Грудничок 4 месяца навыки. Четвертый месяц жизни ребенка

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно . Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться . Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D 3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

  • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
  • наследственность;
  • масса тела при рождении;
  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • количество и продолжительность прогулок.

Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

Двигательные навыки

Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

  • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
  • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки;
  • переворачивание со спины на живот и обратно;
  • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
  • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
  • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
  • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).

После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

Физиологическое развитие

На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

  1. Слух. Ребенок способен определить источник звука.Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
  2. Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
  3. Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
  4. Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
  5. Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение , уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
  6. Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.

Психическое и эмоциональное развитие

Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

  1. Гуление . В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
  2. Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
  3. Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
  4. На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
  5. Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
  6. Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
  7. Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

Как развивать четырехмесячного ребенка



Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

С каждым новым днем малыш меняется. Развитие ребенка происходит так быстро, что многие навыки и умения появляются буквально на глазах. Движения и жесты малыша становятся более скоординированными, а взгляд - осмысленным.

Внешность ребенка на четвертом месяце жизни

Меняется цвет глаз ребенка: глазки могут начать темнеть или приобретать какой-то оттенок, доставшийся малышу от родителей.

Начиная с 3 месяцев, у ребенка меняется структура волос: тоненький «пушок» скатывается, а новые волосики начинают вырастать вместо него.

У детей раннего возраста ноготки растут очень быстро, поэтому обрезать их нужно каждую неделю.

Если новорожденный имеет не совсем правильные пропорции из-за большой головы, то теперь этот дисбаланс исчезает. Малыш с каждым днем становится все более привлекательным.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце жизни

К концу третьего месяца многие мамочки замечают, что малыш набрал меньше, чем в предыдущие месяцы. И это нормально. С третьего месяца ребенок растет медленнее. В среднем набор веса составляет 600-800 грамм за месяц, а рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.

Малыш умеет:

  • К концу этого месяца малыш уже продолжительное время держит головку , если положить его на живот. И даже вертит ею, смотрит по сторонам. А лежа на спинке, ребенок может приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть свои ножки.
  • Малыш активно пытается перевернуться со спинки на животик и наоборот . Некоторым деткам это удается уже в 4 месяца, но в норме карапуз должен научиться переворачивать к 5 месяцам. Поэтому не переживайте, если ваш карапуз все еще не делает этого.
  • Собственные ручки очень нравятся крохе . Он их рассматривает, ощупывает, берет ими все, до чего может дотянуться. Кулачки уже полностью разжаты.
  • Если в зоне доступа находится игрушка, то малыш уже осознанно пытается ее захватить и удержать .
  • Ножки малыша тоже не скучают . Ребенок постоянно ими работает, крутит велосипед, тем самым развивает мышцы и укрепляет тело.
  • Некоторые малыши, лежа на животике, даже пытаются ползти : отталкиваются ручками и ножками.
  • Ребенок на четвертом месяце жизни осмысленно улыбается и смеется , когда чувствует себя хорошо.



Зрение ребенка на четвертом месяце жизни

Малыш уже хорошо видит на расстоянии 20-30 см. Глазки перестают косить. Ребенок уже различает цвета.

Слух ребенка на четвертом месяце жизни

Кроха с удовольствием слушает музыку, радуется вашему голосу и своему собственному. Он пищит, кричит и изучает каждый свой произнесенный звук. Ребенок не только реагирует на звук, но и оборачивается, ищет источник звука.

Обоняние ребенка на четвертом месяце жизни

Просыпается обоняние: теперь малыш узнает маму не только по голосу, но и по запаху.

Сон малыша на четвертом месяце жизни

У каждого ребенка своя потребность во сне. Одни спят меньше и при этом те еще живчики, а другие и спят больше и сонливы почти весь день. Ни то, ни другое не патология. Все зависит от характера деятельности нервной системы ребенка.

Не нужно создавать идеальную тишину ребенку во время сна, малыш может к этому привыкнуть и в дальнейшем, при невозможности создать ему идеальные условия для сна, кроха будет капризничать и плохо засыпать, беспокойно спать. Безусловно, положительное влияние оказывает режим дня: если ребенка укладывать спать в одно и то же время, то малыш привыкнет и будет быстрее засыпать.

В первые месяцы жизни во время сна ребенок может вздрагивать, хмуриться, гримасничать и даже кратковременно плакать. Чаще такое происходит с более возбудимыми детьми. Так же на качество сна может повлиять воздух в комнате, если она не проветрена, неподходящая температура воздуха (слишком жарко).

Обращайте внимание на то, как ребенок спит. Кости черепа у малыша все еще мягкие и при длительном лежании на боку уплотняются, поэтому нужно укладывать малыша поочередно то на один бок, то на другой.

Головка ребенка во время сна не должна запрокидываться назад, иначе нижняя челюсть малыша будет отставать в своем развитии и приведет к тому, что зубки будут расти неправильно. Также головка малыша не должна наклоняться к груди, такое положение во время сна приводит к чрезмерному развитию нижней челюсти и выступанию ее вперед.

Закаливание ребенка на четвертом месяце жизни

С 3-4 месяцев жизни процедуры закаливания нужно дополнить влажными обтираниями малыша. Обтирание помогает тренировать сосуды. При обтирании сосуды кратковременно сужаются, в результате чего уменьшается потеря тепла с кожи малыша.

Такая гимнастика для сосудов способствует более медленному охлаждению ребенка в неблагоприятных условиях. Влажные обтирания удобно проводить после общего туалета ребенка. Обтирание проводить нужно поэтапно, сначала махровым полотенцем (смоченным в теплой воде 36-37 градусов и отжатым) протрите ручки и грудь малыша.

Затем вытрите эти места сухой мягкой тряпочкой, наденьте рубашечку. После этого влажным полотенцем оботрите ножки, потом - сухим. И одевайте карапуза. Оптимальная температура воздуха в комнате для обтирания - 20-22 градуса.


Гимнастика на четвертом месяце жизни

К гимнастическим упражнениям в 3 месяца добавляются упражнения на стимулирование рефлекторных движений.

  • Подложите ладони под ножки лежащего на животе или на спине малыша, подталкивайте его. Эти действия стимулируют развитие навыков ползания у ребенка.
  • Положите ребенка на бочок, большим и указательным пальцем проведите по спинке вдоль позвоночника. Малыш начнет разгибаться.
  • Проведите пальцем по наружной стопе ребенка от основания пальчиков до пяточки, малыш начнет сгибать стопу.
  • Чтобы кулачки скорее разжимались (теряли гипертонус), почаще разминайте пальчики малыша, массируйте ладошку. Для этого нашими прабабушками придумано множество «потешек». В том числе и «Сорока-белобока».

Активно развивается мозг. В 3 месяца большинство врожденных рефлексов угасают, в место них появляются условные рефлексы и осознанные навыки.

Игры с ребенком на четвертом месяце жизни

В этот период малыш начинает настойчиво требовать внимания. Как правило, дети уже умеют хныкать просто от скуки. Достаточно подойти к малышу, заговорить, как карапуз тут же ответит улыбкой. Для правильного и гармоничного развития ребенка очень важно уже сейчас уделять большое внимание играм и общению с малышом.

  • Ребенку очень нравится ощупывать мамино лицо: нос, реснички, брови. Особенно если мама все эти части лица называет. А еще не стесняйтесь - покривляйтесь немного. Малыш с удовольствием будет повторять за вами: надувать щечки, шлепать губками, моргать глазками…
  • Кроха с удовольствием будет толкать ножками мяч , который вы будете подкладывать к его ножкам.
  • К концу месяца ребенок может научиться перекатываться в своей кроватке, отталкиваясь от стенок.
  • Малышу очень понравится играть в прятки , можно закрывать лицо платочком или другим предметом. Не забывайте сопровождать ваши игры словами, это очень полезно для развития речи малыша. В данном случае спрашивайте у ребенка: «Где мама?». Когда лицо открывается, говорите: «Ку-ку».
  • Играйте с игрушками, водите их из стороны в сторону в поле зрения малыша . Пусть ребенок учится концентрировать внимание на предмете. Спрашивайте: «Где игрушка?» и снова перемещайте. Проделывайте это упражнение с яркой игрушкой, а так же с музыкальной игрушкой или погремушкой.
  • Давайте ребенку разные по форме игрушки . Так он учится по-разному захватывать предмет и группировать пальчики.

За все старания обязательно хвалите малыша.

Родителям на заметку:

Нечасто, но случается, что уже на четвертом месяце начинается подготовка к росту зубов. Обычно это проявляется повышенным слюноотделением. Даже может появиться насморк, жидкий стул и подняться температура. Значит, режутся зубки. Обычно первыми появляются два нижних зуба.

Прививки в 3 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-1), против полиомиелита (ИПВ-1) и против гемофильной инфекции (Хиб-1).

Главное пожелание родителям: не волнуйтесь и не спешите с выводами, если ребенок не желает демонстрировать свои умения и навыки, отстает или опережает других детей в развитии. Уделяйте своему карапузу больше внимания, поддерживайте его интерес к окружающему миру, и малыш обязательно всему научится… когда захочет!

Какие упражнения вы делаете со своим малышом? Когда ваш малыш впервые перевернулся?

Малыш, переросший 3-месячный рубеж, существенно отличается от себя прежнего. Такой младенец уже не только уверенно держит голову и поворачивает шею, а лежа на животе подолгу держит плечевой пояс приподнятым (коза кобры). Он реагирует на все звуки и отлично различает мимику взрослых. В плаче, ты наверняка замечаешь, его интонации сильно разнятся: от обиженно-грустных, до задорно-скандальных. Но главное - малыш уже не только плачем общается с окружающим миром. С 4 месяца у большинства детей появляется так называемая младенческая речь - агуканье. Оно может быть веселым, увлеченным, весьма содержательным, и, конечно, бесконечно умильным для мамы. Почаще устраивай "диалоги" с ребенком - ему польза, а тебе - колоссальное удовольствие.

В этом возрасте самая любимая игрушка младенца - он сам. Малыш с интересом рассматривает свои пальцы на руках, пытается синхронизировать их движения. Однако, другие игрушки по возрасту также будут очень кстати, но об этом поговорим чуть позже.

Если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно

Еще раз хочется подчеркнуть: ни в коем случае нельзя "помогать" малышу высаживанием. Даже, если ты изо дня в день наблюдаешь мучительные попытки карапуза усесться самостоятельно (редко, но бывает, что уже в столь раннем возрасте дети начинают садиться), ни в коем случае не помогай и не педалируй этот процесс. Ребенок сможет усесться тогда и только тогда, когда его кости, суставы, мышцы и сухожилия будут к этому готовы. Если малыш сумел сесть сам – отлично, поздравляем его и тебя, но если у него пока не получается – не помогай, значит, время еще не пришло. Пусть кроха еще немного окрепнет, а ежедневные, пусть пока и безрезультатные, попытки сесть – лучшая тренировка для него сейчас.

И не стоит принимать близко к сердцу рассказы соседок о том, что якобы у кого-то ребенок ползает в 4 месяца, а то и вовсе ходит. Далеко не каждый малыш в этом возрасте способен самостоятельно переворачиваться, и это тоже норма!

Ребенку 4 месяца: нужно исключить дисплазию тазобедренных суставов

Как только ребенок достигнет возраста полных 3 месяцев, его в обязательном порядке нужно показать детскому ортопеду. Потому что именно в этот период может быть выявлено серьезное и опасное, пока совершенно незаметное заболевание - . В возрасте 3 - 7 месяцев она лечится довольно легко, в то время как в старшем возрасте лечение доставляет ребенку страдания и тормозит его физическое развитие. Если же оставить заболевание непролеченным в детстве, во взрослом возрасте человеку может грозить инвалидизация.

Неприятность состоит в том, что невооруженным взглядом дисплазию тазобедренных суставов определить невозможно, поэтому абсолютно все поголовно нуждаются в осмотре ортопеда, а также в УЗИ-диагностике (иногда наличие или отсутствие диагноза может подтвердить только рентген). Чаще данный порок наблюдается у девочек, насторожить маму могут следующие признаки: асимметроия паховых складок, неравномерное отведение согнутых в коленах ножек, когда ребенок лежит на спине, щелчки при отведении. Но все это - лишь народные признаки, ребенка (в том числе и с виду абсолютно здорового) обязательно должен обследовать специалист.

Режим дня ребенка в 4 месяца

В жизни малыша появляется много новых возможностей, ему уже нужно больше времени на игры и общение. Поэтому спать он будет все меньше, а освободившееся время начнет использовать с толком. Предлагаем тебе присоединиться.

Сколько спит ребенок в 4 месяца

Суточная норма сна ребенка жизни составляет 15 - 18 часов. Из них основная часть, разумеется, приходится на ночь. То есть непрерывно (просыпаясь только на кормления) ребенок должен спать ночью около 12 часов. Остальное время разбивается на равные промежутки днем на "усмотрение" крохи - 2 или 3 дневных сна, а может и недолгие периоды сна после каждого кормления (обычно ребенок ест около 5 раз днем и 2 - 3 - ночью).

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.