Функции социального обеспечения. Виды функций социального обеспечения Принципы и функции социального обеспечения

Жизнь человека долгая и непредсказуемая, в любой момент каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации, впоследствии чего может ухудшиться состояние здоровья, в итоге потеря основного источника заработка. В современной России при действующем принципе гуманизма, каждый гражданин имеет право на социальную поддержку от государства.

Руководствуясь основным тенденциям социально-экономического развития общества, все разнообразие допустимых рисков сосредоточилось в едином доминирующем социальном риске - потере трудового дохода.

Характерные признаки, позволяющие называть некие события социальным риском:

Обусловленность конкретной экономической системой и общественная организация труда;

Имущественные последствия в виде отсутствия дохода от любой трудовой деятельности, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

Заинтересованность общества и государства в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в четыре основные группы (рис. 1 Виды социальных рисков).

Демографические и экономические риски напрямую не отражаются на трудоспособности дееспособного человека. Но конечно же, длительное отсутствие работы, бесспорно, приводит к всеобщему снижению уровня жизни членов семьи безработного и его членов семьи, а так же со временем потеря профессиональных навыков. Так же, дополнительные расходы связанные с многодетностью может привести к резкому снижению уровня жизни семьи, ухудшению состояния здоровья, ухудшению качества питания.

Итак, социальный риск - это вероятное событие, при наступлении которого наступает отсутствие материального обеспечения в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания.

В современной рыночной экономике нет автоматических механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку данные механизмы требуют значительные материальные затраты и не приносит прибыли. Поэтому данную задачу выполняет государство, достигшие определенного места в нише социально-экономического развития и осознание значимости для нормального функционирования общества. Государство, которое обеспечивает своих граждан, иностранцев, лиц без гражданства - находящиеся на территории странны, на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие можно назвать "социальным".

Рис. 1

Социальное государство - это государство, политическая направленность которого является перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальное государство создает систему социального обеспечения, принимает непосредственное участие в финансировании пенсий, компенсаций, пособий, медицинских и социальных услуг (рис.2 Социальное обеспечение).

Согласно Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Основная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека. В ст.7, ст.37-41 Конституции РФ раскрыты права на социальное обеспечение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что: социальное обеспечение - это проявление заботы государства о его гражданах, оказание материальной и социальной помощи нетрудоспособным по независящим от него причинам утраты заработка средств на существование.


Рис. 2

В связи с обширностью области деятельности социального обеспечения, у него имеется ряд функций, которые заслуживают внимания. Социальное обеспечение и общество связно невидимыми нитями. Общество и все его составляющие определенно влияет на социальное обеспечение. Для эффективного взаимодействия обратная связь имеет место быть в данной системе: благодаря своим функциям социальное обеспечение влияет на определяющие факторы.

Как известно современное общество делится на пять основных сфер деятельности: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая. Функций социального обеспечения так же пять: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, демографическая функции. Рассмотрим каждую из функцию более подробно.

1. Социальная функция.

Социальная функция отображает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Социальное обеспечение, прежде всего направленно на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий от наступления различных тяжелых жизненных ситуаций. В зависимости от определенной ситуации можно выделить четыре подфункции:

защитная подфункция,

реабилитационная подфункция,

компенсационная подфункция,

политическая подфункция.

Защитная подфункция охватывает: защиту граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненной ситуации (старость, инвалидность, болезнь, безработицы). Осуществляется эта функция при помощи выплат пенсий, пособий, материальной помощи и т.д.

Реабилитационная подфункция нацелена на осуществление системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мер, исполняемых в целях устранения или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности граждан, связанных с нарушением здоровья человека и расстройством функций организма.

Главной задачей реабилитации является возрождение социального статуса гражданина, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособности, приспособление их к труду. Данная подфункция воплощается в реальность при помощи выплаты пенсий по нетрудоспособности, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, устройство на работу и профессиональное обучение инвалидов обеспечение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, в том числе увеличение расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы первой необходимости, безработице и др.

2. Экономическая функция.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в позитивном влиянии на экономику в целом, на потребности и интересы людей как основных участников процесса производства. Экономическая функция содействует обеспечению доступности всех социальных услуг, а так же экономическому росту. Данная функция имеет сложную внутреннюю структуру и включает в себя 3 подфункции: производственная, распределительная и обеспечительная.

При помощи производственной подфункции мотивируются граждане к труду, а также увеличивается производительность труда, освобождаются трудовые ресурсы от пожилых и нетрудоспособных сотрудников, что позволяет молодым специалистам приобрести рабочие места. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию крепких рыночных отношений и проведению экономических реформ.

Благодаря распределительной подфункции происходит доведение до потребителей особых материальных благ и услуг специальными способами. Распределительная подфункция включает в себя способы аккумуляции средств в особых фондах и распределение их на различные цели - это действия органов местного самоуправления, организации по отчислению денежных средств в фонды, направленные на социальное обеспечение, но назначению указанных денежных средств для выплат пенсий, пособий и обслуживания пенсионеров.

Обеспечительная подфункция отвечает за поддержание достаточного уровня благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения являются основным источником существования.

3. Политическая функция.

Политическая функция осуществляет взаимосвязь социального обеспечения и политики, прежде всего это социальная политика. Социальное обслуживание является средством, при помощи которого реализуются цели социальной политики. Институты и учреждения социальной политики способствуют практическому осуществлению всех социально-политических мероприятий, запланированных государством. Социальное обеспечение играет существенную роль в решении большого количества общих задач социальной политики в данный момент: улучшение материального благосостояния различных слоев населения, понижение уровня риска социальной напряженности, предотвращение ухудшения уровня жизни населения.

4. Духовно-идеологическая функция

Духовно-идеологическая функция обусловлена связью социального обеспечения и духовной сферы общества. Социальное обеспечение взаимодействует и с социальной сферой в целом, и с ее компонентами - всевозможными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с моралью, идеологией, социальной психологией. Поэтому в составе духовно-идеологической функции можно условно выделить три подфункции: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция определяет взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает взгляды всех слоев населения на разные стороны жизни, в том числе и социальное обеспечение, которое активно сказывается на его сущности и характере. Эффективное социальное обеспечение положительно влияет на подсознание людей, тем самым укрепляя доверительное отношение с государством.

Моральная подфункция охватывает взаимосвязь этического убеждения и социального обеспечения, существующие в современном обществе. Большое значение в этом случае имеют этические взгляды общества на отношение к малоимущим, убогим, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает в себя оказание материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственности в современном обществе.

Социально-психологическая подфункция специализируется на организации взаимосвязи социальной психологии и социального обеспечения. Для каждого человека большое значение имеет уверенность в светлом будущем, благодаря социальному обеспечению реализация данной подфункции дает людям уверенность в завтрашнем дне, в социальной защищенности, чем оказывает положительное влияние на развитие социальной психологии.

5. Демографическая функция.

Последняя, но так же очень важная функция демографическая, она включает в себя воздействие социального обеспечения на все демографические процессы, протекающие в обществе. Состояние общего уровня социального обеспечения напрямую зависит от демографической структуры населения и характерных демографических процессов. Социальное обеспечение благодаря социальным программам оказывается положительное влияние на демографические процессы. В основе демографической функции лежит создание социального стимулирования, поддержки и развития семей, увеличение рождаемости, а так же снижение уровня смертности населения.

Функции социального обеспечения - это определенные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Функция - слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии - это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике - величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии - специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике - назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Этот термин сто лет назад стали употреблять и в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его понятие, названия и содержания отдельных функций и их классификации. Попытка через функции раскрыть классовую сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения норм права самостоятельными отраслями права завел исследователей в тупик.

В литературе по теории права чаще всего дают три определения функций права, которые поддерживают и специалисты права социального обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального обеспечения - это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли права в жизни общества и главных направлений воздействия его норм на поведение людей с целью реализации целей и задач государства в сфере социального обеспечения населения.

Основной функцией права социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения - регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для этого социальных фондов.С помощью норм права социального обеспечения определяются:

1) цель и задачи государства в сфере социальной защиты населения,

2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и осуществлять с ним социальные выплаты,

3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;


4) размеры взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных средств в социальных страховых фондов и их виды,

5) перечень видов социального обеспечения, предоставляемых наиболее уязвимым слоям населения;

6) условия предоставления определенного вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы связывают наступление тех или иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.)

7) компетенция государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения

8) порядок и размеры предоставления отдельного вида социального обеспечения,

9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина;

10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции права социального обеспечения не только фиксация субъективного состава социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических фактов, при которых могут возникать указанные правоотношения, но и изменение или отмену отдельных его элементов или введения новых. Ведь государственное социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения также только на основании закона. Нормы права здесь выступают критерием оценки действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения на длительное время в пределах государства закрепляет возможное и должное поведение людей в сфере социального обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под влиянием общественной жизни эти отношения корректируются нормами права.

Одним из свойств социально-обеспечительных норм является их нормативность, которая включает предписания, правила поведения общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу действия этих норм, а также способность права социального обеспечения в соответствии с его предписаниями четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие права социального обеспечения на общественные отношения состоит в том, что нормы этой отрасли права, определяя права и обязанности субъектов социально-обеспечительных правоотношений, тем самым выступают общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет право на социальное обеспечение, порядок реализации этого права, компетенцию органов социальной защиты населения в этой сфере.

Отдельная отрасль права состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную функцию права.

В охранной функцией права социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются:

2) санкции, которые принимают к правонарушителям,

3) непосредственное юридическая ответственность субъектов правоотношений.

В основе охранительной функции права социального обеспечения лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает юридическая ответственность, целью которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Главным назначения охранительной функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных правоотношений, предупреждения нарушения норм права, на основании которых возникли эти отношения. Нормы права детально предусматривают процедуру реализации гражданами своего права на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций за их нарушение побуждает субъектов социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Функциями социального обеспечения являются:

- экономическая (государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения ВВП, оказывая тем самым воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка или при наступлении страховых социальных рисков, указанных в законе);

- производственная (право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью);

- социальная (способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении социальных рисков);

- политическая (социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется через систему социального обеспечения);

- демографическая (воздействие системы социального обеспечения на демографические процессы).

Тема 2. Источники права социального обеспечения.

2.1. Понятие и общая характеристика источников псо.

В юридической науке под источником права понимается форма выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В качестве источников ПСО выступают нормативно-правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе:

Конституция РФ

Международные правовые акты

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Подзаконные акты

Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Нормативно-правовые акты муниципальных образований

Локальные нормативные акты

Решения высших судебных инстанций нельзя считать источниками ПСО, но их следует рассматривать как реальные регуляторы общественных отношений. Кроме того, содержащиеся в них положения могут рассматриваться как один из способов толкования норм ПСО.

По сфере действия:

Международные

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Локальные

По субъектам обеспечения – регулирующие социальное обеспечение:

Пожилых людей;

Семей с детьми и инвалидов;

Сотрудников правоохранительных органов;

Государственных гражданских служащих;

Военнослужащих, проходивших службу по призыву (контракту);

Космонавтов и др.

Особенностью источников ПСО является отсутствие единого кодификационного акта . Разработка Кодекса ПСО позволит упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия в связи с отсутствием системного подхода в решении вопросов.

Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории России. Ряд статей Конституции имеет особое значение для ПСО (ст.7,37,38,39,41,71,72,76).

Ст.15 Конституции РФ говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международные акты делятся на 4 группы:

- универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.,в которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года и др.).

- акты специализированных организаций (ВОЗ, МОТ- Конвенция МОТ №117 « Об основных целях и нормах социальной политики». Конвенция МОТ №118 « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» и др.).

- акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ - Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и др.).

- двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия.

Нормативно-правовые акты федерального уровня:

К ним относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти и акты государственных внебюджетных фондов:

Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный Закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Федеральный Закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве»;

Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный Закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

Федеральный Закон от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года;

Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 01.06.99г. N 110-ФЗ.

Кроме того следует упомянуть и ряд подзаконных актов таких, как:

Указ Президента РФ от 26.12.2006г. №1455 « О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”;

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

Субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, не противоречащие с одной стороны федеральным актам, а с другой – улучшающие права граждан (увеличение размера обеспечения, продления срока обеспечения).

К таким актам относятся: меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированным лицам, социальное обслуживание и др.

Система нормативно-правовых актов субъектов РФ состоит из:

Конституции или устава субъекта;

Законов субъекта;

Нормативных актов главы субъекта;

Нормативных актов органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на целевое финансирование) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан независимо от наличия соответствующих положений в ФЗ. Осуществляется при наличии возможности. Актами местных органов могут стать, например, общие социальные программы.

Система муниципальных нормативно-правовых актов состоит из:

Устава муниципального образования;

Правовых актов главы муниципалитета;

Правовых актов местной администрации.

Правовой основой для принятия локальных нормативных актов является ст.39 Конституции РФ, которая поощряет создание дополнительных форм социального обеспечения. Такие блага предоставляются за счет собственных средств организации.

К локальным нормативным актам можно отнести:

Уставы организаций

Коллективные договоры, заключаемые между работниками и работодателем (установление надбавки к пенсии работающим пенсионерам, предоставление мер социальной поддержки – предоставление путевок в оздоровительные учреждения и т.д.)

Введение

Общая характеристика функций социального обеспечения

Порядок осуществления функций социального обеспечения

2.1 Порядок осуществления функций Пенсионным фондом в сфере социального обеспечения

2 Порядок осуществления функций органом социальной защиты в сфере социального обеспечения

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Схема функций социального обеспечения

Приложение Б Заявление о назначении пенсии

Введение

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Право социального обеспечения, как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала.Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение. Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства.

Целью курсовой работы является исследование функций социального обеспечения.

Задачами курсовой работы являются:

исследование понятия функции социального обеспечения;

рассмотрение видов функций социального обеспечения

анализ порядка осуществления функций социального обеспечения

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при осуществлении функций пенсионных фондов социальной защиты в сфере социального обеспечения.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие осуществление функций пенсионного фонда и органов социальной защиты.

Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий изучение понятий, видов функций и порядка осуществления функций социального обеспечения.

Работа основана на таких нормативных актах как ФЗ РФ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «Положение о Пенсионном фонде РФ».

Основой для выполнения курсовой работы использованы работы следующих авторов: Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Мачульской Е. Е., Шайхатдинова В. Ш.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

Во введении выделяются актуальность, задачи, цели, объект и предмет курсовой работы.

В первом разделе будет рассматриваться общая характеристика функций социального обеспечения. Будут выделены понятия функций социального обеспечения и их виды.

Во втором разделе будет раскрыт вопрос о порядке осуществления функций социального обеспечения. Будет рассмотрен порядок осуществления функций пенсионным фондом и органом социальной защиты.

В заключении будут сделаны выводы о роли функций социального обеспечения в сфере пенсионного фонда и органа социальной защиты.

1.Общая характеристика функций социального обеспечения

1 Понятие функций социального обеспечения

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий - ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пенсионные отношения в нашей стране регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами. Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях .

Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количестве .Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции .

2 Виды функций социального обеспечения

социальный политика государство обеспечение

В правовой литературе выделяются два вида функций права социального обеспечения: собственно юридические и социальные.(Приложение А)

Собственно юридические функции состоят из основных функций (регулятивных и охранительных) и неосновных (компенсационных, правовосстановительных и ограничительных).

Социальные функции подразделяются на пять основных функции социального обеспечения: экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитирующую и профилактическую.

Экономическая функция заключается в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи) .

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог <#"599572.files/image001.jpg">

Приложение Б

(справочное)

(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации)

ЗАЯВЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ)

. __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество гражданина, которому назначается пенсия)

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ___

Принадлежность к гражданству:

Указывается гражданство гражданина, которому назначается пенсия)

проживающий (ая) в Российской Федерации:


проживающий (ая) за пределами Российской Федерации:


Наименование документа, удостоверяющего личность

Серия, номер


Дата выдачи


Кем выдан


Дата рождения


Место рождения



Пол: муж. жен. (сделать отметку в соответствующем квадрате)

В настоящее время работаю не работаю (сделать отметку в соответствующем квадрате)

На иждивении находятся ____________________________ нетрудоспособных членов семьи.

(указать количество, в случае отсутствия указывается слово «нет»)

_____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество представителя, наименование организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя и фамилия, имя, отчество ее представителя)




Прошу: (делается отметка в соответствующем квадрате и заполняется нужное)

назначить ___________________________________________________

(указывается вид пенсии, часть трудовой пенсии по старости, доля страховой части трудовой пенсии по старости)

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости;

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости с учетом п. 21 ст. 14

Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ;

назначить накопительную часть трудовой пенсии по старости;

назначить трудовую пенсию по инвалидности;

назначить трудовую пенсию по случаю потери кормильца;

произвести перевод с _______________________________________

(указывается вид пенсии, с которой осуществляется перевод)

на пенсию __________________________________________________;

(указывается вид пенсии, на которую осуществляется перевод)

Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства

назначалась не назначалась (делается отметка в соответствующем квадрате)

отказ от ранее назначенной пенсии

согласие на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения при установлении более высокой группы инвалидности (установления инвалидности впервые), достижении возраста 80 лет, изменении причины инвалидности

установить федеральную социальную доплату к пенсии

(если общая сумма моего материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации)

Я предупрежден:

о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах, в соответствии с п. 4 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ;

о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой я подлежу обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты;*

об осуществлении корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и предыдущей корректировке;

о необходимости в случае оформления доверенности на получение пенсии, срок действия которой превышает один год, ежегодного представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего факт регистрации по месту получения пенсии (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ);

об определении размера взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений без применения п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для лиц, обратившихся по достижении общеустановленного пенсионного возраста за трудовой пенсией по старости или одной из ее частей, при наличии правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом)».

_____________________________________________________________

(указывается иное)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. К заявлению прилагаются документы.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений.

Признаки метода правового регулирования:

Порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

Юридическое положение участников правоотношений;

Характеристика установление прав и способов обеспечения исполнения обязательств;

* Способы обеспечения исполнения обязанностей. Социально-обеспечительные отношения возникают на основании

юридического фактического состава, который имеет три элемента: риск, волеизъявление лица, решение уполномоченного государством органа о назначении или отказе в назначении того или иного вида социального обеспечения.

Правовой статус участников социально-обеспечительных правоотношений характеризуется тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство, в лице уполномоченных органов, выступает обязывающим субъектом, а лицо имеет право требовать от государства предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Большинство социально-обеспечительных отношений имеют не договорной характер. Условия, порядок, виды социального обеспечения определяются исключительно законодательством.

Санкции по праву социального обеспечения должны правовидновлюючий, а не штрафной характер.

Основные функции права социального обеспечения

Функции права бывают юридическими и общесоциальными.

К юридическим относятся: регулятивная и охранная.

Основная функция права - регулятивная. То есть основное назначение права социального обеспечения - регулировать общественные отношения по поводу получения материальных благ из специально созданных для этого фондов в случае наступления социального риска. Право социального обеспечения определяет цели и задачи государства в сфере социального обеспечения населения; тех, кто участвует в создании специальных фондов и осуществлении социальных выплат; виды социального обеспечения; условия предоставления того или иного вида социального обеспечения.

Охранительная функция заключается в воздействии норм этой отрасли прана на отношения с целью их охраны. Охранную функцию выполняют:

1) нормы права, запрещающие совершение или не совершение определенных действий;

2) санкции, применяемые к нарушителям; нормы, устанавливающие юридическую ответственность субъектов правоотношений.

К общесоциальных функций относятся:

1. Социальная. Эта функция касается права в целом (поскольку оказывает влияние на общественные отношения) и конкретизируется в функциях права социального обеспечения.

2. Политическая. Снятие социальной напряженности в обществе, обеспечения нормального уровня жизни людей путем предоставления пенсий, пособий, льгот, компенсаций, установления государственных социальных нормативов и стандартов.

3. Демографическая. Проявляется в том, что социально-обеспечительное законодательства направлено на обеспечение поддержки семьи, охраны материнства и детства.

4. Здравоохранения населения. Повышение уровня медицинского обслуживания, установление перечня и объема гарантированного уровня медицинской помощи гражданам.

5. Реабилитационная. Возобновление утраченного через определенные объективные обстоятельства социального статуса человека.

Система права социального обеспечения

В структуре права социального обеспечения выделяют общую и особенную части.

Общую часть формируют правовые нормы, определяющие основные права граждан в области социального обеспечения, государственные социальные стандарты и социальные гарантии, принципы социального обеспечения, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения и др.

К особенной части права социального обеспечения включаются нормы, которые регулируют условия, основания и порядок предоставления отдельных видов социального обеспечения.

Особенностью системы права социального обеспечения является наличие подотраслей права, которые объединяют группы однородных отношений. Сейчас можно выделить подотрасль права общеобязательного государственного социального страхования, и право социальной помощи. Каждая из подотраслей имеет свою общую часть, свои принципы. Однако, они находятся в зоне действия общих положений целой отрасли права социального обеспечения. В состав каждой из подотраслей входят правовые институты.

Понятие и виды принципов права социального обеспечения Принципы права - это руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов заключается в том, что они в сжатом виде отражают существенные черты права. Однако, нельзя рассматривать принципы только как руководящие идеи, поскольку идеи - это категории правосознания или правовой. Идеи существуют независимо от воплощения в нормах. А принципы права, как и само право, существуют реально и объективно; будучи явлениями идеологическими, они одновременно существуют в самом праве.

Таким образом, правовые принципы (общие, отраслевые) непосредственно закрепляются в правовых нормах, или вытекают из их содержания. Те идеи, которые не закреплены в нормах права нельзя считать правовыми принципами. В современном законодательстве отраслевые принципы закрепляются в правовых нормах.

Различают общие и специальные принципы права социального обеспечения.

К общим относятся: 1. Законодательное определение условий и порядка осуществления социального обеспечения. Конституция Украины предусматривает, что только законами определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. Законами определяются права человека в области социального обеспечения, основы социального страхования в Украине, его виды, способы аккумуляции и распределения средств на социальные нужды, утверждаются социальные стандарты, различные виды социального обеспечения и механизмы реализации права на определенный вид обеспечения.

Распространение права социального обеспечения на всех граждан. Украина устанавливает равную и одинаковую для всех возможность получения обеспечения в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях. Равенство и одинаковость означает отсутствие какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, происхождения, языка, национальности, имущественного положения, должности и др. В статье 46 Конституции указано, что граждане имеют право на социальную защиту. А законодательство гласит, что каждое лицо. В наибольшем объеме этими возможностями пользуются граждане Украины, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, а беженцам предоставляются только отдельные виды социального обеспечения. В законодательстве не предусмотрено запретов на получение пенсий, пособий, услуг или льгот. Но принцип всеобщности не означает безусловности права на получение определенного вида социального обеспечения. То есть, определяются конкретные условия для получения конкретного вида социального обеспечения: уплата страховых взносов, наличие стажа, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины. Доступность социального обеспечения означает, что законом установлены следующие требования для возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения, которые не создают проблем в их получении. То есть должно быть минимальное количество документов, подтверждающих тот или иной юридический факт, который имеет значение для получения того или иного вида социального обеспечения.

Универсальность, множественность и дифференциация видов социального обеспечения. Множественность видов социального обеспечения обусловлена универсальностью социального обеспечения. Физическое лицо должно обладать обеспечения во всех случаях наступления нетрудоспособности и потери заработка при обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Такими обстоятельствами нормы права признают старость (наступление пенсионного возраста), болезнь, трудовое увечье и тому подобное. Социальные риски, которые выступают юридическими фактами при возникновения, изменения и прекращения отношений в социальном обеспечении. Перечень не уменьшается, а наоборот, расширяется. В случае наступления того или иного социального риска государство придает лицу поддержку различным способами (пенсия, пособие, компенсация, льгота.) Содержание дифференциации заключается в том, чтобы улучшить материальное положение различных социально незащищенных категорий граждан. Существуют определенные факторы, которые влияют на работоспособность и порой приводят к потере заработка. Такими факторами являются возраст, пол, длительность и условия труда, местность, где проживает лицо и др. Все это находит отражение в содержании соответствующих правовых норм. Возникает необходимость предоставления дополнительных прав для отдельных категорий граждан, которые по независящим от них причинам не могут реализовать общую для всех норму. А это не что иное как льготы. Другим основанием для предоставления льгот есть особые заслуги гражданина. Осуществление обеспечения на уровне не ниже установленных в государстве социальных стандартов.