Использование камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений. Консультация по логопедии на тему: Использование камушков Марблс в коррекции развития речи

Оксана Волкомурова

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Цель : организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс .

Задачи : познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, с камешками Марблс , которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей .

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи . По мнению известного философа Канта : «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг» .

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления , речи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми , имеющими нарушения речи , так как позволяет решить широкий спектр задач :

Развитие мелкой моторики

Упражнение в ориентировке на плоскости листа

Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий , прилагательных, глаголов

Развитие связной , фразовой речи , эмоциональной лексики

Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

Камешки Марблс пособие , которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Применение камешков "Марблс " в работе логопеда - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять камешки Марблс . На индивидуальных логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками Марблс , учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников.

1. «Веселый счет»

2. «Волшебный мешочек»

3. «Выложи звуковую дорожку»

4. «В поисках буквы»

5. «Лабиринт» (на автоматизацию звука Л)

6. «Выложи по образцу, по контуру»

7. «Знакомство с буквой»

8. Игра «Жадина»

9. «Узнай звук» и многие другие игры, с которыми вы можете познакомится в данном пособии.

Многие игры придуманы мною такие как : «Встань в ряд» , «Кто в каком вагоне поедет?» , «Буква сломалась» , «Волшебные дорожки»

Практическая часть

Логопед : Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.

У вас на столах приготовлены листы бумаги, разного цвета и камешки Марблс . Сейчас мы с вами пофантазируем.

Педагоги выкладывают картину при помощи камешков на определенную тему : «Морское дно» и «Домик в деревне» .

Затем педагоги должны придумать как можно больше игр по данной картинке, которые они могли использовать во время индивидуального или фронтального занятия.

Например : 1. Ориентировка в пространстве

2. Согласование прилагательных с существительными

3. Согласование числительных с существительными

4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.

5. Игры на развитие памяти , внимания.

(«Какого цвета были рыбки» )

Второе задание :

Педагоги выкладывают камешками слова с карточки (солнце, очки, морковь) и по первым звукам этих слов называют слово, которое придумал логопед.


Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи , памяти, мышления детей. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию : радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.

В конце мастер-класса педагогам предлагается выложить веселый смайлик, если мастер-класс понравился .


Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для всестороннего развития каждого ребенка .

Публикации по теме:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной,.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Мурсалимова Светлана Агзамовна. Проблема развития.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Терешкова Анастасия Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

г. Челябинск, Ленинский район.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

(В. А. Сухомлинский)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:

Формировать правильный захват кистью руки

Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук

Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)

Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений

Обогащение словарного запаса

Профилактика дисграфии

Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:

Выложи по контуру

Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)

Волшебный мешочек

Лабиринты

Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.

Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.

Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.

Коррекционно-образовательная:

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в отгадывании насекомых;

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.

Структура НОД:

Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.

Развитие общей моторики: «Жук»

На лужайке. По ромашкам

(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)

Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)

Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)

Развитие мелкой моторики: «Муравей»

Каждый знает: всех сильней

Наш трудяга-муравей.

Только малого он роста

И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).

Дыхательная гимнастика: «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».

Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.

Объявление темы:

Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!

Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.

Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.

Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.

Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.

Игра «Волшебный мешочек»:

Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.

Игра «Один-много».

Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Игра «Веселый счет».

Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.

Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.

Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.

Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.

Игра «Муха в клетке».

Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.

Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).

Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)

Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?

Библиографический список.

    Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
    О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

    Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

    Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

    Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.

Терешкова

Анастасия

Отчество

Владимировна

Наименование образовательного учреждения

МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Логопедические игры с
применением марблс в
индивидуальной работе с
дошкольниками.
Павлова Е.Н.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №3»
П. Ракитное

У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная
общая моторная недостаточность. Уровень развития речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать мелкую моторику.
Коррекционно­развивающая работа по преодолению речевых
нарушений, выявила проблему разработки принципиально новых
подходов к развитию моторных навыков
старших дошкольников. Одним из самых интересных и
Актуальность:
инновационных приемов можно назвать
применение шариков «марблс»
(плоские камешки – «кабошоны»)
игры с использованием марблс
­ стимулируют речевое развитие
путём тренировки пальцев рук,
­ увеличивают на 100% активность,
интерес детей на занятии,
­ улучшают результат коррекции речи,
­ вариативны и удобны в применении.

Предмет, приковывающий к себе
внимание, помогает мысленно

сконцентрироваться.
Длительное рассматривание цветного
камушка придает мыслям стройное течение.
Тибетские и монгольские ламы в своих практиках
применяли каменные пирамиды, шары,
чётки и массажёры.
Систематические упражнения для пальцев не только
стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению
М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения
работоспособности головного мозга».
У ребенка формируется
быстрота нервных импульсов
от рецепторов руки к центру речи.

На основе анализа исследований по
проблемам речевого развития детей,
развития речи:
выделили следующий методический принцип

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и
речевого развития детей базируется на понимании речи
как речемыслительной деятельности, становление и
развитие которой тесно связано с познанием окружающего
мира.
Речь опирается на сенсорные представления,
составляющие основу мышления. Развитие речи
нельзя отрывать от развития
сенсорных и мыслительных процессов.
Использование марблс является
совершенно новой идеей
в логопедии.


ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Развитие тонкой ручной моторики у детей с
нарушением речи посредством марблс
В «муфту» из капроновой сетки поместить
марблс и выполнять перекатывания
шариков рукам. Варьировать речевые
задания: автоматизация звуков, повторение
чистоговорок. Шарики не раскатываются,
оставаясь в «муфте».

Предлагаю игры и игровые упражнения с
марблс
ЦЕЛЬ
- закреплять звуки, слоги, слова, чистоговорки, потешки;
-упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки
ребенка;
-упражнять в ориентировке на плоскости листа;
-работать над дифференциацией;
-упражнять в счете;
-обогащать словарный запас;
-развивать фразовую речь;
-формировать и закреплять
правильный образ буквы.
Игры легко применить в
индивидуальной
логопедической работе со
старшими дошкольниками.

Вариативность применения
камешков МАРБЛС
Предлагаю использовать картинки, аппликации, звуковые дорожки и ячейки
для выкладывания камушков разного цвета.
Игры для ориентации на плоскости,
развития тактильных ощущений,
сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук; профилактики
оптико­пространственных
нарушений.

Картотека игр с камешками
марблс
- «Колобок»
- «Золушка»
- «Лабиринт»
- «Сухой бассейн»
- «Сорока - ворона»
- «Чудесные узоры»
- «Ходит цапля по болоту»
- «Весёлые капли дождя»
- «Что изменилось?»
- «Звуковые дорожки»
- «Мы насыпали шары…»

Игра «Чудесный узор»
Кто больше придумает
слов с заданным звуком?
Автоматизация звуков
в словах с одновременным
выкладыванием узора.
Каждое слово – камешек.
Игра развивает творчество,
воображение, ориентировку
на листе, мелкую моторику.
Автоматизация звука в начале слова,
средине, конце.
.
и

«Мухоморы» «Зеленые
листочки»
Закрепляем звук [Р],украшаем шляпки. На веточках распустились
Стихотворение «Мухомор» зеленые листочки. Подбираем
В красной куртке мухомор, зеленые камешки.
Закрепляем
Гордо сел на косогор, чистоговорку:
Нам не нужен мухомор, Ра-ра-ра - распускаться
нам пора
Не пойдем на косогор.

«Горошек» «Веселые капли
дождя»
Помоги мышке собрать горошек
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать ритм, темп;
- развивать речь.

Цель: автоматизация звуков в связной речи у детей
Цель:
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ
­ автоматизация звука в слогах;
автоматизация звука в слогах;


­ автоматизация звука в словах;
­ автоматизация звука в словосочетаниях;
автоматизация звука в словосочетаниях;
­ автоматизация звука во фразе;
автоматизация звука во фразе;
­ автоматизация звука в речи.
­ автоматизация звука в речи.

Варианты игровых упражнений
Роса на листочке
у
Украсим ёлочку
Виноград
Готовим угощение

МБДОУ № 133 г. Новокузнецк.

Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка

«Источники способностей
и дарований детей
— на кончиках их пальцев…»

В.А. Сухомлинский

«Рука — это инструмент всех инструментов»,
заключал еще Аристотель.

«Рука — это своего рода внешний мозг», —
писал Кант.

У детей с нарушением речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших вкоррекционно – развивающей образовательной деятельности учителя – логопеда.

Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи учителями – логопедами используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель – логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в коррекционно – развивающей образовательной деятельности, является — камешки МАРБЛС.

История МАРБЛС

Стеклянный шарик МАРБЛС – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики МАРБЛС берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные МАРБЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Использование камешков на логопедических занятиях по отработке материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее.

Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.

Цель использования камешков МАРБЛС:

Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ккоррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование правильного захвата камешка пальцами руки;
развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
развитие ориентировки на плоскости;
профилактика оптико-пространственных нарушений;
обогащение словарного запаса;
формирование фонематических представлений;
автоматизация поставленных звуков у детей.
профилактика дисграфии;

Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д.

Формы работы с камешками МАРБЛС:

— Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность(как часть занятия);

— Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).

Требования к организации проведения упражнений с камешками МАРБЛС:

— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

— Наличие познавательной направленности упражнений.

— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Перечень игр с МАРБЛС и их описание.

1.Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Выложи по контуру».

«Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

«Заполни картинку камушками»

2.Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

«Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

Звуковой анализ по схеме слова.

3. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

«Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

«Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).

«Лабиринты»

«Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

«Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

«Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

6. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

«Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

7.Коррекция звукопроизношения.

«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

8.Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).

«Логопедическая ромашка»

Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук), выделять их из слов, сравнивать между собой.

Целенаправленная и систематическая работа по данному направлению должна осуществляться в тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей групп, что позволяет добиться высоких результатов у детей знаний в познавательно-речевом развитии.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

2.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-

3.Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.

4.Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1) , были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные (см. рис. 2) . После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.


(рис. 2 Камешки марблс)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.