Во сколько месяцев дети начинают ходить. Если малыш боится ходить: советы родителям

Как быстро летит время – вашему малютке уже год! Вы успели научить его многому. Он и сам сидит, и ест ручками, и самостоятельно играет. Вот только ползает до сих пор.

И помочь ему пытались, и заставить, и учить – ребенок не хочет ходить, несмотря на все попытки. Знакомо? Тогда эта статья – для вас! Мы расскажем, почему маленький человечек не торопится, и что нужно делать родителям в этом случае.

Из этой статьи вы узнаете

Нужно ли равняться на нормативы

Часто, подводя итоги предыдущих 12 месяцев жизни своего малыша, мы сравниваем его результаты с успехами сверстников. Подобное сравнение не всегда оказывается в пользу нашего карапуза – начинает казаться, что чужие дети более способные, развитые, совершенные.

Почему-то родители забывают, что первый год – время открытий, бурных изменений и стремительного развития. И любые нормативы так мелочны по сравнению с каждой покоренной вершиной!

Помните, как сын вашей знакомой научился самостоятельно сидеть, а ваш при этом только стал переворачиваться? Помните, как вы переживали, что карапуз отстает? Но ведь сел, не так ли?

11–12 месяцев – период, когда у ребенка развивается первое стремление к независимости. Кроха хочет все делать и решать самостоятельно. Где и с чем играть, что делать, куда переложить игрушку.

Считается, что и ходить малыш начинает именно сейчас. Однако поспрашивайте подружек или посмотрите, что пишут мамы на форумах? Разве все дети без исключения в год уже передвигаются на ножках?

Готовность к ходьбе – сложный процесс, к которому малыш готовится уже с 5–6 месяцев жизни. Сначала его нужно научить ползать, затем вставать у опоры, после потихоньку передвигаться вдоль нее.

Тело и мозг каждого ребенка требует различного времени для формирования готовности. Сколько месяцев потребуется вашему малышу, предсказать очень сложно.

Что должен уметь ребенок в год

Так как мы говорим о двигательных навыках крохи, то и речь дальше пойдет только о них. Итак, в 11–12 месяцев малютка может:

  • быстро и активно ползать;
  • стоять с поддержкой или без нее;
  • приседать и вставать на ноги из любого положения;
  • ходить, держась за руки взрослого;
  • забираться на диван и спускаться с него.

Все приведенные выше нормы являются приблизительными. Если ваш карапуз чего-то еще не умеет, не расстраивайтесь! Всем навыкам его можно научить. Что нужно делать? Начать стоит с укрепления мышц. Помочь вам может ежедневная гимнастика или деликатный массаж (лучше чередовать их).

Как можно больше времени проводите с ребенком. Помните, игры – самая эффективная и интересная обучающая методика для годовалого малыша (как и для детей старшего возраста). Вместе ползайте, играйте в «догонялки», «прятки», «гонки».

Поменьше думайте о том, почему ребенок все еще чего-то не умеет. И чаще старайтесь учить его (желательно на личном примере), поощрять за уже имеющиеся успехи, гордиться новыми достижениями.

Почему малютка не ходит

Причины того, что кроха в год все еще ползает на коленках, могут быть самыми разными.

  • Пока что не готовы мышцы и позвоночник.
  • Такая наследственность.
  • Отсутствие стимула или возможности обучения (это все манежи, ходунки).
  • Ребенок боится ходить (упал, ударился при прежних попытках).
  • Слабый мышечный тонус, неврологические проблемы.
  • Больше нравится ползать, чем ходить.

Многое зависит от характера ребенка. Активный и любопытный малютка уже в 9–11 месяцев начинает быстро и ловко топать ножками. В то время как терпеливый наблюдатель не станет ходить самостоятельно и в год.

Все очень индивидуально. Одному малышу комфортно ползать и он встанет на ножки поздно. Другой карапуз, не освоив передвижения на четвереньках, сразу начинает вставать у опоры, а затем и ходить.

Вы можете сколько угодно учить малютку и способствовать тому, чтобы он самостоятельно стал ходить. Но если кроха не захочет – никаким образом вам не удастся его заставить.

Если вы видите, что ребенок не хочет ходить, но при этом все возможности у него имеются – просто подождите. Пройдет несколько месяцев, и вы будете с улыбкой вспоминать, как напрасно переживали.

Чему можно научить кроху

Если вы все-таки решили вмешаться в естественное развитие ребенка и хотите учить его ходьбе, следующие советы наверняка вам пригодятся.

  • Поощряйте любые движения. Чем больше их будет, тем быстрее разовьются мышцы, необходимые для ходьбы.
  • Подберите ребенку удобную ортопедическую обувь подходящего размера. Но используйте ее в основном на улице, дома кроху лучше учить передвигаться босиком.
  • Укрепляйте ножки малыша. Ведь именно на них предстоит удерживать тело (не всегда в год легкое). Позволяйте ему прыгать у вас на коленях, держаться за руки.
  • Развивайте интерес. Пока маленького человечка все устраивает, научить его ходить практически невозможно. Подарите мальчику машинку-каталку, а девочке – коляску с куклой. Возить такие интересные игрушки на коленках не получится, а вот стоя – в самый раз!
  • Будьте рядом. Хотите научить малютку? Тогда ходите вместе, за руки! Покажите на своем примере, как это нужно делать (чем чаще, тем лучше).

Хвалите, гордитесь, восхищайтесь. Это для вас передвижение на ногах – дело обычное. А сколько усилий и храбрости понадобится маленькому человечку! Важно не только учить карапуза, но и поощрять за любые успехи.

Чего делать нельзя

Сколько ошибок совершают родители, пытаясь научить кроху ходить в год! Ниже мы привели несколько основных моментов, которые стоит исключить из воспитательной методики.

  • Бросать без поддержки. Иногда взрослые создают вынужденную обстановку для того, чтобы кроха пошел. Они ведут малютку за руку, а потом отпускают и отходят на расстояние, пытаясь подозвать к себе ребенка. Если учить его именно таким способом, то можно развить чувство страха к ходьбе и неуверенность в родителе.
  • Ходунки. Популярное приспособление, призванное научить малютку ходить чуть ли не за месяц. Как показывает практика, такой «транспорт» не стимулирует, а, наоборот, подавляет желание передвигаться самостоятельно. А зачем, ведь ходунки везут дитя туда, куда он захочет.
  • Сравнения. «Посмотри, Маша уже ходит сама, а ты все еще за юбку мамину держишься!». Если вы предпочитаете учить ребенка, опираясь на опыт и возможности других детей, готовьтесь к тому, что ваш малыш вырастит неуверенным, закомплексованным и зависимым от чужого мнения человечком. Разве вы этого хотите?

Чтобы научить ребенка ходить, необходимо набраться терпения и сил. Будьте готовы к тому, что ваши старания приведут к результату не так скоро, как хотелось бы. Помните – малыш сможет ходить только тогда, когда будет готов и физически, и психологически. Как бы вы ни хотели научить его этому раньше.

Когда обращаться к врачу

Иногда (очень-очень редко) причиной того, что ребенок не ходит, является слабый тонус мышц. Обычно он выявляется в течение первых месяцев жизни. Но врачи иногда ошибаются. Как определить, что у малютки могут быть проблемы?

  • В год карапуз не ползает, не встает у опоры.
  • В 18 месяцев малыш все еще не стоит и не ходит самостоятельно.
  • Малыш до сих пор плохо удерживает спину, с трудом сидит.

Скорее всего, подобные признаки насторожат внимательную маму значительно раньше. Ваш карапуз активно лазает по комнатам, карабкается на кресла и познает мир? Вам не о чем беспокоиться!

Если же сомнения все-таки есть, обратитесь к неврологу и ортопеду. Они развеют ваши страхи и опасения. Не забывайте – ребенок чувствует переживания мамы. Не заставляйте его зря нервничать вместе с вами.

Мамы очень переживают, если малыш в год не ходит. Особенно когда перед глазами сверстники, делающие первые шаги. Родители пытаются учить маленького человечка, заставлять, уговаривать и даже обращаться к специалистам.

В результате малютка все равно начинает самостоятельно ходить тогда, когда ему удобно и нужно. А сколько времени, нервов и сил было потрачено!

Если ваше чадо хорошо развивается, отлично себя чувствует, и отсутствие этого навыка никак его не стесняет – оставьте малютку в покое. Все, что от вас нужно – терпение и умение радоваться тем достижениям ребенка, которые уже имеются.

Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает . И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне . Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
  2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
  3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
  4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

К основным психологическим факторам относятся:

Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

  1. Проблемы с моторным развитием , мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
  2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен . Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

  • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
  • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры . Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером . Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

  • педиатра , который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
  • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
  • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

Обратите внимание

Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

  • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

  • (постоянное напряжение) мышц;
  • мышечная дистония.

Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.

Многие современные мамочки проявляют излишнее беспокойство по поводу здоровья своего чада. Чаще всего такое поведение характерно для женщин, родивших первого малыша, не имеющих соответствующего опыта и практических знаний. Именно поэтому, если ребенок в год не хочет ходить самостоятельно, родители начинают волноваться, подозревая что-то неладное.

О нормах физического развития

На самом деле, в том, что ребенок в год не ходит самостоятельно, нет ничего страшного. Общепринятые еще с советских времен нормы в настоящее время полностью утратили свою актуальность. Нынешние педиатры все больше ориентируются на западные критерии развития. Советская педиатрия диктует примерно такие нормы физического развития детей в первые двенадцать месяцев жизни:

  • способность удерживать головку - в месяц-полтора от рождения;
  • самостоятельный переворот со спинки на животик - к возрасту трех месяцев;
  • передвижение на коленках с опорой на ручки (ползание) - в полгода;
  • самостоятельная ходьба - в год.

Теперь эти границы выглядят несколько иначе. Так, например, оптимальный возраст, когда младенец должен научиться совершать переворот со спины на животик, варьируется в пределах от трех до шести месяцев, а навык прямохождения и вовсе не имеет четких границ. В норме ребенок может пойти, начиная с девяти-десяти месяцев и до полутора лет.

Согласно среднестатистическим данным, здоровый малыш пробует стоять с поддержкой к семи-девяти месяцам, а к десяти-двенадцати начинает самостоятельно передвигаться без поддержки. Важно помнить, что отсутствие желания ходить после первого года жизни не считается признаком патологических отклонений в развитии малыша.

Распространенные причины

Как правило, врожденные патологии развития исключаются на первых месяцах жизни ребенка. Мама с малышом в обязательном порядке проходит обследование у детских специалистов, а также находится под постоянным наблюдением участкового педиатра. Современные врачи выделяют несколько распространенных причин, которые должен знать обеспокоенных родитель, из-за которых вполне здоровый ребенок упорно отказывается ходить самостоятельно после двенадцати месяцев.

Избыточный вес

Повышенная нагрузка на костно-мышечный скелет значительно снижает способность малыша к самостоятельному передвижению. Многие мамочки замечают отсутствие желания у пухленьких малышей вставать и ходить без помощи родителей.

Недостаточная готовность позвоночника и мышц детского организма

Дело в том, что каждый ребенок растет и развивается по своему индивидуальному плану. И если одни дети готовы к самостоятельному вертикальному передвижению уже к девяти месяцам, другим требуется гораздо больше времени, чтобы окрепнуть и приобрести достаточное количество силы.

Уровень активности ребенка

Не стоит забывать о темпераменте и особенностях характера чада. От рождения подвижные дети зачастую опережают в развитии своих сверстников. Поэтому важно оценивать характер малыша.

Генетическая предрасположенность

Наследственность играет не последнюю роль в формировании физиологии и личности ребенка. Допустим, отец малыша сам пошел после годовалого возраста. Тогда не стоит удивляться тому, что его ребенок не торопится делать первые самостоятельные шаги.

Наличие желания самого ребенка

Нередки случаи, когда вполне активный самостоятельный малыш после первой неудачной попытки вертикального передвижения, боится повторить прошлый опыт, опасаясь падения. Вполне очевидная причина, почему ребенку в год боится ходить самостоятельно. В данном случае основным ограничением становится страх. Он уже приобрел опыт падения, почувствовал боль, и попросту проявляет осторожность. Кроме того, отсутствие желания ходить часто связывают с ленью. Ребенок избирает для себя наиболее простой и привычный способ передвижения, сознательно понимая, что стоять и ходить ногами намного сложнее, чем передвигаться ползком.

Патологические причины

Гадать о причинах необычного поведения малыша можно долго. И не всегда они безобидны. Например, если ребенок в 3 года не ходит самостоятельно, педиатр наблюдает у пациента выраженные патологические изменения. Среди наиболее вероятных причин можно отметить такие:

  1. Мышечная дистония, выражающаяся в нарушении двигательной активности и отклонении в развитии тонуса мышц. Подобная патология влияет не только на способность и желание ребенка к вертикальному способу передвижения, но и вызывает расстройство иных двигательных навыков.
  2. Слабость костно-мышечного скелета может рассматриваться и как неготовность организма к приобретению новых навыков, и как отдельный патологический процесс. Среди детских заболеваний, характеризующихся поражением, деформацией, либо недоразвитостью костно-мышечного скелета стоит обратить внимание на такие болезни, как: плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и рахит. Особого внимания требует врожденный Данные болезни могут быть причинами, почему ребенок в 2 года не ходит самостоятельно. Важно отметить, что любая из перечисленных патологий в развитии может стать препятствием к обретению малышом новых навыков, в частности навыка прямохождения.

Использование ходунков

По мнению многих педиатров, неврологов и ортопедов, это наиболее частая причина, почему ребенок в год не ходит самостоятельно. С появлением на рынке детских товаров новых приспособлений, ходунки стали своего рода «спасательным кругом» для большинства мамочек. Разумеется, преимущества использования ходунков не стоит недооценивать, однако, и увлекаться их применением нежелательно.

Среди явных достоинств этого приспособления лидирующее место занимает - создание комфортных и безопасных условий передвижения малыша в пространстве. Действительно, ходунки - это отличный способ обезопасить ребенка от возможных падений, острых углов, электроприборов и розеток. А кроме того, у женщины появляется свободное время, когда она может заниматься делами по дому, не беспокоясь о безопасности малыша.

Большинство мамочек также уверены в том, что поместив ребенка в ходунки, они способствуют развитию у него навыка вертикального передвижения. Так ли это на самом деле? Известный детский доктор Комаровский Евгений Олегович с абсолютной уверенностью заявляет, что ходунки - это в первую очередь польза для родителей, нежели для их маленького ребенка. Главная опасность кроется в постоянном использовании этого приспособления, когда ребенок находится в ходунках весь период бодрствования, не имея возможности двигаться самостоятельно. Причем чем раньше малыша усаживают в ходунки, тем хуже это сказывается на его развитии. Поэтому ребенок в год не ходит самостоятельно.

Прежде, чем научиться прямохождению без поддержки, малыш должен освоить предыдущие двигательные навыки в строго заложенной природой последовательности. Таким образом его организм готовится к освоению техники ходьбы. Не зря большинство педиатров не советует присаживать малыша ранее полугода, пока его скелет и мышцы не окрепнут в достаточной степени. То же самое касается и вертикального положения. Ранняя пересадка в ходунки значительно увеличивает нагрузку на скелет, в частности на позвоночник, тогда как ползание способствует укреплению мышц спины и конечностей. Впоследствии это позволяет перейти к освоению новых двигательных навыков с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Помимо этого, злоупотребление ходунками приводит к искривлению ножек. Происходит это вследствие неправильного положения стопы. Находясь в ходунках, ребенок лишается возможности наступать ножками полностью. Как правило, при передвижении он отталкивается внешней стороной стопы, что при длительной практике приводит к формированию неправильного навыка хождения. И если для мальчика это не так страшно, то для девочки перспектива приобретения кривых ног нежелательна.

В качестве альтернативного способа безопасного передвижения малыша рекомендуется использовать манеж. Так вы сможете не только обезопасить свое чадо, но и предоставить ему возможность свободно стоять и передвигаться с поддержкой, а также сделать первые шаги без помощи взрослых.

Как научить ребенка в год ходить самостоятельно?

Начинать предпочтительнее с отработки навыка ползания. Это первоначальный этап освоения сложных двигательных навыков, позволяющий ребенку научиться свободно и относительно безопасно передвигаться в пространстве, а также натренировать и укрепить костно-мышечный скелет.

Если ребенок в год не ходит самостоятельно по причине страха перед повторным падением, приветствуйте новые попытки малыша встать на ножки и пойти спокойно и ненавязчиво. Поощряйте малыша ласковыми словами, но ни в коем случае не заставляйте передвигаться насильно. Покажите на собственном примере, как это здорово ходить самому.

Признаки готовности к ходьбе

Держите в голове главное правило! Всему свое время. Если ребенок в год не ходит самостоятельно, не нужно его заставлять. О готовности малыша к прямохождению указывают следующие особенности его поведения:

  1. Ребенок подолгу стоит на ножках, держась за бортик кроватки или манежа.
  2. Малыш самостоятельно переступает в манеже или кроватке.
  3. Ребенку с легкостью удается принимать сидячее положение из положения стоя.
  4. Ребенок уже предпринимает попытки ходить, но делает это по-своему (на носочках или ползая на коленках).

Не стоит паниковать, если ребенок в год и месяц не ходит самостоятельно. Крайне важно в обучении - создать комфортные условия. Малыш не должен скользить на поверхности пола. Линолеум и плитка - не самые подходящие поверхности. Предпочтительнее, если малыш будет учиться ходить на ковровом покрытии. Не забывайте про опасность и последствия падения.

Если ребенок часто падает, плачет и нервничает, помогите ему в обучении ходьбе старым испытанным нашими бабушками способом. Для этого достаточно смоделировать специальное приспособление по типу «вожжей» из скрученной простыни и пропустить его под мышками малыша.

И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Если чадо уже научилось самостоятельно передвигаться, переходите к следующему этапу - преодолению препятствий. Помимо естественных, можно создавать препятствия для преодоления в игровой форме, например, раскладывать на пути малыша кубики и другие игрушки. Главное, чтобы он не поранился и не ушибся в случае падения.

И еще один важный момент. Не нужно запрещать ребенку ходить босиком, если в квартире нормальная температура и нет сквозняков. По мнению большинства педиатров и ортопедов, хождение без обуви способствует правильному формированию детской стопы, исключая риск развития плоскостопия.

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.

Моей Алиске 1 год и 2 месяца, а она никак не хочет самостоятельно ходить . Ползает, ходит, держась за мебель и за палец, стоит без опоры, залезает и слезает с дивана, а ходить - никак. Только отпустишь, сразу шлепается на пол и дальше ползком. Мне кажется, что она боится Я знаю, Вы скажете, что все дети разные, но я нигде у нас не видела неходячего ребенка старше года, и, конечно, беспокоюсь. Ортопед смотрела ребенка в год и патологий не нашла. Но может, можно как-то ускорить процесс или лучше не вмешиваться?

Отвечает Комаровский Е. О.

Должен вас "утешить": лично я видел достаточно большое количество детей, которые не хотели ходить самостоятельно - точно так же, как ваша дочь. Обратите внимание: могли, но не хотели ! Если ребенок может самостоятельно стоять без опоры, может ходить держась за палец, значит, никакой патологии - ни неврологической, ни ортопедической - у дитя нет (тем более, что и врачи-специалисты не находят поводов для беспокойства). Следовательно, ваша проблема лежит не в области телесной, а в области психологической. И это действительно так: и страшно ходить самой, и просто удобнее ползать. И это будет продолжаться до тех пор, пока дитю не станет более удобно именно ходить . Детская психология, особенно в возрасте год-полтора, хоть и явилась поводом для кучи книг и научных работ, но по-прежнему - тайна за семью печатями. Чем меньше мы вмешиваемся в непонятные вещи, тем меньше у нас проблем. Лично я бы оставил дитя в покое. Вы еще успеете за ней набегаться...