Чему нас учат наши дети? Всегда ли мы понимаем наших детей.doc - "Всегда ли мы понимаем наших детей?". Над пропастью во ржи…

Лариса Бондаренко
Эссе на тему: «Наши дети - узнать, понять, принять»

Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»

Л. Ф. Евстратикова.

Написав эти строки, ловлю себя на мысли, что каждый день, проделывая, путь, от дома до места работы, я ни разу не задумывалась над тем, что за плечами уже постепенно копится багаж из лет и зим, вёсен и осенних золотых, а порою, и непогожих деньков. А багаж весом почти в20 лет для педагога – это действительно багаж! Но как-то незаметно он копился, множился, по семейным обстоятельствам даже приходилось переезжать в другой город и менять свой родной детский сад на другой. Но от этого количество воспитанников не менялось, хотя дети в другом городе заметно отличались. Таким образом, приобретался опыт методом проб, ошибок, повторений, терпения и огромного желания работы с детьми.

Природа создает детей очень прихотливо и сложно, ведь дети во многом очень похожи на нас, взрослых. И общаясь с ними, странно мы этого не учитываем. Мне кажется, что для начала необходимо осознать проблему непонимания детей большинством взрослых. Взрослый считает, что проблемы тут вообще никакой нет, что никакого особого труда для понимания детей прикладывать не нужно. Нужно только кормить, одевать, учить, лечить, следить за поведением. Но в этом мы заблуждаемся : ребенок требует общения, а мы знаем, что общение с ребенком происходит через игру. А в процессе игры можно организовать прогулку за город, сделать что-то вместе по дому, вместе смотреть мультфильмы, и прочитать хорошие детские книжки. Через понимание, мы ближе узнаем ребенка . Чем ближе мы его узнаем , нам легче его принять таким , какой он есть.

Понять и принять ребенка не всегда удается легко. Это труд души, требующий терпения и любви к детям. Ребенок по своей натуре исследователь. А взрослым нужно действовать личным примером к подражанию. Это единственный способ завоевать уважение детей. Он изучает наше поведение, реакцию на происходящее окружающего нас мира, и в то же время старается подражать во всем.

Нужно осознать, что путь понимания ребенка – это и путь работы над собой. Мы видим в детях отражение своих качеств, действий, взглядов. А иногда достаточно лишь наблюдать, и быть при этом терпеливым и разумным. Проблема некоторых родителей может быть в том, что они боятся потерять контроль над ребенком. Тогда родители любыми методами стараются оставить за собой право вмешиваться в его жизнь. Очень важно сохранить между родителями и детьми доброжелательные, дружеские, отношения с взаимным уважением интересов одного к другому.

Если мы хотим понять , насколько уютно чувствует себя ребенок в семье, предложим ему нарисовать, например, свою семью. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам. Дело в том, что дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно.

В один прекрасный момент, мы понимаем, что наши дети - это наше зеркало , они выросли с нами - в нашей семье, а не где-то на улице. Если ребенок ведет себя, вызывающе, то надо понять , что он хочет нам этим сказать. Поведение ребенка - это попытка передать свое сообщение родителям. Но родители бывают не в состоянии понять намерения ребенка , воспринимают его по-своему и реагируют в соответствии с этим.

Главное, мы должны понять и принять , что все дети разные . Каждый ребёнок обладает в какой-то степени гениальностью. Наши дети могут нас , и своих родителей, не понимать, но мы, взрослые, понимать и принимать их с их детскими гениальностями просто обязаны. Особенно трудно понять и принять детей , если родители, и их дети - люди совершенно разные.

Ну а в чем же все-таки ключ к пониманию ребенка? Мне кажется, в том, чтобы учиться видеть в маленьком человеке глубину его души. Ориентируясь на такую задачу, мы учимся видеть действия и переживания ребенка с точки зрения развития его души, и раскрытия данных ему возможностей. Мы учимся чувствовать страдания детей и их радости. Мы учимся строить свои действия не как «подгонку» растущей личности под наши интеллектуальные схемы и жизненные привычки, а как реальную, конструктивную, осмысленную помощь в будущем.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Макаренко А. С.

Относитесь к своим детям с уважением - так, как нам бы хотелось, чтобы относились к нам.

Беседа на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?»
(реквизиты: тексты песни «Родительский дом»; веревки; фломастеры,
фонограмма, ручки и листочки)
Я­ Добрый день, уважаемые родители!
Эпиграфом к нашей беседе я сделала слова из народной мудрости:
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно; если на 10 лет вперед –
сажай лес; если же на сто лет­ воспитывай детей».
Мне очень приятно видеть вас. Пусть весенние лучи солнца помогут нам
создать благоприятную обстановку для беседы. Пусть эта беседа принесет
благополучие, радость и добро! У каждого сидящего здесь разные судьбы,
разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас
всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил: « Дети - это
наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее,
плохое воспитание - это наше горе и слёзы». Какими они вырастут,
выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Всё что
происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И
семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Принято ли
у вас обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные
прогулки, играть с детьми – всё это дети возьмут в свою будущую семью.
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам,
делились своими радостями и горестями, были откровенны? Я предлагаю
вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Для начала разговора я
предлагаю сказать свои ожидания от этой встречи.
(Родители высказываются)
­ Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Общение
вообще, а в семье в частности - это процесс взаимодействия родителя
и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие
взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства,
мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Послушайте, пожалуйста, историю одной девочки. Я буду говорить слова
девочки, а вы – будете отвечать вместо папы. Однажды я гуляла с папой
в парке. Он сидел на скамейке, читая газету, а я рядом играла в мяч.
- Папа, лови, а я буду бросать! Но папа, продолжая читать газету, сказал:
- Играй сама.
- Папа, смотри, какой смешной воробей.
- Угу, - ответил папа, не отрываясь от газеты.
- Посмотри, папа, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?
- Вон в той - безучастно ответил, папа и мне почему­то расхотелось
гулять.

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций.
Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания,
а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой
уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена
непонимания недоверия, возникают конфликты. ­
Какое главное качество необходимо, чтобы понимать друг друга? (ответы)
­ В каких ситуациях дети и родители должны быть особо внимательны по
отношению друг к другу? (ответы родителей)
­ Как детям научиться, лучше понимать родителей, а родителям детей?
А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга,
я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы». Давайте
встанем по двое. Один – в роли ребенка, другой в роли родителя. Правую
руку ребенка и левую руку родителя мы связываем. И таким образом
сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны надписать мама,
а с другой папа. Работать только связанными руками. (звучит легкая
музыка). Мы увидели, как вы действуете совместно. И для еще более
успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом
настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях
только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше
доброй ссоры». В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте
напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его
от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как
вы думаете, чем это закончится?
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми
в семье. Фразы родителей:
1. Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
2. Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его
продолжение можно найти в сборнике…)
3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично
подобраны краски! Молодец!)
4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно
домашнее задание.)
5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие
указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения
и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.
Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь
в этом мире.
Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы
отношения становились доверительными?
поощрения
Похвала (Выражение радости
и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты,
рисунки детей)
Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения)
наказания
Лишение удовольствий
Запрет на приятную
деятельность
Смена дружеского тона
на строгий
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся
к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также
огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение - это использование мимики, жестов,
взгляда, телесное прикосновение - это похлопывание по плечу,
поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое
общение развивает в ребёнке все положительные качества:
доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство
защищенности.
Теперь я вас попрошу ответить на вопросы:
1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка
во время общения с вами?
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст
благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек
располагает себя к общению.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность,

способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.
­Однажды я видела следующее. По улице, тяжело опираясь
на тросточку, шел старый человек. Он останавливался, отдыхал и снова
шел. Во дворе играли мальчишки. Проводив его глазами, они словно
договорившись, стали передразнивать старого человека: сгорбились,
изменили походку, взяли палки в руки, изобразив трости. Им было очень
весело.
­ Если этот поступок окажется без внимания, взрослых как он повлияет
на личность мальчиков в будущем? (ответы родителей)
­ Как, по вашему мнению, проявляется уважение к старшим по возрасту?
(ответы)
­ Если в сердце царит праведность - прекрасным будет характер
­ Если в характере красота, будет гармония в доме.
­ Когда в доме гармония - будет порядок в обществе.
­ Когда будет порядок в обществе - будет мир во всем мире.
­ Семейный очаг - это огонь любви и доброты,
Открытых на встречу друг другу сердец,
Тепло дающее оберегающее пламя
Его по жизни нужно пронести,
Питая нежностью, заботой, пониманьем.
Так пусть друг к другу тянутся сердца,
Чтобы от искры возгорелось пламя
Любви, Надежды, Веры, Доброты
И мудрого взаимопонимания.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь.
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого
общения». Уважаемые родители чаще общайтесь и будьте счастливы.
А сейчас я приглашаю вас исполнить со мной песню «Родительский дом»
Я ­ Давайте вспомним ваши ожидания вначале разговора.
Оправдались ли они?
ответы родителей
Уважаемые родители, время нашего разговора ограниченно, но я
думаю,что тема для размышления обозначена.
Я­ Спасибо, мне было приятно с вами общаться. И мне хотелось бы на

17 бесценных высказываний психолога Юлии Гиппенрейтер, которые помогут понять наших детей.
Про воспитание

  • Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
  • Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
  • Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
  • Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена . Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
  • Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
Про непослушание
  • Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
  • Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
  • Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений , и только на базе них.
  • Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте , конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы» , просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.
Про самооценку
  • Самооценка ребенка меряется его поступками . Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
    Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.
Про школу
  • Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка . Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
  • Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
  • Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
  • Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди . Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
  • Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Фильмы о детях заставляют испытывать очень нежные чувства - желание заботиться, быть понимающим и по-настоящему добрым. Они позволяют осознать, что чувствуют и о чем думают дети различного возраста.

сайт собрал фильмы, которые пригодятся всем, кто интересуется вопросами воспитания.

Головоломка

Inside Out

Райли - обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. До определенного возраста эмоции живут в ладу друг с другом, но переезд в другой город, новая школа создают в голове Райли полную неразбериху, и чтобы восстановить былое счастье девочки, эмоциям предстоит снова научиться работать сообща. Этот мультфильм наглядно показывает влияние внутреннего состояния на наше поведение и помогает понять мышление ребенка, взглянув на него изнутри.

Королевство полной луны

Moonrise Kingdom

Пара влюбленных подростков убегает из-под присмотра взрослых. У Сэма, бойскаута и сироты, сложный характер. Приемные родители с ним не ладят, другие бойскауты - тоже. Сьюзи, его подружка, - замкнутая двенадцатилетняя девчонка. Позже становится ясно, что, несмотря на причудливое поведение, беглецы ищут одного - уголок, где можно просто быть счастливыми. Очень красочный и своеобразный фильм, который стоит посмотреть всей семьей.

Август Раш

Эван Тэйлор - сирота, который воспитывается в детском приюте. У него есть уникальный талант к музыке, ведь его родители были музыкантами. Эван верит, что сможет найти своих родителей, и убегает из приюта в Нью-Йорк, где ему приходится играть на улице. Тем временем мать Эвана узнает, что сын не погиб при родах, а жив и ищет ее. Она тоже отправляется на поиски сына. Душещипательный фильм с прекрасным музыкальным сопровождением. Всплеск эмоций гарантирован!

Оливер Твист

Оливер Твист - круглый сирота, выросший в приюте при местной церкви. Не выдержав издевательств со стороны надзирателей, Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку мелких преступников. Мальчик терпит неудачу при первой же краже, однако мистер Браунлоу, задержавший маленького воришку, решает вместо тюрьмы отвести Оливера к себе домой. Отличная экранизация классического произведения.

Приключения коряжки

Недавно переехав из города в деревню, Малыш, сообразительный и озорной мальчик, еще не успел найти новых друзей. Однажды, копаясь в груде веток и сучков, он находит интересную с виду сухую ветку, которая становится его воображаемым другом - Коряжкой. Малыш весело проводит с ним время, пока мама и папа усиленно работают. Но может ли вымышленный друг заменить родителей?

Воровка книг

The Book Thief

Накануне Второй мировой войны девятилетняя Лизель переезжает в Мюнхен к своим приемным родителям и с их помощью учится читать. С каждым днем чтение становится ее жизненной потребностью, и Лизель начинает воровать книги - ведь это единственный доступный способ понять события, происходящие вокруг нее: гонение на евреев, антифашистское движение, унижение и голод. Книги помогают девочке справиться со всеми тяготами и написать свою собственную историю жизни.

Хористы

Фильм рассказывает о детях с непростым характером и тяжелой судьбой. В интернате для трудных подростков под названием «Дно пруда» появляется новый педагог Клеман Матье. В отличие от других преподавателей он не прячется за завесой равнодушия от этих несчастных мальчишек, а пытается понять и узнать их лучше. С этой целью герой создает хор, который помогает одному из мальчиков раскрыть свой уникальный природный талант. Фильм показывает, что человек с открытой душой рано или поздно добьется признания даже самых трудных детей.

Общество мертвых поэтов

Dead Poets Society

Семь юношей являются учениками престижнейшей академии в США. В первый же день мальчики встречают нового преподавателя - Джона Китинга (Робин Уильямс), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Учитель показывает героям всю красоту поэзии и вдохновляет их идти по жизни своим путем. Эта история о надеждах и желаниях, а также о значимости людей, которые когда-то научили нас чему-то важному и правильному.

«Всегда ли мы понимаем наших детей»

Здравствуйте!

Хотите ли вы, не хотите ли

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде, всего вы родители

А все остальное потом.

Сегодня мы поговорим о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми, попробуем разобраться в причинах и обсудим, как можно решить эти проблемы.

Все мы разные, с разным характером, каждый из нас выстраивает свой стиль общения и воспитания своих детей. В начале нашей встречи вы выбрали себе геометрическую фигуру. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку. Такие родители чаще всего используют авторитарный стиль в воспитании детей.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель. Вам характерна гипоопека.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает. Вы подвластны гиперопеке.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи. Такие родители воспитывают своего ребенка в стиле «кумир семьи».

Давайте разберем эти 4 типа воспитания и выясним плюсы и минусы каждого типа.

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.

Гипоопека — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Гиперопека — чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам.

Кумир семьи - ребенок обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы.

Так что же получается - все представленные типы воспитания плохие? Как же тогда надо общаться с ребенком, чтобы всегда его правильно понимать? Давайте разбираться в тех ошибках, которые мы допускаем.

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

Когда вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.

Она сказала «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Как вы думаете, почему дочь так ответила своему отцу?

Родители - образец для своих детей. Многие родители говорят о том, что их дети их не слышат, не понимают. А давайте вспомним некоторые фразы, которые можно услышать от родителей, когда они не контролируют свои эмоции и говорят такие фразы, которые болезненно воспринимают дети и представим буквально, что происходит с ребенком в этот момент.

«Перестань глазеть» - этой фразой родители буквально «завязывают» глаза своему ребенку.

«Закрой рот» - заставляют его молчать

«убери руки» - связывают ему руки

«Стой смирно» - вообще запрещают двигаться.

И после всего они продолжают «воспитывать» его, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного - освободиться.

Давайте проведем небольшое практическое занятие. Возьмите лист бумаги. Вспомните случаи, когда вы ругали своего ребенка, может быть даже злобно, несдержанно. При воспоминании о каждом таком случае - сгибайте листок.

А теперь вспомните то хорошее, что вы говорили детям и при каждом воспоминании разгибайте его.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Одна из главных причин непонимания между родителями и детьми - меняющееся с возрастом мировоззрение.

Молодость должна смотреть на старость - глазами своего будущего, а старость на молодость - глазами своего прошлого.

Самое главное для родителей - завоевать доверие своего ребенка. А это возможно лишь в том случае, если мы умеем слушать и слышать наших детей.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Как вы думаете, что ждут от вас дети в эти минуты?

Дети ждут понимания, участия, а не нотаций и лекций. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере их чувств. Поэтому если просто что-то пообещать, в чем-то обвинить, чему-то научить - мы детям не поможем. В таких случаях лучше всего их выслушать. Психологи называют эту технику активным слушанием. Как вы думаете, что значит активно слушать?

В общении мелочей не бывает, здесь важно все, даже то, в какой позе оно происходит. Давайте проведем небольшой эксперимент. Мне надо двое родителей. Вы - мам, вы - ребенок. Между вами диалог. Мама спрашивает о прошедшем дне, а ребенок сообщает о неприятности, например, плохой отметке. Но разговаривать вы будете в разных положениях.

Оба стоят.

Мама сидит, ребенок стоит

Ребенок сидит, мама стоит.

Оба сидят.

Выскажитесь, как вам комфортнее было разговаривать.

Эффективным является общение на «одном уровне», «глаза в глаза».

Вообще взглядом можно договориться и без слов, давайте проведем небольшой тренинг.

Сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев и поменяться местами. Помните, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Вот так и родителям, если у них налажено взаимопонимание с ребенком, достаточно только взглянуть и можно обойтись без ненужных слов.

Но есть еще одна типичная ошибка при общении взрослых и детей. Мы точно знаем, что думаем и что имеем ввиду, однако у ребенка могут быть совершенно иные взгляды на вещи.

Отец и его 3-летняя дочка идут по лесу. Папа твердит ей, что она не должна сходить с тропинки. Девочка подходит к дереву.

Оставайся на тропинке

Девочка заходит за куст.

Я же сказал тебе, оставайся на тропинке!

Девочка забирается на пенек…

Я же сказал тебе оставаться на тропинке! - кричит пап и резко дергает девочку за руку.

Девочка (сквозь слезы):

Папа, а что такое тропинка?

Поделитесь своими мнениями, как можно предупредить такую ситуацию, ведь если бы ребенок не задал данного вопроса, то здесь опять бы речь шла о том, что ребенок не слышит, не слушает, делает назло и т.д.

А сейчас я предлагаю вам пройти тест. Выберите из перечисленных фраз, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми (честно, не для обсуждения)

Сколько раз тебе повторять? (1 балл)

Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)

3. Не знаю, чтобы я без тебя делал (а)? (1 балл)

4. И в кого ты такой (ая) уродился (лась)? (1 балл)

5. Какие у тебя хорошие друзья. (1 балл)

6. На кого ж ты похож (а)! (2 балл)

7. Вот я в твое время! ... (2 балл)

8. Ты нам опора и помощник! (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя! (2 балл)

10. О чем ты только думаешь! (2 балл)

11. Какая ты у меня умница! (1 балл)

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты? (2 балл)

14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)! (1 балл)

5-8 баллов - живете душа в душу. Ребенок любит и уважает Вас.

9-10 баллов - Вы непоследовательны в общении. Ребенок Вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов - необходимо быть к ребенку повнимательнее.

13-14 баллов - идете по неверному пути.

Существует недоверие между Вами и ребенком.

Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

А в помощь вам я бы хотела предложить специальные памятки. Надеюсь, они вам пригодятся.

Уделяйте как можно больше времени своим детям. Спешите общаться с детьми - пока они не стали взрослыми, потом этой возможности не будет.