Нод в старшей группе с использованием триз. Конспект нод в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики триз «путешествие в страну сказок. Видео: открытое занятие в средней группе по социально-эмоциональному развитию с элементам

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Социально – коммуникативное развитие;

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи

Образовательные: Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия, глаголы) .

Материал к НОД: мяч, «Волшебный сундучок», - в нем Колобок. Карточки-схемы к сказке «Колобок», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше) .

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная) .

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

I этап. Организационный

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в лес. Но наш лес не обычный – он волшебный. И жители этого леса тоже не обычные, а сказочные звери, они приготовили для нас много интересных заданий и сюрпризов. Но прежде, послушайте загадку:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)

Воспитатель: Правильно, осень. А это значит, что мы с вами отправимся в осенний лес! А чем отличается осенний лес от летнего? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно в осеннем лесу на деревьях много разноцветных листочков: зеленых, красных, желты. Вот и мы с вами сейчас давайте поиграем с осенними листочками.

1 . Игра "Осень в гости к нам пришла”…

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

Осень дождь нам принесла. Как капельки стучат? (поочередно ударять

пальцами по ладошке)

Лес, лесок стоит богат, угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

II этап. Мотивационный

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Вы любите сказки? А вы знаете их? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм») .

Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Кто съел козлят?

Кто пришел в гости к медведям?

В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

Что выросла «Большая – пребольшая»?

Что случилось с ледяной избушкой?

В какой сказке кот спасал петушка?

Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Смотрите ребята, сказочный, « чудесный мешочек »!

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок "чудесный мешочек”.

Послушайте, что он говорит:

Я мешочек не простой

Я мешок – с секретом,

Как узнаешь, что во мне-

Расскажи об этом.

2. Игра "чудесный мешочек”.

Что лежит в нашем мешочке, нам помогут узнать наши помощники.

Назовите их: руки, уши, нос, глаза, язык.

(выставляются картинки).

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там.

Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок) .

Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка) .

Это кто? (Колобок)

А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный) .

А что еще бывает такое же? (метод анализа) .

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

Что случилось с Колобком? (ответы детей) .

Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из « чудесного мешочка » листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Колобок»)

А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая) .

А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый) .

А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий) .

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

Что это? (рукавичка)

А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная) .

А из чего она сделана? (из ниток, из ткани) .

А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .

Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .

А кто жил в рукавичке?

Почему они там жили?

Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

Воспитатель спрашивает у ребенка:

Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного) . Молодцы, ребята, ну а теперь мы немножко отдохнем!

5. Физкультминутка.

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе сделайте вот так:

Раз - мы встали, распрямились,

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место быстро сесть.

6. Воспитатель достает из« чудесного мешочка » иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый) .

А какая была мама Коза? (добрая, заботливая) .

А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних) .

7. Дидактическая игра «Кто чем будет».

Воспитатель достает из « чудесного мешочка»:

Дощечка - стол, стул, теремок…

Яйцо – цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек - шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена - цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из « чудесного мешочка » зайчика - он плачет.

Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома) .

А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

А как можно развеселить зайчика? (ответы детей) .

IV этап. Рефлексивный

Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты) .

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку) .


Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «В гостях у принцессы Капельки». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ и РТВ.
Тема: «В гостях у принцессы Капельки»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: показать детям значение воды в жизни человека;
Задачи:
уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
формировать основы системного мышления и логического анализа.
закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Материал к занятию: мультимедийное оборудование, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум воды, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.).
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, прогулки к водоему, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).
ХОД образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, к нам в гости пришла принцесса «Капелька».
(на экране появляется слайд с картинкой принцессы «Капельки»)

Она, почему то, очень взволнована. Может что- то случилось? Я сейчас послушаю, что она хочет сказать.
(воспитатель прикладывает руку к уху, имитируя разговор с принцессой Капелькой»)
Воспитатель: В её королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей королевства. Поможем расколдовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет принцесса Капелька?
Дети: Принцесса Капелька живет в воде.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает внимание детей, что на глобусе больше синего цвета).
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.
Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем городе?
Дети: В луже, в реке, дождик и т.д.
Воспитатель: Где встречали воду в детском саду?
Дети: В умывальной комнате.
Воспитатель: А где можно встретить воду в вашей квартире?
Дети: В кране, в ванной, в умывальнике и т.д.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т.д.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.
- Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят “Воду надо беречь”?
Рассуждения детей.
Воспитатель: В морях и океанах вода очень соленая. Посмотрите, я приготовила 2 стакана с водой.
(воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус) .
Воспитатель: Скажите в стаканах вода одинаковая или нет?
Дети: Одинаковая.

Воспитатель: У меня есть морская соль, сейчас я добавлю ее в один из стаканов и размешаю. Как вы думаете, что случится с водой?
Дети: Она станет соленая.
(воспитатель предлагает детям попробовать пресную и солёную приблизительно к морской воду).
Воспитатель: Как вы думаете можно пить морскую воду?
Дети: Нет, потому что она соленая.
Воспитатель: Пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы уменьшаются, поэтому-то и говорят: “Воду надо беречь”.
- Солёная, морская вода тоже нужна. Как вы, дети, думаете для чего?
Дети: Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы.
Воспитатель: Там живут не только рыбы, много других жителей. А кто они – смотрите принцесса «Капелька» вам показывает.
(на экране появляется слайд с картинками крабы, морские звезды, медузы, водоросли и т.д.)


Воспитатель: Давайте посмотрим, кто это?
(дети с помощью воспитателя называют морских жителей)
Воспитатель: А еще, ребятки, по морям и океанам плавают корабли, они перевозят людей, грузы.
Воспитатель: Всегда ли вода хорошо?
Дидактическая игра: “Хорошо – плохо: вода”. Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.
Воспитатель: Как много всего мы с вами узнали о воде. Ну что, ребята, поможем принцессе «Капельке» и ее королевству?
Дети: да.
Воспитатель: Только путь у нас будет не простой, наверняка злая волшебница будет нам мешать. Вы готовы преодолеть все препятствия?
Дети: Да. Мы сильные и много всего знаем и умеем.
Воспитатель: Ну, тогда - в путь.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.
На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дальше можно продвигаться только после того, как отгадаем эти загадки).

Воспитатель: А вот и первое препятствие. Что это за сказка?
(на экране появляется слайд с картинкой из сказки « сестрица Аленушка и братец Иванушка»)


Дети: Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: А что случилось с Иванушкой в этой сказке?
Дети: Он выпил водичку из козьего копытца и превратился в козленочка.
Воспитатель: Как помочь Иванушке из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” напиться в пути воды и не стать козленочком?
Дети: Напиться из следа оставленного самим Иванушкой, нужно было взять воду с собой….
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой «Снежная Королева»)


Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Снежная Королева.
Воспитатель: У Снежной Королевы была очень красивая посуда. На Новогоднем празднике она подарила ее своим гостям. Когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?
Дети: Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле таяла. Спасти её можно, поместив в холодильник.
Воспитатель: Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода на морозе превращается в лед.
Воспитатель: Что происходит со льдом в тепле?
Дети: Он тает.
Воспитатель: Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Дети: Наверное, в горячей.
Воспитатель: Смотрите, у меня 2 стакана с водой. В одном вода горячая (потрогайте стакан) , а в другом – холодная (потрогайте стакан) . Я брошу кубики льда сначала в один стакан, затем в другой. Смотрите, в какой воде лед растаял быстрее?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой реки)


Воспитатель: Ребятки, а это что такое?
Дети: Это речка.
Воспитатель: Как можно преодолеть реку?
Дети: можно из дощечки построить мостик, листья бумаги превратить в плот, кубики – в большие камни и т.д.
Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств? Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода превращается в лед. Это бывает зимой. Надо подождать пока вода замерзнет и перейти реку по льду.
Воспитатель: Правильно, ребята, по льду тоже можно перейти реку, но ждать нужно долго. Может можно как то еще преодолеть реку?
Дети: Можно превратиться в птичек и перелететь ее.
Воспитатель: Хорошо, тогда закрывайте глазки, я вас превращу в птичек.

Воспитатель: Открывайте глазки, кто вы теперь?
Дети: Мы птички.
Воспитатель: Ну, тогда машите крылышками и перелетайте через реку.
(дети машут руками, имитируя птиц)
Воспитатель: Ну, вот перелетели речку, теперь закрывайте глаза, я снова превращу вас в мальчиков и девочек.
(дети закрывают глаза, воспитатель проговаривает волшебные слова)
Воспитатель: Открывайте глазки, ну кто вы теперь?
Дети: Мы ребятки.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Музыка, мы играем в игру «Море волнуется»
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в эту игру.
(дети вместе с воспитателем играют в игру «Море волнуется»)
Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство принцессы Капельки.
(на экране появляется слайд с картинкой королевства)


Воспитатель: Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза). А недостающие части лежат рядом.
Воспитатель: Попробуем, ребятки, расколдовать этих рыб. Смотрите, от какой рыбы вот этот плавник, А этот хвостик чей? …
(дети вместе с воспитателем приклеивают недостающие части)
По окончанию работы принцесса Капелька благодарит детей.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, расколдовали королевство принцессы «Капельки». Теперь нам пора возвращаться домой в детский сад.
Скажите принцессе «Капельки» до свидание и мы с вами по тропинке пойдем домой.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.)
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли домой (в конце занятия с детьми проводиться мозговой штурм). Кто нас позвал в гости? Где живет принцесса Капелька? Что было потом? …

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
Формирование у детей творческого мышления, т.е.воспитание творческой личности, умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности и в жизненных ситуациях- вот приоритетная цель применения ТРИЗ в работе с детьми. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Поэтому занятия в детском саду с применением технологии ТРИЗ, я считаю, обязательно должны быть. Да мы и используем их порой сами того не подозревая. Но если попытаться вникнуть в технологию, погрузиться в её мир творчества и фантазии, то станет понятным её великая сила преобразования ребёнка в личность.
Применение ТРИЗ в различных видах детской деятельности: игровой, речевой, художественном творчестве и т.д. позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. А так же, что не мало важно, развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В своей работе я каждый день стараюсь использовать те или иные элементы ТРИЗ в различных видах детской деятельности. В непосредственной образовательной деятельности я часто беру сразу несколько методов технологии, это интересно и мне и, как показал опыт, моим детям. Мне нравится слушать детей, следить за их развитием, удивляться их смелым фантазиям. Попробовав применить в работе с детьми чисто тризовские занятия, увидела хороший результат: детям было интересно, познавательно, не уставая они проходили задания, решая их с лёгкостью.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ» (старшая группа)
ЦЕЛЬ: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о кукле; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения. Воспитывать качества толерантности: принятие человека таким, какой он есть, сопереживание, желание помочь.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель предлагает рассказать о своей любимой игрушке. Затем рассказывает о своей игрушке из детства, показывает старую потрёпанную куклу. Продолжая рассказ о куклах показывает презентацию «Такие разные куклы».
- Сегодня моя кукла Катя хочет с вами поиграть, вы ей очень понравились, и она приготовила для вас интересные задания, но, чтобы их выполнить, нужно прочитать необычное письмо (план с геометрическими фигурами).
Дети подходят к столу где лежит план группы и блоки Дьенеша. Нужно найти с их помощью геометрическую фигуру с обозначением номера задания. На плане отмечены точками секретные места, где в группе спрятаны задания. (следующие задания находят так же с помощью блоков Дьенеша).
Первое задание: рассказать в чём сходства и различия куклы и ребёнка, а затем сочините загадку о кукле с помощью противоречий: есть…, но….
Второе задание: с помощью системного оператора « Волшебные окошки» нужно рассказать о кукле прошлого, настоящего и будущего.
Третье задание: нужно сравнить традиционную куклу и куклу Барби с помощью игры «Хорошо- плохо» .
Психогимнастика « Я- кукла». С помощью метода эмпатии.
Четвёртое задание: дети находят сундучок с разными предметами, рассмотрев их нужно придумать историю, которая случилась с куклой Катей. Мотивация: кукла попала в беду и ей нужна помощь. Используя метод «мозгового штурма» нужно спасти куклу.
Пятое задание: дети находят эликсир колдовства, выпив который, они превращаются в волшебников и рисуют куклу Катю обновлённой, красивой, непотрёпанной и совсем в необычном наряде, используя метод нетрадиционного рисования (по выбору педагога).


Приложенные файлы

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
2.Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.
3.Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем
(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
4.Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
5.Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
6.Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
Предметно-пространственная развивающая среда: экологическая комната; телевизор, аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки-карандаши для муравейника, части насекомых на магнитах.

Ход НОД
(Дети входят в экологическую комнату и встают в круг)
Здравствуй, небо. (руки вверх),
Здравствуй, Земля. (приседают)
Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд),
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки),
Будем дружно мы играть,
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей. С ним произошла неприятная история. Посмотрите и скажите, что случилось с муравьишкой? (Дети смотрят отрывок мультфильма «Муравьишка-хвастунишка» (3 мин))

-В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей)
Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?
Дети: - Помочь муравью вернуться домой в лес.
Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок»
Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?
-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.
Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.
Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и.т.д)

Муравей:
-Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
(Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса).
Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек»
Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.


(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки .
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”


Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?
Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?
Комар. Муравейник я видел, только его кто-то сломал!
Дети находят разбросанные палочки -карандаши.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Предположения детей.
Воспитатель. Что же делать?
Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей.Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству.


Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?
Ответы детей.
Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)
Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.


Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.


Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.
Дети благодарят муравья.
Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!
Послушайте стихотворение (читает ребёнок)
Не обижайте лесных насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Тамара Евсеенко
Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Одежда»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 109

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с использованием технологии ТРИЗ

«Одежда »

старшая группа

Разработала : Евсеенко Тамара Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад № 109

г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе .

Тема : «Одежда »

Цель : Дети узнают, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицируют одежду по сезону , по половому признаку и по назначению.

Программные задачи :

1. Расширять и систематизировать знания об одежде : видах одежды , тканях, из которых шьют одежду . Обогащать активный словарь детей за счет слов, обозначающих виды одежды , название тканей.

2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе

исследования тканей для изготовления одежды по сезону : драп, меховая ткань используется для пошива одежды для зимы , из плащевой ткани шьют демисезонную одежду , т. к. она не промокает. Летнюю одежду шьют из легкой , тонкой ткани. Развивать умение доказать и объяснить в процессе игры «Хорошо, плохо» .

3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

Предварительная работа : рассматривание разных видов тканей, одежды ; дидактические игры «Узнай и назови одежду по части » , «Подбери ткань к одежде » , чтение и заучивание стихотворений об одежде , загадывание загадок об одежде ; сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды » . Чтение «Как ткани ткут и нитки прядут» М. Константиновского .

Методические приемы : беседа, вопросы проблемного характера. Д/и : «В какое время года одевать одежду » , «Что лишнее» , «Чем похожи, чем отличаются» . Игры ТРИЗ «Хорошо- плохо» , «Да – нет» . Прием фантазирования; экспериментирование, чтение стихов.

Материал : Сундучок с лоскутками ткани, бумажные салфетки, стаканчики для экспериментирования, вода. Магнитная доска, бумажная кукла, иллюстрации разной одежды для куклы . Картинки одежды по временам года , по половому признаку, символы времени года. Мультимедиа, презентация : «Какая бывает одежда

Словарная работа : демисезонная одежда , плащевая ткань- «болонья» .

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый сундучок. Хотите узнать, что в нем лежит? Давайте поиграем в игру «Да – нет» , и вы отгадаете, что там лежит. (Игра «Да – нет» )

II.Основная часть.

1) Воспитатель : Посмотрите, что здесь? Кусочки ткани! Ещё их можно назвать лоскутки ткани. (Выкладывает на стол) . Возьмите себе любой лоскуток ткани.

Рассмотрите ткань, расскажите о ней : какая она, что из нее можно сшить. Воспитатель : У меня ткань тонкая, холодная на ощупь, зеленого цвета, это – шелк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку.

Дети определяют и называют ткани и что из них можно сшить. (Ситец, лен, шелк, драп, кожа, плащевая ткань : «болонья» ; мех). -Чем ткани отличаются друг от друга? Ткани отличаются друг от друга : по цвету, по фактуре (на ощупь : тонкая, толстая, ворсистая, гладкая) ; по весу (легче – шелк, тяжелее – драп) . - Встаньте радом, у кого одинаковая ткань. Дети находят себе пару.

А теперь представьте, что пошел дождь. Воспитатель предлагает каждой паре детей провести опыт : подложить под один из своих лоскутков ткани бумажную салфетку и налить сверху на ткань воды, второй лежит рядом. Дети выполняют задание воспитателя и делают выводы. Если одежда из ситца , то человек под дождем промокнет, из шелка, тоже. – Какую нужно взять ткань, чтобы человек остался сухим? Да, плащевую ткань, кожу. Какую одежду шьют из этой ткани , почему? Вода не может промочить плащевую ткань и кожу. – А что случилось с остальными лоскутками? Дети : Они намокли.

В какое время года мы носим куртку, плащ, накидку от дождя, ветровку? (осенью или весной) . Воспитатель : весной и осенью мы носим одинаковую верхнюю одежду . Ее еще называют демисезонной, т. е. эту одежду носят весной и осенью. А, какие времена года вы еще знаете? (зима, лето) . У меня на столе лежат символы времен года : снежинка – зима, солнышко – лето, лист (одна сторона зеленая, другая оранжевая) - весна, осень. Разложите ткань к символам по временам года. Давайте посмотрим правильно ли вы выполнили задание? Какая ткань? Подходит ли она к этому времени года? Как можно назвать одежду , сшитую из этой ткани? Летняя, зимняя, демисезонная. 2) Воспитатель показывает детям картинки и предлагает назвать виды одежды (зимняя, летняя, демисезонная; мужская, женская, детская) .

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением одежды и предлагает детям разложить одежду к тканям по сезону .

3) Воспитатель : Ребята, хотите узнать, какая еще бывает одежда ? Показ презентации : «Виды одежды » . Дети знакомятся с другими видами одежды : одежда для дома , одежда для спорта . - Но существует еще и специальная одежда – показ одежды по профессиям . - Кто это? - ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР. Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда ? От чего она защищает? Это спецодежда , она защищает от огня, не горит. -Зачем повару для работы нужен халат? Он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду , чтобы микробы не попали на продукты, надевает халат. Колпак? Чтобы волосы не попали в пищу. Дети называют профессии и рассказывают о том, почему, например, у водолаза такая одежда .

4) Воспитатель приглашает детей к магнитной доске. На доске - бумажная кукла и разные виды одежды .

Воспитатель :

Посмотрите, что за чудо, Мы на сказочном балу, Сколько платьев, брюк и шубок - Описать я не могу. Воспитатель : Кукла Таня – модница. У нее много нарядов. Ребята, скажите, хорошо, когда много одежды ? Дети выясняют, что хорошего в том, что много одежды . (Нарядные платья нужно для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник; теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице – зимой в шубке, осенью – в пальто). Уточняют, что хорошо иметь много одежды , можно быть всегда модной, нарядной; в разную погоду одеваться по - разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится. Воспитатель : Скажите ребята, а что плохого в том, когда много одежды ? Плохо - много денег тратится на покупку одежды ; ее негде хранить, она занимает много места; из нее быстро вырастаешь. - Вот мы с вами узнали, что много одежды иметь – это и хорошо, и плохо.

III. Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята, хотите стать модельерами и придумать свою, интересную одежду для кукол . Из чего ее можно изготовить? (из ткани, из бумаги, фольги, из фантиков, из цветов, из ваты и т. д.) У куклы Тани много друзей. Как вы думаете, они будут рады обновкам? В свободное время вы можете это сделать.