Пацанские интересы. Правильный пацан. Прагматика жизни, прагматика насилия

Сухая, слабо утрамбованная земля податливо впускала в себя лопату, вылетала из ямы и почти без шороха ссыпалась по склонам образовавшегося рядом холма.
Яма углублялась, холм рос с каждой минутой.
Вскоре его край дополз до ямы, и Саньке пришлось вылезать и отбрасывать землю. Голая мускулистая спина его блестела от пота, волосы слиплись на лбу. Отбросав землю, он достал папиросы, сел и закурил, свесив ноги в яму.
Прохладный ветерок шелестел листвой берез, качал кусты и высокую выгоревшую траву. Со стороны деревни по-прежнему доносилась музыка.
- Танцуют, *****.. - зло пробормотал Санька и сильно затянулся, отчего папироса затрещала и осветила его лицо. - Как танцевали, так и танцуют... хули им...
Невидимый дым попал ему в глаз, заставив сморщиться и закряхтеть:
- Ептэ... ой... Наташенька...
Он посмотрел в черную яму, вздохнул.
- У меня ведь душа давно болела... вот и вышло...
Руки его зашарили на голой груди:
- Гады... и не написали... не написали даже... суки...
Отшвырнув папиросу, он спрыгнул в яму и стал рыть дальше. Внизу земля оставалась такой же теплой и рыхлой. Сладковато пахло корнями и перегноем.
Через полчаса, когда Санька ушел в яму по плечи, землю стало выбрасывать трудней. Лопата мелькала реже, Санька часто останавливался, отдыхал. Холм выброшенной земли снова надвинулся.
Вскоре лопата глухо стукнула по крышке гроба.
- Вот...
Санька стал лихорадочно выбрасывать землю, часть которой вновь осыпалась вниз.
- Вот... господи... вот... Наташенька...
Дрожащий голос его глухо звучал в яме.
Откопав на ощупь гроб, который прогибался и потрескивал под его ногами, он с трудом выбрался наверх, взял фонарик и сполз в яму.
- Вот... вот...
Он зажег фонарик.
Обитый черно-красным гроб наполовину выглядывал из земли.
Положив фонарик в угол, Санька быстро выбросил мешавшую землю. Потом подергал крышку. Она была приколочена. Размахнувшись, он вогнал острую лопату в нее.
- Вот... они ж забили тебя... гады... щас, щас...
Налег на ручку лопаты. Крышка громко затрещала, но не поддалась.
Выдернув лопату, Санька принялся сдирать с крышки черный коленкор.
- Наташенька... любушка моя... законопатили... суки...
Содрав непрочную материю, он посветил фонариком, потом, наклонив гроб, сунул лопату в щель, налег.
Стенки ямы мешали, ручка лопаты задевала о них, осыпая землю.
Санька наклонил гроб сильнее. Крышка затрещала и отошла слегка. Отшвырнув лопату, он уцепился за крышку, потянул. С треском она стала отходить от гроба. Из щели хлынула спертая вонь.
Санька просунул ногу в расширяющийся проем, уперся, дернул и оторвал крышку. Удушливый запах гниющего тела заполнил яму, заставив Саньку на мгновенье оторопеть. Он выкинул крышку наверх, выровнял накренившийся гроб и склонился над ним.
В гробу лежал труп молодой девушки, по грудь закрытый простыней. Голова с белым венчиком на лбу была слегка повернута набок, руки лежали на груди.
Санька посветил фонариком.
Несколько юрких мокриц, блошек и жучков, облепивших руки, лицо и синий жакет трупа, бросились прочь от света, полезли в складки одежды, за плечи и за голову.
Санька склонился ниже, жадно всматриваясь в лицо мертвеца.
- Наташа, Наташенька...
Крупный выпуклый лоб, широкие скулы и сильно заострившийся нос были обтянуты коричневато-зеленой кожей. Почерневшие губы застыли в полуулыбке. В темно-синих глазницах вяло шевелились черви.
- Наташа... Наташенька... господи... загнила-то... загнила-то как...
Фонарик задрожал в Санькиной руке.
- За месяц... за месяц... Наташенька... любушка...
Он снова заплакал.
- Я ведь... я ведь... это... я... ве...дь... Наташ... господи... угораздило тебя... а я вот... я вот... люблю тебя...
Санька зарыдал, трясясь и роняя слезы на синий заплесневелый жакет.
- И это... и это... Наташ... я ведь завсегда тебя любил... завсегда... а Петька гад... я ведь отговаривал... работа эта... чертова... гады... сра...ные... я ферму эту хуеву... спалю... спа...лю... *****.. к ебе...ни... ма...тери...
Луч фонарика плясал по стенкам ямы.
- А я ведь... тогда и не знал... сволочи... и не написали... а приехал... и... и... не поверил... а теперя... а теперя... а... те...перя... я вот это... это... это! Наташенька!
Он зарыдал с новой силой, потные плечи его тряслись.
- Это они все... они все... га...ды... *****.. суууки... а этого... а этого... бригадира я, **** убью... *****.. сука хуев...
Сверху посыпалась земля.
- Они ведь это... это ведь... а я тебя люблю. А с Зинкой у меня и не было ничего... ничего... а тебя я люблю... люблю... ми...лая... милая... милая!
Санька рыдал, вцепившись в край гроба. Брошенная под ноги лопата больно резала колено. Запах гниющей плоти, смешанный с запахом потного Санькиного тела, заполнил могилу.
Нарыдавшись, Санька вытер лицо руками, взял фонарик, посветил в лицо трупа.
- Наташ... я ведь и вправду не мог. Они мне письма не прислали. А я там был. Там. А тут приехал, и говорят: Наташку током убило. Я прям и не поверил. И не верю я. Наташ. А, Наташ? Наташ! Наташка!
Он потряс гроб.
- Наташ. Ну Наташенька. Ну это я - Сашка. Слышишь? А?! Слышишь?!
Он замолчал, вглядываясь в ее лицо.
В яме стояла глухая тишина.
- Наташ. Ну ведь не видит никто. Наташк! Наташк! Слышь?! Это я, Санька!
Из почерневшей ноздри мертвеца выползла маленькая многоножка и, быстро пробежав по губам, сорвалась за отворот жакета.
Санька вздохнул, поколупал ногтем обтянутую доску:
- Наташ. Я это. Просто я вот не понимаю ничего. Как так получилось?! На танцы ходили, помнишь?! А тут - вообще... ***ня какая-то. Чего-то не понимаю... а там опять танцы. И хоть бы *** всем... танцуют... А, Наташ? Наташ? Наташ!
Труп не откликался.
Санька осторожно снял белую материю. Под ней была синяя юбка и Наташины ноги, обутые в черные лакированные туфли.
Санька выпрямился, положил фонарик на край ямы и, подпрыгнув, выбрался сам.
Наверху было свежо и прохладно. Ветер стих, березы стояли неподвижно. Небо потемнело, звезды горели ярче. Музыка больше не слышалась.
Санька приподнял рубашку, взял бутылку, откупорил и глотнул дважды. Потом еще раз.
Водки осталось совсем немного.
Он подошел к краю ямы, поднял фонарик и посветил вниз.
Наташа неподвижно лежала в гробу, вытянув стройные ноги. Отсюда казалось, что она улыбается во весь рот и внимательно смотрит на Саньку.
Он почесал грудь, оглянулся по сторонам. Постояв немного, взял бутылку и сполз в яму.
Несколько земляных комьев упали на грудь Наташи. Санька снял их, пристроил бутылку в углу и склонился над трупом:
- Наташ... ты это... я тут... это...
Он облизал пересохшие губы и зашептал:
- Наташенька... я ведь тебя люблю... люблю... я щас...
Он стал снимать с нее жакет. С него посыпались редкие насекомые.
- Сволочи, *****.. - пробормотал Санька.
Разорвав жакет в руках, он содрал его с окостеневшего трупа.
Потом разорвал и снял юбку.
Внизу была заплесневелая ночная рубашка.
Санька разодрал ее и выпрямился, осветив бледное тело.
От шеи до низа живота по нему тянулся длинный разрез, перехваченный поперек частыми нитками. В разрезе копошились черви. Грудь казалась не по-женски плоской. В пупке свилась мокрица. Темный пах выделялся на фоне бледно-синего тела.
Санька взялся за покрытую пятнами ногу, потянул.
Она не поддавалась.
Он потянул сильнее, упершись в гроб и ткнувшись спиной в стенку ямы. Что-то затрещало в животе трупа, и нога отошла.
Санька зашел справа и потянул за другую.
Она поддалась свободно.
Санька выпрямился.
Наташа лежала перед ним, растопырив ноги.
Он опустился на колени и стал трогать ее пах.
- Вот... милая моя... вот...
Пах был холодным и жестким. Санька стал водить по нему пальцем. Неожиданно палец провалился куда-то. Санька вытащил его, посветил. Палец был в мутно-зеленой слизи. Два крохотных червячка прилипли к нему и яростно шевелились.
Санька вытер палец о штаны, схватил бутылку и вылил водку на пах:
- Вот... чтоб это...
Потом быстро накрыл верхнюю часть трупа белой материей, приспустил штаны и лег на труп.
- Милая... Наташенька... вот так... вот...
Он стал двигаться.
Член тяжело скользил в чем-то холодном и липком.
- Вот... Наташенька... вот... вот... - шептал Санька, сжимая плечи трупа. - Так... вот... вот... вот...
Через пару минут он закряхтел, заерзал и замер в изнеможении:
- Ой, *****..
Полежав немного на накрытом трупе, Санька медленно встал, посветил на свой член. Коричневато-зеленая слизь на нем перемешивалась с мутно-белой спермой.
Санька вытер его простыней, натянул штаны.
Выкинув наверх лопату, с трудом выбрался сам. Наверху он отдышался и покурил, бродя по кладбищу. Потом бросил в яму крышку гроба, взял лопату и стал сбрасывать землю.
В деревню он вернулся в четвертом часу.
Когда стал перелезать через прясла, спавшая во дворе Найда залаяла, побежала в огород.
- Свои, - проговорил Санька, и собака, радостно заскулив, бросилась к нему. - Свои, свои, псюша... - Он потрепал ее, прошел к сараю и поставил лопату на место.
Собака юлила вокруг, шурша травой, задевая за его ноги теплым телом.
- Пошла, пошла... - пнул ее Санька и, подойдя к окошку, громко постучал.
В избе вспыхнул свет, выглянуло заспанное лицо матери.
- Мам, эт я, - улыбнулся Санька.
Мать покачала головой и скрылась.
Посвистывая, Санька двинулся к крыльцу. Лязгнула задвижка, дверь отворилась.
- Ты хде шлялся-то? Обнахлел совсем...
Санька поднялся на крыльцо:
- Да на танцах. Чо шумишь?
- Ни днем, ни ночью спокоя нету! Закрой сам.
Она скрылась в сенях.
Заперев за собою дверь, Санька прошел в горницу. Постояв в темноте, зачерпнул из ведра воды, выпил. Подошел к столу, вынул хлеб из-под скатерти, пожевал. Посмотрел в окно.
- Ты ложитца будешь аль нет?! - заворочалась на печке мать.
- Да щас, спи ты.
Санька постоял, жуя хлеб, потом снял с комода отцовскую трехрядку и осторожно двинулся к двери.
- Куды опять?
- Да щас, мать, ну чо ты...
Он прошел на двор, прошлепав по грязи, отворил калитку и оказался на пасеке.
Здесь пахло воском и яблоками.
Санька пробрался меж яблонями и сел на узкую шаткую лавочку, прямо напротив четырех ульев. Прохладный ветерок прошелестел по листьям, качнул стоящую поодаль рябинку. Санька развернул мехи и прошелся по кнопкам:
- К сожалеееенью день рождеееенья только раааз в гоооодууу.
Пальцы не слушались.
Он пиликал, склонив голову к гармошке. Мехи пахли старой кожей и нафталином.
Прибежала Найда, осторожно понюхала гармонь.
Санька прогнал ее и заиграл погромче:
- Хлеба налееево, хлеба напрааавооо...
Но пальцы снова не послушались, гармошка фальшиво попискивала в темноте.
Санька посидел, вздыхая и крутя головой.
Потом вдруг замер, улыбнулся и посмотрел на небо. Молодой месяц в окружении звездной россыпи висел над пасекой. Санька опять улыбнулся, будто вспомнив что-то, зябко передернул плечами и взялся за гармонь.
На этот раз она ответила стройной мелодией.
Санька сыграл вступление и пропел, медленно растягивая слова:

Я свою любимоююю
Из могилы выроююю,
Положу, помооою,
Поебу, зарою.

Он сжал мехи и прислушался. На деревне стояла полная тишина.
Вскоре запели первые петухи.

Если район, в котором вы живёте, благополучный и количество уличных преступлений в нём минимально - то вам повезло. Многие же проживают в более беспокойных территориях, а некоторые - буквально в криминальных районах. В любом случае прочитать эту статью будет полезно всем, так как не каждый знает, как разговаривать с гопниками и как реагировать на их агрессию.

Кто такие гопники и как они появились

Вообще само по себе слово это жаргонное. Под ним подразумевают определённую категорию людей, имеющих низкий социальный статус, не обременённых образованием, а зачастую - и интеллектом. Таким людям свойственно криминальное поведение. Среди множества версий о происхождении слова «гопник» наиболее правдивыми и вероятными выглядят две. Первая - происходит от аббревиатуры «ГОП», что расшифровывается как «Городское общежитие пролетариата» или «Городское общество презрения» (первые буквы из этих трёх слов). Это общежитие существовало во времена после Октябрьской революции в Петрограде (теперь - Санкт-Петербург). Его жители «прославились» своим криминальным поведением, что и дало начало такому понятию, как «гопник». Вторая версия происходит от популярного в криминальной среде выражения «гоп», что означает быстрый, стремительный налёт, ограбление, совершаемое на случайных прохожих. Поэтому людей, совершающих такой налёт (ещё называемый «Гоп-стоп»), стали называть «гопники». Это слово особенно набрало популярность в 90-е годы в странах бывшего СССР.

Если вы - обычный человек или простая домохозяйка, то, скорее всего, для вас незнакомы правила и законы, вы понятия не имейте как общаться с гопниками и по каким они живут реалиям. Но эти правила, или, как они их сами называют - «понятия», существуют. Для большинства гопников «понятия» - это святое. То, что многие люди представления не имеют о том, что это такое, только выгодно для гопников. Давайте же познакомимся с определёнными сторонами их поведения, рассмотрим некоторые возможные ситуации, которые могут произойти при встрече с ними и, конечно же, как лучше всего действовать. Тот, кто хорошо проинформирован - хорошо вооружён. Все это в совокупности поможет вам правильно разговаривать с гопниками по понятиям и избежать непредсказуемых концовок.

Как избежать разговора с гопниками по понятиям

Конечно, самый лучший способ обезопасить себя от разговора с гопниками - это вообще избежать контакта с ними. Или, по крайней мере, свести вероятность этой встречи к минимуму. Применение следующих практических советов поможет вам в этом. Например, если вы возвращаетесь домой поздно с работы, старайтесь по возможности пользоваться общественным транспортом, вместо того чтобы идти пешком. Если же какой-то отрезок пути всё же нужно пройти - выбирайте многолюдные, хорошо освещённые улицы, вместо того чтобы срезать углы тёмными дворами и переулками. Помните: пусть дорога домой будет более длинной, зато менее опасной. Если вы издалека увидите подозрительную компанию, которая агрессивно себя ведёт, или пару человек явно криминального вида - постарайтесь изменить свой маршрут, не привлекая к себе внимания. По возможности не носите с собой в такое время суток крупные суммы денег или ценные вещи, например, дорогие часы. Женщинам лучше воздержаться от золотых украшений и драгоценностей, или же снять их с себя, чтобы этим не привлекать к себе злоумышленников.

Что делать, если разговор с гопниками неизбежен

Первое, что нужно сделать - оцените ситуацию. Подумайте: будет ли целесообразно в вашем положении просто убежать? В состоянии ли вы это сделать? Ведь если гопники вас догонят, ваш побег может разозлить их ещё больше. Если вы пришли к выводу, что побегом проблему не решить, тогда действуйте по-другому.

Женщинам и девушкам в таких ситуациях может помочь очень громкий, пронзительный крик. Кричите настолько сильно и истерично, насколько это возможно, как будто от этого зависит ваша жизнь! Зовите полицию, или просто «На помощь», главное - как можно громче! Такой громкий крик может деморализовать нарушителей и привлечь внимание людей на улице или побудить других выглянуть из окон, балконов и так далее. Вряд-ли злоумышленники желают такого всеобщего внимания, ведь они любят делать всё по-тихому. Поэтому ваш крик может побудить их оставить вас в покое и скрыться.

Как разговаривать с гопниками на их языке

Всегда помните, что гопники в первую очередь будут стараться вас запугать, или сломить морально, чтобы потом было легко «обработать». Их цель - обеспечить себе моральное превосходство. Кстати, не всегда проблему можно решить физическим путём. Если вы один, а грабителей несколько, то ваши силы явно неравны. Но никогда не забывайте, что каменное спокойствие в этой ситуации - ваш надёжный помощник. Старайтесь сохранять его во что бы то ни стало. Не впадайте в панику и не делайте резких движений. Нередко бывает, что грабитель оказывается нервным и может отреагировать на ваши резкие жесты. Держитесь уверенно и спокойно.


Запомните, общение с гопниками всегда строится по понятиям. Если, идя по улице, вы услышите что-то типа «Эй, а ну-ка подойди сюда!» - не торопитесь подходить. Согласно их «понятиям» тот, кто начинает, должен и обосновывать свои действия. Возможно, в вашей ситуации будет уместным вообще не отреагировать на это обращение, сделав вид, что оно адресовано не вам. Возможно, спокойно продолжив свой путь вы просто уйдёте от проблемы, так как гопники увидят, что вы их не боитесь и на них не реагируете. Некоторые могут просто не захотеть идти за вами следом или повторять призыв подойти снова. Но если это не помогло и к вам продолжают обращаться, либо они сами к вам подошли, спокойно спросите: «Я могу чем-то помочь?»

Или может произойти так: гопник первым подойдёт к вам и подаст вам руку. Не торопитесь её пожимать - согласно «понятиям», правильный пацан кому попало руку не пожмёт, по крайней мере не выяснив, кто перед ним стоит. Согласно законам зоны (что для гопников является святым), в тюрьме не принято пожимать руку. Поэтому вместо рукопожатия просто спросите его: «Ты кто?». Вам также может помочь улыбка - гопника это может сбить с толку.

Далее вас могут атаковать вопросами типа: «Кто такой?», «Деньги есть?» и тому подобное. Улыбаясь, спросите в ответ «Зачем интересуешься?» Важно помнить - для агрессии против вас необходим малейший повод, поэтому старайтесь правильно разговаривать с гопниками. Не отвечайте на их вопросы и продолжайте гнуть свою линию - уважительно, но твёрдо. Не ввязывайтесь в их тему разговора, чтобы потом не поворачивать вспять, так как это с их точки зрения будет выглядеть некрасиво, и может послужить для них поводом. Они могут продолжать давить: «Ты что, нас не уважаешь?», или «В западло побазарить с нормальными пацанами?» - не реагируйте! Можете сказать: «Хочешь на меня по беспределу наехать?» Выражение «по беспределу» означает «без повода», а уважающий себя пацан так делать не станет, это не по их «понятиям». Если он скажет: «Ты меня в чём-то обвиняешь?», спокойно продолжайте: «Нет, интересуюсь». Говорите именно слово «интересуюсь», а не «спрашиваю», чтобы они не восприняли это как наезд. Повторив фразу «Я тебя не знаю», прекратите улыбаться, и всем видом покажите, что разговор окончен. Конечно, такой поворот событий может и не устроить гопника, и он может даже начать драку, хотя такой вариант для него невыгоден, так как по «понятиям» драка является беспределом. Скорее всего, он предложит познакомиться, поговорить. Старайтесь сохранять мир, но будьте бдительны. При положительном исходе событий на этом ваше общение с гопниками на улице может и закончиться.

Конечно, невозможно предвидеть и описать все ситуации. Некоторым уличным хулиганам и вовсе наплевать на «понятия» и правильное общение с гопниками сводится сразу к драке и грабежу.

Помните главное: не бойтесь, держитесь уверенно, говорите уважительно, но твёрдо, не бормочите себе под нос, избегайте оправдываться и не выполняйте никаких просьб. Улыбайтесь. Не отступайте в своих словах. Помните это и старайтесь быть осторожными на тёмных улицах.

П а ц а н с к и е п о н я т и я

Пацанские понятия.

Основы догматики босяцкого мировоззрения.

Как разложить по распоняткам. Как залечить тему. Как задвинуть постанову. Как держать базар.

Мудрецу даны знания, мужику умения, пацану - понятия.

Слова - средства для выражения сермяги. Понятия существуют независимо от слов, они непреложны, они всегда есть, всегда были и всегда будут, существуя в вечном сиянии Здесь и Сейчас-присутствия Верховного Пахана.

Лох

Это такая особая форма жизни.
В природе она представлена в избытке и многообразии. Лоха отличает колоссальная способность к регенерации и вместе с тем - рефлекторная склонность действовать наобум, импульсивно, вопреки здравому смыслу и часто во вред себе. Именно из-за этой своей особенности лох всегда теряет больше, чем приобретает. Однако оставшись ни с чем, снова и снова находит в себе силы восставать из пепла, чтобы в конечном итоге принести очередную жертву какому-нибудь хищнику.

Прав. Не прав

Мы часто слышим: "Ты не прав".

Прав. Не прав. Казалось бы, просто слова такие.
А нет. Это не просто такие слова, это такие понятия.
Пришла пора прочертить горизонт между этими двумя столь близкими и столь же далекими друг от друга плоскостями - словом и понятием.
Слово - это орудие. Булыжник в руке пролетариата. Слово может карать, кромсать, уничтожать и резать, однако оно всего лишь слово. Последовательность вибраций, наделенная неким смыслом. Звуковая волна определенной амплитуды. В общем, субстанция крайне эфемерная.
Понятие - это рука, бросающая камень; палец, нажимающий на курок. Это сила, управляющая миром. Понятие - это инстинкт. Животные не знают слов, но понятия им известны. Понятие породило все слова вместе взятые. Вначале было не Слово, но Понятие.
Правильный пацан не любит трепаться. У него есть Понятие - как высшее знание, перед коим любые слова кажутся беспомощными и несостоятельными. "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу" - это стопроцентно пацанский тезис.

Пацан сказал - пацан сделал

Это такое жизненное кредо.

Вместе с тем, это формула моментального превращения духа в материю в Мирах Высокой Чёткости.

Все мы знаем, что желаемое от действительного всегда отделяет хоть один, но шаг. Должно пройти время, чтобы мысль обрела физические контуры. Так вот, в пацанском измерении никакого времени не требуется. Закон одного шага там не действует.

Материя там настолько разрежена, а понятия так незыблемы, что поди разберись - где слово, а где кастет. Мысль осязаема, словом легко выломать зубы, а одним лишь намерением можно навести свои порядки в соседней Вселенной.

Понятие масти

В пацанском мире кастовость является основой социального баланса.

Поэтому и по сию пору в районах, удалённых от центра ровно настолько, насколько велико бесстрашие идущего, можно услышать в свой адрес:

Ты какой масти?

Это такой побудительный интеррогатив, взывающий к социальному самоопределению собеседника.

В самом широком смысле, масть - это каста. В пацанском обществе, суровом и жестоком, социальная принадлежность является определяющим фактором существования индивида. Социальный контраст - базовый принцип, заложенный в основание пацанской картины мира. Социум, согласно этому принципу, построен из разрозненных групп, различия между коими настолько велики, что практически исключают всякую ассимиляцию.

Масть - это общественнообразующий принцип, укорененный в "понятиях".

К чему стремишься?


Это такой основополагающий мировоззренческий интеррогатив.

Средство отличить соратника от чужака, четкого пацана от "черта из мутной воды". В общем, вывести собеседника на чистую воду.

Фраза "К чему стремишься?" созвучна и во многих случаях синонимична известным вопросительным формам типа "Ты с какого микраша?", "Ты кто по жизни?", "Пацан ты или лох?", "Кто тебя учил?", "Кого знаешь?", "Какую музыку слушаешь?", однако более укоренена в "понятиях".

Корень этого вопроса, как и многое в пацанской тематике, произрастает из "зоновских" обычаев. Хотя мы-то с вами понимаем, что гопник - это далеко не всегда экс-зэк. Чаще бывает совсем наоборот. Несмотря на все заверения типа "да я зону топтал" и "да я на малолетке чалился", пацан лишь пытается пустить пыль в глаза, поднять свой авторитет и заставить себя уважать. Ведь с достоинством отсидеть - значит заработать пожизненную уважуху, чего гопник по обыкновению лишен.
Пацан

Это такая единственно возможная форма бытия.

Пацан - отнюдь не Гамлет: вопроса "Быть или не быть?" для него не существует. Он просто есть, помимо вашей воли, как торчащий из дверного косяка ржавый гвоздь, о который вы из года в год рвете очередную пару штанов, а выдернуть его не доходят руки. Гвоздь в какой-то степени определяет и ваше бытие: если б не он, вы бы, возможно, и не задумывались о покупке новых брюк. Так же и гопник: являясь неродственной вам сущностью, он добавляет лишнее условие в мировоззренческую картину вашего мира. А если вы живете в гетто, это условие становится для вас основополагающим.

Пацан - это точка, в которой преломляется ваше представление о мире и себе.

Светлана Стивенсон
Жизнь по понятиям: «реальные пацаны» и их моральные правила

Светлана Абрамовна Стивенсон (р. 1962) - социолог, доцент Университета Лондон Метрополитен. Автор монографий « Crossing the Line . Vagrancy, Homelessness and Social Displacement in Russia » (2006 ) и « Gangs of Russia. From the Streets to the Corridors of Power » (2015).

Хотя время «реальных пацанов» - членов бандитских группировок, казалось бы, ушло в прошлое и сейчас в России на авансцену низового насилия вышли новые агенты, будь то бойцы Новороссии или часть сторонников «Антимайдана», след 1990-х - времени пацанов - остался в культуре и общественном дискурсе. Популярная культура все больше романтизирует уходящую натуру (особенно это проявилось в недавнем массовом успехе сериала «Физрук», повествующем о бывшем бандите, устроившемся на работу в школу, вызывающем уважение и даже восхищение у учителей и учеников своей брутальной маскулинностью и «естественным» чувством справедливости). В комментариях представителей либеральной интеллигенции о происходящем в стране мы встречаем частые ссылки на пацанов и их понятия, особенно, когда говорящие указывают на поведение властей, связанное с агрессией, пренебрежением формальным правом, откровенным обманом, преследованием тех, кто определяется как враг, и безусловной верностью «своим», страху потерять лицо и, как следствие, эскалацией насилия. Власти, как утверждают комментаторы, ведут себя «по-пацански». Вот, например, цитата из Леонида Радзиховского по поводу кризиса в отношениях России и Запада:

«Главный просчет Путина - это неумение предвидеть реакцию Запада, конечно. Он был уверен, что Запад - это слабаки, это трусы, это жадные и жалкие ничтожества, ни на что не годные, которые при малейшем на них напоре тут же сложат лапки и уползут под стол. Ну, короче говоря, жалкие беспомощные ботаны, которые при появлении реального пацана будут только очки протирать, извиняться и просить пардону» .

Или мнение Станислава Белковского по тому же поводу:

«Но можно ли было не проучить этих высокомерных людей, западные элиты, думающие, что им позволено все, а народам второго сорта (которыми они считают русских и еще много кого) - ничего? Так было, но так не будет. Потому что пацан» .

Нередко можно прочесть и утверждения о том, что «нами правит шпана».

Из этих и многих других сходных комментариев очевидно, что, по мнению их авторов, образованному слою и его «цивилизованному» поведению противостоят представители слоев с фундаментально другими правилами и принципами поведения, обозначаемыми ими как «пацанские». Эти слои находятся как на самом низу, так и на самом верху российской социальной структуры.

Но что в действительности представляют собой моральные понятия «реальных («правильных», «конкретных») пацанов»? И какого рода тип властных отношений создается на их основе? В настоящей статье я анализирую данные исследования организованных преступных группировок, проведенного в Казани в 2005 году совместно с казанским социологом Александром Салагаевым и его учениками Александром Шашкиным и Рустемом Сафиным . В рамках исследования мы опросили 32 членов различных казанских группировок в возрасте от 17-ти до 35 лет. В числе тем, поднимаемых в ходе углубленных интервью, были понятия. Мы спрашивали респондентов о понятиях, как они применяются, а также просили рассказать о том, в каких ситуациях насилие является допустимым, а в каких нет.

Казанские группировки как патримониальные кланы

Казанские группировки зародились в конце 1960-х годов и обрели всесоюзную известность в связи с судом над группировкой «Тяп-Ляп», состоявшимся в 1978-1980 годах. Эта банда, выросшая из дворовых групп молодежи, проживавших в районе местного предприятия «Теплоконтроль», занималась уличным насилием, кражами, грабежами, вымогательством у работников сферы обслуживания, охраной деятельности советских теневых предпринимателей. В конце 1980-х - начале 1990-х годов многочисленные казанские группировки трансформировалась в бандитские формирования, занимавшиеся преимущественно рэкетом. Сходные структуры возникли в других городах Татарстана, Поволжья и по всей России. Лидеры группировок и подчиненные им группы очень быстро оторвались от своих территориальных корней и уже в начале 1990-х стали распространять свою деятельность на близлежащие регионы, на Москву и Санкт-Петербург, создали форпосты за рубежом. Они предоставляли «крыши» для крупного бизнеса, участвовали в различных нелегальных схемах по уходу от налогов и отмыванию денег, действуя нередко по заказу государственных структур, и постепенно вросли в легальный бизнес. Однако местные молодежные структуры, «улицы» и их союзы продолжали существовать на территориях, ставя «крыши» мелким и средним предпринимателям, занимаясь разнообразной преступной деятельностью (мошенничеством, грабежами, кражами и уличной преступностью).

К моменту исследования прежняя власть группировок уже сильно ослабла. После ряда процессов над организованными преступными сообществами Татарстана, происходившими в 2000-х - первой половине 2010-х годов, группировки потеряли значительную часть своих лидеров и влияния. Те же из лидеров, кто не пал жертвой попыток государства ликвидировать организованную преступность, сделались известными предпринимателями, депутатами Государственной Думы, руководителями крупных общественных фондов как в Татарстане, так и в Москве. Тем не менее основные группировки - «Хади Такташ», «Перваки», «Соцгород», «Мирновские», «Борисковские», «Шатуровские» и многие другие - по-прежнему существовали и существуют до сих пор, действуя главным образом на окраинах города. Территориальные формирования группировок занимаются разными видами силового предпринимательства : «крышуют» игровые салоны, фирмы по обналичке, таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродают мобильные телефоны, контролируют проституцию, организуют нелегальные уличные парковки, занимаются продажей наркотиков. Группировкам на законных основаниях принадлежат авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены по-прежнему вымогают деньги у так называемых «лохов» (в основном своих ровесников, не пацанов), занимаются квартирными грабежами и кражами.

Казанские группировки многоэтничны, они включают в себя представителей всех автохтонных этнических групп, живущих в городе (в основном это русские и татары), но исключают участие девушек и женщин. Членство в них начинается в 16-17 лет, но после 25-30 лет многие пацаны отходят от активной жизни группы и встречаются со своими товарищами лишь эпизодически. При этом статус члена группировки дает им возможность пользоваться поддержкой последней до конца жизни. Из группировки можно выйти официально, но это сопровождается ритуальным насилием (жестоким коллективным избиением), а иногда и финансовым штрафом. Молодежь в группировках разделена на возрастные когорты, руководимые так называемыми «смотрящими за возрастом». Общее руководство в группировке осуществляют старшие члены, авторитеты, а во главе всей группировки стоит лидер.

Территориальные структуры группировки и внетерриториальные формирования, находящиеся в непосредственном подчинении у лидеров, образовывают разветвленные сети. Они связаны, несмотря на все разнообразие входящих в них форм, общими корнями, уходящими во многих случаях в позднесоветский период - время образования большинства группировок. Эта связь обеспечивается не только обязательными отчислениями в центральный «общак», которые делают территориальные группы, но и общей идентичностью, преданиями об отцах-основателях, славном прошлом группировки и представлениями об узах «пацанского братства», скрепляющих всю группировку снизу доверху. И, хотя интересы верхушки группировки, лидеров и авторитетов, давно не связаны исключительно с Казанью и Татарстаном, они могут сохранять заинтересованность в воспроизводстве территориальных молодежных объединений как ресурса насилия. «Авторитеты» время от времени посещают сходки местной молодежи, принимают участие в организации ритуальных «войн» между улицами и следят, чтобы территориальные группировки воспроизводились как мобилизованные структуры, обладающие определенной неформальной властью на территории. Они оказывают им помощь в организации нелегального бизнеса (используя связи с местными властями и полицией), помогают освобождать из полиции задержанных членов группировок или разваливать уголовные дела.

В целом группировка, экономика которой держится на силовом предпринимательстве и других видах как криминальной, так и легальной деятельности, это не бизнес-структура, а патримониальный клан. Понятие патримониализма было предложено Вебером для описания отношений традиционного господства, основывающегося на личной власти патриарха и преданности ему со стороны членов расширенного домохозяйства или племенного альянса . Лидеры группировок (в большинстве случаев сами вышедшие из молодых «пацанов» в конце 1980-х - начале 1990-х), не главы корпораций, а скорее вожди кланов, в которых экономические, социальные и властные отношения находятся в неразрывном единстве. Лидер группировки - это сильный и расчетливый правитель, обладающий безусловной властью. Как говорили опрошенные пацаны, главное качество лидера - это умение демонстрировать силу. При этом сила лидера должна признаваться как внутри группировки, так и за ее пределами:

«Лидер не выбирается, он выдвигается, то есть показывает свою силу и держит власть в своих руках. Сила - это главное качество лидера, сила во всем: в здоровье, в мышцах, в уме, в связях» (Ильсур, 26 лет).

В глазах пацанов лидер по-отечески направляет и защищает членов группировки, организуя при этом связи с внешним миром и не давая группировке ослабнуть.

Клановое единство было крайне важным для группировщиков. Они часто называли свои организации «школой жизни», идеальным сообществом, морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут вне правил, вне закона (понятий ), думая только о собственных шкурных интересах. При этом для них группировка - это не только место зарабатывания денег, не только возможность сделать «ход конем» на шахматной доске социальной мобильности с помощью криминального насилия. Это особый мир, в котором материальное и эмоциональное, трудовые будни и героические подвиги, подчинение авторитетам и осознание себя в качестве «братвы», мужского братства, тесно переплетены.

Система понятий

Понятия создают основу социального порядка в группировке, будучи при этом не сводом инструментальных норм, делающих возможным эффективное осуществление силового бизнеса, а целостным мировоззрением. В них воплощен взгляд на мир и поведение в нем, который возникает у членов сообщества в процессе сосуществования в одной социальной среде. Члены группы говорили о том, что они живут по понятиям . Понятия (которые я рассматриваю в рамках этнометодологической традиции), как любые другие моральные правила, создают общее мировоззрение сообщества, культурное единство его членов . При этом моральные правила не передаются в рамках устной традиции (хотя конкретные формулировки понятий, как, например, «пацан сказал, пацан сделал» или «пацан всегда прав» называются в виде моральных максим). Их нельзя вывести из так называемого воровского или тюремного закона. Им обучаются в процессе повседневной совместной жизни. Не представляют собой понятия и некие непреложные законы. Скорее они отражают интуитивно угадываемые принципы группового поведения. Понятия, используя выражение этнометодолога Лоуренса Видера, представляют собой не свод конкретных предписаний, а «схему, которая производит реальность» . Но эта схема не видна самим членам сообщества, ее, по мнению Видера, должен выявлять исследователь, трактуя изложения правил участниками группы и их поведение, которому они сами дают моральные оценки.

Когда мы спрашивали пацанов о понятиях, многие с готовностью их перечисляли, но подчеркивали при этом, что все понятия назвать в принципе невозможно:

«Я бы мог попробовать разложить по полкам, в чем заключаются пацановские понятия, но боюсь, это просто невозможно. Лично у меня ушел не один год, чтобы разобраться во всем этом, и для этого нужно вести такую же жизнь, как и мы» (Женя, 24 года).

По словам Цыгана (24 года), «невозможно описать в двух словах то, чему учишься годами». Понятия применяются членами группы творчески, в зависимости от ситуации. Считается, что практически любое поведение, любую точку зрения можно защитить, если уметь обосновать свое мнение ссылками на понятия, «уметь правильно говорить». При этом, когда участники исследования перечисляли понятия, они ссылались на них как на моральные максимы (как, например, вышеназванная формула «пацан сказал, пацан сделал»), не истолковывая, откуда берутся и на что направлены различные предписания. Такого рода максим очень много, но в их основе лежит фундаментальная схема восприятия жизни и поведения, которая скрыта от самих участников, но которую может попытаться выявить исследователь.

Без понимания основополагающих принципов невозможно понять роль отдельных предписаний в мировоззрении членов группы. Например, в числе понятий назывались такие предписания, как запрет для пацана работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи и обязанность драться, если его назовут торговцем (барыгой). На что указывают эти максимы? Может быть, они связаны с тем, что пацан не может признать материальную нужду, соглашаясь на низкооплачиваемую работу кондуктора или продавая старые вещи? А почему группировщик должен драться, если его назовут барыгой? Связано ли это с культурным наследием воровских норм, по которым торговля считалась недостойным занятием? А на что указывают требования к пацанам быть физически сильными, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики? Является ли это отражением потребностей их силового бизнеса, необходимостью физически защищать свою часть рынка нелегальных услуг?

Из разговоров с членами группировок, из описаний ими понятий и ситуаций, в которых они применялись, стали понятны другие принципы их мировоззрения, лежащие в основе этих конкретных моральных максим. Запрет работать кондуктором, продавать старые вещи и необходимость драться, если тебя назовут барыгой связан, как представляется, с действием фундаментального принципа поведения в качестве представителя аристократической группы и неотождествляемости с доминируемым населением. Статус члена элитного сословия воинов (к которому относят себя пацаны) запрещает продавать старые вещи и работать в сфере обслуживания. Необходимость быть физически сильным и избегать употребления алкоголя и наркотиков соответствуют фундаментальному принципу контроля над телом и речью этого воинского клана.

Итак, вот моя собственная реконструкция фундаментальных принципов группировки и ряда соответствующих им понятий.

Поведение в качестве представителя аристократической группы, неотождествляемость с доминируемым населением . При встрече с пацанами из других группировок пацан всегда должен назвать себя и свою группировку. Если его спросят, с какой он улицы, он не может сказать: «Я не с улицы». Пацан не может потерять лицо, убежать от тех, кто на него нападает, он не может подвести свою улицу. Пацаны не могут драться с группой не пацанов, извиняться перед ними, даже если сами не правы. Пацан всегда прав. Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на понятия.

Пацан не может совершить ничего, что бы приравняло его к представителям доминируемых категорий, сверстникам не пацанам (лохам) или торговцам и бизнесменам (барыгам, комерсам). Он не может показать, что он боится драки, не может быть жертвой вымогательства; если он испытал унижение, он должен отомстить. Если кто-то назовет его лохом, барыгой или комерсом, он должен ответить на это насилием.

Контроль над телом и речью. Пацан не может употреблять наркотики или неумеренно употреблять алкоголь. Молодежь не должна курить. Пацан должен следить за своим внешним видом, иметь опрятную и практичную одежду. В некоторых группировках наказываются молодые пацаны, не чистящие свою обувь.

Пацан должен отвечать за свои слова, «следить за базаром». Он не должен бросаться словами. Все намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Достав оружие, пацан должен быть готов его применить. Если пацану задают вопрос, он должен отвечать на него прямо, не задумываясь и не отвечать вопросом на вопрос.

Верность группировке. Пацан должен всегда поддерживать других членов группировки, помогать попавшим в беду товарищам. Он никогда не должен подвергать своих друзей опасности и доносить на них в полицию. Он должен стремиться предотвратить любой личный конфликт в группе, помогать разрешать споры между товарищами и не вступать в драку с ними (за исключение игровых, несерьезных драк). Он не может врать или красть у своих. Он должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.

Подчиненное положение женщин. Девушки и женщины не могут быть членами группировки. На территории, контролируемой группировкой, не должно быть женских преступных групп. Подруги пацанов не могут присутствовать на сходках. Дела группировки всегда имеют приоритет над личной жизнью. Пацаны не могут вступать в конфликт с другими пацанами из-за женщин (за исключением защиты близких родственников, таких, как мать, сестра или жена). Если пацан заигрывает с девушкой другого пацана, тот может только попросить его этого не делать, но не может вступать с ним из-за этого в драку. Пацану нельзя заниматься оральным сексом со своей женщиной: если его товарищи узнают об этом, то могут исключить из группы.

Помимо представлений о содержательных сторонах морали и справедливости, пацаны называли процедурные нормы группировки. Об этих нормах тоже говорилось как о понятиях, имеющих статус совместно выработанных моральных правил, поэтому я так же отношу их к фундаментальным принципам.

Внутригрупповая демократия и справедливость . Пацаны должны уважать старших пацанов и подчиняться смотрящим и авторитетам. Спорные ситуации должны разрешаться демократически: всеми членами группировки на сходняке или авторитетами. Решения должны приниматься на основе понятий. Запрещено унижать или наказывать младшего «по произволу и беспределу». Нельзя наказывать пацана за одно правонарушение больше одного раза. Старшие члены не могут использовать общак младших возрастов.

Социальная и этническая инклюзивность группировки . Группировка должна принимать всех молодых людей, которые хотят в нее войти, если они готовы жить по понятиям и не имеют в прошлом правонарушений - зихеров (как, например, трусость в драке или несопротивление вымогательству). Нельзя отказывать в приеме по любым другим основаниям, включая этническое или семейное происхождение. Любой человек, включая молодых людей из семей полицейских, может войти в группировку. (Отмечу, что прием в группировку не сопровождается особыми ритуалами, клятвами или целованием кольца, а производится на основе местной уличной репутации.)

Автономия вне организации. Пацан может и должен иметь широкие социальные связи вне группировки и использовать их во благо группировки. У него есть право на частную жизнь, он может иметь семью, собственность и проводить свое свободное время так, как хочет. Он может работать там, где хочет (за исключением правоохранительных органов, торговли и сферы обслуживания) и общаться, с кем хочет, за пределами группировки, включая членов других группировок - если те не враждебны его группировке. Он может вступать в политические партии и движения. Пацан может также зарабатывать на жизнь любой преступной деятельностью, не связанной с бизнесом группировки.

Квазиплеменная моральная система

Понятия поддерживают социальный порядок группировки - но какой именно? На что указывают те фундаментальные принципы, которые были выделены как лежащие в основе конкретных правил?

Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных шаек веберовское понятие патримониальных альянсов . Это тип социальной организации, который можно найти в отрядах греческих воинов, в античные времена объединявшихся для совершения набегов на городские поселения Средиземноморского бассейна. Другой пример - отряды викингов-завоевателей в раннем Средневековье. В современном государстве такие альянсы до сих пор существуют в тех областях, где либо государственные институты не действуют совсем, либо их действие неэффективно. Таким является пространство улицы, на которой в основном и действуют молодежные группировки.

Действительно, социальный порядок группировки - это порядок мужского воинского альянса. Члены группы должны быть верными ей, демонстрировать доблесть и личную ответственность, их отношения основываются на примитивной демократии и принципиальном равенстве статусов среди братьев-воинов. Любые различия между ними (будь то этнические или социальные) не признаются, за исключением возрастных статусов.

В отношении подчиненного населения (а к нему относятся как сверстники не пацаны, так и предприниматели) члены клана становятся в позу аристократического превосходства. По праву сильного и опираясь на собственные представления о должном, они взимают с них дань. По выражению пацанов, очень точно характеризующем природу властных отношений (и не только в бандитской группировке!), это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Требования пацанов не основываются на гипотетическом социальном договоре, контракте. Власть группировки держится в первую очередь на насилии. Это тип власти как насилия, власти, которая требует безусловного подчинения, а не согласия . В отношениях с окружающим населением понятия используются главным образом для оправдания взимания дани («Х должен нам платить, поскольку это наша территория», или «Х должен нам платить, если он хочет успешно работать», или «Х должен нам платить, потому что он нарушил наши правила»). При этом такое осуществление власти не исключает, что подчиненные группы могут также использовать властные и социальные ресурсы группировки в своих прагматических целях: например, для того, чтобы с помощью «крыши» уходить от налогов или избавляться от конкурентов. Не противоречит это и интересам пацанов: для них важно стабильное экономическое существование компаний или отдельных предпринимателей, за счет которых они живут и которому они готовы содействовать.

Пределы беспредела

Понятия пацанских племен не распространяются на чужаков. Лишь крайние проявления насилия против лохов или барыг, как и насилие против женщин, детей и стариков, осуждаются группировкой как беспредел. Такой беспредел подрывает аристократический статус членов группы. Тем не менее мы не раз слышали о случаях беспредела, оправдываемых группировщиками как эксцессы, связанные с так называемым «адреналином», мешающим вовремя остановиться, или тем, что жертвы так или иначе нарушили «пацанские понятия». Некоторые группировщики были более склонны к насилию, некоторые менее, но возможность его применения всегда подразумевалась в качестве аргумента. Отношение бандитов к беспределу, на мой взгляд, слишком романтизируется и в массовой культуре, и в академической литературе о криминальных организациях. Мир бандитов часто представляется областью некоей естественной народной справедливости. На самом деле моральные представления этого сообщества, по крайней мере когда речь идет об отношении к не пацанам, весьма растяжимы. Мир пацанов, с его брутальной маскулинностью и признанием обязательств исключительно перед своими, - это не мир универсальной или даже традиционной патриархальной морали.

Ильнар (35 лет) выразил свои весьма гибкие представления о допустимости насилия следующим образом:

«Бить можно всех, но это уже беспредел. Если ты не отморозок [человек, нарушающий понятия. - С.С.], то на крайняк, детей и баб бить не станешь, хотя бабы сами ведут себя так, что приходится прикладываться. Насилие меняет поведение человека, заставляет его думать о том, что он делает. Наш человек, пока его не от... плохо понимает. Сам я к битью прибегаю часто, и до чужого мнения мне по … кого хочу, того и бью».

Похожие взгляды высказал Богдан (23 года):

«Так вот однозначно сказать нельзя, что вот его бить можно, а его - нельзя, все зависит от ситуации, в которой ты оказался... Я насилие применял по отношению к тем, кто меня старше, и кто младше, и к женщинам, но всегда было, за что их наказывать, поэтому я себя отморозком не считаю».

Кирилл (25 лет) высказал несколько менее кровожадные, но тоже достаточно гибкие взгляды на возможность применения насилия и способы улаживания конфликтов:

«Я предпочитаю решать вопросы мирно, без кровопролития, хотя мы в любой момент можем приехать и покрошить всех в мелкий винегрет. Надо уметь находить верное решение, идти на взаимные уступки. Но больше я предпочитаю ставить человека в ситуацию, в которой он, по понятиям, не прав, таким образом можно улаживать многие конфликты».

В конечном счете ограничения на применение насилия не являются внешними, а признаются самой группировкой. При этом любое насилие, по-видимому, нуждается в некоем моральном обосновании, и в насилии пацанов, как правило, оказывается виновата сама жертва, якобы провоцирующая их неправильным поведением, своим непониманием или сознательным нарушением понятий.

В отношениях с внешним миром моральные правила членов группировки всегда должны работать в их пользу. Группировщики, как воины из гомеровского эпоса или герои античной трагедии, не испытывают вины за то, что они делают по отношению к чужакам. Как показал Виктор Ярхо в работе «Была ли у древних греков совесть?», только бесчестие или публичное унижение могут вызвать у героев моральные мучения . У них нет универсальных представлений о морали, возникших позднее в христианской культуре. Нет ее и у современных городских воинов - пацанов.

Пацаны могут лгать, обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями. Тем не менее они считают, что без них общество погрузилось бы в полный хаос, беспредел. Вот что в этой связи сказал один из опрошенных - Гарик (24 года), - отвечая на вопрос, нравится ли ему Казань:

«Город мне нравится в основном потому, что здесь живут правильные люди [то есть люди, живущие по понятиям. - С.С.]. Сравнивая с Москвой, где очень много беспредельщиков, которым все по барабану, у нас в Казани многие придерживаются понятий, и поэтому у нас нет такого бардака, как в других городах».

Прагматика жизни, прагматика насилия

Ощущение морального превосходства над окружающими, возникающее за счет чувства принадлежности к консолидированной группе, соединяется у «реальных пацанов» с прагматическим индивидуалистическим мировоззрением. С одной стороны, они являются членами боевого клана, мобилизованного и дисциплинированного, а с другой стороны, каждый из них имеет массу различных интересов, простирающихся далеко за пределы группировки. Пацаны нацелены на индивидуальный успех, который они готовы достигать любыми способами, включая участие в легальных (учеба, работа) и нелегальных структурах. В их двойной, как в ДНК, спирали мобильности криминальное и легальное тесно переплетены. Они верят, что членство в преступных группах не мешает, а напротив, помогает социальному успеху, предоставляя исключительно полезные связи и возможности.

Группировщики были крайне прагматичными в том, что касалось поведения в сферах, где речь не шла о жизни группировки. Они были готовы играть по правилам, определяемым институтами школы, университета, места работы. Большинство опрошенных нами пацанов учились или работали. Некоторые из них работали на стройках и заводах, другие трудились в качестве менеджеров, а один из опрошенных был детским врачом. Пацаны рассказывали о том, как они сами или их знакомые пацаны пытались сделать политическую карьеру, ходили на собрания «Партии жизни» (в то время, когда мы проводили наше исследование, у нее, как казалось, были хорошие электоральные перспективы). Некоторые говорили, что хотели бы войти в «Единую Россию». В интервью они часто высказывали патриотические взгляды, осуждали те нации, которые были, по их мнению, враждебны России - в то время основными врагами считались прибалты и американцы. Некоторые из них высоко отзывались о деятельности Владимира Путина, особенно поддерживая его непримиримую позицию по отношению к тем, кто бросает вызов российским интересам. Незадолго до наших интервью произошел инцидент с детьми российских посольских работников в Польше, избитых неизвестными в варшавском парке. Путин немедленно выступил с осуждением этого акта как недружественного по отношению к России, после чего в Москве произошли несколько нападений на поляков (организованных, как многие полагают, членами движения «Наши»). Один из наших респондентов, Ильсур (26 лет), заметил в этой связи:

«Мне нравится Путин, потому что нравится, как он проводит жесткую политику по повышению имиджа России. Случай с избиением посольских детей в Польше и ответные меры - это просто классика уличных ответок. Путин показал, что он обид терпеть не будет, а таких везде уважают: и на уровне улиц, и на уровне мировых отношений».

Такое одобрение власти невозможно было бы услышать из уст представителей воровского сообщества, определявшего себя через полное противостояние государству. Но пацаны нисколько не отчуждены от власти - напротив, они ориентированы на поддержание широких социальных связей с людьми, которые имеют формальную власть. Группировщики гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции, ГИБДД, местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Неформальные связи могли помочь в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить группировщиков в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь пацану выйти из группировки без того, чтобы, как это принято, его ритуально избили бывшие товарищи. Обращение за такой помощью не считалось противоречащим понятиям.

Поведение пацанов там, где они сталкиваются с людьми, «имеющими за собой какую-то силу», прагматично. Сталкиваясь с человеком, который является родственником или другом полицейского или прокурора, с представителем воровского сообщества или с любым другим человеком, обладающим властным ресурсом, группировщик скорее всего будет пытаться предотвратить конфликт (если только это не грозит потерей лица). Пацаны никогда не будут вымогать деньги у такого человека.

Осуществляя насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам (насилие, минимально ограниченное представлениями о беспределе), пацаны с уважением относились ко всем, кто обладал силой. Рассказы пацанов о драках и попытках вымогательства часто сопровождаются описанием того, как они пытаются сначала выяснить положение человека в местной системе формального и неформального насилия. Встречая потенциальную жертву, например, на улице, пацаны могут начать разговор с выяснения того, откуда этот человек, кого из влиятельных местных персонажей он знает и даже занимается ли он спортом.

Но во всех случаях - и когда сила за ними, и когда она оказывается не на их стороне - они пытаются использовать понятия для подкрепления собственной позиции. Например, напав по ошибке не на того человека (например, избив безо всякого повода пацана из другой группировки, что, по понятиям, запрещено), они могут пытаться объяснить дело тем, что тот якобы их оскорбил. Вымогая деньги у беззащитной жертвы и сталкиваясь с тем, что та неожиданно обретает защиту (в одном из описанных случаев у лоха оказался в родственниках криминальный авторитет), они могут настаивать на несуществующем долге, который они якобы пришли получить и который тот, кого они сочли лохом, в нарушение понятий отказывался платить. Пацаны никогда не видели в прямом обмане ничего предосудительного - более того, гордились им. Главным для них было выйти из любой ситуации победителями, и истории об успешном «разводе по понятиям» всегда излагались ими с большим воодушевлением.

При этом, как уже отмечалось, пацаны считали собственное общество высоко моральным, а лохов и барыг - слабыми, неорганизованными, неспособными на реальное сопротивление и не имеющими, в отличие от самих пацанов, никакой морали.

Заключение

Подводя итоги анализу мировоззрения пацанов и принципов осуществления насилия в их сообществах, мы можем сказать, что пацаны образуют на тех территориях, где действуют их группировки, властные кланы. В отношениях со сверстниками, не пацанами и предпринимателями, пацаны стремятся установить власть, осуществляемую не по консенсусу и не на основе некоего гипотетического социального договора, - это власть сильного, предлагающая слабому подчиняться собственному, весьма широко трактуемому, закону.

Мировоззрение пацанов предполагает осознание себя в качестве члена аристократической группы и создает ощущение морального превосходства по отношению к слабому, неорганизованному противнику или оппоненту при возможности всегда поступать в соответствии с собственными прагматическими интересами. Оно включает обязанность защищать своих - даже тех, кто находится на низших уровнях иерархии. Оно подразумевает веру в то, что все отношения строятся на силе, и требует постоянной ее демонстрации. Оно предполагает отсутствие моральных обязательств перед теми, кто считается чужаком, успешный обман которых является предметом особой гордости. Оно оправдывает стремление к выгоде без разделения криминальных и легальных средств ее получения. Таковы пацанские правила - и, похоже, их действительно разделяют не только «реальные пацаны

1 Тюремная романтика с самого детства тревожит душу неокрепших подростков, которые мечтают стать такими же сильными личностями, как и зеки. Некоторым это удаётся, и они отправляются по этапу, а другие остаются с мамочкой и папочкой в тёплой квартире, о чём весьма сожалеют, мечтая о Колыме (шутка ). Как бы то ни было, почти вся молодёжь использует в своей повседневной речи воровское арго, даже не представляя подлинное значение того или иного слова. Для того, чтобы наконец расшифровать самые таинственные термины, советую заглянуть на наш сайт сайт, где вы сможете найти много полезной и познавательной информации. Добавляйте нас в закладки, чтобы не пропустить самые свежие статьи. Сегодня мы поговорим об ещё одном популярном выражении, это По понятиям , что значит вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой интересных статей по тематике тюремного сленга . Например, что значит Беспредел , кто такой Пидр , как понять Намазать лоб зелёнкой ; что означает Закрысил и т. п.
Итак, продолжим, что значит По понятиям ?

Понятия - это неписанные нормы поведения и правила, которые "понятны " абсолютно всем


Синоним слова Понятия : свод законов.

Жить по понятиям - означает придерживаться и чтить все воровские законы, и следовать всем их установкам


В наше время воровские идеи овладели умами достаточно большого количества людей, преимущественно подросткового возраста. Современные криминальные правила сформировались не за один день, а точнее прошла почти сотня лет, пока они выкристаллизовались, и обрели современный вид.

В 30-е годы, власть обратила внимание на засилье так называемых "блатных ", и стала с ними активно бороться, отправляя их за решётку за малейшую провинность. Однако, преступники в те времена были людьми жестокими, битыми жизнью, и не могли не ответить на вызов власти. Чтобы выжить, и сохранить собственные устои, им пришлось сплотиться, и выработать определённый свод законов и поддерживать свой особый порядок. Именно те бурные годы, дали толчок к развитию главных законов воровского мира.

В то время в СССР было голодно и холодно, и многие от "безнадёги " ступали на кривую дорожку. Чтобы не помереть с голоду им приходилось воровать, и грабить добропорядочных граждан, после чего они закономерно отправлялись за решётку. А там их ждали бывалые воры и убийцы, которые обучали их жить по понятиям. Именно тогда появилась высшая каста преступного мира, которая называлась "воры в законе ". В бурные 30-е и 40-е годы, уголовный мир совершенно изменился, и стал кардинально отличаться от того, который был при царской власти.

После того, как "демократия " в лице Германии напала на СССР , многие криминальные элементы отправились защищать свою Родину. За это их "ласково" назвали "суками ", и вообще всячески проклинали и клеймили, как предателей воровского уклада жизни.

После того, как закончилась Великая Война, в которой погибли несколько миллионов русских людей, началась другая масштабная криминальная битва. Дело в том, что с фронта вернулись так называемые "ссученые ", которые попав вновь в тюрьму (по разным причинам), подвергались прессингу со стороны "правильных " воров. В итоге возникла жёсткая конфронтация, последствия которой аукаются до сих пор.

Главные положения воров в законе

Если вы хоть раз общались с представителями этой касты, вы должны быть в курсе что значит По понятиям. Именно эти правила лежат в основе поведения практически каждого криминального элемента.
Так всё же, что значит жить по воровским понятиям? Здесь, как раз всё просто - это значит быть добропорядочным во всех смыслах человеком, то есть порядочным исключительно в своих кругах.

Основные воровские правила:

Не признавать свою вину будучи осуждённым;

Всегда поддерживать своих;

Запрещается заниматься политической деятельностью, работать, прописываться, иметь дело с документами;

Не свидетельствовать против себя или другого человека, не давать показаний;

Научиться хорошо играть в карты, и не мухлевать;

Важно привлекать в криминал молодых людей;

Всегда быть честными по отношению друг к другу. Ведь все преступники по сути своей братья, а предавать своих недопустимо, иначе тебя понизят по иерархической лестнице или просто убьют.

Обратите внимание, какой кодекс у "THUG LIFE ".

Из перечисленных правил вытекают множество других, например, как правильно улаживать конфликты на зоне, собирать дань с сидевших, поддерживать порядок и т. п. Что значит жить по понятиям, спрашивают молодые люди и подростки? На самом деле здесь всё кристально ясно - соблюдать все вышеперечисленные законы. Однако, заключённый хоть и должен придерживаться воровских понятий, но у него всегда есть некая свобода действий. Главное, чтобы его занятия и увлечения не мешали другим "сидельцам ".
В тюрьме понятия сосуществуют параллельно с законами, а порой даже становятся над ними. Поэтому, чтобы выжить в этих условиях, необходимо всегда помнить о грани, за которую лучше никогда не переступать.

Как правило, преступные группировки не размениваются по мелочам, и не нападают на простых граждан. Однако, порой случаются прецеденты (нападения ), и тогда их невозможно убедить, даже приводя в аргументы их моральные принципы. Для тех, кто грабит, существуют только одни понятия, по которым они живут, их при желании можно трактовать таким образом, чтобы было выгодно именно ему (преступнику ).
Поэтому, хотя может у вас и существуют некие зыбкие представления, что значит жить по понятиям , но это не умаляет того факта, что люди отсидевшие свой срок в местах не столь отдалённых, дают себе право вести себя с простыми людьми так, как им будет угодно.

Гопота отличается от сидевших только тем, что они пока видят в воровском своде особую лихость и крутость, и стараются следовать им в своей обыденной жизни. Среди тех, кто "отсидел", подобное поведение не приветствуется, и ему даже было придумано обозначение - "позёрство ".

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали что значит По понятиям , и теперь возможно задумаетесь, стоит ли так истово следовать этим правилам и законам.