Почему ребенок не хочет ходить. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.

Большинство родителей уверены, что дети годовалого возраста должны уже ходить. Каково же их удивление и разочарование, когда на первом дне рождения ребенка они вынуждены его носить на руках. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Неврологи говорят об определенной индивидуальности развития крохи, но, если малыш в годик не стоит на ногах, сами же ставят диагноз «задержка в развитии» и назначают применение многочисленных лекарственных препаратов. Почему ребенок в год не ходит? Что делать и как ему помочь?

Почему не ходит в годик?

Ребенок должен начать ходить до 1,5 лет от своего рождения – это нормы, которые должны соблюдаться и не вводить в паническое состояние родителей при отсутствии рассматриваемых навыков. Если же кроха в 1,5 года не делает и нескольких шагов – это говорит о наличии серьезной патологии опорно-двигательного аппарата. В таких случаях ребенок физически не может устоять на ногах.

Если же кроха в годовалом возрасте делает хоть какие-то попытки ходить, паниковать не следует. Малыш развивается нормально. Об отставании в развитии можно говорить лишь по достижении 1 года 2-3 месяцев – как правило, к этому времени все дети начинают ходить.

К причинам подобного промедления относят:

  1. Произошедшее поражение клеток головного мозга – гипоксия плода, что встречается сейчас с частотой 1 гипоксия на 3 беременности. Гипоксия в любой степени влечет опоздание в развития вследствие определенного ряда причин, которые следует выяснить путем комплексного обследования. При постановке подобного диагноза еще во время беременности молодые родители уже должны понять, что для нормального развития необходимо принимать определенные меры и не затягивать с лечением.
  2. Индивидуальные особенности ребенка – в силу определенных обстоятельств у крохи не получается ходить. Здесь выделяют:
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата в силу плохого питания или малого движения со стороны самого крохи;
  • ребенок попросту «засел» в ползании, что перестал обращать внимания на свои уже развившиеся возможности;
  • у ребенка отмечается слабый тонус мышц, что также является следствием плохого питания, кровообращения, гипоксии.

Удивительно, но ребенок может просто бояться начать ходить. Зачастую это происходит вследствие ранних попыток ходьбы, окончившихся падением. Искоренить страх ходьбы у малыша будет довольно сложно. Сами же неврологи в этом случае советуют не беспокоить ребенка некоторое время – 1-2 месяца. Этого времени должно быть достаточным, чтобы малыш забыл о падении и попробовал отправиться в путь снова.

Как помочь ребенку?

Особенную роль в воспитании детей играют . Да, это полезно малышу – так, он больше двигается и осваивает пространства. Да, это несравненная помощь маме – ей не приходится находиться в неудобном положении и самостоятельно придерживать ребенка. Но! Подобные методы ходьбы могут сыграть злую шутку. Во-первых, малыш может привыкнуть к ходункам и просто отказаться ходить самостоятельно. Во-вторых, во время просиживания и представленного способа хождения задействованы сами ноги. Что же касается всего туловища и укрепления позвоночника, «взаимодействия» позвонка с ногами – говорить вовсе не приходится. Соответственно, должного развития и укрепления мышц спины и ног, что необходимо для нормальной ходьбы, не происходит.

Бабушки и опытные неврологи и педиатры советуют сооружать малышу нечто подобия «поводка» — возьмите большую пеленку или простыню. Обмотайте ею туловище ребенка, оставив большой конец, за который будут держаться родители, и отправляйтесь в путь. В этой ситуации малыш самостоятельно встанет на ножки (ну или попытается это сделать), а родители вовремя поддержат «неваляшку» в необходимом положении.

С той же целью в детских магазинах предлагаются молодым родителям вожжи – это специальные ремни, которые поддерживают ребенка. Благодаря представленным аксессуарам малыш сам начинает ходить, а родители его лишь подстраховывают.

Есть много способов научить ребенка ходить. Главное, не перестараться в своих замыслах. При отсутствии физической подготовки малыш не только упадет, но и будет «травмирован». Существует масса примеров, когда кроха начала ходить еще в 7-9 месяцев. Радость родителей в дальнейшем вылилась в печаль. По мере роста у ребенка стали выявлять на обследованиях различные патологии опорно-двигательной системы. Простое плоскостопие или стертые коленные суставы могут стать следствием ранней ходьбы – несформированный опорно-двигательный аппарат попросту не смог справиться с такой нагрузкой и большим весом. Организм должен сам дать знать о готовности его к новым действиям – спешка неумолимо отражается на состоянии здоровья малыша, что определяется в уже большем возрасте.

В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.



Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.


Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:


Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.



Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.


Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.



Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Опасные симптомы

Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда:

  • ребенок не способен сделать и шага без поддержки;
  • малыш ходит на носочках (рекомендуем прочитать: ), не опираясь на всю стопу.

Чтобы исключить возможные отклонения, консультация врача не будет лишней. Известный педиатр Комаровский утверждает, что в большинстве случае нет никаких патологий. Видео с его участием поможет развеять родительские сомнения.

Каждый родитель с нетерпением ждет новых успехов крохи. Когда начнет переворачиваться, когда сам сядет, поползет, и наконец, пойдет. Но вот малышу исполняется год, а первых шагов все нет. Тогда мамы начинают нервничать: «другие-то дети уже ходят, а наш не хочет». Сегодня поговорим о том, почему детки в возрасте от года до полутора лет бояться ходить.

Во сколько малыш начинает ходить?

Если малыш развивается хорошо, нет никаких заболеваний и задержки в развитии, то к 18 месяцам детки обычно начинают уже ходить. Врачи устанавливают довольно большой промежуток времени от 9 месяцев до 1,5 года.

Есть несколько факторов, от которых зависит, как рано пойдет ваш ребенок:

  1. Наследственная предрасположенность - если один или оба родителя пошли поздно, то и их ребенок, скорее всего, пойдет примерно так же.
  2. Пол - девочки обычно начинают ходить раньше мальчиков.
  3. Телосложение - упитанные малыши позже худеньких сверстников начинают двигательную активность, не только ходить, но и переворачиваться, садиться и вставать на ножки.
  4. Общий склад характера - непоседы раньше стремятся покорить этот мир, а созерцатели выжидают подходящего момента, более осторожно походят к процессу самостоятельного передвижения.

Почему ребенок 1-1,5 лет боится ходить самостоятельно без помощи рук?

Существует множество как физических, так и психологических причин, по которым ребенок отказывается ходить самостоятельно.

Врачи и психологи называют следующие:

Причина Описание
Самая опасная - проблема со здоровьем Задержка моторного развития, мышечная дистония и другие заболевания. Но в этом случае и иные двигательные навыки будут проявляться значительно позже.
Наиболее распространенная - слабый мышечный корсет Мышцы ног и позвоночника малыша еще не готовы к таким нагрузкам . Как сказала одна мудрая бабушка: «Всему свое время». Как только малыш почувствует уверенность в своем теле, он начнет ходить.
Страх падения По мнению детских психологов, если у ребенка нет никаких проблем со здоровьем, то он не начинает ходить именно по этой причине. Возможно, когда он впервые пытался сделать самостоятельный шаг, то он упал и сильно ударился. Чтобы в будущем избежать негативного опыта, ребенок отказывается от опасных экспериментов .
Лень Еще одна довольно таки распространенная причина. Сейчас довольно много всевозможных приспособлений для малышей. Очень популярны у многих родителей ходунки. Существуют различные мнения на этот счет, но негативных моментов в использовании ходунков все же больше . Помимо того, что они оказывают большое давление на опорно-двигательный аппарат, они также развивают лень в ребенке. В ходунках проще двигаться, и когда родители отказываются от ходунков и ставят ребенка перед необходимостью ходить ножками без чьей-либо помощи, малыш возвращается к самому безопасному и легкому способу передвижения - ползанию.

Вот такие причины нежелания ходить выделяют специалисты.

Но они также утверждают, и любая мама может это подтвердить, что каждый ребенок уникален и развивается согласно своему личному графику. Даже в одной семье дети начинают ходить в разное время.

Одна мама поделилась воспоминаниями: «Старшая дочка уже в 8 месяцев бодро бегала по комнате, а младший сын в 1,2 только начал делать первые осторожные шажки».

Зачастую психологи просят родителей, у которых детки начинают ходить, минуя стадию ползания, научить детей в игровой форме ползать.

По данным исследований нейропсихологов, «ползающие» малыши в будущем более успешны в учебе, им легче даются точные науки. Да и в целом - ползание способствует более гармоничному развитию полушарий мозга.

Поэтому не стоит торопить чадо скорее начать ходить, дайте юному исследователю познать мир через прикосновения ладошек к различным поверхностям.

Что делать, если ребенок 1-1,5 лет боится ходить?

Но вот вашему крохе исполнилось полтора годика, а первых шагов все нет? Что делать в этом случае?

Для начала следует запастись терпением. Это то, что касается рекомендаций для родителей. Ведь им предстоит выяснить причину отказа малыша передвигаться вертикально.

Затем следует сходить на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатру - осмотрит малыша, проверит его общее самочувствие и даст направления к более узким специалистам.
  2. Хирургу - врач уже более детально осмотрит мышечный корсет, состояние суставов.
  3. Неврологу - доктор убедиться у психомоторном здоровье крохи, изучит рефлексы и реакции на раздражители, проверит тонус мышц. Специалист вовремя заметит тревожные признаки и составит программу реабилитации. Поэтому стоит показать ребенка невропатологу в 3-4 месяца, чтобы убедиться, что малыш развивается согласна возрастной норме.
  4. Ортопеду - самый узкий специалист. К нему направляет обычно либо хирург, либо невролог, если есть подозрение, что с мышцами, суставами и костями малыша есть проблемы. Ортопеды называют несколько наиболее распространенных проблем: дисплазия тазобедренного сустава, (мышцы постоянно напряжены) и мышечная дистония (тонус мышц одной половины тела отличается от тонуса другой половины).

При назначают широкое пеленание, лечебную гимнастику и плавание. При гипертонусе и мышечной дистонии советуют курс массажа, гимнастику и также плавание. Чтобы исключить эти моменты детей обычно направляют на профилактический осмотр ортопеда, также как и невролога, в 3 месяца. Но если вы не попали в назначенный срок, или врач просмотрел симптомы, то это в дальнейшем может спровоцировать проблемы с ходьбой. Поэтому врачи рекомендуют не пренебрегать визитами к специалистам в первый год жизни малыша .

Итак, хождение по врачам окончено, все специалисты дали заключение о полном здоровье ребенка, но чадо ходить все равно отказывается. Чем можно ему помочь?

Отвечают на этот вопрос нейропсихологи:

  1. Не показывать своих переживаний по этому поводу . Видя, что родители нервничают, малыш и сам начинает волноваться, становится еще менее уверенным в себе.
  2. Не ругать, не кричать, не понукать - от давления детки начинают испытывать стресс, что формирует негативное отношение к процессу хождения.
  3. Уделяйте особое внимание физическому развитию малыша . Делайте по утрам зарядку и массаж. Двигательная активность укрепит мышцы, а мамино внимание и забота придадут сил. Вечером можно делать легкий расслабляющий массаж, погладить ножки и спинку, похвалите за успехи и скажите, что завтра будет новый день, наполненный интересными вещами.
  4. Стимулируйте малыша отрываться от опоры , кладите его любимые игрушки повыше, чтобы ему пришлось встать на ножки.
  5. Играйте с ребенком . Особенно полезны игры с двумя взрослыми. Когда ребенок ходит от мамы к папе, от бабушке к дедушке, взрослые его хвалят, целуют или обнимают. Позитивные эмоции также помогут малышу быстрее освоить такой сложный способ передвижения, как ходьба.

Вот такие рекомендации и советы дают специалисты. И главное, что следует помнить - ваш ребенок - самый лучший, самый умный и красивый. Его стоит поощрять и направлять, но не подталкивать и заставлять. И тогда малыш будет вам благодарен.