Если ребенок раздражает мать. Что делать, если дети раздражают и выводят из себя? Что делать с раздражением

Родительская раздражительность

В мире не существует родителей, которые не раздражались бы на своих детей, и в тоже время почти каждый родитель думает, что он по части раздражения - чемпион. Все остальные, по его представлениям, раздражаются значительно меньше, а возможно, и никогда.

В современном обществе существует клишированное представление о том, что хороший родитель никогда не раздражается на своих детей. Подобные представления о раздражении могут сильно отравлять жизнь семьи и мешать процессам воспитания.

Раздражение возникает обычно в те моменты, когда мама или папа простыми способами не справляются с ситуацией. Не справляются с особенностями поведения ребенка, бытовой ситуацией или какой-то обязанностью. Когда не хватает обычных способов влиять на ситуацию - таких, как дополнительная батарейка или пятая передача скорости, - включается раздражение. И так же, как многие думают, что другие родители раздражаться не склонны, я встречала очень мало людей, которые от раздражения получают много удовольствия.

Анатомия раздражения

Итак, по большей части для того, кто раздражается, раздражение является негативным состоянием.

Постфактум раздражение вызывает большое чувство вины . Оно не только неприятно сейчас - оно оставляет неприятное послевкусие. Именно из-за частых вспышек раздражения многие родители, особенно мамы, считают, что они плохие, некомпетентные мамы.


Что представляет собой раздражение для ребенка, особенно для дошкольника? Раздражение, которое выражается в повышении голоса, в крике, возможно, в шлепках, часто в угрозах, является для него проявлением не любви. Мама кричит, сердится, ругается - ребенок делает вывод, что она злая, что мама его не любит. Примерно так родительское раздражение дешифруется, считывается в голове у ребенка-дошкольника.
Подростками родительское раздражение считывается иначе. У мамы скверный характер, мама все время кричит. Папа все время сердится. Для ребенка раздраженный родитель - это родитель не любящий, и только очень правильные слова способны эту вязку в детской голове разорвать.

Интересен момент, когда детская позиция меняется на родительскую . Вот бывший ребенок, который еще хорошо помнит раздражение собственных родителей и свои обиды по поводу этого раздражения, который, вероятно, когда-то писал в дневнике: "Никогда, никогда я не буду кричать на своих детей, сердиться и разражаться, я это обещаю, я это сделаю!". И этот бывший ребенок становится сам родителем, и первый раз ему приходиться раздражаться, и наступает момент истины. Первое понимание того, из-за чего же родители казались такими сердитыми. Они сердились не потому, что злые или плохие. Они сильно уставали, не справлялись или были глобально не довольны жизнью.
Понимание того, отчего сердились родители, от своего раздражения не избавляет. Часто в семьях раздражение работает по принципу аллергии. Сначала раздражение вызывает небольшое количество ситуаций, но если родитель позволяет себе испытывать это раздражение, то в круг раздражителей постепенно входит все большее число ситуаций, вариантов поведения для отношений.

Все дело в том, что раздражение - это не то, что можно вылить, и у тебя его не будет внутри. Привычка к раздражению возникает, как к алкоголю или экрану . Ее можно сравнить с занятием фитнесом - чем больше мышцу качаешь, тем более она крепкая. Чем чаще родитель выражает раздражение, тем привычка изливать такого рода чувства становится сильнее. Нельзя выплеснуть раздражение и от него освободиться. Можно выплеснуть - и его прикормить.

На детско-родительские отношения привычка выражать раздражение оказывает негативное влияние, более того, она ребенком копируется и спускается либо на ровесников, либо на братьев и сестер: ребенок привыкает раздражаться. Раздражаясь, родитель показывает модель эмоционального поведения. Когда что-то не получается - включи свое раздражение, надави им на ближнего, и все у тебя получится. Ребенок перенимает модель и добивается, чтоб ему включили мультик, дали желаемую игрушку, добавили ложку сахара в чай. Возникает эмоциональная привычка уже у следующего поколения. В здравом уме и твердой памяти никто не хочет своему ребенку пожелать раздражаться. Но не раздражаться невозможно.

Что можно посоветовать родителям?

Работаем с реакцией

В первую очередь нужно признать , что раздражение у вас есть, вам как родителям случается раздражаться. Вы имеете эту привычку, хотя, может, она вам и не нравится.

Как в программе анонимных алкоголиков, первый и самый главный шаг: нужно признать - зависимость существует. Признать проблему значит решить 15-20 процентов этой проблемы.

Следующий шаг: нужно четко сформулировать, хотите или не хотите вы иметь эту привычку. Если вы раздражаетесь и чувствуете себя комфортно, нет повода для разговора. Если раздражение вам мешает и вы не хотите его иметь, нужно пытаться от него избавляться.

По моей методике, если вы хотите работать с этой привычкой, нужно хорошо ее знать. Что следует знать о раздражении?

Первое . В каких ситуациях это раздражение приходит к вам, что вызывает это раздражение к жизни, дает ему в руки ключи, чтобы войти внутрь. Понаблюдав две-три недели за собой и делая в блокнотик записи тех ситуаций, в которых это раздражение вспыхивает, почти любой человек будет точно знать те моменты, которые стандартно вызывают эту сильную реакцию. Это те самые нормативные конфликты, ямы и грабли, на которые мы наступаем два раза в день.

Для того чтобы что-то сделать с ситуациями нормативных конфликтов, когда возникает раздражение, нужно хорошо его знать наперечет. Например, каждый вечер, когда мы пытаемся детям почистить зубы, они бегают, и это вызывает раздражение. Если мы знаем моменты, когда раздражение приходит, мы можем к этим моментам подготовиться. Можем сформировать свою предваряющую реакцию, которая не даст раздражению легко и беспрепятственно войти к нам.

Следующим шагом будет наблюдать, как именно наше состояние меняется. Вы были спокойны, разговаривали человеческим голосом, но через минуту уже кричите, шипите, дергаете кого-нибудь за уши. Обычно этот момент является наиболее сложным. Понаблюдать за ситуацией, в которой возникает раздражение, доступно почти всем. Однако необходима некоторая методичность. Я настаиваю на том, чтобы записывать, без записи возникает каша.

Моменты перехода из одного состояния в другое отметить сложно, потому что люди, которые склонны раздражаться, делают это очень быстро.

Таких людей называют вспыльчивыми.

Вспышка, моментальный переход в другое состояние - в этой ситуации важно понимать, как происходит процесс.

Обычно либо в голове звучит какая-то фраза ("Я больше не могу"), либо накрывает как волной. У некоторых людей предваряющим ощущением является какие-то физические симптомы. Учащение дыхания, сердцебиения, появление лимфопузрьков в голове, краснеют щеки. Кто-то начинает ходить, неаккуратно задевая предметы. Знание момента перехода - это очень важное знание при борьбе с раздражением.


Если вам удалось пронаблюдать момент раздражения, то, как вы переходите из одного состояния в другое, следующий момент - попытаться три-пять секунд удержаться, в следующей текущей ситуации сбалансировать на грани. Потерпеть немного, задержать дыхание на небольшой срок. Если это получится, то возможность задержать приход раздражения может стать первым шагом в овладении своим эмоциональным поведением.
Свое и чужое

Чтобы избавиться от раздражения, необходимо понять историю его происхождения, прояснить, какую оно носит природу.

Кто его выработал: мы сами или с похожим раздражением мы сталкивались в родительской семье?

Источником передачи может служить кто-то из значимых для вас взрослых . Надо постараться вспомнить, кто так мог раздражаться, повышать голос - бабушка, отец, воспитатель в детском саду или учитель начальных классов?

Мы все родом из детства, и мы все на уровне неосознаваемых воспоминаний запечатлеваем поведение родителей и значимых для нас людей и в сходных ситуациях склонны его копировать.

Мама может не понимать, почему ее так раздражает разлитый по столу суп или плохо завязанные шнурки на ботинках. Невинные ситуации из разряда повседневности и вполне позволительные детям - но какие-то из них могут вызвать у нее бешеные вспышки раздражения.


Если вы знаете за собой, что ваш эмоциональный ответ больше, чем вызывающий его повод, то это наверняка ситуация из детства: кто-то из близких взрослых был склонен раздражаться именно в таких ситуациях, вы запомнили это раздражение и теперь его воспроизводите. Тут нужно понять: ваше ли это раздражение - или вы бессознательно копируете чужое, усиливая раздражение бабушки, воспитательницы, соседки.

Для некоторых людей понимание того, что раздражительность на самом деле не их природы, а работает наследственная эмоциональная передача, уже является достаточным аргументом. Они не хотят воспроизводить привычки какой-нибудь Марь Иванны в своей семье.

Поколение сегодняшних родителей росло в детских садах и большее время проводило в обществе женщин, часто эмоционально невыдержанных. Мы часто носим в себе привычки не наших мам, а воспитателей и учителей начальных классов, а они, мягко говоря, могли быть людьми неуравновешенными. В школах, садах превышена стандартная норма управляемости, используются жесткие методы руководства, которые в семье не нужны.

Если наше раздражение имеет детские корни, вспомните те ситуации, которые вам доступны. Выведите в сознательные воспоминания то, что лежит в копилочке вашего опыта. Вспомнить такой опыт может помочь просмотр детских фотографий, разговоры со старшими родственниками. Нужно актуализировать эти воспоминания, вывести их на поверхность, посмотреть, что там было, и сделать более управляемыми наши реакции.

Раздражение может не иметь корней в детстве или - корешки неглубокие, их можно быстро повыдергать.

Некоторые люди склоны раздражаться в ситуациях, связанных с определенным физическим состоянием.

Для многих людей на возрастание раздражительности влияет уровень недосыпа, напряженность на работе или неудовлетворительность супружескими отношениями.

Если вы знаете, что ваше раздражение имеет источник не в сфере воспитательной, нужно постараться сделать все, чтобы не опрокидывать на детей проблемы, которые к ним не относятся. В таких ситуациях - если есть родительская воля на то, чтобы что-то изменить, - нужно внимательно следить: ага, я не выспался, я как автомобиль на скользкой дороге, нужно больше внимательности, осторожности на поворотах. Нужно стать опытным водителем самого себя, зная ситуации, в которых вы ведете себя менее адекватно.


Детям, которые подросли и хорошо говорят, можно словами объяснять: сейчас у меня квартальный отчет, мне на работе сложно, и поэтому я больше на вас сержусь. Мое состояние не говорит о том, я вас не люблю. Оно не связано с вами.
Что говорить детям

Раздражение вызывает чувство вины не только у родителей, оно может вызывать чувство вины у того, на кого оно направлено. Если мама на меня сердится, значит, я плохой. Я не достоин любви. Такие отношения могут привести к снижению самооценки у ребенка в дальнейшем. Мало кто из родителей хочет понижать самооценку своему ребенку. А работа с собственной раздражительностью может занять недели и месяцы... Так что пока эти инциденты раздражительности присутствуют в жизни, нужно говорить ребенку некоторые простые слова.

Если вы знаете за собой, что вы раздражительный человек, ваши дети должны слышать слова: мама любит всегда; любит нас, даже когда сердится, даже когда на меня кричит. Она кричит, потому что у нее такой характер. Мама - эмоциональный человек. Она, когда кричит, желает мне добра.

Эта та истина, до которой маленький ребенок не дойдет никогда. Мы только во взрослом возрасте, начав кричать на детей, поняли, что родители - люди не плохие. Не надо ждать столько лет. Ребенку можно простыми словами в нейтральное время, когда мама или папа спокойны, все объяснить. И им будет проще. Иногда дети, родители которых практикуют раздражительное поведение, себе говорят вслух как мантру: "Мама хорошая, она просто сердится. Мама любит меня, даже тогда когда кричит. Мама кричит, потому что не хочет, чтоб я стал разбойником".

Ребенку сложно понять раздражение мамы. Ему надо говорить правильные слова себе вслух, чтобы не испугаться. Когда правильные слова сказаны, мамины эмоции уже не будут так разрушительно действовать на ваши отношения, накладывать негативный отпечаток.

Бывает, ваше раздражение было совсем неадекватным и немотивированным - мы все живые люди, и нам свойственно ошибаться и об ошибках сожалеть.

Если вы видите, что раздражение было совсем не воспитательным, что вам необходимо было выпустить пар, и вы его выпустили на ребенка - в такой ситуации не грех и извиниться. Другое дело - как часто вам приходится извиняться за собственные вспышки. Когда подобное происходит раз в неделю, раз в несколько недель - можно спокойно извиняться. Это не ударит по родительскому авторитету. Но если вам приходится извиняться по двенадцать раз на дню, это говорит о непоследовательности воспитательной позиции.


Родительское раздражение может работать, как клапан у чайника. Туда уходит пар излишнего эмоционального напряжения. Если вам необходим выброс пара, важно, чтоб этот выброс не разрушал вашего ребенка, ваши отношения с ним. Не подрывал спокойствие, не нарушал эмоциональную атмосферу в семье. Если вы словами скажете о своей раздражительности не только ребенку, но и супругу и, возможно, кому-то из близких помощников, всем будет проще.

Главное в этой ситуации - не разъедать себя чувством вины: "Я раздражаюсь, я плохой, из меня как из родителя ничего не получится". Не давать этой коррозии после действия раздражения себя разъедать.

Родительство - род деятельности, в которой без ошибок не проживеш ь. Важно смотреть динамику. Если вы заметили свое раздражение - вы сделали половину дела. Если вы стали c ним работать, чтобы его устранить, прибавляйте 15 процентов. Сам факт, что вы говорите о себе как о раздражительном человеке и говорите с неудовольствием, свидетельствует о том, что вы начали что-то с ним делать, его от себя отделять. И тогда, возможно, в какой-то период времени вы его победите или станете хозяином положения.

13.12.2010 Бурмистрова Екатерина,
психолог, мама 9 детей, автор сайта "Семья растет",
проводит консультации и семинары для родителей опубликовано
http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=1998

Дети могут привносить в жизнь родителей хаос и менять их планы. Случается и так, что раздражение на их поведение доводит нас до криков и бесконечных наказаний, которые не очень-то и помогают решить конфликт. К сожалению, без выявления истинных причин родительского раздражения мы рискуем нашими отношениями с детьми, можем зациклиться на своем недовольстве и постоянно срываться на ребенке.

Надо признать, что в большинстве случаев мы раздражаемся на детей, потому что они ведут себя как дети. А детям свойственно шуметь, требовать внимания и проявлять любопытство.

Как же быть, если вы устали кричать на своего ребенка, но он так и не прислушивается к вашим просьбам?

Время признать: меня раздражает мой ребенок

Еще полтора года назад мои отношения с семилетней Кирой не ладились. Она постоянно капризничала, орала, ныла и вечно была всем недовольна. Я же постоянно на нее срывалась. К тому же, когда Кире было шесть, родилась маленькая Лида, и стало совсем туго: ревность разрывала старшую на части, и она стала невыносима. Однажды она демонстративно написала на диван в гостиной, потому что я, уставшая, отказалась играть с ней и уснула. Нам было непросто, и настало время признать: меня постоянно раздражает мой ребенок.

В самом начале, еще толком не понимая, как именно нужно действовать, я решила начать с самого очевидного: разобраться с постоянным раздражением. Ты повторил уже пятнадцать раз, а ребенок тебя словно не слышит. Он орет, потому что ему дали тарелку не того цвета. Старший нарочно выхватывает игрушку у брата или сестры, малыш рыдает. Ребенок поет одну и ту же песню заунывным голосом уже полчаса. Кричит «я сам», и немедленно разбивает тарелку с кашей об пол. Все это - нормальные истории из детской жизни, и именно они могут вызывать дичайшее раздражение, злость и досаду. У меня этой досады было хоть отбавляй, в иные дни я орала постоянно. С самого утра, будя Киру в школу, я начинала ворчать, нудеть и критиковать. И с этим нужно было что-то делать. Мой метод был таков: ощущая прилив раздражения, я, прежде чем начать орать, пыталась понять, почему я его в данный момент почувствовала. Выяснились пять основных причин, причем ни одна из них отношения к личности ребенка напрямую не имела.

1. Я плохо объясняю, и ребенок не может меня понять.

Пример. Меня страшно раздражало, что Кира после чистки зубов так сильно сплевывает пасту, что постоянно забрызгивает зеркало в ванной. Мелочь? Ну да, но меня это доводило просто до тряски. Я каждый день утром и вечером орала: «Сколько можно! Опять свинство! Я же сто раз уже сказала, что нужно быть аккуратнее!»

Решение. Если из раза в раз ты повторяешь человеку одно и то же, но изменений не возникает, вероятно, проблема в том, как именно ты это объясняешь. В одно утро я начала чистить зубы одновременно с Кирой, но прежде чем прополоскать рот, спросила: “Хочешь, я покажу, как плюет настоящий профессионал?” Прицелившись, я аккуратно плюнула в самый центр раковины и сказала: «Давай, ты тоже можешь стать профи!» Она радостно повторила, и все вышло отлично и аккуратно. Теперь после чистки зубов мне нужно лишь сказать: «А теперь - профессионал!». Мы обе смеемся, зеркало чистое, настроение хорошее.

2. Я устала/плохо себя чувствую.

Пример. Днем я забираю из сада младшую, потом иду за старшей, и к подъезду подхожу после полуторачасового непрерывного пешего хода, нагруженная коляской, рюкзаком и пакетами из супермаркета. Кира без умолку болтает, лезет под ноги и виснет на коляске. Обычно я зверела и перед самым заходом в подъезд срывалась на нее. Она рыдала, обед проходил напряженно.

Решение. На подходе к подъезду я говорю: «Малыш, давай ты сейчас помолчишь и быстро поднимешься к квартире, а я втащу коляску, и дома мы продолжим играть в слова. Я немного устала и могу злиться: не на тебя, а на ситуацию». Она спокойно принимает этот маленький тайм-аут, я получаю свои две минуты тишины в момент усталости. Теперь, даже если мое раздражение все же вырывается наружу, Кира сразу спрашивает: «Мама, ты злишься на меня или на ситуацию?» Я отвечаю: «На ситуацию, малыш, извини, с тобой все в порядке».

3. Я злюсь на саму себя.

Пример. Выходной день, дети спокойно играют, я переписываюсь в фейсбуке с заказчиком. Он внезапно, сию минуту, когда у меня нет никакой возможности сесть за компьютер, требует внести правки в текст. Я начинаю злиться на себя: за то, что написала неидеальный текст, за то, что не сумела выстроить с заказчиком отношения так, чтоб он не дергал меня среди выходного дня. Я погружаюсь в саможаление и саморугание. И тут Кира говорит: «Мам, хочу яблоко». И получает в ответ: «Ты же только что ела! Сколько можно! Почему тебе все время нужно меня дергать?»

Решение. Почувствовав, что настроение падает, а рядом дети, я убеждаю себя: моя обида не имеет никакого отношения к детям. Вот прямо проговариваю в голове: «Ты расстроена из-за переписки с заказчиком, тебе обидно, что твой текст не приняли с первого раза, ты злишься, что у тебя нет достаточной уверенности в себе, чтобы сообщить ему, что в данный момент сесть за работу тебе неудобно, ты чувствуешь себя виноватой перед ним и злой на него. Это очень обидно, но дети тут ни при чем». Если мне сложно быстро прийти в себя, я говорю вслух: «Малыш, у меня тут небольшие проблемы по работе, пожалуйста, дай мне 10 минут, и после этого я опять смогу с тобой быть». Говорю это еще даже до того, как дети что-то захотели, чтобы дать им понять, что у мамы напряженный момент. Беру тайм-аут, выпиваю чашку кофе и снова могу быть в строю.

4. Я злюсь на собственные детские воспоминания.

Пример. С тех пор как Кира в пять лет решила отрастить длинные волосы, каждое утро мы скандалили. Я пыталась расчесать эту паклю, она ужасно орала. В конце концов, я выходила из себя, кричала: «Тогда причесывайся сама!» Она начинала плакать. В какой-то момент я решила написать об этом в мамской группе Фейсбука. Я хотела моральной поддержки, мне стало бы легче, если бы все написали, мол, да, меня тоже бесит причесывание! Но нет, почти никто так не написал. И тогда я подумала: видимо, у меня лично есть какая-то проблема с этим. И вспомнила. В детстве у меня была толстая коса до попы. Каждый раз мама так сильно дергала меня за волосы во время причесывания, что я начинала плакать, она кричала на меня, и это продолжалось каждое утро. Причесывание в моем детстве было пыткой. И именно это ощущение я перенесла на свою дочь, воспроизведя эпизод из прошлого.

Решение. Тут все выровнялось само собой. Как только я осознала, в чем корень проблемы, мое отношение к ней изменилось. Я вспомнила себя маленькую, свои ощущения, эмоции, боль и слезы, и вместо раздражения начала ощущать искреннее сочувствие. И к себе маленькой, и к своей дочери. В целом Кира не стала терпеливее, она все так же ноет - как бы бережно я ни старалась распутывать колтуны. Но ее возражения перестали меня раздражать. Теперь я не ору, а, наоборот, пытаюсь шутить, и за разговорами причесывание проходит проще и быстрее.

5. Я злюсь на кого-то из близких.

Пример. Утро, сборы в школу и в сад, младшая размазала по столу кашу, старшая еще в пижаме, хотя через 15 минут нам выходить. Муж накануне до четырех утра смотрел сериалы и теперь никак не может проснуться. Младшая, вся в каше, хочет сидеть только у меня на руках, я беру ее и одновременно пытаюсь причесать старшую, младшая хватает старшую за волосы, та орет, наступает апокалипсис. Я безумно зла на мужа: если бы он мог проснуться и взять на себя одну из девочек, мне было бы легче, но он спит! В итоге я срываюсь на детей.

Решение. Чувствуя, что раздражение возрастает, я, как и в предыдущих ситуациях, быстро определяю, на что же именно я злюсь, и направляю свой гнев на объект, его вызвавший. Детский сумбур с утра - это нормально, и повода ругать детей здесь нет! Зато есть повод обсудить с мужем проблему утренних сборов и поделить обязанности. Если такая ситуация повторяется из раза в раз, он спокойно спит, пока жена в панике с орущими детьми мечется по квартире, возможно, проблема во взаимоотношениях с мужем, а дети тут опять же ни при чем.

Польза подобного анализа ситуации еще и в том, что не только взрослый учится лучше понимать себя и свои эмоции, находить проблемные места. Дети, глядя на реакцию родителей, тоже начинают прислушиваться к себе. Вечером на днях девочки играли в детской, вдруг крик, шум, рев: младшая схватила игрушки старшей, старшая их отобрала и зло накричала. Я уже хотела идти на помощь, но вдруг слышу, Кира говорит сестре: «Лида, извини меня, пожалуйста, за то, что я на тебя накричала. Я тебя люблю, но я очень зла, что ты сломала мой домик для пони. Мне неприятно и обидно».

Я в соседней комнате - натурально - расплакалась от гордости и умиления.

Известно, что характер ребенка изменяется по мере его взросления, эти изменения в характере происходят довольно плавно и зачастую незаметно для близких и окружающих. Гораздо заметнее происходит смена эмоционального состояния, связанная с так называемым переходным возрастом.

Но только ли переходный возраст опасен частыми сменами в психо - эмоциональном поведении? Что делать - ребенок стал раздражительным и нервным?

Раздражительность и нервозность - удел не только переходного возраста.

К сожалению вспышки раздражительности и гнева, отчаяния, обиды, перемежающиеся проявлениями бурной радости и буйной активности могут встречаться и до и после переходного возраста. Когда Вы замечаете, что ребенок систематически, именно постоянно, раз за разом, превратив это в систему, спорит по любому поводу, дерзит, бывает часто напряжен и раздражителен с близкими, или же агрессивен с посторонними, то возникает вероятность, что это оппозиционно-вызывающее расстройство. Для определения состояния ребенка и своевременного исправления этого расстройства не стоит пренебрегать жалобами и замечаниями учителей на то, что ребенок стал неусидчивым, невнимательным, плохо внушаемым, раздражительным, навязчивым или дерзким в поведении. Ведь Ваш ребенок проводит в школе большую часть активного дневного времени и его поведение постоянно находится в зоне внимания учителей. Нередко оппозиционно-вызывающее расстройство встречается и в дошкольном возрасте.

Иногда родители считают, что ребенок раздражителен, потому, что просто избалован, и с возрастом все изменится. Бывает и так. На слуху случаи, когда шестилетнего ребенка отдали в первый класс школы, но он не готов к распорядку занятий и своим поведением даже срывает уроки. Таким детям рекомендуют подождать годик вне школы, а когда на следующий год ребенок вновь идет в школу, то его как будто подменили. Он и внимателен, и усидчив, и выполняет все от нег требующееся. Тем не менее, за психо-эмоциональным состоянием детей необходим постоянный контроль, чтобы не упустить время, когда необходимо вмешательство профессионального психолога.

Оппозиционно-вызывающее расстройство.

Конечно, не стоит ставить такой неприятный диагноз самим, ведь вспышки поведенческой агрессии встречаются у многих детей, как реакция на внешние и раздражители и порой это нормально. Ведь все до одного дети стремятся делать все самостоятельно, без опеки и помощи взрослых. Но протесты по поводу лишения их самостоятельности выражаются у всех по-разному. Отрицание, плач или неуемная истерика - все это протестные выражения. И все же такое поведение ребенка - это повод обратиться за помощью к специалисту психологу. Ведь своевременная диагностика, и вовремя начатое лечение синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства, более гарантированно поможет ребенку справиться с ситуацией, восстановить взаимоотношения с родителями и близкими, со сверстниками и друзьями, с учителями и одноклассниками, улучшить усидчивость и внимательность и даже, не отстать в развитии.

Причины раздражения и нервозности детей.

К сожалению, достоверно не известны причины возникновения и развития этого заболевания. Одни ученые мужи говорят, что причины такого синдрома в нарушении нормальной работы нейромедиаторов мозга, передающих колебания и импульсы между нервными клетками. Другие утверждают, что виновата наследственность и генная предрасположенность. Третьи, привычные винить во всем внешние факторы, видят причину в экологии, или во влиянии социального окружения ребенка, обстановки в доме и семье, и далее по цепочке: в детском саду, школе, колледже, институте.


Кроме объяснения причин раздражительности и неадекватного поведения ребенка синдромом оппозиционно-вызывающего расстройства, существуют еще две теории асоциального поведения детей.
1. Первая гласит, что ребенок к 5-7 годам, в силу разных причин, может задержаться в своем развитии на уровне 2-3 лет. В этом случае все просто объясняется - это асоциальное поведение закономерно и соответствует уровню его развития. Ведь 2-3 летний ребенок еще не может полноценно воспринимать логических доводов и в полной мере экстраполировать на себя, получаемый жизненный опыт.
2. Другая теория гласит, что асоциальное поведение детей заложено в неверном воспитании, отсутствии внимания и любви родителей, либо в чрезмерном внимании. Случаи когда, либо родители практически отсутствуют и совсем не занимаются ребенком, либо когда они слишком хлопотливы и строги, когда не дают ребенку проявлять самостоятельность.

Симптомы синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства ребенка.

Если ребенок ведет себя намного раздраженнее и агрессивнее своих сверстников, если эти отклонения систематически, если они продолжается длительнее 6 месяцев, то, наверное, стоит отвести к врачу-психологу на обследование. Ниже перечислены поведенческие типы и схемы, которые по отдельности никак не могут служить подтверждением болезни, но вкупе говорят о возможном синдроме оппозиционно-вызывающего расстройства у детей:


- ребенок практически не контролирует себя;
- ребенок чрезмерно агрессивен;
- ребенок всегда спорит с родителями и другими взрослыми, не слушается;
- специально вызывает раздражение других людей;
- не умеет играть и вообще общаться с другими детьми, сверстниками;
- часто нервничает или злится, порой совершенно без причины;
- очень упрямый;
- часто встречаются припадки истерии;
- не хочет учиться, не хочет вообще ничего делать с другими и по расписанию;
- очень долго помнит обиды и часто напоминает о них обидчикам.

В случае если в поведении ребенка замечены четыре и более из нижеперечисленных схем поведения, это прямое показание для обращения за помощью к дипломированному психологу и психиатру.

Лечение раздражительности ребенка у психолога и психиатра.

В каких случаях необходимо участие психиатра? Каким образом родителям ребенка не ошибиться и определить его заболевание? Проблема отделения зерен от плевел стоит в этом вопросе особенно остро. Поскольку определение оппозиционно-вызывающего расстройства осложнено тем, что большинство современных детей симптоматически ведут себя достаточно вызывающе, и даже, агрессивно, воспитаны без чувства уважения к старшим. В связи с изложенным, нужно не просто рассматривать поведение самого ребенка, но и тщательно изучить поведенческие факторы его окружения.
При обращении к детскому психологу или психиатру, им сначала выявляются возможные сопутствующие хронические заболевания. Это могут быть и психиатрические расстройства - дефицит внимания, тревожность или расстройство поведения. Сопутствующие синдрому оппозиционно-вызывающего расстройства, другие заболевания должны быть подвергнуты одновременному излечению. Во время лечения следует устранить причины подобных расстройств, например, переехать в другой район или перевести ребенка в другую школу. Параллельно необходимо ласково, но требовательно общаться с ребенком, настраивать его на необходимость лечения, объяснять суть его болезни и логику излечения.
Обычно лечение заключается в комплексе лекарственной терапии, сочетающееся с психотерапией, тестами и беседами психолога с ребенком и его родителями. Для положительного и скорого результата, родители обязаны научиться устанавливать эмоциональную связь с ребенком, особенно с ребенком в переходном возрасте, научиться быть справедливыми, внимательными, заинтересованными и неравнодушным к чаяниям и проблемам ребенка. Кроме того, опытный психолог научит родителей и близких ребенка заново установить нормальную, здоровую психо-эмоциональную атмосферу в семье, научит эффективно разрешать различные конфликтные ситуации без лишних споров и эксцессов.

Каким бы милым и родным ни был малыш, какой бы терпеливой и любящей ни была мама – раздражение и гнев никого не обходят стороной.

Если ребенок вызывает раздражение, вы накричали и затем стыдите себя – значит ли это, что вы плохая мама? Иногда вы устали или голодны – внешних причин-оправданий очень много. Но найти глубинные причины раздражения на ребенка – означает обрести баланс и гармонию изнутри.

Что делать, если волна негативных чувств регулярно накрывает вас с головой?

Почему ребенок вызывает раздражение

Возможно, для вас это станет сюрпризом, но все психологи давно уже сошлись во мнении, что раздражение, возникающее у матерей, это нормально. Мы можем отрицать собственные негативные чувства к ребенку, подавлять их, но они от этого никуда не денутся. Злость и агрессия входят в спектр эмоций любой мамы.

Любовь и раздражение взаимосвязаны, это как две стороны одной медали. Это относится к любым близким отношениям – наряду с теплом и нежностью появляются недовольство и агрессия. Никто не может так воздействовать на наши болевые точки, как самые родные люди, так как именно они наиболее часто нарушают наши психологические границы.

Согласно исследованиям, раздражение неосознанно начинает появляться уже у беременных женщин. Кто еще может так нарушить наши границы, как ребенок внутри нашего чрева, и связанные с ним тяготы токсикоза, большого живота и изменения фигуры.

Чувство раздражения не означает, что за ним последует физическая или вербальная агрессия. Просто это чувства у нас есть и следует их принимать.

В самой природе детей заложено всё для того, чтобы вызывать неприятные чувства у взрослых: они очень отличаются от нас, они эмоциональны и хаотичны, для них чужды самоконтроль, воля, логика и всё то, чем мы так дорожим.

С рождением детей в течение нескольких лет любая мать находится в состоянии хронического конфликта интересов и потребностей – ребенка и своих собственных. Зачастую сложно элементарно сходить в туалет, спокойно поесть, нормально поспать. Ежеминутно нужно решать, чья потребность сейчас важнее – сделать что-то для себя или поиграть с малышом.

Усталость и однообразие постепенно приводят к накоплению негативных эмоций, и мы просто можем сорваться из-за какого-то пустяка. И это должно служить нам звоночком, который говорит о том, что гармония и баланс утеряны.

Раздражение – неизбежно. Дети нарушают наши границы и будут нарушать. Они не слушаются, игнорируют наши просьбы, дурачатся и делают запрещенное вопреки всем увещеваниям. А мы бываем уставшими, невыспавшимися, переживаем из-за проблем на работе или с близкими людьми и т.д. Но это всё причины внешние. Мы же поговорим о глубинных причинах.

Глубинные причины раздражения и как с ними справиться

Но работают ли эти способы? Это поможет успокоиться, но к исчезновению негативных эмоций они не приведут, так как причины их возникновения лежат очень глубоко.

Когда эмоции по-настоящему зашкаливают и не соответствуют ситуации, стоит поискать их причины в глубине своей души. Иногда это связано с травмирующими событиями собственного детства, напоминание о которых выводит нас из себя. Иногда мы понимаем, что копируем во многом собственных родителей и возможно это не наши настоящие чувства.

Понять эту темную сторону нашей личности не так-то легко и порой может быть нелишним обратиться к помощи психолога.

Самая распространенная причина, почему ребенок вызывает раздражение – это чувство собственной беспомощности. Когда ребенок не слышит нас и не выполняет просьбы, убегает, отказывается есть, ленится, делает что-то назло и наперекор. Когда не удается скорректировать его отрицательные эмоции, помочь ему справиться с трудной ситуацией, овладеть новыми навыками.

Зачастую у нас происходит столкновение двух интересов: проявить твердость, чтобы взять ситуацию под контроль, и в то же время не навредить малышу своей агрессией и не вызвать отвержение с его стороны, не стать для него “плохой”. В результате, быть твердой становится невозможно, а вместо этого появляются неуверенные и даже заискивающие нотки в голосе. А в этом случае авторитетом для детей нам не бывать.

Отсутствие авторитета приводит к дальнейшему непослушанию и неуправляемости со стороны детей и к чувству беспомощности со стороны родителей. В конце концов это приводит к очередному срыву и ругани, за чем следует чувство вины – ” я плохая мама”… и так далее по порочному кругу.

В самом корне проблемы мы видим страх быть отвергнутой своим ребенком, идущий из собственного детства. Мы как бы снова становимся тем ребенком, который переживал некие негативные эмоции. И на время перестаем быть родителями нашим реальным детям, впадая в свое детство и приписывая эти чувства своему малышу.

Отсюда напрашиваются следующие шаги:

  • посмотреть на себя со стороны и понять, что имеет место в реальности, а что мы додумываем, беря из собственного детского опыта свои неудовлетворенные потребности – чего не хватало нам.
  • понять, что на самом деле происходит с вашим ребенком, чего ему не хватает, быть чуткой.
  • Поддерживать свой авторитет в глазах ребенка: сочетать в воспитании чуткость и твердость, научиться расставлять границы, держать свое слово и неукоснительно следовать установленным правилам, придерживаться единой линии поведения с остальными членами семьи.

Порой взрослые забывают, что ребенку свойственно плакать, шалить, везде залезать, в общем, вести себя не так, как им бы хотелось. А даже если и вспоминают, то не могут себя сдерживать и раздражаются на ребенка.

В этот момент раздаются мамины крики: «Как же ты мне надоел! Прекрати это немедленно!». Малыша шлепают по попе, ставят в угол, наказывают другими способами.

Потом вместо раздражения приходит чувство вины и злость на самих себя: «Как я могла ударить своего ребенка? Я плохая мать!» Что же делать родителям, если они срываются на детях? Узнайте из нашей статьи.

«Если ребенок вас раздражает, ищите корень проблемы в самой себе», – именно так утверждают психологи.

Родители иногда устают, впадают в депрессию, ссорятся с близкими людьми, а малыш в этом случае становится удобным объектом для раздражения, своеобразным громоотводом, на который выбрасываются все отрицательные эмоции. Ситуации, в которых у мам и пап сдают нервы, чаще всего типичные. Давайте их рассмотрим.

Ситуация 1. Мама и новорожденный

Не успевает счастливая мамочка вернуться домой из больницы, как начинается «День Сурка»: младенца нужно покормить, искупать, убаюкать, погулять с ним и поменять ему грязные пеленки.

Ни о каком режиме дня говорить пока не приходится, поэтому распланировать свой день практически невозможно. Как результат – накопленная усталость, постоянное напряжение. Последней каплей может стать очередной плач или нежелание крохи заснуть.

Любопытно, что стоит новоиспеченной родительнице отлучиться из дома на несколько часов или сутки, как она понимает, что просто не может жить без своего чада. Однако как только она возвращается в этот круговорот, опять возникает ощущение беспомощности и раздражение.

Что делать?

1. Расслабьтесь. Это лучший способ избавиться от подобного стресса. Пусть отдых будет непродолжительны м – главное, чтобы в этот время вы были подальше от младенца. Даже час, потраченный только на себя любимую, поможет восстановить силы.

Да и малышу такой перерыв принесет только пользу. Вечно раздраженная и нервная мать не дает чувство защищенности и покоя. Кроха опять начинает плакать и капризничать. Всё, круг замкнулся.

Также стоит делегировать часть своих забот супругу или бабушке малыша. Согласитесь, трудно тянуть весь дом на себе.

Поговорите и с самим «виновником». Не удивляйтесь, даже новорожденные детки реагируют на интонацию, благодаря чему «понимают» всё, что вы им рассказываете.

Объясните крохе, что вы его любите, но сильно устаете. Конечно, после этого домашние хлопоты не исчезнут, но общее настроение матери и ребенка улучшится.

Ситуация 2. Такие разные темпераменты

Как часто родители жалуются, что опаздывают в садик, потому что малыш одевается целый час, а потом еще смотрит мультики, забывая, что нужно куда-то идти.

И еще ест он очень медленно, рисует так же, как бы нехотя, и даже играет в любимые игры словно заторможенный.

Одни мамы начинают поторапливать ребенка, порой «стимулируя» разными нехорошими словами: «гусеница», «лентяй», «копуша» и т. д.

Другие родители могут даже шлепнуть в порыве злости, после чего начинают себя ненавидеть.

Третьи просто выходят из комнаты, махнув на все рукой.

Конечно, бывает и обратная ситуация, когда мама флегматична, а кроха стремителен и порывист.

Взрослых частенько раздражают дети, обладающие иным типом темперамента. А это уже может привести к общесемейному конфликту, поскольку такие качества наследуются от другого родителя.

Что делать?

1. Свыкнитесь с мыслью, что ваше чадо такое, какое есть. Да, темперамент является врожденной особенностью, и вам не изменить ребенка. Нужно находить в нем только хорошее.

Например, что же такое медлительность? Спокойствие и основательность. И так далее и тому подобное.

2. Извиняйтесь, если не сдержались. В принципе, это нужно делать всегда, если вы вспылили, независимо от того, что стало причиной раздражения.

Именно в раннем возрастном периоде у детей формируются нормы семейного поведения и отношение к родителям.

Поэтому просите прощения, если не хотите, чтобы в подростковом возрасте ребенок начал грубить и хамить.

Ситуация 3. Детская истерика

Истеричное поведение обычно проявляется у детей ближе к двум-трем годам.

Саму реакцию трудно предугадать – малыш может и громко плакать, и кататься по полу, и даже биться головой о пол.

Главная причина происходящего – неумение ребенка контролировать собственные эмоции, поэтому любой запрет вызывает разочарование и ярость. Да и мама в подобной ситуации испытывает не самые приятные чувства, поскольку сложно любить в этот момент орущее и катающееся существо.

Что делать?

1. Сохраняйте спокойствие. Согласны, трудновыполнимый совет, особенно если вас окружают сочувствующие взгляды и соответствующие комментарии.

Постарайтесь уединиться, чтобы не было зрителей и лишней публики. Проговаривайте детские чувства: «Я понимаю, что ты сердишься, обижаешься на меня, потому что я…» и т.д.

2. Переключите внимание. Маленького ребенка достаточно легко отвлечь от заинтересовавшег о предмета.

На этот случай у вас с собой должна быть интересная игрушка, мультфильм на телефоне. Также можно найти что-то интересное вокруг – пробегает собака, пролетает красивая птичка.

Ситуация 4. Детский негативизм

Не успела мама отдохнуть от пеленок-распашон ок, как начинается тот самый пресловутый кризис трехлетнего возраста.

Порой малыш становится совершенно неуправляемым: на каждую просьбу взрослых реагирует негативно, законное требование родителей вызывает гнев.

Уставшие родители не всегда могут стерпеть подобное неуважение от собственного чада, решая конфликты с помощью силы.

Растет раздражение, кипят эмоции с обеих сторон. А если к этому добавить еще и разность темпераментов, то получается совсем уж гремучая смесь.

Что делать?

1. Иногда можно уступить. Некоторые ситуации не требует вашей принципиальности. К примеру, малыш смотрит мультфильмы, вместо того, чтобы идти в садик. Попробуйте пойти на компромисс.

Пусть кроха посмотрит одну серию вместо четырех, а вы взамен не опоздаете. Так вы сбережете нервы себе и ребенку.

2. Твердо стойте на своём. Иногда важно учить детей соблюдать определенные правила, особенно если они касаются детского здоровья и безопасности. К примеру, дорогу переходим только за ручку с мамой, гуляем в холодное время года только в шапке.

При каждом капризе нужно глубоко вздохнуть и объяснить, почему вы требуете соблюдения этих правил. Главное – говорить спокойно и убедительно.

Что делать, если ваши проблемы не подходят под вышеописанные ситуации? Предлагаем еще три полезных совета, которые помогут вам не выплескивать негативные эмоции на свое чадо.

  1. Будьте откровенны с собой. Не следует избавляться от чувств и прятаться от них. Согласитесь, что на это может уйти слишком много душевных сил, вследствие чего появляется гораздо большее чувство вины и гнев. Признайтесь сами себе, что иногда сердитесь на ребенка, найдите причину этой злости (усталость, стресс) и попробуйте снизить напряжение.
  2. Общайтесь чаще с малышом. Просто так, без особой причины, потому что вы его любите. Обнимайте его, когда он хороший и плохой, добрый и сердитый, капризный и послушный.
  3. Измените свою реакцию на детское поведение. Если вы думаете, что кроха вредничает специально, попробуйте изменить свою привычную схему действий. На плохие поступки не реагируйте излишне эмоционально, а все хорошее, напротив, отмечайте радостно, хвалите любыми способами. Если пропадет подкрепление плохих поступков, у малыша не будет необходимости вас злить.

Не секрет, что практически любое положение дел, когда кроха вас раздражает и злит, можно решить мирным путем. Поэтому постарайтесь запастись терпением, ознакомьтесь с этими и другими советами, и раздраженность поменяется на приятное и конструктивное общение с малышом.