Официальный день граненого стакана. День граненого стакана: неординарный праздник. Граненый стакан в России

день граненого стакана

11 сентября - официальный день рождения того самого стакана. Историческая данность: в 1943 году, 69 лет назад, в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.

«Питейная чаша» работы Мухиной и «маленковский гранчак»

Дизайн стакана приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница» и еще много чего. Якобы советская скульпторесса разработала его в соавторстве с Казимиром Малевичем. Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображен 12-гранный граненый стакан с чаем - это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом только в конце 40-х.

В народе гранёный стакан также получил название «маленковский», по фамилии министра обороны Георгия Маленкова. По его приказу по выходным и праздникам отдельным категориям военнослужащих (в частности, курсантам военных училищ) полагалось по 200 г. водки во время обеда. Те, кто не пил, обменивали свою пайку алкоголя в объёме гранёного стакана на сахар или табачный паёк у своих сокурсников. Этот обычай просуществовал очень короткое время, но запомнился многим ветеранам военной службы.

Не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. В часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.

Точно известно, что госзаказ на выпуск ребристых стаканов вместо круглых поступил еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов.

Многогранный сосуд отлично вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за приличной толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400 - 1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

«Стакану быть!»

Есть легенда, что первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!» Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово «стакан» заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.

Венедикт Ерофеев: «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый» .

Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчик - «и мера вина, и мера вины». Стакан материнского (сцеженного молока) - в детстве и недопитый - покрытый краюхой хлеба - на могиле. Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым стаканом».

Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи — как чего-то публичного, общественного, объединяющего. Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах. На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках.

В коммуналках стаканы использовали для подслушивания соседских разговоров за стеной. Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок.

Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной руской души».

Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского.

Граненый стакан — герой отечественной литературы. Венцом эстетики и культуры пития стала «алкогольная» поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», с его хрестоматийной уже фразой: «...и немедленно выпил».

Атрибутом свободы, равенства и братства стакан стал в субкультуре питерских художников-«митьков».

Еще несколько интересных фактов о стакане. Так, стахановское движение могло быть «стакановским». Есть легенда, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов.

А в 80-х повсеместно и неожиданно граненые стаканы стали «взрываться». Событие это имело такой резонанс, что его даже «отметили» в сатирическом киножурнале «Фитиль». Подозревали чуть ли не диверсию, но оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась — и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.

Фразочка «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

Со стаканом связана и нехитрая житейская «математика» - «сообразить на троих». Когда в хрущевские времена власти запретили торговать водкой в розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200—250 мл), бутылка водки не помещалась в два стакана, а на три делилась идеально.

Как бы опечалился Венечка, узнав, что замечательный отечественный граненый стакан в настоящее время вытеснен из культурного поля пошлой одноразовой пластиковой посудой.

К слову, известный социокультурный журнал СOLOURS, который исследует современную потребительскую культуру, подсчитал, что период естественного разрушения пластикового аналога «граненыча» - 4 тыс. лет. Утилизации не подлежит, а при сгорании выделяет вредные вещества.

http://www.fontanka.ru/


АЛЕКСЕЙ ПОПОВ
Поэма о граненом стакане

Вы считали когда-нибудь сами,
Ради шутки иль просто так,
Сколько граней в граненом стакане?
Для меня их число не пустяк.

Вот в руке он, и нежно и цепко
Крутят пальцы стеклянный круг.
Но всмотритесь в него и невольно
В вашей памяти выплывет вдруг:

Сколько раз мы его держали,
И по будням и в праздничный день.
Как на свадьбах вино наливали,
А в столовых компот и кисель.

В поездах, от бессонницы тряских,
На столах, где дорожная снедь,
Проводницы, как штурманы счастья,
Выдавали нам чай и постель.

В подстаканнике с ложкою звонкой
В дальний путь за леса и моря.
Но, порою, не чаем, а водкой
Мы топили его по края.

И в разгуливе пьяных веселий,
Размахнувшись рукою всей,
Сгоряча разбивали об пол
Безответных стеклянных друзей.

Ну так что ж, они бьются на счастье!
И на тыщи стеклянных брызг
Разбивается наше счастье
Под похмельный угар и свист.

Лишь на утро, осколками эха,
Подметут их дрожащей рукой.
И брильянтами дивного света
Отразится в них день заревой.

Но стакан ведь не только для пьянства
И приятно в июльский зной,
Изнывая от жажды наполнить
Его грани студеной водой.

Из него молоко на завтрак
В школе пьет по утрам детвора.
И насыпет муку стряпуха
В кадку с тестом для пирога

Как ступени в знакомом доме,
По которым ступаешь весь век,
Его грани истерты и тусклы.
Замечает ли их человек?

Он гуляка и он же трудяга,
Всем он нужен и всяк ему рад.
Посчитай его грани. Их двадцать.
Я не знаю кто выдумал так.

Http://www.zelen.ru/stihi/st66-popov1-stakan.htm

Первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!». Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». С тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

Происхождение самого слова однозначно не определяется. В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.

Считается, что дизайн известного нам граненого стакана для рабочего класса разработан автором знаменитого монумента на ВВЦ Верой Мухиной в 1943 году в блокадном Ленинграде, где она возглавляла Мастерскую художественного стекла. О величественных памятниках в осажденном городе тогда не думали. Мастер советского монументализма перешла к простым формам. Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую. И то и другое вполне возможно.

По другой версии, разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.

Как считают в музее стекольного завода, Мухина ничего нового в граненый стакан не привнесла. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов, и гранчаки идеально подходили.

В массовое производство запускается именно мухинский стакан, он и завоевывает всенародную любовь. Сосуд с 14 гранями вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за «приличной» толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии.

После войны стаканы начали штамповать на многих стекольных заводах СССР по 5-6 сотен миллионов в год, из расчета по паре штук на человека. Граненые стаканы были в каждой квартире, в столовых, в воинских частях, тюрьмах, больницах, школах, детсадах. Они сопровождали советских людей в поездах, поджидали в уличных автоматах по продаже газировки.

Стаканы были разными по объему - 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировалось от 8 до 14. Но классическим считается десятигранный стакан с толстым и стенками и пояском поверху, объемом 250 граммов. Граненые стаканы нравились многим, но особой любовью они стали пользоваться после того, как в хрущевские времена в палатках запретили торговать водкой в розлив, а из магазинов исчезли "чекушки" (250 г) и "мерзавчики" (125 г).

В результате возник ритуал распития пол-литровой бутылки водки "на троих", "по семь рваных" (рублей) и с поиском "третьего", к которому после принятия в компанию обращались с обязательным вопросом: "Стакана нет?".

Стакан идеально подходил для измерения объема жидких и сыпучих продуктов и вычисления их массы (если налить в стакан жидкости до ободка - получится ровно 200 миллилитров, с ободком - 250). Граненый взяли на вооружение бабушки, торгующие семечками и прочими сыпучими товарами. Кстати, цена тары была доступной - всего 3 копейки. Позже стакан стал стоить 7 копеек.

В начале 80-х страна вздрогнула. Купленные в магазине по 7 копеек граненые стаканы, стали самопроизвольно взрываться. Народ подумал, что власть затеяла скрытую антиалкогольную кампанию. Оказалось, что посуду начали делать на импортной линии, не заботясь о технологии. Собственно, стаканы лопались по боковым «швам» или у них отваливалось донышко. В продажу ушло более миллиона бракованных стаканов. У одной хозяйки «взорвался» весь праздничный стол. Этот прискорбный факт был даже отражен в сатирическом киножурнале "Фитиль". Говорят, что женщина выставила счет фабрике, и, что самое удивительное - ей выплатили всю стоимость. Но вообще-то граненые стаканы были удивительно прочными: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя.

Эпоха граненого стакана длилась десятилетия. И сегодня его популярность велика. Потому что предмет этот - многогранный. В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд - в театре «Балтийский дом» построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

Сегодня стаканы продолжают выпускать только на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном, где в 1943 году с конвейера сошел первый советский гранчак. В Москве сейчас на каждом углу можно купить пластиковый стаканчик, а вот классический граненый в магазинах найти трудно. Но тем не менее сама по себе форма граненого стакана весьма популярна, и отдельные его формы являются классическими и подаются под определенные алкогольные напитки.

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек, отмечает Sputnik Грузия.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

Данный праздник - это реальность, а не миф, который приписывается в шутки над любителями спиртных напитков. Сегодня стаканы такой формы остались в железнодорожных вагонах, старых столовых совдеповского стиля и у некоторых хозяек, использующих его как мерный стакан, в котором ровно 200 грамм до каёмки. Посуда данной формы удобна в использовании, ее практически невозможно разбить. Именно это качество и оценил великий царь всея Руси Пётр I, когда ему предложили стакан с 16-тью гранями в качестве ёмкости для алкоголя.

История

Впервые стакан данной формы упоминался в истории с 1943 года, когда на Российском заводе Гусь-Хрусталь вышла первая партия нового столового предмета. С того дня и отмечается день рождения граненого стакана.

Столь привычная для нас форма стакана с круглым ободком и гранеными боками была разработана советским скульптором – Верой Мухиной. Она является автором легендарного монументального постамента «Рабочий и колхозница», который мы привыкли видеть на заставке великой киностудии «Мосфильм». Архивных записей, которые подтверждали бы ее авторство в создании граненого стакана, нет. Но согласно некоторым сведениям Вера Игнатьева создала такой дизайн стакана намеренно для советских столовых.

Благодаря удобной форме и прочному материалу данный столовый предмет надолго остался в советских системах общепита, в уличных автоматах с газировкой и на железной дороге.

Традиции

Данный стакан стал особенным только за счет круглого ободка, ведь обычный ровный граненый стакан был уже во время правления Петра 1.

За времена существования СССР стакан стал неотъемлемой частью славянской культуры. Его изображали в своих картинах все известные художники прошлого столетия. А на сегодняшний день мы можем проследить многогранный стакан с круглым горлышком в основном на произведениях искусства, или у представителей старшего поколения, которые до сих пор предпочитают советскую, качественную посуду.

День граненного стакана
Отмечает вся страна.
Мы по поводу такому
Выпьем из него до дна.

Пусть всегда нас выручает
Этот действенный сосуд.
Пусть на кухнях обитает,
Как и прежде, там и тут.

А знаете ли вы, что ежегодно 11 сентября в России отмечают ? Праздник тесно связан с датой выпуска первого граненого стакана — именно в этот день в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый «грааль» советского образца.

Граненый стакан стал символом советской эпохи и часто вызывает легкую ностальгию по тому времени, хотя выпускается эта стеклянная легенда до сих пор. В магазинах продаются даже сувенирные экземпляры стаканов, которые можно ради шутки подарить другу на День граненого стакана. Ностальжируя по советской эпохе, некоторые любят распить горячительные напитки именно из этой посуды, а благодаря своему верхнему гладкому ободку, граненый стакан по сей день служит универсальным мерным эталоном для многих хозяек. Также граненым стаканом очень удобно вырезать кружки для вареников, пельменей и печений.

История происхождения граненого стакана

Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует. Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.


Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная. Другая версия называет автором сего сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина. Говорят, что он преподнес царю Петру I этот усовершенствованный прототип чаши, заявив, что данному виду посуды не страшны никакие воздействия. Государь решил проверить сказанное Смолиным и, размахнувшись, ударил стаканом о земь. Несмотря на то, что стакан разбился вдребезги, государь не разгневался, а наоборот, сделал большой заказ для флота. С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.


Граненый стакан на картине Петрова-Водкина «Виноград», 1938 г.

На самом деле, форма граненого стакана были придумана гораздо раннее. Так, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак», которая была написана в 1617-1618 годах, изображен граненый стакан. А в натюрмортах знаменитого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина довольно часто присутствовал граненый стакан. А «драгоценный» натюрморт работы Фаберже «Пролетарский завтрак», созданный мастером-ювелиром из драгоценных металлов и камней в 1905 году также являет нам граненый стакан. Правда все эти стаканы на полотнах были простые без ободка и цилиндрической формы.


Композиция Фаберже «Пролетарский завтрак», 1905 г.

Предлагаем вам ознакомиться с интересными фактами о граненом стакане, о которых вы, возможно, не знали.

  1. Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан. Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а до каемочки - 200 мл. Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.
  2. Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления. В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.
  3. Ободок, идущий по верху граненого стакана называли почему-то «Анюткиным пояском», и когда надо было что-то налить в стакан до этой каемки, то говорили — налей до Анюткиного пояска.
  4. В 2003 году в Санкт-Петербурге была построена пирамида из 2000 граненых стаканов. Высота ее составила 1,5 метра. Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А в 2005 году ижевцы побили ранее установленный рекорд и соорудили пирамиду с рекордной высотой в 2,45 м. На создание этой пирамиды ушло 2024 стакана.
  5. Выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки - треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое на три равных части, т. е. «по совести».
  6. В сталинские времена граненый стакан называли «маленковским». Это было связано с тем, что, по приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Также эту пайку водки позволялось обменять на табачный паек или сахар в объеме того же граненого стакана.
  7. Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.
  8. Граненый стакан даже увековечен в памятниках. Так, в Екатеринбурге установлен памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен СССР. А в постсоветской Алма-Ате (Алматы) возле одного трактира была установлена скульптура высотой в два с половиной метра, выполненная из стеклокомпозита, где два медведя стоят на задних лапах и держат граненый стакан на манер скульптуры «Рабочий и колхозница» Мухиной.

Выше право — отмечать День рождения граненого стакана или нет, но если у вас дома имеется сие советское чудо, достаньте его 11 сентября, налейте в него чай, или что-нибудь покрепче и отдайте дань великому произведению эпохи СССР.

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© photo: Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© photo: Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© photo: Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© photo: Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников