Причёски разных эпох и народов. История прически от древности и до наших дней

История прически

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое дефиле прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки... Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Истоки парикмахерского дела уходят в очень далекие времена. Рассмотрим парикмахерское искусство в Древнем мире.
Египтяне в древности носили парики: тщательно заплетенные в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (первое Каре), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки. Парики из дорогостоящих материалов были достоянием жрецов, а впоследствии, и представителей господствующих классов. Модный цвет - темно-коричневый или черный. Краситель применяли растительный - хну. Мысленно перенесемся к до сих пор сохранившимся лучшим образцам портретной скульптуры Древнего Египта. Статуэтка Нофрет (Древний Египет, около 2700-2500 лет до н. э., Каир, Музей), выполненная из мягкого известняка, раскрашена в установленный в те времена для женских скульптур коричневато-желтый цвет, глаза серо-голубого цвета, сделанные из серовато-голубого халцедона (сапфирина), пряди волос аккуратно заплетены в косички и подстрижены на уровне плеч, голову украшает диадема с символическими изображениями. В те времена, относящиеся к V династии фараона (середина III тысячелетия до н. э.), к портретной скульптуре предъявлялись требования абсолютной схожести с действительно существующим лицом, так как, с точки зрения египетской религии, жизненная сила (ка), а также душа человека (ба) после смерти человека могли найти вновь свою земную оболочку. Так рождался реалистический скульптурный портрет, по которому мы можем судить и о прическе. Конец XV-начало XIV веков до нашей эры. Эпоха Нефертити, что означает по-древнеегипетски красавица грядет... И сегодня нас завораживает скульптурный лик древнеегипетской царицы с ее изумительной прической. Это была эпоха расцвета искусства создавать различные составы для ума-щения кожи. Толк в мазях и благовониях, как никто на земле, древние египтяне знали. Мужчины в Древнем Египте брили бороду каменными или бронзовыми приспособлениями, но на приемах фараон надевал парик и накладную бороду, простолюдины же носили просто свободные волосы.
В книгах Ветхого Завета говорится о значении наличия длинных волос для мужской красоты и силы. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы. Прекрасные волнистые женские волосы восхищали и наполняли сердца трепетной нежностью - вспомним вдохновенную Песнь песней... Облик царевича Авессалома - это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи - в кольца.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово косметика греческого происхождения и означает искусство украшать. Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически ди-. адемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.
Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, отцом истории Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В императорском Риме очень высоко ценились светлые волосы и светлые парики. Не исключено, что белокурые красавицы из германских племен не давали покоя римлянкам. Знатные римлянки уделяли своей внешности огромное значение: косметикой они пользовались ежедневно, парикмахерское искусство достигло виртуозности, женские прически были замысловатыми. О них слагались стихи и писались злые эпиграммы. В моде была крутая завивка, которая затем еще и начесывалась. Тех, кто не мог похвастать роскошными волосами, выручали парики.
В римских термах рабы-косметы делали массаж тела патрициям, виртуозы-мастера, выполняя прически, соревновались в изобретательности. Легче пересчитать желуди дуба, чем перечислить прически римлянок. Было изобретено средство для изменения цвета волос: из темного - в светлый. Секрет изготовления не сохранился и не разгадан. В те времена римляне стали стричь волосы: мужчины носили аккуратные короткие стрижки, брили усы и бороду. Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками. прически императорского Рима. Печально известна Мессалина Валерия - жена Клавдия в те же времена - времена Рима, потонувшего в роскоши и разврате (25-48 гг. н. э.). На изображении - красивый поворот головы, волосы разделены вертикальными проборами, заплетены в мелкие косы и убраны на затылке.

ЕВРОПЕЙСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XIV вв.)

В средние века зарождается культ Прекрасной Дамы, рыцарского служения ей, процветает любовная лирика. Вспомним, к примеру, роман об удивительной любви Тристана и Изольды, когда Тристан, увидев волос Изольды, принесенный ласточкой, воспылал к ней пламенными чувствами.
Благодаря поэтам, легко представить себе идеал женщины того времени: Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, почти бесплотной, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными. Замужние дамы должны были прятать волосы под покрывалом, чтобы только муж - господин и повелитель - мог любоваться их красотой. Непременным условием красоты были кудри. Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет, - реплика из средневековой пьесы.
Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным. Они носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство. Молодые девушки волосы также собирали аккуратно в косы, переплетали лентами и сверху укрывали накидками. Мужской стиль - это гладко зачесанные назад и убранные в пучки волосы, свободно растущие борода и усы. Парикмахерское искусство в это время развития не получило.
Но в период конца позднего Средневековья головы женщин вновь начинают приобретать вид; напоминающий греческие прически. Общество развивается циклично, и эти циклы повторяются (философ Арнольд Той-би). После долгого средневекового поста начинается всеевропейский пир: Декамерон Бокаччо заменяет Библию; никто не живет без гороскопов, предсказателей - грядет эпоха наслаждения жизнью, эпоха Возрождения.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(XIV-XVI вв.)

В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. О! Как молодость прекрасна, но мгно-венна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся, - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры...
Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.
Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской Венере). Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ
СТИЛЯ БАРОККО (XVII-сер. XVIII вв)

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль - Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники жабо (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.
Вторая половина XVII века - это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны. Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды (испанская бородка) .
После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа а ля Фонтаж из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО
в эпоху стиля РОКОКО (первая половина XVIII века)

Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и продолжался вплоть до революции. Король-солнце, говоривший: Государство - это я, все-таки по-своему заботился о величии Франции. А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем другом не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию законодательницей мод. И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических понятиях того времени. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения. В 1740 году поэт Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца Буше любовнице Людовика XV, госпоже де Помпадур: Говоря откровенно, я ищу Лишь изящество, грацию, красоту, Мягкость, вежливость и веселость - Словом, все то, чем дышит Чувственность или игривость. Все это без лишней вольности, Под покровом, которого требует Придирчивая добродетель. На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась пудреная прическа. Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем маленькой женщины. Впоследствии (при Марии Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет паркмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ
СТИЛЯ КЛАССИЦИЗМА (XVIII-нач.Х1Х вв.)

Великая французская буржуазная революция стала концом века суетных маркиз. Мария Антуанетта положила на плаху свою красивую голову. С ее смертью умерла целая эпоха. В моду проникает Классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. Залы обставляются на античный манер; разительные перемены в одежде и прическах: здесь тоже все стало а ля антик - женские платья уподобились хитонам, волосы убраны в виде изящной диадемы... Модницы желали походить на древнюю статую. Впервые появляются короткие стрижки у женщин. Прическа а ля Титус с коротко стриженными и мелко завитыми на концах прядями возникла в память о тех, кто закончил свои дни на гильотине (перед казнью остригали волосы, обнажая шею). Именно так причесана мадам Рекамье на портрете Давида. Надо лбом ее волосы поддерживает широкая лента. На портрете Жерара та же мадам Рекамье причесана в стиле а ля грек: волосы, собранные в простой пучок, украшены декоративной иглой.
Со второй половины XVIII века прически становятся более простыми и естественными, зачастую с использованием только одной шпильки, а иногда и просто завязывались узлом. Локоны были обязательны.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ СТИЛЕЙ АМПИР
(1800-1815 гг.) и БИДЕРМЕЙЕР (сер. XIX в.)

В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона I появился стиль Ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.
После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.
Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием последних для того времени парикмахерских приспособлений: способов окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов Для горячей завивки и др. - все эти приспособления (конечно, усовершенствованные) применяются и в настоящее время.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ЭКЛЕКТИКИ
(2-я пол. XIX века)

Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды. Прически становятся проще, хотя сложные прически из длинных волос по-прежнему популярны до конца XIX-начала XX веков. Мужская мода конца XIX-начала XX веков представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную книзу.
Конец XIX века характеризуется достижениями технической мысли: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. В это время вошла в моду короткая, женская, геометрическая стрижка. Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Женщина должна была широко шагать, ей нужна была удобная одежда и некогда было накручивать локончики. В моду входит новый образ - женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Это была революция. Все более сильное влияние на моду оказывает кино, тогда еще не умевшее говорить. Доживает свой век прежний идеал женщины, воплощенный в Лилиан и Дороти Гиш и, особенно, в Мэри Пикфорд, - наивные и невинные золотоволосые ангелы. Замысловатая прическа Мэри стала ее фирменным знаком. Выглядела она так: огромная масса волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов (два хранятся сейчас в Голливуде, в музее кино). Однако красота, воплощенная Пикфорд, начинает казаться старомодной. Появляется женщина-вамп. Двадцатые годы XX века - та редкая эпоха, когда, наконец-то, господство блондинок свергнуто. На экране и в жизни царят такие женщины, как Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини, - хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными в стиле Каре волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза. Все десятилетие прошло под знаком Греты Грабо с ее прекрасным лицом, словно созданным из света и одиночества, и Марлен Дитрих.
В 40-е годы стиль женской одежды был огрубленным, военизированным. Но, как ни странно, в моде держались сложные прически с локонами до плеч и пышными коками надо лбом. Они пережили войну.
В предвоенные и военные годы в России безраздельно владычествуют блондинки: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Любовь Орлова.
В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей - истории прекрасных блондинок с глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев. В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима И бог создал женщину кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, Конский хвост, пышную Бабетту с начесом. В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут самой красивой женщиной мира, перекрашивается в блондинку. Это - Катрин Денев. Она стала похожа на Бриджит Бардо, - писали журналисты.
В конце 60-х годов английский парикмахер Видал Сассун создает свою знаменитую демократическую стрижку. Спустя 25 лет он назвал ее личным вкладом в женскую эмансипацию. Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой... В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов, вплоть до седого, лилового, огненно-рыжего.
70-е годы приносят миру химическую завивку. По-прежнему на моду влияют молодежные движения. В конце этого десятилетия в Лондоне появляются панки, шокирующие своим внешним видом. Прически панков походят на ощетинившихся ежей и дикообразов: растрепанные, торчащие в разные стороны неровные пряди, выкрашенные в дикие цвета.
Мода не отвергла стиль панков, но облагородила его. Девичьи головки стали украшаться стрижками Каскад, вошли в моду и совсем короткие стрижки Ежики, как у героини фильма Зимняя вишня. Вариант панковской стрижки и у героини фильма Маленькая Вера, которая воплотила расхожий тип девочки из ПТУ.
В середине 80-х годов маятник моды качнулся в сторону женственности. Что придет на смену раскрашенным в разные цвета и неряшливо разбросанным космам? Наконец-то возвращаются длинные волосы, бывшие столь любимыми и почитаемыми в прошлые времена. наконец-то женщины станут походить на женщин. Возвращаются локоны, букли, волны, плавно ниспадающие на плечи, - так восклицали мужчины в американском журнале в 1986 году.
Мягкость, женственность и естественность - три кита сегодняшней моды в прическах. Звучат и ностальгические нотки: модельеры любуются красотой женщины ушедших лет. Кроме стрижек предлагаются прически в стиле Марины Влади, Бриджит Бардо, Одри Хепберн...
Окраска волос достигла совершенства. Можно красить волосы хоть каждую неделю, как это делает супермодель Линда Эвангелиста, но помнить, что самый модный цвет - это тот, что дала нам природа. Место жестких красителей все чаще занимают оттеночные шампуни, которые обогащают естественный цвет волос, придают им пленительную игру оттенков. Появляется все больше поклонниц натуральных растительных красителей, с применением которых волосы оживают, блестят... Мода дает редкую возможность сохранить индивидуальность и оставаться такой, какая вы есть. Даже в эпоху Возрождения, когда все с ума сходили по блондинкам, великий Шекспир воспевал в сонетах свою черноволосую смуглую леди:
Прекрасным не считался черный цвет, Когда на свете красоту ценили, Но, видно, изменился белый свет - Прекрасное подделкой очернили. С тех пор, как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота. Живет она безродной и бездомной. Вот почему и волосы, и взор Возлюбленной моей чернее ночи - Как будто носят траурный убор По тем, кто краской красоту порочит... Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота... Кто знает, может быть смуглая леди осталась жить в веках лишь потому, что рискнула не поддаться переходящей моде и остаться сама собой?

РАЗВИТИЕ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена. Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч. Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена. Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) волосы, усы и борода имели максимально возможную длину. В дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались - внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени. Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конце XVI - начало XVII века), мода в ношении усов и бороды изменений не претерпевала: усы и бороду не брили. Волосы стригли под горшок.
С воцарением Михаила Федоровича - первого царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем облике царствующих князей сохранялся стиль одежды предыдущего правителя - Василия Шуйского: богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины. Русские женщины, особенно жены и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами. Они знали только терем да церковь.
Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины - убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. (Опростоволоситься - значит сделать грубый промах, оплошать.) Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали острижению.
Правительница Софья (конец XVII века) изображена на портрете с короной. Длинные волнистые волосы распущены по плечам. С приходом к власти Петра Великого (1682) изменились уклады, жизнь стала другой. Мужчины сбрили бороды, одежды и прически стали носить на европейский манер. Женщины, жившие до этого затворницами в теремах, были раскрепощены. При дворе затевались балы, гуляния и маскарады, главным увеселением стали танцы. Запад задавал тон в веяниях моды. В Россию приглашены были лучшие мастера различных профессий, приглашались и парикмахерских дел мастера. Крепостные работали подмастерьями. Их называли тупейными художниками. Но все же Россия, перенимая общее направление западной моды, определила свой стиль, менее вычурный, свойственный спокойно-величавому характеру русской женщины. Надо отметить, что русские женщины не применяли химических красителей для волос, но широко пользовались растительными.
Императрицу Екатерину I украшала маленькая изящная прическа с локонами, унизанными жемчугом. Распущенные по плечами, свободно лежащие волосы - прическа Анны Иоанновны. (В Европе в это время были в моде пудреные прически.) Маленькую прическу с распущенными локонами Елизаветы Петровны, украшенную диадемой, сменил скромный стиль причесок императрицы Екатерины Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (а Европе в это время царствовало Рококо). С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля Бидермейер в России.
Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое.
Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.

Установить точные даты, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно.

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность.

Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нравиться другим, вызывать восхищение.

Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Итак, известно, что парикмахерское искусство зарождалось в далекие времена. Для начала узнаем, как это происходило в Древнем Мире.

Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.

Форма причесок в Древнем Египте была довольно интересна. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов.

Египтяне владели мастерством изготовления париков. Их делали из естественных волос, овечьей шерсти, растительных волокон. Надевали парики на подстриженную голову, носили их и женщины и мужчины. Первоначально правом ношения парика обладали только жрецы, затем к ним присоединились представители знати и только позже - простые египтяне. Знатные люди носили большие тяжелые парики, изготов­ленные из натуральных волос. В зависимости от социального положения выбирался фасон парика.

Осо­бенно популярны были громоздкие трапециевидные парики из длинных, ниспадающих на плечи волос или мел -козаплетенных косичек, разделенных вертикальным пробором по центру го­ловы. Такие парики призваны были подчеркнуть изящество фигуры их обладателей.

Также это были тщательно заплетенные в косички пряди волос, подстриженные на одном уровне, ниже ушей (первое «Каре»), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки.

Чтобы придать прическе еще больший объем, иногда надевали не один, а два парика. Простые египтяне носили неболь­шие парики из искусственных волокон.

Естественные волосы жителей Египта были гладкими, модными были черный или темно-коричневый цвет. Для того чтобы изменить натураль­ный цвет волос или сделать его ин­тенсивнее, египтянки применяли хну, жир черных змей и быков, яйца во­рон.

Для того чтобы придать волосам вид завитости, женщины смазывали волосы глиной, делили их на небольшие пряди, которые затем наматывали на специальные тоненькие прутья и высушивали под палящими солнечными лучами.

Впоследствии на смену прутьям пришли металлические стержни, ко­торые предварительно нагревали и наматывали на них пряди волос.

Мужчины в Древнем Египте носили свободно ниспадающие волосы. Бороду брили каменными или бронзовыми приспособлениями, но представители знати в особо торжественных случаях привязывали к подбородку шнурком или металлической ниткой искусственные бороды и парики, изготовленные из овечьей шерсти, обычные люди же носили просто свободные волосы.

Волосы мужчины носили длинные, зачесанные назад. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи - в кольца.

Из Египта парикмахерское искусство распространилось в другие страны.

Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово «косметика» греческого происхождения и означает «искусство украшать».

Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщины и мужчины применяли различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Именно в Афинах появились специальные заведения, в которых занимались созданием причесок, брили бороды.

Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически диадемами, бусами, обручами и лентами. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.

Женщины завивали волосы в локоны, для этой цели применяли специальные щипцы.
Это были небольшие железные стержни с ручкой для держания, на концах щипцов помещались шарики. Завитые таким образом локоны сохранялись в течение некоторого времени.

Гладкие, незавитые волосы носили во время траура.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот, например, Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, «отцом истории» Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке.

Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.

Позже (приблизительно с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение прическам из коротких волос.

Изменились способы создания париков. Популярными стали парики и прически из коротких завитых волос.
Идеалом красоты считались волосы золотистого и пепельного цветов.
В это время для окраски волос применяли натуральные, растительные красители, которые эффективно изменяли естественный цвет волос и придавали им нужный оттенок. К сожалению, секрет приготовления этих красителей утрачен.

Естественные волосы египтян были гладкими, имели черный цвет.

Наши услуги:

История причесок

История причесок

Ранние времена

Сложно представить, что прическа зародилась в глубокой древности. Не возможно установить, когда на смену пучка волос пришло то, что смело можно назвать прическ ой. Географическое расположение племен, их верования, другие традиции породили создание определенного стиля украшения волос, в простом смысле древнейшей моды. Много тысяч лет назад у наших предков появилось желание украшать свою внешность прическами. Разнообразие и распространение причесок развивалось и укреплялось с ростом культуры развития народа. Найденные археологами статуэтки и рисунки с изображениями людей древнекаменного века (палеолита) дают нам понять насколько сложными уже тогда были прически. Первобытные красавицы уже тогда использовали укладки с использованием глины и масел и украшения из ремешков, венков и шнурков.

Древние цивилизации
Место зарождения парикмахерского искусства - Древний Египт. Первыми они овладели техникой окрашивания волос, используя хну, научились обесцвечивать волосы, активно использовали холодную завивку на специальном железном стержне. Там же появились и первые парики, которые разумеется могли позволить себе только представители господствующего класса. Самые изысканные прически творились, пожалуй, в Древней Греции. И не смотря на свою простоту и изящество, именно здесь культура причесок достигает своего пика. Гречанки активно используют для украшения волос различные предметы: заколки, обручи, диадемы. Римские модницы долгое время подражавшие Древней Греции, скоро создали свой неповторимый стиль. Создание прически превратилось в наиважнейшую церемонию, затрачивающую по много часов и это могло происходить даже несколько раз в день. Свадебные прически заплетали в шесть кос, поддерживаемых лентами, которые обматывались вокруг головы, а фламмеум, оранжевое покрывало, набрасывали поверх. Именно в Древнем Риме впервые для свадебных причесок начали использовать диадему, она служила своего рода брачным венцом. Стоит отметить, что изысканные прически в древние времена, могли себе позволить только люди высших сословий, ведь элегантная прическа всегда подчеркивала статус ее обладательницы. Также то, что мы сейчас часто называем вечерняя прическа , и частенько делаем только на важные мероприятия, представительницы элиты использовали как ежедневное дополнение своего облика.

Средние века
К сожалению в период раннего Средневековья, в связи с запретами церкви, прически уже не блещут красотой и элегантностью. Распущенные волосы превращаются в символ греха, а мытье волос становится чересчур вредным занятием и заменяется сухим методом специальной пудрой. Косметика и яркие украшения также попадают под запрет. В те "тяжелые" для женщин времена только головной убор мог по-настоящему украшать дам, во всем остальном они должны были проявлять скромность. Но к счастью в период позднего Средневековья, резкие послабления церкви приводят в возрождению мира причесок. Близится эпоха Возрождения, идет возврат к изысканным прическам Греческого стиля, использующих всевозможные украшения. Появляется новая мода и в свадебных прическах . Как украшение головы жениха и невесты теперь популярно использовать венки из полевых цветов. Отдельно хочется остановится на свадебных прическах представительниц Древней Руси. Обязательным предметом свадебной прически был кокошник, а украшениями служили бумажные цветы и разноцветные ленты. Более богатые невесты могли позволить себе дополнительно украсить кокошник жемчугом или драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения. 19век
На смену ущемлений и запретов Средневековья, приходит желание наслаждаться и ни в чем себе не отказывать. Теперь стремление женщины выделить себя из толпы расцветает с новой силой. Период изобилует прическами античности, вновь используется окрашивание волос, особенно популярен светлый цвет волос. Не забывают дамы и о различных украшениях. Наверное именно в эту эпоху головной наряд становится самым большим. На голове создаются настоящие произведения искусства. Новинка эпохи - шиньон и различные подкладки для увеличения размера причесок. Революционные веяния 19 века приводят к появлению моды на короткие прически, как памяти о казненных на гильотине. Модным становится естество и стиль причесок резко упрощается. Однако 19 век вносит и свои новшества - впервые используется химическая завивка.

Настоящее время
Начало 20ого века - революция в мире прически. Стремление женщины ни в чем не уступать мужчине приходит не только к осваиванию ими мужских профессий, но и к закреплению моды на короткую стрижку. 20ые годы сложно представить без использования фена, химическая и термическая завивки, как и окрашивание волос становятся нормой. За сменой цветовых предпочтений невозможно уследить. Еще вчера рыжие модницы теснят блондинок, но несравненная Мерлин Монро в 50е годы, вновь отбивает пьедестал для блондинок. Многие знаменитости становятся идеалами и примерами для подражания миллионов женщин. 70е годы своими стрижками взрывают хиппи и панк культура, которая также стремительно затихает в 80е. Теперь модно не меняться, а подчеркивать свое природное естество. 90е годы впервые дают миру свободу выбора стиля. Нет четких рамок и предпочтений, каждая в праве носить, что ей нравится и подходит.

Истоки парикмахерского искусства уходят корнями в глубокую древность. Внимание к волосам люди проявляли с давних времен. Изображения человека, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что наши предки следовали в прическах зверей и птиц, цветы и травы.

Прически возникли гораздо раньше одежды. Еще в наскельных рисунках мы видим людей, которые ходили 5-6 тысячелетий назад голыми, но с уложенными прическами из длинных волос. Человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе и прически, свое представление о красоте, общий эстетический идеал, присущий каждой исторической эпохе.

Изучение истории парикмахерского искусства не только познавательное, но и полезное, поскольку некоторые приемы и идеи могут быть использованы и используются сегодня. Например, в Древнем Египте создавались парики самых разнообразных форм. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами. Еще во времена рабовладельческого общества появились первые профессиональные парикмахеры из рабов.

В Древней Греции их называли «капамистерамы» - от названия стержня для завивки. К парикмахерским работам предъявлялись высокие требования, причесывание было церемониалом, доступным только привилегированным гражданам. Женщины-гречанки носили длинные волосы и знали несколько типов причесок. Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, от виска к виску недлинной бороды и усов.

Различными и сложными были прически римских патрицианок. Это и гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор, и завитые длинные локоны, и «греческие» прически, и высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. В Древней Греции и Риме модным считались белокурые и русые волосы.
Широко применялись различные , масла, некоторые интересны и в наше время.

Лучший выход нашли жители древней Месопотамии. Они просто наголо брили головы, решая сразу и проблемы расчесывания и маскировки лысины. Египтяне тоже брили головы. Но выходя из дома, надевали парик. Делали его из прядей овечьей шерсти, нашитых на основу из льна в форме локонов, уложенных ярусами. Это скорее была шапка, стилизующая прическу.
Жрецы всегда ходили с непокрытой бритой головой, а фараон прикрывал ее короной или платком, знакомым нам по изображениям сфинксов.

Зато ассирийцы, хетты, персы, финикийцы, иудеи носили роскошные длинные волосы, тщательно уложенные, взбитые на концах в пышную «пену» и умащенные благовониями. Там в понятие о мужской красоте твердо входили хорошие волосы. Некоторые отращивали их до невероятной длины, иначе откуда бы в Библии появился рассказ о Авессалома, который, спасаясь бегством, запутался в ветвях раскидистого дерева и погиб от рук врагов.

В средневековье развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась подчинить «греховную человеческую плоть».
Мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам. Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем. В XV веке преобладали головные уборы (чепчики), а прическа потеряла свое значение.

Эпоха Возрождения была Важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.
Особенно красивыми считались золотистые волосы. Для этого женщины долгое время проводили на солнце, распустив волосы по полям специальной широкой шляпы. Волосы, выгорая, приобретали золотистые цвета. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужнымы бусами, вуалями.

В XVII веке законодателем моды и причесок становится Франция. Прически эпохи барокко были подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

Стиль рококо появился в первой половине XVIII века, завершает развитие стиля барокко.
Рококо - декоративный стиль, которому свойственны хрупкость, изящество, чувственность. В прическах доминировали локоны и букле. Мужские прически были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. Женские прически в середине XVIII века становятся громоздкими, чрезвычайно сложными. На голове создавались целые конструкции включали не только ленты, цветы, драгоценности, но и модели кораблей, вазы с фруктами. Было модно украшать высокие прически живыми цветами.
Для длительного сохранения причесок их посыпалы мукой, смазывалы салом или белком яйца, скалывали многочисленными шипами длиной до 30 см. Сложности возникали во время поездки в автомобиле.
Женщинам приходилось высовывать голову в окно или снимать верх кареты. Много хлопот доставляли внутренние покои, поскольку двери кое-где были низкими. Поэтому был изобретен специальный складной механизм, благодаря которому высота прически могла меняться.

Конец XVIII века - это период классицизма. Большое значение имела Французская революция 1789 года, которая привнесла во все сферы, в том числе и моду, новые веяния, идеи, образы античного мира. Прически стали проще, более природными, ушла из обихода пудра. Мужчины начали коротко стричься.

XIX век - возраст ампира, романтизма. Прически очень разнообразны по форме, часто превращаются в настоящие произведения искусства. Завитые локоны, шиньоны, укладки менялись в зависимости от моды.
Столицей моды был Париж. Модные журналы выписывались из Франции, где во второй половине XIX начали проходит конкурсы парикмахеров.

В ​​начале XX века появляется деловой стиль. Прически более простые и рациональные.

В 1904 году впервые был выполнен перманент - длительная завивка волос. С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском деле. Благодаря химической завивке стало возможно получать хорошие результаты при обработке волос. Появляются новые химические красители и осветлители или волос.
В первой половине XX века диктатором моды становится кинематограф. На улицах можно увидеть прически в стиле Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Софии Лорен и т.п.

Моду 80 - х годов XX века характеризуют прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах.

Современная мода предполагает женские прически разных направлений: деловые, повседневные, торжественный, но главное - это показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика. В мужской моде преобладает деловой стиль, но возможны и более непосредственные варианты - от бритого затылка и висков к длинным волосам.
Значительное внимание уделяется цветовой гамме волос. Тонирование сегодня стало своеобразным искусством. Мягкие переходы тонов, игра цветов придают особую красоту прическе, могут подчеркнуть достоинства вашей внешности и скрыть недостатки.

Специалисты единодушно признают: сейчас модное то, что соответствует вашему духу, характеру, образу жизни. Не существует никаких правил и ограничений в прическе.

В современной моде трудно выделить какое-то приоритетное направление. Такое разнообразие дает огромный простор для самовыражения как самой женщине, так и мастеру. Однако можно сказать, что многие женщины предпочитают клласическим женским прическам короткие молодежные стрижки, поскольку оценили их удобство.
Облегченные варианты женских причесок не прихотливы, за ними очень легко ухаживать, они практически не отнимают время на укладку, кроме того, способны сделать каждую женщину неповторимой.
В современных женских прическах нет строгих рамок, и мастер имеет возможность «поэкспериментировать» какими-то деталями, длиной и создать форму, идеально подходящую именно этой женщине, овалу ее лица, стилю одежды, образу жизни. Хороший мастер редко стремится точь-в-точь повторить рисунок предыдущей стрижки, каждый раз женщина должна уходить от парикмахера чуть измененной, обновленной и посвежевшей. А правильно выполненная стрижка позволяет укладывать волосы по-разному, придавая прическе то спортивного, то романтического, то торжественного звучания.
Впрочем, иногда для того, чтобы восстановить свою внешность, надо не столько изменить стиль или рисунок стрижки, сколько освежить цвет волос, а то и вовсе кардинально его изменить. В каждом конкретном случае, конечно, необходимо отталкиваться от личности женщины, от того, какой стиль и какую цветовую гамму она предпочитает в одежде, учитывать ее возраст, род занятий.
Молодым девушкам подходят женские прически креативного характера и соответствующая окраска волос. Это направление моды предполагает в первую очередь неординарную форму прически, использование прядей разной длины, всевозможной асимметрии.
при такой стрижке должен соответствовать общему стилю, быть смелым, ярким, насыщенным. Допускается и, более того, приветствуется использование одновременно нескольких цветов - контрастных или близких по тону.
Авангардный стиль современных женских причесок, которому свойственны длинные челки - вуали, подчеркивающие загадочность взгляда, асимметричные формы, «рваные» кончики волос, создает образ женщины - загадки.
Новые технологии выполнения женских причесок заключаются в том, что они учитывают, как будет расти волос, поэтому прическа не теряет своей формы по мере отрастания волос. Длинные волосы предусматривают интенсивный уход и сложную укладку, однако можно обойтись и без этого, если волосы подстрижены плавным переходом, а его концы несколько изреженные для создания перистого контура. Такие волосы можно оставить прямыми, слегка подкрутить кончики или собрать в узел, а в торжественных случаях можно использовать в укладке принцип «единства противоположностей», когда прямые и волнистые пряди чередуются или гладкий верх сочетается с завитыми концами главное, чтобы прическа выглядела гармонично.
В зрелом возрасте женские прически больше предполагают классические линии и не такие смелые «цветовые решения». Предпочтение лучше отдавать естественным оттенкам, а цветовые переходы решать в одной гамме. В этом случае волосы словно мягко переливаются разными по интенсивности оттенками одного тона, превосходно оживляет общее впечатление от прически и оставляет ощущение естественного сияния волос.
После нескольких лет господства прямых волос в моду вернулись локоны. Но опять-таки локоны с легкой «небрежностью», а не те сильно налакированные, которые выглядят совершенно безжизненными.
Еще одна заметная особенность современных кудряшек - интересная структура с комбинированием нескольких типов завитков. Современные прически не должны быть статичными и покрытыми толстым слоем лака, они естественны, подвижные и создают выразительный и целомудренный женственный образ.
Хвосты тоже в моде. Но на этот раз это не просто скромные хвостики школьницы, а заключенные в корону, асимметричные и блестящие произведения стилистов. Опять актуальны хвосты с начесом. При этом они выглядят очень романтично, хоть и слегка хаотично.