Ребенок неправильно садится буквой м. Профилактика ДЦП. W-поза вредит ребенку! Лечение последствий длительного нахождения в W-позе

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


13.02.2009, 17:11

Здравствуйте, Полина! Как и у многих мам, остался неприятный осадок после осмотра невролога 2 недели назад:(
Благодаря упражнениям, которые я нашла в Ваших консультациях, Кирилл встал на четвереньки в 5 месяцев, пополз в 5,5 прыжками, а в 6 м 1 нед ассиметрично. в 6,5 мес стал вставать у опоры. с тех пор ребенка не остановить. носится по всей квартире на четвереньках, встает, достает все, до чего может дотянуться, переступает вдоль опоры, если топать недалеко, "болтает" и смеется. но вот сидит только на коленках или с ногами буквой W. сидит уверенно, наклоняется в любую сторону и возвращается в центральное положение. а если посадить на попу, скругляет спину и сразу уходит на четвереньки или пытается встать. вот за это невролог нас чуть не записала в "отстающие". Меня беспокоит, что сидя в коляске, он сползает на бок, а не сидит ровно. Поворачиваться со спины на живот стал в 4,5 месяца, а обратно до сих пор не переворачивается. Только на диване через кувырок с четверенек иногда.
С 6 месяцев упражнения и мамский массаж прекратили, тк ребенок постоянно в движении.
Вчера стали опять заниматься, сидя на мяче: с него ни уползти, ни встать:)
Может быть, Вы посоветуете что-то еще?

13.02.2009, 18:59

Попробуйте ненадолго сажать на небольшое возвышение: диваннную подушку, толстую книгу - это приучит малыша сидеть, вы ведя нони вперед. Сидеть на коленках тоже хорошо, а так, как вы описываете,с ногами буквой W. сидят многие дети, но я никак не могу добиться от ортопедов, вредно ли это положение для тазобедренных суставов.
То, как сидит в коляске ребенок с такими активными движениями, как ваш - не имеет особого значения. Но, если наклон всегда на одну сторону, ребенок малоподвижен и длится это долго, то это нежелательно с точки зрения формирования осанки.

14.02.2009, 02:00

Полина, спасибо! Малыш очень подвижный и склоняется в разные стороны. Возможно, потому что мы выходим гулять под сон, тк Кирюха прогулки очень не любит.
Скажите, а как Вы относитесь к игрушкам-каталкам, которые толкают впереди себя и опираясь на них топают? с одной стороны, смещается центр тяжести, с другой стороны, Вы советовали кому-то здесь ходить за табуреткой. У нас табуреток нет:) Или для развития лучше обойтись без таких приспособлений?

И хочу Вас еще раз поблагодарить за большой и важный труд, который Вы на себя взяли. Очень многие читают Ваши консультации. Спасибо, что помогаете развиваться нашим деткам. {смайлик с цветочком} :) я с телефона не могу вставлять смайлики

14.02.2009, 11:56

Доброе утро. Игрушки-каталки, т е правильные ходунки, в отличии от неправильных -"сидунков" вреда не приносят. В ряде случаев они нужны.
В вашем случае совсем не обязательно. Пусть малыш ходит у опоры, потом от опоры к опоре, потом оторвется и пойдет сам. :bo:

24.02.2009, 02:26

Полина, здравствуйте! В плане сидения на попе пока похвастать особо нечем. Стали сидеть чуть лучше, но как-то неустойчиво. На бок падаем или уползаем. Но активно не занимаемся, заболели.
Я хотела бы уточнить по поводу поведения во время кормления. Кирилл меня всем "угощает": и соской, и бутылочкой и игрушки приносит погрызть:) В том числе, когда я кормлю его, он одновременно "кормит" меня своей ложкой. Это, конечно, игра. Но мне кажется, что она не должна формировать неправильное поведение во время еды. Или я не права?

24.02.2009, 02:31

И еще, может, Вы догадаетесь, чего хочет от меня ребенок. Часто протягивает мне все игрушки подряд и говорит "э!" Называю, играю с этой игрушкой, подаю обратно ему. Все не то... Недовольно кхекает и опять подает с тем же звуком. И чего хочет от меня ребенок, непонятно мне.

24.02.2009, 09:27

Догадываюсь:) Вы все делаете правильно. В ребенке заложена программа многочисленных повторений, в частности в знакомстве с речью. Вспомните все детские сказки, например, колобок, которые выстроены с учетом этой особенности. Так что повторяйте, как бы нудно это вам не казалось. :)
Не будьте многословны: название игрушки, показ действия с ней и называние действия.

31.03.2009, 01:11

Здравствуйте, Полина!
С сидением на попе прогресс есть, но не большой. На попе сидит, в основном, на диване, тк может сесть из положения полулежа на подушке или на мне. И вообще на диване детеныш ведет себя свободнее, потому что уже понял, что диван мяяяягкий:) На полу позы стали разнообразнее: можем посидеть и на коленках, и буквой W, и одна нога вперед, вторая назад, и на корточках. Делает несколько шагов вдоль стенки. Вдоль дивана ходить почему-то перестал.
Совершенно поменялся характер игры. Теперь мы целыми днями пытаемся подражать маминым действиям (это хит №1), складываем предметы в коробку и вынимаем обратно, скатываем шарики с горки, "рисуем" фломастерами каляки или заставляем маму называть предметы. Это вкратце о нашем развитии.
Беспокоит меня сейчас вот что. Раньше слово "нельзя" ребенок слушал беспрекословно. Достаточно было издалека сказать "нельзя", чтобы он прекратил действие. Он быстро запомнил часто повторяющиеся запреты. В частности, розетки. В течение нескольких месяцев "общение" с розетками происходило следующим образом: Кирюха ползет к розетке, уже заранее мотая головой (значит "нельзя"), садится рядом и смотрит на меня, эпизодически протягивая руку, но не дотрагиваясь. А несколько дней назад поведение ребенка радикально изменилось, и я не знаю, как себя правильно вести. Он специально лезет руками в розетку. Я говорю "нельзя", а он хохочет и опять лезет. Я отвожу его руку, он хохочет и обратно. Один раз папа его шлепнул по руке. Рыданий было минут на 15.
Я в раздумьях: на руки брать и уносить от запрещенного объекта нежелательно, тк детеныш моментально запомнит, как попасть к маме на руки в любой момент. Шлепать не хочу... ну не хочу я, чтобы ребенок меня боялся. Сегодня попробовала просто встать и уйти из комнаты. Пополз за мной, ухахатываясь по дороге.
Вот такое испытание маминого характера придумал мой ребенок. А я растералась:ah:

31.03.2009, 22:04

Ваш малыш придумал интересную игру. Детям в этом возрасте очень важны ваши эмоции, даже если они со знаком минус, тем более, что минус у вас весьма условный.:) Бить, конечно, не нужно.Самый хороший выход - игнорировать, тогда вашему мальчику игра перестанет нравиться. Ну, а чтобы вы могли спокойно относится к его посягательствам, закройте розетки заглушками.

31.03.2009, 22:24

Спасибо, Полина, так и сделаем. Я переживала, что потеряла авторитет у ребенка и он теперь будет игнорировать мои требования. Сегодня в другой ситуации запрет вроде бы подействовал. Пойду спать спокойно:bo:

01.04.2009, 09:04

А как малыш относится к сидению "по-турецки" на полу?
Наши ортопеды говорят что при низком тонусе сидение в позе W перерастягивает передние мышцы бедра, и тем самым ухудшает ситуацию. При этом сидение на пятках такого эффекта не дает и эта поза не вредна.

02.04.2009, 15:47

он не любит сидеть с выведенными вперед ногами, независимо от того, как они при этом сложены. правда, в последнее время стал выводить одну ногу вперед. думаю, скоро наша проблема уйдет.

11.04.2009, 00:19

Полина, здравствуйте! Хочу отчитаться: Кирюха стал сидеть на попе по собственной инициативе. Возьмет себе игрушек, усядется и занимается каким-то своим делом:bo:
Еще из наших новинок: стал прятать вещи. Теперь у нас под диванами, подушками, простынками и ковриками лежат кирюхины "заначки".
4 дня как мы устраиваем жуткие истерики. Если мама сразу не поняла, что хочется дитенышу, или замешкалась - все! слезы в 10 ручьев, губки подковкой и трагедь во всем ее великолепии:(Жалею, отвлекаю, стараюсь не давать повода думать, что это лучший способ добиться желаемого, и в то же время не хочу просто игнорировать.
Еще у меня такое ощущение, что ребенок решил изучить границы дозволенного. Он сознательно стал делать то, что мне не нравится. У самого глаза испуганные, делает "бяку" и на меня смотрит. А получается, что "мама сердится" - это не так уж и страшно! Пугает его только, когда я по-настоящему сильно рассержусь. Тогда мы переходим к предыдущему пункту: к истерике:)
Ходить не хочет. Ходит только вдоль одной единственной стенки в одном и том же направлении, когда сам посчитает нужным. Стоять без опоры боится. Как только заметит, что опоры нет, сразу цепляется за меня. Хотя сегодня истерил и забыл, что надо держаться:) стоял без опоры и ревел (честно, так и не поняла, что же он хотел:ah:)

11.04.2009, 15:44

Добрый день. Так бывает, не только с позой сидя. Ребенок находит какую-то позу или движение, осваивает их, потом либо после показа, либо сам пробует другой способ и включает его в свой двигательный репертуар. Так постепенно появляется т.н. вариативность движений и ребенок может выбрать тот вариант, который в данный момент наиболее функционален. Так что сидеть на коленках тоже будет, но теперь это уже не имеет значения.
Про истерики.
Во первых сведите все "нельзя" к минимуму. Для этого нужно многое изменить в квартире. Если в одном доступном ящике лежат лекарства, в другом иголки и тд, то конца истерикам не будет.
Во-вторых, когда ребенок просит что-то, то для предотвращения истерики совсем не обязательно соглашаться, но вот откликнуться нужно, и сразу. Прокомментируйте его желания, возможно он подтвердит или опровергнет их, поговорите с ним о том, что он хочет, дайте, если можно. Если это вещь, которую вы боитесь дать, рассмотрите ее вместе и тд.
Истерики ребенка - это протест. Против ограничений свободы;), против невнимания, игнорирования сигналов малыша. Иногда это способ общения. Научите ребенка говорить (словами или жестами) "да" и "нет" и многие конфликтные ситуации разрешаться сами собой.

15.04.2009, 15:30

Ой, Полина, я бы сейчас полцарства отдала, чтобы научить ребенка говорить/показывать "да" и "нет". Ничего у меня не получается:sorry:
Стараюсь научиться вести диалог с ребенком. Пока похвастаться нечем.
Зато мы купили красивые ботинки, даже в магазине отказались их снимать и теперь с удовольствием топаем. Дома вдоль дивана и вдоль стенок. А на улице цепляемся за маму. За коляску не хочет держаться. Наверное, каталка для улицы не такой уж плохой вариант. Давать руки на уровне ребенкиной груди ведь тоже нельзя?

16.04.2009, 09:42

Полцарства не нужно:) Немного терпения и все получится.
Что-то он у вас любит? Не важно что: еда, очки, телефон? Предлагаете это ему и говорите: Хочешь? Можно своей рукой помочь ему кивнуть. Комментируете: да! и даете этот предмет.
Так же поступаете и с тем, что наверняка не хочет. Предлагаете и спрашиваете: Хочешь? Ребенку легче сделать отодвигающий жест рукой. Можете его на это спровоцировать, приближая предмет к руке. Он не возьмет или уберет руку или отодвинет предмет. Вы комментируете: Нет! и предмет тут же убираете.
Главное, дать ребенку понять, что его желания услышаны и он может с помощью доступных ему средств влиять на поведение окружающих. Причем влиять адекватно, а не плачем и истериками.

20.04.2009, 00:12

Здравствуйте, Полина! Наш очередной отчет о работе:)
С использованием "да" и отрицательным мотанием головой ситуация такая: при многократном повторе Кирилл начинает говорить "да" в ответ на вопрос. Но у меня нет ощущения, что он понимает смысл этого слова в целом. Свои желания он выражает звуком "м" или "э" и указательным жестом, или имитацией действий, которые он от меня ждет. Этими способами, как правило, ему удается показать, что именно он хочет.
По поводу истерик. В принципе, в 80% мы находим компромисс: я стала уважительно относиться к его желаниям + пытаемся вести какой-то диалог. Например, не запихивать орущего ребенка в уличную одежду, а сначала показать ему совочек и ведерко и объяснить, что пойдем играть на улицу. Осталось понять, как научить ребенка уважительно относиться к нашим родительским желаниям:)
Еще у нас появилось 2 слова: "ва-ва-вав" - собака и "брррррр" - машина (игрушечная, на которой я его дома катаю). Еще мне кажется, что он называет папу "тата". Ну и язык научила Кирюху показывать:ae:

Словарь на сегодня: "тата" - папа; ва-ва-вав - собачка; примерно то же, но тоненьким голосом - кошка; аа-аа - ослик (очень характерно получается: первое "а" на вдохе, второе на выдохе); хрюк носом - хрюшка; брррр - машина, ехать на коляске, гулять; кхааа - пить (звук наслаждения после уталения жажды); да - да; уу - нет, не надо, нельзя.
Научились более менее вести диалог. Не всегда удается получить ответ да или нет, часто на все слова с вопросительной интонацией говорит "да", но в целом больших проблем с пониманием у нас нет. Где не объяснимся звуками, поможем жестами:)
Меня беспокоило наличие только гласного "а", но невролог на осмотре сказала, что это нормально.
Огромное Вам спасибо за материал по развитию речи у детей. После прочтения мы научились сразу нескольким "словам" :) Будем стараться дальше.
Самое для меня сложное сейчас, это отойти от стереотипа, что ребенком можно и нужно командовать. Принять на 100%, что он полноценная личность, которая имеет полное право на собственное мнение. А так и тянет подумать, что я же лучше знаю, что сейчас надо делать

Лечение последствий длительного нахождения в W-позе.

Заболевание церебральным параличом нередко приводит к патологическим изменениям в строении и функциональности суставно-связочного аппарата. Поэтому родители ребенка с ДЦП должны с постоянным и неусыпным вниманием следить, чтобы малыш не усугубил свое состояние.

«Ему так удобно. Смотрите, как он гибкий. Это природная подвижность, не нужно мешать!» - говорят многие родители, увидев, что ребенок сидит на полу в W-позе и чувствует себя при этом весьма комфортно. Между тем, W-поза, иначе называемая «позой лягушки», далеко небезопасна для любого малыша – и особенно для ребенка, больного ДЦП.

Опасность W-позы

Нахождение ребенка в W-позе при сидении на полу приводит к выворачиванию суставов, растяжению связок и мышц, и, в конечном итоге, к патологическим изменениям в геометрии нижних конечностей. Когда ребенок еще мал и его костные ткани не окрепли, нагрузка W-позы может привести к искривлению костей.

О какой устойчивости в положении стоя, уверенном шаге и быстром беге можно говорить человеку, ноги которого вывернуты носками внутрь, колени сближены подобно букве «х», а суставы разболтаны подобно изношенным шарнирам?

Важно, однако, что в большинстве случаев родители в силах предотвратить появление подобных нарушений.

Что происходит с ногами ребенка, сидящего в позе лягушки?

Говорит Бабур Курбанов, основатель и руководитель Bamboo Care Medical Consulting, врач, специалист по традиционной китайской медицине: «Поза лягушки у ребенка, чаще называемая W-позой, относится к одной из патологических поз. Если ребенок часто принимает подобное положение и подолгу находится в этой позе, у него развиваются вывихи и подвывихи голеностопного и коленного суставов, дисплазия тазобедренного сустава.

Неизбежным итогом нахождения в W-позе становится тугоподвижность тазобедренного сустава, ограничение амплитуды движения ноги, патологический рост тонуса мышц бедра. Ортопеды мира единодушны: сидеть в позе лягушки детям нельзя! Возникающая в результате пронация коленных суставов навсегда меняет походку человека – и меняет к худшему… Вторичные костно-мышечные проблемы еще более усугубляют качество жизни человека с пораженными нижними конечностями».

Специалисты по профилактической педиатрии добавляют: W-поза ощущается ребенком как удобная, потому что не требует больших усилий на поддержание равновесия. Однако поза лягушки препятствует активным движениям, ограничивает зону досягаемости, в известной степени обездвиживает ребенка.

Сидя в W-позе, ребенок не имеет возможности тянуться к далеко лежащей игрушке, не получаются у него и свободные ротации (вращения) корпуса. Между тем, именно в играх происходит тренировка умения перемещать вес тела. Даже изначально здоровому ребенку обеспечено замедление развития умения координировать движения, выполнять тонкие ориентационные задачи, рисовать, лепить, писать, бегать – если он упорно садится в W-позу!

Убрать W-позу из жизни ребенка!

Лечение неправильного положения при сидении на плоской поверхности подразделяется на пассивную и активную части.

Прежде всего, родители, заметившие предпочтение ребенка к нахождению в W-позе, должны незамедлительно пересадить малыша, по возможности разъяснив ему вредность подобного положения. Как правило, дети с вниманием относятся к доброжелательно высказанным замечаниям и скоро привыкают к необременительному запрету.

Запрещая малышу позу лягушки, предложите несколько других способов играть в положении сидя. Присесть ненадолго можно на корточки. Опуститься пониже можно на плотно сведенных коленках. Можно сесть на одну сторону бедра с опорой на руку: это не слишком удобная поза, и в скором времени ребенок переменит положение, пересев на другое бедро и вытянув ноги в противоположную сторону.

Не переусердствуйте с вербальными раздражителями! Некоторые родители, обращаясь к ребенку, любят посетовать: «Да сколько я буду повторять? Кому я говорю? Тыщу раз тебе сказано!» и т.п. Помните: словесный мусор отсеивается вниманием ребенка, и он быстро привыкает игнорировать наставления взрослых.

Чтобы заставить прислушиваться к себе, родители порой прибегают к «тяжелой артиллерии»: окрику, грубому тону, угрозам, а то и к мерам физического воздействия. Позитивного итога от психологического прессинга нет. Ребенок либо возвращается к привычной для него W-позе сразу после ухода родителей, либо вживается в состояние стресса…

Пример, помощь и доброе слово действуют лучше любого насилия!

Помогите ребенку сидеть правильно

Обзаведитесь достаточным количеством невысоких и удобных для сидения предметов. Это могут быть низкие скамейки, небольшие плотные подушки, предметы мебели из вспененных материалов, маты и т.п.

Покажите малышу, как сидеть, вытянув ноги вперед. Научите его сидеть «по-турецки». Продемонстрируйте правильное положение человека, сидящего с опорой на колени и стопы.

Лечение последствий длительного нахождения в W-позе

Участвуйте в детских играх, предлагая малышу активные перемещения наряду с занятиями в статичном положении. Расположите игровой инвентарь так, чтобы ребенку приходилось тянуться к игрушкам. Пусть он наклоняется вперед, стоя на коленях и опираясь на одну руку, а другой достает до необходимого ему предмета.

Делайте с малышом гимнастические упражнения, помогающие наращивать силу и формирующие мышечный корсет в поясничной области тела. Наклоны в стороны с руками на поясе и с мячом, поднятым над головой; повороты влево и вправо с одновременным сведением и разведением рук; пролезание сквозь обруч или эластичное кольцо, опускаемое сверху от рук до пят, либо поднимаемое от пола вверх… Эти и другие упражнения помогут вашему малышу обрести уверенность в движениях.

Не упустите время! Поза лягушки не требует обязательного и немедленного обращения к хирургу. В ваших силах, родители, избавить ребенка от последствий неправильных привычек.

Очень часто родители слышат рекомендации от физиотерапевтов, одна из которых запрещает ребенку сидеть в позе лягушки. Это поза, когда попа расположена между ног, а пятки врозь. Почему опасна эта поза, и как отучить ребенка, читайте в этом посте.

Поза лягушки выглядит так: ребенок сидит на полу, его попа располагается между коленей согнутых ног, при этом голени вывернуты слегка наружу. Если взглянуть на ребенка прямо сверху, его ноги словно формируют английскую букву W. У любого ребенка может развиться привычка сидеть в такой позе. Это положение удобно для игры, потому что ребенку не приходится тратить усилия на поддержание равновесия в то время, как он занят игрушками.

Чем чревата такая поза?

В этой позе ребенок не имеет возможности активно двигаться всем телом, переносить вес тела со стороны на сторону, свободно поворачиваться. Таким образом ему довольно тяжело доставать игрушки, до которых нужно дотянуться. Для ребенка очень важно научиться переносить вес тела и свободно вращать корпусом для того, чтобы развить жизненно важные умения поддерживать равновесие, а также для формирования навыка пересечения средней линии тела (очень важно в дальнейшем для обучения письму). Двусторонняя координация будет развиваться с задержкой. Таким образом, если у ребенка имеются сложности с двусторонней координацией, у него вероятны задержки умений в дальнейшем, например, в рисовании, письме, прыгание через скакалку, бросании мяча и т.п.

Поза лягушки также может вызвать укорачивание и затвердевание мышц бедер и икр, что может привести с развитию ходьбы с вывернутыми наружу ступнями и повысить вероятность болей в спине и области таза во взрослом возрасте. Есть исследования о связи W-позы в дошкольном возрасте с развитием двустороннего плоскостопия.

Что делать?

Если ваш ребенок часто выбирает подобную позу, проблема может быть в целом в неразвитости мышц, которая может привести к плохой осанке, задержкам в развитии, гиперкомпенсации других групп мышщ. Что можно сделать для коррекции его положения? Первое и главное, поощряйте его сидеть на полу в других позах: сидим в позе «ноги сбоку», сидим с вытянутыми вперед ногами, поза «по-турецки», на низкой табуретке или скамеечке. Самое важное – ваша настойчивость и последовательность!

Если вашему ребенку сложно поддерживать любую другую позу на полу, кроме позы лягушки, необходимо обратиться к физиотерапевту за рекомендациями. Он посоветует, как скорректировать положение тела и выяснит, нет ли у ребенка слабости или, наоборот, затянутости некоторых мышц. Родителям рекомендуется не допускать развития такой привычки у ребенка.