Рассказ о моей семье на русском. Традиции нашей семьи. Наш семейный девиз

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации Североуральского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Моя семья

Направление общественно-политическое

Спрыгнув с кровати, Юсеф убежал, чтобы убедиться, что его 9-месячные близнецы все еще живы. Когда он передал их своей жене и велел ей остаться в доме. Затем он поспешил искать своих родителей, которые были в соседнем доме. По дороге Юсеф встретил людей, которые шатались и падали на улице.

Этот человек и многие расширенные члены семьи живут на крайнем севере Хана Шейхуна, деревни в сирийской провинции Идлиб. Во вторник воздушные удары попали в район, близкий к местной пекарне, всего в нескольких метрах от дома Юсефа. Но это не было никакой атакой: президент Сирии Башар аль-Асад обвиняется в использовании химического оружия в результате нападения, которое потрясло район, контролируемый повстанцами, в то время как многие еще спали.

Североуральск

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Семья в жизни человека………………………………………………...5

1.1. Изучение теории…………………………………………………………..5

1.2. Что в моем понимании значит семья…………………………………....7

Глава 2. История моей семьи….……………………………………………….....9

Ужасы предполагаемого химического нападения в Сирии. Юсеф прибыл в дом своих родителей, чтобы найти своих двух братьев мертвыми. В разгар паники он побежал домой, чтобы снова осмотреть свою жену и детей. У них была пена во рту, были судороги. Жена Юсефа и дети являются жертвами того, чего опасаются, может быть смертельным хитом в стране за многие годы. По словам активистов, в настоящее время ведутся расследования, чтобы определить, кто был ответственен за наступление во вторник утром, в результате чего погибло более 80 человек.

Сирийская армия отказала в использовании химического оружия и обвинила повстанцев в убийстве. Юсеф объяснил, что он рухнул и проснулся через несколько часов на больничной койке, чтобы узнать о потрясающей реальности: большая часть его расширенной семьи была мертва.

2.1. Моя семья…………………………………………………………………..9

2.2. Мои бабушки и дедушки…………………………………………………10

2.3. Мои прабабушки и прадедушки…………………………………………11

2.4. Наш семейный девиз……………………………………………………..12

2.5. Традиции нашей семьи…………………………………………….……..13

2.6. Пословицы о семье…………………………………………………….…13

Он утверждает, что в тот день в Хан Шейхун умерло около 25 родственников. «Мои братья, их дети и их кузены», - говорит Юсеф. «Около 25 членов моей семьи, все жертвуют», - настаивал он. Согласно местным сообщениям во вторник, в нападении было убито не менее 19 родственников Юсефа. Его жена и близнецы выделялись в списке жертв, который циркулировал в Интернете.

В среду люди из деревни к северу от Сирии собрались, чтобы похоронить жертв. Образ Юсефа, колышущего ее детей, завернутый в белые листы, стал вирусом в социальных сетях. Он был сфотографирован, сидя на краю кладбища, цепляясь за своих близнецов. Видео, записанные спустя несколько минут, показывают ему, что он стоит на коленях в своих могилах и плачет.

Заключение………………………………………………………………………..15

Список используемых источников и литературы………………………...…….17

Приложения

Приложение 1. Моя семья

Приложение 2. Мои дедушка и бабушка по папиной линии

Приложение 3. Мои дедушка и бабушка по маминой линии

Приложение 4. Мои прабабушка и прадедушка по папиной линии

«Я решил путешествовать, чтобы нарушить все правила»

В могиле. «Я плачу, но они - слезы счастья», - говорит Юсеф и объясняет, что его дети теперь с Богом, и это лучше, чем быть в Сирии. Роскошный дух Розаны Козак побудил ее начать семимесячную поездку на автодом, десять стран и тысячи общих анекдотов. Планируя судьбу нашей любви, мы решили пойти вместе, начиная с Германии. Наша прекрасная профессия позволила нам делать то, что нам больше всего нравится: путешествовать и знакомиться с другими местами и культурами. Знайте, что однажды вы сможете позавтракать в Казахстане и в следующем месяце, наблюдать за закатом в Китае.

Приложение 5. Мои прабабушка и прадедушка по маминой линии

Приложение 6. Мои прапрадедушка и прапрабабушка

Введение

Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он растет и постигает суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания передавалась из поколения в поколение.

«Что, если мы собираемся побывать в мире?»

Девять месяцев спустя команда была увеличена! Приехали Алма и Квентин, которые наполнили нашу жизнь магией и открытиями. Два года назад, когда мы купили автодом в Италии, через 20 минут после его получения из агентства, мы посмотрели на Гий и почти не задумываясь, мы сказали: «Что, если мы собираемся побывать по всему миру?». Решение этого не стоило нам вообще. Мы пришли к выводу, что мы не хотим и что речь идет только о том, чтобы выбросить газойль в грузовик и поставить его вперед, потому что мы убеждены, что жизнь - это единственное, что у нас есть, и что у нас есть время, чтобы сделать все делает нас счастливыми, это лучшее, что может случиться с нами.

На уроке по предмету «Окружающий мир» мы изучали тему «Моя семья». И мне стало интересно узнать о своей семье и о своих предках и рассказать об этом.

Цель моего проекта - провести историческое исследование и составить генеалогическое древо моей семьи.

Задачи моего проекта:

  • изучение истории моей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя родословная»
  • способствовать объединению членов семьи посредством общего интереса к истории своей семьи,
  • подобрать девиз для своей семьи,

Объект исследования - история моей семьи.

«Я отвечаю за то, чтобы забрать мою семью в хороший порт»

Семь месяцев назад мы отправились в это приключение, еще одно путешествие среди многих, что мы сделали за пятнадцать лет, которые у нас были вместе, только более длинные и амбициозные. Для путешествий важна хорошая организация. Мы делим задачи, каждая из которых имеет свою функцию. Учитель домашней школы, тот, кто отвечает за бюрократию, все документы пересекают границы, тот, кто хранит список наших домашних расходов, потому что эта поездка - как и все остальные - делается в большинстве экономической целесообразности.

Предмет исследования - генеалогическое дерево моей семьи.

Методы и приемы работы - сбор информации из книг, изучение материалов сети Интернет, опрос родственников, изучение семейного фотоархива.

Структура работы: работа написана на 17 листах, состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и источников, 6 приложений.

«Занятия проходят утром»

Я, с другой стороны, являюсь чистым импульсом. И официальный водитель команды. Алма и Квинтин находятся во втором классе в школе общего пико, но перед каждой поездкой мы регистрируемся в Службе дистанционного обучения Министерства образования. Эта услуга предназначена для детей дипломатов, спортсменов и художников, которые выезжают за границу в течение определенного времени и хотят взять свою семью. Система очень проста: они предоставляют вам всю библиографию и материал, чтобы один из родителей мог научить их ежедневно во время поездки.

Глава 1. Семья в жизни человека.

Русское слово семья имеет древнее происхождение, оно означает группу живущих вместе близких родственников. К членам семьи относят отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, бабушку, дедушку.

1.1. Изучение теории

Свое исследование я начала с изучения теории. Я искала ответы на вопросы: что такое род, родословная, кто такие предки, что такое семья и генеалогическое древо.

Существует постоянная поддержка через Интернет и виртуальные классы для консультаций. Время от времени министерство направляет экзамены для оценки детей, которые возвращаются в свою школу по возвращении. И они, и мы хорошо ладим с удаленной системой. Это просто вопрос организации. Гиль - это тот, кто вооружает классы и тот, кто отвечает за то, чтобы дать их нам каждое утро в фургоне, пока мы продолжаем двигаться вперед, и через окно они меняют ландшафты.

Наш «во всем мире» мы начали в Италии, из маленького города Канцо. Мы уезжаем оттуда в мае, всегда направляемся на восток. Первыми тремя странами были Словения, Хорватия и Босния. При входе в Боснию изображение было слишком шокирующим; были разбросанные повсюду кладбища: по бокам дороги, на полях, на селах, в городах, домах. Мы прибыли в Мостар и нашли город, который через двадцать лет после окончания войны и был разрушен, снова начал ходить. Мы были впечатлены, увидев людей, которые улыбаются по улицам, несмотря на окружающую среду, потому что дома, где они живут, кажутся напряженными.

Родословная - это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок - древний предшественник по роду.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Так кто же все-таки такие эти предки? Об этом расскажет стихотворение Е. Губиной:

Рассказать хочу вам, детки,

Они полны пулевых отверстий. Это дало нам дрожь, просто думая об этом. И все же, когда вы видите, как люди улыбаются и обнимаются, вы говорите: «Вау, какая сила!». Как только мы вошли, мы узнали, где деревня была основана кинорежиссером Эмир Кустурица. Это небольшое место, которое находится на холме. В этот уик-энд был просто фестиваль русской музыки, поэтому, помимо двух дней чистого фортепиано и скрипки, нам посчастливилось встретиться с Кустурикой лично, что для нас является эталоном. Затем последовала Македония, Болгария и Греция.

«Они идеальный возраст, чтобы делать то, что мы делаем»

В Греции мы спустились к морю, где мы нашли уединенный пляж, красивый, где мы провели несколько дней полного расслабления, потому что нам нужен был настоящий отпуск между таким перекрестком. Алма и Квинтин, которым уже 7 лет, сладки, любопытны и заинтересованы во всем, что их окружает, поэтому эта поездка для них - бесконечное количество открытий и ежедневных приключений. Они идеальный возраст, чтобы делать то, что мы делаем в семье. Они очень наслаждаются всем, они подружились во всех местах, которые мы посещаем, и они иногда плачут, когда им приходится их покидать; есть много прощаний, но со вкусом налаживания новых дружеских отношений.

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это - мама, это - папа,

Это - бабушка и дед,

Это - прадед. Он родился

Перед вами за сто лет,

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали до нас.

Лампы, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

В отличие от многих мальчиков своего возраста, они выросли без телевидения или неограниченного доступа к технологиям, скорее связанные с природой и художественным миром. Вот почему они любят искусство, посещают музеи и много читают. Конечно, иногда они пропускают свое место.

«Ты должен каждый день искать свою жизнь»

Путешествия мобилизуют, развлекают и питают душу. У жизни путешественника также случается что-то делать каждый день. Утром школа с Квентином и Алмой. Затем подготовьте обед, рыться и посмотреть, что мы придумываем, чтобы поесть в этих странах настолько разными, в которых вы не знаете, говорит ли упаковка «молоко» или «порошкообразное мыло». Имейте солнце, чтобы солнечная панель заряжалась и имела электричество внутри дома. Прочитайте, отредактируйте видео, которые мы делаем, чтобы сделать нашу историю известной.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

Со словом родословная тесно связано слово реликвия. Реликвия - это вещь, которая свято хранится и передается из поколения в поколение.

Если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут им письма, если заботятся о своих родителях - такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни, ствол и веточки поддерживают друг друга.

Короче говоря, вы должны искать жизнь каждый день. Путешествие подобно самой жизни, постоянному подъему и падению. Чувство, что у вас ничего нет, и через некоторое время почувствуете, что у вас есть все. Из Греции мы пересекли границу в Турцию. Мы вошли в небольшую деревню, пересекающую поля с полями пшеницы, с людьми в тракторах и травяной траве. Только добраться до этого места под названием Балаванзич и спросить первого человека, где мы могли бы остановиться: оттуда они не перестали давать нам подарки.

Один предложил нам карту, другой перевел то, что мы хотели сказать с мобильного телефона. И они дали нам фрукты, овощи, сыры, йогурты, хлеб, хохло. Из Турции мы идем в Иран, где мы сейчас. Когда мы закончим нашу визу, мы перейдем в Пакистан, а оттуда в Индию, Непал, Бирму, Таиланд и Малайзию, в Юго-Восточную Азию. Затем мы увидим, где мы можем доставить грузовик на лодку, чтобы отправить домой.

Родословное древо - это условное изображение всего рода в виде дерева. Можно создавать его по-разному:

  • Нисходящее. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки.
  • Восходящее. В восходящем древе за основу также берется человек, но изучаются, наоборот - его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и.т.д. Ветви - линии рода. Листья - известные потомки.

У каждого человека родословная уходит вглубь веков, причём родословное дерево непрерывно расширяется.

«Жизнь в движении - это почти философия для нас»

Помимо меня, Гий дает классы математики близнецам. Это повседневная жизнь, которую мы выбираем. Путешествие питает нас, мобилизует нас, пробуждает чувства, которые засыпают, если мы остаемся неподвижными. Жизнь на ходу - это почти философия для нас. Мы ходим в блоке, открываемся к тому, что происходит с нами, ища решения, когда возникают «проблемы». Всегда окруженный замечательными людьми, который наполняет нас энергией, чтобы продолжать идти. Когда они ходят по миру, Розана и Гиль загружают видео и фотографии в Интернете, в которых они рассказывают и обмениваются опытом.

Родословное древо по-другому можно назвать генеалогическим древом.Эти слова являются синонимами. Генеалогия -это наука о родословной человека.

На Руси считалось правилом знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода, оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Каждый знатный род имел свой родовой герб.

Там вы также можете найти старые главы. Безопасные контакты? 12, который показывает, когда они встречаются с Кустурицей; 13, когда они прибудут в первый турецкий город; и 17-го, где вы можете увидеть воздушные шары в Каппадокии. Определить членов семьи как отца, мать, братьев и сестер, бабушек и дедушек; понять, что разные семьи представляют разные композиции и разные истории, в соответствии с реальностью каждого из них.

Предыдущие знания, полученные преподавателем со студентом

Представьте себе, что такое брат, отец, мать, бабушка и дедушка.

Стратегии и особенности класса

Упражнение 1 - Собрать панель, образующую генеалогическое древо. 1-й момент: учитель может начать этот класс, говоря, что у каждого ребенка есть семья, и по истории каждого из них семьи отличаются или похожи. Затем вы можете дать детям момент рассказать о своей семье и послушать истории друг друга, чтобы поделиться жизненными историями. На этом этапе каждый ребенок рассказывает о том, как организована их семья.

1.2. Что в моем понимании значит семья

Семья -этоодин из основных институтов людей. Иными словами семья это люди, объединённые семейными узами или браком, живущие вместе. Так же семья это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребёнка семья это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.

Вот что в моем понимании значит семья:

  • Семья - это уважение.
  • Семья - это любовь.
  • Семья - это ответственность.
  • Семья - это чистота.
  • Семья - это дети.
  • Семья - это дом.
  • Семья - это забота.
  • Семья - это терпение.
  • Семья - это уют.
  • Семья - это счастье.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жито одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Глава 2. История моей семьи

В своей работе я использовала следующие методы:

1) Опрос родственников.

2) Изучение воспоминаний.

3) Изучение семейного архива (фотографии, письма, вещи и др.)

При построении родословной я выбрала восходящее древо. Составлять его было трудно, но интересно. Родословное древо - теперь предмет гордости нашей семьи.

Вместе с родителями я собирала информацию о своих предках, записывала их фамилии, имена и отчества, узнавала, когда и где они жили, чем занимались. Узнала очень много интересных фактов из жизни моих родственников. Вот что у меня получилось.

2.1. Моя семья.

Меня зовут Михайлова Татьяна Александровна. Мне 7 лет. Я учусь в первом классе МБОУ СОШ № 11 Североуральского городского округа.

Мне нравится учиться. Я люблю математику, чтение, окружающий мир. Очень люблю читать. Каждый вечер мы с мамой читаем интересные книги и обсуждаем прочитанное. Также я люблю собирать пазлы, рисовать, делать аппликации, гравюры. В свободное от школы время я посещаю Клуб бальных танцев, детскую музыкальную студию. Также я учусь в первом классе музыкальной школы на отделении хореографии. Пение и танцы - мои главные увлечения.

Мой папа - Михайлов Александр Викторович. Он родился и вырос в поселке Баяновка Североуральского городского округа. Образование средне - специальное. Закончил Невьянский колледж по специальности механик. Папа - водитель высшей первой категории. Имеет благодарственное письмо от главы Североуральского городского округа за безупречный, добросовестный труд и высокий профессионализм. На данный момент работает водителем-дальнобойщиком, ездит на дальние расстояния. Мой папа - ответственность и сила духа нашей семьи.

Моя мама - Михайлова Ольга Михайловна. Она родилась и выросла в городе Североуральске. Образование высшее. Закончила Санкт - Петербургскую академию экономики и управления по специальности менеджер в государственном и муниципальном управлении. На данный момент мама не работает - занимается домашним хозяйством и моим воспитанием. Мама - большая мастерица. Она хорошо готовит. Так как у нас в семье почти у всех девочек длинные волосы, она умеет красиво заплетать разные косички. Оказывается, длинные косы имели многие женщины нашего рода.

Я счастлива, что у меня есть ТАКАЯ СЕМЬЯ! Я как папа ответственна и сильна духом, как мама ласкова и заботлива, а также непосредственна и добра. Каждый из нас отдельная личность, но каждый дополняет друг друга. Каждый из нас - частичка одного большого целого. И если не было бы хотя бы одного из нас, то не было бы такой крепкой, любящей семьи.(Приложение 1)

2.2. Мои бабушки и дедушки.

Мои дедушка и бабушка (папины родители) - Михайлова Тамара Александровна и Михайлов Виктор Григорьевич. Дедушка - уроженец поселка Баяновка Североуральского городского округа. Работал машинистом башенного крана более 15 лет, имеет награды как лучший крановщик. В молодости занимался спортом, входил в футбольную команду. Бабушка - уроженка поселка Покровск - Уральский Североуральского городского округа. Более 10 лет отработала зам. начальника ГСМ (горюче-смазочных материалов). Ещё успевала вести дома хозяйство и воспитывать детей, очень любила печь вкусные пироги. Вместе с дедушкой любили петь и танцевать, участвовать в разных мероприятиях. (Приложение 2)

Мои дедушка и бабушка (мамины родители) - Брызгалова Валентина Александровна и Брызгалов Михаил Павлович. Они родились и выросли в городе Североуральске. Дедушка около 20 лет отработал проходчиком на шахте. Он был очень отзывчивый человек. Всегда помогал людям, если нужно было что-нибудь сделать. Бабушка уже более 30 лет работает в ООО «Комбинат питания» СУБР. Имеет звание «Ветеран труда» акционерного общества «СУБР», а также «Ветеран труда» Свердловской области. Также занимается садом. Любит выращивать разные цветы, особенно розы. (Приложение 3)

2.3. Мои прабабушки и прадедушки.

Мои прадедушка и прабабушка (по папиной линии) - Михайлов Григорий Васильевич и Михайлова Татьяна Семеновна. Прадедушка - уроженец поселка Баяновка Североуральского городского округа. Всю жизнь проработал водителем. Ему было присвоено звание и медаль «Ветерана труда». Прабабушка родом с Кубани. Вела большое домашнее хозяйство и работала на приусадебном участке. Они участвовали во всех деревенских мероприятиях. Любили петь и танцевать. Очень любили принимать гостей и сами ходили в гости. Вырастили троих детей. (Приложение 4)

Прадедушка и прабабушка (по папиной линии) - о них известно только, что они носили фамилию Ткаченко и были родом из поселка Покровск - Уральский.

Прадедушка и прабабушка (по маминой линии) - Ставила Павел Кузьмич и Брызгалова Лилия Михайловна. Прадедушка - молдаванин по национальности. Всю жизнь проработал в строительной организации стропальщиком. Ему было присвоено звание «Ветеран труда». Прабабушка - уроженка Вятской (Кировской) области. Около 30 лет проработала на котельной станции. Ей было присвоено звание «Ветеран труда». Вела дома большое хозяйство. У них был очень большой сад, в котором росли сливы, яблоки, малина, смородина. Из них прабабушка пекла вкусные пироги.

Прадедушка и прабабушка (по маминой линии) - Гаранский Александр Николаевич и Гаранская Татьяна Кузьминична. Прадедушка по национальности - белорус. Более 35 лет отработал в строительной организации плотником. Ему было присвоено звание «Ветеран труда». Любил рыбачить, ходить на охоту и по грибы. Помогал строить людям дома. Прабабушка - долгожитель нашей семьи, вырастивший не одно поколение. Ей сейчас 82 года. Она уроженка города Орла. Всю жизнь она проработала в Продснабе СУБРа. Имеет звание «Ветерана труда» СУБРа. Трудное детство досталось моей прабабушке. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек во время войны. Но, несмотря на все перенесенные трудности, она не потеряла веру в счастливое будущее. На ее долю выпало немало испытаний, но она осталась доброй и отзывчивой. А какая она хозяйка и чистюля! В доме всегда чисто и пахнет до сих пор (!) свежей выпечкой. Она в молодые годы была мастерица вышивать. В доме все скатерти, наволочки, шторки были вышиты её руками. А ещё она ткала красивые ковры и дорожки, которые сохранились до сих пор. Я ее очень люблю и она мой самый лучший друг. (Приложение 5)

2.4. Наш семейный девиз

Наш семейный девиз:

Никогда, никогда, никогда не сдаваться!!!

Улыбайся - освещая всех улыбками!

Ошибайся - веселее жить с ошибками!

Не пугайся - в жизни всякое случается!

Не сдавайся! Все не сразу получается!!!

2.5. Традиции нашей семьи

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции нашей семьи.

  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр, музей.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дни рождения, юбилеи и другие праздники.
  • Традиция на Пасху красить яйца.
  • Каждое лето ездим вместе в лес, на природу, отдыхаем, купаемся.
  • Каждый Новый Год все вместе украшаем квартиру, ставим елку, катаемся на горке, запускаем салют. И каждый Новый Год папа становится Дедом Морозом!

Одной из особенностей и даже традиций нашей семьи является преемственность имени Татьяна. По линии папы это имя носила моя прабабушка и носит папина родная сестра (моя тетя). По линии мамы это имя носит моя прабабушка, мамина двоюродная сестра (моя тетя) и я. Собственно, меня и назвали в честь моих прабабушек. (Приложение 6)

Также одной из традиций, как я уже говорила, являются длинные волосы у девочек нашей семьи. Я очень горжусь своими длинными волосами и люблю, когда мама заплетает их в разные красивые прически.

2.6. Пословицы о семье

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это семья и близкие люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь. Семья - это семь «Я». Семья - это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица дорогих и близких людей. Они подарили жизнь нашим родителям и, благодаря судьбе, Наши родители смогли встретить друг друга. О семье написаны сказки, рассказы, стихи. Создано много пословиц и поговорок.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен клад, когда в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом вести не бородой трясти.

Дом без хозяйки сиротка.

Заключение

В процессе работы над проектом я ответила на такие вопросы:

  • Что такое «род», «родословная».
  • Кто такие «предки».
  • Что такое «поколение».
  • Что такое «семья».
  • Что такое «генеалогическое древо».

В процессе работы над проектом я опросила своих родителей, бабушек, просмотрела семейные документы и фотографии, составила генеалогическое древо, вместе с родителями подобрала семейный девиз, стихи и пословицы о семье.

Продуктом моей деятельности явилось генеалогическое дерево.

В результате выполнения своей работы мне стало понятно, откуда пошла наша семья, какие предки жили до нас и как они жили. Я узнала много интересных фактов из их жизни. Меня это очень удивило и взволновало.

Вместе с родителями мы записали все воспоминания, которые удалось собрать. Эти воспоминания и родословное древо мы сохраним и передадим следующим поколениям нашей родословной.

Изучив свой собранный материал, я пришла к выводу, что мои предшествующие родственники - это люди трудолюбивые, отзывчивые, готовые прийти на помощь, добрые, умеющие вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием, воспитывать детей, защитники Родины, труженики. И я вправе могу гордиться ими и брать с них пример. Я постараюсь воспитать в себе такие качества.

В заключение хочется сказать: нужно любить, ценить и дорожить друг другом.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Список использованных источников и литературы

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - М.1997.
  2. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.

Другие информационные источники

  1. Воспоминания родственников
  2. Фотографии родственников

Интернет - источники

Василий Сухомлинский

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Большая берёза

Н. М. Артюхова

Мама стояла на кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

Тётя Зина! Тётя Зина! - крикнул он. - Твой Алёшка сошёл с ума!

Зинаида Львовна! - заглянул в другое окно Володя. - Ваш Алёшка залез на большую берёзу!

Ведь он же может сорваться! - плачущим голосом продолжал Глеб. - И разобьётся...

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

Вдребезги! - закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.

Мама выбежала на террасу, пошла к калитке:

Где он?

Да вот, на берёзе!

Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.

Глупые шутки, ребята! - сказала она и пошла к дому.

Да нет же, мы же правду говорим! - закричал Глеб. - Он там, на самом верху! Там, где ветки!

Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу. Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое как этот ровный берёзовый ствол.

С ума сошёл! - повторил Глеб.

Молчи! - сказала мама тихо и очень строго. - Идите оба домой и сидите там.

Она подошла к дереву.

Ну как, Алёша, - сказала она, - хорошо у тебя?

Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.

Здесь хорошо, - сказал он. - Только мне очень жарко, мамочка.

Это ничего, - сказала мама, - посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку... Отдохнул? - спросила она через минуту.

Отдохнул.

Ну тогда спускайся.

Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. В это время на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:

Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.

Не так, - сказала мама. - Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!

Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова. Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.

Передохни, - сказала мама. - Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок... Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее... Так, так, не спеши.

Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.

Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:

Ну-ну! Парашютистом будешь!

А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ножки и крикнула:

Алёшка, обещай мне, что никогда, никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она быстро пошла к дому. На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села в траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней, смущённый и растерянный. Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:

Ну, мамочка, ну, успокойся... Я не буду так высоко! Ну, успокойся!

Он в первый раз видел, как плакала мама.

Ну-ка, взгляни, что за гость у нас! - громко позвал меня папа, когда я ещё копался с сандаликами в коридоре, придя с улицы.

Все добрые люди – одна семья

Василий Сухомлинский

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Горбушка

Борис Алмазов

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все?

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Именинный обед

Василий Сухомлинский

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка.

Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать.

Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Как Соловьиха поит своих деток

Василий Сухомлинский

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Как родился Василько

Василий Сухомлинский

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Кто кого ведет домой

Василий Сухомлинский

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Самые ласковые руки

Василий Сухомлинский

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Седьмая дочь

Василий Сухомлинский

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Сказка о Гусыне

Василий Сухомлинский

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

У каждого свое счастье

Тамара Ломбина

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Юрко – тимуровец

Василий Сухомлинский

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Я больше не буду

Василий Сухомлинский

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.