Игры, развивающие мелкую моторику разными способами. Тренировка мелкой моторики для развития интеллекта

В этой статье:

Развивающие занятия для детей в дошкольном возрасте с целью полноценной их подготовки к школе в наше время более чем актуальны. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок показывал высокий уровень мышления, был внимательным, имел отличное воображение и, конечно, правильно и связно говорил – словом, был интеллектуально развит.

Огромное влияние на уровень развития интеллектуальных способностей оказывает мелкая моторика, правильно сформированная в возрасте 3-4 лет и совершенствуемая в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Что такое моторика и на что она влияет?

Руки, вернее, те движения, в которых они принимают участие, важны на каждом этапе жизни ребенка. Почему же так важно развивать мелкую моторику пальцев именно в возрасте 3-4 лет? Дело в том, что в этот период (до 9 лет) кора больших полушарий лишь формируется, и правильное развитие малыша поможет улучшить следующие его важные качества:

Мелкая моторика рук влияет на развитие высших психических функций ребенка. Развитие способности точно управлять руками и пальцами поможет детям в дальнейшем правильно и быстро обслуживать себя, рисовать, чертить, писать и совершать еще целый ряд действий, без которых сложно представить жизнь современного человека.

Когда говорят, что мышление ребенка расположено на кончиках его пальцев, совсем не преувеличивают. Многочисленные исследования доказали связь моторики с мышлением, но в случаях с детьми 3-4 лет руки - это еще и их «глаза».
Ведь малыши в этом возрасте мыслят эмоциями, чувствами. Чем более они развиты, тем ярче представления малыша об окружающем мире и тем проще ему будет найти в нем свое место.

Рассмотрим интересные и полезные игры для малышей 3-4 лет, с помощью которых можно будет развивать мелкую моторику рук.

«Веселые ручонки»

Играя в эту игру, малыш сможет улучшить чувствительность пальчиков и стимулировать развитие мелкой моторики.

Правила игры очень простые. Вам нужно будет познакомить кроху с каждым из его пальчиков, придумывая ему имя. Обыграйте знакомство: пусть каждый пальчик поздоровается с другим, касаясь подушечками друг друга, после чего попрощается. Попросите кроху сложить ладошки и потереть подушечками пальцев, после чего можно попробовать покрутить карандаш двумя пальцами и между ладошками.

Также можно предложить крохе поиграть с крышками на бутылках. Пусть откручивает и закручивает их снова, меняя местами, сортируя по цвету. Как вариант развлечения для шаловливых ручонок можно предложить крохи поиграть фасолью или горохом. Пусть складывает их в разные емкости, сортирует, просто перебирает в пальчиках или постарается найти предварительно спрятанные в куче гороха или фасоли мелкие игрушки (те же крышки от бутылок, прищепки и пр.).

Если ручки ребенка все еще не наигрались, можно предложить ему потрогать шершавую поверхность наждачной бумаги, полопать воздушные пузыри упаковочной пленки (любимое занятие даже для взрослых) или покатать мелкие шарики по ровной поверхности - такие простые действия также помогут развитию моторики у малышей 3-4 лет.

Игра со шнурками

Просто отличная игра как для развития моторики, так и для обучения крохи завязыванию шнурков. Только представьте себе, как будет гордиться малыш, когда в детском саду сможет продемонстрировать свои умения воспитателю и другим деткам с любимыми словами детей этого возраста: «Я сам!».

Уметь завязывать шнурки в 3-4 года умеют далеко не все малыши, поэтому те, кто научится этому непростому, но интересному делу, будут чувствовать себя настоящими героями.

Как научить детей 3-4 лет управляться со шнурками? Самый простой и доступный способ - поупражняться на старых ботиночках, причем, чтобы крохе было интереснее, можно надеть их на ноги или лапы его любимой игрушки.

Также в процесс смогут внести разнообразие специальные игрушки-шнуровки в виде машины, поезда, тех же ботинок, бабочек, собак и прочих героев сказок и мультфильмов, элементы которых скреплены с помощью шнурков. Играя с ними, малыш сможет научиться не только завязывать шнурки, но и правильно шнуровать детали.

Пальчиковые художества

Развитие творческого воображения и моторики пальцев у детей 3-4 лет ускорят пальчиковые краски. Малыши очень любят рисовать не кисточками, а руками – так почему бы не дать им такую возможность, когда для этого есть даже специальные краски!

Покажите малышу, какие интересные рисунки можно делать с помощью пальчиков и целых ладошек на обычном ватмане, поиграйте с ним в веселую игру: кто оставит больше отпечатков. Следите за тем, чтобы кроха играл весело и в то же время не баловался, а действительно выполнял задание.

Самые удачные «шедевры» совместного творчества не забудьте подарить родственникам или развесить в красивых рамках в комнате малыша!

«Рваное творчество»

Еще один вариант для маленьких создателей прекрасного - рваные картинки. Это занятие оценит каждый ребенок в возрасте 3-4 лет, ведь рвать цветную бумагу на кусочки – это так весело и необычно! В процессе игры малыши, помимо моторики, смогут ускорить развитие творческого воображения, научатся воспринимать картинку целостно.

Итак, для игры вам понадобится
цветная бумага, а также старые газеты и журналы. Играть очень просто. Сначала вместе с малышом порвите несколько страниц журнала и листов цветной бумаги на мелкие кусочки. Затем нарисуйте на картоне контур какого-либо предмета или сказочного героя и предложите малышу «закрасить» его с помощью кусочков приготовленной бумаги, используя клей-карандаш. Получится очень необычно, стильно и красиво. Готовый шедевр не забудьте также повесить на стену в комнате.

Кстати, еще один вариант использования старых газет и журналов - это «палка-шуршалка». Предложите малышу порвать страницы ненужных изданий на определенной толщины длинные полоски, после чего наклейте их на палку. И вот палка-шуршалка - предмет гордости детей 3-4 лет – готова, можно идти с ней на улицу и удивлять прохожих!

Украшаем елку: новогоднее занятие

Эта игра для детей 3-4 лет станет особенно актуальной в преддверии новогодних праздников. Вместо того чтобы в очередной раз украшать елку, как обычно, стеклянными и пластиковыми игрушками, пофантазируйте и вместе с малышом сделайте для нее украшения своими руками. Например, это могут быть забавные яркие флажки, которые легко сделать,
свернув лист цветной бумаги пополам и закрепив на прочной нити в ветвях дерева.

Отличная идея - это бусы, которые делал каждый из взрослых на уроках труда в своем детстве. Речь идет о колечках из цветной бумаги, которые продеваются друг в друга и склеиваются. Такими бусами можно украшать не только елку, но и всю квартиру. В процессе создания бус малыш не только поработает над моторики рук, но и сможет развить в себе такие важные качества, как усидчивость и терпение.

Кстати, дополнительное задание, когда праздники закончатся, - дружный сбор конфетти с пола. Отличный способ тренировки мелкой моторики рук у детей!

Оригами для малышей

Дети просто обожают играть необычными игрушками, особенно если сделаны они были их руками. Приобщите малыша к японскому творчеству и научите его делать самые простые образцы оригами. Для этого вам понадобятся:


Попробуйте вместе с малышом сложить лодочку, лягушку, трубочку, используя технику оригами, затем украсьте готовые поделки, разрисовав их фломастерами или красками, и обязательно поиграйте с новыми игрушками, придумывая им роли.

Из бумаги можно делать самые разные вещи и поделки, особенно когда за окном плохая погода и ребенку совсем нечем заняться дома.

Подарки на праздники

Известно, что самые дорогие подарки для взрослых - те, что сделали для них дети своими руками. Скоро 8 марта или день рождения у бабушки? Предложите крохе 3-4 лет сделать для виновницы торжества подарок своими руками.

Например, вместе поработайте над созданием изящного и эксклюзивного веера, который очень просто будет сложить из двухсторонней цветной бумаги. Чтобы веер стал особенным, вместе с малышом декорируйте его аппликацией или даже бисером, приклейте скотчем петлю для руки – и подарок готов!

Как вариант, также можно предложить малышу сделать для именинницы красивое украшение из бусин и плотной лески. Подсказывайте крохе, в каком порядке лучше нанизывать бусины, а все остальное пусть он попробует сделать сам.

«Кто где живет?»

Интересная и забавная игра для самых маленьких, стимулирующая развитие мелкой моторики рук. Дети в 3-4 года интересуются животными, искренне волнуются, чтобы у каждого из них был свой домик. Обыграйте эту заинтересованность.

Нарисуйте на бумаге знакомых малышу животных и их домики. Предложите крохе следующий сценарий игры: кошка хочет съесть мышку. Что нужно сделать, чтобы спасти мышку? Заштриховать ее домик так, чтобы кошка ее не заметила. Таким же образом можно спасать зайца от лисы, олененка от волка и так далее. Будет здорово, если малыш проявит старание и терпение и заштрихует домики ровными, распложенными на одном расстоянии друг от друга штрихами.

Со временем в игру можно будет вносить изменения, предлагая крохе заштриховать самые разные рисунки, используя цветные карандаши.

«Создаем облака»

В процессе этой игры можно будет научить детей правильно штриховать на бумаге, контролируя нажим на карандаш. Вам понадобится следующий инвентарь: два изображенных на бумаге самолета или птицы, вокруг которых будет два облака: темное и светлое.

Темное облако - сильный нажим карандаша, светлое - легкий. Расскажите малышу, почему облака бывают темные и светлые, покажите, что за темным облаком самолета или птицы почти не видно, а светлое его практически не скрывает.

Закрепляя навыки контроля нажима карандаша во время штрихования, можно предложить малышу нарисовать волны на озере или море, мелкий дождик и ливень. Когда рисунки будут готовы, так же как и в случае с поделками из бумаги, обыграйте их в импровизированной сценке, давая малышу возможность сыграть свою роль.

«Запутанные дорожки»

Очень простая и в то же время интересная игра. Суть ее заключается в следующем: на листе бумаги взрослый рисует животных и подходящие для них домики, после чего запутывает дорожки к ним и
предлагает малышу распутать «клубок» – привести каждого героя к своему домику.

В игру можно вносить разнообразие, меняя ее героев. Так, например, мальчику 3-4 лет будет интересно по извилистой дорожке довести до своего гаража машину, а девочкам - подобрать подходящее для каждой принцессы платье на бал.

Сначала малыш может проводить по дорожкам карандашом в поисках правильного пути, но лучше, чтобы он делал это пальчиком.

Лепка из пластилина

Речь идет о поделках из пластилина, фантазировать на тему которых можно бесконечно. Выбирайте для малыша самый яркий и мягкий пластилин, с которым ему будет легко и интересно работать. Для самых маленьких деток, которым только исполнилось 3 года, можно делать небольшие заготовки из пластилина - отдельные части поделки, которые он будет слеплять или наклеивать на картон (доску).

Деткам постарше можно предложить лепить фигурки самостоятельно, разбивая процесс на несколько этапов и показывая образец. Пластилиновые поделки могут быть
самыми разными, начиная от простых колобков и бубликов и заканчивая оригинальными вазами, декорированными:

  • гречкой;
  • пшеном;
  • фасолью;
  • ракушками;
  • пуговицами и пр.

Кстати, такие вазы делать совсем несложно. Достаточно будет облепить «каркас» (банку, бутылку или стакан) пластилином, после чего украсить его подходящим декором. Естественно, что лепить можно не только из пластилина, но и из глины или соленого теста. Прелесть поделок из этих материалов заключается в том, что их можно обжечь в духовке, раскрасить, покрыть лаком и сохранить на память.

«Не намочим ножки!»

Очень забавная и необычная игра, позволяющая развивать координацию движений. Необходимо нарисовать кружки, которые будут расположены максимально близко друг к другу, по извилистой кривой. Предложите ребенку «прыгать по кочкам» карандашом или пальчиком, представляя, что он переходит через речку или болото. Нужно будет «перепрыгивать с кочки на кочку» быстро и ловко, не попадая в промежутки, чтобы не «промочить ноги».

На эту тему можно фантазировать, предлагая малышу таким образом перевести на другой берег реки зайца, щенка, котенка, время от времени внося изменения в маршрут, дорисовывая «кочки».

«Лес на бумаге»

Играя в «лес на бумаге» с малышом 3-4 лет, можно будет улучшить его творческое воображение, поработать над развитием точности движений. Для игры понадобятся цветные карандаши, ватман и набор фигурок животных и птиц.

Начинается игра с устройства леса. На ватман клеятся заготовки деревьев, кустов, готового леса (можно просто нарисовать), трава, цветы, грибы. Когда лес будет готов, можно будет предложить малышу по заранее нарисованными тропинкам провести животных к своим домикам. Такой «лес» - огромное поле для фантазии. Обыгрывать его можно как угодно, придумывая разные сценки, диалоги между животными, погони и игры.

Играть в бумажный лес можно несколько дней подряд, а когда занятие надоест малышу, обновить ватман новыми деталями, дорисовав, например, ранее отрепетированные заштрихованные темные облака, из которых вот-вот пойдет дождь, от которого зверям нужно спрятаться под деревьями или в норках, и так далее. Придумывайте разные истории про ваш волшебный лес и обыгрывайте их вместе с малышом.

Эффективная методика развития мелкой моторики

Если самостоятельно развивать мелкую моторику у ребенка нет времени либо не удается найти контакт с ребенком, увлечь его играми и упражнениями, то можно обратиться к специалистам. Многие из них работают по следующей методике, которая состоит из нескольких этапов:

  • установка эмоционального контакта;
  • массаж рук;
  • массаж лица;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения.

Подробнее о каждом из этапов.

На первом этапе педагог пытается вызвать позитивный эмоциональный настрой у ребенка, таким образом подготавливая его к работе. Малышу предлагают погладить себя по голове со словами похвалы в свой адрес. Тактильные движения такого рода также активизируют внимание детей.

На втором этапе проводится подготовительный массаж рук, в процессе которого ладошки ребенка растирают, постепенно увеличивая усилия, используя сначала руки, а затем карандаш.

На третьем этапе малышу массажируют легкими движениями части лица: ушки, лоб, носик, щеки.

Артикуляционная гимнастика - это следующий, четвертый этап, на котором можно будет поработать над формированием правильного произношения. Ребенку нужно будет предложить поработать язычком, чтобы «испечь пирог». Сначала малыш должен будет представить, что он насыпает муку язычком, потом ее размешивает, после чего раскатывает готовое тесто (прикусывает язык), готовит пирожки (касается языком щек) и ест (круговые движения губами).

На последнем этапе специалист играет с малышом в игры и занимается упражнениями, позволяющими улучшить мелкую моторику.

Очень важно, чтобы в процессе работы с малышом все действия осуществлялись именно в такой последовательности. Заниматься с крохой 3-4 лет нужно в течение 10-12 минут каждый день перед обедом.

Заключение

Выполняя всевозможные движения пальчиками, малыши 3-4 лет активно развивают мелкую моторику рук, что впоследствии положительным образом сказывается на их речи и успеваемости в школе. Усложнять игры и упражнения для ребенка нужно постепенно, по мере того как его моторные навыки будут совершенствоваться, в противном же случае кроха быстро потеряет интерес к процессу.

Главный секрет эффективности занятий, направленных на
улучшение мелкой моторики у детей, - это индивидуально разработанная программа для каждого малыша, с учетом не только его возраста, но и особенностей характера, состояния здоровья.

Очень важно, чтобы в процессе работы атмосфера была доброжелательная и эмоционально-насыщенная, располагающая малышей к совместному творчеству со взрослыми. Ребенок должен чувствовать желание играть, творить, изобретать, подражая взрослому.

Малыши, с которыми с 3-4 лет занимались развитием мелкой моторики пальцев, к старшему дошкольному возрасту демонстрируют отличные показатели ловкости, внимания, точности движений. Они терпеливы, усидчивы, умеют фантазировать и не боятся проявлять себя в творчестве.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.

Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.

Моя работа проходила в несколько этапов .

На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.

Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.

Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:

  1. Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
  2. Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
  3. Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:

Словесный метод;

Наглядно-действенный метод;

Практический метод;

Игровой метод.

Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.

Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.

Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.

Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:

Обыгрывание той или иной ситуации,

Прием появления игрушки, сказочного персонажа;

Помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;

Использование сюрпризных моментов.

Мною определены следующие виды работ , направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:

  1. Игры с мелкими предметами;
  2. Пальчиковые игры;
  3. Дидактические игры.

Игры с мелкими предметами:

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор;
  • пирамидки;
  • игры-вкладыши;
  • игры-шнуровки;
  • игры-лабиринты;
  • игры с прищепками
  • игры с палочками и т.д.

Например, это игры:

Мозаика (разного диаметра),

Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)

Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,

Пирамидки

Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,

Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»

Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»

Игры-лабиринты

Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • скороговорки;
  • чистоговорки;
  • стихи;

В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.

Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.

Дидактические игры:

  • «Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
  • «Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
  • «Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
  • «Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
  • «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
  • «Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
  • «Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратить внимание? Ответы на эти вопросы, а также другую интересную информацию вы найдете в нашей статье. А сначала давайте поговорим об общем понятии определения «мелкая моторика».

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика рук представляет собой совокупность разных движений рук, скоординированных между собой и призванных на выполнение определенных задач. Такая координация достигается за счет одновременного функционирования мышечной, нервной, зрительной систем, а также костной. Нередко моторные навыки называют «ловкостью», однако, под это определение подходят не только мелкие движения, от которых зависит выполнение сложной задачи (вязание, плетение), но и примитивные жесты (захват предмета).
Доказано научно, что не менее трети площади коры головного мозга, отвечающей за двигательную проекцию, приходится на кисти рук. Это мощный артикуляционный аппарат, который находится рядом с зоной речи. Отсюда было выдвинуто, а позднее и доказано, предположение, что тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие речи и ее формирование. Поэтому не столь важно в определенном возрасте пытаться обучать ребенка конкретным звукам и словам, сколько заниматься его руками и выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Когда можно начинать занятия на развитие мелкой моторики

Детские психологи рекомендуют начинать занятия на мелкую моторику с 7-8 месячного возраста ребенка. Сначала вполне будет достаточно массажа ладошек. Знакомые всем нам с детства потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» являются не чем иным, как массажем для кистей рук. Притом такой массаж эффективен не только для развития мелкой моторики, но и в качестве тонизирующей, оздоравливающей процедуры. Как известно, за каждый пальчиком «закреплен» какой-либо орган. Поэтому массаж на руке может благоприятно влиять на работу определенных органов.
До возраста 7 месяцев малышу можно давать специальные игрушки с массажным эффектом. Под это определение хорошо подходят так называемые «грызунки», то есть прорезыватели для зубов. Они изготавливаются из безопасного мягкого пластика или силикона и имеют множественные мелкие зазубринки и маленькие шипы. Когда ребенок грызет такую игрушку, он массирует не только десны, но и свою ручку, которой держит прорезыватель.
Подсознательная потребность в развитии мелкой моторики наблюдается у детей в младенческом возрасте. Наверняка вы сталкивались с такой потребностью, когда замечали, что ваш ребенок тянет ручки в рот, сосет или кусает пальчики. Не стоит одергивать ребенка и пытаться запретить ему это делать, боясь этой «нехорошей привычки». Если малыш чувствует себя спокойно, уверенно, у него нет неврологических расстройств, то переживать не стоит. С возрастом малыш сам отучится от этого, но пока потребность тянуть ручки в рот существует, не отбивайте ее у малыша. Кстати, таким образом дети массируют не только ручки, но и язычок, что в скором времени обязательно скажется положительно на формирование речи.
С детьми более старшего возраста уже можно играть в игры на развитие мелкой моторики и проводить специальные занятия.

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это фа...

Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

В возрасте 3 лет многие дети уже легко могут говорить то, что хотят донести до окружающих. Однако, большинство из малышей говорят не очень четко и не всегда понятно. Встречаются и такие дети, которые к трем годам еще совсем ничего не говорят или произносят не более 20 слов. Не стоит переживать, если к данной категории относится и ваш ребенок. В случае, когда у вашего малыша нет неврологических заболеваний, не было сильного испуга и т.п., он сможет быстро догнать в речевом развитии своих сверстников, а речь его не будет отличаться от речи того ребенка, который стал разговаривать до 2 лет. Уделите больше внимания развитию мелкой моторики, и ребенок заговорит быстрее.
Способов ее развития много. Вы можете использовать их все, каждый день придумывая для своего ребенка новое занятие:

  • Массаж. О массаже мы уже немного поговорили, но хочется отметить, что он показан не только младенцам до года. Детям 3-4 лет массаж рук будет полезен, особенно при отставания развития речевого аппарата. Делать такой массаж можно самостоятельно, без привлечения специалистов. Так, нужно размять у ребенка каждый пальчик, слегка пощекотать его. Кулаком своей руки слегка надавливать на ладошку ребенка, разминая ее таким образом, а также помассировать руку до локтя.
  • Лепка. Одно из самых эффективных занятий на развитие мелкой моторики у детей разных возрастов. Современные материалы для лепки достаточно разнообразны, поэтому ваш ребенок точно не заскучает за таким занятием. Так, лепить можно из пластилина, полимерной глины, специального соленого теста, а также играть с кинетическим или обычным песком. Занимаясь лепкой, ребенок не только развивает подвижность пальчиков, из гибкость и ловкость, но и получает прекрасную возможность самовыражения в творчестве.
  • Игры с крупами. Детям 3-4 хорошо подходят игры с крупами, фасолью или сырыми макаронами. Материал можно перебирать, собирать, нанизывать на нитку или вдавливать в пластилин для какой-нибудь поделки. Внимание! Никогда не оставляйте ребенка одного, если даете ему играть с мелкими предметами. Занятия с ними под вашим присмотром будут оказывать благоприятный эффект. Но недосмотр может привести к плачевным результатам, если ребенок решит взять рабочий материал в рот и подавится. Всегда помните об этом!
  • Гимнастика для пальцев. Гимнастику можно отнести к категории массажа. Однако, она отличатся тем, что ее ребенок может выполнять сам. Одна из самых распространенных гимнастик раньше выполнялась в школах и звучала так: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А сейчас мы отдохнем и опять писать начнем». В процессе произношения дети собирают пальчики в кулак и расправляют их несколько раз подряд. Вы можете придумать вместе с малышом свою речевку для гимнастики и выполнять ее каждый день.

Занимаясь играми на мелкую моторику, не ждите мгновенного результата. Здесь важна последовательность и обязательность выполнения упражнений каждый день. Занимайтесь постоянно, и тогда результат будет положительным.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет

Детям 4-5 лет прекрасно подходят все вышеперечисленные занятия. Можно только сделать их более сложными и интересными. Например, если ребенок 5 лет уже устал от простой лепки, то предложите ему снять свой мультфильм или видео. Но для этого сначала необходимо изготовить пластилиновых героев и пластилиновый реквизит. Когда все будет готово, вместе с малышом разыграйте сценку и запишите ее на видеокамеру. Такой подход понравится вашему малышу и поможет снова заинтересовать лепкой. Девочкам можно предложить наборы для лепки украшений. Из полимерной глины можно сделать самые разные изделия, в том числе бусины для браслетов, колечки и даже искусственные цветочки, похожие на настоящие. Застывает такая глина на воздухе, нужно только оставить готовое изделие на подоконнике или на батарее на сутки.
Также для детей постарше есть другие интересные занятия на мелкую моторику:


Если вы не любите изготавливать поделки самостоятельно, то вы можете купить любой «рабочий» материал для своего ребенка в магазине. Ищите наборы для творчества с пометкой возраста, подходящего для вашего ребенка. Такие наборы отлично подходят и в качестве подарков чужим детям. Подарок для творчества всегда лучше и полезнее любой мягкой игрушки или обычных куклы и машинки.

Рисование для формирование мелкой моторики

В вопросе формирования речи и развития мелкой моторики рисование играет большую роль. В процессе рисования «включаются» не только руки, но активно работает зрительный аппарат, мускульные анализаторы, двигательные. Ребенок сравнивает, соображает, воображает, тренирует память и использует творческий потенциал.
Начинать уроки рисования можно с самого раннего возраста. Для самых маленьких малышей можно использовать пальчиковые краски на основе безопасных материалов. Как правило, дети с удовольствием рисуют такими красками, используя вместо кисти всю ладошку.
Количество цветов для занятий с малышами не имеет особенного значения. Для начала хватит одного-двух. Со временем можно будет разнообразить палитру, добавляя новые оттенки. Детям постарше можно предложить создавать новые цвета и оттенки самостоятельно, смешивая имеющиеся. Для этого можно использовать только четыре базовых цвета (синий, красный, желтый, зеленый), из которых создаются все остальные. Малышам средней группы детского сада уже можно рисовать кистью и акварелью.
Чтобы определить длительность занятия рисованием для вашего ребенка, следите за его эмоциональным состоянием. Если малыш скучает, ему стало неинтересно или даже разбросал баночки с красками, не заставляйте его. Важен сам процесс создания рисунка, нежели сам рисунок. Поэтому не требуйте от маленького ребенка «закончить картину». Отложите ее на несколько дней, а потом предложите дорисовать. Обязательно похвалите ребенка за то, что он сделал.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.