«Разговор о маме». Н. Саконская


Ученик 1: Н.Саконская «Разговор о маме»

От чистого сердца простыми словами, Мы любим ее и за то, что порою, За то, что всегда без утайки и прямо
Давайте друзья потолкуем о маме. Становятся строже в морщинках глаза. Мы можем открыть ей сердце свое
Мы любим ее, как надежного друга, Но стоит с повинной прийти головою, И просто за то, что она наша мама,
За то, что у нас с нею все сообща, Исчезнут морщинки, умчится гроза. Мы крепко и нежно любим ее.
За то, что когда нам приходится туго

На помощь к нам мама приходит всегда.

Ученик 2: Стихотворение «Много мам на свете…»

Много мам на белом свете. Мама долго хлопотала: Пусть поспит она немного -

Всей душой их любят дети. Все дела, дела, дела... Я ей песенку спою.

Только мама есть одна, Мама за день так устала. К маме стану я поближе -

Всех дороже мне она. На диване прилегла. Очень я ее люблю!

Кто она? Отвечу я: Я её не буду трогать Жалко только что не слышит

Это мамочка моя! Только возле постою. Мама песенку мою.

Ученик 3: Стихотворение Марии Родиной «Мамины руки»

Говорят у мамы Я гляжу внимательно.

Руки не простые, Подношу поближе.

Говорят у мамы Трогаю и глажу -

Руки золотые! Золота не вижу.

Почему же люди, Спорить я не буду.

Наши заводские, Им видней -

Говорят - у мамы Ведь они работают

Руки золотые? С мамою моей.

Ученик 4:

Маму любят все на свете, Мама - лучший друг!

Любят мам не только дети, любят все вокруг!

Если что-нибудь случится, если вдруг беда -

Мамочка придет на помощь, выручит всегда!

Мамы много сил, здоровья отдают всем нам.

Значит, правда - нет на свете лучше наших мам.

Ученик 6:

Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник бабушек и мам.
Это самый добрый праздник
Осенью приходит к нам.

Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых лучших слов

Что для птиц скажите надо? -

Солнце, небо, зелень сада.

А для моря? - Берега.

А для лыж? - Для лыж – снега.

Ну, а нам, мы скажем прямо:

Чтобы с нами была мама!

Ученик 7:

Люблю тебя, мама. За что? Я не знаю.
Наверно за то, Что дышу и мечтаю. И радуюсь солнцу, И светлому дню -
За это тебя я, Родная, люблю. За небо, за ветер, За воздух вокруг... Люблю тебя, мама. Ты - лучший мой друг.

Ведущий: Танюша под вечер с прогулки пришла и куклу спросила:

Дочка: Как, дочка, дела?
Опять залезала под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда!

Иди-ка обедать, вертушка. (Девочка берет куклу и сажает за стол.)

Ведущий: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила:

Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
"Обедать!"- кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: "Сейчас, да сейчас!"
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка! (Дочка садится за стол.)

Ведущий: Тут бабушка, Мамина мама, пришла и маму спросила:

Бабушка: Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки.
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка! (Мама и бабушка садятся за стол.)

Ведущий: Три мамы в столовой сидят, три мамы на дочек глядят.Что с дочками делать упрямыми?

Все (хором): Ох, как непросто быть мамами!

Ученик 8: А. Барто «Мама»

Было утро в тихом доме, Я писала на ладони имя мамино. Не в тетрадке, на листке, Не на стенке каменной, Я писала на руке имя мамино. Было утром тихо в доме, Стало шумно среди дня -Что ты спрятала в ладони?- Стали спрашивать меня. Я ладонь разжала – счастье я держала

Ученик 9 – ученики (хором):

Солнца ярче для меня - мама!
Мир и счастье для меня - мама!
Шум ветвей, цветы полей - мама!
Зов летящих журавлей - мама!
В роднике чиста вода - мама!
В небе яркая звезда - мама!
Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам.
Мы за все, за все родные
Говорим - Спасибо Вам!

Ученик 10:


Сколько мук ей было с нами?
И наград не надо ей.
Об одном мечтают мамы -
О любви своих детей.

Я люблю тебя родная,
Живи долго, бед не зная,
Легко, радостно светло,
Мне с тобою повезло.

Ученик 11:

Девчонки и мальчишки!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.

За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки!
За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.

Ученик 12 : Стихотворение «Не обижайте матерей»

Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот вы не спешите, не спешите И ей, стоящей у ворот, как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, в тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, и с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, и нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей и слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.

Ученик 13:


Мы подарок маме

Покупать не станем -

Приготовим сами.

Своими руками.

Можно вышить ей платок.

Можно вырастить цветок.

Можно дом нарисовать.

Речку голубую...

А ещё расцеловать

Маму дорогую!

Ученик 14:

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова,
Знайте – дети ранят всех больней!
Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать уйдет и боли не унять...
Заклинаю: берегите маму!
Дети Мира, берегите Мать!

Елена Мачехина

Конспект занятия на тему : » .

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворение о маме . Рассматривание иллюстраций, фотографий, где изображены мама с ребенком; семья.

Цель : дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому : указать на необходимость помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.) .

Задачи :

1. Уметь поддерживать беседу ; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме

2. Воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественную литературу.

3. Воспитывать желание помогать маме , взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход занятия:

Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама» . Во многих странах отмечается «День матери» . Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми) .

Послушайте загадку :

Кто вас детки крепко любит?

Кто вас детки приголубит?

Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас?

Все она родная (мама дорогая)

Мама - это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лет; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, чуткое сердце. Дети расскажите о своей мамочке

Какие чувства вы испытывайте к маме ? Какая у каждого из вас мама?

Какие слова вы говорите маме ?

Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.

Стихотворение о маме :

1. Мама : мама; мамочка солнышко мое,

Как с тобой радостно, как с тобой тепло!

Без тебя в душе моей не цветут цветы?

Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

2. Мне мама приносит игрушки, конфеты.

Но маму люблю я совсем не за это.

Веселые песни она напевает,

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открою свои все секреты.

Но маму люблю я не только за это.

Люблю свою маму, скажу я вам прямо,

Ну просто за то, что она моя мама.

Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»

Руки золотые - как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.) . Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каких-то учреждениях, но они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает , устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме , когда сын или дочь интересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах . А как вы помогаете маме (выслушиваю детей) .

Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.

Динамическая пауза :

Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки,

поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)

Заботиться и помогать маме поводов очень много . В стихотворении Е. Благининой «Мама спит она устала, но и я играть не стала.

Ребята, случалась ли кому-нибудь заботиться о маме так , как рассказано в стихотворении?

Игра : «Подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)

В заключении спрашиваю, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.

Тема: «Разговор о маме». Н. Саконская

Задачи: Способствовать формированию осознанного, правильного, выразительного чтения. Коррегировать развитие мыслительных операций. Развивать связную речь, зрительную память. Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник чтения, иллюстрации к стихотворению, мяч.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Речевая разминка:

    артикуляционная гимнастика: «Лошадки», «Часики», «Чашка»;

    фонетическая зарядка: гласные а – а – а – а – а;

    скороговорка: Мама Милу мылом мыла (чтение – произношение – краткая беседа о смысле скороговорки).

Проверка домашнего задания стр. 105 , чтение русской сказки « Снегурочка».

Физкультминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

II .Основная часть.

1.Сообщение темы урока.

Сегодня мы прочитаем стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме».

Но прежде познакомимся с трудными словами, которые встретятся в стихотворении.

а) словарная работа – на доске: (чтение – ударение – произношение – отличие)

    по-тол-ку-ем – поговорим

    туго – плохо

    с по-вин-ной го-ло-вой – виновато, прося прощение

    без у-тай-ки – откровенно, без секретов и тайн

б) чтение стихотворения учителем «Разговор о маме» (под музыку)

в) получение ответа на вопрос после чтения учителя: - Почему автор назвала стихотворение «Разговор о маме»? (- Потому что автор разговаривает с нами о маме…)

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

г) самостоятельное чтение стихотворения обучающимся, стр.161.

д) анализ стихотворения, работа по вопросам:

- «Мама – самый лучший друг». Как эта мысль выражена в стихотворении, прочитай эти строчки. (…)

Прочитай строчки, в которых говорится о строгости и доброте мамы. (…)

Как ты понимаешь выражение: с повинной головой? (…)

Как понимаешь строчки «За то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое…» (… можем ей рассказать свои секреты, …)

е) А какая твоя мама? Давай поиграем в игру и узнаем…

Игра: «Поймай мяч!» (Учитель бросает мяч с вопросом «Твоя мама какая?» - Ребёнок отвечает «Моя мама добрая, красивая, нежная, умная, хорошая и т.д.)

Молодец! Твоя мама хорошая и ты, конечно, очень её любишь. Скажи, а что это - «любовь к маме»? (Рассуждение обучающегося: это когда маме говоришь спасибо; говоришь комплименты; обнимаешь и целуешь ее…)

А это только ли красивые слова и слова благодарности? Скажи, как по-настоящему можно выразить свою любовь, чтобы мама действительно поверила в то, что сын/дочь ее любит? (Рассуждение обучающегося: мама готовит, кормит, стирает, убирает – говорить спасибо; помогать ей …)

Конечно нужно помогать, делать то, что мы можем. А чем мы можем помочь маме?

ё) работа с сюжетными иллюстрациями

(Рассуждение ребёнка: помогать с младшими братьями/сестрами, поливать цветы, мыть посуду, помогать стирать, готовить…);

И конечно делать маме только приятные сюрпризы (Рассуждение: подарить цветы (можно нарвать луговые цветы), подарить подарки);

…..подарить поделки, не забывать поздравить с днем рождения, с другими праздниками и радовать маму своими оценками.

III .Обобщение и подведение итогов урока.

О ком мы сегодня говорили? (…)

Стихотворение тебе понравилось? (…)

Молодец! Ты сегодня на уроке хорошо поработал и сможешь обрадовать свою маму оценкой.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, стр. 161.

IV. Рефлексия.

Общеобразовательная школа I-III ступеней № 18 города Тореза

План урока по чтению и развитию речи 4 класс

на тему: « Разговор о маме » Н. Саконская.

Бурдейная Алевтина Петровна

учитель дефектолог