Девочка в 7 месяцев развитие и питание. Резкий скачок развития ребенка: что в семь месяцев должен уметь делать малыш

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

Ребенку 7 месяцев, и вы постоянно замечаете изменения в нём. Это не тот новорожденный кроха, которого вы принесли из роддома. Изменения коснулись и психического развития, и физического, режима дня, питания. Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

Физическое развитие

Малыш стал более самостоятельным, многое уже делает сам. Рассмотрим, что умеет ребенок в 7 месяцев, развитие и питание которого – главная забота его родителей.

  1. Ребенок учится садиться самостоятельно, некоторые дети могут сидеть без поддержки.
  2. Активно ворочается с боку на бок, но движения его пока неловкие, поэтому родителям надо быть начеку. Активность малыша возросла, оставлять без присмотра его очень опасно.
  3. В манеже или кроватке привстает на коленки или полностью на ножки, держась за опору.
  4. Если поддерживать малыша под мышки, пробует делать первые шаги.
  5. В 7 месяцев малыш может ползать, часто по-пластунски, потому что поднять тело ему еще трудно.
  6. Осмысленно играет игрушками, перекладывает из руки из одной руки в другую, поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.

Эмоциональное развитие

Седьмой месяц для ребёнка — период активного психологического взросления и эмоционального развития ребенка:

  1. Малыш начинает узнавать свое имя и понимать, что оно относится именно к нему.
  2. Любит играть в развивающие игры, его привлекают книги с плотными прочными картонными страницами, яркими иллюстрациями.
  3. Кисти рук крохи развиты уже очень хорошо, он уверенно берёт игрушки, очень интересуется звучащими предметами.
  4. Если говорить о речевых навыках, что грудничок 7 месяцев интенсивно общается со всеми, увлечённо лепечет. Малыш уже вполне осознанно называет взрослых, к примеру, «ма-ма», «да-да», « па-па».
  5. Ребёнок хорошо знает родных людей и настороженно воспринимает незнакомцев. У ребенка есть свои предпочтения, кто-то из незнакомцев ему импонирует, некоторые — нет.
  6. У малыша развивается долговременная память, он узнаёт свои игрушки, свою одежду.

Ребенок в семь месяцев нуждается в регулярном, а не эпизодическом, контакте с близкими.

Развивающие занятия

Перед всеми родителями встает вопрос — как развивать ребенка в 7 месяцев? Любимое времяпровождение деток в указанном возрасте — активные игры. Для этого лучше подбирать мягкие кубики, мячи небольшого диаметра, специальные детские коврики.

Основные требования к выбору игрушек:

  • небольшой размер, отсутствие острых частей;
  • удобства для захватывания;
  • яркий цвет;
  • звучание (должно греметь, пищать или звенеть);
  • легко мыться или чистится;
  • игрушки не должны быть очень мелкими, чтобы ребенок не мог их проглотить.

Не стоит давать за раз больше 2-3 игрушек, малыш может утомиться, лучше регулярно менять игрушки. Неплохо, если игрушки будут разными по фактуре: гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Чтобы занятия с ребенком 7 месяцев были полезными и веселыми, необходимо иметь погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, кубики, мячики.

Купаться ребенку будет намного веселее, если брать с собой резиновые игрушки. Вечернее купание малыша можно проводить в большой ванне, используя для безопасности особый коврик. Можно дать малышу игрушечную леечку или ведерко, манипуляции с переливанием воды не только заинтересует кроху, но и поспособствуют развитию его интеллекта и мелкой моторики.

Для улучшения (даже появления) речи малыша пригодятся стишки с ритмичными повторяющимися буквами (слогами). Запомнив эти звуки, кроха начнет их сам воспроизводить.

Надо подобрать небольшое пластиковое ведерко, ребёнок научится складывать в него более мелкие игрушки. Большие в диаметре бусины, деревянные и глиняные фигурки, нанизанные на шнурок или жгут, очень нравятся малышам. Перебирание этих предметов ускоряет развитие мелкой моторики рук, ребёнок начинает отличать предметы по материалу изготовления и форме.

Занятия гимнастикой желательно разнообразить всевозможными эластичными цилиндрами и палками или упругими кольцами. Также приобретите небольшой фитбол, на таком мяче можно прыгать, делать занятия, даже своеобразный массаж.

Проводите с вашей крохой как можно больше времени. Пойте песенки, рассказывайте сказки, и увидите, что ребёнок приятно поразит всех своими способностями.

Возможные проблемы

Очень индивидуально то, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Каждый малыш развивается в своем темпе, но есть определенные временные рамки, в которые ребенок должен начать сидеть, ползать, ходить и так далее. Можно проверить, нормально ли протекает развитие ребенка:

  • ребенок не проявляет привязанности к маме и папе, не реагируют на расставание с ними;
  • малыш не сидит, хотя бы неуверенно, не пытается сесть самостоятельно;
  • ребенок не обращает внимания на звук, не поворачивает голову в ту сторону, откуда его зовут;
  • кроха не пытается обратить себя на себя внимание звуками или жестами;
  • при попытке поставить ребенка на ножки не пытается опереться ими на поверхность.

При наличии этих проблем нужно проконсультироваться у участкового педиатра. При некоторых отклонениях он отправит на прием к необходимому специалисту — ортопеду или невропатологу, которые помогут поставить диагноз и разобраться в этой проблеме.

Антропологические показатели

Внимательные родители замечают, что пропорции тела малыша начинает изменяться, приближаясь к пропорциям взрослого человека. Рост ребенка в 7 месяцев увеличивается на 2,5-3 сантиметра. В этом возрасте размер окружности головы и грудной клетки, как правило, уравниваются и составляют 41-45 см. Вес девочки 7 месяцев составляет от 6800 до 8900 граммов, а мальчика — 7100-9500 граммов. Рост мальчиков изменяется от 65,1 до 71,1 сантиметр, а девочек — от 64,1 до 70,4 сантиметра.

Режим дня

Режим ребенка в 7 месяцев не отличается особой строгостью, растущий организм сам подбирает для себя лучший вариант жизнедеятельности. В этом возрасте возможна достаточно стихийная перестройка привычного распорядка дня. Это вызвано уменьшением длительности дневного сна, большей активностью малыша.

Приведем таблицу с примерным распорядком дня:

  • 6:00-8:30 — просыпание, утреннее кормление, умывание и закаливающие воздушные процедуры.
  • 8:30-10:00 — утренний сон;
  • 10:00-12:00 — второе кормление, активное бодрствование, гимнастика, массаж, игры;
  • 12:00-14:00 — прогулка на улице, желательно сон на свежем воздухе;
  • 14:00-16:00 — обед, активные развивающие игры;
  • 16:00-18:00 — вторая прогулка, сон на улице;
  • 18:00-21:30- ужин крохи, общение с членами семьи, спокойные игры, вечернее купание;
  • 21:30-22:00 — последнее кормление;
  • 22:00-6:00 — ночной сон.

Приведенная таблица — лишь пример организации режима дня ребенка. Она никоим образом не является строгой инструкцией. В этом возрасте чётко видно, насколько индивидуален организм каждого ребёнка. Одному крохе по-прежнему необходимо три периода дневного сна, а другой уже готов к тому, чтобы спать днем 2 раза. Обычно у этих малышей устанавливается более продолжительный ночной сон.

Если ваш малыш отлично себя чувствует, активен, в хорошем настроении, маме не стоит пытаться укладывать его спать в третий раз. Подросший ребенок просто нуждается в новом режиме дня. Режим дня ребенка в 7 месяцев должен неукоснительно соблюдаться.

Кормление малыша

Ваш кроха уже сидит и ведёт более активный способ жизни, и у вас возникает вопрос, чем кормить семимесячного ребенка? В рацион ребенка в 7 месяцев вполне можно вводить не знакомые прежде продукты. Скорее всего, процесс прикорма уже начался, овощное, фруктовое пюре и несколько видов каш малыш уже употребляет.

Этот возраст – период начала введения в рацион ребенка мясных продуктов. Это поставщик важного для здоровья белка, своеобразных кирпичиков для костной, дентинной и хрящевой ткани, витаминов A, В, В12. Малышу уже позволено употреблять нежирную говядину, телятину, крольчатину. Можно попробовать и мясо птицы — курицы или индейки. Его важно тщательно промыть, сварить, пюрировать в блендере. Перед тем как предложить его малышу, необходимо добавить немного мясного бульона, чтобы мясо не было суховатым. Если малыш склонен к аллергическим реакциям, мясо необходимо подобрать с учетом его переносимости.

И, конечно же, нельзя забывать правила введения всех новых блюд: сперва необходимо дать буквально 1 чайную ложку (около 5-10 граммов) мяса и отследить реакцию. На протяжении дня не появилось сыпи или расстройства кишечника — на следующий день можно дать на 5-10 граммов больше.

Для ребенка 7 месяцев вводится в меню еще один продукт — желток, наиболее ценная часть куриного яйца. Добавить в меню необходимо именно желток, а не целое яйцо, так как белок — достаточно аллергенный продукт. Ну и на желток у малыша возможна негативная реакция. Врачи — педиатры рекомендуют вводить желток осторожно, начиная с крошки, не смешивая с другими новыми продуктами.

Примерное меню

Рацион ребенка в 7 месяцев включает кефир и творог. Если ребенок хорошо кушает кефир, ввести творог в рацион не составит проблем. Одну чайную ложку творога разводят кефиром до однородной консистенции, ежедневно увеличивая его количество до необходимого. Творог и кефир для детского питания необходимо приобретать только в специализированных детских отделах или на молочной кухне, обычный кефир и творог для детей не подходят.

Малышей, достигших возраста 7 месяцев, кормят 5 раз в день. Перерывы между кормлениями составляют 4 часа, это соответствует физиологии детского организма. Некоторых малышей необходимо покормить и ночью. Приблизительный рацион ребенка представлен следующими продуктами;

  • грудным молоком или детской смесью;
  • овощным пюре;
  • кашей, сваренной на воде или овощном отваре;
  • яичным желтком;
  • кефиром;
  • пюре из мяса;
  • творогом;
  • фруктовыми соками или пюре;
  • печеньем, сушкой, сухариками;
  • хлебом.

Приведем примерное меню для ребенка на грудном вскармливании:

Для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, грудное молоко заменяется адаптированной молочной смесью.

Детишкам в семь месяцев обязательно нужно предлагать твердую пищу. Сухарик, печенье, сушка помогут стимулировать процесс жевания. Это облегчит для ребенка переход к пище, содержащей маленькие кусочки и комочки. Это ответы на основные вопросы, чем кормить ребенка в 7 месяцев.

Отличительной особенностью питания в этом возрасте является начало формирования приемов пищи, соответствующих будущим завтракам, обедам и ужинам.

Если вам нужно переехать с одной квартиры на другую, а еще если и с ребенком, то вещей будет достаточно много, компания http://грузчик22.рф к вашим услугам. Также они занимаются офисными переездами, вывозом строительного мусора и др.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Игра, которая научит малыша ползать

Игра 1. «Партизан»

В этом возрасте малыши пытаются вставать на четвереньки, однако ползти в таком положении получается далеко не у всех. Чтобы постепенно овладеть этим навыком, ребёнку нужно научиться ползать по-пластунски. Освоив попеременную работу рук и ног и укрепив мышцы, малыш довольно скоро сможет порадовать родителей «настоящим» ползанием.

Вам понадобятся

Ковёр (игровой коврик) или манеж, игрушка на колёсах, тонкая верёвка длиной 50 см.

План игры

1Положите ребёнка на живот на пол манежа или на игровой коврик и сядьте напротив него на расстоянии 50–70 см. 2. Привяжите верёвку к игрушке на колёсах и поставьте её перед малышом таким образом, чтобы он не мог до неё дотянуться. 3. Медленно покатайте игрушку из стороны в сторону, потянув за верёвку. Когда малыш попытается дотянуться до игрушки, подкатите её к нему, а потом потяните обратно, чтобы стимулировать ползание.

Родителям на заметку

1. Будьте готовы к тому, что малыш может выражать недовольство тем, что игрушку приходится доставать самостоятельно. Не поддавайтесь на его требования и постарайтесь сделать так, чтобы он прополз хотя бы несколько сантиметров. 2. Проследите за тем, чтобы ребёнок был в одежде, удобной для ползания, и ему не мешали складки слишком широких или слишком длинных штанишек. 3. У многих детей, которые только начинают ползать, движения с одной стороны могут быть более ловкими, чем с другой. Если у малыша не получается подтянуть какую-либо ногу или вытянуть руку во время ползания, аккуратно помогите ему. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 7,4-9,2 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,7-8,6 кг и 65,0-69,6 см*. У большинства детей к 7 месяцам уже прорезались 2 срединных нижних резца.

Малыш сидит более уверено и может провести в таком положении большое количество времени. Ему уже не надо опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Самые активные дети учатся вставать на ноги, держась за опору - или даже без нее. Но вот садиться обратно из положения «стоя» малыш еще не научился, для этого ему приходится звать на помощь родителей.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или пока предпочитает сидеть на одном месте, он стремится досконально исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте ребенок лучше ориентируется в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

Теперь в детских играх одновременно могут участвовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет. Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

С каждым днем малыш все более активно «разговаривает»: в его «словаре» появляются новые слоги, состоящие из гласного и согласного звуков. Мимика ребенка становится более выразительной.

Не беспокойтесь, если пока ваш кроха чего-то не умеет: все дети растут и развиваются с разной скоростью, скоро вы догоните своих ровесников.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Внимание ребенка очень быстро переключается: он с любопытством изучает окружающий мир, в том числе и реакцию взрослых на свои поступки. Например, малыш может кинуть игрушку и сразу посмотреть на родителей, ожидая их одобрения.

Кроха начинает реагировать на свое имя. Ему нравится слушать разговоры родителей, и он спокойно может играть рядом, при условии, что время от времени мама и папа будут к нему обращаться. Услышав свое имя, малыш прервет игру и посмотрит на того, кто его позвал.

Теперь ребенок сам предлагает взрослым разные игры. Он легко может «озвучить» свое желание с помощью языка жестов: например, подпрыгивая или дергая взрослого за руку, кроха хочет обратить на себя его внимание и начать игру. Любимая игра семимесячных детей - «ты мне - я тебе»: малыш приносит и отдает маме кубик, а потом протягивает руку, чтобы получить его обратно, и снова предлагает его маме. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мама проявляет к ней интерес. Если маме игра с кубиком наскучит, ребенок принесет ей другую игрушку, чтобы возобновить «обмен».

Малыш готов заводить новых друзей - партнеров по играм, но продолжает недоверчиво относится к незнакомцам. Не всем удается завоевать расположение малыша даже после достаточно длительного общения. Дети в этом возрасте хорошо различает знакомые и незнакомые лица. Они отлично разбираются в выражениях лица и понимают интонации голоса. Услышав строгое “нет”, малыш может на несколько секунд прекратить свои действия, даже не зная значения этого слова.

Питание

Материнское молоко – основной источник необходимых ребенку питательных веществ, но с появлением первых зубов процесс кормления может стать для мамы достаточно болезненным.

Малыш уже понимает слово «нет», поэтому обязательно прервите кормление, если почувствуете укус, скажите ему, что так делать нельзя, и только после этого продолжайте кормить дальше. Возможно, слово «нет» придется повторить несколько раз прежде, чем ребенок перестанет кусаться, зато кормление и снова будет доставлять радость не только ему, но и маме.

В этом возрасте детям необходимо ежедневно получать около 500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси при невозможности грудного вскармливания). Две основные порции (по 180-200 г) малышу лучше получать ранним утром и поздним вечером. В течение дня нужно докармливать ребенка материнским молоком, сочетая кормление грудью с прикормом.

На завтрак семимесячному малышу можно приготовить гречневую или рисовую кашу на грудном молоке. На обед предложите ему овощное пюре из брокколи, цветной капусты или картофеля. Для полдника хорошо подходит фруктовое пюре из яблок или груш. Морковь и другие ярко окрашенные овощи можно добавлять в детское меню не чаще трех раз в неделю.

Примерное меню малыша в семь месяцев: завтрак - грудное молоко 180-200 г; второй завтрак - молочная каша 150 г, фруктовый сок 50 мл, докорм молоком; обед - овощное пюре 150 г, докорм молоком; полдник - фруктовое пюре 50 г, докорм молоком; ужин - грудное молоко 180-200 г.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Если у малыша уже прорезались зубки, пора подумать об уходе за ними, ведь ему предстоит пользоваться молочными зубами еще несколько лет. Здоровые молочные зубы – крепкая основа для крепких коренных зубов.

Посоветуйтесь со своим педиатром, какую щетку и пасту лучше выбрать для ухода. Крохе легче будет соблюдать правила гигиены, если с самого раннего возраста приучить его к ежедневному уходу за зубами и деснами.

Если в рационе вашего ребенка появились соки и кипяченая вода - пора покупать поильник. Во фруктовых соках содержится сахар, оказывающий сильное воздействие на неокрепшую эмаль детских зубов. Чтобы предотвратить появление кариеса, необходимо максимально сократить время контакта сока с зубами малыша. Когда ребенок пьет из бутылочки с соской, жидкость может долго находиться у него во рту. При питье из поильника время контакта сока с зубками сокращается.

Кроха быстрее привыкнет к новому предмету обихода, если налить в поильник сцеженное грудное молоко. Первое время лучше использовать модели с мягким силиконовым носиком. Подросшему малышу будет удобнее пользоваться поильником с твердым носиком. Модель с двумя ручками и снимающейся крышкой позволит ребенку проявить самостоятельность: держать поильник обеими руками и учиться пить «по-взрослому» (глотками через край поильника), а не всасывать воду через носик.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Семимесячный малыш умеет различать основные цвета и начинает интересоваться разными свойствами предметов, их размерами, формой. Помогите ему понять, что один предмет можно поместить в другой, с помощью картонных коробок или пластмассовых формочек разных размеров. В этом возрасте можно начинать играть с игрушками, предназначенными для сортировки фигур. Если ребенок уже пытается вставать, то ему будет интересно играть в разных положениях - и стоя, и сидя. Разложите игрушки на полу и на детском столике, чтобы у него был стимул играть на разных уровнях.

Малыш уже начал догадываться, что спрятанные предметы не исчезают совсем. Помогите ему в этом убедиться. Положите на ладонь маленькую игрушку, покажите ее крохе и сожмите ладонь. Пусть он поищет пропажу. Если ребенку будет трудно разобраться в происходящем, покажите, где игрушка еще раз. Не забудьте похвалить малыша, когда он справится с заданием.

Одна из любимых игр детей этого возраста – «перетягивание каната». Дайте малышу в руки один конец шарфа, возьмитесь за другой – и несильно потяните. Предоставьте ребенку возможность «перетянуть» шарф и вслух восхититесь его силой и ловкостью. Покажите крохе, как можно стучать друг о друга двумя игрушками: скоро он и сам сможет повторить эти движения. Чтобы играть было интереснее, подарите малышу маракасы или сделайте их сами, наполнив гречневой крупой или горохом две небольшие пластиковые баночки с плотно заворачивающимися крышками.

Постарайтесь использовать простые названия, когда обсуждаете с малышом его игрушки. Не стоит называть плюшевого поросенка «Хряк Иванович», пусть он пока побудет просто «Хрюшей». Ребенку проще запомнить отдельные слова, чем словосочетания.

У каждого малыша в этом возрасте обязательно должна быть книжка с картинками. Перелистывайте страницы и рассматривайте с ребенком иллюстрации, четко проговаривая названия изображенных предметов и животных. Читайте крохе стихи и пойте детские песенки: малыши хорошо запоминают повторяющиеся рифмы и мелодии, радуются знакомой музыке и словам и даже стараются «подпевать» или «читать стихи» вместе с родителями.

Сон

Малыши в семь месяцев обычно спят 15 часов в сутки*, но единой нормы сна для детей не существует. Старайтесь планировать прогулки и поездки с детьми так, чтобы они могли полноценно отдохнуть, не выбиваясь из привычного режима.

Теперь, когда кроха научился самостоятельно сидеть, переворачиваться и ползать, детский сон может стать более беспокойным. Даже крепко спящий малыш будет пытаться во сне ползти или вставать, причем, некоторые движения могут удаваться ему гораздо лучше, чем в период бодрствования.

Дайте своему ребенку возможность успокоиться самостоятельно. В полутьме и тишине ему будет легче снова заснуть. В этом возрасте дети возбуждаются очень быстро: достаточно малышу увидеть мамину улыбку – и он тут же проснется окончательно, готовый к новым играм и приключениям.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте малыша без присмотра, если вы не уверены в безопасности помещения.

Еще раз осмотрите комнату, где живет малыш. Уберите подальше или закрепите на месте все вещи, которые могут упасть: цветочные горшки, картины в тяжелых рамах, фотографии и постеры под стеклом и другие предметы интерьера.

Малыш, который учится стоять, обязательно будет пытаться найти себе опору, поэтому лучше убрать со столов скатерти, а пледы и покрывала заправлять под матрас или основу мебели. Проверьте, достаточно ли надежно закреплен ваш карниз для штор. По возможности вместо длинных гардин повесьте короткие занавески, до которых ребенок не сможет дотянуться.

Помните: целлофановые пакеты, веревки, шнуры, фольга и воздушные шарики очень нравятся детям, но могут стать источником опасности, поэтому играть с ними следует только под контролем родителей.

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Развитие ребенка в 7 месяцев ускоряется. Он уже прошел много стадий, и сейчас учится активно перемещаться в пространстве, совершенствует свои умственные навыки. С каждым днем он все больше проявляет желания общаться, его новые достижения не перестают удивлять родителей. Но в этом возрасте могут появляться и некоторые проблемы, на которые обязательно следует обращать внимание.

Физическое развитие ребенка в семь месяцев

Масса тела малыша в 7 месяцев от 8 кг до 9 кг, он поправляет приблизительно 400-600 грамм. Весит почти в полтора раза больше, чем новорожденный. Вырастает ребенок на 1-2 см, и достигает в длину 68-70 см. Показатели роста и веса мальчика и девочки могут немного отличатся друг от друга. Если прибавка в весе недостаточная, следует пересмотреть виды и количество вводимого прикорма. Возможно у крохи режутся зубки, и пропадает аппетит.

В семь месяцев ребенок уверенно переворачивается в кровати со спины на живот и обратно. Он может сидеть, не поддерживая себя. Ручки малыша освобождаются, он играет сидя, тянется к игрушкам. Если ребенок в этом возрасте не сидит самостоятельно, родители должны насторожиться. Бывает такое у детей недоношенных, рожденных в гипоксии, после родовых травм. Задержка физического развития может быть первым симптомом ДЦП. Обязательно нужно обратиться к врачу, только он установит правильный диагноз.

Семимесячный малыш начинает активно осваивать пространство. Он уже хорошо ползает, сначала по пластунский, а в конце месяца на четвереньках. Правда у него не всегда получается ползти в ту сторону, которую хочется. Иногда дети пятятся назад или в бок, подолгу раскачиваются вперед и назад, пока выберут направление. Если ребенок не ползает, это не является проблемой. Бывает, что малыши стараются сразу подняться на ножки и ходить, игнорируя этап ползания. Когда младенец уверенно сидит, стоит, опираясь на опору, но не ползает, развитие его идет нормально.

Малыши в семь месяце уже может встать на коленки, держась за перила кроватки. Некоторые детки поднимаются и на ножки. Если взять малыша под мышки, он опирается на носочки и уверенно шагает. Активно развивается и моторика рук. Дети перекладывают игрушку с одной ручки в другую, самостоятельно держат бутылочку, могут поднять упавший предмет. Многие умеют вкладывать маленькие предметы в большие. Карапуз осознано сжимает и разжимает руку, чтобы взять или выпустить игрушку. При захвате активно использует большой палец. Поскольку активность малыша уже возросла, но координация движения еще слабая, он нуждается в усиленном присмотре. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного, чтобы он не упал с дивана или кровати. Карапуз может вывалится даже из коляски.

Какие основные моторные навыки характерны для ребенка в 7 месяцев? Давайте подобьем итог:

  • Уверенно переворачивается с живота на спину и обратно
  • Сидит без поддержки рук
  • Начинает ползать на животе и на четвереньках
  • Может подняться на коленки и на ножки, держась за опору
  • Умеет поднимать игрушки, держать бутылочку, вкладывать маленькие предметы в большие
  • Активно осваивает пространство
  • Координация движений еще недостаточна развита

Физическое развитие детей в семь месяцев может отличаться. Иногда девочка чуть отстает от мальчика. Некоторые детки с большим удовольствием поднимаются на ножки, чем ползают. Потому не стоит слишком беспокоится, если малыш не полностью отвечает стандартам.

Развитие слуха, зрения и речи у ребенка

Глазки у ребенка в 7 месяцев уже полностью сформированы. Он давно следит за предметами и игрушками, способен видеть не только то, что находится в непосредственной близости от него. Семимесячный ребенок уже фиксирует взгляд на предметах, которые находится на расстоянии больше трех метров. Понемножку учится переводить взгляд с дальнего ракурса на ближний. Малыш способен оценить размер предмета, потому маленькие вещи берет одной ручкой, а большие двумя. Хорошо различает цвета, особенно яркие и контрастные. Начинает оценивать форму предмета, отличает кубик от шарика, пирамидки. Может глазками отыскать любимую игрушку, подолгу ее изучает и рассматривает, вертя в руках. Узнает папу с мамой, радостно реагирует на их появление и плачет, когда они уходят.

У детей в 7 месяцев могут появиться разные проблемы со зрением. В таком возрасте можно диагностировать нистагм, птоз, начальные проявления близорукости. При нистагме взгляд ребенка не может сфокусироваться на близко расположенном предмете, его глаза начинают «бегать» из стороны в сторону. Симптом может свидетельствовать как о болезни глаз (например, высокой степени близорукости), так и о серьезных патологиях головного мозга. Птоз – это опущение одной или обоих век. При появлении этих симптомов необходимо показать ребенка невропатологу и окулисту. Иногда в первые месяцы у ребенка выявляют косоглазие, но к седьмому оно должно пройти.

Слух у малыша также интенсивно развивается. Он уже четко реагирует на звук, поворачивает голову в сторону источника шума. При чем реакция эта значительно ускоряется, по сравнению с предыдущими месяцами. Ребенок хорошо различает голоса близких людей, их интонации. Он начинает понимать, что обращаются именно к нему, и реагирует на такое обращение. Это уже совсем другой уровень восприятия человеческой речи. Проблемы со слухом у младенца можно заподозрить, если он не замирает при резком звуке, и не поворачивает голову в сторону его источника. Не реагирует на шуршание бумаги или звук погремушки, пока их не увидит. Не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые.

Речь детей к седьмому месяцу жизни тоже совершенствуется. Они учатся произносить многие согласные звуки, складывая их в слоги с гласными. Лепет ребенка состоит из таких буквосочетаний, как «да», «ма», «ба», «па». Иногда ему получается сказать несколько слогов подряд – «да-да», «бо-бо» и т.д. Малыш активно «разговаривает», увидев маму и папу усиленно лепечет. С удовольствием «отвечает», если заговорить к нему, старается копировать интонации и звуки. Начинает понимать первые слова. Например, при вопросе «где игрушка» мотает головой, ищет ее глазами. Когда его спросить «где мама?», может показать пальчиком и радостно улыбнуться. Нарушения речи в этом возрасте чаще связаны с проблемами слуха, реже с общим отставанием в развитии. Такие дети имеют трудности с произношением согласных звуков, их гуление ничем не отличается от гуления 2-3 месячного ребенка. Иногда груднички просто мычат или произносят отдельные гласные. Но проблемы могут возникнуть и при недостаточном общении с ребенком, ведь говорить он может научиться только от мамы с папой.

Итак, что нового появилось у ребенка 7 месяцев со стороны органов чувств? Как развивается его речь? Вот краткий список его новых навыков:

  • Фиксирует взгляд на ближних и дальних ракурсах
  • Умеет искать глазами любимую игрушку
  • Оценивает размер и форму предметов
  • Реагирует на звук поворотом головы
  • Отличает голоса близких, начинает понимать слова
  • Совершенствует произношение согласных.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Развитие у малыша в 7 месяцев интеллекта и эмоций происходит очень интенсивно. Родители не успевают следить за всеми новыми навыками крохи. Двигательная активность и ум ребенка развиваются параллельно. Чем лучше он перемещается в пространстве, тем интересней для него становится мир. Младенец старается понять возможности своего тела, потому переворачивается, кувыркается, свешивается с кровати или дивана. Ему интересно, например, как будет выглядеть комната, если посмотреть на нее вверх ногами. Не меньше он любит экспериментировать с произношением различных звуков, задействует при этом все больше мимических мышц, губки и язык.

Сейчас ребенок вполне способен играть с двумя разными предметами. Он изучает их взаимодействие, старается сложить вместе кубики или наоборот, разобрать предмет на части. Активно старается познать форму игрушки, рассматривает углы, закругленности. Очень нравятся детям игрушки, которые могут менять свою форму, они просто приводят малышей в восторг.

Ребенок уже понимает, что спрятанный предмет не исчезает навсегда. Если накрыть его пеленкой, он постарается освободиться, чтобы опять увидеть маму. Это значит, что малыш понимает причинно-следственную связь, пеленка закрыла от него маму, значит ее нужно убрать.

Ребенок в 7 месяцев лучше концентрирует свое внимание. Если отвлечь его на секунду во время игры, он опять возвращается к своему занятию. Малыш запоминает многие действия, слова, и может повторить их через некоторое время. Он вполне может усвоить простые жесты, такие как «пока», «тоси-тоси» ладошками. Также малыша можно научить показывать части своего тела, ножку, носик, голову. Через некоторое время повторяет новые слоги, которые вы с ним разучивали. После прогулки может показать, что нужно помыть ручки.

Усиливается привязанность младенца к маме. Он еще не понимает, что мама не уходит от него навсегда, и очень болезненно воспринимает ее исчезновение. Кроме того, он настороженно относится к чужим людям. На появление незнакомца может реагировать плачем, боится оставаться наедине с посторонними. Потому знакомить ребенка с новыми людьми нужно постепенно, не оставлять его с ними наедине, пока он к этому не привыкнет. Нельзя пугать ребенка разными «бабаями» и «плохими дядями». Его страхи усилятся и могут перейти в невротические состояния.

Уход за ребенком в 7 месяцев

Седьмой месяц жизни – это время введения прикормов. Грудничок питается 5-6 раз в день, некоторые детки еще и 1-2 раза ночью. Основу меню по-прежнему составляет грудное молоко или смесь. Как понять, готов ли ребенок к новым продуктам? Во-первых, он должен проявлять интерес к взрослой пище, лезть в тарелку, наблюдать за тем, как вы едите. Во-вторых, он должен уметь глотать пищу в виде пюре, не выталкивать ее языком. Если малыш сидит без поддержки, он с большим успехом будет есть из ложечки. В прикорме нуждаются дети, которые начали хуже набирать массу, просыпаются от голода ночью, и часто требует груди днем.

Вводить новую еду нужно постепенно, с половинки чайной ложечки. Предлагают прикорм ребенку перед тем, как дать ему смесь или грудное молоко. Обязательно следить за стулом и состоянием кожи ребенка. Новая пища может вызвать понос или запор, аллергию в виде покраснений или высыпаний. В качестве первого прикорма рекомендуют давать овощное пюре, лучше всего делать его из кабачка, цветной капусты, тыквы. Затем можно добавить картошку и морковку. Второй прикорм – безмолочная каша. Лучше всего стартовать с рисовой либо гречневой. К концу седьмого месяца большинство детей получают 2 блюда, которые полностью заменяют два дневных кормления. Некоторые в это время уже едят мясное пюре в качестве третьего прикорма.

У ребенка в 7 месяцев жизни могут появляться первые проблемы с едой. Часто связаны они с прорезыванием зубов. Малыш становится капризный, часто трет кулачком десна, у него усиливается слюноотделение. У некоторых детей на короткое время может повышаться температура. Постоянный дискомфорт снижает аппетит у малыша, в первую очередь он отказывается есть новые блюда. Иногда плохое восприятие прикорма связано со специфическими вкусами ребенка, ему может просто не понравиться овощное пюре. Нужно попробовать приготовить его из другого овоща, или дать вместо овощей кашу. Если это не принесет результата – отложите введение прикорма на несколько дней или недель.

В семь месяцев у детей появляются проблемы со сном. Причиной может стать прорезывание зубов. Тогда на ночь следует смазать малышу десна специальным гелем. Перед его покупкой обязательно посоветуйтесь с врачом. Часто ребенок просыпается ночью и капризничает из-за перевозбуждения днем. Ведь он интенсивно развивается, начинает больше двигаться, познает мир. Избыток впечатлений приводит к тому, что нервная система не справляется. Малыш становится беспокойный, ворочается в кровати, вздрагивает, иногда просто встает посреди ночи, чтобы поиграть. Потому активными играми стоит заниматься в первой половине дня. Вечером лучше почитать ребенку книгу, спеть колыбельную, сделать расслабляющий массаж. Помогают грудничку быстро заснуть вечерние прогулки после ужина.

Занятия с ребенком в 7 месяцев

Как развивать ребёнка в семь месяцев? Гармоничное развитие включает интеллектуальные физические упражнения. Потренируйте пресс малыша. Придерживая за ножки попробуйте поднять его сначала за одну ручку, затем за другую. В этом возрасте детей уже можно активно ставить на ноги, поддерживая под мышками. Они будут учиться переставлять ножки, готовясь к самостоятельной ходьбе, приседать и подпрыгивать. Ставьте кроху на четвереньки, чтобы он учился ползти. Не теряет своей актуальности и пассивная гимнастика, разведение ножек, «велосипедики», сгибание и разгибание ручек на груди, качание. Они помогают укрепить мышцы и готовят карапуза к дальнейшим свершениям.