагируют. Полиция приедет на место и будет разбираться.

Запрещено без разрешения фотографировать сады, школы и детей. За это может быть уголовное преследование.

Очень многое зависит от родителей и окружения. Есть очень счастливые семьи, которые гуляют в выходной или по вечерам вместе с детьми. На них приятно смотреть. Дети опрятно одеты, все мирно беседуют.

Что же происходит с подростками в Израиле?

Детям особо нечем заниматься, спорт не очень сильно развит. Бассейн, кружки для детей стоят денег, поэтому большинство не посещают развивающие мероприятия. Они ходят по улицам, сидят на скамейках или в парке и ничем не занимаются. Особенно опасна ситуация летом, так как нет лагерей для детей старшего возраста. Подростки проводят время в компаниях, распивают горячительные напитки.

Если после 10 вечера полиция увидит ребенка до 18 лет на улице, то она может отвести его домой. Если ребенок пойман с бутылкой алкоголя (без разницы открытой или закрытой), то алкоголь выливают.

Если находитесь рядом со школой или садиком, то совет «долго не находиться там и не привлекать излишнее внимание». Особенно это касается мужчин. Бдительные прохожие истолкуют Ваше присутствие неправильно и вызовут полицию.

Законом строго преследуется продажа табачных и алкогольных изделий лицам до 18 лет. Если узнают о факте продажи несовершеннолетним алкоголя или табака, то торговую точку незамедлительно закрывают минимум на 30 дней до судебного разбирательства.

…и на последок!

Напоследок, расскажу веселую историю из жизни. В многодетных семьях, где 7-8 детей, выбираясь на прогулку или какое-либо мероприятие, мама не называет каждого по имени и не устраивает перекличку, а для быстроты считает детей, каждому присваивая порядковый номер. Если она не досчиталась, то тогда начинает искать. С первого подсчета она даже не знает, кого не хватает, а только понимает, что кого-то нет.

Когда живешь в одном государстве, то замечаешь и знаешь сложности воспитания детей только в своей стране. Видите, воспитывать детей в Израиле тоже сложно, но местное население сложностей не боится и не переживает. В семьях по прежднему рождается много детей.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Естественное закаливание или здоровый образ жизни малыша

Просмотрено

Трогательная встреча: орангутанг увидел грудного ребенка. Что же произошло дальше?

Все о воспитании

Просмотрено

Как «безболезненно» оставить малыша на некоторое время с родственниками

От рождения до года, Это интересно!

Просмотрено

Развитие ребенка в 7 — 11 месяцев и, что может малыш в этом возрасте

Советы родителям

Просмотрено

10 советов, как делать с ребенком уроки и не нервничать

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

6 золотых правил для воспитания лентяя

Раннее детство

В Израиле много разнообразных детских садов, куда можно отдать ребенка с полугода. У родителей есть выбор – свои детские сады есть не только у государства, но и у крупных компаний, где может работать кто-то из родителей. Детские сады могут быть с «продленкой» – они называются «маоны», и в их дополнительные услуги, помимо проведенного ребенком в саду времени, входят занятия музыкой и танцами, и шофер, который привозит детей в сад на автобусе и отвозит их домой. Одна из характерных особенностей Израиля – семейный детский сад, который называется «мишпахтон». В детских группах мишпахтона не более пяти-шести детей, воспитание похоже на домашнее, но занимаются малышами непременно профессионалы с педагогическим образованием. Во всех израильских детских садах есть компьютеры и библиотеки, дети ездят на эскскурсии, ставят спектакли, занимаются спортом, а с пяти лет начинают ходить в старшую группу сада (ее посещение обязательно) и готовиться к школе. Читать и писать в старшей группе не учат, но необходимые для школы навыки прививают.
Что можно перенять. В частных детских садах, если ими управляют внимательные, добрые люди, разбирающиеся в детской психологии, ребенку может быть комфортнее, чем в больших группах детей, на которых кричит усталая воспитательница. Иногда друг друга выручают и мамы, собирая несколько детей и устраивая для них прогулки или игры.

Учеба
Младшеклассник может прервать урок и уйти в игровую комнату, а старшекласснику, который дурно себя ведет, могут дать сокращенное домашнее задание – шалости детей и подростков обычно считаются следствием перегрузок. Учителя не оценивают учеников, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном, потому что считают, что это может ограничить детское развитие. На старшеклассников не давят, требуя учиться хорошо – но подростки знают, что плохая учеба может помешать им получить приличный аттестат и поступить в университет. Если упустить момент, то готовиться к поступлению придется за свои деньги уже после армии – в Израиле в армии служат и юноши, и девушки.
Что можно перенять. Версия о позитивном ограничении детского развития довольно интересна – все время повторяя, например, «Ты прекрасно рисуешь», можно направить ребенка в сторону живописи, но, тем самым, не дать ему возможности подумать о том, что музыка ему тоже нравится. Помните, что иногда даже похвала может сузить выбор.

Отношения со взрослыми
Израильские дети заявляют о своих чувствах открыто и не стесняются их. Например, сказать кому-то из родителей: «Ты меня бесишь!» – в порядке вещей, если подросток раздражен. Маленьким детям тоже позволяется кричать и баловаться – но запреты, конечно, в жизни детей присутствуют. В первую очередь они касаются безопасности, и все действия, которые могут принести ребенку вред, строго запрещены: нельзя трогать розетки, нельзя подходить к горящему камину, нельзя перебегать дорогу и так далее. И если ребенок капризничает или дерзит, отказываясь выполнять запреты, ему строго объяснят, что он неправ.
Что можно перенять. В семье обязательно должно быть несколько строгих «нельзя», с которыми все согласны. Если эти правила строго соблюдаются (к примеру, мама никогда не переходит улицу на красный свет и ребенку запрещает это делать), то у детей не возникнет желания их нарушать

Запрет на насилие
Один из главных принципов Израиля в воспитании детей – ненасилие. Шлепнуть ребенка нельзя – и не только, потому что ему будет больно или он будет расстроен, а потому что насилие может породить насилие, и этот ребенок, в свою очередь, может потом кого-то ударить. А все сложности в детском поведении, с которыми не могут справиться учителя, контролируются полицией. Но представители правоохранительных органов всегда приходят в школу в гражданской одежде и ведут доверительные беседы с правонарушителем и его друзьями – часто этого бывает достаточно.
Что можно перенять. Израильские воспитатели уверены, что двухлетнему ребенку уже можно объяснить словами, что можно делать, а чего не следует. Эту уверенность неплохо перенять и другим родителям.