Ребенок боится ходить в туалет по-большому: причины и способы решения проблемы. Мой ребенок боится какать - терпит до последнего! у кого был подобный случай? что делать

Немногие родители сталкиваются с такой детской проблемой, как страх перед каканием. Ребенок боится горшка панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. В чем причина фобии и как справиться с психологическим запором, узнаете в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете

Причины возникновения страха

Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:

  • Боль при затрудненной дефекации. Малыш запомнил неприятные ощущения, не хочет повторения ситуации.
  • Жидкий стул. Понос раздражает стенки кишечника, кожу в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки. В процессе опорожнения кишечника в нормальном режиме они еще ноют, слегка побаливают.

При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:

  • Малыш не хочет ходить в туалет на горшок. Он еще мал и предпочитает делать это в штанишки. Вредность малыши проявляют чаще до 1,5 года, поэтому не стоит приучать младенцев к горшку до этого возраста.
  • Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша.
  • Принуждение со стороны взрослых. Длительные высаживания на пластмассовый туалет, настойчивые просьбы писать–какать от взрослых придают процессу негативный оттенок.
  • Стрессы. Малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду, школе. Центральная нервная система дает временный сбой, ребенок протестует.
  • Негативные воспоминания, связанные с горшком. Младенец упал когда–то с пластмассового туалета, ушибся. Испуг влечет за собой страх.
  • Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку нужно регулярно отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.

Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей.

Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.

Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.

Как справиться с проблемой

Для устранения деликатной трудности родителям придется разобраться в причинах фобий малыша. Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения.

Посмотрите внимательно видео, в котором доктор Комаровский дает простой и действенный совет, как справиться с этой проблемой:

После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать.

  1. Избавьтесь от физиологического запора. Найдите причину затруднения дефекации и исключите отрицательный фактор из жизни ребенка.
  2. При необходимости пользуйтесь слабительными, лучше на растительной основе. Это «Дюфалак», «Микролакс».
  3. При затяжных запорах ставьте клизмы грушей или микроклизмы из аптеки, глицериновые свечи.
  4. Питайтесь сбалансированно. Включайте в меню клетчатку, кисломолочные продукты, вареные овощи и супы на легком бульоне.
  5. Исключите из рациона большое количество углеводов. Булки, сухарики, пирожные, конфеты провоцируют запоры.
  6. Контролируйте питьевой режим. Недостаток воды приводит к затвердеванию каловых масс, физиологическому запору. Давайте пить больше жидкости. Возьмите за правило принимать стакан воды сразу после пробуждения, за 20 минут до еды.
  7. Подпитывайте кишечник пробиотиками и пребиотиками. Полезная микрофлора заселяет кишечную среду, помогая ЖКТ работать регулярно, избегать сбоев.
  8. Пейте расслабляющий коктейль перед сном. Кефир, ряженка вместо позднего ужина помогают ЖКТ. Стул утром будет мягким, дефекация - свободной.
  9. Делайте массаж животика. Это не только полезно, но и приятно. В процессе поглаживания налаживается эмоциональный контакт, можно поговорить с ребенком о страхах, переживаниях. Разубедить бояться или сдерживать позывы в туалет.
  10. Лечите ранки, трещинки в заднем проходе сразу после появления запоров или поносов. Смазывайте кожу заживляющими кремами, подмывайте ребенка после каждого похода в туалет, чтобы попа не раздражалась и не болела.
  11. Доктор Комаровский рекомендует родителям не создавать трагическую обстановку дома, если ребенок противится каканию. Нужно давать слабительные, экспериментировать с различными медикаментами, чтобы кал выходил, а не застаивался в кишечнике. Обязательно используйте сироп лактулозы по 1 мл пару дней. Дозу увеличивайте на протяжении 2–3 недель постепенно, доведя до 10 мл в сутки. Малыш сходит по-большому в штанишки или горшок обязательно. Ругать за испачканную одежду нельзя, если покакает куда нужно - хвалите. Со временем ребенок избавится от страха.
  12. Если непоседа достаточно взрослый, объясните процесс какания и важность этой процедуры. 4–5 летние ребятишки уже многое понимают. Нарисуйте картинку, покажите книжки по физиологии. Подробно расскажите, зачем, как и почему человек ходит в туалет, к чему приводит сдерживание кала, отказ от регулярного посещения туалета.
  13. Ведите активный образ жизни. Бег, лазание, игры с мячом во дворе стимулируют работу кишечника.
  14. Соблюдайте режим дня. Строгое соблюдение времени приемов пищи, походов в туалет сделают процедуру дефекации стабильной.
  1. Создайте комфортную психологическую обстановку дома. Речь идет не только о туалете. Доверительные, спокойные отношения между родителями, детьми успокаивают психику, уравновешивают состояние. Отсутствие стрессов положительно сказывается на развитии ребенка, привыкании к новому, например горшку.
  2. Не напоминайте сами, что у малыша был запор, что ему было больно. Не обсуждайте этот вопрос с ребенком или другими взрослыми. Эта история должна быть забыта. Акцентируйте внимание на успехах, положительных моментах в жизни семьи.
  3. Превратите поход в туалет в игру. Если вы увидели, что ребеночек хочет покакать, напрягается, поджимает ножки, бегите с ним к горшку. По дороге рассказывайте интересную историю о загадочных героях, которые хотят обогнать ребенка, чтобы первыми занять горшочек. А победитель соревнования получает приз, конфетку. Если крошка успеет первым, то сюрприз достанется ему. Не прекращайте рассказ до тех пор, пока малыш не покакает. Отвлекайте его внимание от процесса дефекации. Пусть это произойдет автоматически.
  4. Придумайте материальный стимул. Например, испеките волшебное печенье или угостите специальной витаминкой от страха. Обсудите это с малышом. Объясните, что, съев печенку, он станет бесстрашным, перестанет бояться пауков, змей, собак, заодно упомяните о горшке. Делайте это ненавязчиво.
  5. После серии поносов, запоров, если были болевые ощущения во время дефекации, нужно объяснить малышу, что теперь все наладилось. Недуг ушел. Боль не вернется. Постарайтесь настроить кроху на позитивный лад, чтобы он перестал страдать и бояться.
  6. Не бойтесь перехвалить. Скупого «Молодец!» при психологическом запоре недостаточно. Хвалите за безрезультатные посиделки на горшке, утвердительный ответ на просьбу сходить в туалет покакать, даже за редкую дефекацию. Создайте подготовительную площадку для будущего успеха.
  7. Подстройте график какания под время нахождения дома. Эта мера поможет справиться со стеснительностью, неудобством оборудования туалетных комнат в школе или садике. В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.
  8. В критических ситуациях, при истериках, попытках перетерпеть позывы к дефекации длительное время сходите на прием к психотерапевту. Доктор выпишет успокоительные лекарства, поможет разобраться в причинах испуга, боязни. Психотерапия малыша совместно с родителями приносит положительные результаты в большинстве случаев.
  9. Не сдерживайте выражение эмоций. Разрешайте ребенку плакать, кричать, выражать агрессию, если на это есть причины. Сдерживание отрицательных эмоций приводит к запорам.

Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2–3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.

Опыт родителей


Чего нельзя делать

  1. Насильно удерживать на горшке.
  2. Заставлять сидеть и какать, доводя малыша до истерики.
  3. Выдерживать малыша в туалете больше 15 минут.
  4. Стоять над малышом в пугающе строгой позе, ожидая результата. Оставьте ребенка одного.
  5. Кричать, ругать, наказывать.
  6. Угрожать физическим наказанием, отбирать игрушки.
  7. Обсуждать непослушного ребенка в присутствии малыша с другими взрослыми, подругами, родственниками. Это ранит детскую психику, настраивает на протест.
  8. Упрекать за испачканные штаны. Пусть лучше пока ходит мимо горшка, чем провоцирует удержанием кала регулярные запоры.
  9. Приучать к горшку детей до 1–1,5 года. Дождитесь позывов снять штанишки, отвращения к грязным трусикам.

Важно! Каждый ребенок индивидуален. Методы устранения фобий выбирайте внимательно, экспериментируйте. Если не подошел один способ, пробуйте другой, тогда точно добьетесь успеха.

Профилактика запоров

Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:

  • Контролируйте детское питание. Важен режим и меню. Если малыш любит булочки, пусть запивает их кефиром, ряженкой, ест больше фруктов. Сладости и газировку лучше ограничить. При отказе от овощей придумывайте оригинальные блюда: запеканки с морковкой и повидлом, капустные мишки со сметаной - прячьте овощи под вкусным соусом, маскируйте формой.
  • Гуляйте, активно играйте каждый день на воздухе. Без улицы вырастить здорового ребенка невозможно. Посиделки с печеньем возле телевизора прибавят забот о нормальном стуле.
  • Наладьте эмоциональный контакт. Общение между родными - важный аспект воспитания ребенка. Зажатые дети с большим количеством комплексов страдают фобиями, запорами гораздо чаще.
  • Контролируйте прием жидкости. Нужно пить чистую воду каждый день. Особенно утром.
  • Массаж животика. Избавляет от запоров грудничков и детишек постарше. Поглаживания, пощипывания в игровой форме стимулируют мышцы кишечника, помогают продвигать кал к выходу.

Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет - нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

От физиологии никуда не деться. По крайней мере, так кажется. Ведь некоторые дети пытаются пойти против естественных процессов и отказываются ходить в туалет по-большому. Они плачут, впадают в истерику, убегают, заставляя переживать родителей. Почему ребенок в 2, 3, 4 года боится какать? Как выйти из этой щекотливой ситуации?

Как понять, что ребенок боится какать

Все дети периодически не ходят в туалет по несколько дней. Но если причина не в обычном запоре, а именно в страхе, будут проявляться следующие признаки:

  • плач, раздражительность, плохое настроение;
  • негативная реакция на любые упоминания о туалете, будь то горшок или унитаз;
  • стремление какать исключительно стоя;
  • попытка закрыть попу руками в момент, когда «процесс» уже начался.

Ребенок не просто не может сходить в туалет: он не хочет и пытается всячески воспрепятствовать этому «действу». Педиатры говорят о психологическом запоре, который свойственен детям 2-4 лет. Подобное явление считается относительно нормальным, так как наблюдается во многих случаях.

Почему ребенок боится какать

Детская психика очень податлива и восприимчива к любым внешним факторам. В силу нехватки опыта ребенок может неправильно отреагировать на ситуацию, которая взрослому вообще не показалась бы значащей. И есть несколько основных причин, почему возникает страх перед походом в туалет:

  1. Ребенок боится какать после запора. Обычный запор иногда становится настоящей психологической травмой для маленьких детей. Затвердевший кал, «покидая» организм, способствует возникновению неприятных физических ощущений. Нередко ребенку бывает настолько больно, что этот дискомфорт откладывается в его сознании надолго. И даже после нормализации стула воспоминания не исчезают. Дети продолжают бояться, полагая, что и в следующий раз все пройдет настолько же неприятно. Они прикладывают все силы ради недопущения «опасной» ситуации.
  2. Ребенка слишком агрессивно приучают к туалету. Нередко случается, что страх перед походом по-большому возникает у детей сразу после того, как их отдают в садик. Нянечки зачастую не слишком церемонятся, высаживая ребенка на горшок насильно и буквально заставляя его покакать. Для детей это серьезный стресс, чреватый развитием психологического запора. Иногда ошибки в воспитании делают и родители. Например, они могут отругать малыша за изгаженные штанишки, напугав его своим гневом. Ребенок начнет думать, что какать – плохо, и попытается избежать наказания в будущем, отказываясь опорожнять кишечник.
  3. У ребенка есть физиологические проблемы. Детский организм сталкивается со всеми теми же недугами, что и взрослый, просто обычно о некоторых болезнях родители вообще не задумываются. Тем не менее у ребенка могут быть анальные трещины и даже геморрой (при врожденном синдроме недостаточности вен). В таких ситуациях посещение туалета действительно доставляет дискомфорт, на который дети реагируют соответственно – слезами и отказом какать.

Зачастую попытки объяснить ребенку, что ходить в туалет – нормально и «все так делают», терпят неудачу. Дети продолжают бояться, особенно если родители лечат их ректальными свечами.

Что делать, если ребенок боится какать

Прежде всего необходимо показать ребенка врачу и посоветоваться с ним. Но обычно тактика предполагает проработку двух аспектов:

  1. Избавление от боли. Нужно пролечить ребенка (в том числе и от глистов, которые провоцируют дискомфортные ощущения в животе и при опорожнении кишечника). Для предотвращения затвердевания кала необходимо сбалансировать рацион, насытив его овощами без масла, сухофруктами, большим количеством воды. Рекомендуется исключить из меню мучное и сладкое (или хотя бы активно запивать такую пищу). Кисломолочные продукты следует употреблять свежими, так как спустя несколько дней хранения они приобретают крепящие свойства и могут спровоцировать запор. По согласованию с педиатром допустимо давать ребенку легкое слабительное (в частности, принимать такие препараты рекомендует доктор Комаровский).
  2. Избавление от страха. Проработка психологической боязни гораздо сложнее, чем борьба с болью как таковой. Ведь даже когда физический дискомфорт исчезает, ребенок все равно продолжает испытывать страх – «по привычке». Важно показать, что посещение туалета не сопряжено с негативом. И тут родители ухищряются, как могут:
    • дают ребенку его любимое и редко покупаемое лакомство за каждую успешную «попытку»;
    • играют с ребенком, пока он «занят делом», читают сказки, отвлекают музыкой, катают рядом машинки или рассаживают куклы и т. д.;
    • рисуют с ребенком сказку о походе в туалет, где у главного героя «все получается»;
    • покупают горшок вместе с ребенком, позволяя ему сделать самостоятельный выбор;
    • хвалят ребенка за «успехи» и рассказывают, какой он молодец.

При психологическом запоре взрослым запрещено проявлять агрессию и кричать. От этого ребенку становится еще хуже, и момент нормального похода в туалет отсрочивается до бесконечности. Лучше позволить детям некоторое время побыть в обкаканной одежде, чем сразу же мчаться к ним для переодевания. Ребенок должен почувствовать, что ничего такого не произошло, но вот ходить в испачканных штанах очень неприятно.

Чем меньше внимания родители станут уделять туалетной проблеме, тем быстрее все нормализуется. В туалет умеют ходить все взрослые, потому можно не переживать: рано или поздно ребенок «смирится» с необходимостью посещения уборной по-большому. Главное – не упустить момент проблем с желудочно-кишечным трактом и следить за отсутствием обычных запоров.

Погрешности питания всегда отражаются на работе кишечника. Всем известно, что такое запор. В детском возрасте данная проблема может привести к формированию страха ходить в туалет по большому.

Вы заметили, что ребёнок боится какать на горшок или сам процесс дефекации наводит на него ужас. Запаситесь терпением и выдержкой, а главное - внушите малышу, что вместе вы обязательно справитесь с трудной ситуацией. Разберёмся в возможных причинах подобного явления и составим последовательный план действий по нейтрализации страха.

Причины возникновения страха

Многие родители начинают приучать своих малышей после года ходить на горшок. Очень часто это превращается в целую трагедию: карапуз категорически отказывается совершать свои дела в другое место, кроме собственных штанишек. Наберитесь терпения и не расстраивайтесь (читайте статью по теме: Как приучить малыша к горшку ?>>>).

Помните! Мозг ребёнка созревает для позывов к опорожнению примерно к полутора годам и позже.

До полутора лет совершенно не имеет смысла регулярно высаживать малыша на горшок, стоит только постепенно знакомить его с данным инструментом, на доступном языке рассказывать для чего он нужен, придумать сюжетно – ролевые игры или сказки на тему: как и зачем игрушки ходят на горшок.

При желании самого карапуза опробовать туалетную принадлежность, не препятствуйте, а радостно поддержите его идею. Главная цель - подружить ребёнка с данным предметом непринуждённым способом.

Чтобы выяснить, почему ребенок боится какать, найдите и определите точную причину страха. Это может быть психологический бунт или реальная фобия, от которой вам необходимо постепенно избавляться. Разберитесь, чего именно боится карапуз, горшка или самого процесса опорожнения. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия по освобождению от страха какать.

Выделим основных виновников тревожности:

  • физиологический запор, вследствие нарушенного пищеварения;
  • трещины прямой кишки (может определить только врач);
  • раннее или резкое приучение к горшку (читайте актуальную статью: С какого возраста приучать ребенка к горшку ?>>>);
  • долгое сидение на нём (может привести к выпадению прямой кишки!);
  • отсутствие похвалы со стороны родителей за удачный поход в туалет;
  • психологический запор;
  • слишком стеснительный ребёнок;
  • неуместные шутки родителей на тему опорожнения;
  • смена обстановки (посещение детского сада или школы).

Очень распространена ситуация, когда ребёнок боится какать после запора. Однажды испытав боль, малыш надолго запомнит её и будет терпеть до последнего, препятствовать акту дефекации, что снова приведёт к задержке кала и неприятным ощущениям, и выходит замкнутый круг.

Возрастные особенности страха

Психологическому запору чаще подвержены дети до 4 лет. В этом возрасте ребёнку трудно объяснить, почему ему больно ходить в туалет и популярно рассказать о процессах пищеварения. Одни детки легко забывают временную трудность, другие же длительный период не способны самостоятельно преодолеть боязнь. В таком случае вам потребуется огромный такт и терпение, а возможно и помощь соответствующих специалистов.

Проблема может обнаружиться и после 4 лет, особенно в период посещения школы. В этом возрасте формируется чаще психологическая травма, связанная со стеснительностью.

  1. Ваши действия должны строиться на понимании затруднения ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему, как выстроить, без лишней тревожности, процесс дефекации;
  2. Большинство российских школ имеют недостатки обустройства туалетных комнат, лучшим вариантом будет приучать детей справлять нужду дома;
  3. А если приспичит в школе, пусть отпрашивается во время урока. Всё-таки здоровье ребёнка дороже и важнее знаний.

Главная задача родителей - наладить пищеварение малыша. Следить за употреблением достаточного количества жидкости. В зависимости от возраста, до 2 литров в день. Вводите в ежедневный рацион ребёнка овощи и фрукты, известные своим послабляющим действием (свёкла, чернослив, морковь, курага и т.д.). Не доводите состояние до запора.

Что делать если ребёнок боится какать даже после нормализации питания?

  • Проанализируйте свои действия, возможно вы слишком озабочены этой проблемой: не нужно постоянно уточнять у малыша, хочет ли он в туалет по большому - это только усугубит положение;
  • Лучше не спрашивайте совсем, ведь если есть страх какать, то даже если он имеет желание, обязательно скажет нет;
  • Вы наверняка замечали, когда ребёнок собирается какать, он ведёт себя соответственно (притихает, прячется за уголок, настораживается). Ваша задача: аккуратно ловить момент;
  • Попробуйте метод сказкотерапии: частое проигрывание горшечной темы с любимыми игрушками поможет ребёнку наладить контакт с необходимым предметом туалета, подружиться с ним, перестать бояться;

Важно знать! Приучение к горшку осуществляйте постепенно, ненавязчиво, в игровой форме, без резких движений. Ни в коем случае не заставляйте малыша подолгу сидеть на нём - это очень вредно и опасно для здоровья ребёнка.

  • Если ребёнок, по привычке, сходил в штаны, не ругайте его. Избегайте наказаний и криков за грязное бельё. Старайтесь спокойно реагировать на обстановку. Просто поменяйте одежду и всё.

В противном случае к страху какать прибавится тревога быть наказанным или расстроить родителей. У малыша даже может сформироваться мнение, что он не достоин вашей любви, а это представляет угрозу для полноценного психического развития.

Если ребёнок в 2 года боится какать, попытайтесь распознать причину и принимайте меры. Например, различные безопасные слабительные средства помогут безболезненно опорожнить кишечник. Постепенно боль забудется.

При устойчиво выраженной нелюбви к горшку попробуйте следующие рекомендации:

  1. не заставляйте малыша садиться на горшок, если он категорически отказывается, пусть пройдёт время, возможно страх забудется сам;
  2. выберите и купите вместе с ребёнком новый предмет туалета, а вдруг старый был ему не по вкусу;
  3. придумайте сказки про горшок и, в игровой форме, высаживайте игрушек какать.

Когда ребёнок в 3 года боится какать, постарайтесь осторожно узнать у него, что именно его страшит. В трёхлетнем возрасте большинство детей хорошо разговаривают и способны контролировать действия своего организма. Каждый малыш индивидуально реагирует на различные ситуации, только вы хорошо знаете своё чадо и тщательно наблюдая за ним и беседуя, составьте целостную картину приобретённого страха какать.

  • В зависимости от особенностей ребёнка и глубины испуга возможно самостоятельно или с помощью специалистов избавиться от проблемы за 1,5 – 3 месяца;
  • При каждой удачной попытке малыша сходить на горшок непременно хвалите его и радуйтесь вместе, акцентируйте внимание на том, что это совсем не страшно, а приносит облегчение животику;
  • Со временем, положительные эмоции станут преобладать, и ребёнок забудет свою травму. Как правило, к трём годам все дети начинают самостоятельно пользоваться горшком.

Распространённой является ситуация, когда ребёнок боится ходить в туалет по - большому с начала посещения детского сада. В этом случае постарайтесь наладить процесс дефекации рано утром, перед походом в учреждение или вечером, при спокойной домашней обстановке. Можно договориться с воспитателем принести горшок из дома, предварительно обсудив данную трудность с педагогами и совместно преодолеть страх какать в саду.

Также читайте статью

По Фрейду:) Стадии психосексуального развития
23 августа 2008, 16:02 психология
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
* оральная стадия - от рождения до полутора лет;
* анальная стадия - от полутора до трех лет;
* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти “застревание“, иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского“ отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

Организм человека не зря сравнивается с часами: работа всех систем обеспечивает не только физиологический, но и эмоциональный комфорт. Но иногда случается, что слаженный механизм даёт сбой. И особенное волнение вызывают ситуации, когда у ребёнка начинается запор. Причины могут быть вполне объективные: малыш переел мучного или на завтрак получил тарелку рисовой каши. Гораздо серьёзнее обстоит дело в том случае, когда сложности с дефекацией приобретает психологический характер, другими словами, дети боятся какать. В чём причины такого страха и каковы методы решения проблемы?

Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.

Это интересно. В медицине психологический запор называется неврогенным.

Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать - это нечто постыдное. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её .

Это интересно. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.

Причины запора у ребёнка начиная с первого года жизни и до периода обучения в школе

Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.

  • Плохие воспоминания. Возможно, малыш пережил неудачное опорожнение кишечника. Например, был понос, и мама очень огорчилась, увидев запачканные штанишки. Вот теперь карапуз и не хочет расстраивать родных - так что считает правильным сдерживать свои позывы. Или же не так давно случился запор, а затем при посещении туалета крохе было больно, появились микротрещинки вокруг анального отверстия - также неприятные воспоминания.
  • Стеснение. Очень часто неврогенный запор наблюдается у малышей, которые начинают ходить в детский сад. Вполне вероятно, что крохе стыдно какать при других детках, так как он привык делать свои дела дома в знакомой обстановке. Кстати, это самая распространённая причина сложностей с дефекацией психологического характера у школьников - общественный туалет вызывает отвращение.
  • Стресс. Эта причины выделена отдельно от предыдущей не случайно. Дело в том, что родители должны с большим трепетом и вниманием относиться к тому, как малыш оправляется: насколько часто, в каком месте (на унитаз или на горшок, причём по маленькому - в жёлтый, а по большому - в любимый, со спинкой). Эти мелочи создают для ребёнка психологический комфорт во время справления нужды. Не стоит ими пренебрегать.
  • Боязнь наказания. Здесь речь идёт о таком важном моменте, как приучение к горшку. Далеко не все дети с первого раза понимают, что опорожнять кишечник нужно не в трусики, а на детском туалете. И родители, раздражённые связанными со стиркой и уборкой обстоятельствами, начинают резко и громко порицать малыша за такую оплошность. Вот и результат: кроха находит самый простой путь решения проблемы - не какать.
  • Коллективное высаживание на горшок в детском саду может стать для ребёнка испытанием и вызвать психологический запор, особенно если малыш стеснительный

    Последствия запора: к чему может привести страх перед дефекацией

    Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:

  • вздутие живота, вызванное застаиванием каловых масс, приводит к появлению болей в сердце и других органах, что объясняется рефлекторной реакцией на запор;
  • отсутствие аппетита, вследствие чего кроха худеет;
  • отрыжка, которая сопровождается выходом неприятного воздуха и отвратительным привкусом во рту;
  • изменение настроения - малыш становится капризным, менее активным, трудоспособным, болезненным из-за интоксикации организма.
  • Это интересно. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).

    Как помочь ребёнку и избавить его от боязни садиться на горшок

    Действовать необходимо в трёх направлениях:

    Это интересно. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.

    При любых проблемах со здоровьем нужно консультироваться со специалистом, и запор - не исключение

    Лечение, которое поможет сходить в туалет

  • соки (свекольный, морковный, тыквенный);
  • воду (суточная норма рассчитывается по формуле: 50 мл на 1 кг веса);
  • сухофрукты (чернослив, курага, изюм);
  • кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша).
  • Это интересно. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу. Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры. Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.

    Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку - в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.

    Если для того, чтобы ребёнок съел правильную еду, нужна бутылочка, соглашайтесь - цель оправдывает средства

    Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.

    • Номазе;
    • Дюфлак;
    • Гудлак;
    • Порталак сироп;
    • Ливолюк-ПБ;
    • Ромфлак.

    Но назначать то или иное лекарство должен только врач.

    Психологическая помощь, чтобы преодолеть проблему

    Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать - это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания .

    Похвала

    Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы. Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное - это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке. Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.

    Сказкотерапия

    Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.

    Сказки увлекают детей, расслабляют и настраивают на нужный лад, что помогает уговорить малыша сесть на горшок

    Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.

    Игры с пластилином

    Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге - эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.

    Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.

    Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе.