Какие поступки и характер делают мужчину настоящим мужчиной. Особенности воспитания мальчика от рождения до подросткового возраста

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

— Какие качества являются подлинно мужскими?

Подлинно мужскими являются те качества, которые не являются женскими. Во всем есть полярность: мягкий — жесткий, сильный — слабый, добрый — злой, эгоистичный — жертвенный. Отношения мужчины и женщины взаимодополняющие. Исходя из этой дихотомии, мы отмечаем такие мужские качества как сила, ответственность, чувство долга, твердость и надежность, все то, что женщины, как правило, называют «каменной стеной». А мужчины о таком говорят: «Вот с этим я бы пошел в разведку».

Изначально ребенку эти качества не присущи. Если мы посмотрим на взрослого мужчину, который обладает этими качествами, то надо узнать историю его жизни, чтобы понять, как он эти качества у себя выработал. Понятно, что воспитание мальчиков и девочек — разное. Чтобы воспитать настоящего «мужественного мужчину», обязательно нужен другой мужчина, который поведет мальчика по жизни, который что-то ему передаст как учитель, что-то покажет и подскажет. Даже такие элементарные вещи: разжечь костер одной спичкой, не плакать, когда разбил коленку или нос, когда кровь течет. Это реакция мужчины. У женщины совершенно другие реакции.

Если образцы мужского поведения будет демонстрировать женщина, то в голове ребенка произойдет смешение. В чем проблема одиноких матерей? Они вынуждены заменять отца. Т.е. они пытаются и ласкать ребенка, и баловать его, в то же время учить хорошему мужскому поведению. Ради этого они начинают сами становиться сильными, выносливыми, надежными и т.д., и у ребенка теряются ориентиры. Он потом начинает в своей уже взрослой жизни искать таких вот сильных, надежных, по мужским меркам, женщин. И фактически он становится слабым мужчиной при сильной жене.

Самое главное в деле воспитания мужчины — преемственность. Обязательно надо делать жизнь с кого-то. Невозможно вырасти мужественным человеком, если у тебя нет образца. Поэтому очень остро встает вопрос о том, чтобы был отец. Если нет отца, чтобы был, может быть, дедушка — хороший, надежный дедушка.

На кого еще можно равняться? На тренера. Многие мамочки прибегают также для этого к помощи батюшек, чтобы сын почувствовал, с одной стороны, любовь отеческую, с другой — требовательность и строгость.

В принципе, и мужчины, и женщины обладают одним и тем же набором качеств, но в разной пропорции и с разными акцентами. Т.е. и мужчина должен быть добрым и мягким, но в тоже время твердым и ответственным и сильным и более четким.

— Как в семье проявляются мужские качества, и как проявляется нехватка мужских качеств?

Ответственность мужская — это не то, что женская ответственность. Это совершенно разные вещи. И в семье ответственность мужская касается более глобальных вопросов. Ответственность мужская направлена «вовне». Он ответственен за то, что вокруг семьи происходит. Все, что вокруг, — встраивание семьи в определенный уровень социального статуса — это все на мужчине. Ответственность за внутренний мир семьи: за то, как дети вырастут, как семейные дела пойдут — это больше на женщине. И женщина должна быть ответственна, но у нее другая ответственность.

— К каким последствиям в личной жизни приводит недостаток мужских качеств у мужчины? Как известно, «гражданский брак» — это проявление безответственности. Может быть, если бы мужчины были более мужественными, то было бы меньше «гражданских браков» и больше настоящих браков?

Это так, но семья все же более женское дело. Сколько мы знаем ответственных мужчин, но не получается у них семью создать, потому что они выполняют свои социальные задачи в этой жизни. Но они не могут себе подстать найти ответственной женщины, которая будет так же хорошо выполнять внутренние задачи семьи. В этом главная проблема. Им нужна такая же женщина — надежный помощник, который разделит с ним чувство ответственности, но у него — за внешнюю безопасность семьи, а у нее — за внутреннюю безопасность семьи, чтобы они помогали друг другу и поддерживали друг друга. Семья на этом держится.

К сожалению, сейчас мало женственных женщин, потому что в наше время, к сожалению, девочек стремятся воспитывать как красивых бабочек, мотыльков. Нынешние «гламурные» тенденции совершенно исказили всю женскую природу; и найти среди этих мотыльков и бабочек нормальную ответственную женщину очень нелегко.

— Есть такое понятие «мачо». Насколько «мачо» соотносится с образом «настоящего мужчины» по вашему мнению?

Образ «мачо» основан на том, что наших женщин и девушек ориентируют на внешние яркие признаки. Не учат искать главного, идти внутрь. Поэтому они начинают, как мотыльки, на яркие образы накачанных парней реагировать. На самом-то деле реагировать надо не на эти внешние признаки, а на внутренние характеристики.

— Но мачо — это не просто красавец, это еще что-то.

Это гиперсексуальность, это внешняя мускулинность, это агрессивность, это умение вести себя в ресторане и чисто женская истеричность. Вот что такое «мачо».

— В противовес хотелось бы привести пример другого образа. У нас есть русский чемпион по боям без правил. Его зовут Федор Емельяненко. Несколько лет он был непобедим. Так вот когда смотришь бои без правил, там выходят японцы, бразильцы, американцы и все они агрессивные, стараются казаться страшными и злыми. А он какой-то кругленький такой, спокойный, лицо как у ребенка — доброе. И вот такой добрый всех побеждает. Прозвище ему дали — «Последний император». Доброта — это больше подходит к свойствам настоящего мужчины, нежели агрессивность мачо?

Да, но это связано с культурными архетипами. Для нас это Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич — обратите внимание, имена-то какие ласковые. Для нашего мужчины характерен сплав силы, мужества, ответственности и необыкновенной мягкости и доброты. Вот это наш отечественный культурный тип мужчины. А то, что идет к нам с Востока и с Запада — это внешнее проявление злобы, агрессивности, даже животного безобразия. Это ближе не к мужским, а к животным проявлениям — запугивание, это ощеривание в злобе, ненавидящие глаза и т.д. Понятно, почему такие люди проигрывают нашему доброму Алеше Поповичу или Илье Муромцу. Там человеческого мало.

— Мне кажется, что причина этой силы и доброты — с одной стороны, агрессивности — с другой стороны, в наличии или недостатке духа. Американцы, на мой взгляд, народ слабый, лишенный мужественности. Они настолько привыкли надеяться на свои деньги, на свое оружие. Вспомните, когда американских троих летчиков взяли в плен во время войны в Ираке, как жалко они выглядели, когда их снимали в этой камере, насколько они были испуганы. И если посмотреть даже американские фильмы — боевики, где куча убийств, там настоящих суперменов среди этих актеров не видно, они вынуждены как-то скалиться и что-то там рычать и из себя изображать, а вот настоящей силы там нет.

Многие говорят, что американцы по сути люди неплохие, они в чем-то как дети, в своем легкомысленном отношении к жизни. Для нас же характерно некое философское осмысление жизни, бытия, Бога и т.д. А их, как детей, надо кормить, поить, обувать, одевать, т.е. у них куча потребностей, которые надо удовлетворять. Они так и идут на поводу у этих потребностей. Кстати, и нашу современную молодежь пытаются на этот путь направить, но жизнь — это не совсем потребности и их удовлетворение — это на самом деле прохождение через глубокие смысловые пласты. И наш человек без проработки этих пластов жить просто не может, он тогда теряет все в этой жизни.

Есть у этого и культурно-исторические корни. Ведь наши Илья Муромец, Алеша Попович — они же произрастали на наших русских равнинах. И матушка — земля русская — это понятие, которое тоже в архетип входит. Ну, а эти американские вояки, они на какой земле выросли? На изначально богатой земле, куда они пришли и все местное население уничтожили. Только потом они там стали свое государство строить. Они уничтожили цивилизации, которые там были, уничтожили людей, уничтожили бесчисленные стада бизонов и других животных. Т.е. изначально их государственность построена на уничтожении всего живого, и поэтому естественно, что это несет внутри себя каждый американец. Последствия внешних разрушений вошли в их структуру личности.

— Что сделали вы сами, чтобы воспитать ваших двоих сыновей настоящими мужчинами?

Мое образование психолога мне помогало очень многие вещи осознавать в процессе жизни, прорабатывать, переосмысливать и понимать по-особому. Одним из понятий, на котором многое построено в отечественной психологии, — это понятие деятельности. Это ключевое понятие, поскольку в деятельности мы существуем, в деятельности мы себя проявляем, в деятельности у нас формируются многие наши психические функции и качества личности. Можно сказать, что деятельность нас воспитывает, развивает, кормит, поит и т.д.

Когда у меня родился первый ребенок, я наблюдала, как он развивается, не только как мать, но и как исследователь. И я поняла (многие родители это понимают): очень важно, чтобы ребенок находился рядом с родителем и включался в его деятельность «на подхвате», те есть какие-то элементы деятельности начинал выполнять вместе с родителями, потом набор этих элементов расширяется, усложняется, пока ребенок не овладеет этим видом деятельности.

Часто родители отгоняют маленького ребенка от домашних дел, потому что если делать вместе с ребенком, то процесс удлиняется, так как ребенок делает медленно, с ошибками. То, что можно сделать за 5 минут, делаешь с его «помощью» целый час. И вот это многих родителей пугает. А я старалась ребенка во все включать. Сначала одного сына, потом второго и дочь. Но младшие дети стали включаться в деятельность вслед за старшим сыном, уже учась у него.

Если мы посмотрим на древние игрушки, то, как правило, это уменьшенные копии орудий труда. Если у взрослого большой топор, то у ребенка маленький топор, если у взрослого большой нож, то у ребенка маленький нож. Женщина занимается с детьми, а девочке дается маленькая кукла. В игре ребенок старается подражать взрослому, он так учится. Он овладевает предметным миром, и миром человеческих отношений, включаясь через предметную деятельность в этот мир.

— Т.е. игра — это имитация труда.

Да. Все психические функции очень хорошо развиваются в совместной деятельности: и наблюдательность, и внимание и ответственность и память — все великолепно развивается.

Когда моему сыну было три года, я помню, мы жили на даче тогда, мы с ним посадили редиску. Потом каждый день ходили и смотрели, как она растет: сначала появились два листочка, потом четыре листочка, потом вырос целый пучок листочков, начинал корнеплод формироваться. Вместе с ребенком каждый день делаешь открытие, и каждый раз это такой восторг! Эти открытия дают очень много радости и счастья и взрослым.

Имея дачу, мы что-то там делали. Ребенок, естественно, как любой ребенок, хотел включаться во взрослые дела. Где-то в возрасте трех лет я ему купила маленькую лопатку — не игрушечную, а самую настоящую лопатку, типа саперной. И с трех лет он начал помогать копать. Мы копаем, и он где-то рядом стоит, копает, так чтобы его лопатой не задели. Мы выкапываем овощи — морковку или картошку, — а ребенок помогает собирать. Следующий этап, он начинает помогать сажать ее. Папа копает лунку, ребенок туда картошку бросает. На следующем этапе, в возрасте 9-10 лет, он уже сам начинал картошку сажать.

Когда сыну было 11 лет, мне запомнилась такая ситуация. Мы пошли в соседнюю деревню за молоком. Люди, у которых мы брали молоко, спрашивают: «А вы картошку выкопали?» Мой сын отвечает очень серьезно, что не выкопал картошку. Хозяин коровы заплакал, так его это поразило: что не мама за это отвечает, не папа, а мальчишка говорит: «Ой, я ее еще не выкопал».

Постепенно ребенка привлекали к разным делам, и уже к 11 годам дошло до того, что он сам договаривался с трактористом, который приезжал пахать, сам показывал ему участок, который надо пахать, причем у нас поле большое, поэтому трактористу надо было говорить, где пахать, как, на какую глубину, сколько делать лунок. Это все определял 11-летний мальчик. Потом сам договаривался с трактористом, когда надо приезжать ее окучивать и выкапывать или сам ее выкапывал и убирал. Всю деятельность планировал, организовывал он, мы не вмешивались. Взялся ребенок за это с энтузиазмом — и пусть делает.

И точно так же другие виды деятельности. Так, начали они с папой и дедушкой новый дом строить — он им помогал, а заканчивал его он уже сам, и мы уже ему помогали.

В различных общих делах с младшими детьми они старшему помогали. Он уже выступал как педагог, как руководитель.

Чем хороши подобные естественные виды деятельности? Они многообразны, они растянуты во времени. Ребенок начинает планировать, отслеживать этапы, корректировать процесс деятельности. Много что надо научиться делать, уметь, знать, чувствовать. И на такой простой деятельности у ребенка много положительных личностных качеств формируется: ответственность, целеустремленность, внимание, память, и другие чисто мужские качества.

Часто мы приезжали на дачу зимой, так как старались в городских условиях каникулы не проводить, потому что здесь две недели можно просто дома просидеть или на улице болтаться. На даче зимой всегда находилась масса дел для детей, например, чистить снег, рубить дрова, печку топить, дрова и воду приносить. Чтобы не сидеть без дела, сын стал где-то в возрасте 13-14 лет с лесниками сам договариваться — брал делянки и чистил лес. С одной стороны, он общественно полезное дело делал, с другой стороны, там не только дрова были, там еще жерди шли — на забор, на какие-то строительные дела.

А для меня было важно, что у ребят на простом материале отрабатывалось планирование деятельности, ее регулирование и прочие важные вещи. На простых вещах можно очень многие сложные умения формировать. Самое главное для психически здорового мужчины — это нежелание и неумение находиться без дела, здоровая деловая активность.

Зимой ребята утром завтракали, я им что-то готовила с собой. Мужчины уходили на весь день в лес на лыжах. Причем одному мужчине было лет 13-14, другому лет 7. Старший пилил мелкие деревья, младший обрубал сучки и сжигал их на костре, а еще они там чай пили, перекусывали. Вечером, зимой быстро темнело, они возвращались домой.

Взаимодействие мальчишек разного возраста тоже помогало им становиться мужчинами. Старший одни функции выполнял, младший — другие, и они взаимодополняли друг друга. Старший проявлял заботу и ответственность, а младший, помогая старшему, тоже рос мужчиной.

В хозяйственной жизни всегда можно найти для детей реальные дела. Одно дело игрушечным топориком играть, другое дело — настоящим дрова рубить. То есть всегда были какие-то дела, мальчишки, начиная с раннего возраста, кололи дрова, пилили, копали, косили, строили. Между делами и во все детские игры с энтузиазмом играли.

Соседям это все сначала очень не нравилось. Они говорили, пусть дети больше бегают, играют, гуляют и т.д. «Зачем им давать столько дел? Детям нужно счастливое детство». Потом один из соседей уже со своим сыном стал повторять наш семейный опыт. Приезжали они на лето. Он с утра вставал, и сына рядом с собой ставил, и тоже они там что-то пилили, копали, рубили до отбоя в семь часов вечера. И все это он делал, как он сказал, т.к. много думал о судьбах детей с беззаботным «счастливым детством», увидев, как тяжело они сложились.

Для себя я сделала очень интересный вывод: я поняла, что хороших детей можно вырастить только тогда, когда сам много делаешь, и дети начинают подключаться к взрослым делам, начинают сначала родителям помогать, а потом им становится интересно и они уже без дела жить не могут. А если жизненная позиция такая, что надо больше отдыхать, то и дети вырастают ленивые, расслабленные, лишенные смысла жизни.

— Что вашим сыновьям, как мужчинам, дало именно такое воспитание? На сегодняшний день, какие возможности они при этом приобрели, какие качества?

Чисто мужские качества. Они очень ответственные. Вредных привычек у них нет. Они не пьют, не курят, глупостями не занимаются, у них просто на это нет времени. Они все время в деле, как с детства они привыкли, так они и сейчас все время в деле. Они оба хорошо отучились. Старший сын сразу же поступил в аспирантуру; только закончив, он тут же защитился. Потом работал на кафедре, сейчас его пригласили быть директором одной государственной компании. Видно, что он человек ответственный, работоспособный, деятельный, это ему в жизни очень помогает.

Младший сын тоже без дела не сидит. Постоянно включается в какие-то дела, причем не просто лишь бы дело делать, дела все продуктивные. И тоже он хорошо закончил институт, тут же поступил в аспирантуру, сейчас второй год аспирантуры. Хорошие доклады сделал, статьи написал, тема интересная у него. Он не только учится, он сейчас много работает, встает в шесть утра и ложится спать после часа ночи.

И он не просто слепо выполняет свой какой-то функционал, когда надо делать «от и до». Он включается в одну работу, в другую, в третью, в четвертую не потому, что его туда втягивают, он сам сферу применения своих способностей находит. Он умеет то, чего, например, не умею я или отец, чего не умеют даже его руководители.

— Ну, а в личной жизни ваши дети тоже имеют какие-то дополнительные преимущества, благодаря привычке к труду?

Мне кажется, что они имеют правильное видение ситуации, оно помогает и в семейной жизни избегать ошибок. Ведь на самом деле обрушение семьи начинается с каких-то промахов. Если мы вспомним фильм «Москва словам не верит», помните там такой эпизод: когда Баталов-Гоша помог разобраться со шпаной, потом пришел домой, и вот его подруга ему этаким директорским тоном выговаривает, чтобы это было в последний раз. Это то, что делают обычно наши жены, наши женщины. Так вот он, будучи сильным мужчиной, он эту «занозу» не пропустил. Наши мужчины, которые не включены в деятельность, которые расслабленные, они вот эти «шары» пропускают. Раз пропустили, второй раз пропустили, третий раз пропустили — они не внимательны к таким вещам. В конце концов, дальше начинается обрушение семейной жизни. И они потом разводят руками и говорят — откуда это, непонятно. А вот мужчина собранный, деятельный, внимательный, он такие вещи не пропускает.

Сколько я наблюдала хороших, семейных пар, там женщина не позволяет себе вольностей в присутствии мужа. Бывает в отношениях двоих, что и женщина какие-то неосторожности допускает, бывает, что и мужчина не прав, но как правило, в семьях, где такие активные целеустремленные мужчины, если он увидел, что женщина себе позволила больше, чем возможно, он, любя ее и относясь к ней мягко и по-доброму, тут же это пресечет. Потому что он человек ответственный и прекрасно видит дальнейшие перспективы этого.

С другой стороны, если он по-мужски, грубо оборвет жену, то ему тут же становится стыдно. Он осознает, что это не парень, с которым можно так поступать, а это все-таки женщина, жена. И он тут же обнимает, целует жену, даже при посторонних, и говорит: «Извини, дорогая, я был не прав».

Наш разговор был посвящен мужественности. Заканчивая его, хочу пожелать вам найти свой путь к обретению этого качества у вас и ваших детей. А это путь любви, взаимопонимания и взаимоподдержки, путь активной творческой жизни. Внимательно и с любовью относитесь к простым вещам, они не так просты, как иногда кажется.

Подготовка к семейной жизни - самое полезное образование: дистанционный (онлайн) курс « Основные принципы строительства семьи»

В последнее время все чаще можно услышать от женщин, будто настоящие мужики вымерли как некогда мамонты. Мол, остались одни слюнтяи и подкаблучники, женоподобные истерики и ленивые неинтересные тюфяки. Информация, конечно, преувеличена, однако здоровое зерно правды в ней есть: мужчины перевелись, и виноваты в этом, как ни странно, сами женщины!

Что мы видим вокруг? Мальчик уже давно перепрыгнул порог подросткового возраста, а мамочка носится с ним как с писаной торбой: вот это покушай, туда не ходи, нагрузки не носи, лучше занимайся танцами, чем боксом, только не напрягайся, еще успеешь. Итог? Женщина сама ограничивает своего ребенка, не дает ему проявлять самостоятельность, свои истинные мужские качества, впадает в истерику, если ребенок подрался в школе или проявил чудеса настойчивости, а потом жалуется, дескать, нет в мире настоящих мужчин! А не надо было заниматься не своим делом.

Как вырастить настоящего мужчину?

Как воспитать из мальчика мужчину?

Во-первых, заниматься воспитанием сына – не женское дело. Мама может подарить ему свою любовь и ласку лет так до 5-ти, но потом ее функции отпадают, ведь лучшее, что она может сделать – вырастить послушного «мужчинку», но никак не победителя. До Второй мировой войны воспитанием сына в семье всегда занимался отец или дед, именно они учили парнишку силе, долгу и чести. Ну а когда женщины лишились мужей, им не осталось выбора, кроме как взять на себя еще и эту функцию.

Но как может женщина вырастить мужчину? Отдавая ему распоряжения, делая его удобным себе, она учит ребенка подчиняться женском полу, не расстраивать мамочку, быть хорошим и прилежным. В итоге мужчина учится подчиняться, забывает, что такое лидерство, железный характер и дикая мужская природа. Женщина может научить сына только тому, как быть женщиной, сделать его природу более тонкой, чувствительной и отзывчивой. Но характер мальчиков от природы устроен совсем иначе.

Роль отца в воспитании мальчика.

Ребенок не научится быть мужчиной, если в его окружении нет таковых, если он лишен отца, или тот есть, но никак не участвует в его воспитании. Запомните, дети копируют своих родителей, а значит, именно отец выступает примером для подражания. Отец должен научить сына не бояться трудностей, решать проблемы, быть на «ты» с техникой, любить мужской спорт, разбираться в машинах. Если женщина растит мальчика одна, она должна найти способ, как окружить ребенка мужским вниманием, пусть это будут ее братья, отец, дедушка, тренер или просто друзья мужского пола.

7 уроков, которые нужно преподать сыну.

Урок свободы. Природа мужчины всегда активна, а потому нельзя лишать мальчика свободы самовыражения. Рискованный спорт, путешествия, исследования, новые открытия – все это увеличивает мужскую энергию, делая из ребенка взрослого. Как только мама начинает волноваться и что-то запрещать («никаких прыжков с парашютом!», «станешь боксером только через мой труп»), мальчик превращается в подвид «мужчинки домашнего».

Урок ответственности. Если у ребенка нет никаких обязательств, от него ничего не требуют, он ничего не умеет – в зрелом возрасте мальчик превратится в ленивое и избалованное существо, которое даже себя обслужить не может, а это чревато. Не гнушайтесь давать сыну обязательства: пылесосить, выносить мусор, ходить за покупками и так далее.

Ответственность - важнейшее мужское качество

Урок помощи. Когда мама в семье все делает сама, а ребенка бережет, хотя ему уже 15 стукнуло, ждите беды! Мужчина только тогда раскрывается как настоящий мужик, когда чувствует, что в его функциях нуждаются, что он верный помощник любимым женщинам, что без него не справятся. Не тащите все на себе, помните, у вас есть сильное плечо, защитник и верный рыцарь, просто посмотрите на него по-новому.

Урок труда. Мужчина должен уметь трудиться. Оберегая сына от трудностей окружающего мира, вы оказываете медвежью услугу. Лучше отстаньте и не вмешивайтесь. Пока он не проявит самостоятельность, он так и не научится решать проблем, зато продолжит плакаться вам в юбку. Вы этого добиваетесь?

Урок выбора. Настоящий мужик умеет принимать решения и, конечно, нести за них ответственность. Пока вы будете подстраховывать своего мальчика, забирая на себя его заботы, он так и не узнает, на что способен. Просто представьте, каково будет 30-ти летнему лбу впервые столкнуться с трудностями? Учите его принимать решения с самого малого возраста.

Урок лидерства. Женщина не может научить парня быть альфа-самцом просто потому, что не женское это дело – конкурировать с мужчинами. Если мальчик с раннего возраста наблюдает, как папа подчиняется маме, что мама в семье доминант, будьте уверенны, он вырастет тюфяком. Конкуренция, борьба за власть и право обладания – всему этому мальчика учит отец, все это из мужского мира.

Урок веры. Не надо выказывать ребенку свои сомнения насчет его мужественности, лучше верьте в него со всех сил. Верьте, что он уже достаточно взрослый, сильный, а потому со всем справится. Не забывайте с гордостью заявлять вслух, какой он у вас крепкий мужик, защитник и герой.

Не командуйте им, не ограничивайте его свободу, не подавляйте. Ведите себя как настоящая женщина, не применяйте физических наказаний, лучше обижайтесь или отстраняйтесь. Учитесь отдавать бразды правления даже 6-ти летнему мальчишке, просто потому что он должен научиться быть вашей опорой и защитником. Не сюсюкайте, будьте строже и требовательнее, просите помощи, давайте подсказки, окружайте парня мужским вниманием. Не бойтесь того, что ведете себя слишком строго, мальчик вырастет и скажет спасибо.

Психологи убеждены: чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить.
Мальчики от природы более уязвимы, чем девочки. К тому же понятие мужественности за последние десятилетия сильно изменилось.

Необходимо, если в семье, где растет малыш, чтобы родители не делили домашние обязанности, а выполняли по принципу «кто сейчас свободен». При этом мама не забывала подчеркивать авторитет отца, а папа ежедневно играл с сыном в «рыцарство»: мол, «мы с тобой - мужчины, а мама - девочка».

Не скупитесь на ласку по отношению к маленькому сыну, не бойтесь вырастить неженку или пробудить раннюю сексуальность. Наоборот: вы моделируете нормальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в основе которых любовь.

· А вот сына-подростка на колени к себе не сажайте. Это и выглядит нелепо, и опасно для парня. В его возрасте сексуальность неуправляема, и может сформироваться неверная эротическая установка.
· Не пренебрегайте мужественностью сына в любом его возрасте, разыгрывайте перед ним свою «слабость и беззащитность». Даже годовалый джентльмен способен поднести маме книгу, пододвинуть стул.
· Не опекайте чересчур. Пусть парень трогает горячее, носится сломя голову и хулиганит.
· Не браните за все подряд.
· Если в доме одни женщины, отдайте мальчугана в спортивную секцию или кружок, где занятия ведет мужчина. У ребенка перед глазами должен быть тип мужского поведения, чтобы в будущем парень «не вел себя как баба».

Интересные факты

Мальчиков в 4 раза чаще наказывают, чем девочек, и в 2 раза меньше хвалят.
Среди мальчишек вдвое больше невротиков.
Самооценка у мальчиков значительно ниже, чем у девочек. Хотя ребята от природы требовательнее к себе, чем их ровесницы. Дело в том, что душа мальчишки каждый день жаждет подвига. И, если не удается сразу отжаться пять раз, паренек начинает плохо о себе думать.
Неполные семьи сильнее «бьют» по мальчикам. Мальчишки, выросшие без матери или без отца, чувствуют себя одинокими, беззащитными, агрессивными гораздо чаще, чем девочки в такой же ситуации. Среди малолетних преступников 95% - мальчики, которых воспитывала одна мама. (По данным Института возрастной физиологии детей и подростков РАО).

· Не стыдите маленького сына за слезы. Настоящая мужественность воспитывается иначе.
Например, если вы вместе принесете с рынка картошки (три картофелины и ребенок дотащит), или вдвоем вобьете нужный гвоздь в стену, или на пару займетесь спортом.


· Не говорите на языке силы, «как мужчина с мужчиной», не применяйте физические наказания. Насилие чревато озлобленностью. А лучше пойдите с ребенком на рынок и купите щенка (рыбок, черепаху - все равно кого), чтобы ваш «сильный» сын ухаживал за кем-то «слабым».
· Чаще хвалите наследника.
· Кто, как не отец, должен своевременно проинформировать взрослеющего сына о том, что у женщин обоняние острее, чем у мужчин, и предложить свою помощь в организации личной гигиены.

Матерям в одиночку еще труднее вырастить полноценных мужчин-рыцарей. И так мужское влияние на следующее поколение в обществе с каждым десятилетием уменьшается, растворяются нормы истинно мужского поведения, исчезает традиционное понятие о мужской чести. А поскольку число женщин, решающих родить ребенка вне брака, растет, то и «полумужчин» становится больше. Не случайно психологи отмечают, что у сыновей одиноких мам часто проявляются психопатические черты характера, и изрядную часть невыносимых в семейной жизни мужей составляют именно они.
В то же время матерей, которые считают, что сына ни в коем случае нельзя нежить, иначе из него вырастет хлюпик, подстерегает опасность впасть в другое заблуждение. Это когда женщина придерживается жесткой позиции, мол, надо больше с сына спрашивать, держать на дистанции, в ежовых рукавицах, почаще наказывать и - никаких сантиментов, телячьих нежностей. Но у холодных, отстраненных матерей часто вырастают неуверенные в себе, «закомплексованные», лишенные шарма мужчины. А далее выстраивается пренеприятная последовательность. Жены таких мужчин передают детям неуважение к отцам, да и к самим детям, напоминающим не очень почитаемых ими мужей, часто не питают сильных материнских чувств. В результате мальчики вырастают с изъянами в эмоциональной сфере - неуверенными в себе либо агрессивными.

Итак, что же нужно делать (и чего не делать), чтобы растить настоящего мужчину, истинного гражданина, ответственного отца семейства с малых лет.
1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.
2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.
3. С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что перед вами - полноценный человек, только мало проживший.
4. Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.
5. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
6. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.
7. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи (начиная в младенчестве с завязывания шнурков и заправки своей постели и кончая в отрочестве ремонтом мебели, электробытовых приборов и другой техники).
8. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).
9. Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца, дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.
10. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.
11. Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».


12. С 4–5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.
13. Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.
14. Каждый день с младенчества - физзарядка с постепенным усложнением, сначала в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол в кружок или другую игру с мячом.
15. Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность выгоднее обмана.
16. С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение режима - по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не опаздывает).
17. Все обещания, данные сыну, строго выполнять.
18. Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа «идиот», «тупица», «глуп еще», «молоко на губах не обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю жизнь.
19. В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям. Снисходительность - очень мужское качество.
20. С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).
21. Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.
22. Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.
23. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.
24. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.
25. Начать приучать ухаживать за женщинами с малого возраста (за мамой, сестрой, тетей, одноклассницей, соседкой и т.д.), например, подавать шарф, тапочки, пальто, брать у них сумки по дороге от автобуса, вместе с сыном выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.
26. Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо - одно из главных мужских качеств.
Ирина Пуртова

Иван Дудин: «Мальчика надо растить по «мужским лекалам»

27.02.2018, 08:58

Все чаще и чаще слышишь женские вздохи по поводу того, что настоящего мужика днем с огнем не найти: «Где тот рыцарь на белом коне? И откуда взялось это облако в штанах?» Мужчины заболели слабостью, и болезнь явно прогрессирует. Все родители, у кого родился сын, мечтают, чтобы он стал настоящим мужчиной, но не у всех это получается. И особенно трудно женщинам, которые воспитывают сыновей без отца. О частых родительских ошибках и тонкостях мужской психики АП расспросила лекаря человеческих душ — гендиректор Центра психического здоровья, заслуженного врача РФ, психиатра высшей категории, профессора Ивана Дудина.

Недоношенность — риск психопатологии

— Иван Иванович, часто ли к вам за помощью и советом обращаются мужчины, которые страдают от того, что в себе не уверены, постоянно слышат упреки вроде «Ты не мужик!» от своих жен?

— Гораздо чаще, чем вы думаете. Но я бы хотел начать разговор о мужчинах с такого аспекта, как характер. Не зря психологи говорят: характер — это судьба. А мы, психиатры, еще каждую личность рассматриваем с позиции биопсихосоциальной модели. Когда ко мне на консультацию приходит пациент, я обязательно должен выяснить о нем все — начиная от того, как у его мамы проходили беременность и роды…

— А при чем тут мамины роды?

— Притом что процентов семьдесят наших пациентов — это изначально дети с так называемым органическим фоном. В декабре я выступал на совещании в детской областной больнице. Предполагая, что мои слова могут вызвать непонимание в медицинском сообществе, я сослался на доводы главного психиатра России Зураба Кикелидзе, подтвержденные психиатрической практикой. А доводы такие: дети, которые рождаются глубоко недоношенными, с экстремально низкой массой тела — до килограмма или чуть больше килограмма, их выхаживают, — в дальнейшем рискуют получить задержку психического развития или другие диагнозы по линии психиатрии. Это, конечно, не обязательно, но, к сожалению, очень часто. Это, что касается «био». Второе — это «психо», то есть характер. И третье — это «социум». Имеет значение, в какой семье ребенок родился и растет. Полная ли это семья: сегодня часто бывает, что у мальчика нет папы. Вот три аспекта, от которых во многом зависит, станет мальчик настоящим мужчиной или нет.

О воинах и пастухах

— Считается, что любой мальчик уже рождается мужчиной, с мужскими качествами характера — нужно просто помочь их вытащить наружу, не заглушить.

— Чей тип характера мальчик унаследует — папин или мамин, не известно. Это уже как даст природа. Вот Чингисхан — умнейший был человек. Он все мужское население делил по большому счету на две категории: есть воины — быстрые, дерзкие, смелые, а есть пастухи — спокойные размеренные трудяги. И в наше время это тоже актуально. Но что я хочу сказать как психиатр: если подросток осознает, что он по характеру — не воин, то не надо думать, что это плохо. Каждый из нас должен жить по своей биологической конституции. Допустим, ты психастеник, то есть робкий, застенчивый, мнительный, ранимый, чувствительный, эмоциональный, но зато — аккуратный, педантичный и очень ответственный. Когда я читал лекции в медицинской академии, то говорил студентам: «Если вы нашли у себя психастенические черты характера, то вам нечего делать в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, вам нечего делать в оперативном акушерстве. Вы будете разрушать себя каждый день. Это специальности не для вас.

— И что же — им надо бросать академию и уходить из медицины?

— Зачем? Можно выбрать другое направление в медицине. К примеру, психиатрию, где психастеник просто незаменим. Потому что они интуитивные, тонко чувствуют людей, фальшь, ложь. Как говорил Зигмунд Фрейд, чтобы быть счастливым человеком, нужно сделать правильно два выбора в жизни. Нужно близко к своей биологической конституции выбрать профессию, специальность, и нужно правильно выбрать мужа или жену — вторую половину. Если какой-то из выборов будет сделан неправильно, ты будешь разрушать себя либо на работе, либо в семье. А что значит правильно? Это с учетом характера. Поэтому работа должна быть у всех разная и жена или муж тоже у всех — разные.

В семье должно быть правило: каждый день нужно делать три дела, которые очень не хочется делать.

Когда ко мне приходит на консультацию молодой человек, студент какого-нибудь вуза — скромный, застенчивый, весь зажатый, я объясняю: да, вы такой, вы не будете летчиком или десантником, но ваша сила — в вашей слабости. И этим нужно пользоваться. Вы по-другому видите, чувствуете — вот в чем ваша сила. И не нужно ориентироваться на других мальчишек или одногруппников, которые смелее, играют на гитаре, вокруг которых девчонки вьются. А вы — другой, и свою индивидуальность нужно беречь. Конечно, волю воспитывать нужно любому человеку. Но, по большому счету, стержень останется на всю жизнь психастенический. Жизнь вас немного подравняет, но ломать, деформировать себя не надо.

Нужно формировать самооценку

— У моих друзей два сына: один бойкий, другой тихий, застенчивый. И все родственники — отец, брат даже мама с бабушкой — ребенка затюкали. Только и слышишь: «Ты слюнтяй, ты нюня, мальчики не плачут!»

— Вот у таких ребят, как правило, потом будет занижена самооценка. Еще раз повторюсь, характеры у всех разные. Не надо стыдить мальчика, если он проявляет свои эмоции. Мальчики тоже могут плакать. Но и бежать, каждый раз целовать, если он упал и ударился, тоже не надо. Все нормально: дети падают, больно бывает, любая царапина — не повод для жалости. Но ребенку надо дать понять: если случится что-то серьезное, родители всегда придут на помощь.

И обязательно мальчика надо хвалить. Отмечайте какие-то его достижения, небольшие успехи — это основа его будущей уверенности в своих силах и умения не бояться экспериментировать. Это поднимет его самооценку. Иногда ко мне приводят мальчика лет 10—12 — зажатый, не уверенный в себе. Мама спрашивает: «Вот что с ним делать?» Я объясняю, а потом говорю: несмотря на то что мальчик робкий, все равно волевые качества формировать нужно. У психотерапевтов есть такое понятие — «вооруженность». Чем больше ребенок вооружен, тем более он адаптирован к социуму, к жизни.

— И чем застенчивого мальчишку «вооружать»?

— Задаю маме вопрос: «Сын умеет в шахматы играть?» — «Нет». — «Научите!» Смотришь, самооценка у ребенка возросла. «Плавать умеет?» — «Не умеет». Родители научили, самооценка возросла. «На велосипеде умеет ездить?» — «Не умеет». Купили, научили. Еще самооценка возросла. Вот она — вооруженность! Овладев этими навыками, мальчик становится увереннее в себе: я могу!

Не разговаривайте с мальчиком в приказном тоне

— Вы согласны с утверждением, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики?

— Это утверждение неверно, и, более того, оно опасно тем, что действует как самореализующийся прогноз. Многие женщины растят детей самостоятельно, и у них вырастают прекрасные сыновья, не испытывающие проблем в личной жизни. Хотя не буду отрицать, рассказывая о себе, мужчины с проблемами часто вспоминают: «Папа оставил маму сразу после моего рождения…» или «Отец ушел из семьи, когда мне было года три (пять-семь)»… Воспитывал мальчика кто? Мама, бабушка, хорошо, если дедушка включался.

Одной материнской любви для формирования мужских черт недостаточно. Мальчик вырастает мужчиной, когда он видит рядом с собой образец мужского поведения, когда его воспитывают по «мужским лекалам». Папа позволяет, отпускает, провоцирует и общается на равных, тем самым прокладывая сыну дорогу к самостоятельности и зрелости. А многие мальчишки в детстве не получают должного мужского влияния, этот волевой стержень: «Нужно вот так!» Либо папа есть, но он злоупотребляет алкоголем.

— Но если отца нет, как из сына вырастить настоящего мужчину?

— Наглядный пример модели мужского поведения мальчику просто необходим. Если нет папы, то надо позаботиться о том, чтобы ребенок хотя бы периодически общался со взрослым мужчиной. Это может быть и дедушка, и дядя, и какой-то достойный друг семьи или тренер в спортивной секции.

Еще очень важно, как сама мама строит отношение с сыном. Допустим, она может сказать подростку: «Сынок, я так устала, помоги мне. Ты же мужчина, ты у меня сильный». А может в этой же ситуации сказать жестко: «Я сказала — пошел и быстро сделал!» Тем самым мама свое женское «я» ставила выше мужского. А дети ведь, как губка, все впитывают. Вообще женщины, воспитывающие сыновей самостоятельно, часто впадают в одну из крайностей: они или отдают всю себя ребенку без остатка, или стараются держаться с сыном подчеркнуто строго и сухо, стараясь восполнить пробел сурового мужского воспитания. И та и другая позиция формируют искаженную картину мира. В первом случае мальчик, скорее всего, вырастет нерешительным и безвольным. Излишняя строгость тоже не поможет воспитать в нем мужественность. Эту же ошибку совершают и некоторые папы. Завышенные требования, тем более в сочетании со страхом наказания, — это прямой путь к тому, что мальчик вырастет не уверенным в себе.

Каждый день минимум три дела

— Обязательно. Это настолько важно, что в психотерапии есть даже целый раздел, он называется библиотерапия. Я всегда рекомендую мамам читать мальчикам таких авторов, как Джек Лондон. Его книги воспитывают волю к жизни.

— А если мальчик не хочет заниматься спортом, надо ли заставлять?

— Надо. Пусть не силовыми видами спорта, не боксом, не хоккеем, но шахматами или плаванием, айкидо. Человек должен формироваться гармонично. А в жизни очень часто наблюдаю перекосы. Отдали мальчишку в спорт, он такой накачанный-перекачанный, а в голове пусто. Или наоборот: заумный ботаник, начитанный, интеллект развит, но в физическом плане он никакой. Приходят молодые люди, а у некоторых даже кисть от мышки компьютерной деформирована. Потому что сидит целыми днями за компьютером и с другими гаджетами. Должна быть золотая середина. Ребенку без спорта, без двигательной активности нельзя. Особенно мальчику.

Еще совет, как воспитывать волю с детства. В семье должно быть правило: каждый день нужно делать три дела, которые очень не хочется делать. Как я иногда шучу над собой, пациентам рассказываю: сегодня профессор Дудин будет работать сантехником. У меня раз в полгода на кухне забивается труба. Я купил трос, мне показали, как надо трубу прочищать, и раз в полгода я делаю это сам. Хочу не хочу, а делаю, потому что надо. И у ребенка тоже должны быть домашние обязанности. Устал, не успеваешь, не хочешь, а сделать надо!

«Обрывайте «пуповину» с сыном — чем раньше, тем лучше»

— 40 лет. Холост. Живет с мамой… Ситуация для сегодняшнего дня очень распространенная. «Пуповину» между сыном и мамой нужно перерезать. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Мальчишку нужно вот туда — в социум, и побыстрее, — советует профессор. — Пускай в кружках занимается, спортивных секциях. Пусть сам набивает шишки, а иначе не адаптируется в жизни. Вот недавно мама приводит сына — 26 лет, вес под 130 кг. Окончил университет, нигде не работает. Весь день его строится так: туалет — компьютер — холодильник — диван. На занятие по психотерапии его привела бабушка, которой восьмой десяток, а она еще работает. Спрашиваю: «Жилье у парня есть?» — «Есть, от второй бабушки квартира осталась». — «Так отселите его, и он вынужден будет что-то делать. Если от кормушки его не оторвете, так и будет безвольным нахлебником».