Выработанный трудовой стаж. Сколько нужно стажа для пенсии. Расчеты для России

По достижению определенного возраста граждане РФ имеют право получать от государства выплаты в виде пенсии. В последние годы пенсионная система в нашей стране неоднократно подвергалась реформированию. Теперь размер пособия определяется многими факторами, но наличие трудового стажа для выхода на пенсию остается одним из самых важных условий.

Прежние требования к стажу

До 2002 года размер пенсии в России определял единственный показатель: количество лет, отраженных в трудовой книжке. В трудовой стаж включались периоды прохождения воинской службы, получения образования и нахождения в декретном отпуске. Требованием для начисления трудовой пенсии было соответствие пенсионному возрасту и наличие подтвержденного стажа 20 или 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Каждый дополнительный отработанный год означал прибавку к пенсии в размере 1% от оклада.

После вступления в силу Федерального закона от 28.12 2013 года N-400-ФЗ “О страховых пенсиях” введено новое понятие “страховой стаж”. Начиная с 2002 года в расчет берутся только те периоды, в которые производились страховые взносы в пенсионный фонд. Перечисляет их работодатель, а размер отчислений зависит от того, сколько составляет заработная плата работника. Поэтому принципиально важными становятся и факт трудоустройства в соответствии с ТК, и наличие “белой” зарплаты.

В течение 13 лет минимальный стаж для начисления пенсии был равен всего 5 годам непрерывной работы со страховыми отчислениями. При условии высокой зп, даже за столь небольшой срок граждане могли претендовать на пенсию размером выше средней, что не совсем справедливо в отношении людей, отработавших десятки лет с меньшим окладом. К тому же мягкие требования к продолжительности страховых взносов недостаточно эффективны в мотивации граждан искать официальную работу и не соглашаться на зарплату “в конверте”.

Реформа 2015 года

С учетом наблюдаемых последствий предыдущей реформы и развившегося экономического кризиса в 2015 году в пенсионную систему вновь были внесены существенные изменения:

  • Правительство приняло решение постепенно к 2025 году поднять минимальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости с 5 до 15 лет. Так в 2020 году необходимый минимум – 10 лет.
  • Система накопления пенсии переводится в баллы, на количество которых влияет и стаж, и размер дохода. С одной стороны, это минимизирует риски влияния инфляции. В течении трудовой деятельности фактически не копятся сами деньги, а формируется коэффициент, на основании которого будет в итоге рассчитываться размер пенсионного пособия. С другой стороны, получается, что за каждым гражданином больше не закреплена какая-то конкретная сумма, и всё зависит от реального положения дел в экономике страны на момент выхода на пенсию.
  • Повышается минимальный стаж для выхода на пенсию «за выслугу» в некоторых отраслях.
  • Внесены изменения в части видов и сроков иной деятельности, учитываемой при подсчете страхового стажа.
  • Отменено понятие , учитывается общий стаж работника.

С 2015 года обязательным становится не только количество лет, посвященных трудовой деятельности, но и то, сколько перечислено страховых взносов в пенсионный фонд. То есть возможна ситуация, когда стажа хватает, а норма баллов не набрана. На 2020 год достаточно 13 баллов, а к 2025 году нужно будет иметь не меньше 30 баллов. Это значит, что в скором будущем работа за низкую “белую” зарплату не будет гарантировать право на страховую выплату даже при наличии минимального стажа для получения пенсии.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Если работодателем или самим гражданином осуществляются перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, трудовой стаж в большинстве случаев рассчитывается так: 1 день трудоустройства равен 1 дню стажа. Но бывают периоды, в которые работник не исполняет свои трудовые обязанности. Страховые взносы не перечисляются, однако в стаж это время в соответствии со ст.12 Федерального закона N400-ФЗ засчитывается:

  • Период прохождения службы в армии.
  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (учитывается не более 6 лет в сумме).
  • Период временной неработоспособности в результате травмы или болезни.
  • Время нахождения под заключением в случае несправедливого привлечения к уголовной ответственности.
  • Период поиска работы при условии и соблюдении правил взаимодействия с ней.
  • Период ухода за инвалидом или гражданином старше 80 лет.

Важным условием учета времени, потраченного в результате данных обстоятельств, является наличие официальной работы до и после этих периодов.

С введением балльной системы социально значимая деятельность не просто включается в стаж, но и подразумевает начисление баллов за каждый год в размере:

  • Армия -1,8 балла
  • Декрет – от 1,8 балла в зависимости от количества детей
  • Уход за инвалидом – 1,8 балла

Годы получения образования, за исключением повышения квалификации и трудовой оплачиваемой практики, по новому законодательству больше не принимаются в общий стаж. Предполагается, что в дальнейшем полученный уровень квалификации обеспечит более высокую заработную плату, что позволит получать большее количество баллов.

Льготное исчисление стажа

В некоторых случаях возможно . Речь идет о выплате “за выслугу”. Начисляется такая выплата, если гражданин трудился в особенных вредных, сложных условиях или занимался определенным общественно полезным видом деятельности:

  • Жителям Крайнего севера и территорий, приравненных к ним на 7-10 лет снижен возраст возможного выхода на пенсию. Есть требования к общему стажу, количеству лет, прожитых в данных регионах и стажу в определенной отрасли.
  • Медицинскому персоналу и учителям пенсия положена после отработанных 25-30 лет в профессии.
  • Летчикам и военнослужащим достаточно 20-25 лет службы для оформления пенсии.
  • В ряде производств, предполагающих вредное воздействие на здоровье человека установлен минимальный возраст выхода на пенсию ниже общепринятого на 5 лет.
  • Госслужащие раньше получали право на пенсию “за выслугу” после 15 лет стажа. Согласно закону N143-ФЗ, принятому мае 2016 года, требуемый срок государственной службы поэтапно к 2026 году поднимется до 20 лет.

Пенсия для безработных

Чтобы претендовать на страховую пенсию, важно соответствовать установленным законом требованиям: иметь необходимое количество баллов и минимальный стаж для назначения пенсии по старости. Но если какой-то из двух пунктов не выполнен, это не значит, что гражданин преклонного возраста не имеет права на пособие.

В случае недостаточного стажа или его отсутствия, государство выплачивает социальную пенсию по старости. Она устанавливается на основании Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Так как сумма в итоге получается незначительная, за счет средств регионального бюджета размер социальной пенсии доводят до принятого в данном регионе прожиточного минимума. Начать получать социальную пенсию можно только неработающим гражданам по достижению 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, что на 5 лет позже общего требования к пенсионному возрасту.

В последние годы увеличен минимальный пенсионный стаж, посредством балльной системы выставлены обязательные требования к объему страховых взносов, наблюдается тенденция сокращения возможности досрочного выхода на пенсию “за выслугу”. Правительство не скрывает, что реформы направлены на сокращение расходов государства на пенсионные выплаты. Такая мера объясняется возникшим дисбалансом между количеством трудоспособного населения и количеством людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Выплата пособий, в том числе пенсионных, ежегодно является одной из самых крупных статей расходов в федеральном бюджете. Государство рассчитывает, что принятые меры способны повлиять на пополнение пенсионного фонда за счет страховых отчислений, и тем самым частично решить вопрос с дефицитом средств на выплату трудовой пенсии нынешним и будущим пенсионерам.

Главным критерием, определяющим трудовой стаж для начисления пенсионных выплат, является наличие рабочего стажа у гражданина.

Немаловажно также, какие записи были сделаны в трудовой книжке.

Важные нюансы для начисления и

Главное, чтобы гражданин был трудоустроен и эти сведения были отражены в его трудовой книге, в противном случае специалисты ПФР откажут в выплатах. В Пенсионном фонде изучают все записи о работах. Если имеются сомнения, то в страховой период они не включаются, что доставляет неприятности.

На законодательном уровне перечислен ряд условий, согласно которых гражданин может претендовать на пенсию:

  1. Страхование в системе. Это доказывается представлением пенсионного свидетельства.
  2. При отработке минимального периода времени. На 2017 он составляет 8 лет.
  3. Если имеются баллы на персональном счету. К 2017 году их количество должно быть как минимум 11,4.Они получаются из расчета перечислений за работника его работодателем или добавлением их количества за нестраховые случаи.

На законодательном уровне полностью определены критерии начисления пенсий.

Сроки для назначения пенсий

Ранее достаточно было отработать пять лет, чтобы начислили пенсию, но теперь этот временной показатель увеличился, а в 24 году он достигнет 15 лет. Для получения страхового содержания, необходимо отработать как минимум 8 лет.

Но просто проработать в организации недостаточно, а необходимо, чтобы были обеспечены следующие условие: каждый гражданин, застрахованный в системе, получает содержание, которое зависит от его вклада.

Называется сумма всех период рабочей деятельности:

  • официального трудоустройства;
  • когда осуществлялись перечисления взносов от работодателя в ПФР.

Последнее из перечисленных обстоятельств является одним из обязательных условий при начислении баллов. В случае если предприятие не платит в ПФР, то граждане теряют право получать пенсию за отработанные в нем периоды.

Если требуется начислить пенсию по инвалидности, то обязательным условием будет проработать, хотя бы один день, но чтобы работодатель обязательно внес взносы.

Какой стаж необходим для начисления пенсии

Чтобы назначить пенсионные выплаты, то достаточно иметь страховой стаж по минимуму. На 2018 год он составляет 9 лет, и так постепенно будет увеличиваться на год. То есть, как указывалось ранее, к 2025 году он будет равен 15 годам. Имеется одни нюанс, который необходимо знать всем гражданам, что если стажа недостает либо его нет вообще, то, то производится назначение социальных пенсионных выплат, однако выплачивается сумма будет примерно через 5 лет после достижения возраста.

Подтверждение стажа

В РФ действует так называемый персонифицированный учет стажа. В связи с этим обстоятельством период трудовой деятельности и при наличии СНИЛСа будет подтверждаться автоматом.

Этот подтверждение будет нужно в случаях:

  1. Если в Пенсионном фонде отсутствуют сведения. Тогда нужно будет вновь запросить документы от работодателя.
  2. Если документы утеряны либо были по вине гражданина уничтожены. Для решения этого вопросы необходимо взять показания с двух или большего количества свидетелей.

О льготных нестраховых периодах

Вклад каждого гражданина в общественную сферу учитывается при формировании развития РФ. Это также учтено при накоплении страховых баллов для формирования перечня нестраховых периодов.

Сюда относится следующее:

  1. Служба в рядах вооруженных сил.
  2. Уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет, причем неважно родным или усыновленным.
  3. Регистрация в Центре занятости населения по безработице.
  4. Нахождение на .
  5. Период ухода за недееспособными гражданами, например, за ребенком с ограниченными возможностями; гражданином после достижения им 80 лет; инвалидом, имеющим I группу.

Некоторые периоды исчисляются в баллах, это необходимо в качестве установления компенсации при невозможности трудится.

К ним относятся:

  1. Пребывание в заключении, если решение было незаконно.
  2. Если женщина не могла работать в связи с переездом в другую местность, так как ее муж военнослужащий.

Сроки устанавливаются при условии, что гражданин трудоустроен официально, до наступления и по окончании.

Чем отличается страховой и трудовой стаж

Отличие трудового стажа от страхового заключается в следующем:

На основании внесений в законодательство определены данные периоды стажей.

Методика исчислений

Расчет трудового стажа подразделяется на 2 этапа. Это обстоятельство зависит от реформирования пенсионных выплат.

Оценивается это действие по следующим критериям:

  1. На основании Правил, действовавших до начала 2015 стаж определяется за период работы.
  2. После 2015 года подсчитывается время трудовой деятельности.

При исчислении необходимо принять во внимание следующие показатели:

  1. Все сроки, включенные в трудовую книжку, подсчитываются полностью.
  2. Полный год рассчитывается исходя из пропорций: для работающих сезонных работах; при навигации на водном виде транспорта.
  3. При расчете принимается и трудовая деятельность за рубежом.
  4. При работе в Северных районах, на фермерских хозяйствах, в Сибири и на Дальнем Востоке, отработанное время тоже включается в , если выплачивались взносы в ПФР.
  5. Если нестраховые и страховые выплаты выплачивались одновременно, то гражданином самостоятельно принимается решение по выбору.

При расчете не принимаются следующие данные:

  • пенсия за выслугу лет;
  • если содержание назначено в ином государстве, то согласно закону, принятому в нем.

Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством, то стаж начисляется на основании взносов, уплаченных в ПФР.

Понятие о непрерывном стаже

При смене трудовой деятельности и работе в одной организации, а затем в другой, стаж работы сохраняется, но при соблюдении следующих условий:

  1. Перерыв составляет не более месяца.
  2. Если увольнение было по собственному желанию и последующее трудоустройство было в срок до трех недель.
  3. При увольнении гражданина по собственному желанию, при отработке не менее одного года на занимаемой должности.

Если страховые пособия начисляются по старости, то непрерывный стаж не влияет на это обстоятельство.

Самостоятельный подсчет страховых периодов

Нюансы для начисления пенсий

Сведения из трудовой книжки - это важный документ для исчисления пенсии. Она заводится единственный раз, и ней отражается информация обо всех видах деятельности. В госдуме рассматривается законопроект, о том, что всем лицам, проработавшим до 2002 года, будут назначаться пенсионные выплаты по достижению соответствующего возраста, но при этом трудовой книжки не будет. Страховые выплаты будут учитываться в системе ОПС.

Но в данное время необходимо, согласно записям в трудовой книжке подсчитать стаж, также прибавить следующее:

  • службу в рядах вооруженных сил;
  • сведения об увольнениях.

Нужно обязательно принять во внимание количество лет, месяцев и дней, и помимо прочего включаются следующее:

  • трудовая деятельность в силовых структурах;
  • отпуск по уходу за малышом, в сумме он должен превышать 6 лет;
  • время, затраченное на выполнение общественных обязанностей;
  • государственная служба;
  • нахождение на учете по безработице;
  • другие данные.

На уровне законодательства определены случаи, когда гражданам полагается досрочное назначение пенсий, к ним отнесены:

  • работающие на Севере и иных аналогичных районах;
  • граждане, трудовая деятельность которых связана с вредными условиями труда;
  • военнослужащие, педагоги, медицинские работники, государственные служащие.

Если гражданин предпенсионного возраста состоит на учете в службе занятости, то им могут назначить выплаты ранее на 1,5 года до наступления соответствующего возраста.

Работа на Севере обеспечивает снижение пенсионного возраста на 5 лет, но при выполнении следующих условий:

  1. Общий трудовой стаж для женщин должен составляет как минимум 20 лет, а для мужчин этот временной показатель увеличивается до 25 лет; 15 лет при работе в Северных районах.
  2. 20 лет, если трудовая деятельность осуществлялась в районах, приравненных к Северу.
  3. Для женщин, являющихся матерями 2 детей в серверных районах данный критерий равен 12 годам, а в приравненных условиях к 17.
  4. Занимающие промыслом и охотники, работающие на Севере, но занимающиеся данным видом деятельности 20 лет имеют право пенсионных выплат - женщины в 45 лет, а мужчины в 50 лет.

Каким образом обращаться за назначением пособия подробно изложено в законе 400 ФЗ.

Если не отработан минимальный стаж

В случае если у гражданина нет отработанного стажа, и он не имел возможности доработать его, то при таких обстоятельствах назначается социальная пенсия. Она отличается размером начислений.

Обязательно должны при этом соблюдаться следующие условия:

  • наступление 60-летнего возраста для женщин;
  • 65-летний возраст для мужчин.

Выплату социального государство гарантирует, так назначение производится буквально всем престарелым, включая инвалидов, не выработавших полный стаж работы. Обычно он составляет прожиточный минимум либо государство производит компенсацию до этого уровня путем начисления федеральных доплат.

В нормативных документах рассмотрены льготы для граждан, работающих на Крайнем Севере, то есть для них предусмотрено начисление пособия на 10 лет ранее при наступлении:

  • 55 лет представителям сильного пола;
  • 50 лет для женщин.

По окончании 2017 года, согласно заявлению Минтруда установлено, что пенсионный возраст и трудовой стаж повышаться в ближайшее время не будут.

Назначение пенсионных выплат

Основные проблемы, как правило, возникают при изучении записей, осуществленных в трудовой книжке. Чтобы их не допустить, то рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Подойти на прием к специалисту в ПФР и показать ему записи в книжке заблаговременно.
  2. Работник ПФР должен показать такие записи, которые не подойдут либо окажутся под сомнением.
  3. Необходимо подготовить справки из архива, если необходимо подтверждение.
  4. Лучше всего справки заказать ранее, чтобы после время не было упущено.
  5. Не исключено, что сроки работы могут быть восстановлены лишь в судебном порядке, при этом надо учесть, что время тоже в этом случае потребуется.

Какие виды пенсионных выплат предусмотрены

Назначение пенсионных выплат регулируется государством.

Пенсии бывают следующих видов:

  1. На выслугу лет для государственных служащих, космонавтов, пилотов и военнообязанным.
  2. По достижению пенсионного возраста гражданам, пострадавшим при ликвидации аварийной ситуации в Чернобыле.
  3. При установлении инвалидности по результатам пребывания в Чернобыле.
  4. Если кормилец покинул этот мир.
  5. Для инвалидов всех групп, в том числе детям-инвалидам назначается выплата социальной пенсии.
  6. Гражданам, имеющим неполный трудовой стаж, назначаются социальные пенсионные выплаты.

Длительность трудовой деятельности никаким образом не сказывается на назначение пенсий, общие требования предъявляются только к общему стажу работы, отличие в зависимости от категорий, к которым относятся граждане. Размер пенсионных начислений с каждым годом увеличивается процедурой индексирования.

О проблеме повышения пенсионного возраста в следующем видео:

Апр 6, 2018 Пособие Хелп

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Примечания :

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

Если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.

стажа

Принципы

Периоды, подлежащие

зачету в стаж

Исчисление

стажа

Основное правило:

Включение в стаж тех или иных периодов, имевших место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться как по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по нормам, действовавшим в момент приобретения этого стажа, а также принятым, начиная с момента приобретения стажа и до момента назначения пенсии

Основное правило:

Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа застрахованного лица на указанную дату)

страховой стаж (1)

и

страховой стаж (2)

Лица, которые до момента введения нового правового регулирования приобрели в соответствии с ранее действовавшим законодательством право (стажевые условия) на назначение пенсии, могут реализовать это право, независимо от даты обращения за ней (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 320-О).

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производиться по ранее действовавшим нормам (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О).

КЗоТ

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10 - 12)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

специальный

страховой стаж (3)

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. № 81/8 (разъяснения о порядке применения Списков)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет)

Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 3/235 (разъяснение о порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2)

Указание Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У (О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Указание Минсоцзащиты РФ от 26 марта 1993 года № 1-28-У (ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, с послед. изменениями и дополнениями)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Стаж для определения размера пенсии

В Таблице 11 приведены различные варианты расчета стажевого коэффициента при конвертации приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав. Т.е. речь идёт о стаже, который влияет непосредственно на размер пенсии.

Таблица 11. Основные правила, принципы и нормативная база для различных вариантов подсчета стажа, который используется для определения стажевого коэффициента при исчислении размера пенсии (ее страховой части).

стажа

Принципы

Нормативные правовые акты, официальные разъяснения и

решения высших судебных инстанций

Для установления периодов, подлежащих зачету в стаж, и исчисления стажа

Для исчисления расчетного размера пенсии (РП в формуле конвертации)

Основное правило:

Для Варианта 1 и Варианта 1 спец.

Подсчет стажа производится по нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». К применяются ограничения максимального размера пенсии , установленные Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 2

Применяются правила Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 3 и Варианта 2 спец.

Стаж подсчитывается по действующим в настоящий момент нормам (т.е. в соответствии со ст.ст. 10-12, п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и принятыми в его развитие нормативными актами). определяется

общий трудовой стаж (4)

(используется для расчета пенсии, назначаемой по общим основаниям)

общий трудовой стаж (5)

(используется у

«досрочников» для расчета пенсии с

применением общего трудового стажа)

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производится по ранее

действовавшим нормам

(Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П)

В стаж включаются и те периоды работы, когда работодатель не исполнил обязанности по своевременной уплате в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (несмотря на то, что действующее законодательство в качестве одного из условий включения в страховой и специальный страховой стаж периодов работы после 1 января 2002 года, предусматривает уплату работодателем в эти периоды за застрахованное лицо взносов в Пенсионный фонд РФ)

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и определение от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. № 471-О).

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О)

Вариант 1

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7), в том числе применяется и ст. 18, устанавливающая максимальный размер пенсии

Вариант 2

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Вариант 3

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10-12, п. 3 ст. 30)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1-3 ст. 30)

специальный страховой стаж (6)

(используется для расчета размера пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ)

Вариант 1 спец.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Применяются также действовавшие на 31.12.2001 г. подзаконные нормативные акты, касающиеся особенностей подсчета стажа на определенных видах работ – из перечня, приведенного в Таблице 10 в графе «специальный страховой стаж»

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Абз. 2 ст. 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», при этом применяется ограничение максимального размера пенсии, установленное ст. 18

Вариант 2 спец.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28.1)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Для определения стажевого коэффицента используется (указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – что такое «полный специальный стаж» -

«Страховые» и «нестраховые» периоды в стаже

Любой стаж, из условно разделенных нами на категории (№№ 1-6 в Таблицах 9 - 11), состоит из страховых и «нестраховых» периодов.

К страховым периодам, включаемым в стаж, относятся периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для наемных работников правильней будет сказать (учитывая Постановление Конституционного Суда от 10 июля 2007 года № 9-П) – периоды работы и иной деятельности, в которые за них должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 1 января 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

ü Когда и как уплачиваются взносы в ПФР - см. в подразделе «Суммы, включаемые в состав заработка» раздела «Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав».

«Нестраховые» – это те периоды, когда гражданин не работал (временная нетрудоспособность, служба в армии, уход за ребенком и др.), но которые также включаются в его стаж. Перечень нестраховых периодов, засчитываемых в стаж, в законодательстве четко обозначен и является исчерпывающим.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, подлежащих зачету в стаж, при его исчислении учитывается только один из таких периодов.

Нюансы и новеллы законодательства в отношении подсчета и исчисления стажа с учетом включения в него «нестраховых» периодов

Общие правила учета «нестраховых» периодов
  • При подсчете включаемых в страховой стаж (он необходим для определения права на трудовую пенсию ) «нестраховых» периодов используются и нормы Закона о трудовых пенсиях (ст. 11) и нормы ранее действовавшего законодательства. Так, если тот или иной вид «нестрахового» периода, имевший место до 1 января 2002 года, не поименован в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством. Здесь вопросов, как правило, не возникает.

А вот в отношении подсчета общего трудового стажа (используется для определения размера пенсии, подсчета стажевого коэффициента в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав ) необходимо учитывать следующее.

В том случае, если общий трудовой стаж подсчитывается по из Таблицы 11 (т.е. с применением ныне действующих правил – пункта 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), то указанные в статье 11 Закона о трудовых пенсиях периоды засчитываются в него при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды (т.е. периоды работы и (или) иной деятельности). Однако, если этот же период указан в п. 4 ст. 30 данного Закона выполнение этого условия необязательно.

Безусловному включению в общий трудовой стаж подлежат:

Служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах госбезопасности РФ, а также в органах госбезопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

а при выполнении условия, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды:

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

  • Помимо того, что содержащиеся в Законе о трудовых пенсиях «нестраховые» периоды включаются в стаж, за некоторые из них предусмотрено перечисление средств из федерального бюджета. С 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 года № 146-ФЗ перечень «нестраховых» периодов, которые засчитываются в стаж (страховой и общий трудовой) и за которые при этом Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета перечисляются средства, расширился .

К таким периодам относятся:

- период прохождения военной службы по призыву;

Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

«Нестраховые» периоды, включаемые в стаж застрахованного лица, влияют на его пенсионные права (право на назначение трудовой пенсии и размер страховой части трудовой пенсии). Эти периоды с учетом максимального предела их продолжительности включаются как в стаж до 1 января 2002 года (и для определения размера ПК1), так и в стаж после 1 января 2002 года (в этом случае средства, перечисляемые в счет возмещения этих периодов Пенсионному фонду из федерального бюджета, ).

Перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с расширением списка «нестраховых» периодов производился с 1 января 2009 года, если гражданин подал соответствующее заявление до 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган ПФР по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление (и при необходимости подтверждающие характер «нестрахового» периода документы) пенсионера о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в стаж названных выше «нестраховых» периодов.


Минимальный размер пенсии, установленный на 31декабря 2001 г., составлял 185 руб. 32 коп. В этом варианте оценки пенсионных прав к размеру пенсии устанавливается компенсационная выплата. На 31 декабря 2001 г. совокупная выплата, включающая пенсию и компенсационную выплату, не могла быть менее 660 руб. в месяц.

То же следует из п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ («Действие гражданского законодательства во времени»).

Президент России Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронуло мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р.

Раньше пенсия назначалась, если человек, достигший пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 - мужчины), отработал минимум пять лет. В 2020 году требуется уже минимальный стаж в одиннадцать лет и 18,6 баллов . Ежегодное увеличение этих показателей установлено Федеральным законом №400-ФЗ «О страховых пенсиях». И так с каждым годом необходимый минимальный стаж будет поэтапно увеличиваться на один год в течение десяти лет. К 2025 году вырастет до 15-ти: то есть человек получит право на пенсию при условии, что отработал минимум 15 лет.

Если пенсионер достиг пенсионного возраста, но не «заработал» минимального количества баллов или стажа, выход на пенсию будет отложен до тех пор, пока необходимый минимум не будет «заработан». Если спустя 5 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста гражданин не сможет заработать необходимое количество баллов и (или) стажа, то вместо страховой будет назначена социальная пенсия по старости. Как и к любой пенсии, к социальной пенсии по старости может быть установлена федеральная социальная доплата, однако следует помнить, что она выплачивается неработающим пенсионерам у кого совокупный доход менее прожиточного минимума пенсионера. Общая сумма обеспечения в данном случае составит в 2020 году – 9236 рублей.

То же самое касается и работающих военных пенсионеров. Им по закону при определенных условиях назначается страховая часть гражданской пенсии, когда они достигают общеустановленного пенсионного возраста (60 лет - женщины, 65 - мужчины) и имеют необходимый минимальный стаж работы на «гражданке».

Если возраст достигнут, а минимальный стаж на определенный год не выработан, то все равно пожилому человеку не придется работать до бесконечности. Законом установлено, что требуемый стаж для определенного человека фиксируется в размере того года, в каком он достиг пенсионного возраста.

Пример , в 2020 году на пенсию будут выходить женщины 1964 года рождения в возрасте 55,5 лет, мужчины 1959 года рождения, достигшие возраста 60,5 лет. Кроме достижения пенсионного возраста потребуется не менее 11 лет стажа и не менее 18,6 индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Трудовой стаж может быть:

  1. Общим.
  2. Специальным – характеризует только определенные отрасли, должности и профессии. Например, особые условия труда, инвалидности разной степени тяжести. Также от продолжительности специального стажа зависит денежное вознаграждение за выслугу лет.
  3. Непрерывным – характеризует определенный период времени за все время работы. При этом в ряде случаев может повлиять на получение дополнительных льгот и надбавок.
  4. Страховым.

Общий стаж

Общий трудовой стаж – представляет собой сумму по продолжительности трудовой и общественно полезной деятельности, а также пе­риоды деятельности, которые оговорены законодательством. На основе общего стажа определяют размер:

  • пенсии по старости;
  • в ряде случаев может понадобиться для определения размера пенсии за выслугу лет.

Существует два ключевых момента для включения в стаж:

  • Профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ.
  • Необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.

Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:

  • что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
  • осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.

В общий стаж входит:

  1. Период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение – не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно , ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету.
  2. Период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный).
  3. Служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней.
  4. Время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  5. Период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает .
  6. Период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате.
  7. Время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости.
  8. Время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. Важно , в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет.
  9. Период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. Важно , уход должен осуществляться только трудоспособным человеком.
  10. Период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. Важно, в общей сложности должно составлять не более пяти лет.

Важный момент , касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий . Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.

Все вышеуказанные виды деятельности будут засчитаны в стаж только при выполнении требования.

Профессиональная деятельность должна быть перед и после них строго обязательна. Стоит учесть, что при этом нет ограничения по продолжительности.

Периоды, которые не входят в общий трудовой стаж:

  1. Обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров.
  2. Период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ.
  3. Пребывание в концлагерях во время ВОВ.
  4. Проживание в период блокадного Ленинграда.
  5. Время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ – инфицированными несовершеннолетними детьми.


Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:

  1. На основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат.
  2. Подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.

Расчет общего трудового стажа

Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа, размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.

Действующая пенсионная программа предлагает за переработку сверх установленных лет увеличивать коэффициент стажа, за 1 год идет увеличение на 1%, но не выше 20%.

Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.

Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами:

  • простым;
  • льготным.

При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина.

Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года – 1 июля.

Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для применяется следующая формула.

К базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).

Непрерывный стаж

Непрерывный стаж на размер пенсии никакого влияния не оказывает. Но бывают случаи, когда все же при осуществлении подсчета общего стажа возникает необходимость сравнить полученные данные с непрерывным стажем. Если при сравнении общий стаж будет меньше непрерывного, то определение размера пособия будут вести по данным непрерывного трудового стажа.

Непрерывный стаж будет сохраняться, если:

  • при смене места работы, период прекращения рабочей деятельности не превысил одного календарного месяца;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе и временной перерыв, до момента трудоустройства на новое предприятие, составил не более 3 недель;
  • женщина находится в положении, имеет детей до 14 лет или ребёнка – инвалида до 16 лет;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе, по причине того, что муж/жена был переведён в другую местность для продолжения профессиональной деятельности или вышел на пенсию.

Непрерывный стаж не будет сохраняться, если трудовой договор был расторгнут по причине:

  • систематического неисполнения своих прямых трудовых обязанностей;
  • неявка на работу по уважительной причине;
  • нахождение на работе в нетрезвом состоянии;
  • если вступает в силу приговор суда, по которому рабочий попадает в места лишения свободы.

Итак, подведем некоторые выводы по статье:

  1. На размер пенсии напрямую влияет общий трудовой стаж.
  2. Трудовая деятельность попадает в расчет общего стажа при условии осуществления ее на территории государства и осуществления социальных выплат.
  3. Для получения базовой пенсии необходимо иметь не более пяти лет общего трудового стажа.
  4. Для получения социальных выплат, например, при расчете больничного листа, в 100% размере необходимо иметь не менее 8 лет трудовой деятельности.
  5. Подтвердить стаж можно с помощью записей в трудовой книжке либо с помощью свидетельских показаний.

Стоит заметить, что расчет общего трудового стажа каждому работнику может осуществить не только пенсионный фонд, но и отдел кадров на работе, который обязан иметь специальную компьютерную программу.

Каждому гражданину стоит задуматься о размере своей будущей пенсии заблаговременно и осознанно делать выбор работы в пользу той организации, которая выплачивает заработную плату официально, а не в конвертах, поскольку рассчитываться размер пенсии будет от средней заработной платы работника.