Как понять к чему склонен дошколенок. Занимательная психология. Определяем природные склонности ребенка. Какие вообще бывают способности

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Все дети талантливы по-своему, но обнаружить этот талант бывает непросто. Все равно, что сделать огранку драгоценного камня. При правильной огранке он засияет, но может превратиться в обычную стекляшку, если отнестись к процессу огранки «лишь-бы как».

Кто из родителей не мечтает, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. А самая большая вероятность достичь успехов у человека, который занимается любимым делом, используя свои природные способности. Это по-настоящему счастливый человек. Он получает огромное удовольствие от процесса работы, добивается наивысших результатов и соответственно достигает материального благополучия.

Занятие любимым делом и самореализация сделает такого человека успешным и самостоятельным сравнительно рано и на всю жизнь, если его таланты, тот «дар божий» с которым он был рожден, вовремя обнаружатся и вовремя получат свое развитие.

Поэтому определение способностей ребенка для дальнейшего их развития одна из самых основных и сложных задач родителей . Чем раньше Вы их обнаружите, тем лучше. Не будет бесконечной смены спортивных секций, кружков и школ, которые в итоге могут привести ребенка к неверию в свои силы и умения. Не будет разочарования родителей в своем чаде так, как вначале даже самые талантливые дети, посещая подходящие для них секции из-за дисциплины или отсутствия полной свободы творчества, могут капризничать и не желать посещать занятия регулярно.

В то же время родители точно не будут знать, что же на самом деле происходит — период адаптации, когда нужно проявить твердость и регулярно проводить разъяснительные беседы с ребенком или менять одну секцию на другую, так как данная «не его».

Кроме всего прочего такое «хождение» обязательно отрицательно скажется на , так как в наше время все секции, школы и кружки в основном платные, стоят немало денег, а для их посещения, кроме оплаты, необходима еще и покупка нужного для занятий инвентаря: спортивной формы, инструментов, красок, кисточек, альбомов и т.д. и т.п. .

Поэтому, выбрав из большого разнообразия, то, что действительно поможет развить способности ребенка, вы сэкономите приличную сумму денег , да и время не будет потрачено попусту.

Как определить способности ребенка

На что родителям стоит обратить внимание в первую очередь:

От рождения и до 3-х лет:


В это время все зависит только от наблюдательности родителей и проведения так называемой предварительной подготовки , а именно:

  • Обратите внимание на гороскоп ребенка . Не ухмыляйтесь с недоверием. Вам предстоит изучить и запомнить астрологический и восточный (лунный) гороскоп Вашего ребенка. Зачем? Чтобы в последующем времени с одной стороны наблюдать, есть ли характерные для его знака черты, а с другой быть готовыми использовать полученную информацию о способностях ребенка, дарованных ему небесными силами при рождении.
  • Проследите свою родословную, генетическое древо . Так Вы узнаете природные предпосылки, передающиеся генами по наследству. Проследив свою родословную, Вы сможете сделать выводы обладатели, каких профессий в Вашем роду добивались наибольших успехов и наилучших результатов. Так ребенок из семьи математиков генетически склонен к точным наукам и наверняка добьется больших успехов на этом поприще. (Например, Сергей Брин — сооснователь и разработчик поисковой системы Google. Его родители — математики и достигли в этой науке больших успехов. Соответственно, уже на генетическом уровне, у него было больше шансов добиться успехов в математике, чем, например, в спорте.) Не забывайте и о старших представителях своего рода. Не обязательно ребенок унаследует таланты родителей (если говорят, что природа на детях отдыхает то не в смысле, что они глупее родителей, а просто таланты у них могут быть другие, унаследованные от дедушек, бабушек или других пра-пра-родственников).
  • Чаще присматривайтесь к своему ребенку , играя с ним. Какие игры он выбирает? Как относится к музыке? Какие книги или сказки ему больше нравятся? Как можно больше проводите с ребенком времени. В этом возрасте он остро нуждается в Вашем присутствии. Выбирайте развивающие игры для своего ребенка . Сейчас их великое множество. Вместо покупки сто пятьдесят пятой по счету машинки или куклы, лучше купите конструктор или детские пазлы. Они способствуют развитию моторики ребенка. И уж конечно, в таком возрасте, к каким играм Вы приучите своего ребенка, в такие игры он и будет играть еще долго, вплоть до подросткового возраста. Пользуйтесь моментом ищите правильные, развивающие игры , ведь маленьким деткам все равно во что играть лишь бы мама или папа были рядом . Не играйте вместо ребенка его конструктором, не складывайте за него пазлы или кубики. Расскажите как играть, будьте рядом, что-бы подсказывать, а не делать все вместо него. И не забывайте хвалить за каждый его успех.
  • Старайтесь оградить ребенка от потока не нужной информации , рекламы, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Способности ребенка можно не только развить, но и загубить, если лишить их возможности развития . Необходимо, чтобы ребенок получал информацию развивающую его, а не наоборот отупляющую и бессмысленную. Поток бессмысленной информации может забить и заглушить ростки талантов Вашего ребенка, а длительные просмотры мультфильмов вытеснят желание общаться с кем-либо.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком , отмечая все нюансы развития, его успехи и неудачи, реакцию на события и поведение при общении как со взрослыми так и с детьми. Читайте ребенку . Это поможет развить его память и привить любовь к книгам.

С 3-х до 6 – ти лет:


Очень важно определить способности ребенка именно в дошкольном возрасте , т.к. от этого зависит и выбор школы и класса, и выбор дополнительных занятий, которые помогут дать дальнейшее развитие природных талантов Вашего ребенка. Как правило, к 5-и годам внимательные родители уже видят способности ребенка по его пристрастиям , умениям, настроению, с которым он относиться к тому или иному роду занятий. В этом возрасте с большей точностью можно определить наклонности ребенка, наблюдая за его поведением.
Итак, у ребенка способности:

  • Интеллектуальные. Если ребенок наблюдателен и любознателен. Задает много ситуационных вопросов. Рано научился читать. У него очень хорошую память. Знает больше, чем его сверстники. С удовольствием быстро и легко обучается . Четко излагает свои мысли. Никогда не отвечает « не знаю», пытается найти ответ на любой заданный ему вопрос .
  • Музыкальные. Если он с удовольствием слушает музыку разных жанров. Легко запоминает мелодии на слух и также легко их воспроизводит. Его интересуют музыкальные инструменты. Он подпевает или сам с удовольствием поет, даже когда его об этом не просят. Сочиняет собственные мелодии .
  • Художественные. Если ребенок рисует все, что видит, а не только то, что лучше всего получается. Рисует везде и всем, что подвернется под руку. Стремиться украсить дом или одарить всех своими «произведениями». С удовольствием лепит, рисует карандашами и красками, старается скомбинировать разные материалы. Его рисунки разные по цвету и изображению, часто зависящие от настроения.
  • Литературные. Если ребенок очень любит, чтобы ему читали. Рано научился читать сам. Легко пересказывает, прочитанное. Запоминает, на чем остановились, читая книгу. Умеет и любит, что-то рассказывать, часто фантазирует, но доводит свои рассказы до логического конца. С удовольствием и эмоционально пересказывает, увиденное ним .
  • Артистические . Если легко и с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Стремиться, чтобы его выступление вызвало похвалу и восторг. Старается, чтобы его внешний вид соответствовал теме выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
  • Технические. Его любимые игрушки машинки, механизмы, конструкторы. Пытается самостоятельно отремонтировать сломанную игрушку . Интересуется работой домашней бытовой техники и папиным инструментом. Любит рисовать машинки, технику.
  • Спортивные способности Ребенок-непоседа. Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Недолго расстраивается по поводу разбитых коленок. Отличная координация и умение держать равновесие. Не пропускает ни одного спортивного снаряда или лестниц и горок детских площадок. Часто бывает лидером среди сверстников.

Определив способности ребенка, еще рано «почивать на лаврах», так как более точно судить о них можно лишь по результатам обучения .


Кроме прочего, занимаясь определением способностей своего ребенка, не упускайте из вида и его слабые стороны . Есть качества без которых невозможно стать успешным человеком, например, хорошая память, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели. Помогите детям в развитии этих качеств.

Также на совести родителей научить ребенка финансовой грамотности, обращению с деньгами . К сожалению этому не учат в школах, а начинать обучение нужно в детстве и чем раньше, тем лучше. Об этом я писала в статье

И в заключении хочу добавить — способности ребенка обнаружить непросто, но проработав пункты этой статьи, Вы сможете наметить для себя путь, по которому будете двигаться в направлении гармоничного развития Вашего ребенка и главное поймете, что без Вашего активного участия Ваш ребенок может так и остаться «нераскрытым талантом» .

Тест-анкета: как определить талант ребенка

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

* любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
* очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
* если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
* сочиняет свои собственные мелодии;
* научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Технические способности (5 признаков)

У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

* интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
* любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
* любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
* интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (5 признаков)

У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

* обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
* умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
* любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
* часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
* с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
* не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

* часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
* стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
* меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
* с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
* с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
* пластичен и открыт всему новому;
* любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

* хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
* обладает хорошей памятью;
* легко и быстро схватывает новый учебный материал;
* задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
* любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
* обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в д/саду) ему скучно;
* гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
* обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
* очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

* он энергичен и все время хочет двигаться;
* он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
* он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
* не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
* лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
* предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
* кажется, что он никогда всерьез не устает;
* неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

* рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
* любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
* выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
* изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
* любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков)

Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

* не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
* в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
* серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
* когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
* стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
* не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и проявляться бурно и ярко.

Современные родители стараются водить ребенка на всевозможные занятия с нежного возраста. Но нередко вопреки ожиданиям подрастает апатичный ребенок с комплексом отличника и со слабым здоровьем из-за перегруженности.

  • . Видео

Сколько же кружков оптимально? В какой отдавать прежде всего, если ребенок подает надежды в нескольких сферах?

«Существует восемь главных направлений развития. Как правило, человек — в частности ребенок — талантлив в одном-двух из них, — говорит Валерия Загар, детский психолог, педагог школы раннего развития. — Выявить такие можно с помощью теста (см. ниже. — Авт.). Отвечайте на вопросы «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).

Наибольшее число утверждений в той или иной области указывает на явные способности в ней. Если между двумя сферами с максимальным числом утверждений разница — два и более балла, то меньший из них пиком считать нельзя. Если пиков все же два, то есть два варианта действий. Первый: в этот год вы отдаете ребенка в секцию, которая будет развивать самую пиковую сферу, а на следующий — добавите секцию по второму пику. Второй вариант: вы записываете ребенка в кружок, где он сможет проявить способности из двух пиковых сфер одновременно (см. таблицу. — Авт.).

Каждый год проходите тест заново и меняйте кружки, если пиковые наклонности изменились. Учтите: в любом возрасте секций должно быть не более двух. А до трех лет занятия возможны, только если они проходят в игровой и творческой форме».

Музыкальные дарования (М)

1. Любит ходить в места, где звучит музыка, просит включить музыкальные клипы и песни.

2. Сразу запоминает мелодию, а при ее звуках начинается двигаться в такт.

3. Поет с эмоциями, выражая свое настроение, потому одна и та же песня выходит по-разному.

4. Напевает мелодии, которые сам сочинил.

5. В гостях, где есть музыкальный инструмент, первым делом бежит к нему поиграть. Просит включить на ПК симуляторы музыкальных инструментов.

Технические способности (Т)

1. Не оставляет без внимания любые машины и механизмы.

2. Если его машинка или мамин миксер сломался, он хочет сам его отремонтировать, бежит за отверткой и просит разрешения разобрать и «починить».

3. Разбирает старые игрушки, берет детали от них и пытается собрать новый «аппарат».

4. Схематически рисует приборы, прорисовывая их детали.

5. С интересом рассматривает картинки авто или приборов в журналах и просит объяснить, как работает тот или иной механизм.

Научный интерес (Н)

1. Воспринимает абстрактные понятия, легко объединяет предметы в группы по признакам.

2. Может четко выразить свою мысль, а чтобы запомнить чужую, отображает ее схематически.

3. Делает выводы и находит свои объяснения различным ситуациям и явлениям.

4. Любит собирать разные коллекции и конструировать.

5. Если его изобретения высмеяли или они не удались, ребенок не опускает руки и не теряет интерес к другим «выдумываниям».

Артистический талант (А)

1. Если не может выразить свою мысль словами, начинает активно жестикулировать, показывать движениями, у него хорошо получается играть на публику.

2. Если пересказывает чьи-то слова, подражает интонации и голосу.

3. Любит выступать на утренниках, а дома декламирует стихи и поет песни перед «зрителями».

4. Любит передразнивать.

5. Ценит красивую одежду и замечает обновки у знакомых.

Интеллектуальный дар (И)

1. Легко запоминает длинные стихи.

2. Задает обдуманные и обстоятельные вопросы.

3. Жалуется, что среди сверстников ему неинтересно, скучно и предпочитает общение с детьми постарше.

4. Расчетлив, обладает чувством собственного достоинства.

5. Наблюдателен, замечает любые изменения и эмоционально на них реагирует.

Спортивная ловкость (с)

1. Не боится упасть и получить синяк, отличается среди сверстников смелостью.

2. Легко даются все спортивные игры, а для того чтобы научиться кататься на роликах или играть в футбол, достаточно один раз объяснить ему правила.

3. На улице ему интересно даже просто бегать, а дома он скачет, несмотря на позднее время.

4. Даже после активных занятий ребенок не жалуется на усталость и готов продолжать бегать до бесконечности.

5. С увлечением смотрит спортивные состязания, и у него может уже быть любимый спортсмен.

Литературная одаренность (Л)

1. Пересказывая ситуацию, ребенок придерживается сюжетной линии, не теряет основную мысль и не переключается на другую тему, даже если его перебили.

2. Рассказывая реальную историю, ребенок приукрашает ее, добавляя свои детали.

3. Любит использовать в своем разговоре эмоциональные слова. Например, рассказывая о младшем братике, ребенок называет его малышом или карапузом.

4. Его рисунки всегда очеловечены: рисуя солнышко, он дорисует ему рот и глаза, а соседского пса изобразит в сапогах и шляпе.

5. Любит сочинять стихи или придумывать рассказы о своей жизни.

Художественный гений (Х)

1. Любит не рассказывать, а рисовать или лепить свои эмоции.

2. Его рисунки не шаблонны: постоянно появляются новые герои и предметы, которые раньше он не рисовал.

3. Любит смотреть на картины, засматривается на пейзажи. А рассвет, закат, радуга — вызывают у ребенка восторг.

4. В свободное время сам берет в руки краски, пластилин, карандаши или делает аппликации.

5. Любит создавать предметы интерьера, декорировать одежду и обижается, если его ваза из папье-маше или брошь из бисера не используются.

Инфографика "Вестей"

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок вырос успешным и талантливым. Чтобы достичь цели, необходимо развивать способности детей. Благо, для развития детских талантов, одаренности и способностей существует множество методов.

Инструкция

Важно, чтобы ребенок получал радость от занятий любимым делом и не потерял интереса. Поэтому не следует давить на ребенка . Не проявляйте излишнюю настойчивость, когда поощряете за те или иные достижения.

На развитие талантов ребенка, положительно влияет знакомство с трудовой деятельностью родителей. Пусть он сам примет участие в ней.

Развитие способностей у ребенка происходит благодаря развитию различных органов чувств. Предлагайте малышу чаще рисовать красками, лепить пластилином и пр. Ребенку должны быть доступны материалы с поверхностью разной текстуры. Это стимулирует развитие восприятия ощущений.

Слушайте вместе музыку, читайте, общайтесь, участвуйте в общественно - полезной деятельности. Это способствует гармоничному становлению личности.

Ребенку должны быть доступны справочники и энциклопедии с информацией, соответствующей его возрасту.

Критика негативным образом отражается на развитии способностей у ребенка. Малыш чувствует постоянную оценку, поэтому боится проявить себя. Никогда не критикуйте сына или дочь.

Видео по теме

Источники:

  • развитие таланта детей

Задатки таланта в человеке заложены природой. Задача взрослых - выявить способности ребенка и развить их. Это происходит в процессе творческого развития и воспитания. Родители, развивая в своем ребенке способности, могут быть уверены, что в жизни он реализует себя и обязательно найдет дело по душе.

Инструкция

Часто родители в своих собственные нереализованные таланты и хотят, чтобы ребенок занимался тем или иным видом искусства лишь потому, что у них в свое время это не получилось. Не заставляйте ребенка заниматься нелюбимым делом. Пусть выберет сам, что ему интересно. У вашего ребенка не меньше талантов, чем у вас, просто они другие.

В каждом малыше нужно разглядеть то, чем он отличается от других, что он может делать гораздо лучше, чем остальные. Если ребенок ведет себя пассивно и выполняет лишь ваши желания, можно обратиться за помощью к психологу. Он протестирует ребенка и определит приоритеты в одной или нескольких сферах деятельности.

Важным моментом в выявлении способностей ребенка является похвала. Хвалите малыша при каждом удобном случае, говорите ему, что он молодец. Даже если что-то не получилось, помогите ему. У ребенка есть способности , но у него еще очень мало опыта.Часто родители одной фразой «неумеха» отбивают у ребенка интерес к занятию. Делать это категорически нельзя, так как это может стать причиной развития детских комплексов. И то, что у ребенка не получилось в этот раз, он не станет повторять, боясь вашего неодобрения.

Видео по теме

В каждом малыше есть уникальные способности, заложенные генетически и природно. Выявить и развить их - задача родителей. Чем раньше вы поймете, к чему ребенок питает склонность, тем больше шансов, что он вырастет успешным и будет заниматься любимым делом.

Инструкция

Чаще всего дети с удовольствием сами демонстрируют свои способности. Если замкнут и нелюдим, не проявляет интереса ни к танцам, ни к пению, ни к рисованию, стоит обратиться к , который поможет раскрепостить его и увидеть склонности к тому или иному занятию.

Если вы хотите выявить способности , не стоит заставлять ребенка реализовывать ваши мечты, если они ему не по нраву и не по силам. Даже если вы не успели реализоваться в каком-либо творческом направлении в , не беда. Существует много курсов и кружков для взрослых. Вы должны дистанцироваться от собственных желаний и внимательно наблюдать за ребенком. А принуждение к чему-либо может только отпугнуть малыша.

Не бойтесь перегрузить ребенка. Чем больше различных видов занятий, тем . Предлагайте малышу попробовать себя и в театральных постановках, и спорте, рисовании и музыке. Сходите на пробные занятия в различные кружки, поговорите с преподавателями и тренерами, попросите их оценить наметанным глазом вашего ребенка. Те увлечения, которые будут ребенку не по душе, со временем отсеяться. Главное, постоянно интересоваться, есть ли у малыша желание продолжать занятия. Необходимо поощрять интерес и инициативу, но ни в коем случае не наказывать за нежелание посещать кружок.

Если говорить о поощрениях, то необходимо постоянно хвалить ребенка. Это очень вдохновляет его на дальнейшее развитие способностей и навыков. Хвалите искренне и от всего сердца. Даже если он в творческом порыве изобразил картину на обоях, перепачкался или порвал кроссовки, гоняя мяч, не ругайте его. Его картины будут далеки от идеала, а стихи состоять из двух нерифмованных строк. Не стоит ждать от маленького человечка без особых навыков каких-либо сверх достижений с первого дня занятий. Ведь ваша задача - это не вырастить вундеркинда на зависть другим родителям, тем самым лишив его детства, а выявить и постепенно развивать его способности.

Правое полушарие мозга, отвечающее за творческую деятельность, начинает развиваться раньше и активнее чем логическое левое. Таким образом, не стоит с пеленок пытаться вырастить великого математика, однако счетом все же необходимо понемногу заниматься. Лучше развивать творческие способности и укреплять связь полушарий мозга ребенка, предлагать ему сделать привычные вещи (поесть, почистить зубы, порисовать) другой рукой. Таким образом, когда придет пора развивать логические способности малыша, все будет даваться ему быстрее и проще.

Видео по теме

Талантом называют природные способности человека к какому-либо виду деятельности. Если способности обнаружились в раннем возрасте, родители не имеют права игнорировать их и должны способствовать их развитию. Как соблюсти баланс и не переусердствовать в деле развития таланта у ребенка?

Вам понадобится

  • - дополнительные занятия;
  • - строгий распорядок дня;
  • - желание развивать своего ребенка;
  • - денежные вложения;

Инструкция

Поощряйте интерес к делу, которое у него получается. Никогда не унижайте его способностей в глазах родственников или сверстников. Если ребенок сделал что-то (написал стихотворение, слепил из пластилина фигурку, забил решающий мяч в дворовом футбольном матче, спел песню), хвалите его и рассказывайте о его достижениях окружающим. Пусть он видит, что его успехи интересны и значимы не только для него.

Отдайте ребенка в кружок или секцию, если у него обнаруживаются способности к какому-либо делу. Ведь только в благоприятных талант может по-настоящему. Кружки и секции хороши как раз тем, что такие условия предоставляют. У него появится наставник и окружение сверстников-единомышленников.

Найдите педагога для индивидуальных занятий с ребенком. Например, если у малыша обнаружились способности к пению, пригласите мастера, которого вы сами по-настоящему цените. Отдавать ребенка в кружок нужно тоже с оглядкой на то, кто преподает в этом . Известны случаи, когда педагоги «подавляют» способности ребенка собственным безвкусием или ограниченной культурой.

Помните, что одни из самых счастливых людей - те, кто всю жизнь осознанно занимаются любимым делом. Сделайте своего ребенка счастливым, помогите разобраться, в чем его одаренность. Ведь людей без таланта просто не существует. Главное, в своем усердии привить ребенку любовь к какому-то делу не переборщить. Свободу ребенка не должны подавлять многочасовые занятия музыкой, танцами, спортом и т.д. Помните, что даже от любимого дело можно уставать.

Помогите ребенку понять, что способности - только часть общего процесса. Необходимая и важная, но не главная. Т.к. талант дается природой, но поддерживать его в себе может только сам человек. Организуйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы развивающие занятия стали его естественной частью и не травмировали ребенка. Развивайте самодисциплину в ребенке, чтобы он занимался сам, без лишних напоминаний.

Давайте ребенку достаточно свободного времени. Ведь одного таланта мало. Нужно еще и свободное, не связанное стереотипами мышление, открытый ум. Поощряйте в своем малыше подобные качества, занимайтесь с ним развивающими играми, стимулируйте его фантазию и независимость суждений.

Видео по теме

Обратите внимание

Лучше всего в общении с ребенком избегать частого употребления выражения вроде «ты талантливый, поэтому должен заниматься ежедневно». Это поможет контролировать самооценку вашего чада.

Полезный совет

Предоставьте ребенку самому выбирать себе занятия. Не торопитесь выписывать его из кружка, который он посещает с удовольствием, даже если по мнению педагога он не особо успевает в деле. Возможно, его талант откроется позже. Главное, чтобы занятия были в радость.

Чаще всего проблема определения склонностей ребенка встает перед родителями, когда они выбирают заведение, где их сын или дочь будет учиться. Отдать малыша в специализированный детский сад или обычный, выбрать художественную школу, записать ребенка в «музыкалку» или в кружок английского языка? Поэтому так важно понять, к чему же у ребенка есть склонности.

Инструкция

Гении появляются крайне редко. Обычно ребенок рождается лишь с задатками (к примеру, гибкий опорно-двигательный аппарат – хороший задаток к занятиям гимнастикой или танцами), которые под чутким руководством взрослых превращаются в способности. Поэтому важно, чтобы ребенок мог попробовать себя во всех сферах . Ведь если вы никогда не сочиняли со своим малышом стихов, как вы сможете понять, есть ли у него к этому способности?

В возрасте процесс выявления склонностей ложится на плечи его ближайших родственников, которые проводят с ним все время – мамы, папы, бабушки, возможно, няни. В этой ситуации вам поможет только наблюдательность. Изучайте результаты творческой деятельности малыша, обсуждайте это со знакомыми, имеющие такого же , следите за тем, какие игры выбирает ваш малыш – предпочитает ли он побегать или поиграть в слова. Главное, чтобы у ребенка в этом возрасте был выбор, во что ему играть, какой творческой деятельностью заниматься: порисовать, погонять мяч или подпеть модному певцу.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит вне дома, не под присмотром близких. Для определения склонностей ребенка в более старшем возрасте лучше прибегнуть к помощи педагогов и детских психологов. Именно они смогут предложить ему комплексные тесты, в которых будут оцениваться его интеллектуальные, академические, лидерские, двигательные и творческие способности, а также возможный потенциал. Малышу зададут ряд вопросов, предложат нарисовать фантастическое животное, повторить движение, и на основании его ответов скажут вам, в какой сфере деятельности он скорее добьется успеха.

Однако не все способности можно выявить с помощью тестов. Поэтому родителям было бы неплохо вести специальный дневник, в котором они описывали бы развитие их малыша, указывали игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие, отмечали совершенные малышом открытия, хранили его рисунки и поделки. Обладая полной информацией и заручившись поддержкой педагога, вы не упустите из виду склонности вашего ребенка.

Видео по теме

Совет 7: Как помочь ребенку реализовать свои способности

Люди рождаются со своими индивидуальными способностями. От того, сумеет ли человек реализовать себя, напрямую зависят его ощущения собственной ценности и значимости. Начинать реализовывать свои способности нужно с детства. А родители должны помочь своему ребенку и создать среду, способствующую развитию талантов, самостоятельности и ответственности.

Инструкция

Не делайте за ребенка его работу – пусть он учится самостоятельно находить решения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Очень часто родители стремятся научить малыша, подсказать, как делать то или иное задание. В результате они сразу же помещают его в определенные рамки. Дайте ребенку подумать, и он, скорее всего, найдет собственно решение.

Поощряйте самостоятельность ребенка. Предоставьте его самому себе, а сами – наблюдайте. Если ребенок скучает, не спешите его занимать каким-нибудь развлечением – пусть он придумает игру самостоятельно. Так ваше чадо научится фантазировать, выдумывать, изобретать.