Особенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды группового помещения, игровой площадки и теневого навеса на территории доу. Создание предметно-развивающей среды на участке детского сада

Арапова Наталья Олеговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.

Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.

А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.

Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.

С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.

Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.

После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.

Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.

Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ЦЕЛЬЮ ПРОЕКТА БЫЛО СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКАХ ДЕТСКОГО САДА, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПОЛНОЦЕННОМУ, ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОЙ ЦЕЛИ СТАЛО УЛУЧШЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКОВ ДЕТСКОГО САДА, СОЗДАНЫ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗОВАНЫ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ.

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных участках в ДОУ».

Срок реализации проекта: апрель-июнь 2016 года.

  1. Актуальность.
  2. Гипотеза.
  3. Проблема.
  4. Цель и задачи.
  5. Описание проекта.
  6. Этапы реализации.
  7. Ожидаемые результаты.

Актуальность

Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соответственно среда детского сада должна быть развивающей.

В связи с введением ФГОС ДО, среда должна отвечать определенным требованиям: насыщенность, вариативность, полифункциональность, безопасность. Среда должна способствовать развитию творчества ребенка, его эмоциональности, деятельности, познавательной активности.

Важное место в детском саду отводится прогулке. Она является средством закаливания детского организма, повышает его выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно к простудным заболеваниям. Прогулка также способствует умственному развитию. Потому что во время пребывания ребенка на улице, он получает много новых впечатлений и знаний об окружающей действительности. На прогулке ведущая роль отводится играм, преимущественно подвижным. Правильно организованные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Следовательно возникает вопрос обустройства и создания развивающей среды на прогулочных участках.

Гипотеза

Если грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду не только внутри ДОУ, но и на его территории, то это будет способствовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, а также усвоению норм и правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, социализации.

Проблема

1.Отсутствие финансово-материального обеспечения;

2.Несоответствие состояния участка требованиям.

Цель проекта:

Создание развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада, способствующей полноценному, всестороннему развитию дошкольников.

Задачи проекта:

1.Спроектировать развивающую предметно-пространственную среду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;

2.Содействовать сотрудничеству педагогов, родителей и детей;

3.Активизировать творческий потенциал родителей и педагогов.

Описание проекта:

Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей, активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а так же возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.

Участники проекта: педагоги, родители и дети.

Тип: практико-ориентированный проект.

Вид: творческий.

Срок реализации: апрель-июнь 2016 года.

Основания для разработки проекта:

Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на прогулочном участке

Этапы реализации проекта:

Этапы

Сроки

1.Подготовительный

1.Изучение нормативных документов, методической литературы по теме проекта.

2.Анализ РППС прогулочных участков МБДОУ №116.

3.Анализ материальной базы МБДОУ №116 для организации и оснащения РППС необходимыми сооружениями.

4.Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в практическую деятельность ДОУ, оказания помощи родителями воспитателям.

Апрель 2016г.

2.Основной

1.Проведение субботника (уборка прогулочных участков, совместно с родителями).

2.Ремонт имеющегося оборудования (ремонт беседок, завоз песка в песочницы, спил веток, ремонт столов, скамеек и пр.)

3.Разбивка клумб и цветников.

4.Изготовления нового оборудования.

5.Зонирование участков в соответствии с требованиями построения РППС (зона для сюжетно-ролевых игр, зона для двигательной активности, зона оздоровления, зона для художественно-эстетического развития).

6.Создание «оздоравливающих» дорожек.

7.Эстетическое оформление участков.

8.Покраска построек.

9.Оформление огорода.

10.Уборка участка.

Май

3.Заключительный

1.Проведение смотра-конкурса «Лучшая подготовка к летнему оздоровительному периоду 2016» (Приложение 1).

2.Оформление фотовыставки.

3.Написание проекта.

4.Создание презентации проекта.

5.Размещение фотоотчета проекта на сайте МБДОУ №116.

6.Участие педагогов в конкурсах.

1.06.2016-10.06.2016

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • организация развивающей предметно-пространственной среды на участках МБДОУ, способствующей всестороннему и гармоничному развитию детей.
  • благоустройство территории в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ;
  • создание условий для отдыха, занятий спортом, игр, экспериментирования, оздоровления, творчества;
  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • создание зон озеленения и цветения;
  • изучение педагогами новых подходов в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
  • формирование у педагогов и родителей понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
  • привлечение родителей к созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных участках в ДОУ.

Список литературы:

1. Петровский В.А.,. Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

2.Давыдов В.В., Петровский В.А. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

5. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.

6.Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО.- Волгоград, 2016.

7.Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды.- Волгоград, 2015. ФГОС ДО.

5. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

6.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.- М., 2015.


Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в нашем детском саду строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. При этом нами соблюдаются следующие условия.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую) .


на участке в летнее время

Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень важное значение для детей, посещающих ДОУ: надо узнать много нового об окружающем мире, вдоволь поиграть, побегать, пообщаться друг с другом. Коллектив нашего ДОУ организовал работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители были спокойны за здоровье детей. Летом мы проводим много игр, досугов, развлечений, закаливающих процедур, праздников, походов, экскурсий, как наиболее приемлемых форм активного отдыха. Участки нашего дошкольного учреждения мы постарались оборудовать так, чтобы детям было интересно играть и заниматься любимым делом. Мы разбили участки детского сада на зоны" театральный уголок, дочки- матери, метеостанция, песочный дворик, оздоровительный уголок, деревенское подворье, уголок народного творчества, правила дорожного движения, уголок космоса, наш огород и сад, и т. д. Особое место на территории доу занимает спортивный стадион, где мы зимой и летом проводим соревнования, олимпиады, весёлые старты. На стадионе имеется баскетбольные щиты и волейбольная сетка, турники, лестница, беговые дорожки с песком, дорожка для прыжков в длину. Воспитанники нашего дошкольного учреждения с удовольствием занимаются на спортивной площадке и получают массу положительных эмоций.


Предлагаем вам посмотреть фотоальбом о развивающей предметно-пространственной среде в летнее время в нашем детском саду.


Развивающая предметно-пространственная среда
на участке в зимнее время

Зима - замечательное время года. Её с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Это лучшее время для детских развлечений: игр в снежки, катания на лыжах, санках, коньках. Игровые площадки в нашем детском саду зимой - прекрасное место для оздоровительных прогулок с детьми на свежем воздухе. Они становятся удивительным местом, где малыши получают массу положительных эмоций, упражняются в ловкости, играют и растут.

Одним из основных требований к оформлению зимних участков является создание оптимальных условий для организации двигательной активности и соблюдение безопасности жизнедеятельности детей на прогулке.

Снежные фигуры строятся с учетом всех основных видов движений: метание, подлезание, равновесие, прыжки, скольжение на ледянках.

Валы для перешагивания, лабиринты, лыжня, дорожки для скольжения, снежные сказочные фигуры для метания в горизонтальную и вертикальную цель дополняют основную сюжетную линию построек.




Предлагаем вам посмотреть фотоальбом о развивающей предметно-пространственной среде в зимнее время в нашем детском саду.

Развивающая предметно-пространственная среда
в групповом помещении

Предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития (уголкам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Всё это соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.




Предлагаем вам посмотреть фотоальбом о развивающей предметно-пространственной среде в помещении в нашем детском саду.

ПАМЯТКА

«Развивающая предметная среда на летнем участке»

1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

Полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

Продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

Закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:

Участки групп с теневыми навесами;

Спортивную площадку;

Размеченную дорожку для занятий бегом;

Площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

Цветочные клумбы, цветники, огород.

3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

Площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и др.;

Площадку для игр с песком;

Бассейны для игр с водой.

4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

Общения детей с книгой;

Рисования;

Настольно–печатных игр;

Конструктивных игр;

Оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДОУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

Песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

Совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

10. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...

Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в доу

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличн...

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru