Виртуальный клуб. Современные проблемы детства Основные проблемы детства в рф

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

Не надо идеала

С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

Профилактические меры

Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную, а не «займись же чем-нибудь!».

2. Отсутствие запретного плода

Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

3. Последовательность

Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

Марина Беленькая

Муниципальное образовательное учреждение

«Дом детского творчества №1»

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА»

Выполнили:

члены научного общества

Руководитель:

Педагог

дополнительного образования

Обоснование значимости проекта

Проблемы социального сиротства, детского и семейного насилия, проблемы правовой неграмотности подрастающего поколения все чаще поднимаются в средствах массовой информации , являются объектом внимания властных структур и общественных организаций. Это неслучайно, поскольку будущее России – ее молодежь и дети. «В каждом ребенке заложено большинство качеств взрослого человека. И если внимательно присмотреться к ребенку, то можно предсказать, каким он станет человеком», - пишет известный детский писатель Ю. Яковлев в своей книге «Ваши права, дети»

И эти маленькие взрослые зачастую в силу социальной, экономической и других причин оказываются в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке и внимании. Особо «ошибкоопасным» считается подростковый возраст.

Подростковый возраст – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. «Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться». . Психологи, в частности, известный в научных кругах исследователь возрастной психологии А. Петровский, утверждают, что этот период неслучайно называют «трудным», «критическим», так как подростковый возраст является временем перехода к новой эпохе жизни – взрослости: «переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального» .


В современном обществе случается так, что подростку приходится принимать взрослые решения. Здесь свою роль может сыграть не только чувствительность и резкость, но и страх, беспричинная жестокость.

Жестокость в отношении детей, насилие в семье стали повседневными темами новостных выпусков, в том числе и в Забайкальском крае. Вот лишь некоторые примеры: «В поселке Шерловая Гора Борзинского района тридцатилетний мужчина нанес тяжкие повреждения двум несовершеннолетним девочкам» («Вести-Чита», 01.04.2009); «За последние десять месяцев в Забайкалье зафиксировано более 150 случаев жестокого обращения с детьми со стороны родителей. Одно из последних событий потрясло даже милиционеров и врачей: отец жестоко избил сына, которому всего полтора года» («Вести-Чита», 31.10.2007); «В посёлке Агинское молодая женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, била свою десятилетнюю дочь, не выпускала её из дома, заставляя пропускать школьные занятия. Подобный случай был выявлен и в Чите, где нетрезвый отец избил свою 16-летнюю дочь» (Информагентство «Забмедиа», 21.04.2010).

О росте фактов жестокого обращения сообщает и краевое Министерство социальной защиты населения. Такие данные приводятся на информационном портале «Забайкалье. Ру» (www. zabaikalye. ru) 7 мая 2010 года (по информации российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации): «В 2009 году зарегистрировано 105,8 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних. 67,7 тыс. детей пострадали от преступных посягательств насильственного характера, причем 4 тыс. совершены взрослыми в отношении собственных сыновей и дочерей. Кроме того, в прошлом году в отношении родителей или иных законных представителей было составлено 471,3 тыс. административных протоколов, возбуждено почти 9 тыс. уголовных дел».

Согласно данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. В 1989 году было зарегистрировано 87 тысяч сирот. По данным на 2008 год, в России насчитывается около 800 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. И «…ведь за любой единичкой в этих огромных числах - вполне конкретная живая судьба маленького человека. С его острой болью, физической и душевной, с неимоверными страданиями, с горем, которое никакими цифрами не измерить…» (А. Лиханов).

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному накануне Дня защиты детей в 2009 году, наиболее страшной проблемой современного мира детства взрослые считают алкоголизм и наркоманию (45%). «На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). 11% полагают, что в фокусе общественного внимания должно оказаться насилие в отношении детей, 10% наиболее острой проблемой считают проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях» . Кроме того, ВЦИОМ отмечает, что за прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться Россиянам более острыми. Среди них – детский досуг, преступность, насилие в отношении детей и др. Это еще раз подтверждает, что в обществе все больше назревают актуальные темы, связанные с проблемами современного детства.


На первый взгляд может показаться, что названные проблемы – результат низкого материального уровня жизни российских семей, что многие родители отказываются от детей, потому что не имеют средств для их воспитания или имеют проблемы со здоровьем, что малолетние идут на преступления из-за бедности и бессилия что-либо сделать в этом положении. Однако, на самом деле, в годы войн и революций – то есть во время крупных социальных катаклизмов детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, было намного меньше. На наш взгляд, дело не только в низком достатке многих Россиян, а в нравственном и моральном аспекте, в неумении молодых граждан отстаивать свои права и искать защиты. Об этом говорят частые случаи отказа от детей в благополучных семьях, невнимательность взрослых к проблемам детей и многое другое.

В современном обществе ребенок часто остается со своими проблемами один на один: педагоги говорят, что в семье плохо воспитывают, родители в свою очередь не оценивают работы учителей. «Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности» .

Чтобы воспитать достойного человека с высокими моральными устоями, необходимо тесное взаимодействие образования, института семьи и других, самых разных сфер общества. Мы считаем, что в этом поможет и наш проект. Он затрагивает самые актуальные проблемы современного детства: рост безнадзорности и беспризорности, бедность населения, как следствие – алкоголизм и наркомания, подростковая преступность; отсутствие внимания к нуждам и потребностям детей со стороны взрослых; неумение ребенка использовать правовые знания в отстаивании своих интересов; привлечение внимания к детям, оказавшимся в зонах вооруженных конфликтов и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Проект начал реализовываться на базе седьмого класса средней общеобразовательной школы № 33 г. Читы Забайкальского края.

Данный проект реализуется в течение нескольких лет и является логичным продолжением проекта «Древо жизни», который был создан командой учеников школы № 33, их классного руководителя Альвины Кивлевой и родителей. Он был призван объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения, а также привить детям и родителям навыки совместного творчества, решения проблем, научить их идти на компромисс, слушать и слышать друг друга.

Цель проекта:

· сформировать потребность у школьников в определении своего места и роли в социуме.

Задачи:

· Организовать изучение Конституционных законов, направленное на формирование активной жизненной позиции в современном мире;

· Способствовать развитию умений и навыков адаптации в обществе;

· Воспитывать нравственные качества, направленные на формирование коллективизма и личностно ориентированного человека

Методы:

1. Изучение нормативных документов: «Конституция детства - Конвенция ООН о правах ребёнка», направленных на правовое обеспечение жизнедеятельности.

2. Чтение и обсуждение произведений о проблемах детей в годы Великой Отечественной войны и современной действительности.

3. Презентация книг «Побег» и «Маленькое сердце».

4. Интерпретация художественных произведений, посвященных изображению мира детства.

5. Обсуждение публикаций в детских журналах и СМИ о проблемах современных детей.

6. Участие в различных конкурсах, формирование умений обсуждать актуальные проблемы.

7. Совместная работа с Краевым детским фондом и Краевой детской библиотекой по пропаганде здорового образа жизни.

8. Проведение совместных мероприятий с родителями, способствующих единению детей и взрослых.

9. Публикация творческих работ на страницах газеты «Забайкальский рабочий» и журнала «Юная галактика».

10. Продолжение сотрудничества с Всероссийским детским фондом, его председателем.

11. Проведение совместных мероприятий со студентами ЗабГГПУ в защиту прав детей.

12. Объединение и активизация усилий государства, общества, родителей и школьников в решении детских проблем России.

Проект рассчитан на семь лет.

Наши результаты работы над проблемой в течение учебы в 5-7 классах (прилагаются).

Гудкова Александра.

Формы работы «Всероссийского фонда по решению проблем детства».

1. Духовная защита.

2. Осуществление прав.

3. Воссоединение семьи.

4. Защита прав на личную жизнь.

5. Здоровье и здравоохранение.

6. Защита ребёнка без родителей.

7. Образование.

8. Отдых, досуг, культурные мероприятия.

10. Помощь детям, находящимся в зонах межнациональных конфликтов.

11. Помощь детям Чернобыля.

12. Борьба с детской смертностью.

13. Помощь инвалидам.

14. Забота о брошенных детях.

Гудкова Александра. Проблемы современных детей.

1. Детская преступность.

2. Дети без родителей.

3. Беспризорники.

4. Разлучение с родителями.

5. Употребление наркотиков.

6. Употребление алкоголя.

7. Курение.

8. Различные серьёзные болезни.

9. Брошенные дети.

10. Терроризм в местах пребывания детей.

11. Различные проблемы из-за вражды разных стран (война).

12. Физическое насилие.

13. Психологическое насилие.

14. Социальное обеспечение.

Заключение

В рамках проекта «Решение проблем современного детства» уже было немало сделано. Были проведены уроки-дискуссии на указанные выше темы, написаны десятки сочинений по проблемам детства, опубликовано несколько статей в газетах и журналах краевого и федерального уровня. С помощью студентов ЗабГГПУ им. и сотрудников Краевой детской библиотеки проведена работа по изучению основ правовой грамотности ребенка, уроки по Конституции детства. Рисунки и сочинения, посвященные Конституции детства, были отправлены в краевое отделение Российского детского фонда, опубликованы в краевой газете «Забайкальский рабочий».

В рамках проекта состоялась презентация книги забайкальского автора Виктора Лавринайтиса «Побег», в которой приняли участие родственники писателя, ученики и учителя других образовательных учреждений. На презентации обсуждалась проблема сиротства, и в частности, пути решения проблемы социального сиротства. Участники дискуссии пришли к выводу, что эту актуальную проблему возможно решить лишь консолидацией усилий общества, государства и каждого отдельного человека.

Был проведен социологический опрос, в ходе которого школьникам были заданы такие вопросы: «Какие семейные проблемы мешают жить ребенку?», «Какими бывают школьные проблемы и как их избежать?», «Какие проблемы возникают у детей во дворе и как их устранить?», «Какие проблемы встречаются на территорий нашего поселка (района, города)?», «Что необходимо сделать для организации свободного времени школьников?». В ходе опроса были выявлены мнения детей по указанным вопросам. Они отметили среди основных проблем, с которыми сталкивается ребенок, - алкоголизм, наркомания и т. п. в семье, уход детей из дома, чтобы стать «самостоятельными», непонимание, недоверие, неравенство в семье и детской среде, конфликты с учителями и одноклассниками, неорганизованность досуга. Данный опрос показал, что подростков точно так же волнуют проблемы, которые пытаются решить взрослые, а значит, консолидация усилий для преодоления трудностей, поддержка со стороны взрослых крайне важна для них.

В творческих работах, написанных в рамках проекта, ребята описали свое отношение к телепрограммам о жестоком обращении с детьми. Школьники, проанализировав трагические случаи, известные им от тележурналистов, резко осудили родителей, которые бросают своих детей, издеваются над ними, подвергают их насилию. Кроме того, ребята отметили, что подобные программы лучше не показывать, так как они могут навредить хрупкой детской психике благополучных ребятишек. Но говорить о том, что такая проблема существует, необходимо, однако показывать кровавые сюжеты в прайм-тайм – не выход, считают дети.

С наступлением нового учебного года школьники, студенты, педагоги, родители и представители общественности продолжили реализацию проекта. Они изучают свои права в семье, учебном заведении, при трудоустройстве и т. д., узнают о том, какая ответственность им грозит в случае нарушения прав других людей. Ребята познакомились с основами безопасного поведения в квартире и на улице, с основами оказания первой медицинской помощи. Одним из важнейших направлений реализации проекта стало изучение «Кодекса здоровья».

Продолжаются также совместные акции с Российским детским фондом, со студентами ЗабГГПУ, сотрудниками краевой детской библиотеки. Особое внимание уделяется вопросам гражданственности и нравственности. Кроме того, в рамках проекта предусмотрена работа с одаренными детьми: участие в различных конкурсах и конференциях регионального и всероссийского уровней. В летнее время школьники заняты в проведении профильных смен в детских оздоровительных лагерях.

Все мероприятия в рамках проекта являются более актуальными в свете участия города Читы в 2010 году во Всероссийском конкурсе «Город без жестокости к детям», который проводился Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Андрюхин, А. Лучше ее убить, чем отдать в детдом//Дитя человеческое, № 5, 2009. - С. 19-21.

3. Горошникова, Г. Г. В поисках произведений о современных подростках [Электронный ресурс]. – «Литература», №, URL: http://lit.1september. ru

4. Как защитить детство? // ВЦИОМ. Пресс-выпуск от 1.06.2009.

5. Кивлева, пятиклассников о древе жизни// Дитя человеческое, № 5, 2008. - С. 16-20.

6. Лиханов, А. А. За! Малых сих. Письма в защиту детства. – Изд-во «Детство. Отрочество. Юность», 2007. – 546 с.

7. Яковлев, Ю. Ваши права, дети. – М.: Международные отношения, 1992. – 128 с.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

Негативизм - такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

Упрямство - такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, - еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) - период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) - совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность - учебная.

Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки.



Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная - Е. Е.Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза - Л.С. Выготский).

Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:

а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, - «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);

б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;

в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);

г) признаки созревания влечений;

д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.

Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица­ния - В.Е. Смирнов; негативистическая - В. Вилингер; протеста, против отцов - Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская - М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения - В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).

Л.И. Божович , изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.

Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.

Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.

Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):

Внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;

Социальной ситуацией развития;

Типом ведущей деятельности;

Мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;

Половозрастными и индивидуальными особенностями.

Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами - периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

На­ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций.

Например: 1,5-3 года - речь; 3-6 лет - восприятие, мышление, воображение и др.; 5- 6 лет - координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.

Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.

Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.

ЗАДАНИЯ

1. Составьте обобщенную таблицу приведенных в параграфе вариантов возрастной периодизации. Сделайте общий вывод.

2. Охарактеризуйте основные возрастные кризы.


Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской природы.

На протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый.

Показателен в этом плане диалог отца с сыном в одном из древнеегипетских источников. Отец недоволен школьными успехами сына и выговаривает ему в том духе, что, например, осел - животное, ему объясняют, что от него хотят, на человеческом языке, и он в конце концов понимает, что ему требуется делать, а сын - человек, и как это он не может понять объяснение учителя, который разговаривает с ним на его же, человеческом языке.

У народов, живущих на стадии родоплеменных сообществ, детство очень короткое - в 8-11 лет (у разных народов) после обряда инициации ребенок становится полноправным членом племени. Во многих культурах на протяжении многих веков существовала инфантицида - разрешенное уничтожение детей. В мифах древности нет детских персонажей. Ребенок не является предметом духовной культуры. Исключение составляют некоторые мифологические герои, однако их детство оценивается по законам взрослого поведения. Наглядной иллюстрацией невосприятия детской специфики являются полотна средневековых авторов, на которых ребенок изображался с пропорциями взрослого, но небольшого роста. Определить, что это ребенок, можно лишь по игрушке, яблоку в руках или другим деталям принадлежности к детству.

«Открытие» детства происходило постепенно. Рассуждая о периоде детства, средневековая мысль выделяла черты, присущие всем детям вообще: восприимчивость, греховность и неразумность, и особенные, присущие разным этапам детства и разным индивидам.

Положительной чертой детского возраста считалась его по сравнению со всеми другими возрастами восприимчивость к воспитанию.

Филипп Наваррский в сочинении «Четыре возраста человека» утверждал, что детский возраст является фундаментом жизни, а на хорошем фундаменте можно построить большое и хорошее здание.

Значительный вклад в изменение отношения к детству был сделан Эразмом Роттердамским (1467-1536). В процессе воспитания ребенка, считал он, надо учитывать возраст и не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры.

Воспитателю необходимо как можно раньше распознать склонности и способности ребенка и опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Он утверждал, что внутренний Мир ребенка - это божественный мир и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться только во второй половине XIX в. на основе утверждения самоценности ребенка, его включения в гражданско-правовое и моральное сообщества, предоставлявшие детям юридические и нравственные права.

Но лишь в XX в. возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену и формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную и духовную сферы.

Именно в это время усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства, в том числе о праве ребенка на игру и игровое сознание, имеющие особую роль в развитии человека и общества в целом.

В связи с этим перед философско-педагогической антропологией встали специфические вопросы:

1. если особенности природы ребенка обусловлены его возрастом, то какова взаимосвязь между детством и общей природой человека;

2. выражает ли детская природа изначальную сущность человека или человеческие свойства приобретаются в процессе ин­дивидуальной социализации и воспитания;

3. допустимо ли оценивать свойственные детям искренность, открытость, доверчивость и другие черты как нравственно идеальные качества человека;

4. состоит ли задача воспитания в сохранении и укреплении этих черт или состояние «мораль­ной невинности» характеризует нравственный инфантилизм личности?

Понятие детства на современном этапе связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни с набором доступных для него видов и форм деятельности - так определяют детство историки.

Психологи трактуют детство как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».

В.А. Сухомлинский считал, что детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни.

Педагоги-гуманисты подчеркивали, что понимание сверхценности взрослой жизни приводит к выводу о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребенка к миру взрослых.

Адаптация, основанная на полном повиновении, ведет, в конечном счете, к отрицанию личности ребенка.

Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности: детские дома Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла, новая французская школа С. Френе, свободная школьная община в Виккерсдорфе Г. Вине-кенаидр.

По мнению выдающихся, педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребенка.

Педагогигуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства и потребностей ребенка.

В современном, российском законодательстве права ребенка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности.

Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.

Отмечается, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми и нуждаются в специальной охране и защите.

Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые права для детей и нормы их обеспечения для всех детей в целом, и в частности для детей, лишенных по разным причинам родительского внимания и заботы.

Права ребенка представлены в "Конвенции ООН - международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Появление Конвенции сыграло определенную роль в процессе гуманизации образования.

Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчеркивает, что детство - это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, но именно в детстве человек наименее защищен и нуждается в помощи и поддержке старших.

Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия.

Ребенок имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых.

В Конвенции подробно излагаются права детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за пра­вонарушения.

Важное место занимают статьи о защите детей от эко­номической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

Особое место в Конвенции уделено проблеме школьной дисциплины.

Подчеркивается необходимость дисциплины для безопасности детей, привлекается внимание к мето­дам ее достижения.

В нескольких статьях речь идет о равных старто­вых возможностях детей в процессе получения образования, которое должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям собственной страны, а также к другим цивилизациям.

В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребенка:

1-я группа прав - «социальная подсистема» - представляет права ребенка на более высокий социальный статус.

Сюда отнесены права детей на равенство с взрослыми в обсуждении общих проблем, на участие в рассуждениях и приговорах себе, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых (самодурства и деспотизма).

Право на защиту своего здоровья, на тайну и на отклонения тяжелой работы роста, на самоуправление, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на уважение сегодняшнего дня и текущего часа (ребенок живет сегодня, и он ценен как индивидуальность именно сегодня).

2-я группа прав - это физическая, или «средовая». Включает в себя требования контроля над окружающей ребенка средой.

3-я группа прав - «личностные права», связанные с внутренней жизнью ребенка, носящие субъективный характер.

Главное из них - право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности - речь идет о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт или приводить в соответствие с целями, которые поставили перед собой взрослые.

Признавая право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель создает условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание.