Эрос сторге. Что такое любовь агапе? Мужская любовь и ее виды: агапе, людус, эрос, мания, прагма, сторге

Любовь – чудесное, сказочное чувство. Ее восхваляют в стихах и песнях, о ней пишут песни и слагают легенды, она толкала рыцарей на подвиги, а юных барышень на отважные поступки. Жизнь ничтожна без любви. Однако задумывались ли вы о том, что любовь бывает совершенно разной: от любви материнской до страстной и безудержной. Так древние греки выделяли шесть основных видов любви. Давайте постараемся разобраться в них:

Агапе

Это жертвенная, бескорыстная любовь. Влюбленные словно готовы раствориться друг в друге. Агапе почти всегда требует жертвы: порой это выражается в необходимости отказаться от своих принципов и желаний, иногда в разрыве отношений с близкими и друзьями. В том случае, если такое чувство испытывает лишь один из партнеров, отношения вскоре распадаются, ведь принося жертву, мы надеемся получить что-то взамен; зато если любовь-агапе взаимна отношения скорее всего продлятся всю жизнь. Влюбленные будут жить в своем счастливом мирке, и наслаждаться друг другом.

Эрос

Эрос – это безрассудное, страстное чувство. Огромное значение в такой любви имеет внешняя привлекательность, а вот внутренний мир партнера никого не интересует, в связи с тем, что влюбленному свойственно идеализировать свою половинку. Отношения развиваются с неимоверной скоростью. Влюбленные стремятся к полному физическому обладанию, кажется, что и минуты друг без друга пробыть не сумеют. Однако, к сожалению, долго такая любовь продлиться не может: рано или поздно случается прозрение, иллюзия пропадает и наступает пора знакомиться с настоящим человеком, а не его идеализированным образом, тогда-то отношения и распадаются. Очень редко эрос перерастает в более стойкую любовь.

Сторге

Привязанность, надежность и стабильность – вот качества, которые характеризуют Сторге. Подобные чувства, в основном, возникают между друзьями, когда люди знают друг друга не первый год, принимают недостатки друг друга и выделяют достоинства, ничего при этом не преувеличивая. Сексуальные отношения не имеют здесь такого большого значения, как эмоциональная отдача. Зачастую между влюбленными возникает настолько крепкая связь, что они способны понимать друг друга с полуслова. Такая любовь спокойная, теплая и долговечная. Однако она лишена страсти и пылкости. Зачастую, партнеры лишенные сильных эмоции, начинают искать приключений на стороне.

Филео

Вид любви, основанный на нежности и уважении. Зачастую каждый из партнеров является полноценно сформировавшейся личностью, со своими интересами и целями. Никто не пытается «подмять» другого под себя, не стремиться находиться со своей второй половинкой каждую секунду, понимая, что партнер нуждается в свободе. Подобные чувства основываются на полном понимании и принятии партнера. Влюбленных объединяют общие взгляды на жизнь и духовное единение. В основном именно благодаря такой любви люди вступают в брак и проживают долгую и счастливую жизнь вместе. Правда стоит отметить, что, к несчастью, и такая любовь может пропасть, ведь она сосредоточена на чувствах и эмоциях, а так как они недолговечны, Филео может просто исчезнуть.

Людус

Слово «игра» идеально характеризует такую любовь. Любовь-Людус лишена заботы, нежности и романтики. При таких отношениях влюбленные не интересуются желаниями друг друга, они не считают себя обязанными хранить верность друг другу. Основная идея таких чувств получить от другого как можно больше, ничего не отдавая взамен. Эта любовь поверхностна, она не требует глубины чувств. Партнер нужен, лишь пока интересен, и как только он перестанет быть таковым, отношения разрываются.

Маниа

Маниа – это любовь-одержимость. Такая любовь яркая и незабываемая, правда, счастливой ее назвать сложно. Эмоции перестают поддаваться контролю. Чувства сменят друг друга со скоростью света: вот влюбленный обожает своего партнера и считает, что лучше его во всем свете не сыскать, а через секунду ненавидит свою половинку, словно лютого врага. Маниа заставляет чувствовать себя неуверенно, считать себя недостаточно подходящим человеком для объекта своих чувств, что в итоге приводит к ревности. Любовь-Маниа тяжело дается как влюбленному, как и предмету воздыхания. Первый испытывает бесконечную тревогу, грусть, неуверенность; второй находится под постоянным «прессом», лишен свободы. Такие чувства разрушительны, зачастую именно такая любовь толкает на необдуманные поступки, а в случае если она не взаимна, приводит к самоубийству.

Сложно сказать какая любовь лучше и правильнее, ведь каждый ищет в ней что-то свое. Кому-то хочется накала страстей, бурю эмоций, а кто-то хочет мирной спокойной совместной жизни. Все мы совершенно разные и испытываем настолько огромную палитру эмоций, что их просто невозможно описать, однако все равно называем свои чувства любовью. Главное найти того, который сделает вас счастливым человеком, тогда ваша жизнь расцветет яркими красками.

О любви: эрос, филос, агапе...

Новый Завет был написан на общенародном греческом того времени - койнэ. Люди, которые тогда его читали, понимали, о чем идет речь. По крайней мере слова-то они понимали - родные же слова, греческие. И что интересно - слово агапе уже существовало в этом языке. То есть оно появилось раньше Нового Завета. И если это слово значит особую Божию любовь, то естественно задать вопрос: любовь какого бога могли иметь в виду греки, произнося это слово? Зевса? Диониса? Меркурия? Понятно, что агапэ должно было иметь какое-то другое значение. Хотя некоторые богословы считают, что Новый Завет был написан на некоем особом греческом «языке Святого Духа», и что изучение произведений языческих авторов для лучшего понимания языка оригинала является ересью. Впрочем эту точку зрения не стоит даже и рассматривать...

Приблизительно между 250 и 150 годами до нашей эры был сделан перевод еврейской Библии на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта . Судя по тому, что авторы Нового Завета чаще всего цитируют еврейские Писания не с иврита, а именно из Септуагинты, ясно, что он был широко распространен и являлся для грекоговорящих евреев и новых христиан из греков тем, чем для русскоязычных читателей является Синодальный перевод Библии. Это была их Библия.

Истинная Любовь требует ощущения воздуха, полета и свободы. Люди, разделяющие ее, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности. Они подобны двум колоннам, поддерживающим крышу одного храма. Благодаря тому, что любящие связаны между собой словно сообщающиеся сосуды, любовь, живущая в них, становится великой силой, приносит вдохновение и благословение...

В Новом Завете есть три разных греческих слова, обозначающих любовь: эрос, филос и агапе. Среди людей путаница в отношении любви во многом связана с непониманием этих разных видов любви.

Физическая любовь (Эрос)
Эта любовь связана с тем, что приятно нашим физическим телам. Пища, питьё, секс и угождают именно человеческим телам и желаниям. Любовь эрос не плоха, но это наиболее опасный вид любви, потому что передозировка любой из этих "приятностей" может оказаться разрушительной.

Эмоциональная любовь (филос)
Её часто называют "братской любовью". Этот вид любви связан с нашими эмоциями и является ключевым в "влюблённости". Такая любовь простирается гораздо дальше просто физической любви, потому что она проникает глубоко в наши чувства. Эта любовь чудесна, и именно благодаря этой любви многие из нас вступают в брак и надеются жить после этого вместе долго и счастливо. Проблема с этой любовью состоит в том, что она сосредоточена на чувствах, эмоциях, а те в свою очередь ненадёжны. Многие браки разрушаются из-за одного прискорбного факта: "Я тебя больше не люблю!"

Духовная любовь (агапе)
Духовная любовь никоим образом не связана с эросом или филосом. Эта любовь находится только глубоко внутри нашего человеческого духа. Эта любовь неэгоистично заботится о других. Иисус сказал: "Никто не имеет большей любви, чем та, чтобы кто-нибудь свою жизнь положил за своих братьев". Отношения, строящиеся на этой любви агапе, сильны, истинны и долговечны, потому что они не зависят от физической или чувственной любви.

Апостол Павел объясняет: "Любовь долготерпелива. Любовь добра; она не ревнует. Любовь не хвастается, не бывает надменной; не поступает неприлично, не ищет своего; не раздражается, не ведёт счёт злу; не радуется неправедности, но радуется вместе с истиной; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё терпит. Любовь никогда не проходит".

Великая любовь не падает с неба - хотя опускается, похоже, именно оттуда. Она заслуживается. Она приходит тогда, когда человек перестает требовать ее от судьбы, приходит как выстраданный результат его мечтаний и сражений.
Путь, ведущий к любви, тернист. Он имеет свои этапы и свои испытания. Пугаясь их, многие сворачивают с этого пути и довольствуются суррогатами - поверхностными отношениями, легко достижимыми, но ничего не дающими душе.

Любовь - употребление этого слова для объяснения многих разных понятий ведет к путанице и к абсурдным сравнениям. Например, мы любим супругу с которой прожили всю жизнь, но мы также любим и жареную курицу или пирог; получается, что мы сравниваем любовь к супруге с творожным пирогом! Мы любим своих родителей и детей, но мы также любим и книги, и футбол, и лыжные прогулки и как будто этим ставим своих отца и мать на один уровень с воскресным отдыхом Джона. Мы, конечно, любим свободу более глубокой любовью, чем свою сверкающую машину, стоящую в гараже. Однако, мы любим и новую машину; любим свою кошку и альбом пластинок, купленных на прошлой неделе. Мы любим не только Господа Иисуса Христа, Царя царей и Господа господствующих, но любим актеров Роберта Редфорда или Боба Хоупа. Такое небрежное употребление слова «любовь» вносит в разговор неразбериху и неопределенность.

Путаница увеличивается, когда мы читаем книги, главной темой которых является любовь. Один автор говорит о любви, имея в виду плотское влечение. Другой автор говорит о каком-то абстрактном идеальном чувстве любви. Третий описывает романтическую любовь, или подчеркивает прочную семейную верность. Четвертый автор драматически описывает нерушимую дружбу. Как видно, каждый из авторов имеет в виду особые взаимоотношения. Однако, все они употребляют одно и то же слово «любовь» для того, чтобы дать определение этим взаимоотношениям.

К счастью, в данной книге о любви в браке, мы можем обратиться за помощью к четкому и точному древнегреческому языку Нового Завета. Как отметил один ученый: «Греческий является гибким языком, состоящим из слов, передающих неуловимые оттенки, выражающие малейшие различия в значениях». В новозаветное время греки пользовались по крайней мере пятью различными словами для того, чтобы отличить и объяснить различные аспекты любви в браке.
Читая объяснения значения этих пяти греческих слов в контексте брачной жизни, помните, что это не языковое упражнение, а практическое объяснение любви в браке, которая полностью выражается во взаимоотношениях.
Однако не следует думать, что можно выбрать одни род любви, а другие отложить в сторону, как это мы делаем, выбирая товар в витрине магазина. Все они дополняют друг друга. Каждый аспект любви имеет свое особое, важное место, как это вы узнаете, когда начнете применять их в брачной жизни. Однако даже отличаясь друг от друга, в то же время они настолько взаимосвязаны, что физические, эмоциональные и духовные процессы совпадают и взаимно укрепляют друг друга в акте любви.

Первый аспект любви , который мы будем рассматривать выражен греческим словом, которое Библия нигде не называет любовью. Тем не менее слово это выражает очень важный аспект любовной связи между мужем и женой. Это слово — эпитумия, означающее любое сильное желание, как хорошее, так и плохое. То есть захотеть всем сердцем, стремиться к чему-то законно или незаконно; или — домогаться. Когда эпитумия употребляется в Библии в негативном смысле, оно переведено как похоть, а когда в позитивном, как желание, то есть в том значении, которое мы имеем здесь в виду. В брачной жизни муж и жена должны иметь друг к другу сильное физическое влечение, которое проявляется в доставляющей удовольствие интимной связи.

Половая связь не является самым важным аспектом взаимоотношений, однако она является четким показателем благосостояния брака. Если между супругами возникают натянутые отношения в других аспектах жизни, то они обычно проявятся в половой жизни. С другой стороны, если у супругов нет половой близости, то в результате это может отразиться на другие аспекты взаимоотношения. Иногда половое влечение отсутствует из-за различных переживаний или проблем. Это не является чем-то необычным и почти во всех случаях может быть исправлено. Даже когда супруги ищут выхода из затруднений в других аспектах своих взаимоотношений, они могут вместе учиться достигать совершенства в физической связи и переживать взаимное удовлетворение в половой жизни для того, чтобы восстановление и укрепление полового влечения стало важной частью в достижении влюбленности друг в друга. Самые счастливые браки, бывают тогда, когда супруги находят, что они всегда могут улучшать свою половую жизнь в результате большего взаимопонимания и большей чувствительности друг к другу. Никогда не пренебрегайте в браке аспектом любви, известным как половое влечение!

Следующий аспект любви, происходит от греческого слова, которое не упоминается в Новом Завете, хотя его синоним на древнееврейском языке употребляется в Ветхом Завете. Я говорю о слове — эрос, означающем любовь, которая более всего содержит в себе идею романтической любви. Иногда эрос, эротический, всецело относят к физической близости, но это не правильно. Эрос не всегда имеет значение лишь чувственного удовольствия, но оно содержит также идею стремления соединиться с возлюбленным, желание обладать им. Эрос — это нечто романтическое, страстное и в то же время сентиментальное. Часто это начало желания вступить в брак. Это чувство любви, которое испытывает каждый влюбленный человек. Это чувство воспето в стихах, о нем сложены песни. Это чувство восхищения, изысканного удовольствия; это любовь — нежная, сильная, прекрасная, и в то же время, мучительная, потому что это всепоглощающее чувство.

Однако, у эроса есть проблема. Этому аспекту любви нужна помощь, потому что такая любовь изменчива и не может сама собой продолжаться всю жизнь. Эрос хочет обещать, что его отношение будет вечным, но сам по себе он не может сдержать этого обещания.

В свете этого нужно подчеркнуть различие между неразумным временным увлечением и истинной романтической любовью, которую можно найти в браке предопределенном Богом. Временное увлечение можно назвать эмоциональной, плотской реакцией на поверхностное впечатление, от внешности человека, в результате которого возникает половое влечение. В противоположность этому, — это истинная любовь духовный, умственный, эмоциональный и физический отклик на подлинный характер и все существо другого человека (мужчины или женщины), который является воплощением качеств, представляющим ценность и предмет восхищения в течение долгого времени.

Если в христианском браке существует любовь, определяемая словом эрос, такой брак полон восхитительных чувств и дает глубокое удовлетворение, будучи даром и творением Самого Бога. Такого рода любовь полностью является эмоциональной и не может быть вызвана силой воли, но появляется как искренний отклик, на все другие аспекты любви в браке, которые уже находятся в действии. Вы можете пережить любовь-эрос в ее богатом, зрелом, радостном проявлении, когда достигнете совершенства в искусстве любви. Больше, чем всякий другой аспект любви, эрос скрашивает обыденное, серое существование в веселые, яркие цвета. Это прекрасная часть любви, предназначенная для брака.

Третий аспект любви характеризуется греческим словом сторге когда любовь проявляется, как удобные, привычные взаимоотношения, состоящие из естественных чувств расположения и сознания принадлежности друг к другу. Эта любовь, несколько раз упомянутая в Новом Завете, является чувством, которое существует между родителями и детьми или братьями и сестрами. Такое чувство Роберт Фрост называет семейным очам, «местом, где вас принимают, и не надо иметь заслуг, чтобы приходить туда». Любовь сторге в браке восполняет нашу общую нужду быть частью тесного круга частью семьи, где люди заботятся и проявляют искреннюю верность друг ко другу. По сравнению с отношением холодного мира, любовь — сторге дает нам чувство эмоционального убежища. Брак, в котором отсутствует такая любовь подобен дому с протекающей крышей. А там, где присутствует сторге создается атмосфера уверенности, в которой все остальные аспекты любви могут безопасно жить и развиваться.

Четвертое качество любви объясняется греческим глаголом филео, которое часто употребляется в Новом Завете. Филео — это чувство нежности по отношению к возлюбленному, но всегда ожидание ответного чувства. Такая любовь проявляется в чувстве товарищества, общительности в обмене советами, дружбе. В то время как эрос — это чувство людей влюбленных, филео создает чувство неразлучной дружбы, близкие взаимоотношения. В такой любви, люди делятся мыслями, чувствами, отношениями, планами и мечтами — самым интимным, чем они не будут делиться с другими. Они также проводят время сообща и разделяют общие интересы. Разумеется, для полного наслаждения в любви-филео требуется участие обоих супругов. Однако, если в попытках восстановить любовь в браке, ваш партнер не откликается на усилия с вашей стороны, можно самим проявлять любовь, ожидая в будущем ответного интереса со стороны брачной половины, при выполнении на практике библейских принципов. Брак без филео не может быть удовлетворительным, даже при проявлении страстных чувств уединившись в спальне. Только при наличии филео брак будет несомненно интересным и вознаграждающим.

А теперь, от описания физической стороны в аспектах любви, мы переходим к духовной. Напоследок я сберег самое лучшее — агапе. Это вид совершенно бескорыстной любви, которая способна отдавать, не ожидая ничего взамен. Сравнивая с филео, при которой партнеры берегут и наслаждаются друг другом, агапе означает ценить и служить другому. Новый Завет часто говорит об агапе, потому что такая любовь побудила Христа сойти на землю в образе человека ради нашего искупления. Бог любит все человечество любовью-агапе. Кроме того, Он любит и любовью-филео тех, кто находится в общении с Ним через Иисуса Христа.

Любовь-агапе имеет особенно важное значение для тех кто старается спасти свой брак и восстановить потерянную любовь. Из всех аспектов любви, агапе можно немедленно вводить в свою брачную жизнь, потому что она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства.

Это — деятельная, а не эмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах. К.С. Льюис показал разницу между агапе и другими формами любви, используя картину сада. Он пояснил, что естественные формы любви, как сад, быстро зарастают сорной травой, если его не полоть. Это неизбежно из-за эгоцентризма, своеволия и других грехов человека в результате грехопадения. Агапе действует подобно граблям, мотыге, ножницами удобрению в руках умелого садовника, который содержит сад в цветущем, аккуратно ухоженном и красивом состоянии. Когда Бог насадил сад нашего естества и сделал так, чтобы в нем все цвело и приносило плоды любви, Он также наделил нас волей, чтобы ухаживать, следить и заботиться о нем, как это делает мудрый садовник. Такая деятельность воли проявляется в любови-агапе. Это сознательное и великое чувство любви, при которой человек всегда старается делать для своего возлюбленного самое лучшее.

Брак, в котором существует любовь агапе может пройти через все испытания! Агапе сохраняет брак нерушимым, когда естественные проявления любви слабеют и умирают.

Любовь-агапе, это ничто другое, как одна из самых волнующих истин во всем Писании: Любовь-агапе связана с вечным источником силы и может действовать, когда откажут все остальные виды любви. Но это еще не все. Агапе — это чувство любви, независимо от того, недостоин ли объект любви этого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Это чувство основанное на разуме и решительном волевом выборе. Поэтому можно принять решение начать любить свою брачную половину любовью-агапе, даже если вы встречаете в ответ безразличие или отвержение.

Такое чувство пережил один человек. Он написал: «Я действительно оценил ваши наставления на тему «Любовь в браке». Особенно о любви агапе, потому что только это чувство сохраняет наши взаимоотношения от распада. Мы с женой разговариваем о детях, о знакомых, о работе и т.д., но никогда ни о чем личном. Катя не позволяет мне обнять себя, поцеловать или вообще прикоснуться к ней. Когда я покупаю для нее подарки, она не принимает их, или когда говорю ей комплимент, она говорит: «Это неправда», или спрашивает: «Это серьезно?», или еще что-то другое, сводя на нет мои слова. Мы не имеем интимной близости. Я хочу иметь с Катей полноценные любовные взаимоотношения, но ничего не выходит, хоть бейся головой о стену. Я прошу у Бога, чтобы Он помог мне любить ее и удовлетворять её потребности, хотя у нас с ней нет взаимности». Какая живописная картина любви-агапе в действии, сохраняющая брак и семью, которые иначе бы распались! Но это не конец истории этой супружеской пары. И все, благодаря любви-агапе. Но прежде всего нужно быть уверенным в этой фундаментальной истине. Священное Писание повелевает иметь любовную связь с брачной половиной!

Агапе - древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь. Ранние христиане называли агапами «вечери Господни», или, в переводе, «трапезы любви», которые они устраивали в память о Тайной вечере. Агапа упоминается, например, в Послании Иуды.

По мнению Э.Фромма, Агапэ - это любовь равных. Но в действительности, даже будучи равными, мы не всегда равны. Поскольку все мы люди, всем нам нужна помощь: сегодня мне, завтра тебе. Однако то, что мы нуждаемся в помощи, еще не значит, что одни из нас беспомощны, а другие могущественны. Беспомощность - преходящее состояние. Любовь к слабому, любовь к бедняку и чужестранцу есть начало Ага́пэ. Любить собственную плоть и кровь - не бог весть какое достижение. Животное тоже любит своих детенышей и заботится о них. Беспомощный любит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь. Ребенок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться по-настоящему. Сочувствуя беспомощному, человек развивает в себе любовь к брату. И в любви к самому себе он тоже любит того, кто нуждается в помощи, любит хрупкое, беззащитное существо.

  • Агапе — любовь, основанная на принципах.
  • Агапе — это глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга, приличия и чести. И все же агапе не лишено теплоты и силы.
  • Агапэ — жертвенная любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого.
  • Агапэ — жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом.
  • Агапэ — это просто любовь , без всяких религиозных домыслов, которая бывает самого разного толка.
  • Агапэ — любовь-эволюция, где партнеры движутся от противоположности к тождеству.
  • Агапэ — любовь как сочувствие.

Рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения. Книга Бытия показывает, что женщина была сотворена для того, чтобы восполнять нужду мужчины, находящегося в одиночестве и быть его другом и возлюбленной на протяжении всей жизни. Мужчине было заповедано оставить все остальное, нераздельно прилепиться к своей жене и интимно познавать ее всю жизнь. Таков процесс создания неразделимой любовной связи между мужем и женой. Ветхозаветные Писания показывают отдельные эпизоды в отношении романтических и интимных связей в жизни патриархов. Обращаясь к другим книгам Священного Писания, мы читаем о сугубо личных интимных взаимоотношениях мужа и жены, выраженных в романтической любви и половом наслаждении.

В Псалме 44, названном Песнью любви, автор говорит о бракосочетании, царя и предлагает царице обратить внимание на прекрасную внешность, славу, честь и величие супруга и забыть свою страну, народ и дом отца. Взамен того: «И возжелает Царь красоты твоей»; Детали любовной связи царя и его невесты утонченно описаны в Песне Песней Соломона как пример, которому должны следовать все благочестивые влюбленные.

Повеление на всю жизнь соединиться в любовной связи со своей брачной половиной находится в Притчах Соломона, в книге, которая дает специальные практические, крайне необходимые советы для решения ежедневных, жизненных проблем. Это советы Самого Мудрого Создателя. Притчи всегда указывают на причину и следствие: если вы сделаете что-то хорошее в согласии с Божьей мудростью, то это принесет добрый результат. Но если вы сделаете что-то против воли Божьей и всякого разумного поведения, то несомненно получите неприятные последствия. Из 5 главы Книги Притчей можно сделать следующей вывод: держись подальше от блудницы и будь всегда безумно влюблен в свою жену. Вот сама суть наставления и точного повеления: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упояют тебя во всякое время; любовию ее услаждайся постоянно».

Уже сделано предупреждение мужу избегать блудницы, так как иначе она разрушит его жизнь в половом, духовном и социальном отношениях. Тот же принцип применим к жене, потому что ее жизнь пострадает таким же образом вследствие прелюбодеяния.

Но дальше описывается как богата награда за брачную верность! Здесь и в Песне Песней Соломона, изображена жена, в виде водоема, колодца, скрытого источника, фонтана воды который льются, чтобы полностью утолить жажду мужа. Но даже и это описание не до конца передает суть притчи. «Услаждаться» в древне-еврейском языке обозначает шататься, как бы от опьянения, быть в восхищении, в оживленном состоянии. Быть «напоенным», утолить жажду, напиться т.е. полностью исполниться тем, что приносит удовлетворение.

То, что здесь описана физическая любовная связь, ясно видно из оригинального текста. Знатоки древне-еврейского языка считают, что это место — одно из самых живописных описаний во всем Священном Писании, где буквально говорится о сосках жены, и потом метафорически описываются, как источники вина, опьяняющие мужа любовью. Обратите внимание, что это говорится о жизни с «женою юности твоей», и указывается на продолжительность любовной связи, и что повеление «утешаться» было установлено как неотъемлемая часть брачной жизни с самого начала и до конца.
Но здесь имеется в виду нечто больше, чем просто физическая любовь. Слово, которое переведено здесь словом — «любовь» («любовию ее услаждайся постоянно») — это еврейское слово — ахава, которое содержит в себе элемент лишь эмоциональной любви в ответ на привлекательность, хотя и не исчерпывается эмоциональностью. Фактически, ахава, это то же самое, что и новозаветное слово агапе, которое обозначает любовь человеческого духа и воли, направленную на то, чтобы всегда делать самое лучшее для возлюбленного. Итак, мы видим, что согласно этому стиху Писания мы должны проявлять в брачной жизни любовь-агапе с ее духовными аттрибутами посредством эмоциональных и физических сил нашего существа для полного удовлетворения своей брачной половины. Тут нет никакой жертвенности, потому что поступая так, мы сами тоже получаем удовлетворение.

Итак мы видим здесь любовную связь, заповеданную Богом каждому мужу и каждой жене: всепоглощающее, восхитительное общение ума, тела, духа и чувств. Ясно, что существуют важнейшие причины, почему необходимо следовать Библии в вопросе брачной жизни! Мы можем воспользоваться свободой, чтобы воспротивиться любви и отказаться от радости. Ничто не может заставить нас свернуть с этого пути, если мы изберем его для себя. Но подобным же образом мы можем воспользоваться свободой для того, чтобы любить, и если будем поступать следуя библейским указаниям, то будем постоянно испытывать счастье полноценной любви в супружеской жизни.

Любовь-филео

Слово "филео" подразумевает привязанность или дружбу в душевной сфере. Любовь филео проявляется в общении в любви. Это высокий вид любви. Это тип братской любви. Это любовь на человеческом уровне - высочайшая форма любви, которую может достичь человечество без Христа.

Бог призывает нас в брачных отношениях быть не только влюбленными, но и друзьями, относя эти понятия в жизни к важным и ценным.

Любовь филео - это любовь, отражающая то, что мы видим в другом человеке и что приносит нам удовольствие. Даже не спасенные люди могут переживать любовь филео. Они могут видеть что-то в другом человеке, что приносит им удовольствие, что радует их и очаровывает. Их любовь и притяжение между ними основаны на том, что видно и может развиться в дружеские отношения.

В такой любви, люди делятся мыслями, чувствами, отношениями, планами и мечтами -- самым интимным, чем они не будут делиться с другими. Они также проводят время сообща и разделяют общие интересы. Общение - это цементный раствор, который удерживает брак от разрушения. Разумеется, для полного наслаждения в любви-филео требуется участие обоих супругов. Однако, если в попытках восстановить любовь в браке, партнер не откликается на усилия с вашей стороны, можно самим проявлять любовь, ожидая в будущем ответного интереса со стороны брачной половины, при выполнении на практике библейских принципов. Брак без филео не может быть удовлетворительным, даже при проявлении страстных чувств уединившись в спальне. Только при наличии филео брак будет несомненно интересным и вознаграждающим.

Любовь-агапе

"Агапе" означает "Божью любовь", или "безусловную любовь", о которой мы только что говорили. Евангелие от Иоанна (3:16) дает описание любви агапе.

Любовь агапе самоотверженна. Она отдает себя. Любовь агапе желает всего самого лучшего для других людей. Другими словами, Иисус страдал на кресте не для Своего блага, а для нашего спасения. Такова любовь агапе: она жертвует собой во благо другого человека.

Все, что говорится в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам о любви, описывает агапе, Божью любовь:

1. Она долготерпит;

2. Она милосердна;

3. Она не завидует и не превозносится;

4. Она не гордится;

5. Она не бесчинствует;

6. Она не раздражается;

7. Она не ищет своего;

8. Она не помышляет зла;

9. Она не радуется неправде, но сорадуется истине;

10. Она все покрывает;

11. Она верит всему;

12. Она надеется на все;

13. Она все переносит;

14. Она никогда не иссякает.

Любовь агапе никогда не ранит другого человека. Она причинит боль себе, чтобы не причинить боль другому. Любовь агапе отдает свое, даже если это приносит страдание и боль.

Любовь агапе никогда не отворачивается от любого человека.

Любовь-агапе имеет особенно важное значение для тех кто старается спасти свой брак и восстановить потерянную любовь. Из всех аспектов любви, агапе можно немедленно вводить в свою брачную жизнь, потому что она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства.

Это -- деятельная, а не эмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах.

Брак, в котором существует любовь агапе может пройти через все испытания! Агапе сохраняет брак нерушимым, когда естественные проявления любви слабеют и умирают.

Любовь-агапе, это ничто другое, как одна из самых волнующих истин во всем Писании: Любовь-агапе связана с вечным источником силы и может действовать, когда откажут все остальные виды любви. Агапе -- это чувство любви, независимо от того, недостоин ли объект любви этого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Это чувство основанное на разуме и решительном волевом выборе. Поэтому можно принять решение начать любить свою брачную половину любовью-агапе, даже если встречаете в ответ безразличие или отвержение.

Все эти пять видов любви находят свою красоту и выражение в брачных отношениях, в которых нет извращения, а наоборот, присутствует прекрасное освобождение и течение Божьего Духа.

Мир жаждет Божьей любви. Он ищет настоящую любовь, но часто принимает за нее нечто противоположное. Христианский брак должен нести свет этому миру, быть примером для подражания.

Обретя любовь агапе, в которой сосредоточены все виды любви, человек обретет идеальную супружескую жизнь.

Четыре вида любви

Очень часто, когда люди слышат, что мы говорим о любви, они понимают наши слова превратно, потому что можно сказать: "Я люблю кататься на лошади", или "Я люблю ходить на футбол", или "Я люблю мороженое", а затем повернуться к своей жене и произнести: "Я люблю тебя".

Существует любовь, признательность, привязанность и наслаждение, которые мы можем получить, пользуясь совершенно разными вещами, но трудность в том, что мы используем одно и тоже слово для всех этих чувств. Итак, если мы придем к кому-нибудь и скажем: "Я люблю тебя", то во многих случаях эти слова не будут содержать того, что они должны нести в себе, потому что у нас нет должного понимания, что такое любовь.
Слово "любовь" потеряло свой исконный смысл и не имеет уже того значения, которое оно должно нести людям.

Мы должны следить за тем, как мы используем слово "любовь", чтобы, произнося его, не лишить того значения и силы, которые вкладывал в него Бог.

В греческом языке существуют четыре слова, обозначающие любовь: "агапе", "филео", "эрос" и "сторге".
И если кто-то говорит: "Я люблю тебя", то эти слова могут нести в себе любое из четырех значений.

Агапе
Сначала поговорим об "агапе", греческом слове, означающем "Божья любовь", или "безусловная любовь", о которой мы только что говорили. Евангелие от Иоанна (3:16) дает описание любви агапе.
Любовь агапе самоотверженна. Она отдает себя. Любовь агапе желает всего самого лучшего для других людей. Другими словами, Иисус страдал на кресте не для Своего блага, а для нашего спасения. Такова любовь агапе: она жертвует собой во благо другого человека.
Все, что говорится в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам о любви, описывает агапе, Божью любовь:
1. Она долготерпит;
2. Она милосердна;
3. Она не завидует и не превозносится;
4. Она не гордится;
5. Она не бесчинствует;
6. Она не раздражается;
7. Она не ищет своего;
8. Она не помышляет зла;
9. Она не радуется неправде, но сорадуется истине;
10. Она все покрывает;
11. Она верит всему;
12. Она надеется на все;
13. Она все переносит;
14. Она никогда не иссякает.
Любовь агапе никогда не ранит другого человека. Она причинит боль себе, чтобы не причинить боль другому. Любовь агапе отдает свое, даже если это приносит страдание и боль.
Любовь агапе никогда не отворачивается от любого человека. Если вы молитесь и верите в восстановление отношений, позвольте мне ободрить вас: Божья любовь никогда не кончается. Если вы действуете по Слову Божьему, Его любовь всегда с вами. Вы можете выбрать - поверить Богу или своим ощущениям.
Бог никогда не позволит, чтобы Его любовь к нам иссякла. Он никогда не разведется с нами. Слава Богу, Он так не делает. Питайте свое подсознание мыслью: "Этот брак будет плодотворным". Если у вас есть цель сделать свой брак плодотворным, Бог знает, как сделать его именно таким.
В. Е. Вайн сказал, что любовь может проявиться только лишь через действие, которое она подсказывает. Евангелие от Иоанна (13:34-35) подтверждает слова Вайна:
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Филео
Второе греческое слово, обозначающее любовь, - это "филео".
Слово "филео" подразумевает привязанность или дружбу в душевной сфере. Любовь филео проявляется в общении в любви. Это высокий вид любви. Этот вид любви не настолько высок, как агапе, но это тип братской любви. Это любовь на человеческом уровне - высочайшая форма любви, которую может достичь человечество без Христа.
Истинное значение слова "агапе" было показано Иисусом. Это слово, которое определяет любовь, превосходящую человеческие возможности. Братская любовь может многое, но она никогда не достигнет любви агапе.
Однажды, когда мы ехали на машине, Шерон сказала мне: "Знаешь, ты не только мой возлюбленный, но и мой лучший друг". Бог призывает нас в брачных отношениях быть не только влюбленными, но и друзьями, относя эти понятия в жизни к важным и ценным.
Любовь филео - это любовь, отражающая то, что мы видим в другом человеке и что приносит нам удовольствие. Даже не спасенные люди могут переживать любовь филео. Они могут видеть что-то в другом человеке, что приносит им удовольствие, что радует их и очаровывает. Их любовь и притяжение между ними основаны на том, что видно и может развиться в дружеские отношения.

Эрос
Третье греческое слово, обозначающее любовь, - это "эрос". Слово "эротика" произошло от "эрос", которое обозначает физическую любовь. Эрос имеет отношение к чувственному типу любви, основанной не на даянии, а на служении себе и самоудовлетворении. эрос хочет получить все для себя. Эрос хочет взять, а не дать. Эрос пожертвует другим человеком, чтобы удовлетворить себя.

Наоборот, агапе пожертвует собой во благо другого человека. Эрос использует человека для удовлетворения собственных эгоистических желаний или похотей. Эрос и похоть идут рука об руку, потому что и то и другое относится к физическому чувственному типу желаний.

Сторге
Любовь сторге имеет дело с привязанностью. Эта любовь проявляется, когда вы гладите ребенка по голове, или бабушка дарит заботу своему внуку, или вы уделяете любовь старшему члену своей семьи. Во многих случаях сторге не имеет глубины или посвящения.

Все эти четыре вида любви находят свою красоту и выражение в брачных отношениях, в которых нет извращения, а наоборот, присутствует прекрасное освобождение и течение Божьего Духа.
Мир жаждет Божьей любви. Он ищет настоящую любовь, но часто принимает за нее нечто противоположное. Сатана имеет все противоположное тому, чем обладает Бог. Дьявольский вид любви - это извращение. Он извратил эрос, физическую любовь. Подобная любовь приносит удовольствие лишь на время. Спустя некоторое время удовольствие проходит. Такая любовь не может продолжаться долго. Эрос не вечен, но любовь агапе - вечна.

Обретя любовь агапе, в которой сосредоточены все виды любви, человек обретет идеальную супружескую жизнь.