Плохие гены. Как узнать, чем будет болеть ваш будущий ребёнок. Как узнать, что у вашего ребенка повышенное артериальное давление

С каждым годом увеличивается число детей, у которых выявлено повышенное артериальное давление. На сегодняшний день выявлено, что от двух до пяти процентов детей страдают гипертонией, чаще всего вызванной избыточным весом. Эта статья поможет вам понять причины и симптомы этого заболевания, а также оценить, чем высокое давление может быть опасно для ребенка. Начните читать с Шага 1.

Шаги

Часть 1

Определите, входит ли ваш ребенок в группу риска

    В чем опасность высокого артериального давления (АД). Наше сердце и сосуды непрерывно, день за днем, подвергаются воздействию давления. С возрастом в них начинают происходить изменения.

    • Однако, если АД слишком высокое, скорость износа сердца и сосудов возрастает. Эти органы, с большой долей вероятности, начинают подвергаться разрушению. Есть и другие органы, которые страдают от высокого давления, чаще всего страдают почки и головной мозг. Высокое артериальное давление обуславливает серьезное заболевание - артериальную гипертензию.
    • С другой стороны, если давление слишком низкое, то интенсивность кровотока не позволяет обеспечивать должного кровообращения, необходимого для нормального функционирования органов.
  1. Вам нужно знать, что ожирение может быть причиной высокого артериального давления. Одной из причин повышения числа детей, страдающих гипертонией, врачи называют увеличение числа детей, имеющих лишний вес. Вот основные факторы, обуславливающие повышение артериального давления у детей, страдающих ожирением:

    • Нарушается выведение соли (натрия) и воды, что приводит к увеличению объема жидкости в организме, в том числе и в кровеносных сосудах. Чем больше объем, тем выше артериальное давление. По этой причине многие люди, страдающие гипертонией, ограничивают потребление соли и принимают медикаменты, помогающие почкам лучше выводить соль (диуретики).
    • Активация определенных гормонов и сигналы от нервов почек приводят к сокращению (сужению) артерий, проводящих кровь. Чем сильнее сужены сосуды, тем выше давление. Со временем у тучных людей сосуды становятся менее эластичными. Поэтому сердцу приходится прилагать больше усилий и создавать с сосудах высокое давление, чтобы обеспечивать циркуляцию крови в организме.
  2. Вы должны знать, что некоторые лекарства вызывают повышение давления у детей. У здоровых детей такое случается довольно редко, однако, такое может произойти.

    • Такая вероятность возрастает, когда ребенок принимает риталин (в России его применение запрещено) или другие препараты, связанные с лечение СДВГ. Хотя такие препараты могут вызывать повышенное давление, обычно это повышение незначительно. Тем не менее, будет разумно, если вы будете контролировать артериальное давление ребенка, чтобы быть уверенным, что эти препараты не создают проблемы.
    • Другие препараты, которые редко назначают детям, тоже могут вызывать повышение АД. Среди них стоит упомянуть такие иммунодепрессанты как преднизолон (и другие гормональные препараты этой группы), такролимус и циклоспорин.
    • Многие другие лекарства, в том числе безрецептурные препараты, а также лекарственные растения и биодобавки, могут способствовать повышению давления, однако в этом случае чаще всего у человека уже есть гипертония, вызванная другими причинами. Если у вас повышено давление, обязательно проинформируйте вашего лечащего врача о том, какие именно лекарства могут вызывать его повышение.
  3. Вы должны знать, что некоторые дети раннего возраста находятся в группе риска по развитию артериальной гипертензии. Гипертония может быть выявлена у детей первого и второго года жизни. Это заболевание может выявлено, если родители знают о том, что ребенок относится к группе риска по гипертензии, или в случае, когда у малыша проявляются признаки заболевания, описанные в секции 3. Вот некоторые условия, которые повышают риск развития гипертонии у ребенка и требуют специального внимания:

    • Ребенок родился недоношенным и получал интенсивное лечение.
    • Ребенок, у которого имеются заболевания легких, связанные с недоношенностью.
    • Новорожденные, мать которых принимала наркотики во время беременности (У ребенка развивается абстинентный синдром).
    • Дети, у которых отмечены шумы в сердце.
    • Дети с диагностированными нарушениями работы почек и мочевыделительной системы.
    • Дети с необычной пигментацией кожи.
    • Дети, родственники которых страдали поликистозом почек
    • Дети, у которых отмечены судорожные припадки неясной этиологии.

    Часть 2

    Проверка артериального давления у ребенка в домашних условиях
    1. Вам нужно научиться измерять АД своего ребенка самостоятельно. Если у вашего ребенка высокое давление, научитесь измерять его в домашних условиях. Если вы научитесь следить за давление ребенка дома, это поможет вам получить более достоверные данные о динамике АД, особенно если ваш ребенок нервничает в кабинете доктора.

      • Так вам будет проще следить за изменениями давления ребенка и реже придется ездить на прием к врачу. Однако главная трудность заключается в том, что если ваш ребенок еще маленький и ему не подходит манжета обычного тонометра, вам будет сложно найти в продаже специальный прибор, рассчитанный на ребенка.
      • Не забывайте, что измерения всегда должны быть точными. Хотя АД может измениться даже за одну минуты, вполне возможно проследить средние значения и тенденции его изменения. Если мы говорим о рисках, связанных с гипертензией, даже разница в 5 мм рт. ст. может быть важной.
    2. Купите прибор для измерения давления, который подходит по размеру вашему ребенку. Если вы купите тонометр, который слишком велик или слишком мал, это даст вам неточные результаты. Для того чтобы подобрать правильный размер, измерьте расстояние от края плеча ребенка до локтевого сгиба. Рассчитайте 3/4 этого расстояния. Вам понадобится тонометр, ширина манжеты которого наиболее близка к полученному числу. Если рассчитанная ширина находится между двумя размерами, выбирайте больший или купите сразу два. В продаже можно найти тонометры с манжетой следующих размеров:

      • 9 centimeter (3.5 in). (9 см.)
      • 12 centimeter (4.7 in). (12 см.)
      • 15 centimeter (5.9 in). (15 см.)
      • 18 centimeter (7.1 in). (18 см.) Такая 18 centimeter (7.1 in) манжета (“большая взрослая”) обычно бывает нужна для детей старшего возраста, имеющих лишний вес. Вместо нее вы можете купить “длинную” 15-сантиметровую (взрослого размера) манжету, обеспечивает лучший обхват руки.
    3. Наденьте манжету на руку ребенка. Наденьте манжету тонометра на верхнюю часто руки, выше локтевого сустава. Если на манжете есть стрелка, проверьте, чтобы манжета была надета так, чтобы стрелка указывала на локтевой сгиб.

    4. Поместите стетоскоп ниже манжеты. Вы можете измерить давление, поместив стетоскоп на руку ниже манжеты, обычно на локтевой сгиб. В этом месте проходит одна из главных артерий, снабжающих кровью ткани предплечья и кисти.

      • Если вы сможете при надавливании ощутить пульсацию артерии, когда легко нажимаете выше локтевого сгиба, это вам поможет. Поместите головку стетоскопа выше места пульсации, аккуратно прижав ее.
    5. Накачайте воздух в манжету. Убедитесь, что спусковой клапан, расположенный возле груши тонометра, полностью закрыт. Когда вы будете нагнетать воздух в манжету, быстро сжимая грушу, на шкале будет отражаться повышение давления.

      • Нагнетайте воздух до тех пор, пока не достигнете показателей, которые выше типичного давления для возраста вашего ребенка. Для очень маленьких детей это 140 мм.рт.ст., для дошкольников и младших школьников - 150-160 мм.рт. ст. и 160-170 - для подростков.
      • Когда давление в манжете падает ниже давления в артерии, кровь начинает проходить по сосуду под манжетой. Первый “удар” будет отчетливо слышен в стетоскопе, и вы запишете показатель систолического АД.
      • По мере снижения давления в манжете звук неожиданно пропадает. Запишите этот показатель как диастолическое АД.
    6. Определите, насколько высокое давление у вашего ребенка. Показатели, при которых давление считается “нормальным”, повышаются по мере взросления ребенка. Поэтому давление, которое считают нормальным для пятнадцатилетнего ребенка, может считаться “высоким” кровяным давлением для пятилетнего. Для оценки давления ребенка удобнее всего воспользоваться величинами 90 и 95 процентилей. Например:

      • Артериальное давление ниже 90 процентилей: примерно 90 из 100 здоровых детей будут иметь показалели АД ниже показателя 90 процентилей.
      • 95 процентилей: 95 из 100 здоровых детей будут иметь показатели АД ниже этого уровня.
      • АД в интервале между 90 и 95 процентилями называется “прегипертензией”. Это показатели, при которых повышен риск, что со временем может развиться артериальная гипертензия.
      • Таким образом, АД выше показателя 95 процентилей будет рассматриваться как гипертензия. Вы сможете найти этот показатель для своего ребенка, используя информацию, предоставленную вашим врачом, однако это может занять значительное время, и вы также должны знать процентили роста для вашего ребенка.

У всех детей есть свои любимые сказки. И этот выбор не случаен, так как сказка дает возможность ребенку не только окунуться в волшебный мир, но и провести параллели со своей жизнью. Она помогает ему лучше понять себя и поступки окружающих. А для родителей сказка может стать незаменимой помощницей, чтобы разобраться в мотивах поведения ребенка и его эмоциях.

Читайте об эффективном приеме в работе со сказкой, который поможет лучше узнать внутренний мир ребенка и его мысли.

Как узнать, что чувствует и думает ребенок

Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное - внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую - не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.

В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.

Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их хорошо запомнить, а потом подробно записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки остроты проблемы.

Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

Сказка про часы

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Сказка “Тяжелые времена”

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.

Сказка “Садовник и кустик”

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», - говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

Сказка “Ворон”

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, не решающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

Сказка “Заколдованный принц (принцесса)”

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?

Сказка “Журавли”

«Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» - удивился птенчик? «В теплые края, - ответил папа, - ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», - возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», - сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»

Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

Почему так важно знать всю правду о том, что происходит с ребенком в школе? Дело в том, что в начальной школе дети только адаптируются к новой среде и не всегда понимают, правильно ли все то, что с ним происходит. Некорректное поведение учителей или грубое поведение одноклассников может обижать или унижать ребенка, но рассказать об этом решится далеко не каждый малыш, просто потому, что не знает, что должно быть по-другому. Предлагаем вам 10 вопросов, которые помогут быть в курсе обстановки в школе и избежать серьезных психологических проблем у вашего ребенка.

К сожалению, все чаще в Интернете можно наткнуться на истории о том, как учителя унижают или даже бьют своих учеников. И даже если преподаватель не прибегает к рукоприкладству - это не значит, что ребенок не получает психологических травм. Вот одна из подобных историй от матери, которая столкнулась с жестокостью педагога:

Отправила ребенка в этом году в первый класс, сегодня звонит его классная и орет: "Ваш ребенок обкакался на уроке, забирайте его"! Прихожу, он в шоке, рыдает, униженный, сидит в грязных штанишках в раздевалке, мимо проходят дети, смеются. Утешила, дома стала расспрашивать, как же такое вышло, неужели их не пускают в туалет? Оказалось, пускают, и чтобы пойти в туалет, нужно поднять руку, и тогда классная спросит: «Тебе по-большому или по-маленькому?» Если ответить «по-большому», она достает из стола большой рулон бумаги (в школьных туалетах с бумагой всегда проблема) и отрывает от него крошечный листочек. Если попросить больше, начинает высмеивать перед всем классом, типа «Ты сколько там навалить-то собрался», «Позови меня, когда дела сделаешь, я посмотрю, сколько там, и решу, нужна ли тебе еще бумажка», и так далее. Сын за осень пережил такую ситуацию уже дважды, на третий раз решил терпеть, и вот... Когда я пришла в гневе к классухе, она сказала в ответ: «А вы что, его не научили, что какать стыдно?».

По этой истории видно, что какими бы внимательными родители ни были, они не всегда знают, что их детей обижают. Спросив: «Как дела в школе?», скорее всего, вы услышите в ответ «нормально», но доверять односложному ответу не стоит. Чаще всего дети стараются скрыть постыдные эпизоды из своей жизни, поэтому так просто рассказать о проблеме они не решаются. Задача родителей – сформировать беседу таким образом, чтобы ребенок мог «намекнуть» на проблему, сам того не подозревая.

10 главных вопросов, которые помогут узнать об атмосфере в школе:

  1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? (А что самое плохое?).
  2. Если бы ты смог выбрать, с кем сидеть за одной партой, то кого бы ты пригласил, а с кем бы отказался сидеть? (Почему?)
  3. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? (Говорят ли учителя странные/смешные слова?)
  4. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? (Почему?)
  5. От чего сегодня ты больше всего устал?
  6. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? (Почему?)
  7. Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
  8. Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
  9. Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
  10. Тебе сегодня делали замечания на уроках? (За что?)

По тому, как ребенок отвечает на эти вопросы, можно понять очень многое. Вы будете видеть, что его огорчает, есть ли у него недруги, какой из предметов, а может быть и учителей, доставляют ребенку дискомфорт. Даже если он промолчит на один из вопросов – это уже будет сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно, если у ребенка действительно проблемы в школе.

Как заслужить доверие?

Конечно, чтобы ребенок честно отвечал на эти вопросы, важно, чтобы он вам доверял. А доверие к родителям нужно не то, чтобы заслужить, а, скорее, сохранить. Для этого соблюдайте несколько правил:

  • Всегда будьте искренними.
  • Если у вас нет времени на неторопливый разговор, лучше перенесите беседу на более позднее время, иначе вам в какой-то момент придется прервать малыша, а для него это будет очень важно.
  • Во время беседы смотрите друг на друга, не отвлекайтесь на уборку, готовку или еще что-то. Во-первых, для ребенка важно ваше участие, во-вторых, так вы можете упустить «тревожный звоночек» в глазах ребенка – будь то страх или боль.
  • Выполняйте свои обещания. Если вам пришлось нарушить данное слово, извинитесь. То, что родители тоже могут ошибаться и признавать это, поможет малышу по-другому смотреть на мир.

Что должно насторожить родителей?

  • Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины появления: «Нечаянно упал», «Споткнулся», «Засмотрелся».
  • Испорченные вещи. Порванная тетрадь у мальчишки не повод поднимать панику. Но вот если вы заметили, что вещи ребенка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы. Порванные учебники, рюкзаки, оторванные пуговицы и карманы на одежде – все это может свидетельствовать о травле другими учениками.
  • Резкое нежелание идти в школу. Слезы и истерики по утрам могут сигнализировать о проблеме.Если малыш с удовольствием проходит 3 четверти в школу, то вряд ли внезапно ему разонравится учеба – скорее всего, у этого есть серьезные причины. Но не все дети решают вопрос слезами – другие начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе - и это тоже признак проблемы в школе.

Как известно, на сегодня в Казахстане очень высокий процент детского суицида. Отчасти, причина в том, что проблемы у детей не были замечены вовремя. Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми, стремитесь к их доверию. Даже уделив всего полчаса своего времени на беседу, можно подарить своему чаду счастливое будущее.




Как узнать, есть ли у ребенка глисты? Для этого нужно знать симптомы их присутствия в детском организме. Понаблюдайте внимательно за своим малышом во время бодрствования и сна. Дети, у которых есть гельминты, отличаются раздражительностью и беспокойным сном, во сне могут скрипеть зубами.

Малышей может беспокоить:

  • зуд в анусе;
  • тошнота, рвота, поносы или запоры, боли в животе;
  • частые головные боли, головокружения, анемия;
  • аллергические реакции;
  • бледность кожи, синяки под глазами;
  • частые воспаления ЛОР-органов;
  • повышенное слюноотделение, особенно ночное (пятна на подушке);
  • маленькая прибавка в весе;
  • увеличение лимфоузлов и пораженных органов.

Важно!

Не занимайтесь самолечением, противоглистные препараты очень токсичны, нужную дозировку должен назначить специалист. После окончания лечения нужно будет провести контрольные анализы для подтверждения эффективности терапии.

Как узнать, что у ребенка глисты: методы исследований

При подозрении на гельминтоз, вас могут направить в лабораторию для сдачи различных анализов:

  • крови на уровень цветного показателя (повышение его указывает на присутствие гельминтов в организме), гемоглобина;
  • кала на яйца глистов (для точности проводят не менее трех раз);
  • соскоб на энтеробиоз (берется из ануса ребенка утром сразу после сна).

Также доктор может назначить УЗИ органов брюшной полости, компьютерную томографию или рентгенографию тех органов, где подозревают наличие гельминтов.

Чтобы не приключилась такой неприятности, необходимо соблюдать гигиену. Мыть с мылом или с применением специальных средств руки малыша и его игрушки. Для детской кожи идеально подойдет крем-мыло «Ушастый нянь»

Выводы

Болезнь всегда легче предупредить, чем вылечить. Чтобы избежать появления гельминтов, соблюдайте гигиену. Не поите младенцев сырой водой, тщательно мойте овощи и фрукты. Уничтожайте насекомых, проваривайте мясо и рыбу. Если возникло подозрение, что у ребенка глисты, обязательно обратитесь к педиатру. Врач назначит исследования и пропишет необходимые препараты.

Сегодня многие родители боятся пропустить в поведении ребенка какие-либо отклонения. К сожалению, количество детей с аутизмом, гиперактивностью и другими психическими расстройствами растет, поэтому многие специалисты призывают мам быть более внимательными к тому, как ведет себя ребенок. Но понять, когда именно следует обращаться за консультацией к врачу и за помощью к специалистам, бывает непросто. Иногда родители склонны видеть проблему там, где ее нет, но могут принять за особенность характера или возраста один из симптомов какого-либо психического заболевания. Все это связано с тем, что психика детей очень уязвима, а факторов, влияющих на нее, очень много. Также читайте вот эту статью “ ?”

Предлагаем вашему вниманию перечень нормального поведения ребенка, но которое часто приносит родителям неудобства и заставляет волноваться, а все ли в порядке с ребенком. И перечень тревожных признаков, когда родителям все же стоит обратиться за консультацией к специалистам. Составлен психологом Ириной Катин-Ярцевой

Что нормально, а что нет в поведении ребенка?

Информация для родителей и педагогов

Это нормально:

  1. Ребенок не любит, когда ее/его отрывают от какого-то интересного занятия. Не всегда хочет, чтобы ее/его тискали и целовали.
  2. Вы не всегда понимаете, что говорит ребенок 1,5–2 лет, о чем он просит, а он злится из-за этого и плачет.
  3. Ребенок просит каждый день читать ей (ему) одну и ту же сказку. Смотрит все мультики про любимых героев, не расстается с ними.
  4. Иногда ребенку снятся неприятные сны. Иногда ребенку трудно заснуть, особенно, если он устал днем. Он не хочет идти в кровать, а хочет играть/читать/смотреть мультфильмы.
  5. В возрасте 3–4 года ночью или если ребенок заигрался, он может намочить штанишки, но такое случается очень редко.
  6. Ребенок не очень любит шумные сборища, где много незнакомых детей, стесняется незнакомых взрослых.
  7. Ребенок (дошкольник или школьник) ударил другого ребенка в ответ. Если ребенок злится, то может кричать и топать ногами, разорвать свой рисунок, испортить поделку. Неговорящий малыш до полутора лет стукнул вас и смеется.
  8. Ребенок избирателен в еде. Что-то готов есть всегда, а что-то – узнает в любом виде и наотрез отказывается есть. Не всегда готов пробовать что-то новое.
  9. Около 4–5 лет у ребенка иногда случаются истерики.
  10. Иногда вы тревожитесь за ребенка.
  11. У ребенка есть воображаемые друзья. Иногда он даже сваливает на них свои проделки.
  12. Иногда вы устаете от ребенка, но вам есть кому помочь, и время от времени вы можете передохнуть и заняться чем-то приятным.
  13. Иногда вы злитесь на ребенка. Если случилось что-то из ряда вон выходящее, можете даже накричать на него или отругать, но потом извиняетесь и миритесь.

Пора обратиться за помощью к специалисту:

  1. Ребенок не смотрит в глаза, не стремится к контакту, не говорит «мама», избегает тактильного контакта.
  2. К году не появились лепетные слова (мама), в полтора не произносит слов, в 2 – не говорит простых фраз («дай пить»).
  3. Ребенок не интересуется ничем, кроме любимого мультфильма/книжки. При попытке выключить/отобрать любимый предмет впадает в ярость.
  4. Ребенок часто жалуется на кошмары, просыпается от них ночью, боится идти спать. Не может уснуть, часами лежит в кровати без сна, часто просыпается ночью.
  5. После 3 лет у ребенка частое недержание мочи/кала ночью или днем.
  6. Ребенок боится отойти от матери и играть с другими детьми, не может общаться с воспитателями в детском саду/преподавателями кружков.
  7. Дерется в саду (воспитатели жалуются), бьет близких, кусает других детей или взрослых, мучает животных.
  8. Ребенок старше полутора лет ест только пюре или жидкую пищу. Боится каких-то видов пищи. Боится пробовать еду определенного цвета/консистенции.
  9. Ежедневные истерики. Ребенок падает на пол и яростно бьется головой, с ним невозможно зайти в магазин или в другое общественное место.
  10. Вы сильно и часто тревожитесь за ребенка.
  11. Ребенок неоднократно жаловался, что кто-то, кого вы не видите, заставляет его слышать что-то.
  12. Вы регулярно чувствуете постоянную усталость, забываете, что делали вчера, спите на ходу.
  13. Вы чувствуете, что можете причинить ребенку вред, вы делаете то, за что вам потом стыдно, теряете контроль над собой.

То, что под заголовком «Это нормально» – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из второго списка – более серьезные и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям.

По материалам: