Рождество Христово — когда и как празднуют, история, традиции. Рождество Христово: как празднуют православные

7 января православные отмечают праздник Рождества Христова. Это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи.

Название его говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

По христианским убеждениям, Иисус был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. День его рождения поделил историю на «до» и «после»: с этого момента началось современное летоисчисление – «наша эра».

Евангельская история рождения Иисуса Христа ^

В маленьком городке Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в семье благочестивых родителей появилась на свет Дева Мария. С трех лет воспитывалась она в храме. Выйдя из храма в возрасте 14 лет, она дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу. Священники перепоручили ее 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу из Назарета, который имел взрослых детей, а Марии стал вместо отца.

Вскоре в дом Иосифа, где жила Мария, явился архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

В стране Иудее тогда правил царь Ирод, подвластный Риму. По указу римского императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились из Назарета на родину родителей, в Вифлеем.

Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пешере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Ночью Дева Мария родила младенца - Сына Божьего. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Первыми о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В поле, где пасли они свои стада, в ярком свете явился ангел. Он сказал испуганным пастухам: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает», или «Спаситель»

Как праздновать Рождество ^

Все с нетерпением целый год ждут день навечерия Рождества Христова, называемый сочельником, который заканчивается святой ночью (24 декабря/6 января). По традиции именно в сочельник после первой звезды на небосклоне (в память о чудесной Вифлеемской звезде, возвестившей весь мир о рождении «божественного дитяти») заканчивается строгий Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января.

Поскольку последний день перед постом припадает на день памяти святого апостола Филиппа, то сам пост принято называть Филипповкой (Пилиповкой). Рождественский пост установлен для того, чтобы к Рождеству люди физически и духовно очистились покаянием, молитвами и воздержанием от еды, страстей, пороков, обид, зла и других грехов.

Вообще праздники рождественского цикла начинаются 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января).

Накануне Рождества Христова 6 января принято садиться за щедрый, но постный стол. Одна из главных традиций празднования Рождества – Святой Вечер. После наведения порядков в доме готовят двенадцать праздничных блюд в честь двенадцати апостолов.

Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

  • Завтракать и обедать 6 января не принято, легкий перекус позволен только детям.
  • Садиться за рождественский стол необходимо с появлением первой звезды. Святой Вечер начинается молитвой и зажжением рождественской свечи. В компании всей семьи, в том числе и младенцев, хозяин дома благословляет ужин.
  • По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать.
  • Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.
  • Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.
  • Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым.
  • Нельзя убирать со стола до самого наступления Рождества 7 января.

  • Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме.
  • После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе.
  • Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье.
  • Утром 7 января люди радостно здороваются фразой «Христос родился!», а в ответ слышат – «Славим его!».

Чего нельзя делать на Рождество

  • Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить.
  • Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада.
  • Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».
  • Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет.
  • Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.
  • Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.
  • В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук.

  • Не стригут волосы и не прядут шерсть.
  • Не стирают и не кипятят белье.
  • Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.
  • За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.
  • Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».
  • Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников.
  • Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.
  • Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод.

  • Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.
  • В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.
  • Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.
  • Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
  • 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Рождественские традиции и приметы ^

Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Колядование

С 25 декабря целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Звезда величиной в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась и освещалась изнутри свечой. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа.

Придя под окна дома, они пели сначала тропарь и кондак празднику, а потом виноградье; между тем звезда беспрестанно вращалась по кругу — Пропев виноградье, хозяина и хозяйку поздравляли с праздником, наконец, восклицали на славу Божию, тем самым прося себе подачи. Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег.

Ряженые

По домам ходили ряженые. Устраивались гадания и другие забавы. Рядились все - молодые и старые, мужчины и женщины. Наряжались солдатом, мужиком, цыганкой, барыней, кучером и т.п.

  • Замужние и нестарые женщины ходили ряжеными в другие деревни, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.
  • Чтобы не быть узнанными, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски.
  • Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем.
  • По вечерам с гармонью и балалайкой ряженые ходили в гости к знакомым и родственникам, пели, плясали, величали хозяев.

Колядки

«Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и т.д.

  • Самую большую «колядку» уносили в хлев и оставляли там до Крещения.
  • На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом.
  • Коми-пермяки хлебные «козульки» хранили до Крещения в божнице, а затем также скармливали животным, которых та или иная «козулька» изображала.
  • Остальными «колядками» награждались ряженые и колядовщики, приходящие в дом, за их песни.

Приметы

Существует очень много рождественских примет:

  • Если на Рождество хорошая погода, снег - к урожайному году; день теплый - хлеб будет темный, густой.
  • Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным.
  • На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.
  • Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
  • На Рождество, считалось, нехорошо, если первой войдет в дом женщина (из чужих) - весь год будут хворать бабы в той хате.
  • На Рождество обычно надевают красивую, чистую рубаху, но не новую, а то не жди урожая.
  • Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

Когда празднуют католическое Рождество

Празднование Рождества Христова у православных происходит после католиков из-за различий в календарях: старом – юлианском и новом – григорианском. Принято считать, что григорианский календарь точнее отражает движение Земли вокруг Солнца, потому более соответствует смене времен года и сезонной смене температур.

  • Календарные реформы, впрочем, как и сами календари, изначально воспринимались людьми в религиозном контексте. Обсуждение «нового стиля» происходило в 1563 году в реформационной Западной Церкви в Тридентском соборе.
  • Использование нового календаря было предписано папой Григорием XIII в 1582 году, именно с этим человеком связано и название самого календаря – григорианский. Папа Григорий XIII сделал предложение поддержать его нововведение всем христианским государям.
  • При коррекции смещения дат в 1582 году прибавилось сразу 10 дней, благодаря чему после 4-го октября сразу же следовало 15-е.

Общество не сразу приняло новый календарь, так как сначала восприняло его как непонятную папскую задумку. Только в XVIII столетии григорианский календарь был принят протестантскими странами. Православные же приняли новый календарь на рубеже XIX-XX веков и многим такой переход на «католическое» летоисчисление казался практически вероотступничеством.

Сегодня григорианский календарь воспринимается нами как обычный общепринятый календарь. В нашей стране новый стиль ввела Советская власть, однако Русская Православная церковь, оставаясь в старом календаре, сознательно не пожелала подчиниться законам нехристианского в те времена государства.

Поэтому так исторически и сложилось, что государственные праздники, такие как 23 февраля, 8 марта или 1 мая, мы празднуем по новому календарю, а религиозные праздники, также как и посты, соблюдаем согласно старому летоисчислению.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Рождество Христово или То, чего мы еще не знаем о празднике Рождества

Говорят, перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола небесная благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья...

Новый год и Рождество - два светлых семейных праздника, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения , когда желают друг другу добра. Различные христианские религиозные конфессии отмечают христианское Рождество в середине зимы с 25 декабря (у католиков) по 7 января (у православных). Рождество - праздник, который многое значит для людей, он не проходит бесследно ни для одного человека, который хотя бы раз слышал о жизни Иисуса Христа и о его жертве для людей.

Режиссеры с мировым именем снимают фильмы про рождество, художники рисуют картины, которые потом становятся шедеврами мирового искусства, поэты слагают стихи о великом таинстве рождения Спасителя.
Ночь перед рождеством - это самое светлое и самое чистое время, когда каждый человек должен простить всем неблаговидные поступки, очиститься перед людьми, попросив прощения за свои грехи и стать немножко светлее, добрее, приблизившись тем самым к Творцу.

Каждый праздник, светский ли он или религиозный, имеет свою историю.

История праздника или Ночь накануне Рождества...

Наиболее подробно о рождении Иисуса Христа рассказывается в Евангелии от Луки:

"Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице."
(Лука, гл. 2:4-7)

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в "свой" город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по знамению Иисусом.

После рождения Иисуса, ему пришли поклониться пастухи, которые получили светлое известие от ангела. По евангелию от Матфея, на небе в то время загорелась чудесная звезда, которая и привела к Иисусу мудрецов (волхвов). В дар Младенцу пастухи преподнесли ладан, золото и смирну. Весть о рождении Мессии разнеслась по всей Иудее.

Узнав о рождении Нового Царя, царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев мужского пола до двух лет. Однако Иисус избежал печальной участи, так как Иосиф был предупрежден ангелом, который велел ему бежать от расправы в Египет, где Святое Семейство жило до самой смерти Ирода.

Загадка рождения Иисуса Христа рождает множество вопросов: где родился Иисус? Когда родился Иисус Христос?

Где и когда родился Иисус Христос?

Насколько бы удивительным ни было это для современного человека, но древние иудеи считали день рождения человека - началом болей и скорби, и поэтому день рождения не отмечался, как праздник. Это стало причиной того, что установить дату рождения Иисуса Христа доподлинно не представляется возможным. Иисус родился в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли на перепись населения. Установить же приблизительную дату рождения Христа возможно только с помощью различных сопутствующих дат, каких-либо событий, правлений императоров или царей.

Исходя из всех исследований, Иисус родился где-то между 7 и 5 годами до нашей эры. Первая дата рождения 25 декабря) указана в летописи Секста Юлия, датированной 221 г. Однако есть и другие предпосылки к установлению настоящей даты рождения Христа. Это период с 12 по 7 год до н.э. В этот период проходила комета Галлея, которая вполне могла быть названа Вифлеемской звездой. В тот же период проводилась единственная перепись населения. Немаловажным фактом является то, что Иисус родился во времена правления царя Ирода, который умер в 4 году до н.э. Значит, Иисус Христос мог родиться только до 4 года до н.э., никак не позже, иначе на момент казни он был бы слишком молодым.

Согласно исследованиям Роберта Д. Майерса, Библия не содержит указание даты рождения Иисуса. Однако есть слова Луки, который говорит, что "на поле были в то время пастухи, которые сторожили свое стадо". Это говорит о том, что Иисус родился либо летом, либо в начале осени, поскольку в декабре в Иудее было достаточно холодно и дождливо. Следовательно, пастухи не выпасали бы стада на полях.

Ранняя христианская традиция совмещала праздник Богоявления (6 января ), Рождества и Крещения Господня, который в последствии стали различными праздниками.

Традиции Рождества

Безусловно, главной традицией Рождества является наряженная ель. Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской елке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево. Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: "Пусть будет ель древом Христа". Именно поэтому Рождество в Германии отмечается высаживанием молоденьких елочек.


Символами Рождества являются также вечнозеленый венок со свечами, колокольчики - символ Небесных Колоколов и изгнание нечистых духов, Рождественские открытки, Рождественские гимны, свечи. Двенадцать дней праздников от Рождества Христового до Крещения принято дарить своим близким подарки, радоваться и петь рождественские песни.

Славянские народы часто гадают на рождество, особенно молодые девушки - на суженого. Загадывают желания и сны, которые, по поверью, обязательно сбудутся. В некоторых селах в ночь перед Рождеством строят "колодцы" из веточек. Верх "колодца" кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку , загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а "колодец" на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

Существует и еще одна традиция. Для того чтобы вещи в доме водились и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи в полок на полки, поменяв из местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра.

Поздравления с Рождеством

Поздравляя друг друга с Рождеством Христовым, помните, что вместе с вашими искренними словами придут в дом благословение и любовь, радость и благоденствие. Помня о Христе, станьте чуточку добрее и чище, чтобы вы смогли поверить в чудо и чтобы Его любовь поселилась в вас!


Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.

Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки
Светится глава...
Наступает день великий
Праздник Рождества!

***
Как тиха эта ночь... как прозрачна она!
Вдохновенно глядят небеса,
И в объятьях глубокого зимнего сна
Ожиданием дышат леса...
В эту тихую ночь беззакатной звездой
В мрачной бездне утраченных лет
Загорелся впервые над грешной землей
Христианства божественный свет
В эту ночь улыбнулся Младенец-Христос
С бесконечною лаской любви
Людям - братьям своим, утомленным от слез,
Утонувшим в грехе и в крови...
В эту ночь легкокрылых небесных гостей
Будто слышится пенье вдали...
И лучистые звезды сияют светлей
Над снегами холодной земли.


Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов...
Цветы там душистее, звезды - крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и тепле
Там дышит морская волна...
В такой-то стране ароматною ночью
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию,
Родился Младенец - Христос.

Ты думаешь, что некому помочь
Тебе, раз сам себе помочь не смог...
Иди, встречай рождественскую ночь -
Ведь в эту ночь родился Сын и Бог!
С той самой ночи чудо началось
Алмазом дивным из камней горсти:
Родился у Марии сын Христос
От Бога - чтоб других людей спасти!
Затем: не только тело забавляй
Едой, питьем - венком земных утех,
А Небо, душу, Бога прославляй -
Они несут тепло и свет для всех!
Пусть ждет тебя с рождения до Бога
Красивая и гладкая дорога!

Поздравляем всех с Рождеством и Новым годом! Желаем мира, благоденствия и любви!

Ночь с 6 на 7 января считается самой главной в году. Это Рождественский сочельник — ночь перед Рождеством. Почему сочельник? Потому что в этот день в старину варили сочиво — пшеничный взвар с мёдом и орехами. Это постное — но сытное — блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

В сочельник нельзя принимать обычную пищу, пока на небе не появится первая звезда, напоминающая о явлении звезды на востоке. Она возвестила о рождении Иисуса Христа. Смотреть, не появилась ли первая звезда, нужно выйдя во двор: из окна звезду не увидишь — не к добру. Ещё немаловажно, что Рождество не встречают в будничной одежде — это к бедности. А ровно в полночь глава семьи открывает окно, чтобы впустить в дом Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие.

Ужин в сочельник — главное событие Рождества. Стол следует накрыть белоснежной скатертью и расставить на нём двенадцать блюд — по числу апостолов, — и все постные. Наши предки в память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешается ставить лишь с наступлением 7-го числа — Рождества.

Перед самым началом трапезы, если в доме есть иконы, следует поставить перед ними восковые свечи и прочитать молитву. Затем можно приступать к трапезе. По традиции трапеза должна быть безалкогольной. Все блюда должны быть постными, без мясной основы, без молока и сметаны. Во время трапезы следует говорить только о хорошем, о добрых делах.

Для детей в Рождественский сочельник считается хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это избавит от неудач и болезней в последующие 12 месяцев.

Как приготовить сочиво

Продукты: 1 стакан очищенных зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г очищенных грецких орехов, 2—4 столовые ложки мёда.

Зёрна пшеницы потолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, подливая немного тёплой воды. На воде из толчёных зёрен сварить обычную рассыпчатую постную кашу, охладить, подсластить по вкусу мёдом. Мак залить небольшим количеством кипятка и дать набухнуть. Растереть, добавить мёд. Всё перемешать и добавить к пшенице. В конце добавить толчёные грецкие орехи. Пшеницу можно заменить рисом.

Рождество Христово

Из истории праздника Рождество

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы) и сообщили, что на востоке на небе появилась новая звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца, поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу; и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, потому что царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Рождество в нашу жизнь вернулось не так давно. Во времена Советского Союза об этом празднике не принято было даже упоминать. Зато теперь это вполне официальный праздник, выходной день.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряженые — здесь мирно уживаются язычество и христианство. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить — мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить — мы тебя будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.

Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

Молитва Господня «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, я ко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас отлукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Рождественские вертепы

В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Беларуси более двухсот лет назад. По домам ходили христославы, славившие рождение Спасителя, а вместе с ними — группа ребят, показывавших вертеп. Вертепы бывали разные — большие, с рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.

Давайте же заглянем в окошко маленького домика-вертепа: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают Младенца дыханием... Огонёк свечи колеблется от замирающего дыхания зрителей. В неровной тени простенькие куклы, незаметно управляемые кукловодом, оживают — и свершается чудо: плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Никто уже не скажет, что рождение Христа — сказка. Всё именно так и было!

В наши дни на Рождество в церквях и храмах принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рождённому Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.

Как справляют Рождество в других странах

В Сербии Рождество Христово называется Божич — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучия дома. Цикл рождественских праздников длится вместе с подготовкой к нему больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается — 27 января, в день святого Саввы.

В Болгарии на Рождество в особый рождественский пирог — погачу — запекают старинную серебряную монету, которая передаётся из поколения в поколение. Перед тем как разрезать пирог, его осматривают: если на поверхности есть пузырики - это к семейному счастью. А самым счастливым будет тот, кому достанется кусок пирога с монеткой.

И в старые времена, и сегодня на Рождество и после него, на святочной неделе, принято гулять, играть и веселиться. А ещё на Святки принято было гадать, что православие почитало за грех. Ведь во время гадания можно встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на Святки «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без тол icy, повредить не может...».

Во время Святок различают «святые вечера» (7— 13 января) — для весёлых гаданий, «страшные вечера» (14—19 января) — для опасных, рискованных гаданий, а самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер — в ночь на старый Новый год (канун 14 января). Гадают обычно вечером, когда стемнеет. Надо выключить телевизор, музыку, убрать праздничный стол. В комнате должен быть полумрак. Пусть только ёлка сверкает огнями и мерцают свечи. Гадания требуют тишины и внимания.

Первое знакомство, или Что такое рождество?

Как рассказать в интересной и доступной форме детям о празднике Рождество.

Например, вот так.

Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.

Христос родился

Рождество - праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...

Чудо Рождества - в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру - вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:

Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!

В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы - волхвы. Они догадались, что звезда - предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.

Сочельник

Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе - кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром - компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги.

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Дети и молодёжь поют песни - колядки . В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа.

Прочитайте детямстихиирассказы о Рождестве.

Предпраздничные хлопоты: украшаем дом

Рождество – очень многогранный праздник, в котором сказка и быль, история и религия сплетаются самым таинственным и непостижимым образом.

Очень важно рассказать малышу историю, описывающую рождение Младенца. Это основное, что должны знать и взрослые, и дети, отмечающие Рождество – с этого начинается праздник. Историю Рождества вы можете прочитать из детской Библии.

Чтобы праздник Рождества надолго запомнился вашим детям и напоминал о чем-то добром, радостном и теплом, начните отмечать этот день всей семьей. Для этого вам необходимо создать фамильные традиции, некоторые из которых вы можете позаимствовать у других, а какие-то - придумать сами.

Центром всех церемоний в Рождество должна стать идея явления людям Божьей милости: Всевышний любит нас и поэтому послал нам Своего Сына. Важно, чтобы все максимально напоминало о сути Рождества, иначе ваш праздник превратится в застолье, каких много в году.

Украсьте комнату, в которой будете отмечать праздник, атрибутами Рождества: ангелками, вертепом, свечами. Если на вашей елке не горит звезда, вырежьте ее из фольги и повесьте на видное место. Можно поместить картину с изображением Марии, Иосифа и Иисуса на подстилку из сена – в знак того, что эта семья находилась в хлеву.

Если у вас есть интересные сувениры на тему рождения Мессии, покажите их малышу. Если таковых нет – смастерите какие-то из них сами. Сплетите ангелов из проволоки и бусин, сделайте из картона фигурки Святого Семейства. В арсенале вашего малыша, скорее всего, есть небольшие резиновые или пластиковые животные. Они также могут быть участниками праздничного убранства – ведь в хлеву, где родился Иисус, жили домашние животные.

Почти все мы стремимся украшать свои елочки еще перед Новым Годом, однако в их рождественском убранстве обязательно должны появиться сладости. Почти все привычные нам елочные игрушки тоже имеют символическое религиозное значение. Звезда, венчающая ель, символизирует путеводную звезду, проводившую волхвов к Иисусу. Игрушки – символы подарков от волхвов, ну а всеми любимые елочные шарики – это воплощение бесконечности и вечной жизни.

Рождественские колокольчики – неотъемлемый атрибут зимнего праздника. Изначально они являлись языческим символом: в колокольчики звонили, чтобы изгнать злых духов зимы, губящих солнце. Теперь же рождественский звон колоколов можно услышать в церквях всего мира. Колокольчиками можно украшать не только елку, но и вход в дом.

Какой же праздник обойдется без свечей? Они не только являются религиозным символом души и тела человека, но и придают любому праздничному вечеру неповторимую таинственность и романтику. Если вы опасаетесь за то, что ваш малыш попытается «прибрать их к рукам», то можно составить композицию из свечей и еловых веточек где-нибудь вне пределов досягаемости любопытного крохи, а еще интереснее и безопаснее будет использовать красивое блюдо с маленькими плавающими свечами в середине праздничного стола.

Выучите с детьми несложные рождественские песни, стишки. Включите их в программу. Прочитав историю Рождества из Библии, вы сможете составить викторину для своей семьи из несложных вопросов. Не забудьте запастись призами для игроков, ведь Рождество – это праздник подарков, самым главным из которых является Божий дар людям – Спаситель Иисус.

Поиграйте в игру «Что я знаю о Рождестве». По кругу каждый должен говорить один факт, который он знает о рождении Христа. Из игры выходит тот, кто в свою очередь не смог назвать ничего. Последний оставшийся участник – победитель.

Задайте каждому из семьи вопрос, каких перемен он ожидает в следующее Рождество. Запишите ответы на видео, а через год вам будет весьма интересно узнать, какие же мечты ваших близких сбылись.

Если у вас есть бабушка, попросите ее рассказать о своем детстве, о том, как праздновала Рождество ее семья, что особенно нравилось ей в этом дне.

Делаем подарки для гостей

Не забудьте оказать внимание в этот день вашим близким, живущим рядом: угостите их ароматным пирогом, подарите подарок. Подскажите ребенку, как он может сделать добро своим друзьям: положите в пакет угощения, пусть малыш раздаст их на детской площадке. Если вы знаете нуждающегося человека, Рождество - это хорошая возможность помочь ему тем, чем вы можете. Создайте праздник для ближнего, и вы почувствуете, каким волшебным этот день станет для вас!

Рождество – не тот праздник, когда мы дарим друг другу утюги или сотовые телефоны. Рождественский подарок – это скромный «дар», который вы преподносите от всей души тем, кого искренне любите. Самую большую ценность в это время приобретают сувениры, изготовленные своими руками, и вот тут-то как раз и есть, где разгуляться детской фантазии. Елочные украшения, открытки,поделки, аппликации на тему зимы и Рождества – каждый может выбрать себе занятие по силам. Помимо этого, можно вместе с малышом изготовить для любимых бабушек и дедушек забавные календарики собственного изготовления. Ну и, конечно, отличной идеей будет подарить им талисман на счастье в будущем году – золотую рыбку, исполняющую желания .

Сделать ее не сложно. Возьмите лист цветного картона синего цвета (море), нарисуйте фломастером контур рыбы. Пластилин синего цвета распределите по поверхности рыбки слоем толщиной 3 мм. Теперь дело за сверкающей чешуей – берем монетки достоинством 5 копеек (если вы хотите рыбку с серебристой чешуей) или 10 копеек (для золотистой чешуи). Монетки мы закрепляем в пластилине внахлест одну на другую именно так, как чешуя расположена у рыб. Рыбью голову и хвост малыш может оформить на свое усмотрение. Чтобы рыбка сохранилась на весь будущий год, лучше поместить ее в фоторамку.

Не жалейте добрых слов!

Рождество – праздник света и добра. Это время, когда мы без стеснения можем открыть свою душу для любимых людей и сказать им по-настоящему важные слова, о которых часто забываем в повседневной суете. Учите своих малышей выражать благодарность и любовь всем тем, кто их окружает, и сами подавайте им достойный пример. Цените любовь и находите в себе силы прощать.

С наступающим Рождеством Христовым!

Нравится