Что нужно чтоб ребенок заговорил. Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы

У любой мамы с каждым новым достижением малыша просыпается гордость за него. И какая мамочка не гордится первым лепетом своего ребенка, первыми звуками, так похожими на слова. Присоединяется вся семья в поиске смысла этих щебетаний. Первые «па-па-па», «да-да-да», «ма-ма-ма» приводят в восторг и бабушку и дядю! И за каждым новым звуком наблюдать все интереснее. Но спустя год, а то и два у некоторых детей словарный запас остается ограничен этими «недословами». Новые звуки появляются, а вот полноценных слов (даже исковерканных, как оно и должно быть) не появляется. И все что слышно от малыша – это набор слогов. И так хочется, чтобы твой ребенок быстрее заговорил…

Родители начинают переживать и задаваться вопросом, не пора ли уже ему заговорить. У соседей кроха в 1,5 года говорил целые словосочетания, а ваш малыш все еще использует слоги. И начинаются походы по специалистам, врачам, логопедам. Каждый говорит разный вердикт, назначает лекарства, стимулирующие мозговую активность, другие говорят, что это нормально и стоит просто ждать. Но вы понимаете, что тут нужно другое.

К ответу на вопрос: что можно сделать, чтобы ребенок быстрее заговорил, мы подготовили 9 способов. Если никаких проблем у него не проявляется, то нужно помочь малышу развивать речевой аппарат.

9 способов развития речи у ребенка:

  • Говорите с ребенком много. Озвучивайте все ваши действия, общайтесь с малышом по принципу «повторение – мать учение». Говорите ребенку как называется каждый предмет в доме, повторяйте это несколько раз в день, но так, чтобы кроха действительно увидел предмет и обратил внимание на то, как вы его говорите. Звучание должно быть четким. Говорите ребенку о том, что происходит на улице, когда к вам приходят гости, когда возвращается домой с работы кто-то из родных.
  • Используйте хитрость в повторении приевшихся слогов. Малыш бормочет «да-да-да», повторите за ним. Добейтесь того, что вы будете говорить это хором. Ребенку это придется по вкусу, и он будет бормотать, ожидая от вас того же. Продолжайте веселиться, а потом задайте новое похожее сочетание слогов, не сбиваясь с ритма – «ди-ди-ди». Повторяет ли малыш? Продолжайте под эту согласную подбирать гласную. Это хорошая развивающая игра, которая усиленно тренирует речевой аппарат.

  • Мелкая моторика влияет на развитие речевого аппарата. Все дело в том, что кончики пальцев, а также умение управлять своим телом, его движениями связаны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. И поэтому стоит давать ребенку игрушки с разной поверхностью: гладкие, шершавые, с шариками, крупами и т.д. У малыша должен быть выбор.
  • Меньше жестикуляции. А точнее реакции на нее. Ваш ребенок наверняка показывает пальцем на то, что хочет и протяжно мычит. Так он просит что-то. Постарайтесь не реагировать на такие жесты, и отдавая то, что он просит, говорите – скажи «дай». Со временем усложняйте вариант. Пусть малыш называет вещь, которую он хочет получить. Но сначала назовите ее сами – скажи: «Мама, дай пить». Таким образом можно выучить слова благодарности.
  • У детей замечается интерес к звукам животных, машин. Учите вместе животных, рассматривая картинки в книжках. Повторяйте ребенку: Корова говорит – «му-му», киса говорит –«мяу-мяу», собачка говорит – «ав-ав».
  • Колыбельные. Пойте их ребенку почаще. Да и вообще в течении дня. Не переживайте за то, что у вас нет голоса и слуха. Для вашего малыша ваша песня самая сладкая. Можете использовать хитрый прием, будто бы забыли слово или окончание, путайтесь в словах. Кроха захочет вас исправить.

  • Учите с ребенком детские стишки. Дети их обожают, для них это больше развлечение. А на самом деле они и обучаются. Можно читать по 10 раз за день, малыш будет слушать их как в первый раз.
  • Если малыш хочет вам что-то рассказать, показать, то не заставляйте его ждать. Слушайте внимательно, смотрите в глаза. Используйте интонацию удивления. Покажите свой интерес. Это пробудит у ребенка желание рассказать вам все, что он видит, все что слышит, все что хочет.
  • Старайтесь до 2-3 лет минимизировать использование гаджетов в жизни ребенка. Фантазия малыша здесь становится пассивной, он скорее наблюдатель, чем участник процесса Используйте все вокруг. А электронные игрушки оставьте на потом.

Развивать речевой навык не так и сложно. Весь секрет в том, чтобы общаться с ребенком как можно чаще. Показывать ему и рассказывать все, что его может заинтересовать. Радуйтесь его успехам и новым словам, и запаситесь терпением. Чтобы твой ребенок быстрее заговорил, в любом случае потребуется время.

Теперь, когда вы знаете какими способами развивать речь ребенка, стоит понимать норму и сроки развития речевого аппарата

Нормы и сроки

Раньше врачи говорили, что отсутствие речи у ребенка до трех лет является нормой. Но под эти понимали отсутствие построения предложений. А не полное молчание. Если ребенок не говорит совсем до 2 лет, это повод насторожиться. Если же ребенку больше 1,5 лет, а дальше слов «мама», «папа», «баба» он не говорит, то стоит задуматься. Скудный словарный запас это не есть хорошо. И либо у ребёнка отсутствует мотивация говорить, и родители не развивают его речевой аппарат, либо есть проблемы.

Главное не паниковать. Многие невропатологи считают, что ребенок в 2 года обязан говорить целые предложения. Но стоит помнить два фактора. Если у вас сын, то мальчишки дольше развиваются. Если девочка, то возможно она стесняется. Это не повод пить таблетки, ходить по процедурам.

Если у вас есть сомнения, отведите ребенка к невропатологу. Но выбирайте хорошего врача, поспрашивайте у знакомых, наверняка они ходили.

Однако прежде чем переживать стоит понимать, что малыш в таком маленьком возрасте не может осознать важность языковой функции, не владея речью. Но скорость расширения словарного запаса очень большая, что не может не удивлять.

И определить точную дату появления первых связных слов ребенка нелегко. Одни дети до года говорят до 100 слов и более, в то время как дети после двух лет все еще молчат, даже если психологическое развитие в норме. Т.е. сроки и темпы развития речи подсчитать невозможно заранее, все сугубо индивидуально. Но нормой, установленной специалистами, является овладение словарным запасом в 200-300 слов является возраст до 2 лет. Не стоит переживать если ребенок еще столько не говорит. Эта проблема решаема, с помощью упражнений и советов врачей.

Развитие речи – это одна из главных сторон развития ребёнка. К сожалению, в наше время задержки в речевом развитии встречаются у детей очень часто. Почему ребёнок молчит, как сделать, чтобы он заговорил и как потом развивать речь ребёнка, поговорим в этой статье.

Почему ребёнок не говорит

Причин, почему ребёнок не говорит , может быть несколько

Причина 1: внутриутробная

Если беременность у мамы протекала тяжело, были перенесены внутриутробные заболевания или произошла родовая травма, это могло повлиять на задержку речевого развития у ребёнка. В таком случае обязательно наблюдение у невропатолога – он сможет назначить препараты для питания головного мозга и помочь решить проблему медицинским путём.

Причина 2: физиологическая

Другой причиной, почему ребёнок не говорит, могут быть особенности физиологии ребёнка. Для того, чтобы возникла речь, необходимо, чтобы организм был готов к её появлению. Для этого должен быть готовы головной мозг, органы речи и дыхания достаточно созреть, быть развитым слуховой аппарат. Достаточное развитие органов речи и головного мозга – это как фундамент для того, чтобы ребёнок заговорил, без этого фундамента развитие речи будет происходить с задержкой.

Причина 3: психологическая

Бывает и так, что ребёнок родился здоровым, и органы речи у него уже сформированы, и по всем признакам родители понимают, что ребёнку уже пора заговорить, а он всё молчит. Значит, причина в том, что просто ещё рано. Здесь надо помнить, что ребёнок всё равно заговорит, когда придёт время, просто его время ещё не пришло. Как только ребёнок будет готов говорить, он начнёт говорить, сам, без понуканий и просьб.

Что делать, чтобы ребёнок заговорил

Как мы уже сказали, речь не возникает на пустом месте, для развития речи необходим физиологический фундамент, то есть достаточно развитые органы речи и дыхания. Поэтому первое, что нужно делать, если Вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, это развивать речевой и слуховой аппарат . Для этого есть специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика. Они помогут ребёнку правильно располагать в полости рта органы речи, будут их тренировать и укреплять. Сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, мягкое нёбо) – залог чистого звукопроизношения. Отдельно про то, как заниматься артикуляционной гимнастикой дома, читайте в следующей статье.

Вот несколько идей, как тренировать дыхание у ребёнка:

  • Дуйте на «музыку ветра» и слушайте, какой получается звук
  • Выдувайте мыльные пузыри, делайте пузырики с помощью трубочки, играя в ванной
  • Дуйте на игрушки-вертушки
  • Играйте на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, губные гармошки)
  • Задувайте свечи
  • Устройте соревнование: кто быстрее задует шарик из ватки в ворота (например)

Однако, хорошо развитый речевой аппарат ещё не гарантирует того, что ребёнок заговорит. Для этого его нужно стимулировать. Я не говорю о том, что нужно делать вид, что не понимаешь ребёнка, когда он что-то показывает, но не называет. Такое ложное «непонимание» родителей приведёт только к тому, что ребёнок будет злиться и обижаться, будут копиться негативные эмоции в отношении родителей, а это к добру не приведёт. Как же помочь ребёнку, чтобы он заговорил?

В одной из своих прошлых статей я писала о том, . Там я приводила конкретные примеры того, что мы делали для развития речи. Но основные моменты ещё раз перечислю:

  • Развивать мелкую моторику (о том, как это делать, читайте в статье « »)
  • Развивать слух (для этого играть в разнообразные игры со звучащими предметами: прятки с колокольчиком, найди пару по звуку и другие, заниматься логоритмикой)
  • Расширять словарный запас ребёнка (читать и заучивать наизусть сказки, стишки, потешки, играть в игры «что пропало», «волшебный мешочек», «я знаю 5…», их на самом деле очень много)
  • Тренировать связную речь (для этого учиться описывать картинку, отвечать на вопросы, рассказывать о событиях и т.д.)

В заключение хочу напомнить Вам ступени развития речи : речь формируется только, когда освоена предыдущая ступень и можно осваивать следующую. Сначала ребёнок учится произносить отдельные звуки, потом слоги, потом так называемые «лепетные» слова и части слов, потом уже слова, далее предложения и, наконец, связная речь.

Сегодня по всему миру отмечают проблему не говорящих и плохо говорящих детей. Она, как правило, связано с тем, что родители перестали разговаривать со своими детьми, переложив эту ответственность на говорящие игрушки, мультфильмы и другие гаджеты.

В то же время психологи советуют начинать говорить с малышами уже в перинатальном возрасте, так налаживается эмоциональная связь между матерью и ребёнком. А как только ребёнок родится, следует дальше продолжать с ним постоянные разговоры и вскоре вы получите замечательного собеседника.

Итак, как же научить говорить ребенка? Эффективно и без лишних усилий!

1. Говорите обо всём на свете

Как известно ребёнок во всём подражает взрослым. Если в доме постоянно ведутся беседы между родителями и беседы родителей с малышом, то ребёнок понимает это как необходимость.Обращайтесь к ребёнку с вопросами, даже если сами потом на них отвечаете, а также комментируйте, что делаете или собираетесь делать. Рассказывайте малышу о папе, о себе, о ближайших родственниках.

2. Будьте эмоциональны в беседах

Малышу будет легче понять и развить правильную речь, если она будет эмоциональной, а также сопровождаться соответствующими мимикой и жестами. Даже не понимая слов, ребёнок будет понимать речь родителей на эмоциональном уровне.

3. Если хотите, чтобы ребёнок говорил правильно, — не понимайте его

Многие родители совершают для ребёнка «медвежью услугу». Когда ребёнок начинает говорить неправильно или придумывать слова — взрослые привыкают к его речи и начинают понимать его желания с «полуслова» … Вместо того, чтобы попросить сказать правильно. Малыш видит, что его понимают и привыкает к этим неправильным словам, отучить от которых будет очень сложно.То же самое происходит со словами-сокращениями. Пусть ребёнок говорит как взрослый — не «ту-ту», «ням-ням», «пи-пи», а полными словами.

4. Больше книг

Читать книги ребёнку можно уже с рождения. Это не только сформирует в нём хорошую привычку, но и позволит грамотно развить речь. Когда ребёнок начинает с лёгкостью понимать сюжеты «малышковых» книг — можно включить чтение более взрослой литературы, например, рассказы и повести для школьников. Они помогут ребёнку пополнить словарный запас более сложными словами и предложениями.

5. Пальчиковый театр

С помощью пальчиковых игр можно рассказывать сказки и знакомить малыша с новыми персонажами и их особенностями. Игры — самый верный способ для познания мира.

6. Актёрское мастерство

Игры по ролям-замечательный способ вырастить раскрепощенного ребёнка. Покажите малышу как можно поиграть сразу с несколькими персонажами, изменяя голос и интонации. В таких играх можно легко отследить настроение и беспокойство ребёнка, а также приучить его к самостоятельной игре.

7. Будьте заинтересованы

Интересуйтесь у ребёнка, чем он хочет заняться, что хочет поесть и куда пойти. При рассматривании книжек и на прогулке спрашивайте, что он видит и чувствует. Если малыш затрудняется ответить, подскажите ему ответ, — это сформирует в нём правильное восприятие окружения.

8. Хочу всё знать

10. Действия в разговоре

Начиная говорить, ребёнок употребляет больше существительных слов. Для правильного развития речи, необходимо знакомить его с глаголами, так он быстрее начнет строить предложения и правильно изъяснять свои желания.

11. Артикуляционная гимнастика

Заниматься такой гимнастикой можно с самыми маленькими. Даже двухмесячного малыша повеселит мама, которая изображает как мычит корова или как едет паровоз. Все эти упражнения, малыш постарше, будет с удовольствием повторять за вами, это поможет быстрее заговорить и произносить больше правильных звуков.

12. Повторение-мать учения

Чтобы расширить словарный запас, ребёнку необходимо постоянно узнавать новые слова. Они могут быть сложными, поэтому их нужно будет не раз проговорить, чтобы малыш запомнил и правильно произносил новое слово. Лучше всего это делать в игре, показывая предмет слова, тем самым визуализируя его.

Не нужно бить тревогу, если ребёнок не заговорил предложениями в два года. Помните, что ваш ребёнок особенный и не подгоняйте его под одну планку с другими. Чуточку терпения, вашего участия и малыш заговорит.

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.

1. Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм - при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Как же тогда быть? Секрет прост - играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы - максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность - хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия - так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик - маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога - «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? - пауза - Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. - пауза - Добро пожаловать!»

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами - так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Маме на заметку!

Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц - и малыш начнет повторять за Вами! Главное - спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы - отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру - присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками - класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу - чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» - «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:

  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома - отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком - это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов - добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь - сок. Папа пьет кофе».

Маме на заметку!

В придумывании нужно упражняться - не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов - используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.

3. «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша - чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Маме на заметку!

Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас - всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи - в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Игрушки - наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами - существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?

С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

1. Существительные

Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри - машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка - это именно вот эта - с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие - «машина», покажите ему машинку другую - скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая - тоже машина! И эта - с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

2. Глаголы

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ - вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному - КУБИКИ.

3. Прилагательные

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша - мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

4. Наречия

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет - медленно. У мишки каши много, а собачки - мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан - громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

5. Местоимения

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это - тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

6. Предлоги.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда - НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Маме на заметку!

Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.

Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов - то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове - речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Что ты хочешь? - пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Маме на заметку!

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати - вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) - вот как ловко поймал!»

Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж - вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

Давайте малышу простые поручения:

  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите - накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды - это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Маме на заметку!

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос - давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит - непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? - «пауза или ответ малыша» - Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты - озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга "Развиваем речь в игре" по методике Тепляковой.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(10 оценок, среднее: 4,70 из 5)