Конспект нод по математике "порядковый счет". Конспект нод порядковый счет Конспект занятия по ознакомлению с порядковым счетом

Разделы: Работа с дошкольниками

  • Формировать у детей понятие о порядковом счёте.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
  • Повторить геометрические фигуры.
  • Развивать пространственные отношения.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой.
  • Воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения.
  • Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

Оборудование:

Демонстрационный:

6 разных игрушек,
– герои сказки “Репка”;
– набор геометрических фигур из картона;
– цифры-магниты;
– карточки “Семена” с нарисованными семенами подсолнуха (рис.1 - 3);
– для игры “Что лишнее” - модели банок с помидорами из картона (рис.5 - 9);
– демонстрационный столик.

Раздаточный:
– карточки “Семена” с наклеенными семенами подсолнечника по 6 штук (рис.4);
– цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята и уважаемые родители!

Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один кружок.

Игра-мирилка.

Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай, и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

(Дети проходят за столы, родители присаживаются на стулья.)

Для родителей:

Все, что нужно к уроку – готово.

Сегодня в кабинете у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Родитель скажет каждый.

(Родители высказывают свое мнение, зачем нужно изучать математику. Начинает педагог:

Математика – это гимнастика для нашего ума.

Кто изучает математику – тот тренирует свой ум.

А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Вводный инструктаж.

– Ребята, сегодня мы узнаем, что такое порядковый счет, где мы его используем в жизни и некоторые его правила. Тема нашего занятия “Порядковый счет”.

Но вначале подготовка- небольшая тренировка.

Приглашаю вас сделать веселую гимнастику - математическую: будем ориентироваться в пространстве и вспомним геометрические фигуры. Разминка: помашите мне и родителям правой ручкой, теперь левой.

Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята,
Будем глазками искать.

Дружно глянем мы налево.
Что там? Это же квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.

Влево, вправо посмотрите.
Поищите. Что это? Это – круг.
Вот он где, любимый друг.

Вниз глазами поведем,
Что мы там найдем?
Это – треугольник.
А где – прямоугольник? (На потолке.)

– Давайте с вами посчитаем, вспомним числовой ряд.

На доске нарушен числовой ряд (1–6), дети по желанию, находят и исправляют ошибки, (работают по два человека – два числовых ряда, можно пригласить родителей). Остальные дети на местах, считают устно, под хлопки вместе с педагогом (прямой счет до десяти).

Текущий инструктаж.

Игра “В магазине игрушек”.

На столе 6 игрушек.

– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?

– Что они там покупают?

– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)

– Сколько игрушек стоит на полке? (Считают, 6)

– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

Затем педагог предлагает детям представить, что кто-то из них продавец, а он -покупатель. Педагог предлагает продать ему игрушку, которая стоит на первом месте.

Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.

– Кто догадался – какую?

Тот из детей, кто догадался, должен продать ему мячик (машинку). Игрушки ставим на место.

– Почему два продавца продали разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая - на первом месте с другой стороны.) Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет . Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова- “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют дома (спросить детей, какой у них № дома?), квартиры, школы, места в кино, автобусе. Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей, родители помогают.)

Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.

Педагог показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.

– На каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка...)?

Игра “Репка”.

Герои-игрушки находятся на демонстрационном столике в беспорядке.

– Сейчас я приглашаю вас в сказку.

Посмотрите,
что за сказка, я не вижу.
Кто узнал, я жду ответ?

(Дети: “Репка”).

Здесь нас ждет порядковый счет, а сначала давайте сосчитаем, сколько всего было героев в сказке?

Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– Кто из героев посадил репку?

– Какая она выросла? (Покажите руками.)

– Кто первым начал тянуть репку?

– Кого на помощь позвал дед?

– На каком месте стояла бабка? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.) Аналогично разбираются остальные герои. После выполнения задания дети отвечают на вопросы:

– Сколько человек тащило репку?

– Сколько зверушек помогало тащить репку?

– Сколько всего персонажей в сказке?

– Если герои поменяются местами, сколько их будет? (Их все равно будет 6, потому что никто не пришел и не ушел.)

– Еще загадки ожидают, кто их быстро отгадает?

(Дети отгадывают загадки и находят порядковое место персонажей).

– С утра до ночи в работе, устает он – вот беда.
На каком стоит он месте – вы узнаете всегда!

– Кто, подняв пушистый хвостик,
Мурлыкая приходит в гости?

– И танцует и поет, и по дому помогает.
Где помощница стоит - кто считает, тот узнает!

– Хвостик длинный, все грызет,
В норке маленькой живет!

Пальчиковая игра (проводится 3 раза, с нарастанием темпа).

– У дедушки и бабушки в огороде выросла капуста, давайте ее посолим.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту жмем-жмем.
А потом в рот берем.
Ам-ам!

Практическая работа.

Работа с карточкой "Семена".

– Внучка тоже помогает дедушке и бабушке в огороде. Она посадила семена.

Отгадайте загадку и узнаете, какое растение посадила внучка.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна. (Подсолнух.)

– Посмотрите на карточки, узнаете, семена подсолнуха? (У педагога карточка рис. 1, у детей карточка рис. 4.)

– Сколько семян подсолнечника посадила внучка? (Дети считают – 6 штук.)

– Самые первые ростки появились из второго и пятого семени. Нарисуйте у этих семян ростки (дети на карточке цветными карандашами рисуют ростки у семян подсолнуха), сравнивают с демонстрационными карточками (рис 2, 3).

Игра “Что лишнее”.

– У бабушки в огороде вызрели помидоры. Она решила на зиму сделать заготовки – замариновать помидоры. Внучка ей помогала.

На доске – пять моделей банок из картона:

– одна из которых маленькая, остальные – большие (рис. 5);
– в одной банке четыре, в остальных по пять помидор (рис. 6);
– одна – пустая, в остальных лежат помидоры (рис. 7);
– в одной банке маленькие, в остальных большие помидоры (рис. 8);
– в одной банке желтые, в остальных красные помидоры (рис. 9).

– Сколько банок они приготовили?

– Как вы думаете, какая банка из них лишняя?

– На каком месте стоит банка с желтыми помидорами?

– Какая по счету банка с маленькими помидорами?

– На каком месте стоит маленькая банка?

Информация для родителей

Данная игра развивает вариативное мышление. В данном случае все предложенные варианты ответов верные. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Игра “Родители”

Родители, присутствующие на занятии, сидят на стульях в один ряд. Дети должны определить, какая по счету сидит его мама или его папа.

– Катя, какая по счету, сидит твоя мама? Ит.д.

Итоговый инструктаж.

Педагог собирает детей около себя.

– Ребята, где вы сегодня побывали?

– Что нового узнали?

– Что вам понравилось больше всего?

– Что показалось трудным?

– А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными, вежливыми.

Педагог хвалит детей за то, что они научились узнавать, на каком месте стоит предмет.

Домашнее задание.

Вспомнить сказку “Колобок” и ответить на вопросы:

– Какие животные встретились Колобку в лесу?

– Сколько всего животных встретил Колобок?

– Каким по счету был волк, медведь, заяц?

Список литературы

  1. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. Часть 2.
  3. Белошистая А.В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике.

Тема: Путешествие в город «Считалово»
(Количественный и порядковый счёт в пределах пяти).

Программное содержание: Упражнять в счёте в пределах 10. Продолжать учить различать количественный и порядковый счёт в пределах 5. Учить детей правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который по счёту? Продолжать учить называть предыдущее и последующее число к названному числу. Продолжать учить соотносить число с количеством и цифрой. Упражнять детей в счёте на слух. Закрепить представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер). Закрепить и уточнить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Учить детей ориентироваться на плоскости. Закрепить и уточнить знания детей о понятиях величины: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Развивать мелкую моторику, зрительную координацию. Воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать. Отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.

Демонстрационный материал: Мольберт, магнитная доска, мяч, бубен. Пять картинок с шариками разного цвета. Предметные картинки: 1 ёлка, 2 снегиря, 3 снеговика, 4 голубя, 5 сов. Набор цифр (1-5), числовые карточки (1-5).

Раздаточный материал: Набор цифр (1-5), числовые карточки (1-5). Фланелеграф, набор геометрических фигур.

Методические приёмы: Дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, анализ НОД.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Подарите свои улыбки гостям.
- Повернитесь ко мне. Подарите мне улыбки, а я вам дарю свою улыбку.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в город «Считалово».
- Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).
- Для того чтобы отправиться в путешествие нужно правильно посчитать.
Игра «Я начну, а ты продолжишь».

II. - В городе, в честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные воздушные шары.
На мольберте (5 воздушных шариков разного цвета).
- Сколько воздушных шаров вы видите? (5)
- Одинаковые ли шары?
- Скажите, чем отличаются шары? (Шары отличаются цветом).
- Что у шаров одинаковое? (У шаров одинаковая форма и размер).
- Посчитайте по порядку воздушные шары.
- Который по счёту стоит красный шар? Жёлтый? Синий? И т. д.

Вдруг подул ветер, и один воздушный шар улетел.
- Которого по счёту шара нет?
(Педагог убирает по одному воздушному шарику, и дети называют, которого по счёту шара нет).
Дети садятся на свои места.

III. - Мы с вами на улице города «Считалова». Дома здесь необычные, в них живут цифры.
Игра «Сколько?»
(На доске предметные картинки: 1 ёлка, 2 снегиря, 3 снеговика, 4 голубя, 5 сов).
Один ребёнок выполняет задание у доски, а остальные дети, сидя за столами.
Педагог загадывает загадки, отгадав её, дети показывают и выкладывают на стол нужную цифру.

Загадки:
Живу я посреди двора, Зимой на ветках яблоки!
Меня лепит детвора, Скорей же собери!
Нос - морковка, глаза - И вдруг вспорхнули яблоки -
угольки. Ведь это … (Снегири)
Кто я?
(Снеговик)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.
(Ель)
Днём спит, Птицей мира я зовусь,
Ночью летает, И легко я приручусь.
И прохожих пугает. (Голубь)
(Сова)

3 1 5 2 4
- Что вы выложили? (Цифровой ряд).
- Что такое цифровой ряд?
- По порядку ли расставлены цифры?
1 2 3 4 5

Возьмите числовые карточки и подставьте под его цифру.
- Назовите соседей числа 2, 3, 4?
- Какое число стоит перед числом 2, 4?
- Какое число стоит за числом 3,4?
- Посчитайте от 2 до 4, от 3 до 5, от 5 до 1.

IV. Физкультминутка: «Сколько раз ударит бубен…»
Дети становятся в круг. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Сколько раз ударит бубен,
Столько раз мы хлопать будем.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Наклонились столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Приседаем столько раз,
Сколько листиков у нас.
Сколько покажу кружков,
Столько выполним прыжков.

V. Работа с геометрическими фигурами.
- В городе «Считалове» жители очень любят создавать картины из мозаики. Мозаики у них это геометрические фигуры.
- Возьмите свои наборы и выложите на фланелеграфе картину из них. Мы подарим её жителям.
(Дети выкладывают картину на фланелеграфе из геометрических фигур и говорят, что у них получилось).
- Покажите свои картины.
- Что у вас получилось?

Какой формы крыша дома? (Крыша треугольной формы).
- Какой формы труба дома? (Труба прямоугольной формы).
- Какой формы окно дома? (Окно дома квадратной формы).
- Какой формы солнце? (Солнце круглой формы). И т. д.
- В каком углу находится солнце? (Солнце в левом верхнем углу).
- В каком углу находится облако? (Облако в правом верхнем углу).
- Где расположен дом? (Дом расположен в середине).

VI. - Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Дети становятся в круг.
Большой - маленький , длинный - коротки й, высокий - низкий , широкий - узкий , толстый - тонкий .

Молодцы! Путешествие окончено!

VII. Итог непосредственно-образовательной деятельности.

Педагог обобщает материал, пройденный на непосредственно-образовательной деятельности:
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Вы сегодня хорошо потрудились.
- Скажите, чем вы занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что вызвало затруднение?

Возрастная группа: Средняя группа

Тема: «Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры»

Интеграция образовательных областей:

  1. 1.Игровая
  2. 2.Коммуникативная
  3. 3.Познавательно-исследовательская

Программные задачи:

  1. 1.Учить детей счёту до 3
  2. 2.Совершенствовать умение сравнивать два геометрических предмета
  3. 3.Отражая результаты сравнения в речи

Задачи НОД:

Образовательные:

  1. 1)Познакомить детей с историей возникновения часов и их назначением;

Развивающие:

  1. 1)Формировать понимание временных отношений (сначала-потом, раньше-позже) ;

Воспитательные:

  1. 1)Воспитывать выдержку, учить детей выслушивать ответы своих товарищей, не перебивая их;
  2. 2)Обогащать жизнь детей положительными впечатлениями.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. 1.Игрушки: кукла, ежик, мячик, заяц, карточка с изображением трех яблок разного цвета,
  2. 2.Мешочек с предметами, разными по длине, ширине, высоте (пирамидки, ленточки, веревочки, конверт, квадрат, прямоугольник.)

Раздаточный материал:

  1. 1.Плоскостные изображения яблок такого же цвета, как на демонстрационной карточке (по три штуки для каждого ребенка) : красный, желтый, зеленый.

Способы организации детей: Сидя за столом

Словарная работа: Вспомнить геометрические фигуры

Предварительная работа:

  1. 1)Повторить название геометрических фигур.
  2. 2)Вспомнить счет до 3

1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Катя с игрушками, здоровается с детьми. Дети здороваются с куклой, рассматривают игрушки.

2. Игровое упражнение «Поможем Кукле Кате сосчитать игрушки». Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя учится считать: «Она принесла с собой любимые игрушки и хочет их посчитать», предлагает детям помочь ей, выставляет игрушки: ежика, мячик, зайца, задает детям вопросы: Какие игрушки принесла кукла Катя? Как узнать, сколько игрушек у куклы Кати? Воспитатель напоминает детям правила счета и предлагает нескольким детям посчитать игрушки, затем уточняет: «Сколько игрушек у куклы Кати? » (3 игрушки.) Воспитатель объясняет детям, что когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, мы должны считать по-другому: первый, второй, третий. Дети вместе с воспитателем считают, называя порядковое числительное и предмет: «Первый ежик, второй мячик, третий заяц» Воспитатель называет игрушку, а дети определяют ее порядковый номер и проверяют правильность ответа, пересчитывая предметы по порядку.

3. Игровое упражнение «Разложи яблоки по порядку».

Воспитатель показывает демонстрационную карточку с изображение яблок и говорит: Кукла Катя собрала яблоки для ежика разных цветов. Расположите свои яблоки по образцу. Сколько яблок собрала кукла Катя для ежика? Какого цвета яблоки? Посчитайте яблоки по порядку? Дети называют порядковое числительное и цвет яблока: «Первое яблоко красное… ». Которое по счету зеленое яблоко? Какого цвета яблоко на третьем месте?

4. Игровое упражнение «Сравнение квадрата и прямоугольника». Воспитатель достает из конверта квадрат прикрепляет его к магнитной доске, спрашивает у детей: «Как называется фигура? Что есть у квадрата? Сколько сторон? Покажите углы квадрата. Сколько углов? » Рядом с квадратом воспитатель прикрепляет прямоугольник, спрашивает: «Кто знает эту фигуру? Как она называется? Это прямоугольник. Что есть у прямоугольника? Покажите стороны прямоугольника. Сколько сторон? Покажите углы прямоугольника. Сколько углов? Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются эти фигуры? » Воспитатель накладывает квадрат на прямоугольник и сообщает, что прямоугольник длиннее квадрата.

5. Физкультминутка (по выбору воспитателя) .

6. Игровое упражнение: «Найди пару».

Воспитатель достает из мешочка предметы, разные по длине, ширине, высоте (пирамидки, ленточки, веревочки, раскладывает их на столе, и предлагает детям найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующими словами: широкий, узкий, длинный, короткий, низкий, высокий. Затем предлагает найти предметы длиннее, короче и. д.

Итог: Чем мы сегодня занимались? Какие упражнения выполняли? Что понравилось?

Тема: «Порядковый счет и цифры»

Задачи:

1. Закрепить:

Порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

Знания о цифрах.

2. Совершенствовать умения:

Определять свое местонахождение среди объектов окружения;

Классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

3. Формировать представления об объеме, глубине.

Демонстрационный материал : фигуры животных и птиц: дрозд, медведь, заяц, енот, крот, белка, коза, лиса, еж, филин, лось; игрушки; обруч.

Раздаточный материал: цифры по количеству детей (от 1 до 9); 3 таза; 3 ведра с водой; лисичка-игрушка (3 штуки); набор геометрических фигур.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят возле доски. На доске прикреплена фигура дрозда. Воспитатель читает стихотворение и выкладывает в ряд животных и птиц для порядкового счета.

У дрозда на дне рожденья

Было много угощенья.

Пригласил он всех друзей,

Посчитай-ка их скорей!

Первый гость — медведь-топтыжка,

А второй — косой зайчишка,

Третий — их сосед енот,

А четвертый - старый крот.

Пятой белка-озорница

Прилетела, словно птица.

Шесть и семь — коза с лисой,

Недотрога-еж — восьмой,

Девять — филин молчаливый,

А десятый — лось ворчливый.

Веселились весь денек!

Посчитай еще разок!

Н. Владимирова

— Давайте с вами вместе посчитаем всех зверей и птиц: первый, второй...

— Каким по счету пришел на день рождения крот?

— Каким по счету пришел на день рождения филин?

— Кто пришел на день рождения пятым?

— Кто пришел на день рождения седьмым?

Воспитатель благодарит детей за счет. Дети садятся на стулья, на каждом из которых лежит карточка с цифрой. Дети берут ее в руки и играют в игру «Встань с другом на место».

— Цифра 5 вместе с цифрой 7, подойдите к столу и встаньте так, чтобы стол был справа от вас.

— С какой стороны от вас находится стол?

— Цифры 4 и 6, возьмите медведя и посадите на стул слева от вас.

— С какой стороны от вас сидит медведь?

— Цифры 3 и 9, встаньте слева от зайца.

— С какой стороны от зайца вы стоите?

Воспитатель благодарит детей за игру и приглашает их разделиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своему столу, на котором находятся ведро с водой и пустой таз.

— На ваших столах стоят ведро и таз. У каждой команды по лисичке (игрушка). Лисичка решила искупаться. Но она боится утонуть, потому что не умеет плавать. В ведре налита вода. Как вы думаете, глубоким ли для лисички окажется этот водоем?

— Что нужно сделать, чтобы лиса не утонула? (Перелить воду в таз.)

Дети переливают воду в таз, и оказывается, что теперь лиса не утонет.

— Вы всю воду перелили из ведра в таз? Значит, количество воды осталось прежним. Раньше было глубоко, а теперь стало мелко для лисы. Почему?

Дети размышляют, высказывают предположения. Приходят к выводу, что все зависит от сосуда. Количество воды такое же, а сосуды разные по объему. Понятие «объем» детям не дается.

— Вы замечательно потрудились: помогли лисе искупаться. Теперь поиграем с вами в игру «Раз, два, три — в круг фигуру положи!».

Положите в обруч все фигуры без углов;

Положите в обруч все фигуры с вершинами;

Положите в обруч все фигуры красного цвета;

Положите в обруч все большие фигуры;

Положите в обруч все фигуры с четырьмя углами. И т.п.


Конспект интегрированного занятия.

Раздел 3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

Тема: «Порядковый счет в пределах 10».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10:

Закрепить знания детей о днях недели и частях суток;

Учить определять месторасположение геометрических фигур в дорожке, понимать выражения «до» и «после»;

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения);

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

Развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Методы и приемы:

· Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

· вопросы к детям;

· использование дидактических пособий, наглядного материала;

· физкультминутка, компьютер.

Предметно-развивающая среда:

· Использование ИКТ (компьютер);

· корзинка с «волшебными» орешками;

· карточки с двумя полосками;

· дидактическая игра «футбол»;

· мяч для игры «Дни недели»;

· схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка;

· фишки.
Ход занятия:

Педагог создает игровую мотивацию:

Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете? Назовите.

Какая сказка у вас самая любимая?

Послушайте и отгадайте из какой сказки эти строки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да, затейница, какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Правильно, из «Сказки о царе Султане». А кто автор этой сказки?

Верно, А. С Пушкин.

Вы знаете, ребята, а белка передала, вот эту корзинку с орешками. А орешки эти непростые, в них загадки и задания для нас.

Педагог предлагает ребенку достать орех из корзины.

Какая цифра здесь спрятана?

В орехе с цифрой ….вот такое задание: «Построй дорожку из камешков».

Возьмите карточки с двумя полосками и подносы с геометрическими фигурками. На верхнюю полоску выложите дорожку из десяти геометрических фигур так , чтобы рядом одинаковые фигуры не находились.

Вопросы к выполненному заданию:

Сколько фигур вы положили?

Чем отличаются треугольник от квадрата?

Чем похожи квадрат и прямоугольник?

Что вы можете сказать о круге?

Сосчитайте сколько фигур большего размера в вашей дорожке?

Сколько малого размера?

Сколько квадратов?

Сколько кругов?

Педагог предлагает выполнить взаимопроверку.

Педагог хвалит детей за верно выполненное задание.

Вторую дорожку выложите так, чтобы она была короче и в ней не было кругов. (Дети выполняют задание и выполняется взаимопроверка).

Вопросы к выполненному заданию

Из скольких камешков построена твоя дорожка, Надя?

У тебя, Вася?

Которая по счету фигура прямоугольной формы?

Женя, на каком месте у тебя стоит прямоугольник?

Назовите последующую фигуру.

Назовите третью фигуру, поставьте на ней фишку и назовите её. Какая фигура следующая?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Какая цифра здесь спрятана?

А этот орешек приглашает нас заглянуть в волшебное окно.

Игра на компьютере: «Логическое мышление».

Внимательно смотрите, что появляется на экране, и правильно отвечайте на вопросы.

Вопросы к детям:

Почему ты так думаешь? Объясни? (Дети высказывает свои мнения)

Понравилась вам такая игра?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек:

Надя, раскрой еще один орешек. Какая здесь цифра? Назови.

Этот орешек предлагает нам поиграть в игру «футбол».

Возьмите футбольное поле и «мячи». Приготовились играть. Итак, мяч в середине поля, вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу , в верхнем левом углу, в центре. Замечательно, вы и с этим заданием справились.

Педагог предлагает достать ребенку следующий орешек.

Женя, открой следующий орешек, какая цифра здесь? Пора нам отдохнуть

Физкультминутка.

Я хочу сейчас узнать,

Один, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдем гулять.

На опушке возле ели

На пенечек все мы сели.

Посидели, отдохнули,

Ручки к солнцу потянули.

Опустили их опять,

Можно ими помахать.

Снова к солнцу потянулись

И друг другу улыбнулись.
Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Открываем орешек, назовите цифру. Под этим номером белочка приготовила нам загадки на смекалку:

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время – очень точно –

Сумерками называют. (Вечер)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою сошлась. (Ночь)
О чем были все эти загадки? (о частях суток)

Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?»

· Солнышко светит днем, а луна….(ночью)

· Днем я гуляю, а ночью…..(сплю)

· Мы завтракаем утром, а обедаем….(днем)

· Спим мы ночью, делаем зарядку….(утром)

· Делаем зарядку утром, а ужинаем…(вечером)

· Ужинаем вечером, а тихий час у нас…(днем)

Педагог предлагает поиграть в игру «Дни недели»

Бросаем мяч и называем дни недели.

Какой первый день недели?

Какой третий?

Назови последний день недели?

Назови соседний день среды?

Назови соседний день пятницы?

Назови выходные дни недели?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Какая цифра в ней спряталась?

В этом орешке последнее задание для нас.

Белочка передала нам незаконченные изображения предметов. Ваша задача придумать и дорисовать необычные рисунки и дать им название.

Игра «Дорисуй и назови предмет»

(Во время работы детей звучит спокойная музыка, Дети рассказывают о том, что они нарисовали)

Педагог проводит итог:

Дети, чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Спасибо вам. Вы так много знаете, придумывали интересные рисунки, были внимательными, сообразительными,