Карточки времена года месяцы описание. Угадай, какое это время года

Изучение времен года – обязательная часть любой дошкольной и школьной программы, без освоения которой кругозор ребенка останется недостаточно широким, а дальнейшее познание окружающего мира будет наталкиваться на определенные препятствия.

Когда мы изучаем времена года с ребятишками, нужно использовать как можно более разноплановые и интересные наглядные пособия, позволяющие получить полное представление об изменениях, происходящих не только в природе, но и в повседневной жизни людей.

Очень удобно использовать, изучая времена года, картинки – для детей это самый доступный и понятный материал, который отображает все особенности изучаемого времени года.

Обычно на картинках изображаются характерные детали сезонной одежды людей и наиболее выразительные моменты, происходящие в природе, а также различные погодные явления. Рассматривая картинки, мы акцентируем внимание малышей на связи того или иного предмета с происходящими в природе изменениями: например, увидев снег, подчеркиваем, что зимой очень холодно, поэтому идет не дождик, а снег. теплее, идет дождь. А летом чаще всего жарко, и ярко светит солнце.

Удобно использовать, изучая времена года, карточки. Работа с карточками приносит деткам большое удовольствие, при этом, незаметно для себя, они усваивают все характерные особенности каждого сезона.

Предлагаем ребятишкам поиграть в простые игры с карточками:

  • распределить их по разным группам, согласно изображенному времени года;
  • выбрать из общей кучки только те карточки, которые имею отношение к определенному сезону;
  • убрать лишние карточки из предложенных.

Такие игры развивают внимание и делают учебный процесс более увлекательным.

Обязательно посмотрите с ребенком карточки с деревьями, которые изменяются в зависимости от различного времени года.

Дополнением к занятию может стать изображающая различные времена года раскраска. В процессе работы с ней, ребенок лучше усвоит особенности каждого сезона и характерную для него цветовую гамму. Таким образом, более прочно закрепится изученный материал.

Картинка «месяцы»

Картинки «времена года с одеждой»

Природа и погодные явления в разные времена года

Раскраски времена года

Поделки на тему «времена года»

Можно изготовить тематические поделки: времена года, отображенные в объемной , выглядят более выразительно, благодаря чему лучше запоминаются ребенком.

Для изготовления такой поделки нам понадобится приклеить на лист картона плотную ткань — фон будущей картины.

Используйте для создания поделок самые интересные материалы: например, красивая аппликация на зимнюю тему получается при помощи белого фетра и ваты, на летнюю – при помощи фетра и мягкой цветной бумаги. Фетр можно заменить бархатным картоном или кусочками драпа.

Можно создать показательную серию аппликаций – например, сделать четыре дерева, обводя ладошку ребенка, и оформить эти деревья в соответствии с тем, как они выглядят в определенное время года.

Яркие иллюстрации, сюжетные картинки и раскраски о погодных явлениях и сезонных изменениях в природе.

На собранных здесь рисунках и наглядных пособиях доступно и наглядно показываются отличительные особенности каждого времени года и различных перемен погоды.

Сезоны и времена года в картинках для детей.

  • Дополняем и систематизируем знания детей об основных погодных явлениях, о четырёх сезонах. Расширяем представления о весне, лете, осени и зиме как об отдельных временах года. Формируем понятия об их характерных признаках и приметах.
  • Развиваем образное мышление и воображение; умение восстанавливать логическую взаимосвязь между различными сезонными явлениями и конкретными событиями в окружающей среде.
  • Воспитываем любовь и бережное отношение к природе; умение детей видеть и замечать красоту в каждом времени года.
Раскрываем смысл известного выражения «У природы нет плохой погоды». Поощряем познавательный интерес к естественным наукам и исследовательской деятельности.

В современном мире количество информации, которой необходимо владеть человеку в повседневной жизни растет с угрожающей скоростью. Особенно это заметно по школьной программе обучения — она с трудом вмещает в себя все необходимые предметы. Если в конце прошлого века обучение начиналось с самых азов, то теперь начало образования переместилось в дошкольную сферу, в детские сады. Современные дети идут в школу уже умея читать по слогам и писать буквы, даже если это пока и не требуется — так ребенку легче влиться в новую жизнь.

Более того, еще до садика многие дети проходят курсу подготовки к дошкольным учреждениям, различные кружки развития ребенка, где учатся не только общению со сверстниками и привыкают находится в коллективе без родителей, но и изучают навыки творчества и понятия об окружающем мире.

По разным причинам не всем детям удается получить такое социальное благо как подготовка к школе в дошкольных учреждениях. Многие находятся под опекой мам или бабушек до самой школы. Чтобы такие дети не отстали от сверстников, родителям приходится самостоятельно проводить с детьми развивающее обучение в домашних условиях.

В помощь таким родителям посвящена эта статья. В ней рассказывается как, с помощью каких методик и пособий выучить с ребенком времена года и месяца.

Знания о временах года кажутся нам, взрослым, такими естественными и элементарными, но как только вы попытаетесь объяснить это понятие маленькому ребенку, то все окажется не таким уж простым. Их нельзя потрогать, попробовать, пощупать. Эти понятия выстроены на ассоциациях с чем-то существующим. Чтобы к этому прийти, в развивающие игры для детей уже от 2 лет нужно вводить такие понятия, как: холодно — жарко, зеленое — желтое, солнце — снег. Ребенок сначала знакомится с признаками, которые характерны для времен года.

Начиная с 4 лет психология ребенка уже способна выстраивать ассоциации. он уже видел смену времен года, наблюдая за природой, замечает повторение процессов, а значит можно начинать дальнейшее обучение — изучать времена года..

Как научить ребенка временам года

Обучение в столь раннем возрасте возможно только в игровой форме.

Для простоты восприятия лучше всего подойдут наглядные пособия. Существуют следующие методики игрового развивающего обучения:

  1. Рисовать вместе с ребенком различные природные явления, поясняя как и когда происходят эти изменения.
  2. Читать и рассматривать детские книги с картинками, посвященные временам года, обсуждая изображения и содержание.
  3. Проводить интерактивные игры с использованием тематических карточек, изображающие времена года и их признаки.
  4. Разучивать стихи и песни о временах года и ярких моментах, которые их характеризуют.
  5. Наблюдение за изменениями в реальной природе и их обсуждение.
  6. Просматривать специальные обучающие мультфильмы и телепередачи для детей на соответствующую тематику.

Специальное пособие по изучению времен года — это карточки с изображением различных времен

года в характерных признаках.

Такие карточки можно приобрести в магазинах детских товаров или распечатать изображения и сделать самому.

Рассматривая такие карточки, ребенок будет замечать, что эти признаки сгруппированы в четыре категории — времена года. На других карточках природные явления изображены отдельно и ребенок сам должен отнести их по сезонам.

Во время прогулок на улице, обращайте внимание ребенка на природные явления, происходящие вокруг нас. Это могут быть пожелтевшие листья на осенних деревьях, цветы весной и летом и птицы, улетающие осенью на юг и зимние катания на снегу. Все это помогает ребенку понимать и определять времена года.

И, наконец, можно просмотреть видео с любимыми мультипликационными персонажами, которые тоже пытаются понять, что же такое — времена года.

Как научить ребенка запоминать месяца года

Когда ребенок будет хорошо ориентироваться во временах года, это происходит в 4 — 5 летнем возрасте, начинаем учить месяца. Эта задача сложнее предыдущей, на методики применяются все те же самые.

Здесь нам не обойтись без тематических пособий в виде красочных карточек с названиями месяцев и изображением основных признаков этого месяца. Важность здесь заключается еще и в том, что в это время ребенок знакомится с буквами и цифрами и эти процессы помогают и подталкивают друг друга. Такие карточки бывают сгруппированы по сезонам — весенние, зимние и тд, что помогает ребенку запомнить месяцы по временам года, так и раздельные с названиями каждого месяца.

Это позволит ребенку выучить названия месяцев и их последовательность в правильном порядке.

Существуют стихи — считалочки, в которых перечислены все месяца. Разучивая такие стихи дети тренируют память и запоминают календарь одновременно.

Каждый месяц имеет какую-то отличительную особенность, хорошо известную ребенку, например: праздник в марте или первый — январь. Привязав такие признаки к каждому месяцу мы также облегчим процесс запоминания.

В изучении календаря помогут тематические мультфильмы.

Подобные методики запоминания подходят и для изучения дней недели.

Как запомнить количество дней в каждом месяце.

В дальнейшем, уже будучи школьниками, детям предстоит выучить сколько дней в каждом из месяцев. Здесь также могут помочь наши методики. Одну из них мы вам предлагаем. Это старый проверенный способ счета на кулочках. Сожмите кулочки и считайте месяца по костяшкам, как это показано на рисунке.

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию увлекательные игры о временах года для детей 4-7 лет.

В процессе игровой деятельности дети будут учиться:
Определять время года по признакам и приметам;
Составлять предложения и объединять их в связный рассказ.

Предлагаемые познавательные игры помогут развить:
Зрительное восприятие;
Внимание и наблюдательность;
Речевые компоненты и мыслительные операции;

В комплект для игр входят:
Четыре разрезные сюжетные картинки, на которых изображены времена года;
Четыре игровых поля для игры в лото;
Четыре игровых поля для игры в «Четвёртый-лишний»;
24 карточки, на которых нарисованы предметы, имеющие отношение к разным временам года.

Ведущим каждой игры является взрослый: воспитатель детского сада, учитель-логопед, учитель начальной школы, психолог, родитель. Он наблюдает за ходом игры, исправляет допущенные ошибки, при затруднениях оказывает помощь игрокам.
Перед началом игры необходимо разрезать листы по пунктирным линиям.
В игре принимают участие два или четыре игрока (при необходимости взрослый переводит игру в рамки индивидуального проигрывания). Если в игре участвуют четверо детей, то каждый ребенок получает по одному игровому полю, если двое, то количество детей удваивается.

Игры с разрезными картинами.

«Собери картинку»
Ведущий предлагает участникам игры выбрать название времени года. Когда каждый игрок определится с выбором, Ведущий перемешивает части разрезных картин и, поочередно показывая их, спрашивает, кому из детей подходит названный фрагмент.
Игроки, забирая у ведущего части сюжетных картин, объясняют свой выбор. Например: «Здесь нарисован снеговик. Дети лепят снеговиков зимой. Эта картинка подходит к зимнему пейзажу». После того, как все фрагменты распределены между участниками игры, ведущий предлагает собрать фрагменты в единую сюжетную картину.
Выигрывает ребёнок, который первый справится с заданием.

«Составь рассказ»
Ведущий предлагает участникам игры поочередно составлять предложение по каждому фрагменту сюжетной картины. Ребенок, который выполнит задание лучше других, получает фишку. Таким образом, к концу игры ведущий передает игрокам шесть фишек* (по количеству фрагментов).
Ведущий предлагает игрокам составить рассказ о времени года, используя в виде опоры собранную сюжетную картинку.
Выигрывает ребёнок, который лучше других справится с заданием.

Игры с игровыми полями

Лото «Подбери и объясни»

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия. Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной»
Выигрывает ребенок, который первый закроет все квадраты игрового поля.

«Четвертый – лишний»

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Каждый игрок выделяет «лишний» предмет и объясняет свои действия. Например: «Лишний предмет – гриб. Ветку в снегу, кормушку, снеговика – все это можно увидеть зимой, а грибы зимой не растут».
Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки изображениями вверх. Он предлагает каждому участнику игры найти подходящий предмет и закрыть им «лишнее» изображение. После выполнения задания игрокам предлагается продолжить свои ряды. Таким образом, в конце игры у детей оказывается ряд из шести картинок, относящихся к определенному времени года.
Выигрывает ребенок, который первый справится с заданием.

* В качестве фишек можно использовать геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, пуговицы и прочее.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,