Мини-музеи в доу как средство патриотического воспитания. Мини-музей русского быта в доу как средство формирование патриотических чувств у детей Патриотические занятия для дошкольников в музеях

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания

дошкольников

Сотникова М.В.

Куринских И.В.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини- музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

Деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

Культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в детском саду были созданы мини музеи: «Русского быта», «Куклы», «Матрешки», «Письменности и книги», «Чудо роспись».
В одной из групп детского сада был оформлен мини-музей русского быта, цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций России.

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты- достопримечательности.

Также в детском саду нашлось место для мини-музея куклы, созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей. Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники. Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".

Так же в детском саду создан мини-музей книги и письменности. Целями создания данного мини-музея стали: формирование представления у детей о музее, об истории создания книги, развитие речи дошкольников, формирование интереса к "книгопечатанию" через отдельные интересные факты сведения о разных способах и средствах создания книги, фиксирования знаний людей, знакомство детей с историей возникновения книги, их видами. Экспонаты для мини-музея письменности и книги изготовили своими руками: это страницы «книги», глиняные таблички, восковые дощечки, берестяные книжки, пластилиновые книги, узелковые письма-кипы.

В мини- музее «Чудо- роспись» представлены поделки декоративно- прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы с хохломской росписью, гжельской, жостовской, городецкой. Цель этого мини- музея знакомство детей с изделиями народных промыслов, историей их развития, углубление знания о видах росписи, учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства. Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что способствует воспитанию гражданина и патриота свой Родины.

В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта были разработаны разработали содержания экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


В последнее время во многих дошкольных учреждениях появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, слово “мини” напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Это направление заинтересовало педагогов нашего детского сада, так как у детей поселка нет возможности посещать настоящие музеи. Также создание мини-музеев в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.

Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т.д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Педагогический коллектив нашего детского сада с большим интересом включился в экспериментальную работу по проблеме личностного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Обсуждалась методика работы и влияние интегрированных занятий (в которые включаются занятия по музеям) на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты занятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.

В первой младшей группе сначала был создан мини-музей на основе конкурса “Кукла своими руками”, затем – “Герои любимых мультфильмов” (рис. 1–3).


Рис. 2


Рис. 3

В старшей группе организовали мини-музей “Волшебный клубочек”, благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: “Овечкина семья”; “Дикие родственники овцы”; “Где пасется овечка”; “Что дает овечка людям?”; “Как прядут пряжу”; “Волшебный клубок” и т.д.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6.


Рис. 7


Рис. 8

Многие из вязаных игрушек используются детьми в играх-драматизациях, их разместили в театральном уголке, а на стене расположили развивающее панно из “вязаных” рисунков, которые снимаются и свободно могут быть перенесены в другое место (Рис. 4–10).


Рис. 9


Рис. 10

Некоторые мини-музеи в детском саду носят интерактивный характер: они содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и с которыми можно играть. А, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. У детей развиваются познавательные процессы, чувство цвета, эстетическое восприятие, пополняется словарный запас. А “Волшебный клубочек” стал для детей чем-то своим, родным, так как они принимают участие в его создании.

В изостудии был создан мини-музей, посвященный декоративно-прикладному искусству (дымковская, богородская игрушки, скульптуры, статуэтки и т.д), а также “Мини-музей малых форм” (рис. 11–13).


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

В экологической комнате – “Уголок русского быта”, который оформлен в виде русской избы, там представлены предметы русского обихода (прялка, лавка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, рубень, русские народные костюмы, куклы, глиняная посуда (горшки), туески из бересты.


Рис. 14


Рис. 15

На занятиях дети погружаются в “старину”: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы, отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных занятиях в “Уголке русской избы”, дети учатся работать и общаться со сверстниками и педагогами.


Рис. 16


Рис. 17

Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивости, справедливости, любви к Родине, честности, традициям народу, гордости за его достижения (рис. 14–17).

Краеведческий музей “Мой край родной” дополняет знания детей о родном крае, Тунгокоченском районе, в котором дружно проживают и русские, и эвенки, и буряты. Здесь же дети продолжают знакомство с трудом шахтеров-металлургов нашего золотодобывающего рудника, основного из предприятий нашего поселка (рис. 18–21).


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21

В подготовительной группе создан мини-музей “Чудесная вышивка” (рис. 22–24)


Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24

и мини-музей русской избы. Он представляет макет деревянного дома с обстановкой, скотным двором и огородом. Здесь дети продолжают знакомство с бытом, традициям, песнями, художественной литературой.


Рис. 25


Рис. 26

С каким интересом они играют “коняшкой”, у которого настоящая деревянная телега на колесах, колодец во дворе, где можно набрать воды, мельница. А в доме затопить русскую печь, покачать зыбку, расстелить самотканые дорожки (рис. 25–26).

Большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (игры, эстетические композиции, создание выставок, оформление спектаклей и др.). Опытно-экспериментальная работа сопровождалась повышением квалификации педагогов в методических объединениях, консультациях, круглых столах.

Подобная работа активизировала потребность воспитателей в приобщении новых знаний и умений, она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
– интеграции детской деятельности;
– расширение их кругозора,
– овладение детьми общественно-патриотическим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта.
– активизации деятельности детей.

В работе с детьми широко использовались такие формы, как экскурсии, занятия в мини-музеях, созданных педагогами и родителями. Дети и педагоги любят в них работать. Вместе они обсуждают тематику предстоящих экспозиций, активно их создают, придумывают сюрпризы.

Важно, что в создании наших музеев принимают участие не только сами дети, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно это делать на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Примерное занятие в краеведческом мини-музее “Мой край родной” (составила воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 4 “Теремок” Ерофеева Е.В.).

Тема: Труд шахтеров-металлургов

Программное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о труде своих родителей, подчеркивая зримые факты труда. Ознакомить детей с конкретным видом труда – трудом шахтера, распространенном в нашем поселке: рассказать детям о нелегком, но почетном труде шахтера, о его значении. Обратить внимание на использование современной технике шахтерами. Добиваться от детей полных ответов. Воспитывать уважение к людям труда.

Активизация словаря: клеть, резиновая спецодежда, шахтовый фонарь, отбойный молоток.

Ход занятия

– Дети, давайте подумаем, что самое главное в жизни?

Шофер сказал: “Самое главное, работа шофера. Он на машине быстро довезет куда надо”

Почтальон сказал: “Самое главное – работа почтальона. Не было б почтальонов– письма, газеты, журналы лежали бы на почте”

Врач говорит: “Самое главное – работа врача. Не было б врача, люди болели бы”

Все они говорят о своей работе.

– Дети, а знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? (Ответы 5–6 детей.)
– Вы правильно назвали профессию и место работы родителей, их труд важен и нужен людям.
– Мы с вами поговорим подробнее о людях, которые работают на шахте.
– Как называют этих людей?
– Правильно, их называют шахтерами.
– А где работают шахтеры?
– Да, они работают в шахте, глубоко под землей. По клети шахтера спускают под землю.
– На чем спускают шахтера под землю?
– Правильно, по клети.
– А как вы думаете, в какой одежде работают шахтеры? У них есть специальная одежда из резины: сапоги, куртка и брюки, чтобы не вымокнуть.

Показываю иллюстрацию шахтера и спрашиваю:

– А что еще нужно шахтеру, ведь под землей темно?
– Да, шахтовый фонарь (рассматриваем фонарь).
– Дети, а как вы думаете, что одевают на голову шахтеры?
– Правильно, каску. Для чего нужна каска? (Дю возможность рассмотреть каску.)
– Труд шахтера нелегкий и опасный. Шахтер добывает руду, из которой добывают драгоценный металл – золото. Главное орудие труда шахтера – отбойный молоток (рассматриваем иллюстрацию, уточняю название – отбойный молоток).
– Людей, которые работают на шахте, уважают у нас в поселке. Особо отличившихся людей, которые хорошо трудятся, чествуют у нас: вручают награды в торжественной обстановке за трудовую доблесть. Очень много людей трудится хорошо.
– Дети, а знаете ли вы лучших шахтеров в нашем поселке (если дети затрудняются, называю фамилии лучших шахтеров: Фахрутдинов, Карелин, Золотухин.).

Заканчиваю занятие четверостишием:

Нынче труд у нас в почете
Где, какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.

Организация: МБДОУ «Теремок»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Тема педагогического опыта

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.

В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

· Формирование у дошкольников представления о музее.

· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.

· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Наша работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.

2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

3 этап. Создание разнообразных экспозиций.

4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;

Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.

Результативность опыта :

1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).

С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности

2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).

40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –

3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).

Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.

Выводы.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.

Анна Хлызова
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев , которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей .

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей , каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели , дети и их родители) определяли тему и название мини-музея , место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеями.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами , детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы :

Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социализация» , по воспитанию у детей патриотических чувств ;

Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;

Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма . Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ , организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини -музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры «Отыщи свое начало.» , в ходе реализации которого в ДОУ появились мини -музеи истории детского сада, русского быта и куклы.

В мини -музее истории детского сада представлена экспозиция «Большая история маленького «Светлячка» «, которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.

Цель данного мини -музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.

В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта , цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды , позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.

Развивающая среда данного мини -музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты : предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини -музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Со временем в мини -музее появились фабричные куклы. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов : пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей .

Цель данного мини -музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.

Со временем мини -музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Так, для малышей был создан мини-музей игрушек «Курочка Ряба» . Не менее интересным оказался мини-музей природы «Волшебные камушки» , оформленный в группе среднего возраста , где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны» , основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами : историей возникновения и развития ложки.

Благодаря мини -музею дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки : столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия , пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини -музее представлены все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек «Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей.» , «Удивительная ложка нам откроет свой секрет» и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данном мини -музее имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.

В подготовительной группе детского сада расположился музей «От самовара до чайника» где можно увидеть самые необычные самовары : самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку «Путешествие чайника (самовара) ».

Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам «посиделки за самоваром» , на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини -музее появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.

Мини-музей «Мир открытки» , созданный также в подготовительной группе, позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в мини -музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки , работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.

Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники «В гостях у матрешек» . Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами : «матрешка» «мать» - «родительница» - «род» - «родина» - «Россия» .

В процессе создания мини -музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи :

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини -музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями : «Найди спрятавшийся предмет» , «Восстанови интерьер» , «Дорисуй картинку» , «Одень героя» и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини -музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками , разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев .

Таким образом, мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

Актуальность темы. Проблема патриотического воспитания детей - одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.

Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, к Родине. Узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и понимать её ценность. В детском саду дети узнают много интересного о мастерах, художниках, скульпторах, создающих подлинные произведения искусства.

Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его - не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашем детском саду стала работа по созданию мини-музеев.