Сценарий праздника масленицы в школе. Сценарий праздника «Встреча Масленицы. Конкурсы на Масленицу в школе

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

татьяна бурова

[b]Сценарий тематической встречи «Масленица »

Воспитатель МБДОУ д/с № 25

Бурова Т. А.

Старшая дошкольная группа

Зал украшен в народном стиле.

Приглашенные гости сидят в зале.

Ход :Ведущий .: Добрый день уважаемые гости! На дворе широкая Масленица .

Все в гости идут и к себе гостей ждут!

Входят дети в русских народных костюмах с угощениями.

Поют : К нам гости пришли, дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Здороваются, кланяются, ставят угощение на столы.

Ребенок : Мы вас в гости пригласили,

Будем мы вас угощать.

Но вначале про обычай

Мы хотим вам рассказать.

Ребенок : Будем петь да играть,

Старину вспоминать!

Масленицу прославлять !

Все : Можно!

Ребенок : Разговор мы сегодня поведем о Масленице .

Вопрос гостям : Масленицу широкой называют , расскажите почему (ответы гостей)

Ведущий. (обобщает) : Масленица - это время , когда прощаются с зимой и встречают весну . С древних времен идет по Руси эта традиция устраивать масляную неделю . То есть праздник продолжался и не день и не два, а целую неделю – широкий праздник и праздновал его весь народ с широким размахом. И мы с вами вспомним, что по обычаям наших предков происходит на этой неделе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МАСЛЕНИЦА »

Слайд 1 (картина солнца)

Ребенок : Масленица начинается в ПОНЕДЕЛЬНИК, который называется ВСТРЕЧА . (вопрос гостям) : Кого в этот день встречали (ответы)

В этот день встречают Масленицу и не просто встречают , а зазывают разными закличками. Вы знаете такие заклички? Помогите нам Масленицу позвать ! Мы начнем, а вы продолжайте (гостям дают тексты закличек) .

ЗАКЛИЧКИ

Слайд 2 (кукла Масленица )

Ведущий : Здорово вы закликали, Масленица к нам и пожаловала . Да, в этот день одни наряжают куклу-чучело. Другие строят снежные горы, на которых затем катают Масленицу . Мамы и бабушки блины пекут и все угощаются, встречают Масленицу веселой песней .

Песня «Эй, Масленица »

Ребенок : Второй день Масленицы - ВТОРНИК – ЗАИГРЫШИ.

Слайд 3 (картина народных гуляний)

Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют частушки.

Гости дорогие, а вы знаете частушки про масленицу ?

Помогите нам Масленицу позабавить (дают текст частушки)

Выходят дети-скоморохи :

Мы начнем, а вы продолжите.

ЧАСТУШКИ

Ведущий. (обобщает) : Здорово у нас получилось! Думаю, Масленице понравилось !

Ребенок : А СРЕДА – ЛАКОМКА.

Слайд 4 (картины выпечки блинов)

Ведущий : В этот день зятья – папы – приходят на блины к тёщам – маминым мамам.

7 ребенок : Бабушки так старались, что на песню даже сил не оставалось. Внуки так любят своих бабушек и с удовольствием им помогают. А с песней всегда веселей!

Мы попросим всех вас встать,

Нам подпеть и поплясать!

Мы куплет, а вы припев, согласны? Попробуем повторить припев с движениями (все встают, повторяют слова с движениями)

Песня «Блины»

Ведущий : (обобщает) : Какой замечательный хор получился! Наши гости с этой песней познакомят своих близких и друзей.

Слайд 5 (картина народных игр и гуляний)

Ребенок : А ЧЕТВЕРГ – РАЗГУЛ.

Это самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются с гор, песни поют, начинают колядовать (ходили по дворам пели колядки-песни с пожеланиями здоровья, богатства, хорошего урожая; собирали угощения).

Ведущий : Вы послушайте колядочки внимательно,

Пригодятся они вам обязательно!

Дети поют Колядки (гости их угощают) .

Ребенок : Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. Устраивают катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, разные игры затевают. (Вопрос к гостям) : А вы знаете игру, которая, как блины, как хоровод. На солнце похожая. Такая же круглая, веселая и жаркая? (ответы)

Ведущий : (обобщает) : Правильно, «Карусель» .

ИГРА «КАРУСЕЛЬ» .

Ребенок : ПЯТНИЦА называется – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ.

Ведущий : Теперь уж зять тёщу, то есть папы маминых мам к себе приглашают, блинами угощают.

Вопрос гостям : А вы что готовите на Масленицу , гости дорогие? (ответы гостей)

Ведущий : Дети, расскажите, почему блинам отдавали главное место? (ответы детей)

Ведущий (обобщает) : Вы правильно говорите : с Масленицей зиму провожали , а весну встречали . А весна – это солнце. Блины ассоциировались с солнцем.

И блины каждый день пекли разные.

Слайд 7 (о блинах)

Ребенок : СУББОТА – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

Слайд 8 (картина «Хоровод» )

Ведущий : Невестки, наши мамы дарят золовкам (папиным сёстрам) подарки. А если сестер нет, то другим родственникам и гостям. (Вопрос к гостям) : А как вы считаете, какой подарок будет приятно подарить гостям?

Ведущий (обобщает) : Вы правильно говорите : хорошим подарком будет песня или танец, и мы приглашаем всех в наш веселый хоровод, который так и называется «Как зима с весною повстречались » .

Хоровод «Как зима с весною повстречались » .

Дети приглашают гостей в хоровод.

Ведущий : Почему именно хороводы водили на масляной неделе (ответы детей т. к хоровод это круг, а круг похож на солнце)

Ведущий : (обобщает) : Правильно, хоровод так же, как и блины, круглой формы и похож на солнце. Замечательный хоровод у нас получился круглый и горячий от наших горячих сердец и рукопожатий.

Ребенок : Последний день Масленицы – ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, или ПРОВОДЫ.

Слайд 9 (картина сожжения чучела0

Ребенок : Заканчивается гуляние, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. В этот день окончательно прощаются с зимой, сжигают чучело Масленицы . Прощения просят, милосердные дела творят.

Ведущий (обобщает) : Как тепло да весело стало нашей Масленице ! А у Масленицы для вас подарок есть – вкусные да румяные блины.

Матушка Масленица подарила праздник нам

Потчует блиночками сыновей и дочек

Привела с собой весну – теперь веснушки на носу

Веселись, гуляй, народ, чтоб жить сытно целый год!

Ведущий : А мы прощаемся с гостями. И хотели бы узнать : полезно было вам узнать о Масленице то , что мы рассказали и показали? (ответы гостей) .

Публикации по теме:

Конспект тематической встречи «Моя мама - медсестра» «Моя мама – медсестра» Цель: расширять представления детей о профессии медсестры, формировать представления о деятельности каждой из мам,.

Конспект тематической встречи «Моя мама - библиотекарь» «Моя мама – библиотекарь» Цель: расширять представления детей о профессии библиотекаря, формировать представления о деятельности каждой.

Сценарий праздника «Рождественские встречи» Рождественские встречи. Дети входят в зал под народную мелодию, останавливаются в кругу. Ведущий: Рождество в белоснежной метели И в малиновом.

Сценарий праздника для подготовительной группы «Осенние встречи» «Осенние встречи». Программные задачи: 1. Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздников. 2. Развивать артистические.

Масленица в школе

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения : школа, пришкольный участок.

Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Ведущий 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Учитель:

Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того какого числа празднуется Пасха. В этом году мы отмечаем Пасху 5 мая, а Масленицу начинаем отмечать с 11 марта.

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

Понедельник-«Встреча»

Вторник-«Заигрыш»

Среда-«Лакомка»

Четверг-«Разгуляй четверток»

Пятница-«Тёщины вечера»

Суббота-«Золовкины посиделки»

Воскресенье-«Прощёный день»

Ведущий 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

Учитель

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции вас встречают веселые скоморохи и красные девицы. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

II. Вторник-«Зайгрыш»

(Эта станция на улице, на пришкольном участке; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

Скоморох 1:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 2:

«Две команды у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Эстафета 1«Обруч»:

По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета 2 «Сани»:

Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 3:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4 «Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох:

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Судья объясняет правила игры.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

IV . Четверг«Разгуляй четверток»

(Проводится в здании школы).

Скоморох:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Тёща:

Зять соглашается.

Зять : «Буду»

Скоморох:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Скоморох:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

Скоморох:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице.Все становятся вокруг чучела).

Учитель «В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

Выбегают скоморохи, поджигают чучело.

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Проведение игр (Правила проведения игр прилагаются)

Учитель

«Вот и кончилось маслица,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

1. Две команды так старались.

Мы ими просто любовались.

И за обе мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

2. Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

3. Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

4. Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Учитель:

«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».

Ведущий 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.

История возникновения Масленицы

Это рассказ об истории возникновения народного праздника Масленица. Полезная информация для школьников.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Широкая Масленица,

Мы тобой хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это - «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данный год будет праздноваться Пасха (отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния). На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Однако Масленица берет начало еще в языческих традициях наших далеких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы - праздник, посвященный рождающемуся Солнцу. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.

Вообще настоящий народный праздник в разных странах - это праздник зимний, или ранневесенний, или позднеосенний, потому что в середине года не до плясок: надо растить и собирать урожай. По Далю, Масленица - Масляница, Масленика, Масляная, Масленая неделя, сырная неделя до Великого поста. «Праздновать масляну, пировать, гулять».

В христианской религии масляная или мясопустная неделя - на которой верующим уже запрещается есть мясо, но еще разрешается во все дни - рыба, яйца и молочные продукты. Это последняя неделя перед строгим временем Великого поста, поэтому народ стремится в течение нее налакомиться, нагуляться и навеселиться впрок.

Наши предки Масленицу отмечали повсеместно с маскарадными шествиями, катаниями с ледяных горок, на санях и каруселях, походами в гости, балаганами, ритуальными кострами, величанием молодоженов, играми и боями. По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста.

Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.

В 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр I в присутствии иностранных послов открыл праздник красивым зрелищем. Сам в парадном мундире ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Далее на санях двигались другие корабли. Палили пушки. Так отмечали Масленицу при Петре I.

Название дней масленичной недели. Масленичная неделя

Дни Масленицы. Названия

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Сценарий поможет классному руководителю или воспитателю организовать и провести воспитательное мероприятие в классе или школе. Этот традиционный народный праздник широко празднуется в славянском мире. Но, возможно, не все дети, да и их родители знают его историю и традиции. Наша задача приобщить наших детей к исторической культуре, познакомить их с народными обычаями и традициями.

Участники праздника: учащиеся 4-6 классов и их родители.

Место проведения: спортивный зал школы и школьный двор.

Подготовительный этап: Украсить спортивный зал сухими ветками деревьев, припорошенными «снегом». В украшении можно использовать новогодние елки, если они сохранятся. На центральной стене рушниками украсить стенд для солнца, которое позже будет здесь размещено. На стенах между деревьев развесить художественные плакаты со стихами о Масленице, нарисованные учащимися. Плакаты могут содержать как зимние, так и весенние пейзажи. Ведь Масленица - это время встречи зимы с весной. В качестве украшений развесьте гирлянды, шарики.

Подготовить костюмы Зимы и Весны. Для Зимы подойдет костюм Снегурочки, а для весны подберите народный костюм в виде расшитой блузы и красного расшитого сарафана. На голову сплетите веночек с искусственных цветов. Нарисуйте большое, улыбающееся солнце. Заранее изготовьте и нарядите чучело зимы. Организуйте место для костра и заготовьте немного дров.

Для проведения конкурсов и игр заранее подготовьте необходимые аксессуары. Мамам учеников предложите испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие.

Звучат веселые народные мелодии В за ле собрались все участники праздника, кроме Зимы и Весны.

Учащаяся 1: Весна в окно стучится
И песенки поет.
У нас в улыбках лица!
Ведь праздник к нам идет.

Учащаяся 2: Мы праздник этот любим.
Всех с Масленицей вас!
Мечтали как о чуде
О ней мы много раз!

Ведущая: И действительно, ребята, Масленица - это чудесный и веселый праздник. И празднуется он с древних времен, когда люди поклонялись Солнцу - Богу Света и Тепла. Задабривали его горячими и круглыми блинами, похожими на солнце. С тех пор эта традиция, печь на Масленицу блины, дошла до наших дней. И мы сегодня позовем наше Солнышко, чтобы оно подарило нам свой свет и тепло и ускорило приход весны.

Учащаяся 1: Свет и Сила,
Бог Ярило!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Даруй, Бог Света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

В зал входят два ученика и вносят улыбающееся солнышко. Они проносят его через весь зал и вешают на стенд, украшенный рушниками.

Ведущая: Вот и солнышко появилось, оно напомнило нам о весне. Но мы не можем с вами звать весну, ведь у нас за окном еще зима. И сегодня мы должны ее проводить, а весну встретить. Для этого и устраивает народ праздник с песнями да плясками, играми и гуляньями. К празднику заранее готовятся, убирают в домах, запасаются молочными продуктами, потому что праздник устраивается перед Великим Постом и мясо уже есть нельзя, а молочные продукты еще можно. Молодежь заливает горки, готовит санки и ледянки. Затем народ гуляет целыми семьями всю неделю.

Учащаяся 2: Семейный праздник дорог нам,
Ведь с ним весна придет.
И это все так здорово,
Нас Масленица ждет!

И мы с вами тоже готовились к празднику, так давайте встречать Масленицу.

В зал входит Масленица в костюме Зимы и вносит чучело.

Учащаяся 1: Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая во двор въезжает!
А мы, люди, её встречаем.
А мы, добрые, её встречаем!
Ой, Масленица, погости недельку.
Широкая, погости недельку...

Чучело устанавливается в центре зала, и ребята начинают водить вокруг него хороводы и петь песни о Масленице.

Ведущая: Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!
Ребята, а сколько дней празднуется Масленица и как они называются?

Выходят семь учащихся:

1 ученик:
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 ученик:
Вторник - «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 ученик:
Среда - лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!

4 ученик:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 ученик:
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 ученик:
А суббота - день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 ученик:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущая: Вот и узнали мы с вами как называются дни масленичной недели, и чем в эти дни занимаются. А коль наш праздник длится один день, значит, мы сегодня будем петь, играть и блины кушать. И я приглашаю вас принять участие в веселых играх.

Начнем мы с «Петушиного боя». В круг приглашаются два мальчика. Каждый становится на правую ногу, а левую держит левой рукой. Правая рука заведена за спину. Прыгая на одной ноге, каждый старается вытолкнуть соперника за пределы круга. Игра повторяется несколько раз, чтобы задействовать больше ребят. Победителям вручаются призы.

Вторая игра перетягивание каната. Две команды становятся перед чертой друг за другом, держась за канат. По команде начинают тянуть канат, стараясь перетянуть другую команду на свою сторону.

Следующая игра «Блин». Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

А теперь конкурс загадок:

Взглянешь — заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце)

Что без огня горит?
(Солнце)

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце)

Один костер весь свет согревает.
(Солнце)

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце)

Ведущая: Что - то мы ребята заигрались. Пора нам уже весну звать. Давайте споем песенку про Весну, может она нас услышит. Исполняется весенняя песня. Не слышит нас весна. Может кто-нибудь стихотворение о весне знает? Девочка рассказывает стихотворение и из коридора слышен голос Весны:

Выходит Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем!

Давайте ребята возьмем на столе у выхода листы бумаги и напишем на них слова прощания со всем плохим, что было с нами: плохие отметки, плохое поведение, болезни, неудачи и т.д. Затем оденемся и выйдем к нашему костру.

Ребята подходят к горящему костру становятся вокруг него, подходят Зима и Весна и несут чучело. Бросают его в костер.

Зима: Не держите на сердце обиды,
Слезы больше никто пусть не видит,
Попросите вы сами прощенье,
Улыбнитесь улыбкой весенней!
Масленичный костер зажигаю,
Хоровод у костра объявляю!
Все плохое ушедшего года
Вместе с чучелом этим сжигаю!

Весна: А теперь, ребята, бросайте свои записки.

В дым пусть превратятся
Да исчезнут в выси,
Наши грешные дела
И дурные мысли.
Масленица — ясный свет,
Принесла весны привет.
Масленицу провожаем,
И весну-красну встречаем,
Пой дружнее, хоровод,
Веселись, честной народ!

Все становятся в круг и водят вокруг костра хоровод, поют весенние хороводные песни.

Когда сгорит костер, ребята бегут обратно в зал. Там звучит веселая народная музыка, накрыты столы с блинами и пирогами. Начинается веселое чаепитие.

Варианты мероприятий на Масленицу в классе. Тематический урок, делаем масленичную куклу, праздничные гулянья, лекции и экскурсии об истории праздника.

Ма́сленица - восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Это один из самых веселых праздников в году, знаменующий проводы зимы и встречу весны. Главные атрибуты праздника: гулянья, блины, сжигание чучела Масленицы.

Какие мероприятия провести на Масленицу в классе? Вариантов много, выбор зависит от того, сколько усилий вы готовы потратить на то, чтобы подарить детям праздник. Перечислим несколько примеров организации Масленицы. Можно выбрать только один вариант, или совместить несколько мероприятий.

  • пригласите аниматоров, обговорите, какие конкурсы будут проводиться;
  • закажите чучело (не обязательно его сжигать, можно оставить в классе до следующего года);
  • подумайте, как организовать музыкальное сопровождение на улице и микрофоны для ведущих;
  • попросите детей принести какой-то атрибут праздника для одежды: красный кушак для мальчиков, платок для девочек, вязанку баранок на шею.
  1. Посмотрите предложения компаний города по организации масленицы: тематические поездки в другие города, комплексные предложения для классов по проведению праздника.
  2. Сходите на тематическую экскурсию в музей.

Например,в Нижегородский государственный художественный музей, раньше он предлагал для школьников интерактивную программу об особенностях встречи весны в странах Европы и России. Актуальные программы можно посмотреть на сайте музея или уточнить по телефону, есть ли возможность экскурсии на интересующую тему. http://artmuseumnn.ru/

  1. Узнайте в детской библиотеке вашего района о возможности проведения тематической лекции.

Например, Нижегородская государственная областная детская библиотека организует лекции и интерактивные уроки на разные темы. Можно прийти классом в библиотеку, а можно пригласить в школу. http://нгодб.рф/?cat=48 . Подробности и заявки по телефону 8314379149
Татьяна Николаевна Петрук, зам. директора НГОДБ.

Музей проводит фольклорно – этнографическая встречи с игровой программой, посвященные народным праздникам и мастер-классы по разным видам народного искусства.

  • «Изготовление русской традиционной тряпичной куклы».
  • «Изготовление игрушки из мочала».
  • «Художественная лепка (изготовление свистульки, изразца, колокольчика) ».
  • «Валяние валенка» (изготовление сувенирного валенка).
  • «Роспись матрешки».
  • «Роспись пасхальных яиц – «писанок».
  • «Городецкая роспись».

Организация праздника Масленицы в классе зависит от ваших временных и финансовых возможностей. В любом случае, дети не только получат положительные эмоции, но и узнают о традициях страны, в которой они живут.