Социально педагогический проект по правовому просвещению воспитанников детских домов «Лесенка прав и обязанностей. Социальный проект: "Правовая служба школы" Социальный проект на тему гражданско правовое воспитание
Паспорт проекта
Наименование проекта: Проект Центра правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по изучению и формированию правовой культуры учащейся молодёжи МО Алексинский район «Библиотека – школа правовой культуры» на 2014 - 2015 годы.
Проблема: В настоящее время у большей части современной российской молодежи уровень правового сознания и правовой культуры достаточно низок, что выражается в правовой безграмотности, в правовом нигилизме многих молодых людей, низком уровне сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей, постоянно растущим числом правонарушений в подростковой среде и др.
Обоснование необходимости проекта
Социально-экономические и политические перемены в жизни российского общества привели к кризису социокультурных ценностей, в том числе среди учащейся и студенческой молодежи. Изменяющееся содержание всех сторон жизни и деятельности нашего общества отразилось, безусловно, и на состоянии правовых явлений и отношений. Так, значительно возрос уровень правонарушений и иных форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил поведения и социальных норм. В этой связи, назрела необходимость повысить уровень правовой культуры личности молодого человека, находящегося в завершающей стадии первичной социализации и в начальной стадии вторичной социализации.
Тема формирования правовой культуры является актуальной для любого цивилизованного государства. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Правовая культура личности выражается не только в уровне знаний индивидом законов, но и в его правовой активности, проявляющейся в умении применять эти знания в жизни, в отношении к существующей в стране правовой системе, а также в способности к самообразованию в области права и стремлении личности к самостоятельной защите своих прав.
Особую значимость правовые знания представляют для подростков и людей молодого возраста, которые станут преемниками традиций гражданского общества в России. Знание закона сегодня – насущная проблема каждого человека. Правовая культура и знания позволяют избежать множества ошибок и оградить себя от возможных опасностей, которые подстерегают человека в обыденной жизни.
В современном обществе средствами правовой информированности граждан, влияющими на формирование правовой культуры личности, являются такие социальные институты, как семья, учебные заведения, учреждения культуры, государство, общественные объединения. Большую роль в данном вопросе играют СМИ: в них публикуются (транслируются) новые редакции законов и других нормативных правовых актов.
Важное место в системе формирования правовой культуры учащейся и студенческой молодежи Алексинского района занимает Центр правовой и деловой информации (ЦПДИ), действующий на базе МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова. В своей деятельности сотрудники ЦПДИ не только осуществляют информационную функцию, но и содействуют образовательному процессу, в частности, распространению правовых знаний среди учащихся школ, средних специальных учебных заведений.
Основание для разработки
Цель проекта: создание условий для формирования правовой культуры среди учащейся молодёжи МО Алексинский район.
Проект предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение свободного доступа учащихся к социально-правовым информационным ресурсам библиотеки и сети Интернет;
- популяризация правовых знаний и информационных ресурсов правовой и социальной тематики среди подростков и юношества;
- распространение информации в области права, защиты прав детей и молодёжи;
- организация сбора информации, пополнение фонда библиотеки правовой литературой, периодическими изданиями, законодательными документами, регламентирующими права детей, молодёжи, ответственность граждан и учреждений за обеспечение этих прав;
- развитие навыков защиты своих прав у подростков и юношества с помощью правовых игр и других мероприятий правовой тематики;
- профилактика правонарушений среди подростков;
- воспитание патриотизма и любви к Родине.
Ход реализации проекта.
Основные направления реализации проекта
В рамках проекта определены основные направления по изучению правовой грамотности и гражданской активности, формированию правовой культуры молодежи:
- проведение анкетирований, соцопросов с целью выявления знаний по праву;
- анализ информации, полученной путем анкетирований, выработка рекомендаций по формированию правовой культуры учащейся молодёжи;
- проведение бесед, открытых уроков, информационных часов и правовых игр в школах, техникумах, училищах и в Центре правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова с целью повышения правовой и политической культуры молодежи, формирования у неё активной жизненной позиции;
- организация встреч молодежи с представителями органов местного самоуправления, администраций с целью повышения информированности молодежи, формирования интереса к правовой и политической жизни страны;
- внедрение инновационных форм работы с молодежью.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
Проект направлен на изучение и формирование правовой культуры учащейся молодёжи муниципального образования Алексинский район.
Инициатор проекта
Центр правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.
Партнеры в реализации проекта
В деле воспитания правовой культуры учащейся молодёжи Центр правовой и деловой информации тесно сотрудничает с:
- Администрацией МО Алексинский район;
- Комитетом по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО Алексинский район;
- Территориальной избирательной комиссией;
- учебными заведениями общего среднего и профессионального образования Алексинского района (МБОУ «СОШ № 1,3»; училища, техникумы);
- СМИ.
Сроки реализации проекта: 2014-2015 гг.
Механизм реализации проекта основывается на подготовке документации, планировании мероприятий (см. план работы Школы правовой культуры на 2014-2015 гг.), проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами проекта.
г. Тамбов.
«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши
не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,
как наши чувствования: в них слышен характер
не отдельной мысли, не отдельного решения,
К. Д. Ушинский
Актуальность проблемы
Правовое воспитание детей и защита их прав - это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:
-социально -экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;
Институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;
Снижается воспитательный потенциал семьи .
В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты » - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.
Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.
В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности , связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления , военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.
В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их ?
Цель и задачи проекта
Цель проекта - сформировать азы социально -нравственного сознания и правовой культуры дошкольника .
Задачи проекта :
1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности ;
2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека ;
3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;
4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека , формировать основы толерантности;
5. воспитывать любовь к семье , родному дому, детскому саду, городу;
6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.
Участники проекта :
старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги
Планирование реализации проекта
Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Цикл занятий:
«Мой дом - моя семья»,
«Улицы родного города»,
«Моя Родина - Россия».
Беседы на социально - нравственные темы .
Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.
Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).
Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).
Детский кружок «Изучаем свои права ».
Оформление альбомов:
«Наши права »,
«Моя семья»,
«Мой город»,
«Моя Родина».
Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:
«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,
«Новый сквер»,
«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,
«Знаете ли вы своего ребёнка?».
Изучение социального статуса семьи .
Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».
Мини-проект детей - родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»
Выставка плакатов-проектов
«Каким я бы хотел видеть наш город».
«Земля - планета, на которой мы живём».
Родительское собрание «Я и мой ребёнок».
Устный журнал «Растим патриотов».
Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка ».
Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».
Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.
Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я - счастливая семья», «Я люблю свой город».
Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка
«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка », Закон «Об образовании».
Семейная диагностика.
Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта . Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.
Консультации.
«Факторы риска нарушения прав детей ».
Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».
Педагогический совет.
«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
Работа творческой группы.
Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».
Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».
Деловая игра «Знаем ли мы права детей ?»
Диагностика профессиональных качеств педагогов.
«Стиль общения с детьми».
«Какой Вы воспитатель ?»
Семинар-практикум
«Охрана прав и достоинства ребёнка».
Этапы реализации проекта
Проект носит долгосрочный характер - 1 год.
1. Информационно-подготовительный.
Изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.
Заключение договоров с социокультурными организациями ;
Проведение диагностического этапа исследования;
Изучение отношения родителей к социально нравственному , правовому воспитанию детей ;
Деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей ?»
2. Поисково-внедренческий.
Семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;
Театрализация, досуги, игры;
Составление генеалогического дерева своей семьи;
Продуктивная деятельность детей;
Изучение прав в кружке «твои права »;
Конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;
Мини-проект «Великие имена»;
Акция «Добрые дела»;
Оформление альбома «Моя семья», «Мой город».
3. Рефлективно-обобщающий.
Презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;
Оформление стенда для родителей «Дети имеют права »;
Выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;
Выступление на форуме «С чего начинается Родина?»
Выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;
День открытых дверей ко Дню семьи.
Управление обеспечения проекта
Использование методической литературы.
Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права », «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».
Оценка эффективности проекта
Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.
Анкетирование.
Мониторинг.
Положительная оценка коллег и родителей.
Предполагаемые результаты проекта
Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.
Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.
Перспективы реализации проекта
Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания , чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .
Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.
Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.
Результативность
1. Сформированы первоначальные азы правового сознания .
2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.
3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.
4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.
Проект «Маленьким детям-большие права»
Актуальность реализации проекта:
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы - дети!»
Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «право»;
Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.
Возраст детей : 4 - 5 лет.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.
1 этап.
Постановка проблемы:
Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.
2 этап.
Ввод в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.
Дети хором говорят свои имена.
Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.
Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.
3 этап.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».
Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.
*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.
*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».
Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».
Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.
3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".
3.4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»
Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.
3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.
3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»
Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.
Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.
3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.
3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
4. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Мы все равны».
4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».
4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»
4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»
4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»
должность: социальный педагог
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи
«Гражданином быть обязан..»
Среднее звено (5-9 классы)
«Осторожно, криминальная опасность»
«Преступником стать очень легко»
«Право на выбор»
« Я – гражданин»
Классные часы правовой направленности:
«Ребенок и закон»
«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»
«Закон и подросток»
«Закон о наркотиках»
«Мои права – мои обязанности»
Классные руководители. Учителя-предметники
Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное
«Поступками славятся Герои!»
«На страже закона»
Классные руководители, соц.педагог
Конкурс сочинений
«Я – два полюса планеты» (Добро – зло)
Учителя-предметники
Правовая игра
«Юный детектив»
Дископрограмма
Презентация книжной выставки
«Моя правовая Страна!»
Работники библиотеки
Старшее звено (10-11 класс)
«Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»«Мое право»
«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»
«Я в правовом Государстве»
Подготовка раздаточного материала на уроках информатики
Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба
Час размышлений
«Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)
Соц.служба
Презентация книжной выставки
«Моя правовая Страна!»
Работники библиотеки
Дископрограмма
Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
Правовой конкурс
С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний
Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей
Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!»
Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.
Состав участников проекта:
1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи
2. Учителя начальных классов – 10 человек
3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека
Общий преподавательский состав – 18 человек.
Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.
Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.
На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.
Полученные результаты:
В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:
«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся
«Интересные и познавательные мероприятия» - 92%
«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%
«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%
«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.
Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
Задачи проекта реализованы, цель достигнута.
Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей
(старшеклассников и студентов)
«Образование. Наука. Профессия»
_________________________________________________
Проект по правовому воспитанию
«Пути стимуляции правовой
Активности личности в рамках
Школьного социума»
Краткая аннотация проекта
Проект выполнила ученица 11 «Г» класса «Губернаторского лицея-интернатадля одаренных детей Оренбуржья» Герасимова Марина;
Работа направлена на создание условий для формирования правового сознания у детей школьного возраста;
Цель проекта: формирование правовой грамотности и правовой культуры у детей;
Реализация проекта осуществляется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Проект направлен на усиление внимания к ребенку как к
личности, субъектусоциально-правовых отношений,
наделенному определенными правами. Многие
прогрессивные изменения в российском обществе,
социальные, политические и особенно правовые
предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество
остро нуждается в социально зрелых, свободных личностях,
обладающих правовыми знаниями.
Постановка проблемы
В современных условиях реформирования российской системы образованиявсе более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, формирование его активной жизненной позиции.
Эта проблема является многоаспектной и включает в себя следующие составляющие:
проблемы межнационального общения и возможности их решения в образовательных учреждениях;
правовая и нравственная культура будущего гражданина, идентификация личности как основаактивной гражданственной позиции;
формирование представления о безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни у детей в изменяющихся социально-политических условиях современного российского социума;
воспитание гражданственности и патриотизма посредством целенаправленного общения и использования инновационных технологий воспитания гражданственности.
Актуальность данного проекта обусловлена тем,что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность социальной активности. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нациясостоит не из людей, а из семей» (Д.С.Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином.
Проблемы правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества.Вместе с тем, сравнительно небольшой круг разработчиков этой проблематики рассматривает круг вопросов, связанных с правовым образованием как необходимость построения особого образовательного пространства – сферы. Решение проблемы я вижу в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, позволяющего осуществить формирование активного правового ответственного поведения, начинаясо школьного возраста. Именно поэтому проект программы представляет собой технологическую разработку, включающую разнообразный учебно-методический аппарат. Отсюда следует важное значение этой разработки именно в современных условиях сегодняшней России, когда школа представляет собой почти единственное – детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплятьценности и способы эффективного правового, следовательно, гражданского поведения.