Как помочь ребёнку не бояться темноты. Что делать, если ребенок боится? Как сделать так чтобы ребенок не боялся

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога - это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях , наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым . Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: "придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать".
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.


Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх - это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

Детские страхи обычно появляются и проходят внезапно, многие из них исчезают абсолютно бесследно для детской психики, но некоторые оставляют след и дают о себе знать даже во взрослом возрасте.

Детские страхи бывают у детей разных возрастов, от грудного и до подросткового. Чтобы детские страхи не стали причиной проблем с психикой во взрослом возрасте, психологи советуют всем родителям мягко реагировать на детские страхи , поддерживать ребенка, пытаться его понять, если он чего-то боится.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, запугивать, напоминать ему о том, что он уже большой и не должен бояться темноты или чудовищ, которые живут в шкафу.

Детски страхи: причины

Причин детских страхов может быть множество. Это и какие-то конкретные случаи, когда ребенок чего-то испугался, и бурная фантазия ребенка, когда ваше чадо придумывает себе страхи, и проблемы в семье, в общении со сверстниками.

Какими бы причинами не был вызван страх, медики рекомендуют с ним бороться, стараться избавиться от него как можно скорее, не относиться к нему небрежно. Психологи предлагают множество способов борьбы с детскими страхами.

Детски страхи: развенчание мифов

Один из действенных - это разговор об этом страхе и знакомство с ним. Если вы заметили, что ваш ребенок боится какого-то чудовища, которое живет под кроватью, тогда поговорите с ним об этом. Постарайтесь внушить ему, что это оно совершенно не страшное, оно просто хочет кушать или пить, поэтому приходит к ребенку. Предложите чаду покормить чудовище, договоритесь, что после того, как вы вечером положите чудовищу бутерброд под кровать, утром оно исчезнет.

Если же ваш ребенок боится собак, котов, других животных, постарайтесь познакомить ваше чадо с ними поближе. Например, отправьтесь в гости к подруге, у которой живет маленькая добрая собачка, которая любит детей, или же подарите вашему ребенку щенка.

Детские страхи: избавляемся с помощью игры

Игру для избавления от страхов в своей практике используют психологи. Вы также можете использовать элементы этой методики дома. Если ваш ребенок попал в какую-то ситуацию, после которой он стал бояться собак, машин, темноты или чего-либо другого, поиграйте с ним в игру, во время которой он снова попадет в знакомую «страшную» ситуацию, но сможет действовать по-другому.

Очень эффективны игры-догонялки, которые позволяют избавиться от страха преследования, нападения, страха перед собаками и котами. Также полезно поиграть с ребенком в прятки, чтобы он перестал бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Еще можно устроить домашний кукольный театр, герои которого помогут вашему ребенку поверить в добро, которое побеждает зло, и, таким образом, перестать бояться чудовищ, ведьм и других страшилищ.

Рисование и детские страхи

Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Необходимо, чтобы ребенок нарисовал объекта страха и с помощью родителей сделал его нестрашным, таким образом, объект страха потеряет свою страшность для ребенка.

Детские страхи и борьба с ними: несколько советов

Если ребенка беспокоят ночные страхи, постарайтесь создать позитивное настроение перед сном, чтобы ребенок думал только о хорошем;

Поддерживайте ребенка, обнимайте его, это поможет ему справиться со своими страхами;

Постарайтесь приблизить все объекты страха ребенка к реальности, пусть он их рисует, лепит, читает о них в книгах, чтобы изучить страх и перестать бояться.

Смотри наш сервис ребенка

Любая мама знает, что для малыша каждый поход в больницу – большой стресс. Даже если это простой профилактический осмотр, все равно белый халат, перчатки и медицинская маска в голове ребенка ассоциируются с болью и страхом. И не зря – ведь большинство казахстанских врачей до сих пор считают, что раз они причиняют добро, то какая разница, каким образом это происходит. Часто бывает так, что детей стыдят, даже запугивают, порой медсестры держат их во время процедур. Однако современные исследования доказывают, что чем доверительнее отношения между врачом и пациентом, тем эффективнее и быстрее действует лечение.

К счастью, в последние годы в казахстанских медвузах отдельным курсом преподают курс коммуникации с пациентом, обязательный для врачей общей практики. Но большая часть таких врачей уходит в частные клиники. И, как это ни печально, в частных клиниках отношение врача к вам и вашему ребенку будет максимально доброжелательным и лояльным, тогда как в государственных поликлиниках врачу попросту некогда будет даже просто поговорить с вами.

Детский невропатолог с семилетним стажем, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарев пояснил, почему платная медицина полезнее для психики детей и родителей. А все дело в том, что платный прием по правилам длится не меньше 30 минут, тогда как бесплатному доктору отводятся 5-7 минут на каждого пациента.

«Зачастую достаточно с пациентом просто поговорить, и в разговоре будет ясен весь анамнез, – говорит детский невропатолог Константин Пушкарев. – Но в поликлинике просто не хватает на это времени. К тому же врачи в поликлиниках не заморачиваются и работают старыми методами, не обращая внимания на дискомфорт ребенка. А врачи частных клиник постоянно развиваются, участвуют в различных форумах, читают и слушают лекции, в том числе о том, как коммуницировать с пациентами».

Как должно быть?

Что должен делать врач, чтобы войти в доверие к маленькому пациенту? Если вы лечитесь в поликлинике, на первый прием сначала зайдите без ребенка. Объясните доктору, чего и как сильно боится ваш ребенок, и попросите сначала просто поговорить с малышом, без осмотра. Очень эффективен метод пряника – дайте врачу пачку печенья. Когда малыш зайдет в кабинет, он, скорее всего, запаникует, но предложенное врачом угощение, как правило, быстро снимает стресс. Жевание генетически ассоциируется у нас с безопасностью.

Но если все настолько плохо, что угощение не помогает, то печенье необходимо заменить игрушкой, а желательно – очень желанной для ребенка игрушкой. Пусть врач поставит условие: малыш получит игрушку, только если весь прием не будет капризничать и даст доктору выполнить свою работу. Если же ничего из вышеперечисленного не помогает, идите к другому врачу. Доктору просто необходимо найти подход к ребенку, а если он не может этого сделать, лечение обернется лишь стрессом для всех участников.

К слову, нельзя сказать, что в Казахстане проблема с врачами. По словам врача, на Западе ситуация с бесплатными врачами, особенно детскими, еще хуже. К примеру, если у нас один невропатолог на 7-10 тысяч пациентов, то в Европе один врач на 100 тысяч(!) детей. В Швейцарии работают детские врачи из Германии, потому что своих специалистов категорически не хватает.

Помоги себе (и своему ребенку) сама

«Мы привыкли бежать к врачу при каждом чихе-кашле, – говорит Пушкарев. – В нас это осталось еще со времен Советского Союза, когда медицина была сильнейшей в мире. Но в то время огромное внимание уделялось профилактике заболеваний, тогда как сейчас профилактику почти никто не проводит, поэтому и чихи-кашли стали частым явлением».

Спасением для родителей станет парамедицина. Дело в том, что на Западе родители считают необходимостью пройти курсы первой медицинской помощи, а вот у нас единицы мам и пап могут хотя бы сделать укол внутримышечно. По утверждению эксперта, врач необходим лишь, если у малыша неудержимая рвота, несколько часов держится высокая температура, начались судороги, он задыхается или в его стуле вы обнаружили кровь. Все остальные симптомы вы можете легко устранить сами, и в большинстве случаев малыш излечится просто благодаря повышенному вниманию со стороны мамы.

Однако есть другая сторона медали – родители ленятся, прикрываясь тем, что боятся разбаловать ребенка. И вместо того чтобы обнять малыша, полежать с ним вместе в постели, поить его с чайной ложечки теплым чаем и поговорить (даже если малыш еще не умеет разговаривать), мы хватаемся за гаджеты и пишем в соцсетях симптомы болезни, чтобы получить больше лайков и абсолютно бесполезную консультацию родственников, друзей и вообще посторонних людей. Часто дети болеют от недостатка внимания со стороны родителей, помните об этом.

Как научить маленького человека ничего не бояться и верить в себя?

1. Высказывать свое мнение

Сильная мама ведет себя с ребенком честно и откровенно. И от него ждет того же. Она учит высказываться, выражать свое мнение, анализировать свои мысли и чувства - и смело говорить об этом.

2. Учиться думать самостоятельно

Сильная мама не указывает ребенку, что он должен думать по тому или другому поводу, она учит, как думать. Собирать информацию, учитывать разные точки зрения - и делать из этого свои выводы. Она не пугается неудобных вопросов и сложных тем. Не наказывает за ошибки и неудачи. Без этого невозможно ничему научиться.

3. Ценить образование

Она настаивает на важности образования, которое открывает столько дорог. Причем образование в ее понимании - это не просто дорогая школа и высокие оценки, это развитое мышление и воображение, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли.

4. Преодолевать себя

Самая большая победа человека - победа над собой. Неважно, сколько было провалов и неудач, главное - продолжать идти. Сильная мама обязательно поддержит стремление ребенка стать лучше, справиться с недостатками - она хочет, чтобы ребенок не боляся трудностей и учился быть самостоятельным.

5. Финансовая независимость

Сильная женщина - независима и самодостаточна. Такими же она стремится видеть и своих детей. Умение зарабатывать, распоряжаться финансами и добиться финансовой автономии - это важное условие выживания в социуме. И один из главных приоритетов сильной мамы.

6. Быть тем, кем хочется

Сильная мама не ломает личность ребенка. Носить то, что хочется, красить волосы, как нравится, выражать себя через украшения - это его право. Путешествия, новые увлечения, интересные знакомства, новый необычный опыт - этого не надо бояться, это то, в чем мама охотно поддержит своих детей.

7. Испытывать эмпатию

У сильной мамы хватает мудрости и любви, чтобы принимать не только ребенка таким, какой он есть, но и не отталкивать его друзей, тех, кто входит в его жизнь в разные периоды. Быть добрым и понимающим, сопереживать и выражать сочувствие - она учит этому на своем примере.

8. Дорожить близкими

Дружба, семья, взаимопонимание с близкими - это базовые ценности для сильного человека. Не только дети нуждаются в родителях, но и родители в детях. Сильная мама обязательно сделает акцент на взаимном доверии, щедрости, готовности помочь и умении прощать.

9. Принимать обстоятельства - или менять их

На чем сильная мама не зацикливается, так это на критике и неприятии. Тот, кто умеет учиться и наделен гибким мышлением, сможет принять большинство житейских ситуаций. Жаловаться - последнее дело. Либо ты действуешь в предлагаемых обстоятельствах, либо меняешь их.

10. Отстаивать независимость

Сильная мама поощряет умение принимать решения и не искать опоры и одобрения у других. Мыслить независимо, решать независимо и самому нести ответственность. Тогда из ребенка вырастет сильная личность, которая ничего не боится и сумеет помочь другим, как мама помогала ему.