Белорусская кукла история. Дятловщина - информационный портал дятловского района. Особенности русской тряпичной куклы

Одни куклы следят за благополучием, другие – присматривают за детьми. Есть те, что спасают от болезней, и те, что исполняют желания и даже могут остановить время! Жительница Гродно Ольга Сидляревич издала книгу о белорусских обрядовых куклах под названием «Поверьте куколке», пишет belsat.eu .

15 лет назад наша героиня зашла в гости к подруге и увидела у плиты какую-то странную скрученную куколку, у которой было много рук.

- Что это за кукла? – спросила гостья.

Она помогает мне все успевать, – ответила подруга, которая через четыре месяца забрала гостью на мастер-класс, изменивший ее жизнь. С тех пор маленькие полотняные подруги стали помогать Ольге по дому, в любви и исполнении заветных желаний.

Куклы, которые исполняют желания

Вольга Сідлярэвіч, гарадзенская майстрыха. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

В славянской культуры текстильные обрядовые куклы существовали как обереги, а также как медитативные предметы в семейных и календарных обрядах. Женщина, которая делала куклу, фокусировалась на проблеме и создавала соответствующее настроение.

Психологи говорят, что осмысление и хорошо воплощенное в словах желание превращается в намерение, которое направляет человека на путь исполнения его мечтаний. Часто во время выполнения куклы читались специальные заговоры, которые надо было произнести с начала до конца, ни разу не сбившись. Мастерица также изготавливает специальные куклы, которые исполняют желания человека.


Лялька “Жаданніца”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Вот на пример эта куколка – «желанница». Такую куколку девочка делала и прятала в ящик так, чтобы ее никто не видел. И если у нее было желание, такое большое, глубокое, сердечное, она доставала свою желанницу, играла с ней, привязывала к одежде какую-нибудь ленточку или пришивала пуговичку или бусинку. И говорила: я тебе подарочек подарю, а ты мне за это помоги мое желание исполнить. Куколку прятала и забывала об этом. Проходило время, и желание исполнялось. И снова девочка доставала из сундучка куколку, чтобы поблагодарить» , – рассказывает Ольга, вытащив из коробки свою куколку желанницу.

Куклы по любой проблеме

Женщины, начиная с детства, делали куклы, исходя из разных потребностей, вместе с чем отдавали им часть своих забот. Некоторые женщины имели около сотни «кукол-помощниц».


Лялька “Траўніца”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Эта кукла, сделанная из травы, следит, чтобы дети спали. Потому что былинка из земли вырастает и хорошо знает, что там под землей делается. На травинку солнышко светит и дождик поливает. Значит, она знает, что там в небесах делается. Ветер с ней играет. А ветер везде летает и все наверняка знает. И эта травинка все впитывает в себя. Мы ее на Купалу срезаем, сушим и делаем из нее подушечку или куколку, и когда спим, то вдыхаем этот запах и таким образом со всем миром говорим. Поэтому были сеновалы. Поэтому детские коляски всегда устилали сеном. Его было легко сменить. И ребенок всегда дышал свежим и хорошим воздухом», – завораживает сказочным рассказом Ольга, протягивая« куклу-травницу», от которой исходит нежный аромат полевых цветов и трав.

Следующая кукла немного напоминает паука, потому что у нее на удивление десять вытянутых ручек. Как оказалось, именно такая «помощница» следит, чтобы время останавливалось. Она так и называется – «десятиручка».


Лялька “Дзесяціручка”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«У нее 10 рук, и можно не беспокоиться о времени. Можно сказать: милая, помогай! И идти спокойно приниматься за первое дело. Не беспокоиться, не летать и не тревожиться, что не успел, не добежишь, не доделаешь. Она помогает и следит, чтобы все получилось».

Ольга протягивает следующую, которую называет «Подруга», в других источниках она известна, как «Счастье».

Примечательно, что текстильные обрядовые куклы имеют одну характерную черту: у всех нет личика. Согласно традиционным представлениям самых разных народов, именно через рот, нос, глаза и уши духи вселяются в свои образы. Отсутствие лица было знаком того, что кукла не имеет души, она не может быть двойником живого человека и никто не сможет навредить человеку через такую ​​куклу.

«Бывает так, что девочка далеко от матери. И что-то случилось, и не обо всем маме можно рассказать. Ну не обо всем. А подруге не расскажешь, потому что опасно. У подруги может быть язычок длинный, тогда брали куколку и на ушко ей все-все вышептывали. Кукла никому не скажет, так как уст не имеет. И не осудит, ведь у нее и глах нет. Поэтому и личико не рисовали. Потому что наше лицо меняется каждую секунду. Мы же живые. Все у нас меняется: сегодня мне не так весело, сегодня мне грустно, и куколка со мной погрустит, завтра мне весело, и она мне улыбнется».

Как объясняет Ольга, обычно обрядовые куклы изговавливали женщины, поэтому они относятся к женской продуктивной, очистительной и защитной бытовой магии. Первоначально они наполнялись энергией семьи и рода и несли в себе только хорошее начало. Некоторые из них делались для защиты от темных сил, забот, ссор, болезней и относились зачастую в красный угол. Одной из таких кукол была «крупяничка», или «зерновушка», которая следила за богатством и хорошим урожаем.

Как рассказывает Ольга Сидляревич, в отличие от кукол вуду, цель которых уничтожение, славянская кукла – «продуктивная». Это семейная кукла, которая делалась на то, чтобы приумножалась семья, чтобы рождались дети и было благополучие в доме.

Куклы, которые помогали больным, назывались «лихорадки». Их делали 13 штук, крохотными, собирали ниточками и ставили на дымоход, который был по сути границей между тем миром и этим. Каждая из куколок получала свое название: пухлея, горечея, трясея и т.д. И если зимой начинал болеть кто-то из семьи, хозяйка брала куколку, говорила ей: «если не поправится больной, выкину тебя на мороз!». Человек поправлялся, а кукла забирала на себя болезнь.

Где люди, так и куклы

Как следует из слов изготовительницы традиционной белорусской куклы, самая старшая славянская кукла датируется XVI веком, однако это не означает, что именно тогда появились куклы. К сожалению, ткань, из которой скручивали мотанки, не может долгое время сохраняться, однако нематериальная славянская культура свидетельствует, что куклы уходят своими корнями в далекое дохристианское прошлое.


Лялька “Доля”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Их же делали из всего. Из дерева, глины, из соломы – что было под руками. Их сучков, из ниточек плели. У меня есть фотографии из музея в Мире. И в Америке, и в Африке находят такие куклы. И они таким крестиком перевязаны, обережным. Они одинаковы, что там, что у нас на славянской территории. Где были жили люди – были распространены куклы. И кукла – это не только развлечение для ребенка», – объясняет мастерица.

«Если ребенок рождается, не зря ему в руку дают куклу. Кукла – это то, что проходит с нами через всю жизнь. И это не правильно, что мальчикам сегодня дают в руки автомат или трансформер. Раньше мальчики с девочками до 5-ти лет играли в куклы. Почему? Они играли в дом. Они учились быть родителями. Через игру же все. Иногда, например, отец кричит на сына: ты чего в куклы играешься, ты что баба?! А ребенка тянет к кукле. Раньше женщина на куклу молоко из груди брызгала. И если в поле работала, ребенок с куколкой засыпал, чувствуя запах молока матери. Вот вам оберег. Почему дети любят куклы? Ведь они их «налюбливают». Они пахнут им детством, пахнут радостью, пахнут родителями. Такая вот магия. Женская магия», – добавляет наша собеседница.

Ольга Сидляревич устраиваетьмастер-классы, у нее же можно приобрести книгу «Поверьте куколке». Пишите мастерице – [email protected]

Калі вы знайшлі ў тэксце памылку або абдрукоўку, калі ласка, паведаміце нам, выбраўшы адпаведны фрагмент і націснуўшы клавішы Ctrl+Enter .

Не памылюся, калі скажу, што любімай цацкай дзяўчынак з"яўляецца лялька. Цяпер яна мае забаўляльную функцыю. А хтосьці купляе лялькі, каб стварыць калекцыю. Напрыклад, калекцыю лялек "Дамы эпохі", экзэмпляры якой можна набыць у кіёсках Белсаюздруку. Дарэчы, калекцыянаванне прыгожых фарфоравых лялек з"яўлялася часткай арыстакратычнай культуры Расіі. Такія салонныя мініяцюрныя "дамы" ў прыгожых сукенках у дзіцячыя рукі траплялі нячаста, яны адыгрывалі эстэтычную ролю, выхоўвалі добры густ. У ролі мадэляў лялек доўгі час выкарыстоўвалі французы -- заканадаўцы моды. Адпаведных часопісаў тады яшчэ не было, а знатныя дамы ўсёй Еўропы жадалі быць апранутымі па апошняй модзе. Каб вырашыць гэтае пытанне, французы прыгадалі гісторыю часоў Старажытнага Рыма. Тады для дэманстрацыі моды ў правінцыйныя рэгіёны пасылалі невялікія размаляваныя фігуркі.

Іх называлі фігурынамі. У Францыі лялькі-манекены зваліся пандорамі. Гэта былі сярэдніх памераў лялькі з прыкладнымі прапорцыямі дарослай жанчыны, апранутыя па апошняй модзе. З лялькамі дасылаўся цэлы гардэроб, куфэрачкі з парфюмернымі навінкамі, вялікая колькасць аксесуараў. Пандораў куплялі або атрымлівалі ў падарунак знатныя і каралеўскія асобы Еўропы, якія па аналагу лялечных убранняў шылі свае. Пазней, у другой палове 19-га стагоддзя пандораў замянілі манекены (галандскае слова, якое пераводзіцца як "мужчынка").

Прыгажосць лялькі стала прычынай нараджэння пераноснага значэння гэтага слова: лялькай звычайна называюць вельмі прывабную жанчыну. Гэтае значэнне прыгадвае і Уладзімір Даль, аўтар слоўніка "Жывой вялікарускай мовы". Звярнуўшыся да яго, можна прачытаць, што лялька -- гэта "щеголеватая, но глупая и бездушная женщина".

Калі ж зазірнуць у гісторыю лялькі, можна знайсці шмат цікавага. На працягу многіх стагоддзяў яна з"яўлялася часткай народнай культуры. І ў ёй ляльцы адводзілася cакральная роля. Дадзеную адметнасць захавалі казкі, у сюжэце якіх дзейнічае лялька. Часцей за ўсё яна дапамагае галоўнай гераіні (звычайна гэта сірата) перажыць гора, ахоўвае ад усяго злога. Такім чынам, лялька ў народнай традыцыі ўспрымалася як абярэг.

Гісторыя сведчыць, што ў вёсках з другой паловы 19-га стагоддзя самай распаўсюджанай цацкай сярод дзятвы была лялька, зробленая з тканіны. Іх бераглі, перадавалі з пакалення ў пакаленне. Лялька з тканіны была амаль у кожнай хаце, ёй надавалі ролю берагіні жылля, сям"і.

Адметна і тое, што яшчэ да нараджэння дзіцяці кожная маці рабіла ляльку-берагіню. Абавязкова -- без выкарыстання ножніцаў і іголкі: ляльку нельга было ні ўкалоць, ні парэзаць, паколькі ў ёй захоўвалася мацярынская пяшчота і любоў. Рабілі ляльку, скручваючы яе з каляровых кавалачкаў тканіны.

Затым клалі ў яшчэ пустую люльку, каб берагіня абагрэла яе для будучага дзіцяці. Калі дзіця было неспакойнае, часта не спала, тады маці рабіла ляльку-бяссонніцу. Кладучы яе спаць разам з дзіцём, жанчына прамаўляла пэўныя словы, якімі прасіла бяссоніцу гуляць з лялькай, а не з дзіцём.

Цікавы і такі факт. Часта ляльку-берагіню давала жанчына свайму мужу, сыну або брату, калі той быў у вандроўцы або ішоў на вайну. Лічылася, што такім чынам берагіня ахоўвае мужчыну ў дарозе, нагадвае яму аб сям"і і роднай хаце.

Калі ў сям"і здараліся частыя сваркі, то, застаўшыся адна, жанчына, адчыніўшы вокны, нібыта маленькім венікам, -- лялькай -- "вымятала" сваркі з хаты, негатыўную энергію, якая перашкаджае жыць у ладзе і згодзе.

У народнай рускай культуры, як увогуле, і ва ўсіх славян была вялікая разнастайнасць лялек. У ліку іх -- "стрыгушка". Гэта лялька з травы. Нярэдка яе выкарыстоўвалі і ў лячэбных мэтах: калі дзіцё хварэла, то ў "стрыгушку" ўпляталі лекавыя травы. Атрымлівася і прыгожа, і карысна для здароўя. Была і лялька "Кубышка-траўніца", напоўненая лекавымі травамі. "Кубышку" неабходна было пацерці ў руках, тады па пакоі разносіўся лекавы дух, які адганяў розныя хваробы.

З моманту нараджэння і да таго часу пакуль сама не "адыходзіла"(не рвалася, псавалася) дзіця суправаджала "вэпская лялька". Знойдзена яна была дзесьці каля Прыбалтыкі. Такую ляльку рабіла маці са старой сваёй вопраткі. Зноў жа -- без выкарыстання нажніцаў і іголкі: каб жыццё дзіцяці было гладкае і спакойнае, а не рэзанае.

У народнай культуры былі і лялькі, якія дапамагалі гаспадыні спраўляцца з усімі хатнімі справамі. Гэта лялькі-дзесяціручкі. Іх часта дарылі дзяўчыне ў час яе вяселля, каб яна, ужо маладая гаспадыня, з усім спраўлялася, каб у яе ўсё ладзілася.

Для таго, каб у доме быў дастатак, жанчына рабіла ляльку "зернавушку" або "крупенічку". Рабілі іх пасля збору ўраджаю. У аснове "зернавушкі" быў мяшочак з зернем. Таксама такую ляльку жанчына рабіла, каб у яе былі дзеці.

У вясельным абрадзе выкарыстоўваліся лялькі-"неразлучнікі". Іх дарылі маладой пары. У гэтай ляльцы мужчынская і жаночая фігуры сімвалічна аб"яднаны адной рукой, плячом: каб муж і жонка заўсёды ішлі па жыцці разам, падтрымліваючы адзін аднаго, каб у іх сям"і панавалі згода і лад.
Дарэчы, перад замужжам маці дарыла дачцы ляльку-берагіню. Нявесце таксама было прынята дарыць лялек, каб у новай сям"і было шмат дзяцей. І цяперашні атрыбут любога вяселля -- прыгожая лялька на капоце вясельнага аўтамабіля -- адгалосак менавіта таго старадаўняга абраду.
Адметна і тое, што на працягу доўгага часу лялькі былі без твару. Лічылася, што твар ляльцы не патрэбны, што ў доме не павінна быць лішніх вачэй. Паколькі вочы, а таксама нос, рот, няхай нават і намаляваныя, з"яўляюцца варотамі, праз якія праходзіць сувязь з касмічнымі сіламі. А сярод іх -- шмат тых, якія могуць нашкодзіць дзіцяці, сям"і ўвогуле.

Толькі ў канцы 19 стагоддзя ў тканевай лялькі пачынае з"яўляцца твар. Звычайна яго малявалі вуглём з печкі. Таксама твар лялькі вышывалі, выкарыстоўваючы пры гэтым сімволіку народнай вышыўкі. Жаночыя твары абазначаліся крыжападобнымі і ромбападобнымі ўзорамі. Рот, як правіла, вышывалі чырвонымі ніткамі шчыльнымі сцяжкамі або крыжыкам. Роцікі ў лялек былі маленькія: так падкрэслівалася, што лялька павінна маўчаць, яна не мае права адкрываць рот.

Цяперашнія дзеці гуляюць з зусім іншымі лялькамі -- прыгожымі, вырабленымі з пластмасы, фарфору. Эталонам лялечнай прыгажосці ўжо даўно з"яўляецца Барбі. Дарэчы, яе прыгажосць падштурхнула адну з дзяўчат, ураджэнку Украіны, зрабіць пластычную аперацыю, у выніку чаго яна стала гэтакай жывой лялькай Барбі. Як кажуць, у кожнага свае глупствы. Але гэта асобная тэма. А вось што датычыцца лялек, узровень цікавасці да іх свету, застаецца высокім і цяпер. Ёсць шэраг мастакоў, якія займаюцца вырабам аўтарскіх лялек. А ў нашай краіне ёсць нават Дзень беларускай лялькі, якія адзначаецца ў лістападзе.

Падрыхтавала да друку А. ДУБРОЎСКАЯ

30.05.2012 - 09:34

Когда и в помине еще не было игрушечных магазинов и лавок, в каждом доме и в каждой семье у детей были куклы. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, достаточно медленно превращаясь в исключительно развлекающий ребенка предмет.

Доменика, певица:
Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает куклу своей дочке.
Тряпичные куклы были в каждой семье. А вот как они выглядели и какую роль играли, нам расскажет мастер народных кукол Валентина Ивановна Шкробот.


Есть несколько способов изготовления традиционной народной куклы. Куколка на скрутке: прямоугольник ткани скручивался рулончиком. Перевязывалась, одевалась. Называется эта куколка «матушкино благословение».

Каждая тряпичная кукла была не похожа на свою коллегу. Но традиционно все они делились на группы по способу изготовления и предназначению.

Куклы-колокольчики (их еще называли «узелковыми») в основе имели наполненный пухом или соломой шарик. Куклы-неразлучники всегда связаны парами. А куклы-рванки сопровождали ребенка с рождения до тех пор, пока не рвались. Их делали из старых вещей матери, не используя иголок и ножниц – чтобы жизнь у малыша была «не резаная и не колотая».

Существовали даже специальные куклы, которым ребенок мог пожаловаться на свою беду, сообщили в программе на СТВ.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Были куклы малюсенькие игровые. В частности, зайчик на пальчик. Одевалась она на пальчик, сжималась в кулачок так, чтобы торчали ушки. И в ушки нашептывалась проблема, которую невозможно было разрешить.

Кукла с названием «кубышка-травница» была игрушкой «целебной». Наполненную лекарственными травами, эту куклу помещали в детскую кроватку или просто давали ребенку в руки.

Помимо развлекательной функции в традиционных народных игрушках закладывалась и воспитательная. Девочку учили домашней стряпне, отмеривая пропорции продуктов по кукле. И, конечно, с помощью игрушек готовили к будущей роли матери.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Не зря делались куклы-пеленашки. На малюсенькой кукле-пеленашке, величиной с палец, девочки учились, готовились стать будущими мамами. Они учились закручивать ребеночка, были какие-то ролевые игры.
Были куколки-ведучки – мама ведет ребенка. У них одна нераздельная рука. На этой руке расположен ребеночек. Мама ведет его в жизнь. Рука – символ непрерывного передаваемого знания. Ребеночек ощущает за своей спиной маму, это как надежный тыл, и мама ведет его в мир, готовит к жизни.

У тряпичных кукол не было лица. Считалось, что таким образом кукла становится неодушевленной и в нее не могут вселиться злые духи. А значит, она будет безопасна для ребенка.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Если девочки игрались с тряпичными куклами, то мальчики, скорее всего, играли с деревянными. Они были им ближе по своей сути.

Изготовлением деревянных игрушек занимались, естественно, мужчины и мальчишки постарше. В качестве персонажей использовались звери и домашние животные, фигурки крестьян и герои народных сказок, сообщили в программе на СТВ. Нередко из дерева мастерились довольно сложные конструкции, в которых, например, косцы лихо орудуют своими инструментами, а медведи стучат молоточками или дружно распиливают бревно.

А деревянные трещотки когда-то заменяли, наверное, погремушки.

Еще одним любимым материалом для игрушек была глина. Кроме свистулек из глины делались самые разные фигурки людей и животных.

А вот, кстати, и прообраз современного домика Барби – крестьянский дом из глины со всеми его обитателями, утварью, пирогами и самоваром.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Во все эти куклы были заложены даже основы миропонимания. Все, что окружало, все, что видели, было перенесено в куклы.

Игрушки делались даже из золы, из початков кукурузы, еловых шишек и соломы. И все они доставляли детям даже большую, чем современные яркие и сложные куклы, машинки и роботы, радость.

Доменика, певица:
Из любого подручного материала, будь то текстиль, войлок, солома или глина, можно сделать игрушку своими руками. И вместе с ней вы передадите ребенку свою любовь и ласку, радость и смех. В этом сила влияния игрушки на ребенка. Через нее кто-то очень близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво и мудро.

Хотите погрузиться в мир детства? Показываем уникальные куклы из Советского Союза



Погрузиться в мир детства предлагает уникальная выставка «Кукольные истории».

Александр Головин, заведующий сектором отдела галерейно-выставочной деятельности Национальной библиотеки Беларуси:
Изначально кукла не была игрушкой, это было больше обрядовое или ритуальное приспособление. Куклы-мотанки, глиняные и деревянные куклы всегда были символом славянской игрушки.


Столетиями куклы создавались вручную, но фабричное производство сделало их доступными для многих.



Александр Головин:
П ервый полимерный материал, кото рый позволил массово выпускать и производить игрушки, целлулоид. Н апример, эт а неваляшка, но материал достаточно пожароопасен и из него эти куклы недолго производили.

Позже кукол стали делать из резины и пластика, например этот – самый крохотный пупс массового производства размером с ладошку.

Вероника Макаревич, корреспондент:
Вот это кукла Наташа – самая высокая в Советском Союзе. Ее рост – 76 см. Еще 40 лет назад она была большой редкостью, поэтому поиграть с ней мечтала любая советская школьница.


Были и исключения. Познакомьтесь с Изабеллой, родом из 60-ых.

Александр Головин:
Куклы-невесты в 80-90-ые годы были очень популярны м подарком на свадьбу. И х очень часто можно было увидеть на капоте либо на крыше автомобиля. Э та традиция, которая кажется нам немного странной, появилась еще в славянские времена, когда делали куклу-оберег в виде невесты и цепляли к свадебной повозке.

А в этой части экспозиции объемные диорамы представляют сцены из сюжетов известных сказок. Техника изготовления кукол – разнообразная. «Курочка ряба» – пример текстильной куклы, «Колобок» – чердачной.

Александр Головин:
Е е искусственно состаривают: варят в кофе, добавляют разные специи, спустя много лет, эти игрушки хранят аромат. П о легенде, на чердаке над кофейной фабрикой такая игрушка и была обнаружена.


На выставке есть работы Владимира Коношевича – создателя удивительных иллюстраций к произведениям Чуковского и Леонида Владимирского, придумавшего любимый всеми образ Буратино в полосатом колпачке.

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Волшебная лавка - о белорусских куклах и орнаменте

Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы - от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.



Куклы-обереги


Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси - соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.



Сувенир из глины


Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка - магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее - обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку - куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) - соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест - как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье - такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой - 4-5 см.


Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения - к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Вот значения некоторых из узоров:

1 - символ женской доли
2 - Мать и святое древо
3 - символ крепкой семьи
4 - символ солнца
5 - символ богатого человека
6 - символ Берегини
7 - Купалле. Хоровод
8 - Купалле. Огонь
9 - Купалле. Купалинка в танце
10 - Купальская трава с 3-мя цветами
11 - символ детей (защиты от несчастий)
12 - символ Матери
13 - оберег
14 - символ песни любви
15 - знак девушки-березы
16 - символ бога Ярылы
17 - свадьба
18 - символ предков
19 - символ начала любви и символ любви в расцвете
20 - символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 - Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. - Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 - Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 - символ пробуждения природы весной
25 - символ солнца


Обереги из глины и соломы - магниты


Сувенир из глины