Воспитание нравственности у ребенка. Как научить ребенка спокойно и уверенно делать выбор Почему ребенок не может сделать выбор

0 1 485 0

Свобода выбора – один из основных шагов к счастливой жизни. Каждый день мы принимаем десятки решений, важных и не очень. Умение найти в себе решительность поступить в силу своего мнения, очень важно и должно иметь крепкий фундамент с раннего детства.

Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила – в могуществе его решений.

Коэльо Пауло

Проблема нерешительности может стать неподъемной ношей для человека в будущем. Ведь его жизнь сложится так, как удобно окружающим, исходя с их точки зрения, предрассудков и личного опыта.

Изменить это крайне сложно. Обращаемся к родителям малышей, которые еще беззаботно посапывают в кроватке, – давайте детям право выбора, и они станут сильными личностями.

Зачем малышу уметь выбирать

Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).

В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам.

Ни в коем случае нельзя критиковать решение ребенка, заставлять отказываться от него, даже если оно глупо и бессмысленно, или ставить в рамки «вот закончит школу/подрастет/начнет работать – тогда будет решать сам».

Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.

Если у Вас нет цели навредить собственному сыну или дочери, умение и право выбора должно быть частью вашей привычной жизни.

Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:

  • Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
  • Поведение в социуме и решения за других людей;
  • Правила и законы на уровне города и страны.

Когда начинать учить

Неосознанные, но существенные желания и решения, малыш принимает уже в младенческом возрасте, определяя, кушать ли эту кашку, играть ли этой погремушкой или отбросить, на чьих руках уснуть.

Чтобы эти навыки формировались правильно, необходимо корректно подходить к воспитанию ребенка. Сначала давать волю выбора в знакомых, простых вещах. Далее – настаивать на возможности познать новое и сравнить с привычным.

  • Элементарное предпочтение игрушки или «вкусняшки» уверенно сформировано и четко выражается уже с 2 лет.
  • В 5 лет малыш уже может сказать, куда хочет пойти прогуляться, что надеть, чем заняться. При этом ребенок уверенно может объяснить мотив решения и свое мнение. Но не забывайте установить четкие и непоколебимые границы дозволенного.

Если в раннем возрасте родители уделят должное внимание вопросу умения выбирать, ребенок гармонично перейдет к следующему шагу взросления – самостоятельно обдуманным и взвешенным решениям, уверенности в себе и уважению своего (и чужого) мнения.

Учимся на простых вещах

Каждый день есть возможность найти массу поводов, как ненавязчиво подтолкнуть ребенка к решению. Обсудим наиболее распространенные.

Покупки Пусть сын или дочь хотя бы частично принимают участие в выборе продуктов, подарка для кого-то из членов семьи. Если дело касается покупки исключительно для ребенка, будет совершенно нелогично не посоветоваться с ним. Если он что-то сильно просит, спрашивайте аргументы, почему покупка должна быть совершена.

Хорошим «тренажером» станет имитация будущих собственных покупок: пусть у ребенка будет маленькая зона ответственности, например, за сладости к чаю. Так у него появится право выбора.

Прием пищи Простой вопрос «тебе какой кусочек?», «что ты хотел бы на десерт?», «на выходных мы приготовим это?» даст понять, что мнение маленького жителя дома тоже можно уважать, как и пожелания взрослых.
Выбор деятельности Говорите на равных. Заинтересованно, увлеченно слушайте его рассказы. Лет с 5 можно смело обсудить с ним, куда пойти прогуляться, какую книгу будете читать перед сном, какую игрушку или вещь он хочет на День рождения или Новый Год. Возможно, ребенок чем-то увлекается и хочет развивать это в кружке или секции?
Здесь важна та тонкая грань между личностным самовыражением, формированием чувства стиля и неуместным нарядом с потраченными нервами. Это и касается покупки одежды в магазине, где вещь должна, как минимум, нравиться ребенку. В подобных ситуациях можно немного переиграть события: если вы дома – спрячьте всю неуместную одежду, и покажите нужную, помогая в сочетании. Готовьте вместе одежду на утро вечером. Если в магазине – подберите удобные для варианты по цене и качеству, а остальное оставьте малышу.

Если выбор был сделан, его нужно принять. Заставлять ребенка отказываться или критиковать его решение чревато негативными последствиями. Он будет думать, что его мнение – пустое место, и всегда можно отменить действие, чтобы не нести ответственность. Даже если позже выбор окажется ошибочным, ребенок сможет осознать и объяснить, где он не досмотрел.

  • Воспринимайте сына или дочь на равных, так как он (она) индивидуальная личность;
  • Ребенок в будущем имеет право на свою жизнь и решения, исходя из собственных пожеланий, ваше мнение должно быть в форме советов, а не приказаний;
  • Меняйте себя, дети – это зеркало родителей. Пусть он видит перед собой сильную личность, что взвешенно принимает решения и не боится ответственности;
  • Ведите диалог. Постоянно. Не кричите, не шантажируйте, не угрожайте. Просто говорите, спрашивайте его мнение и озвучивайте свое;
  • Учите определяться между вариантами и отказываться от одной вещи в пользу второй, так как иметь все – нереально;
  • Читайте сказки, рассказывайте истории, где в сюжете ярко выражена проблема выбора и последствия решений, обсуждайте это, играйте в настольные игры;
  • Больше практики: в быту, в играх, в разговорах и тд. Повторение – залог успеха;
  • Предоставляйте грамотный выбор (не предлагайте выбрать на обед между супом и мороженным).

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как вы думаете, дорогие родители, легко ли делать выбор? Я не говорю о тех вещах, к которым у вас уже сложилось предпочтение. Конечно, если вы любите мороженное, то, скорее всего, если я вам предложу его - вы не откажетесь. Но представьте что-нибудь необычное, неординарное, такое нечто, с которым вы еще не сталкивались в жизни. Для каждого будет что-то свое. Предложи мне на выбор Мерседес или БМВ в подарок - я зависну на несколько дней. Ну, кто-то, конечно, это уже прошел. У него, может быть, стоит вопрос продать компанию или не продавать…

Итак, мы на самом деле знаем, как делать выбор, потому что довольно часто сталкиваемся с ним. Но когда мы видим, что у ребенка это вызывает определенные трудности - нам не понятно, почему? «Ты посмотришь мультфильм или детский фильм сегодня?» - Хороший вопрос. Ребенку ясно, что круто было бы и то и другое.

Но мы говорим ему, что это не правильно, поскольку его глаза и мозг устанут, и, к тому же, у него будет мало времени на математику. Т.е. мы ему объясняем, почему нельзя не выбирать, но не объясняем, как выбрать. Как выбрать - ехать к бабушке Гале или к бабушке Тане? Мы сами не можем решить, и перекладываем решение на ребенка. Но, в конце концов, как же поступать в подобных ситуациях? А я не знаю точно. Как-то же вы поступаете каждый раз? Кто-то в этот момент берет ответственность на себя и говорит, что сегодня только мультфильм, потому что вечером придут гости, и ты устанешь. Поразительно! В тот момент, когда у ребенка забирают свободу выбора, он тут же делает выбор. Ну, вот и все. Я думаю, что это прекрасный способ обучения. У вас есть на выбор три вещи. Выложите их перед ребенком, а потом скажите, что предпочитаете вы. Таким образом, вы на собственном примере показываете возможность свободы. Вы, демонстрируя свою свободу, как бы мягко ущемляете его свободу, отчего он остро (но не больно) ощущает необходимость самостоятельного решения.

На сайте http://mult-games.ru замечательные детские игры про Спанч Боба и мультфильмы в хорошем качестве, которые весело смотреть всей семьей.

Я собрал некоторую статистику по этому вопросу и пришел к странному выводу: те дети, за которых родители принимали решения, не считаясь особо с их выбором, вырастают обычно свободолюбивыми. Они легко идут по жизни, легко делают выбор, мыслят быстро. Они как бы научились у родителей, как те делали свой выбор. Те дети, которым давали много свободы, - не торопятся выбирать - их родители дали им очень много свободы, забрав, тем самым, право выбора. Они приучены, что у них не заберут свободу, и у них, как следствие, есть время подумать. Но это время на раздумье может длиться очень долго - месяцами, годами.

Конечно, нельзя переусердствовать здесь - вы должны обучать, должны уступать, при этом давая понять, что хотя и уступаете в этот раз - это вас задевает, ущемляет ваши интересы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был медиком, то не нужно говорить ему: «Выбирай сам, сынок». - Сынок будет годами думать. Скажите, что он просто обязан стать медиком - и в нем сразу вспыхнет ясная мысль о том, что он прирожденный химик. Когда вы узнаете это, нужно постепенно сдавать свою позицию.

Еще один пример хочу вам привести в пользу того, что дети могут научиться искусству выбора только на вашем примере. Предоставляя ему свободу выбора, а не выбирая самому вместо него - это все равно что учить ребенка арифметическому счету, не показывая, как вы это делаете. «Сиди и считай». И что он насчитает? Вы ведь и сами не знаете, как это у вас получается. Но вы показываете ему счет - он учится у вас. И все. Покажите ему выбор, не бойтесь сделать выбор за ребенка, и он очень скоро будет делать его сам.

Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Как воспитать решительность в ребенке

к оглавлению

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

к оглавлению

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

к оглавлению

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

к оглавлению

Выбираем одежду вместе

Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

к оглавлению

О выборе и псевдовыборе

В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

к оглавлению

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

к оглавлению

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Елена Каспиркевич

Ребенок лучше усвоит информацию, если объяснить ее на личном примере. Например, вы хотите показать малышу механизм принятия решений. Для этого вам придется вслух проговорить все свои мысли и действия, а затем описать все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий. По такой схеме вы можете предложить крохе выбрать подарок для бабушки или определить, где вы будете праздновать его день рождения.

Расставляйте приоритеты

Очень часто, находясь перед выбором, дети впадают в ступор. Они думают, что от этого решения зависит вся их жизнь. Объясните малышу, что ему придется постоянно что-то решать, поэтому важно научиться расставлять приоритеты. Например, над тем, что надеть в школу, можно долго не задумываться, а вот выбор другу требует времени на то, чтобы взвесить все за и против.

Предоставляйте возможность учиться на ошибках

Это стоит делать только в тех вопросах, которые не касаются здоровья и безопасности ребенка. Ведь, как показывает практика, именно негативный опыт оказывается для детей самым поучительным. После необдуманного решения кроха поймет, что любое его действие имеет последствия. Ваша задача в такой ситуации - поддержать малыша и дать ему понять, что вы всегда на его стороне.

Предлагайте фантазировать

Психологи советуют разыгрывать гипотетические ситуации, которые ставят малыша перед выбором. Начать можно с самых простых вопросов: какую суперсилу хотел бы иметь ребенок, с кем из мультяшных персонажей он бы хотел дружить и т.п.

После этого вы можете привнести в игру жизненные примеры: на что кроха потратит деньги, если выиграет в конкурсе талантов, что сделает ребенок, если два одноклассника пригласят его на день рождения в один и тот же день и пр. Благодаря такой зарядке для мозга у вашего сына или дочери сформируются навыки критического мышления, а способность к принятию решений заметно усилится.

Сокращайте варианты

Научно доказано: чем больше выбор, тем сложнее человеку его сделать. Особенно это касается детей. Их мозг еще не способен обрабатывать большие объемы информации, да и отказ от нескольких вариантов сразу дается малышам очень тяжело.

Поэтому не заставляйте их делать выбор в ситуациях, когда возможных вариантов несколько десятков. Вместо этого предлагайте решать простые задачки в быту, указывая максимум два варианта на выбор: «Куда пойдем гулять с собакой - в парк или на площадку?», «Ты поможешь мне помыть посуду или сложишь игрушки?». Таким образом у малыша сформируется понимание того, что его мнение учитывается, а это добавит ему уверенности в себе.

В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.

. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.

Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.

. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.

. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.

. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.

Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.

Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.

Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.

Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.

    Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.

    «Мы договаривались, что купим только одно платье. Это платье более нарядное – его можно надеть на праздник. А это платье удобное – его можно надеть в детский сад, оно имеет карманчик, куда можно положить носовой платочек. Второе платье можно надеть уже завтра».

    Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.

    Русские богатыри всегда стоят перед камнем с вариантами выбора. И даже в сказке «Три поросенка» каждый персонаж сделал свой выбор материала для строительства домика, что привело к разным последствиям.

    Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.

Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.

Светлана Садова