Когда начинается переходный возраст? Симптомы и правильная реакция родителей. Переходный возраст: советы родителям

Рано или поздно каждый ребенок вступает в пору взросления, вместе с ней приходят и проблемы переходного возраста. Добрый, милый, ласковый малыш начинает меняться на глазах, становится грубым, агрессивным, а возможно и наоборот замкнутым и отстраненным. В этом нет ничего удивительного, ведь в этот период детский организм начинает стремительно меняться, вместе с этим происходят и изменения в мировоззрении, отношении к себе и окружающим.

Пора взросления – это один из самых важных, но вместе с тем и самых трудных жизненных этапов каждого человека. От того, как именно он пройдет вполне может зависеть будущее ребенка. Именно поэтому главная основная задача родителей мальчика-подростка – помочь максимально безболезненно пережит ему этот период.

Период переходного возраста

Вообще переходным возрастом принято называть временной промежуток, в течение которого происходит половое созревание детей. В этот период ускоряется физическое развитие и рост, окончательно формируются системы и внутренние органы организма. Когда именно все эти процессы начнутся и закончатся – сказать очень сложно. Это связанно с тем, что организм каждого ребенка имеет свои, индивидуальные ритмы и физические особенности.

Поэтому и точно предсказать, во сколько лет переходный возраст у мальчиков наступит – нельзя. Он может начаться как в десять, так и в четырнадцать лет и продлится до пятнадцати-семнадцати. Причем и эти показатели могут варьироваться. У мальчиков взросление происходит примерно на пару лет позже, проходит намного активнее и длится дольше (около 4-5 лет)

Специалисты считают, что начало переходного возраста зависит от разных факторов – наследственности, национальности, уровня физического развития, образа жизни, наличия или отсутствия вредных привычек и т.д. Мальчики, которые правильно питались, придерживались здорового образа жизни и проявляли физическую активность, вступают в пору полового созревания, как правило, вовремя.

Но когда бы он не наступил период взросления, он будет состоять из трех основных фаз :

  • Подготовительной – ее нередко именуют еще и младшим подростковым возрастом. В этот период происходит подготовка психики и тела к грядущим переменам.
  • Пубертатной – это и есть переходный возраст или подростковый период.
  • Постпубертатной – в данный период окончательно завершается психологическое и физиологическое формирование. Он затрагивает уже пору юношества, именно в это время мальчики начинают проявлять активный интерес к представительницам противоположного пола.

Организм ребенка с началом переходного возраста подвергается сильным изменениям, такие изменения влияют и на его внешний вид и на поведение. Основной причиной перемен являются активно вырабатывающиеся гормоны. Именно они становятся виновниками резких перепадов настроения, раздражительности, нервозности, интенсивного роста и т.д.

Для начала рассмотрим физиологические изменения, по которым можно определить переходный возраст у мальчиков. Признаки полового созревания бывают следующими:


  • Станьте ребенку другом . Так как на данном этапе в жизни мальчика-подростка большую роль играют друзья, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы попасть в их число. Так вам будет намного легче быть в курсе того, что происходит в жизни вашего чада, а значит, вы вовремя сможете оказать ему помощь или поддержку. Конечно, стать другом ребенка очень непросто, особенно если он привык от вас слышать одни лишь нравоучения. Сделать это поможет понимание мальчика, что вы равны друг другу. Вспомните себя в этом возрасте, наверняка вы считали, что взрослые никогда не смогут вас понять. Поверьте, то же думает и ваш сын. Постарайтесь развеять это убеждение, откройтесь ребенку с другой стороны, предстаньте перед ним простым человеком со своими недостатками и комплексами. Можете рассказать мальчику что-то о себе, поведайте несколько историй о своей молодости, о первой любви, о проблемах в школе и т.д.
  • Не ограничивайте свободу ребенка . В подростковом возрасте возникает особенно острая потребность в личном пространстве. Предоставьте это ребенку. Причем, речь здесь идет не только о собственной территории в квартире (комнате, столе или уголке), у взрослеющих детей она должна быть обязательно, а еще и о свободе и праве выбора. Не следует контролировать каждый шаг сына, рыться в его вещах, подслушивать разговоры, это приведет только к негативным последствиям. Не ограничивайте ребенка во всем, стараясь таким образом оградить от неприятностей, поскольку тотальный контроль не позволит ему чувствовать себя самостоятельным и только настроит против вас. Естественно, рушить все рамки нельзя, они обязательно должны быть, но разумные. Научитесь доверять сыну, в спорных вопросах предлагайте компромиссы, ну а чтобы узнать о его личной жизни больше общайтесь, но, ни в коем случае, не допрашивайте.
  • Избегайте излишней критики . Естественно, бывают обстоятельства, когда без критики обойтись нельзя, но она должна быть только конструктивной, причем направленной не на самого ребенка (ты неряха, лентяй и т.д.), а на его поступки, поведение, ошибки, словом на все, что можно исправить. Так как подростки слишком чувствительны к любым замечаниям, свое недовольство высказывайте максимально мягко, можете даже сочетать его с похвалой.
  • Проявляйте интерес . Созревание мальчиков сопровождается изменением системы ценностей и мировоззрения, ничего удивительного, что в этот период изменяются увлечения, суждения, взгляды. Если вы будете проявлять интерес к тому, чем занимается ребенок (но не навязчиво) и поддерживать его в этом, он станет больше вам доверять. Не ленитесь разговаривать с подростком, интересуйтесь его жизнью, рассуждениями и т.д. Не лишним будет спрашивать мнение сына в решении общих вопросов (какие обои поклеить, куда передвинуть шкаф и т.д.)
  • Проявляйте терпение . Если ребенок нагрубил или нахамил, старайтесь держать себя в руках. Помните, чрезмерная эмоциональность – это последствие переходного периода. Ответив сыну тем же, вы только спровоцируете скандал. Лучше попробуйте поговорить с ним позже, в спокойной обстановке, такое общение будет куда результативней.
  • Чаще хвалите . Похвала необходима всем, после слов одобрения будто вырастают крылья, появляется желание и силы покорять все новые и новые вершины. Чаще хвалите свое чадо, причем даже за небольшие достижения или просто хорошие поступки, это послужит для него стимулом развиваться и самосовершенствоваться. К тому же похвала неплохой способ показать, что ребенок вам не безразличен.
  • Признайте его личность . Подросток, пусть маленькая, но уже личность, имеющая свои интересы, увлечения, взгляды на жизнь, мнение. Не пытайтесь изменить сына, не навязывайте свои убеждения, лучше примите его таким, какой он есть.

У вашего ребёнка изменилось поведение… Наверное, многие родители могут сказать, когда малышу исполнится 2,5 – 3,5 гола, то его «как будто подменили». Именно с таким поведением дочери столкнулась Надя. Вдруг её ненаглядная «девочка-милашка» очень часто начала стучать кулачком по столу, могла замахнуться на кого угодно, если ей что-то не понравилось, много капризничала.

Не стоит бояться подобных детских отклонений в поведении. Просто надо понять, что ваш ребёнок подрос и не может уже действовать по освоенным им моделям поведения. Именно в период, от двух с половиной до четырёх-четырёх с половиной лет, дети становятся тревожными, капризными, быстро утомляются. Кроме того, дети начинают понимать, что они могут сами управлять своим телом, чувствами, у них есть собственная воля. Все эти понятия приводят к новым отношениям с взрослыми и сверстниками.

Как понять что у ребенка переходный возраст

Переходный возраст у детей трёх лет сопровождается, как правило, стремлением к самостоятельности, для подтверждения которой ребёнок может подолгу сидеть и застёгивать пуговицу на рубашке, завязывать шнурки на ботинках и т.п., могут так же пробовать незнакомую ранее им пищу. Если раньше дети играли друг с другом рядом, то после трёх лет им хочется играть вместе. Желание взаимодействовать с другими детьми – важная детская потребность, и родителям (особенно, если в семье один ребёнок) нужно продумать способы реализации желания малыша общаться со сверстниками.

Изменения поведения ребёнка

Чтобы понять поведение вашего ребёнка, важно знать основные изменения в нём:


  • Обесценивание того, что было малышу интересно ранее. Другими словами, ему вдруг разонравилась любимая ранее игрушка, сказка. Он начинает интересоваться другими вещами, игрушками и играми. Таким способом у детей происходит своеобразное прощание с прошлым и переход на новую ступень поведения.

Конфликтное поведение ребёнка в семье

Если вы обнаружили отклоняющееся поведение ребёнка, то необходимо прекратить общаться с ребёнком, как прежде, показать сыну или дочери уважительное отношение к их самостоятельности, предоставляя тем самым выбор модели поведения и, конечно, свою любовь к малышу и искренний интерес к его желаниям.

Только при уважительном отношении ребёнок
прекратит своевольничать, бунтовать, ревновать и т.д. Взрослым следует помнить, что бунтуя, капризничая, дети быстро истощаются, а отношения внутри семьи для них – это, прежде всего любовь, понимание.

Как воспитывать ребёнка в переходном возрасте? Только своим терпением, вниманием, пониманием родители помогут своим малышам пережить трудный и непонятный период изменения возрастных особенностей. Это не всегда легко и приятно, но жить в постоянном противостоянии с детьми ещё труднее.

Прежде всего нужно понимать, что, находясь в переходном возрасте, ребенок меняется: становятся другими его привычки, увлечения, интересы. И тут как никогда ему нужны родительская поддержка и понимание, забота и любовь.

Но вместе с этим важно не переусердствовать, ведь на этом этапе происходит формирование личности ребенка. Он должен сам выработать линию своего поведения, понять себя и окружающий мир. И, естественно, что при этом могут возникнуть конфликты со взрослыми на фоне вырабатываемой самостоятельности подростка и его вызывающего поведения. Как вести себя в таких ситуациях родителям?

1. Самое важное для семьи, в которой дети достигают переходного возраста – не нарушить связь между родителями и ребенком. Если при всех конфликтных ситуациях и при всем недопонимании вы продолжаете нормально общаться – это огромный плюс!

2. Важно понять, что изменение поведения – это не обязательно плохой признак, который должен вызывать беспокойство. Нередко мамы и папы вместо того, чтобы признать, что они боятся потерять доверие ребенка, оставшись в одиночестве, начинают чрезмерно опекать его. Следует принять тот факт, что ваше чадо – уже не маленькое.

3. Матеря, поскольку материнский инстинкт намного сильнее отцовского, тяжелее переносят изменения подростков, им труднее дать ребенку больше свободы. В этом плане отцу проще справляться с такой задачей, и потому именно он может прийти на помощь ребенку. Мужчины готовы столкнуться с проблемами и разобраться в них без лишних эмоций, порой портящих отношения в семье.

4. Быть послушным для подростка – значит заявить о своей невзрослости и несамостоятельности. Вот почему любой совет, а приказ так тем более, он воспринимает очень остро. Поэтому нельзя пытаться заставить дочь или сына подчиняться и наказывать их за непослушание. Здесь лучше постараться изменить тон в разговорах с ребенком, быть вежливым и внимательным, не пытаться навязать свое мнение. Вместо того чтобы приказывать, эффективнее будет попросить что-то сделать, аргументировав свою просьбу. Например, если хотите, чтобы музыка не играла громко, попросите сделать её тише, пожаловавшись на головную боль.

5. Разговаривайте с ребенком по душам, как со взрослым. Возможно, на первых порах это будет нелегко, но по истечении некоторого времени такие разговоры должны стать доброй традицией. Стройте ваше общение таким образом, чтобы он имел возможность высказывать свое мнение. Можете сделать так, чтобы он почувствовал себя немного важным, попросив у ребенка совета. Сейчас для него самым ценным является понимание родителей.

Переходный возраст – это идеальное время для того, чтобы родители и ребенок стали настоящими друзьями. Именно поэтому так важно придерживаться основных правил поведения в общении с ним.

Ребенок в семье - большое счастье. Однако оно постоянно растет, у него увеличиваются потребности. Поэтому, если девушка думает, что регулярная смена подгузников, крики по ночам и бессонные ночи - самое трудное, то она ошибается. Действительно тяжело становится тогда, когда у ребенка начинается переходный возраст . Проблемы младенчества покажутся сказкой по сравнению с тем, с чем предстоит столкнуться при воспитании подростков. требует строгого соблюдения определенных норм и правил, которым должны следовать родители. Мамам и папам придется приспосабливаться к психологическим и эмоциональным изменениям, которые происходят с их любимым чадом. Поэтому методы воспитания должны измениться соответственно.

Душевная близость

Родителям следует забыть о том, что они хотят стать другом иди подружкой ребенку. Подростковый возраст в этом не нуждается. Иначе они окончательно обнаглеют и сядут на шею. Стоит демонстрировать строгость. Дружба придет позже. Конечно, можно заверить ребенка, что родители всегда готовы принять, понять и простить, а также не будут судить те или иные действия. Но что делать, если сын или дочь действительно совершили что-то очень опасное. Тогда придется все разъяснить, но не поддерживать, иначе увеличивается риск попадания в такую ситуацию снова. Можно разговаривать с ребенком на любые темы, однако не стоит одабривать все его начинания.

Твердость принципов

Принципы, нормы поведения и морали должны быть непоколебимы. Конечно же, подростковый возраст не может проходить без сопротивления или проявления бунтовства. Это время экспериментов, причем не всегда безопасных. Виновата во всем биология. У ребенка в этом возрасте еще не до конца сформирована та часть мозга, которая отвечает за принятие решений. Другими словами, здравый смысл зачастую отсутствует. Поэтому родителям необходимо как-то помочь в этой ситуации. Подростку следует знать четкие границы между друзьями и родителями и методами дозволенного. Мама - не подружка. Если она в чем-то отказывает, то так тому и быть.

Интересы детей

Родителям следует уделять больше внимания тому, чем увлекаются и интересуются их дети. Подростковый возраст подразумевает быстрое следование прогрессу, постоянно развивающимся технологиям. Конечно, взрослые могут решить, что им лучше оставить прогресс сам по себе и заняться чем-нибудь полезным. Однако это неправильно. Эмоциональная связь с ребенком очень важна. И для того, чтобы ее не потерять, следует демонстрировать, что мама и папа прекрасно разбираются в новых технологиях.

Устаревшие вкусы

В этом возрасте дети постоянно экспериментируют. Пирсинги, татуировки, прически - все это попытки создать молодежный имидж, а также способ понять, кто они в этом мире и как правильно подчеркнуть свою индивидуальность. внешний образ - отражение внутреннего состояния души. Лучше всего в этом случае смириться и стиснув зубы ждать, пока все закончится. Рано или поздно подросток вырастает из этого, забывая о подобных экспериментах. Вкусовые различия могут стать прекрасной темой для беседы. Вместо того чтобы кривить лицо, услышав музыку, которую предпочитает ребенок, стоит проявить интерес к такому течению. Если после всего этого родителям удастся сохранить спокойствие, то они заслужат уважение со стороны любимого чада.

Поиск независимости

Когда малышу было 4 года, то он всегда целовал и обнимал маму и папу на ночь. В возрасте 15 лет такой прием уже устарел. Заставить ребенка обнять или поцеловать родителей просто нереально. Не нужно принимать это на свой счет, взрослые не виноваты. Просто, таким образом, подросток пытается выразить свою независимость. Мнение друзей сейчас важнее чем взрослых. Поэтому главная задача - принимать на себя все смены настроения и неизвестно чем вызванную агрессию.

Что происходит?

Начнем с того, что переходный возраст включает в себя как психологию (изменение поведения, пересмотр жизненных ориентиров и авторитетов, смена ведущей деятельности), так и физиологию (начало полового созревания, появление вторичных половых признаков, тело приобретает взрослые черты и формы).

В 9 лет про половое созревание речь пока не идет (кроме единичных случаев-исключений, которые, как говорится, только подтверждают правило). Поэтому, когда говорят про переходный период в этом возрасте, то имеют в виду, скорее всего, именно потерю связи с ребенком на психологическом уровне. Исходя из этого, можно назвать этот период скорее подготовкой к переходному возрасту. Психика ребенка готовится к очень важному этапу – одному из самых драматичных в жизни человека.

Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная (познавательная) деятельность, для подросткового возраста – общение, интимно-личностные отношения. Вполне возможно, что многие современные факторы: огромный доступный детям поток информации, преобладание индивидуальных (часто компьютерных) игр над совместными, увлечение родителей методиками раннего развития, приводят к тому, что в начальных классах школы у детей снижается мотивация к учебе. Сейчас дети часто приходят в 1 класс, уже бегло читая и считая в уме в пределах сотни, а их сажают за парту и предлагают складывать 2 и 2, рисовать палочки и читать по слогам «Ма-ма мы-ла ра-му». Это приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе. Как следствие, к 9 годам роль познавательной деятельности в жизни ребенка значительно снижается и на первый план выходит общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового периода.

Что с этим делать?

Во-первых, как ни странно, радоваться! Ребенок растет и развивается, и если где-то в чем-то он забегает вперед – это лучше, чем, если бы он отставал в развитии.

Во-вторых, если говорить о мотивации к учебе, можно своими силами разнообразить не слишком веселые школьные будни. Например, предложить своему ребенку вместе сделать некий проект для школы в той области, которая ему интересна. Он увлекается иностранными языками и с детства смотрит мультфильмы на английском языке? – Сделайте с ним английскую стенгазету для класса. Ваш сын – шахматный гений? – Придумывайте вместе с ним математические задачи на шахматную тематику, соответствующие его классу, похвастайтесь ими учительнице. Ваша дочь отлично рисует, занимается в художественной студии? – Предложите учителю свои услуги по оформлению, например, учебных плакатов. Словом, найдите то, что позволит вашему ребенку бежать в школу с интересом, а не брести понуро, как на каторгу.

А я хочу быть дворником!

Часто родители пытаются воззвать к чувству ответственности школьника, мотивируя необходимость учиться тем, что в будущем ему это пригодится. И не понимают, что в 9 лет ребенок еще даже физиологически не готов задумываться о столь далеком будущем – психологи считают, что формирование отдела мозга, отвечающего за то, чтобы перестать жить моментом и начать жить будущим, заканчивается к 18-20 годам. Поэтому родителям 9-летнего ребенка придется искать другие слова.

Стандартные «пугалки» вроде «будешь так учиться – станешь дворником» не работают и в старшем возрасте, когда подросток уже хоть немного понимает, что такое «работать», и осознает, что таки этим придется заниматься. А в возрасте 9 лет фразы про будущую работу вообще не имеют веса, потому как до этого еще целая вечность. Да и потом – так ли это плохо, работать дворником? Романтика, свежий воздух, метлой машешь, снег кидаешь … Бесплатный фитнес, да и только! И прямые объяснения, что работа дворника – это тяжелый, физически выматывающий, абсолютно непрестижный, многими презираемый труд, результата не дадут. Просто не будут поняты адресатом.

Если вы хотите в возрасте 9 лет донести до ребенка некую мысль, то придется действовать через язык образов и картинок, понятных именно ему. Например, ребенок играет в компьютерные игры? Если он делает это в компании друзей, понаблюдайте за ними. Наверняка рано или поздно произойдет ситуация, когда ваш ребенок будет в сердцах кричать: «Петя/Вася/Маша, куда же ты лезешь! Тебя же там убьют, как ты не понимаешь! Я в этом подземелье уже был, ничего стоящего там нет, так чего же ты нарываешься на неприятности!»

Поймайте момент! Сразу после игры, как только ребенок освободится и будет готов пообщаться с вами, проявите интерес – напомните ему про этот игровой эпизод, спросите, как он себя в этот момент чувствовал, хотелось ли ему помочь человеку, который заведомо делал нечто неправильное. Главное – чтобы ваш интерес был искренним! Постарайтесь действительно узнать, какие чувства испытывал ваш ребенок – наверняка в этой ситуации он поделится своими переживаниями, потому как момент недавний и струны в душе задевший. Найдите в себе то, что откликается на эти чувства ребенка – моменты, когда вы испытываете нечто подобное. И поделитесь этим с сыном/дочерью.

«Я действительно понимаю, что ты чувствовал. Так обидно, когда ты хочешь помочь хорошему человеку, а он к тебе не прислушивается. Ощущаешь себя беспомощным и даже злишься, когда знаешь, что вот такие действия другого человека не приведут ни к чему хорошему, говоришь ему об этом – а он продолжает гнуть свою линию. Это просто раздражает, правда? Я это очень хорошо понимаю, потому что у меня так же бывает. Вот когда я говорю тебе о том, что интерес к учебе/занятия спортом/своевременное выполнение домашних заданий/ (нужное подчеркнуть) помогут тебе в дальнейшей жизни, мне тоже бывает обидно, что мои слова пролетают мимо тебя. Просто «я-то уже в этом подземелье бывала», а тебе еще только предстоит побывать. Так что, когда ты не реагируешь на мои слова, я чувствую себя такой же беспомощной, как ты, когда Петя/Вася/Маша не реагируют на твои».

Как достучаться?

Не нужно делать выводов, что ребенок тут же проникнется, осознает, поймет и будет-таки хорошо учиться/заниматься спортом/вовремя и не из-под палки выполнять домашние задания. Но слова, пример которых мы привели выше, скорее дойдут до его сознания, чем про дворника. И если постоянно ловить такие моменты и объяснять важные жизненные позиции ребенку через ассоциации с понятными ему ситуациями – то результат может быть достигнут.

В завершение хочу пожелать всем родителям, которых волнуют поднятые в данной статье вопросы, громадного терпения, безграничной и безусловной любви к своим детям.

Валентина Николаевна Волкова, воспитатель группы «Мишки-Малышки», Центр развития и образования «Элитора»