Потребительское отношение детей-сирот к приемной семье. Родительско-детские отношения с приемными детьми

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. Основные формы устройства детей-сирот существенно не изменились - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку (попечительство) детей берут, прежде всего, родственники. В последние десять лет возросло число детей, находящихся под опекой (попечительством).

В ситуации патроната или социально-воспитательной группы родительско-детские отношения более определенные; это воспитатель-воспитанник на время действия заключенного договора. Предполагается, что профессиональная семья лучше, в отличие от детского дома, справляется с воспитанием, дает сироте опыт семейных отношений и помогает успешной социализации. В случае смешанных семей важным аспектом установления благоприятного психологического климата является сиблинговое взаимодействие родных и приемных детей.

Усыновление является особой формой родительства. В современной научной литературе усыновление определено как сложный и многоплановый социально-психологический процесс, в который вовлечены как минимум две стороны; дети-сироты (биологические или социальные), лишившиеся заботы своих биологических родителей, и усыновители - люди, желающие принять в свою семью ребенка-сироту (Ю.Ф. Лахвич, 2010).

Мотивации усыновления

Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется мотивами усыновления, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

Мотив, удовлетворяющий потребность бездетных супругов в продолжении рода;

Мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;

Мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается кик значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью;

Альтруистическая мотивация: стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей;

Мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка;

Мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает, в первую очередь, как средство улучшения супружеских отношений;

Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.

Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.

Аннотация. В статье представлена технология работы по психологическому сопровождению приемной семьи, которая позволит специалистам, работающим с такими семьями, более качественно решать задачи по развитию адаптивных возможностей у детей дошкольного возраста через оптимизацию родительско-детских отношений в замещающей семье . Авторами предлагаются варианты конспектов занятий детско-родительской группы как эффективной формы работы с приемными детьми и замещающими родителями.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, социально-психологические условия,абилитация, приемный ребенок, замещающая семья, социальная адаптация, оптимизация детско-родительских отношений.

В настоящий момент социальная ситуация в стране характеризуется, с одной стороны, наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей, с другой стороны, с каждым годом растет число людей, желающих взять на воспитание приемного ребенка.

Независимо оттого, какая форма жизнеустройства выбирается для ребенка, нужно максимально обеспечить все возможности для его развития и адаптации

«Замещающая семья» - любой вид семейного жизнеустройства для ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание и т.д.).

«Замещающие родители» - совершеннолетние граждане, принявшие на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от выбранной формы жизнеустройства.

«Кандидаты в замещающие родители», «потенциальные замещающие родители» - совершеннолетние граждане (семья), заявившие о своем желании принять на воспитание в свою семью ребенка.

Усыновление - это приоритетная форма устройства ребенка, которая устанавливается решением суда. По решению суда все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.

Опека - безвозмездное или возмездное выполнение обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию и защите прав и интересов ребенка. Опека в отношении ребенка до 14 лет и попечительство в отношении старше 14. Пособие на ребенка выплачивается при условии доказанной невозможности со стороны родителей содержать детей.

Приемная семья - семья граждан (муж и жена), которые воспитывают не более 8 детей вместе с кровными. Они выполняют функции опекунов, получают за свой труд заработную плату и пособия на всех приемных детей. Приемные родители действуют на основании трудового соглашения между ними и органами местного самоуправления.

Детский дом семейного типа - особый вид воспитательного учреждения, организованный на базе семьи граждан (муж и жена), которые принимают на воспитание от 5 до 10 детей, которых вместе с кровными не должно быть больше 12. Воспитатели ДДСТ являются опекунами детей, получают пособие на их содержание, а также необходимые средства на содержание жилого помещения, предоставленного органами управления образования данному ДДСТ.

Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по защите прав этого ребенка между его родителями (если они не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. (1)

Основной целью замещающей семьи является наилучшее обеспечение интересов ребенк а и его права жить и воспитываться в семье: питание, одежда, условия проживания, познание мира, эмоциональное принятие, любовь, корректные и понятные границы, возможность общения, познание себя.

Дети оказываются без попечения родителей и нуждаются в помещении в другую семью в случае смерти, болезни родителей, лишения их родительских прав, отказ от ребенка. При этом если ребенок потерял родителей - это утрата опоры в жизни. Если пережил жестокое обращение, отвержение - потеря доверия, злость или жертва, сверхконтроль.

У таких детей формируется модель неконструктивного поведения, обращения с эмоциями, поведения в конфликте. Он испытывает тяжелые чувства в связи с происходящим (вина, злость, ярость, обида, страх, недоверие, жалость к своим кровным родителям, желание их спасать). Не понимает правил жизни в новой семье, общения с ее членами, боится, что от него откажутся или он их потеряет. Ребенок, переживший тяжелую жизненную ситуацию, травму - это ребенок с особенными потребностями и особенностями. Важно адекватно понимать его и его особенности, потребности.

Подбор альтернативной замещающей семьи для ребенка является сложным и ответственным процессом, от которого зависит будущее ребенка.

В рамках Договора о сотрудничестве между МБОУ ПМС-центр г. Дзержинска и Отделом опеки, попечительства и усыновления Администрации г. Дзержинска в нашем центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, которое включает диагностическую, просветительскую и развивающую работу с такими семьями.

На диагностическом этапе проводится анализ психологических характеристик будущих родителей, особенностей их жизненной ситуации и выявляются ресурсные возможности, позволяющие им осуществлять замещающую семейную заботу.

Одним из важных параметров психологической оценки потенциально замещающей семьи является мотивация - процесс, управляющий поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, т.е. то, что побуждает человека действовать определенным образом.

Под зрелостью мотивации понимается осознание потенциальными замещающими родителями изменений, которые произойдут в их жизни с появлением приемного ребенка, и готовность к этим изменениям, в том числе не всегда положительным (например, гораздо меньше времени взрослые смогут уделять себе и т.д.).

Оценивая характер мотивации, важно определить конструктивные и неконструктивные мотивы, лежащие в основе желания принять ребенка в семью.

Под конструктивными мотивами, прежде всего, понимаются такие мотивы, которые будут способствовать успешной адаптации приемного ребенка в семье. Неконструктивные мотивы могут быть связаны с нереалистичными ожиданиями по отношению к будущему ребенку либо продиктованы ожиданиями собственной выгоды.

Мотивы, которые могут негативно повлиять на развитие отношений в замещающей семье:

  • желание приобрести материальные выгоды;
  • сиюминутное необдуманное желание взять ребенка (например, из жалости), когда кандидат не осознает и не готов к существенным изменениям, которые произойдут в его жизни с появлением приемного ребенка;
  • желание использовать приемного ребенка в своих собственных интересах, при этом кандидат может сознательно скрывать подобное желание, понимая, что оно может быть препятствием;
  • желание с помощью ребенка наладить нарушенные супружеские отношения, сохранить распадающийся брак;
  • желание взять приемного ребенка, чтобы родной ребенок «не скучал» («не вырос эгоистом», «не избаловался» и т.д.).

Выделяют три основных группы мотивов принятия ребенка на воспитание:

  • желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, синдром пустого гнезда и др);
  • самореализация (желание любить кого-то, экзистенциальные мотивы, профессиональные мотивы);
  • общегуманистические мотивы помощи (желание помочь ребенку, изменить несправедливое устройство общества и др.).

Среди мотивов, способствующих успешному воспитанию ребенка, выделяют:

  • отсутствие собственных детей;
  • нереализованное материнство;
  • желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал и другие.

Конструктивные мотивы часто могут сочетаться с неконструктивными. Следовательно, специалисту важно понять, какой из мотивов является ведущим и насколько мотивация и ожидания кандидатов могут быть скорректированы в процессе их оценки и подготовки.

Анализируя статистические показатели деятельности нашего Центра, необходимо отметить тенденцию увеличения количества обращений опекунов и приемных родителей за психологической помощью по вопросам воспитания и развития приемных детей. Наиболее актуальными темами, которые волнуют приемных родителей, являются:

Проблемы эмоционально-волевой сферы и поведения детей (46%);

Трудности в детско-родительских отношениях в замещающей семье (31%).

Возникновение этих проблем закономерно в семьях, воспитывающих приемного ребенка. Многие из этих детей пережили тяжелые жизненные события, следствием которых зачастую является замедление темпа психического созревания, низкий уровень интеллектуального развития, беднота эмоциональной сферы и воображения, позднее формирование навыков саморегуляции правильного поведения. Все это может сочетаться с раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, конфликтностью. Учитывая специфику данных детей, очевидно, что приемному ребенку необходима не просто семья, а семья, обладающая определенными ресурсами для его интеграции, обученная профессиональным базовым навыкам, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время адаптации и проживания ребенка в новой семье.

Проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи :

¨ Невротические реакции у приемного/ усыновленного ребенка (вредные привычки, страхи, плаксивость, несамостоятельность, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.)

¨ Конфликты, вызываемые ребенком дома, в школе или детском саду

¨ Проблемы в успеваемости

¨ Уходы ребенка из дома

¨ Психосоматические нарушения

¨ Грубость, холодность, недоверчивость ребенка к замещающим родителям или членам замещающей семьи

Каждое проявление сигнализирует о неблагополучии ребенка. «Дети, не смотря на их прошлое, не могут быть плохими, они нуждаются в помощи».

Идеальных родителей не бывает и хорошие родители - это те, которые стараются дать своему ребенку то в чем он нуждается, научить его жить в окружающем мире, усвоить правила жизни и общения с людьми. Подать модель переживания чувств, общения с людьми, запрашивания помощи.

Задачи замещающей семьи:

Познакомить приемного ребенка со всеми членами семьи и правилами жизни в новой семье;

Разобраться в чувствах ребенка, причинах его поведения и адекватно прореагировать;

Заботиться о каждом члене семьи;

Обеспечивать особые условия для приемного ребенка;

Находить время для восстановления и обретения сил для решения проблем.

Многие из этих детей, воспитывающихся в замещающих семьях, нуждаются в абилитационных мероприятиях, предполагающих психологическое сопровождение.

Опыт работы с данным контингентом показывает, что наиболее действенной и результативной оказывается групповая форма работы как со взрослыми, так и с детьми - детско-родительская группа.

Цель: создание условий для развития адаптивных возможностей у детей дошкольного возраста через оптимизацию родительско-детских отношений в замещающей семье.

Задачи:

Способствовать развитию навыков сотрудничества и толерантного, диалогового взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми;

Способствовать формированию у всех участников адекватной самооценки, уверенности в своих силах.

- способствовать снижению эмоционально-психического напряжения, тревожности.

Условия организации и проведения занятий

Специфичность контингента и проводимых мероприятий предполагает необходимость создания определенных условий:

Специально оборудованные Игровая комната и Комната психологической разгрузки;

Наличие двух ведущих психологов-тренеров для одновременного проведения блоков занятия в разных помещениях;

Количественный состав группы: 5 пар (опекаемый ребенок и замещающий родитель), возраст детей 3-5 лет;

Цикл включает 5 групповых занятий;

Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю, в вечернее время;

Продолжительность каждого занятия: 1 час.

Примерная структура группового занятия:

1. Блок совместных действий (замещающие родители и опекаемые дети)

1.1 Ритуал приветствия

1.2 Разминка

2. Блок работы с детьми

2.2 Подвижные игры и упражнения (на снятие агрессии, повышение самооценки, развитие навыков сотрудничества)

2.3 Арт-терапевтические игры и упражнения

2.4 Игры и упражнения на развитие познавательной сферы детей

3. Блок работы с родителями

3.1. Обсуждение трудностей, возникающих у замещающих родителей с приемными детьми.

3.2 Тематические беседы и дискуссии

3.4 Ролевые игры и практические упражнения

4. Блок совместных действий

4.1 Ритуал встречи «Как мы соскучились»

4.2 Совместные игры и упражнения

4.2 Ритуал прощания

Тематический план занятий

1. «Давайте познакомимся» - 1 час

2. «Детские забавы» - 1 час

3. «В гостях у сказки» - 1 час

4. «В мире животных» - 1 час

5. «Мы вместе» - 1 час

1. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Методическое пособие / Под ред. Косенковой Т.В., Кузьменковой С.Н. - Смоленск, 2010.

С целью анализа проблем воспитания детей в приемной семье рассмотрим результаты анкетирования, проведенного по инициативе Министерства образования Национальным центром усыновления в октябре-ноябре 2004 г. В исследовании принимали участие 226 приемных семей жителей всех регионов страны: по 33 приемные семьи из Брестской и Витебской областей; по 32 семьи из Гомельской и Могилевской областей; 42 приемные семьи из Гродненской области; 35 семей из Минской области; 19 приемных семей из г. Минска. Анализ исследования показал результаты по следующим параметрам.

1. Воспитательные установки в приемных семьях рассматривались на основе преобладания в семье определенных стилей воспитания; включенности приемных детей в систему дополнительного образования и развития; системы контактов приемных детей с биологическими родите-лями; отношения приемных и биологических детей в приемных семьях.

Многие из опрошенных родителей осуществляют в своих семьях демократический стиль воспитания (174 человека (77%) указали, что конфликты с приемными детьми они разрешают, стараясь спокойно обсудить проблему). Это вполне оправдано наличием богатого опыта воспитания собственных детей у большинства родителей и наличием житейского опыта у тех из них, кто не имеет собственных детей. Небольшая часть респондентов, решая конфликты, настаивает на своей позиции, опираясь на свой собственный опыт (41 человек –18%). Невелико число «либералов», которые позволяют детям поступить, как те считают нужным, будучи убежденными, что опыт можно приобрести только на своих ошибках (11 человек – 5%). Указанные тенденции подтверждаются тем, что большинство родителей, воспитывающих приемных детей подросткового возраста, дают детям деньги на карманные расходы.

Самой больной проблемой в семейной адаптации и воспитании приемных детей, по мнению 150 (66%) респондентов, является проблема привития интереса у детей к школьным занятиям, преодоления трудностей в обучении; не меньше усилий требует искоренение у них вредных привычек (на это указали 115 (50%) респондентов); трудно дается установление и воспитание дисциплины у приемных детей (считают 97 (42%) человек), трудности в налаживании доверительных отношений с ребенком испытали 43 человека (29%). Трудно преодолевается отрицательный опыт воспитания в родной семье, отклонения в сексу-альном поведении ребенка, стрессы, связанные с отторжением ребенка родной семьей и вызванные различными формами насилия над ним.

Дети школьного возраста, воспитывающиеся в приемных семьях, как правило, включены в систему дополнительного образования и развития: подавляющее большинство из них посещают кружки детского творчества и по интересам, спортивные секции, бассейны, танцевальные, музыкальные и художественные студии.



В большинстве респонденты уверены в том, что их приемные дети чувствуют себя в равном положении с родными детьми (только один человек сомневается в этом); практически все убеждены, что приемным детям нравится в их семье (только 4 человека указали, что детям «не очень нравится» в их семье).

В семьях 10 респондентов собственные дети отнеслись насторо-женно к появлению новых детей, ребенок одного респондента открыто возражал против этого. Остальные 95 % биологических детей поддержали принятие в семьи приемных детей (в некоторых случаях настояли на этом).

Между собственными и приемным детьми в большинстве семей никогда не было трудностей или каких-либо трений. В 37 семьях такие трудности были только первые месяцы функционирования приемной семьи. В 4 семьях до сих пор существует ревность между родными и приемными детьми.

Показательно, но в большинстве приемных семей дети не общаются с биологическими родителями. При этом сами приемные родители не препятствуют такому общению. Только в 16 семьях дети имеют связи с биологическими родителями, еще в 18 – такое общение, по мнению приемных родителей, осуществляется редко.

Можно заключить, что стили воспитания приемных детей, осуществляемые в приемных семьях, подтверждаются наличием значительного житейского и воспитательного опыта приемных родителей, что свидетельствует о воспитательной устойчивости приемной семьи как воспитательного института и института социализации. Этому также способствует выявленная включенность приемных детей в образовательную инфраструктуру микрорайонов.

Однако для оптимизации вхождения приемного ребенка в новую семью можно наладить обучение (и/или осуществлять психолого-педаго-гическое сопровождение) родных детей кандидатов и/или собственно приемных родителей. Это позволит уменьшить трудности адаптации приемного ребенка в новой семье.

Рассмотим подробнее проблемы воспитания приемных детей, выявленные в ходе исследования 2004 г.

Проблемы физического здоровья .

Наиболее частая проблема в физическом здоровье приемных детей – стоматологическая. На момент помещения в приемную семью у 72 несовершеннолетних были проблемы с зубами. Очевидно, обусловили эту проблему у детей как недостаточное питание их матерей в период беременности, так и несбалансированность питания детей и их авитаминизация до поступления в приемную семью.

У 68 детей на момент помещения в приемную семью наблюдались различные патологические состояния дыхательных путей: частые про-студные заболевания, бронхиты, ангины, заболевания носоглотки, легоч-ной системы.

У 50 несовершеннолетних наблюдалось истощение. Недостаток прививок, как следствие социальной и материнской депривации, отмечался, на момент помещения в семью, у 31 несовершеннолетнего.

24 ребенка страдали, на момент помещения в семью, различными инфекциями, среди которых чаще других родителями упоминаются инфекции мочеполовой системы.

Из наиболее часто встречающихся органических поражений у приемных детей их родители выделили нарушения зрения, которые отмечаются у 39 детей (косоглазие, астигматизм, дальнозоркость и др.).

Признаками органического поражения центральной нервной системы следует считать указанные у 25 несовершеннолетних двигательные нарушения (некоторые дети раскачиваются, иногда во сне или при засыпании, бьются головой). Повторяют навязчивые стереотипичные движения (сосание губ, расчесывания, потирания и т.д.).

У 4 детей наблюдается нарушение слуха. Многие переживают состояние задержки моторного развития, у 2 детей – псориаз, 5 – имеют судорожные синдромы, 1 приемный ребенок страдает эпилепсией, 2 являются инвалидами с детства.

Указанные проблемы физического здоровья явились достаточно стойкими: так, стоматологические проблемы до сих пор актуальны для 20 детей; расстройствами дыхательной системы продолжают страдать 18 несовершеннолетних, нарушения зрения по прежнему беспокоят 21 ребенка, достаточно стойки и двигательные нарушения – они продолжают отмечаться у 13 детей.

Психосоматические расстройства.

Наибольшую обеспокоенность у приемных родителей вызывают проблемы со сном у приемных детей: 48 детей имели такие проблемы на момент помещения в семью, 12 продолжают ими страдать и сейчас. Среди основных расстройств сна родителями чаще упоминаются трудность засыпания, наличие беспокойного сна, сон с кошмарами.

У 31 ребенка, поступившего в приемные семьи, отмечаются частые непроизвольные мочеиспускания, энурез и энкопрез. Причем 11 детей продолжают испытывать эти патологические состояния на всем протяжении времени пребывания в приемной семье.

52 несовершеннолетних имеют проблему переедания или неуемного голода, что также характерно для детей, переживающих последствия материнской, сенсорной и социальной депривации. Указанная проблема сохраняется у 7 несовершеннолетних, несмотря на значительный стаж жизни в приемной семье.

На частую головную боль с начала жизни в приемной семье жаловались 18 детей, 5 испытывают это и сейчас. Головокружение и рвота были типичны для 16 детей (на начало жизни в приемной семье), сегодня они сопутствуют 2 детям.

Проблемы речевого развития.

Указанные проблемы, среди которых на первом месте – органические и социальные (недоразвитие речи), характерны для 53 детей на момент помещения их в приемные семьи; сейчас эти проблемы актуальны для 13 несовершеннолетних.

55 детей допускали, на момент начала обучения, частые ошибки при письме (эта проблема продолжает сопутствовать 22 детям). В основе данной проблемы лежат, как правило, неразвитость слухового анализатора, невнимательность, плохая память.

Среди функциональных речевых нарушений наиболее часто приемными родителями указывается дислалия (24 ребенка).

Школьные проблемы.

Наиболее частая проблема этой группы – сложности с выполнением домашнего задания, что отмечено у 61 ребенка школьного возраста на момент помещения в приемную семью, и продолжает отмечаться у 22 детей, несмотря на достаточный срок нахождения в семье. Приемные родители свидетельствуют, что главное в этой проблеме – отсутствие дисциплинированности, обязательности при подготовке домашнего задания, плохая память, отсутствие или сложности произвольных запоминания и внимания.

Школьная неуспеваемость отмечалась вначале у 38 детей, со временем только 9 приемных детей имеют неуспеваемость по некоторым школьным предметам. Приемные родители указывают, что многим детям, при подготовке уроков, необходим жесткий и постоянный контроль со стороны.

Актуальные проблемы формирования привязанности.

Наиболее частой проблемой этой группы являются боязнь и страх приемных детей потерять новую семью (73 ребенка). С течением времени пребывания в семье эта проблема не потеряла актуальности у 22 несовершеннолетних.

46 детей на начало жизни в приемной семье постоянно проявляли излишнее требование внимания и преданности от приемных родителей (44 ребенка), со временем эта проблема осталась у 18 детей.

33 несовершеннолетних излишне проявляли привязанность к незнакомым, со временем проблема осталась у 4 детей. Следовательно, с течением жизни в стабильных домашних условиях «интернатовская» привычка спонтанного поиска близких значимых людей устраняется.

Психологическое отстранение, отчуждение от приемных родителей в начале жизни в новой семье проявляли 16 детей, эмоциональный шантаж приемных родителей использовали 9 детей, явное эмоциональное предпочтение одного из родителей проявляли 11 человек.

Проблемы, связанные с прошлой жизнью.

Наиболее распространенными оказались повторяющиеся воспоми-нания прошлого, актуальные для 51 ребенка на момент помещения в приемную семью (для 10 из них это осталось актуальным и впоследствии).

23 ребенка проявляли вначале беспокойство о биологических братьях, сестрах, со временем, это беспокойство сохранилось у 6 детей.

11 детей идеализировали вначале свое прошлое, со временем идеализация прошлого осталась у 2 несовершеннолетних.

Сложности в построении новой жизни.

С отрицанием прошлого в приемные семьи пришло 15 детей, 1 из них до сих пор отрицает свой прежний опыт жизни.

У 14 детей явно имеется неясность своей истории, 21 ребенок испытывал сильное волнение в момент разговора на тему прошлого, 2 – повышенную агрессивность по отношению к новым родителям, 6 – сильно волнуются в момент разговора на тему жизни в новой семье.

Вероятно, что сложности в построении новой жизни обуслов-ливаются не только трудностями личностной идентификации, что свойственно подавляющему большинству депривированных несовершен-нолетних, но и отсутствием целенаправленной работы приемных родите-лей по созданию и расширению контактной сети приемного ребенка.

Проблемы полового поведения.

Излишнее половое любопытство проявляли 26 несовершеннолетних на момент создания их приемных семей. С течением времени этой проблемы не решили 9 из них.

Стыдливость и скрытность без какой-либо причины проявляли 12 детей, для 2 эта проблема до сих пор актуальна.

4 ребенка демонстрировали сексуальное поведение. Возможно, ска-зался их прежний опыт жизни в семейных условиях, далеких от традиции-онных представлений о супружеской и семейной порядочности и чистоты.

Социальная адаптация. Агрессивное поведение.

Физическую агрессию по отношению к взрослым демонстрировали 10 несовершеннолетних, 3 из них продолжают это делать, несмотря на значительный опыт воспитания в семье. Словесную агрессию в отношении взрослых проявляли 16 человек, для 7 это до сих пор актуально.

20 детей решали конфликты со сверстниками «кулаками», 4 продолжают вести себя агрессивно, несмотря на опыт жизни в благополучных семейных условиях. Словесную агрессию к сверстникам демонстрировали 24 ребенка, для 7 это также актуально.

На начало жизни в приемной семье 8 детей проявляли разрушительное поведение, 1 – продолжает вести себя также негативно.

Сложности в отношениях со сверстниками проявляли 19 детей, для 5 эта проблема сохраняется. Застенчивость, проявляемая ранее 19 несовершеннолетними, в основном девочками, осталась заметна у 10.

Невыполнение предъявляемых норм поведения.

Наиболее частой, по мнению приемных родителей, является ложь и обман, которые проявляли 61 ребенок. Это нарушение норм актуальным осталось для 23 детей, несмотря на жизнь в приемной семье.

Проблемы с деньгами, кражи были первоначально актуальны для 22 несовершеннолетних, впоследствии остались у 4 детей. «Невинное присвоение предметов» было актуальным для 24 детей, у 5 это осталось.

Разумные требования родителей о выполнении посильной работы по дому в начале игнорировали 18 детей, 11 из них продолжают относиться к домашней работе нехотя.

43 ребенка не выполняли гигиенические нормы и требования, у 15 это осталось с течением времени. 47 детей не соблюдали норм в еде. Как следствие неблагополучного детства это осталось у 19 из них.

Нарушение норм просмотра телепередач и норм сна поначалу осуществляли 22 ребенка, у 19 это осталось.

Всеобщее неподчинение демонстрировали 12 несовершеннолетних подростков при помещении в приемную семью, у 4 это остается проблемой. У 2 подростков с течением времени жизни в приемной семье были зафиксированы побеги и исключения из школы.

Ревность, агрессивность и драки с братьями, как родными, так и приемными, поначалу наблюдались у 15 детей, с течением времени эта проблема осталась актуальна для 3 несовершеннолетних.

Таким образом, анализ данных о приемных детях позволяет утверждать, что массовые особенности психофизического развития, поведенческие деформации и девиации, сложности вхождения в детский социум для приемных детей являются следствиями депривационного синдрома, наличия неблагополучного жизненного опыта, отягощенной наследственности.

Многие из обозначенных проблем, даже несмотря на положительный опыт жизни детей в приемных семьях, продолжают оставаться актуальными. В этой связи необходима более качественная подготовка и профессиональный отбор приемных родителей.

Как показывает практика работы с приемными семьями, необходимо корректировать число приемных детей в семьях, в случае, если один из детей имеет проблемы с адаптацией. Пополнение семьи новыми детьми чревато негативными последствиями для всех ее членов, делая приемную семью уязвимым социальным образованием.

Специалистам социально-педагогических учреждений и органов охраны детства нужно проводить профильное и адресное социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемных семей в зависимости от наличия и актуальности проблем.

Очевидно, что в случае поступления ребенка в приемную семью из приюта или из родной семьи, социальным педагогам, психологам учреждений образования, осуществляющим патронаж созданной приемной семьи, следует уделять большое внимание сопровождению и поддержке именно ребенка в новой семье, а не только родителей.

Для выявления актуальных потребностей приемных семей, детей в этих семьях, следует проводить региональные опросы, анкетирование, интервьюирование этих категорий граждан.

Целесообразно разработать специалистам вариативные семинарские программы сопровождения приемных семей в зависимости от выявленных при их функционировании проблем, возраста и особенностей детей (в том числе и родных).