Проект (средняя группа) на тему: Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Радуга-дуга". Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга

Ирина Галошева

МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары

Занятие по изобразительной деятельности

в старшей группе «Теремок»

на тему «Радуга- дуга »

Воспитатель : Галошева Ирина Андреевна

Занятие в старшей группе по рисованию на тему «Радуга – дуга » .

Задачи : закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги , о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование и материалы : рисунки с изображением радуги , альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.

Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног

А ворота открывает. (Ветер)

Белая вата поплыла куда-то. (облако)

Летит орлица по белому небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Золотое яблоко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них ни въехать, ни войти. (Радуга ) .

Молодцы! Это радуга .

Показать детям картинки с изображением радуги .

(просмотр открыток, иллюстраций с радугой )

2. Беседа о возникновении радуги .

Сегодня мы с вами будем говорить о радуге . В старину ее называли «райская дуга» , люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.

Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.

А кто из вас видел настоящую радугу ?

(Выслушать ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?

-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга . В радуге 7 цветов и

и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге : Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3. Рисование.

А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу . У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги .

Физкультминутка.

Видим, скачут на опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок.

На болоте две подружки

Прыг-скок, прыг-скок.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись,

И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)

Воспитатель поэтапно показывает :

1этап-обводим руку.

2этап-дорисовываем птицу.

3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.


Дети раскрашивают.

4. Итог занятия .

Молодцы! Очень красивые птицы у вас получились.

Ребята, какие цвета радуги вы запомнили ?

В радуге 7 цветов и они расположены в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Свою капельку радости вы оставили в своих рисунках.


Когда работы детей высохнут, воспитатель вырезает нарисованных птиц и клеит их на плакат. Получится коллективная работа «Чудо-дерево» .

Дополнительно можно разучить такие четверостишья :

1. Что ты, Радуга-дуга ,

Опустила вниз рога?

Там внизу – водица…

Я хочу напиться!

2. Рада радуга-дуга ,

С неба смотрит на луга.

Дождиком умоется

Красотой раскроется.

Ребята! Радуга — очень красивое природное явление, вы ее наверняка видели.

Отгадайте загадку.

Над рекою, над болотом

После летнего дождя

Кто-то выстроил ворота

Без единого гвоздя! (Радуга.)

♦ Видели ли вы радугу? Расскажите, когда она появляется в небе, как выглядит.

Радуга играет на солнце после летнего дождя. Она похожа на разноцветную дугу. Недаром сложена такая загадка: «Разноцветная дуга соединила реки берега». Иногда радугу сравнивают с коромыслом. Коромысло — деревянная резная дуга, с помощью которой в старину на Руси женщины носили воду из колодца домой. Они надевали на коромысло ведра, наполненные водой, и помещали его на плечо.

♦ «Разноцветное коромысло в небе повисло». Что это?

Верно! Радуга. Иногда ее сравнивают с цветным небесным мостом.

Послушайте стихотворение.

Радуга

Над речкой-рекой

Рыбка выгнулась дугой.

Оперлась о хвост,

Изогнулась, словно мост.

В каплях теплого дождя

Заискрилась чешуя — семицветная.

И над зеленью ракит

В небе радуга горит самоцветами!

♦ Задумывались ли вы о том, почему возникает радуга? Почему она такая яркая, разноцветная?

Потому что после дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке, словно в прозрачной линзе. Белый солнечный свет расщепляется на семь цветов, его составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты небесные ворота!

♦ Какие это цвета? Знаете?

Чаще всего радуга появляется над озером, рекой, заливными лугами, ведь там в воздухе много влаги.

Народы востока называют радугу небесным мостом, который соединяет сердца влюбленных.

Послушайте сказку.

Волшебный мост

Жили-были парень Янек и девушка Анка. Оба молодые, красивые, но совсем бедные. Сирота Анка работала помощницей прачки. Помогала ей стирать белье богатых барынь, с кружевами, атласными бантами и оборками. А полоскать белье девушка бегала на речку. Ранним утром, едва рассвет брезжил и окрашивал лицо и руки девушки нежнейшим розовым цветом, подобным лепесткам роз, Анка брала большую корзину и шла к реке.

На другом берегу Янек забрасывал в реку удочки, чтобы поймать побольше рыбы и продать ее утром на базаре. Он исподтишка смотрел на Анку, любуясь ее чудесной красотой, тонкой фигуркой, длинными локонами, которые она откидывала назад, чтобы они не мешали ей полоскать белье.

Девушке Янек тоже нравился — высокий, синеглазый, улыбчивый. Молодым людям хотелось познакомиться, но как попасть на другой берег? Ведь их разделяла широкая река, а моста нигде не было!

Однажды на рассвете, едва солнце поднялось над рекой и озарило ее сверкающим золотом, вдруг посыпался мелкий-мелкий, теплый дождик. Анка подставила ему лицо, и струйки ласкали ее, как нежные поцелуи.

Вдруг над рекой поднялся разноцветный мост радуги! Такой красоты девушка еще не видела: бархатисто-зеленая трава, серебристая река и небесный мост над ней.

— Иди ко мне! — позвал Янек Анку. — Видишь, мост. Беги по нему, пока он не растаял!

Анка и вправду ступила ногой на чудесный мост и почувствовала, что он держит ее. Девушка побежала по мосту и поднялась высоко-высоко, на самую середину, посмотрела вниз и ахнула.

Далеко внизу она увидела реку, заливные луга и Янека, который махал ей рукой. Сердце ее забилось от радости!

Анка и Янек поженились, у них родились дети, и все в округе знали историю волшебного моста.

♦ Чем занималась Анка?

♦ Что делал Янек?

♦ Почему молодые люди не могли пожениться?

♦ Что помогло им соединиться?

♦ Как Анка добралась до Янека?

Ответьте на вопросы

1. Когда на небе появляется радуга? Как она образуется?

2. Как она выглядит?

3. Сколько цветов у радуги? Назовите их.

4. Где чаще всего возникает радуга?

5. Почему ее сравнивают с дугой?

6. Почему радугу называют небесным мостом?

Вслед за радугой

Основные задачи:

Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;

Закрепить изобразительные умения;

Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.

Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).

Сюрпризный момент

Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.

Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }