Процесс художественно эстетического воспитания. Дипломная работа: Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на материале обучения детей ручному. «Как прекрасен этот мир»

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности.

ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

ѕ усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2. Расширение сферы деятельности ребенка.

ѕ ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

ѕ формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3. Интенсивное познавательное развитие.

ѕ происходит усвоение сенсорной культуры языка;

ѕ совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

ѕ развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

ѕ происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

ѕ овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

ѕ обогащение содержания творческой деятельности;

ѕ овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну. художественный эстетический воспитание творчество

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка

в современных условиях.

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности, и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.

Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.

Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами ДОУ, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Художественно-эстетическое воспитание детей в нашем ДОУ нацелено на формирование творческой личности через организацию различных видов художественно-творческой деятельности и решение следующих специфических задач:

1.Воспитание эстетического восприятия у детей.

2.Приобщение к миру искусства.

3.Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

4. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.

5.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:

- освоение произведений искусства;

- собственное участие в том или ином виде деятельности;

- создание собственных произведений искусства;

- распространение художественных знаний.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства.

Одна из отличительных особенностей ребенка-дошкольника -способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства.

В дошкольном учреждении дети имеют возможность получить первоначальные знания об искусстве, познакомиться с его различными видами: литературой, музыкой, живописью, декоративно-прикладным творчеством и т. п.

Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

Вот почему, в образовательном процессе нашего ДОУ уделяется большое внимание проблеме интеграции различных видов искусств через использование авторских программ «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной), «Цветные ладошки» (И.А. Лыковой), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радыновой).

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Методика организации художественно-эстетического воспитания в нашем ДОУ связана, прежде всего, с тем, что одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является стремление узнать. Дети впитывают новые впечатления, любознательность становится качеством личности. В связи с этим, большое внимание уделяется познанию в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Содержанием этой деятельности является окружающий ребенка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

В организованных формах образовательной деятельности, самостоятельных видах деятельности ребенку предоставляется возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами, развивать его конструктивные, творческие, интеллектуальные способности.

Форма организации детей в непосредственно образовательной деятельности приближена к свободной. Ребенку предлагается работать сидя и стоя, как ему удобно. Он может отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Ребенку предоставляется возможность самостоятельно подготовить материал к работе, выбрать тот, который нравится, педагоги стараются дать больше свободы в выборе деятельности и в использовании для любимого дела большего времени. Как можно чаще воспитатели побуждают ребенка к речевому общению, стремлению действовать совместно со сверстниками. Для этого в образовательном процессе создаются ситуации, когда дети могут действовать вместе.

Педагоги не используют в продуктивных видах детской деятельности готовые образцы, а с помощью специальных методических приемов предоставлять ребенку возможность для творческого самовыражения.

Необходимым условием развития творческой личности в нашем детском саду является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического развития детей в детском саду.

В художественном развитии дошкольников в нашем ДОУ основной задачей является развитие у ребенка способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Пробуждение творческой активности, формирование эстетически развитой личности, выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства, активно происходит через использование в педагогическом процессе интегративных форм работы с детьми, через синтез различных видов художественно-эстетической деятельности.

Необходимым условием эстетического развития и развития эстетической культуры детей, личности ребенка является использование народного искусства в педагогической работе ДОУ.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир детей, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Детям понятны и близки многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, искусство мастеров по изготовлению игрушек. Произведения народного искусства широко применяются в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются в образовательном процессе, в оформлении интерьера детского сада.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогами, - расширения и развития у детей художественных представлений.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение,
  • учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, педагога дополнительного образования.

Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольной организации и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Мы считаем очень важным вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы:

  • дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие;
  • организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми
  • привлечение родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.

Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. повышение педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года было одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.

Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции в решении задач художественно-эстетического направления.

Н овые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Мы стараемся, чтобы в нашем детском саду применялся игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.


Значение художественно-эстетического развития дошкольников.

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно - эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно - эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация , конструирование. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.

Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты,

В формировании художественно - эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы , музыкальными произведениями, живописью.

чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

(музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

по мнению, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";

самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро - и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;

Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой , музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы , суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, т. к. именно возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творчества, условиями развития которого является художественно-эстетическая деятельность.

творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В сочетании связи обучения и творчества ребенок имеет открытую возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка ; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума . Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Вдобавок, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех для всего мира, не радея о самом важном в развитии еще маленького человека – питании его души.

Именно от нас, взрослых как примера здравомыслящих, зависит, чтобы дети росли не только физически здоровыми, но и обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордыни, тщеславия, зависти и др. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но при этом нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным , дорожить любовью и дружбой, уважать старших. Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ.

Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно - эстетического вкуса, в следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно - эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Поэтому мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.


Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.