Социально личностное занятие в подготовительной группе. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "уроки вежливости и доброты". Дидактическая игра «Правила поведения на природе»

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей в подготовительной к школе группе «В гостях у Лесовичка».

1. Учить детей знать и называть страну, в которой мы живем, домашний адрес, имена, отчества своих родителей.

2. Развивать у детей самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

3. Развивать у детей умение договариваться, достигать согласия в общем деле и понимать другого, имея при этом возможность выразить собственное мнение и сделать личный выбор.

4. Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к близким людям.

5. Воспитывать интерес к собственной личности, а так же умение различать индивидуальные особенности других детей.

6. Воспитывать желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.

Материал:

1. Волшебная шапочка.

2. Колокольчик.

3. Музыкальное сопровождение.

4. Елочки, пеньки.

5. Семейные фотографии.

6.Разрезные картинки по трем сказкам.

7. Картинки с предметами, а так же предметы к игре «Мамины помощники«(12 штук).

8. Фломастеры.

9. Фотоаппарат.

10. Подарок(игра «Логопедическое лото»).

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: -Дети, а вы бывали в сказочной стране? А давайте прямо сейчас отправимся в одну сказочную страну. Для этого нам надо закрыть глаза и послушать волшебную музыку. А чтобы не потеряться в дороге, пока звучит музыка, глаза не открывайте.

Звучит музыка, появляется Лесовичок. Дети открывают глаза.

Лесовичок: -Ой, привет, ребята-дошколята! Я - Старичок-Лесовичок, хозяин всех лесов и парков. Я живу в лесу и слежу, чтобы вокруг был порядок. А вы кто? И зачем сюда пожаловали? Я гостям рад! Да вот правило у нас в лесу есть: в лес может войти тот, кто расскажет о себе, как зовут, чем любит заниматься, что умеет делать.

Дети по очереди подходят к Лесовичку, садятся на пенёк и рассказывают о себе.

Лесовичок: -Да! У вас красивые мелодичные имена! Хотите услышать, как они звучат? У меня есть волшебная шапочка, она поможет нам.Тот, у кого на голове окажется волшебная шапочка, произнесет свое имя так, как оно ему нравится больше всего. А потом мы все вместе можем пропеть имя.

Лесовичок: -Теперь вы знаете, что имя каждого из вас можно не только произнести, но и пропеть. И у каждого имени есть особая мелодия. А сейчас я приглашаю вас к себе в лес. Выстроимся цепочкой друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Правило такое: двигаться всем вместе. Тот, кто оступится, сойдет с тропы и может потеряться.

Дети двигаются паровозиком за Лесовичком.

Лесовичок: -Вот и пришли мы на мою полянку. Я здесь живу. У меня много друзей, они часто приходят ко мне в гости. Нравится вам здесь? Я вижу, что вы хорошие дети. А родителям любите помогать? Может, и мне поможете? Мне нужно книжку заклеить, носки связать, стул починить. А где же все, что понадобится нам для работы? Всё здесь лежало, куда подевалось, не знаю. Наверное, гномы здесь побывали и все разбросали по лесу. Помогите мне все отыскать. Нам надо разделиться на три команды. В этом нам помогут сказки. Вы любите сказки? А какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей) Молодцы! Вот вам каждому по маленькой карточке. Попробуйте сложить из них з сказки. Вот такие (показывает образцы). Получилось три команды. Нужно встать каждой команде в круг и положить руки друг другу на плечи. А потом договориться и выбрать командира. Командиры подойдут ко мне. Даю задание: вам нужно найти предметы и сложить в коробки. Каждый ребенок должен искать только тот предмет, который изображен на его картинке. А картинки командир должен раздать сам.

Выполняют задание.

Лесовичок: -Предметы отыскали, молодцы! А теперь догадайтесь, что вы с помощью этих предметов будете делать. (Дети клеят книгу, налаживают стул, а носок можно нарисовать на бумаге). Дети, вы, наверное, устали. Давайте поиграем с пальчиками.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(касание одноименных пальцев обеих рук)

(поочередное касание одним пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Дети садятся на стулья.

Лесовичок: -Дети, какие вы все красивые и разные. А может, у нас есть что-то одинаковое. Давайте поиграем в игру «Мы разные». Правило такое: вы должны быть наблюдательными, внимательными и умными. Только тогда у вас все получится. 1. Встаньте все по росту. 2. Распределитесь по цвету волос (темные и светлые). 3. Распределитесь по звучанию вашего имени, чьё имя начинается с гласного звука, а чьё - с согласного. 4. Разобьёмся на две команды - девочки и мальчики.

Какие вы все хорошие и дружные ребята! Вы мне очень понравились! А вам понравилось у меня в лесу? Приходите ко мне в гости еще. А меня вы можете пригласить к себе в гости. Я очень хочу. Меня ещё никто никогда не приглашал к себе в гости. Я хочу посмотреть, как вы живете, познакомиться с вашими родителями, побывать в детском саду. (Дети приглашают). Но как же я вас найду? Вы вот знаете, что я живу в лесу. А где вы живете, я не знаю. В какой стране вы живете? (В России). В каком городе? (В Красноярске). Это большой город? Расскажите о нем. На какой улице вы живете? Молодцы! Все знаете. Послушайте, какое стихотворение я вам расскажу.

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Я видел, вы принесли с собой семейные фотографии Покажите их. Какие они красивые! А вы можете мне рассказать про свою семью? Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы хотите и их пригласить к себе в гости? Подойдите к любому из них и пригласите. А также не забудьте назвать свой адрес и рассказать о своей семье.

А теперь давайте все вместе сфотографируемся на память. Сейчас нам пора возвращаться. Возьмитесь за руки, а волшебный колокольчик поможет вам перенестись в детский сад.

А вот вам на память подарок игра «Логопедическое лото»! Играйте и вспоминайте нашу встречу! До свидания.

Звенит колокольчик и дети уходят.

Программное содержание.

Цель: развитие нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Задачи:

  • формировать опыт сотрудничества со сверстниками;
  • закреплять знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
  • развивать речевые умения дошкольников;
  • воспитывать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, умение участвовать в игре.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по теме;
  • заучивание пословиц и поговорок о дружбе;
  • этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей;
  • организация совместной игровой деятельности;
  • обучение составлению рассказа о дружбе из собственного опыта.

Развивающая среда: ноутбук; телефон; кирпичи из поролона для дома; крыша для дома с написанными на ней правилами дружбы; буквы для слова «дружба»; магнитная доска; нарисованное дерево с написанным у его корней словом «дружба»; заготовки для аппликации, детали частей лица жильцов, клей, кисточки, салфетки; воздушные шары по количеству детей; обруч, полотно для ручейка, мешочки с песком.

Музыкальное сопровождение: песни из мультфильма «Крокодил Гена», «Вместе весело шагать», «Дружба».

Тип занятия: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность с преобладанием образовательной области «Социализация».

Возраст детей: 6 лет.

Предполагаемые результаты: коммуникативные навыки: умение участвовать в совместной игре, дружеские взаимоотношения со сверстниками; обогащенная речь дошкольников.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, с каким настроением мы пришли сегодня в детский сад.

Психогимнастика

К солнышку мы потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

Всем улыбнулись!

И сказали: «Здравствуйте!».

Воспитатель. Какие мы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу и гостям. И я вижу, что у всех у нас хорошее настроение.

Ребята, вы слышали какой-то звук. Это, наверное, нам пришло сообщение (открывает ноутбук). Ой, да это не сообщение, а видеозвонок. Сегодня у нас работает видеосвязь.

На экране появляется старуха Шапокляк и Шапокляк. Здрасьте вам! Узнали? Меня зовут Шапокляк. Мне так грустно и скучно одной. Из-за моей жадности воздушные шары унесли меня далеко от моего города, в котором я так хотела прославиться: обливала прохожих водой, стреляла в голубей из рогатки и всегда переходила улицу в неположенном месте. Но для своих злых дел я так и не нашла помощников. И вот теперь я оказалась в вашем поселке. Но и тут я не могу найти себе друзей. Я так надеюсь на вашу помощь и обещаю, что никогда не буду вредничать и хулиганить.

Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам в гости. Напишем объявление. Построим Дом дружбы.

Воспитатель: Давайте построим Дом дружбы, как герои известного мультфильма «Крокодил Гена». Шапокляк мы приглашаем тебя в гости в детский сад «Колокольчик».

Шапокляк. Я обязательно приду к вам в детский сад. До встречи!

Звучит фонограмма песни Шапокляк.

Дети . До свидания!

Воспитатель . А из чего же мы будем строить Дом дружбы?

Дети. Из дерева, кирпичей.

Воспитатель . Правильно самый прочный дом можно построить из кирпичей. А где же нам их взять?

Дети. Купить, попросить у кого-нибудь.

Воспитатель. Давайте позвоним в строительную организацию и закажем кирпичи.

Дети (разговаривают по телефону). Здравствуйте. Это строительная организация. А можно у вас заказать кирпич для строительства дома. Наш адрес: …, подготовительная группа № 2.

Воспитатель. А как мы будем строить дом, с чего начнем?

Дети . Сначала крепкий фундамент, стены дома, потом крышу.

В группу заходит рабочий с тележкой, наполненной кирпичами.

Рабочий. Вы кирпич заказывали?

Воспитатель и дети благодарят рабочего и подходят к куче кирпичей, воспитатель берет в руки кирпич, на котором написано задание.

Воспитатель. Ребята, дом наш необычный, поэтому и кирпич нам доставили необычный. А вот задание какое-то.

1 задание. «Составьте слово «дружба».

Воспитатель. Давайте прочитаем его все вместе.

Дети . Дружба.

Воспитатель. А что такое дружба?

Дети. Когда мы вместе играем, гуляем, не обижаем друг друга.

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети : Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?

Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.

Воспитатель : Молодцы! Мы выполнили первое задание, и можем заложить первый кирпич Дома дружбы.

Воспитатель: (берет кирпич и читает задание) Найдите родственные слова к слову «дружба».

Игра «Родственные слова». Дети подходят к магнитной доске. На ней закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «дружба».

Воспитатель: Давайте назовем слова похожие на слово дружба.

Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель : А давайте проверим, согласно ли дерево с нами? Вот на дереве висят листики, прочитаем, что на них написано.

Воспитатель и дети читают родственные слова к слову «дружба».

Воспитатель. Молодцы! Мы справились со вторым заданием, и можем заложить еще один кирпич Дома дружбы.

Воспитатель : Вот еще один кирпич с заданием: «Паутина добрых слов», а вот и клубок дружбы. Ребята, я, думаю, вы знаете очень много добрых слов и готовы их сказать друг другу. Становитесь в круг.

Проводится игра «Паутина добрых слов».

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая длинная паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас настроение?

Дети: Настроение радостное, веселое, потому что всем приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А вам было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим было приятно говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель . А теперь давайте аккуратно смотаем наш клубочек, чтобы в нем остались добрые слова.

Воспитатель : Еще один кирпичик дома дружбы мы заложили. А что же за задание на этом кирпичике: «Покажите, какая у вас крепкая дружба».

Ребята, я, думаю, нам поможет выполнить это задание игра «Дружные ребята».

Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через кочки, проходят в обруч, перепрыгивают через ручеек и т.д.). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать».

Воспитатель. Молодцы, как вы друг другу старались помочь. Справились и с этим заданием. Ставим четвертый кирпичик.

Воспитатель берет еще один кирпич, читает задание: « Вспомните пословицы о дружбе».

Дети.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех, и все за одного.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
  • Друзья познаются в беде.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! Еще один кирпичик положили. Как быстро растет наш дом. А вот на этом кирпичике такое задание: «Повтори за мной».

Мне кажется, что с этим заданием мы справимся, если встанем парами, повернемся друг к другу лицом, и (называем имена детей) будут показывать движения, а их друзья должны быть их зеркальным отражением.

Воспитатель.

Головами покиваем, (выполняем подражательные

Носиками помотаем, движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем. (качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем. (подпрыгиваем на месте)

Воспитатель : Справились с заданием, вот и следующий кирпичик, да здесь он не один, а посмотрите сколько. Давайте скорее достраивать дом.

Воспитатель : Вот и дом наш готов, но чего-то у него не достает.

Дети. Крыши.

Воспитатель . Правильно, крыши. А вот и она, когда же ее смогли доставить. Вы не заметили, ребята? А крыша не простая, на ней что-то написано.

  • Помогать другу.
  • Быть честным.
  • Уступать.
  • Не бояться просить прощения.
  • Не грубить.
  • Не жадничать.
  • Не злиться.

Что же это за правила? Как вы думаете, ребята?

Дети . Правила дружбы.

Воспитатель : Благодаря нашим совместным стараниям Дом дружбы получился большим и красивым. Как много трудных заданий мы выполнили, и пока трудились, еще сильней сдружились. Но, чего-то, по-моему, еще у нашего Дома дружбы не хватает?

Дети : Окон. Людей. Жильцов.

Воспитатель : Кто будет жить в доме Дружбы? В нем нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело и нашей Шапокляк не было скучно!

Дети делают аппликации портретов друзей, помещают их в окошках дома Дружбы. Звучит фонограмма песни «Ты да я, да мы с тобой».

Воспитатель : Замечательные жильцы у вас получились. Посмотрите, как озарился Дом дружбы радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!

Появляется старуха Шапокляк с воздушными шарами. Звучит фонограмма песни Шапокляк.

Шапокляк . Здравствуйте, я сюда попала? Это д/с «Колокольчик», подготовительная группа №2. А это настоящий Дом дружбы? И в этом доме вы разрешите мне жить? (Обходит дом со всех сторон.)

Воспитатель . Да. А чтобы тебе не было скучно, мы тебе уже нашли друзей и поселили их в дом. Но помни, что больше ты никогда не будешь вредничать и хулиганить, а будешь соблюдать правила дружбы, которые написаны на крыше дома. Давайте все вместе вспомним их.

Дети и воспитатель озвучивают правила дружбы.

Шапокляк. Спасибо, ребята. Я все, все запомнила и буду учиться дружить. А сейчас я побегу покупать мебель для дома. Ой, шарики, возьмите, ребята, это я вам принесла, мне теперь ничего не жалко для друзей (раздает шары детям).

Шапокляк (кричит, убегая ) Жду вас в нашем Доме дружбы.

Воспитатель: Как приятно делать добрые дела. А еще приятнее делать их вместе с друзьями.

А теперь давайте встанем в круг, соединим свои ладошки и громко произнесем девиз нашей группы.

Главное – вместе,

Главное – дружно,

Главное – с сердцем горячим в груди,

Нам равнодушных не нужно?

Не нужно.

Скуку и лень ты из сердца гони!

Воспитатель. Вместе весело идем, нашу песенку поем.

Дети уходят, исполняя песню «Вместе весело шагать».

Формирование духовно – нравственных качеств личности, сплочение коллектива;

Расширять знания детей в области бесконфликтного общения;

Совершенствовать умения высказываться и слушать высказывания собеседника;

Развивать мышление, воображение, речь через игры с применением ТРИЗ-технологии;

Воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе.

Оборудование:

Диск с песней «Улыбка» В. Шаинского, символы – «улыбка», «2 тянущиеся друг к другу руки», «две руки», листочки, цветные карандаши.

Ход занятия

Дети сидят в кругу.

Ребята, давайте мы сегодня поздороваемся необычно, без слов – обнимемся и улыбнемся своему соседу.

Как вы думаете, наша группа дружная? Почему так думаете?

Какие правила дружбы и общения вы знаете?

А бывают ли ссоры в нашей группе? Это значит, что не все об этих правила помнят.

Я вам предлагаю сегодня вспомнить эти правила. Согласны?

Первая подсказка – с чего начинается дружба - в песне. Послушайте ее («Улыбка»).

О чем идет речь? Почему важно улыбаться?

Улыбка – это первый знак дружбы, хорошего отношения к другу.

(на доску прикрепляется символ «улыбка»)

Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему возникает такая проблема? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам, помогать друг другу?

Еще одно правило дружбы и общения – это «умение помогать друг другу»

(на доску прикрепляется символ «2 тянущиеся друг к другу руки»)

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы проверим ваши предположения. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да-да-да» и хлопайте или «нет-нет-нет» топают. Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да.)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да.)

Следующее очень важное правило мы вспомним, прочитав стихотворение. Послушайте.

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый». А Ежик; «Нет, Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся - значит, ты, Еж,

Мне как товарищ совсем не хорош.

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Ежик не уступил ему качели).

Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (Нет).

Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул.

Заяц качели к себе потянул

Заяц сказал "Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

Получился счастливый конец у стихотворения? Почему Зайчик и Ёжик не поссорились? (смогли договориться). Кто догадался о третьем правиле дружбы? (умение договориться).

(появляется символ на доске «две руки»)

Мы вспомнили основные символы дружеского общения, а сейчас я предлагаю вам нарисовать и подарить своим друзьям улыбку, с которой вы передадите и свое хорошее настроение.

Рисование улыбок.

Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Помогать другу, уметь договариваться, выслушивать друг друга, уважать, уступать, дарить друзьям улыбки).

Теперь мы все знаем главные правила общения и дружбы, а символы на доске нам будут о них напоминать.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: они называют не только правила, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию.

(Подготовительная группа)

Программные задачи

Образовательные:

  • Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”.
  • Активизировать словарь по данной теме.
  • Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивающие:

  • Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Ход занятия

1. Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).

Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.

Проблемная ситуация (рассказ воспитателя).

Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат?

Скажи, как ты думаешь?

Кто скажет по-другому?

Можно ли так сказать?

Ты согласен?

Ответы детей: я думаю, она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и др.

Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем.

Смогли бы вы ее научить, как надо дружить?

А как вы живете в группе?

(дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба?

2. Упражнение “Мостик дружбы”.

(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).

Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.

Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”

(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.

А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

4. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

5. Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?

(хранить секреты и помогать друг другу).

Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.

Когда девочке было особенно обидно (тяжело)?

(Когда над ней все смеялись, говорили, что она врушка).

Как вы думаете, чему может научить вас этот рассказ?

(Тайны и секреты надо доверять только близким людям).

Человеку, который несправедливо отнесся к другому, должно быть стыдно перед самим собой.

6. Упражнение “Паутинка”.

– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).

(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).

А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).

Молодцы, вы у меня очень дружные дети!

7. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?

(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).

Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).

Кого изображали дети?

(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).

Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?

(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).

Динамическая пауза.

Давайте поиграем в “живые картинки”.

Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

8. (Разыгрывание ситуации).

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.

Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”

“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Какими вам кажутся Сережа и Вова?

(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).

Расскажите, что вы думаете о друзьях?

(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).

А как бы вы поступили на их месте?

(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

9. Итог. Сюрпризный момент.

Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

10. Релаксационная музыкальная пауза.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.