Конспект урока по технологии для начальных классов "аппликация из осенних листьев". Конспект урока технологии объемная аппликация из салфеток "рыбка" План конспект урока аппликации

Урок труда во 2 классе «Аппликация из ткани»

Цель: ознакомить учащихся с видами аппликаций, значением аппликации. Научить выполнять простую аппликацию.

Инструменты, оборудование: ножницы, хлопчатобумажные лоскутки однотонных и различных рисунков и расцветок тканей, копировальная бумага разных цветов, клей, картон, простой карандаш, презентация, нетбуки, диски CD с фрагментами сказок.

Ход урока

1.Мобилизующий момент

Ребята, поприветствуйте гостей, посмотрите на них внимательно, так как на уроке у вас не будет такой возможности, а вот гости наоборот будут наблюдать за вашей работой, смотреть, как вы умеете трудиться, проявлять творчество при выполнении работы, как вы умеете дружно работать в группах.

На уроке вы будете учиться:

1.Планировать работу.

2.Решать технические задачи.

3.Развивать эстетический вкус.

4.Размышлять.

5.Фантазировать.

6.Делать выводы.

7.Получать удовольствие от работы.

Всему этому вы научитесь во время создания проекта.

Слайд 1

2. Вхождение в урок

«За волшебной дверью». Как вы думаете, что может за ней скрываться?

Ответы детей.

И действительно это сказка. На уроке литературного чтения мы закончили читать сказки из раздела «Сказочные человечки», и четыре из них помогут нам приоткрыть волшебную дверь нашего проекта, который объединит ваши маленькие проекты сделанные каждой группой.

Ваша задача выполнить аппликацию из ткани сюжета изученных сказок. А какой определите вы сами. На столах размещены таблички с названием сказок, надо только назвать авторов, которые пригласят вас в этот удивительный и добрый мир сказки.

Итак, командиры групп подойдут ко мне и вытянут пригласительный билет в свою сказку.

А 5-ая группа получит секретное задание и подготовит для вас сюрприз.

3. Сообщение познавательных сведений

Слайд 2

Народы с древних времен применяли аппликацию для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты. Татары – мягкие кожаные сапоги, конские седла, народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские используют аппликацию на ткани.

Мы уже с вами выполняли аппликацию из бумаги, семян, листьев и лепестков . Давайте вспомним, что же в себе заключает художественное произведение декоративно-прикладного искусства аппликация.

Слайд 3

Аппликация - (лат. applicatio - прикладывание), путём нашивания или наклеивания на поверхность.

Слайд 4

По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету - одноцветная и многоцветная.

Слайд 5,6,7

По тематике аппликация бывает предметной, декоративной и сюжетной.

Как вы думаете, какую тематику аппликации вы будете выполнять?

Ответы детей.

По тематике – сюжетную, по форме плоскую, по цвету.. Посмотрите на лоскутики.

Технология работы

Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и обязательно соблюдать. У вас на столах лежат инструкции, которые помогут вам выполнять работу по алгоритму. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, затем надо подобрать ткань, вырезать детали изображения, разложить их на фоне, т.е.составить эскиз аппликации и наклеить.

Выполнение аппликации требует определённых навыков, терпения и аккуратности, но в целом - это несложное и увлекательное занятие, в этом вы убедитесь сами.

4.Практическая работа

Ребята, а где можно взять сюжет для аппликации?

(книги, снимки, диск)

Вот я вам и предлагаю выбрать сюжет.

Слайд 8

Итак, что же нам понадобиться:

паспарту для фона, шаблоны-силуэты, лоскутки ткани, мелок, ножницы, клей, ну и конечно творчество, фантазия и согласованность в группах.

Текущий инструктаж

Перед началом работы я думаю, следует повторить правила, которые помогут вам правильно организовать свою работу, настроиться на творчество и взаимопомощь.

1.Соблюдать порядок на столе во время работы.

2.Экономно тратить материал.

3.Выполнять аккуратно.

3.Работать дружно, творчески, с фантазией.

4.После работы убрать рабочее место.

Слайд 9

Правила ТБ при работе с ножницами

Релаксация

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – ласковые, нежные. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: обнять друга, поднять упавшего товарища, накормить голодных птиц, накрыть на стол и еще они умеют хорошо работать.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку

Чуткие руки умеют дружить

Умные руки должны мастерить.

Возьмите за руки друг друга, ощутите тепло ваших рук, которые будут вам добрыми помощниками во время работы.

Творите, дерзайте, включайте воображение! У вас "золотые" ручки!

Выполнение работы

Защита проекта

2.Мы выполняли сюжет сказки Алана Милна «Вини-Пух и все, все, все…». С работой справились, потому что точно работали по инструкции. Песенка Вини Пуха.

1.Мы работали над сюжетом сказки А.Толстого «Буратино». Сложновато было, так как много деталей надо было изготовить. Но с работой наша группа справилась. А можно мы физминутку покажем?

3. Отгадайте загадку и вы узнаете, над сюжетом какой сказки работала наша группа.

Стоит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает

Правильно. Сказку «Чиполлино» написал Джанни Родари. Мы выбрали сюжет, где Чиполлино разговаривает с вишенкой.

4.Нашу сказку «Малыш и Карлсон» написала Астрид Линдгрен. Карлсон-это толстенький маленький человечек. Мы выбрали сюжет, где Карлсон сидит на аквариуме и ловит рыбок. Мы знаем песню про Карлсона.

(исполняется песня «Карлсон»)

Дети вывешивают работы на ватман. (по мере защиты проекта)

Рефлексия

Всегда приятно сделать вещь своими руками. Она неповторима, оригинальна, не похожа на другие.

Ребята, а как вы думаете, почему портреты писателей и ваши мини проекты я поместила на солнышко? Какое оно солнышко?

Ответы детей (доброе, ласковое, яркое)

Потому, что они написали добрые сказки.

Ну, а теперь сюрприз.

5 группа

Сегодня оживают наши сказки

А с ними светлый мир добра.

Ребята показывают фрагмент сказки «Вини-Пух и другие…», используя героев сказки, сделанных на уроке (Большой размер)

Самооценка

ИНСТРУКЦИЯ

Дорогие ребята!

Я очень рада, что вы выбрали мою сказку. Вы ее уже прочитали? Тогда, надеюсь, что это вам поможет в создании проекта. Помните, что мои герои добрые и всегда помогали друг другу. Удачи!

Ваша Астрид Линдгрен

Ольга Михайличенко
План-конспект занятия по теме «Объемная аппликация «Цветы» техника квиллинг»

Формы и методы работы :

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работ

Цель : создать условия для активной совместной творческой деятельности детей посредством технологии сотрудничества .

Задачи :

Научить делать объемную аппликацию из бумажных полос ;

Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно технологической карты ;

Воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;

Формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

Развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.

Ожидаемый результат : У детей сформируются навыки и умения работы с бумагой, глазомер, качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, умение слушать, умение работать в коллективе. Научаться изготавливать цветы .

Оборудование :

Для воспитателя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветы » , полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, фломастеры, салфетка, ТСО-мультимедиа.

Для детей : картон, бумажные полоски, клей, зубочистка, салфетка.

План

1. Вводная часть : (5 мин)

Приветствие.

Организация рабочего места.

Повторение правил безопасности при работе с клеем.

2. Основная часть : (30 мин)

Сообщение темы.

Беседа воспитателя «Техника квиллинг » .

Анализ изделия.

Гимнастика для пальцев рук, глаз.

Подготовка деталей.

Физминутка.

Самостоятельная работа. Сборка.

3. Заключительная часть (10мин)

Подведение итогов.

Уборка рабочего места.

Ход занятия

I. Вводная часть :

1. Приветствие.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня всех успех.

А ещё скажу я вам :

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

– Ребята у нас с вами сегодня занятие в кружке «Рукодельница» . Но сегодня оно еще необычно тем, что гости будут работать вместе с вами. В конце занятия полюбуемся и на их поделки.

Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Волка ноги кормят. Всякая работа мастера хвалит. Глаза страшатся, а руки делают. Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает, тот и не ест.)

- «Без труда ничего не дается» , - гласит народная мудрость.

Какое настроение у вас в начале занятия ?

Мотивация на занятие (повторяют)

Мы готовы к занятию

Мы внимательны

Мы успеем сделать всё

У нас хорошее настроение

Всё будет хорошо.

Я думаю, что в конце занятия , когда вы увидите результат своего труда, у вас будет хорошее настроение. Желаю всем успеха.

2. Проверка готовности учащихся к занятию .

– Давайте проведем проверку готовности к работе. Проверять будем, отвечая хором на мои вопросы. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

1. Толстая и очень твердая бумага (картон)

2. Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)

3. Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)

4. Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)

5. Заостренная палочка для скручивания полосок бумаги (вилочка)

Молодцы. У всех всё на рабочем месте? Чтобы четко и правильно выполнять работу нужно соблюдать определенные правила.

С какими правилами вы знакомились на занятиях ? (С правилами безопасности)

Сегодня на занятии нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это потребуется;

Бери то количество клея, которое потребуется;

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой (салфеткой) ;

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом;

При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой;

Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия :

– Сегодня, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой- аппликацией . Видов аппликаций много . Мы будем работать с видом «объемная аппликация » , которая достигается при помощи техники работы с бумагой , «скручивание» , эта техника называется – квиллинг . Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

1. Беседа «Квиллинг »

Квиллинг - это одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Именно с помощью этого ремесла, мы начнем творить такую желанную красоту.

Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего занятия : повторить и научиться технике скручивания бумажных полосок.

Аппликации из квиллинга не погладишь рукой , они не плоские.

– Почему эти аппликации я назвала «объемными » ? (они выпуклые)

– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение.

2. Подготовка деталей :

– Итак : наше рабочее место готово.

Предлагаю нашим гостям тоже поработать с нами и изготовить цветочки .

Слайд 6 –Давайте вспомним технику кручения самой простой заготовки «шарик» .

Слайд7 - А начинается все с закручивания полосок бумаги и создания небольших по размеру спиралек, из которых складываются такие красивые композиции.

Еще одна деталь - «капелька»

Итак : мы научились делать детали.

3. Анализ изделия

– Взгляните на эту работу : лепестки выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

– Все заготовки для создания композиции – «капли» , «шарики» , – выполнены способом кручения.

Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

4. Гимнастика для пальцев рук :

Возьмите в руки карандаш (с гранями, и перекатывайте между ладошками ускоряя и замедляя движения.

Чувствуете, как разогреваются пальчики?

Профилактические упражнения для глаз :

Нарисуем глазами «Радугу» колебательные движения глазами – 6 раз;

6 колебательных движений глазами по вертикали : вверх-вниз;

6 вращательных движений глазами;

Закроем глаза и расслабим.

Слайд 10 Итак : Объектом нашей работы будет аппликация «Цветы » .

Вот такие цветочки у нас должны получиться.

5. Самостоятельная работа.

Сейчас закройте глаза, представьте свой цветок , какие детали нужно заготовить, какого цвета , как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза. Мы должны заготовить 1 шарик, 5 глазиков или капелек, 3глазика зеленого цвета для листьев .

Технологические карты выполнения сборки нашей аппликации «Цветок » у вас на столах

1. Выбрать цвет полоски для цветка

2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

цветка

4. Собрать свой цветок , склеить его

5. Сделать 3листика (глазик) зеленого цвета

6. Собрать все цветы

Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы .

Есть вопросы?

Приступайте к работе.

– Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

6. Физминутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

Целевые обходы педагога :

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

4. Контроль объема и качества выполнения работы.

III. Заключительная часть.

1. Заключительное слово педагога.

Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов . Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу , как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы . Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти .

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы , не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

2. Итог занятия .

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия (коллективное панно) . Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликацию , цветы , непохожие друг на друга. И всё это своими руками. И не надо рвать цветы в лесу , чтобы иметь такую красоту у себя дома!

Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

– Давайте теперь послушаем наших гостей. (обсуждение)

Спасибо всем!

Практическое использование работы : коллективное панно для выставки.

Литература

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ - М.: Просвещение, 2010.

2. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. Горского В. А. – М.: Просвещение, 2010.

3. Зайцева А. Квиллинг «Новые идеи для творчества» . ООО «Издатель- ство» «Эксмо» , 2010.

Информационные ресурсы :

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг » на сайте «Страна мастеров»

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

http://allforchildren.ru/article/quilling1c.php

Приложение №1

Технологическая карта

1. Выбрать цвет полосок для цветка

2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

3. Скатать тугой ролл для середины цветка

4. Собрать свой цветок , склеить его

5. Сделать 3листика (глазик) зеленого цвета

6. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Тема: Обрывная аппликация из бумаги

Цель урока: Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации.

Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; выполнить работу в технике обрывной аппликации.

Развивающие:

Продолжать расширять кругозор учащихся.

Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.

Развивать творческие способности, эстетический вкус.

Воспитывающие:

Побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.

Применять здоровьесберегающие технологии.

Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование: презентация к уроку художественное слово; образцы различных видов аппликации, готовый образец; цветная бумага, простой карандаш, ластик, клей, тряпочка для рук, клеёнка.

Организационный момент

- Привет, друзья! Начинаем урок.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -

активно включайся в работу, дружок!

- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела, приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш – он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи, в порядке вещи содержи.

- Все готовы? Молодцы!

II . Вводная часть

а) Беседа

- Рассмотрите работы, представленные на слайде

В какой технике выполнены эти работы? (Это аппликации).

Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?

б) Работа с учебным материалом

- Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.

- «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».

в) Дополнительный материал «Из истории аппликации»

Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды

(4 слайд);

Обуви (5 слайд);

Домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища (6 слайд);

Аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую (7 слайд);

Жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты

(8 слайд);

Такие женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи

(9 слайд);

Это - нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани (10 слайд)

Одежда мужская, х/б ткань , шёлк. Вышивка, аппликация . Удэгейцы;

В недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги (11 слайд).

III . Подготовка к изучению нового материала

- Ребята, посмотрите на работы, размещённые на слайде. Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации?

(12,13 слайд) - (Нет)

- Что использовали для выполнения работ?

( Для выполнения работ использовали бумагу, ткань, фольгу, вату).

- Как вы думаете, можно ли разделить аппликации на группы?

- Все аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена та или иная работа и по содержанию.

- По содержанию все аппликации можно разделить на:

1. Предметные (14 слайд)

(листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, насекомые, животные ). Они наиболее просты по выполнению.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщённый, условный образ окружающих предметов.

2. Сюжетные : состоят из нескольких разных фигур, часто в движении, служат для создания панно, картин (15 слайд).

3. Орнаментальные : применяют для оформления альбомов, пригласительных билетов, украшения одежды (16слайд).

4. Шрифтовые – это буквы, которые используют для заголовков стенгазет, написания лозунгов, плакатов (17 слайд).

5. Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приёма складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей (18 слайд).

6. Плоские: изображения предметов крепятся на плоскость всего фона

(19 слайд).

7. Объёмная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (20 слайд).

8. Резаная аппликация - выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой (21 слайд).

В зависимости от техники, в которой выполнена работа : (22 слайд)

- поделки выполнены из бумаги техникой “гармошка” (22 слайд);

- «Звезда» - выполнена в технике – «мозайки» (23 слайд).

Постановка темы и цели урока.

-

Бела, а не снег,

В какой технике выполнена эта работа? (24 слайд) (высказывают мнения)

Что интересного заметили? (25 слайд)

- Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки.

- Как же называется данный вид аппликации? (высказывания детей)

Работа по теме урока

1. На уроке мы познакомимся с интересным и необычным видом аппликации: «Обрывная аппликация» (26 слайд).

- Как получаются такие аппликации?

( Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать ).

2. Рассматривание образца

- Отгадайте загадку: Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

Задания для групп:

определите роли в группе и приступить к работе по алгоритму:

Алгоритм работы:

    выбрать подходящий фон;

    обвести карандашом ствол берёзы на белой

бумаге;

    наклеить ствол берёзы на картон;

    нарисовать на стволе берёзы чёрные продольные и поперечные полоски или вырезать их из чёрной бумаги и наклеить на белый ствол;

    нарисовать карандашом ветки берёзы;

    приготовить цветную бумагу нескольких расцветок (для листьев)

методом обрывания изготовить листья и приклеить на ветки берёз

2. Релаксация «Настройся на работу»

- Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым, высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией.

А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: «Готовы!»

(ученики выполняют движение и говорят «Готовы!»)

Вот теперь я вижу, что вы все готовы к работе.

А так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.

Физкультминутка для рук

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать
.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

3. Правила техники безопасности

О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем, работа с ножницами)

- Повторить правила работы

Можете приступать к работе.

Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.

4. Самостоятельная работа учащихся.

VII . Подведение итога, выставка работ

Возьмите свои работы и покажите другой группе

Какая красивая берёзовая роща у нас получилась!

Как можно использовать эти работы? подарить, сделать выставку.

Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.

VIII . «Проверь себя» - вопросы для закрепления (34 слайд).

- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи (аппликация).

Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание).

Определите вид аппликации: изображение предметов и их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (объёмная).

- Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? (приём работы с бумагой – обрывание).

IX . Рефлексия: Продолжи фразу: (35 слайд)

Сегодня на уроке было интересно….

Я понял, что …..

Мне захотелось….

Я научился…..

X . Домашнее задание (36 слайд)

Попробуй выполнить способом обрывания: цветы и укрась ими своё чудо-дерево;

море, когда на нём штиль, шторм, рябь.

XI . Уборка рабочего места.

- Аккуратно высыпать мусор с подносов в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить аккуратно, клей закрыть, протереть клеёнку, сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.

- Молодцы! Спасибо за урок.

Тема : Аппликация из ткани

Цель : ознакомить детей с новой техникой аппликации, навыками работы с тканью; закрепить и совершенствовать навыки приемов работы с клеем; воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность; вызвать желание и интерес к наблюдению за природой.

Оборудование : демонстрационний материал, ткань, картон, клей, шаблоны, карандаш.

Ход урока

1.Организационная часть

Здравствуйте ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

На места все тихо сели.

На меня все посмотрели.

Сегодня урок трудового обучения проведу у вас я. Меня зовут Ирина Константиновна.

2. Беседа

Ребята, скажите, что больше всего из одежды вам нравится носить? (Ответы детей.)

А из чего делают ваши юбочки, штаны, блузки и т.д. ? (Ответы детей.)

Давайте вспомним, где изготавливают ткань? (на ткацком станке)

Как называется процесс изготовления ткани? (ткачество)

Ткани отличаются друг от друга цветом, блеском, прозрачностью. Ткани имеют размер: толщину, длину и ширину. Они по-разному пропускают воздух и впитывают влагу , разрываются, мнутся и образовывают складки.

Что еще, кроме одежды, изготавливают из ткани? (сумки, зонты…)

А вы знаете, что из ткани делают красивые подделки?

Аппликация из ткани – это древнее ремесло для украшения одежды. В руках талантливого мастера аппликация становится искусством, ее можно выполнить из любой ткани. Аппликацией украшаются предметы домашнего обихода: скатерти, ковры, подушки, салфетки и т.д.

3. Тема и цель урока

Отгадайте загадку!

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору...(Павлин).

Ребята, сегодня мы будем изготавливать вот такого павлина из ткани.(показ изделия)

4. Планирование следующий трудовых действий

1) Посмотрите внимательно на эту картину. Из каких деталий состоит павлин?(туловище, клюв, глаз, хвост)Какую форму имеют перья павлина? Какого они у него цвета? А туловище какого цвета?

2)Посмотрите внимательно из какой ткани сделан павлин?

3) А как нам прикрепить ткань к картону? (приклеить)

5. Подготовка рабочих мест

А что же нам нужно для работы?

Давайте внимательно посмотрим все ли материалы, которые нам нужны лежат у вас на парте.

Чтобы изготовить аппликацию из ткани нам нужно: ткань(любой разновидности). Картон-основа. Так же нужны шаблоны хвоста и туловища павлина. Карандаш, клей, кисточка.

(учитель проходит по классу и проверяет рабочие места)

6. Инструктаж.

Перед тем, как начать работу, давайте вспомним как необходимо пользоваться клеем.

Техника безопасности при работе с клеем!

1.Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

2.Избегать попадания клея в глаза, в рот.

3. При попадании клея в глаза промыть их водой.

4. При работе с клеем для рук использовать салфетку.

5. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

6. По окончанию работы клей закрыть, вымыть кисть для клея.

6. Практическая работа и поточный инструктаж

1.Обводим при помощи шаблонов на ткань перья для хвоста, туловище, клюв и глаз.

2. Затем вырезаем полученные на ткани элементы павлина.

3. Сначала смазываем клеем перья для хоста и приклеиваем их на картон-основу полуовалом.

4.Так же смазываем клеем туловище и приклеиваем его так, чтобы закрыть кончики перьев.

5.Смазывем клюв и глаз и приклеиваем на верхнюю часть туловища.

7. Физкультминутка

8. Уборка рабочих мест

9. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы изготавливали аппликацию из ткани «Павлин».

Вы молодцы, хорошо подготовились к уроку, старательно работали.

Урок № 5-6

ТЕМА: Виды аппликаций. Инструменты и материалы для выполнения аппликаций. Практическая работа № 2. Разработка рисунка для аппликации. Инструкция № 56.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с различными конструкционными материалами, необходимыми для выполнения аппликации, их свойствами.
2. Формировать способность выражать свои идеи графически и схематически
3. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, культуру труда.

Основные понятия: аппликация, основа, технологический процесс, эскиз.
Межпредметная связь: изобразительное искусство.
Литература и оборудование: учебник, компьютер, карточки с анаграммами
Тип урока: комбинированный урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

І. Организационная часть
Приветствие, настрой на работу (учитель читает стихотворение):
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это - труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Без сомненья, это - труд!
И сейчас, ребята, нам предстоит заняться самым интересным и нужным делом – мы с вами будем трудиться. Но сначала убедимся, что вы готовы к уроку и назначим дежурных – труд любит порядок!
Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.

ІІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель – В стихотворении, которое вы услышали, сказано, что труд – это самое старое занятие. Так и есть, на протяжении миллионов лет человек живет на земле благодаря труду. И вы работаете тоже, конечно, не так, как взрослые, но все же учеба – серьезный труд. А теперь вспомните и ответьте на вопросы:
Какую тему вы изучили на прошлом уроке?
Что такое предмет труда? Приведите пример.
Какие инструменты вы используете на уроках трудового обучения?

Одни работают для того, чтобы облегчить и улучшить жизнь, а другие стараются ее украсить, сделать ярче. К таким людям относятся художники, артисты, музыканты, и все народные умельцы, которые своими руками создают настоящие произведения искусства, которые нас восхищают. Возможно, среди вас тоже есть будущие мастера и рукодельницы, но этот талант в себе нужно не только открыть, но и развивать! А начинать надо с того, что интересно, что сделать вам под силу, например, с самой известной в мире техники – аппликации.

III. Сообщение темы урока.
Вы уже встречались и работали с аппликацией раньше. Сегодня мы будем говорить о ее видах и первых этапах изготовления. Запишите тему нашего урока в тетрадь (учащиеся прописывают тему). До сих пор вы делали аппликации исключительно из бумаги, но при выполнении изделий могут использоваться самые разные материалы, которые вам известны: ткань, нитки, природные материалы, бросовый материал… На какие работы хватает фантазии у творческих людей и из чего они выполняют свои аппликации, а также - с чего началась эта техника, я предлагаю вам посмотреть!
Интересные факты об аппликации (демонстрация презентации)
Сопровождение к презентации: Если заглянуть в историю, то слово аппликация пришло к нам из латинского языка, а звучало оно так - «прикладывание».
История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было занятием богатых людей. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).
С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны.
В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию. Этьен де Силуэтт (благодаря которому и появился термин "силуэт") увлекался необычным портретированием, на досуге он любил вырезать портреты. И, кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не живописными росписями, а... тенями. Делалось это просто: Этьен подводил гостя к стене и обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской. На светлом фоне отчётливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде "музей теней". К сожалению, до наших дней эта, самая необычная в мире портретная галерея, не сохранилась, но чёрные портреты стали называться «силуэтами».
Позже рисунки стали уменьшать, и либо перерисовывали на бумагу чёрной тушью, либо вырезали из чёрной бумаги. И сто, и двести лет назад одни художники прорезали линии бровей, глаз, волос и деталей одежды, другие выполняли мелкие детали с помощью тиснения, а третьи ограничивались простым профилем.
Сегодня аппликацию можно встретить не только на картоне или ткани. Самыми современными считаются аппликации, выполненные жвачкой и из кусочков глянцевых журналов. А наивысшим мастерством обладают люди, выполняющие аппликации песком. Этот вид творчества длительный, трудоемкий, требует усидчивости, предельного внимания, аккуратности и терпения.
Учитель – А сейчас рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр.32, §6). Здесь представлены различные виды аппликаций. И я вам напомню, что:
Аппликация – это наклеивание, нашивание на основу вырезанных отдельно частей. Все виды аппликаций выполняют на определённой основе.
Основа – это материал, на который накладывают аппликацию. Материал для нее должен быть более плотным по фактуре, чем детали аппликации. Обратите внимание на цвет основы: она однотонная, чаще светлых тонов. Отдельные элементы аппликации в зависимости от материала можно пришивать или приклеивать. Для украшения вашей работы можно также пришить пуговицы, бусины, бисер.
Чтобы изготовить аппликацию, сначала разрабатывают эскиз. Эскиз – это предварительный набросок рисунка, картины, изделия. Эскизы могут быть чрезвычайно разнообразны: люди, животные, растительный мир, фантастические существа и т.п.
Пояснение Виды аппликаций:
1.предметная и сюжетная
на доске: 2. одноцветная и многоцветная
3. декоративная (орнамент)
4. плоская и объёмная
5. абстрактная
6. силуэтная и др.

Учитель - Предлагаю определить тот вид аппликации, который вы будете выполнять в течение проектной деятельности
(применяется метод «Мозговой штурм»).
Итак, ваша аппликация может быть:
Предметной
Многоцветной
Объёмной
Силуэтной
IV. Демонстрация этапов выполнения аппликации на компьютере.
Учитель - Давайте представим себе, как появится ваша аппликация, просмотрев иллюстрации «От задумки – к изделию».

Физкультминутка «Покажи шов»
Учитель – Всем вам известно, что для пришивания деталей аппликации мы будем использовать разные швы. Позже вы детально узнаете, как правильно их выполнять. А пока что давайте встанем и покажем их названия друг другу.
Все встают со своих рабочих мест. Учитель объясняет и показывает движения, характеризирующие каждое название шва.
Учитель – Шов «вперёд иглой» - руки вперёд
Шов «назад иглой» - руки отводим назад
Шов «петельный» - руки на поясе, наклон влево-вправо
Шов «стебельчатый» - потянулись вверх, как стебелек
Учитель – А теперь давайте повторим. Покажите шов «петельный», покажите шов… Учитель называет разные швы, а дети показывают их.

V. Решение анаграмм по инструментарию.
Учитель – Труд не только любит порядок, он не терпит суеты и спешки! Работать нужно не торопясь, иначе можно испортить все дело. Сегодня мы с вами должны были определить инструменты и материалы, которые понадобятся при изготовлении аппликации. На рабочих карточках – их названия. Но я так торопилась, когда их записывала, что допустила много ошибок. Помогите узнать, какое слово зашифровано на карточке и объясните, как этот инструмент или материал можно использовать при изготовлении аппликации.
Учитель показывает карточку, дети отгадывают загаданное слово.

Задание на карточке Ответы Как использовать при изготовлении аппликации

д а ш а к р а н

карандаш
Для перенесения рисунка на основу

ткань Используется как основа, а также материал для изготовления деталей

игла
Инструмент для пришивания деталей из ткани

нить
Для пришивания деталей из ткани

м а б у г а

бумага
Для изготовления шаблонов

н а р п ё к с т о

напёрсток
Инструмент для защиты пальцев от укола иглой

Учитель – Правильно, для дальнейшего превращения в мастеров и рукодельниц вам понадобятся определённые инструменты и материалы: игла, напёрсток, бумага простая и копировальная, ножницы, нить, линейка, карандаш и, конечно, самый главный материал, с которым мы будем работать - ткань! Что же вы должны знать о ткани?
Сообщение учителя: Ткань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей - раппорта, - необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами.
Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

VI. Практическая работа. Разработка рисунка для аппликации.
1. Вводный инструктаж (по инструкции).
Правила выполнения практических работ.
1. Перед работой проверить исправность инструментов и оборудования.
2. Подготовить своё рабочее место к работе.
3. Работать на своём рабочем месте. Не оставлять его без разрешения учителя.
4. Во время работы соблюдать технологическую дисциплину, правила пользования оборудованием и инструментами, чётко придерживаться правил безопасного труда.
5. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим.
6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
7. Во время перемены выходить из мастерских, дежурные при необходимости проветривают помещение.
8. После завершения работы выключить электрические приборы, положить инструменты и изделия в соответствующие места, убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с иглами и булавками.
1. Чтобы не уколоть палец, необходимо шить с напёрстком.
2. Знать количество используемых в работе булавок, в конце работы проверять их количество.
3. Во время работы булавки и иголки вкалывать в специальную подушечку, игольницу. Не вкалывать иглы в одежду, шторы и другие мягкие предметы, не бросать, не держать их во рту.
4. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет ржавые следы и может сломаться.
5. Прикреплять детали ткани следует острием булавки в направлении от себя, чтобы не уколоться.
6. Иглу хранить в игольнице, обвив её ниткой.

2. Выбор рисунка.
Учитель - При выборе тематики рисунка, который будет вашей аппликацией, необходимо учитывать толщину и цвет ткани, которая у вас есть (предоставляю перечень рисунков из папки «Чтоб урок стал интересным»)
3. Перенесение рисунка. Используя копировальную бумагу, скопируйте выбранный вами рисунок, перенесите его эскиз на основу (ткань).
4. Уборка рабочего места. Дежурные собирают раздаточный материал.

Зарядка для глаз «Муха»
Учитель - В кабинет залетела муха! Давайте следить за мухой глазами, не поворачивая головы. Муха на окне! Муха на полу! Муха на доске! Муха на стене! Муха улетела, мы можем продолжить урок.

VII. Рефлексия (беседа с классом)
Что такое аппликация?
Какие бывают виды аппликаций?
Какие инструменты необходимы для изготовления аппликации?
Что используют для основы аппликации?

VIII. Домашнее задание.
Принести разноцветную ткань.
Рекомендации по д/з: Выбирайте цвет ткани в соответствии с выбранным рисунком. Например, для изготовления листьев используйте зелёную ткань; для солнца – жёлтую. Можно использовать неоднотонную ткань, например: полосатый бегемотик, рыбка в горошек.
Не выбирайте ткань, которая легко осыпается, слишком толстая, с пятнами.
Учитель – Вы отлично поработали и, если будете соблюдать все правила и не торопиться, у вас на глазах лоскутки ткани превратятся в интересные яркие аппликации. И помните: даже если вы в чем-то ошибетесь, не опускайте рук: все ошибаются, не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает.