Рассеянность внимания при беременности. Почему происходит забывчивость и рассеянность во время беременности. Откровенные разговоры женщин: рассеянность при беременности

Синдром Аспергера представляет собой обособленную форму аутизма.

Обычно признаки заболевания появляются у ребенка после 5 лет, однако несведущий человек может перепутать их с симптомами других расстройств.

Важно понимать, что синдром Аспергера характеризуется ограничением взаимодействия с социумом и изменением поведенческих алгоритмов.

При этом проблем с речью или отставания в интеллектуальном развитии не наблюдается. Если ребенок ведет себя странно, следует показать его педиатру. Синдром Аспергера у детей, симптомы которого описаны ниже, требует обязательного лечения.

Все симптомы заболевания у детей можно разделить на три группы:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • недостаточная эмоциональность, слабо развитое воображение и творческое мышление;
  • проблемы с пространственным и чувственным восприятием мира.

Обнаружить симптомы синдрома можно даже у маленького ребенка. Главное — внимательно следить за его поведением.

Если яркий свет, сильные запахи и громкие звуки пугают малыша, следует показать его педиатру. Повышенная чувствительность может свидетельствовать не только о синдроме Аспергера, но и о других неврологических расстройствах.

С возрастом дети перестают бурно реагировать на раздражители, однако нестандартное восприятие окружающего мира остается. Вкусное блюдо ребенку с синдромом Аспергера может показаться дурно пахнущим, а гладкий на ощупь предмет — колючим и шершавым.

Взрослых и детей, страдающих синдромом Аспергера, можно опознать по физической неловкости и неуклюжей походке.

Данное заболевание характеризуется рассеянностью и погруженностью в себя. Из-за этого ребенок оступается на лестницах, роняет предметы, спотыкается о мебель и т. д. Тем не менее при необходимости он может сосредоточиться и вполне сносно управлять собственным телом.

Симптомы заболевания

Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

  • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
  • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
  • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
  • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
  • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

  • отсутствию у ребенка друзей;
  • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
  • погруженности в свой внутренний мир;
  • длительному повторению одних и тех же действий;
  • эмоциональной холодности;
  • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
  • однотипности мышления;
  • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
  • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
  • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
  • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
  • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
  • плохой зрительной памяти;
  • ограниченности интересов;
  • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
  • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
  • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
  • неуклюжести движений;
  • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
  • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
  • мелкой дрожи (тремору) рук;
  • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

О методах лечения синдрома Туретта и диагностике осложнений вы найдете информацию .

Диагностика и лечение

На сегодняшний день не существует тестов, способных однозначно диагностировать синдром Аспергера. Поэтому при появлении любых подозрительных симптомов следует отвести ребенка к психиатру.

Если малыш бурно реагирует на внешние раздражители, специалист понаблюдает за поведением пациента, проведет тест на звуковое восприятие и светочувствительность.

Также диагностика синдрома предполагает проведение других нейропсихологических и медицинских тестов, позволяющих отличить заболевание от иных психических расстройств.

В частности, детям предлагаются опросники, предназначенные для оценки уровня интеллекта, творческого воображения и сенсорной чувствительности.

Что касается лечения синдрома, то тут тоже все не слишком благополучно: конкретной схемы лечения, способной привести к полному выздоровлению ребенка, не существует. Задача медиков заключается в том, чтобы улучшить социально-коммуникативные навыки ребенка, т. е. научить его общаться со взрослыми и остальными детьми.

Достичь хороших результатов позволяют такие способы лечения, как медикаментозная терапия и психологическая коррекция поведения.

Последняя особенно важна, так как она помогает ребенку стать полноценной частью общества и прививает ему необходимые для этого социальные навыки.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится с помощью психотропных препаратов, стимуляторов, нейролептиков и других лекарственных средств. Самостоятельное применение таких медикаментов противопоказано! Решение о назначении препарата принимает психиатр, отталкиваясь от результатов проведенной диагностики.

У многих детей с синдромом Аспергера наблюдается СДВ — синдром дефицита внимания. Данная патология характеризуется появлением страха, тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Такие дети особенно нуждаются в родительской ласке и любви. Чем внимательнее мама с папой относятся к ребенку, тем более защищенным он себя чувствует и тем скорее выздоравливает.

При воспитании детей с болезнью Аспергера следует соблюдать несколько правил:

  • вести себя с ребенком, как с абсолютно здоровым и взрослым человеком (жалость, раздражительность и желание ускорить процесс выздоровления лишь усугубят ситуацию);
  • ограничивать одержимость ребенка его любимым хобби (малыш должен знать, какое время отведено для игр, и строго придерживаться заданного распорядка дня);
  • разговаривать простым и доступным языком, отказаться от использования сложных речевых оборотов;
  • во время общения использовать точные и понятные слова, избегать двусмысленных и неопределенных фраз;
  • хвалить и поощрять ребенка за достижения в любых сферах, будь то учеба, спорт или общение с другими людьми;
  • доходчиво объяснять малышу, как он должен вести себя в общественных местах и в гостях у других людей;
  • не угрожать наказанием и не давать обещаний, которые не можете выполнить (дети с синдромом Аспергера воспринимают все буквально).

Успех лечения синдрома во многом зависит от поведения родителей. Если последние ведут себя спокойно и уверенно, их настроение передается ребенку, и процесс выздоровления идет быстрее. Некоторые родители впадают в отчаяние из-за того, что их чадо не похоже на остальных детей, и тем самым вредят своему отпрыску.

Важно помнить о том, что синдром Аспергера — не приговор, и многие известные люди страдают данным заболеванием.

«Необычные» дети обладают хорошо развитым логическим мышлением, способностью концентрироваться на поставленной цели и идти, что называется, до конца.

Поэтому ребенок с синдромом Аспергера может добиться гораздо большего, чем его абсолютно здоровые сверстники.

Важно понимать, что пускать на самотек заболевание нельзя. Отсутствие лечения в детском возрасте приводит к тому, что ребенок взрослеет, а вместе с ним «взрослеет» его болезнь.

В этом случае человек может испытывать трудности с поиском своего места и предназначения в жизни, страдать от фобий, навязчивых состояний и сильнейших депрессий. Поэтому при появлении у ребенка любых необычных симптомов следует незамедлительно обращаться к врачу.

Видео на тему

Глеб Поспелов о людях, не воспринимающих чужие эмоции

Чужие среди своих

Со «странными» людьми все каждый из нас сталкивались хотя бы раз в жизни. Наверняка вам приходилось встречать на улице прохожих с отрешенным выражением лица, блуждающим взглядом, одетых небрежно; с необычной, какой‑то неловкой, «механической» походкой, порой что‑то бормочущих себе под нос. И вы забывали об этой встрече — мало ли вокруг необычных людей. И вряд ли вам приходило в голову, что, возможно, вы столкнулись с носителем такого психопатологического феномена, как синдром -Аспергера.

Расстройство получило название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной (бессловесной) коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая -психопатия».

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась также в 1981 году, а в начале 90‑х были выработаны диагностические -стандарты.

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространенность синдрома Аспергера с IQ 70 и выше (IQ ниже 70 — умственная отсталость) составляет 3,6 на 1000 человек, а всех синдромов аутистического спектра — 9,1 на 1000.

Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Он отличается от аутизма отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии; страдает главным образом социальная коммуникабельность. Синдром часто характеризуется выраженной двигательной неуклюжестью. Нарушения сохраняются в подростковом и взрослом -возрасте.

Международная классификация болезней

десятого пересмотра(МКБ-10)

"Слепые зрячие": симптомы и признаки синдрома Аспергера

Точная причина проявления синдрома у детей и взрослых все еще неизвестна. Тем не менее различные исследования показывают, что приводит к нему сочетание генетического и экологического факторов, которые могут вызывать изменения в развитии нейрональных путей мозга, связанных с мышлением и поведением. Существует несколько теорий механизмов развития синдрома, которые вкратце сводятся к предположениям о недостаточной функциональности различных групп нейронов и, как следствие, к нарушениям в процессе обработки информации. Достоверно известно лишь, что воспитание и социальные обстоятельства здесь ни при -чем.

Во времена моей учебы в медицинском институте один из наставников приводил метафору, описывая восприятие мира аутистом: «Представьте, что вы видите формальное положение вещей, их цвет, форму, но не замечаете деталей и полутонов, теней, которые отбрасывают предметы. Вы знаете, что они существуют, но персонально для вас они невидимы, да и неинтересны. Зато вы способны разглядеть невиданные глубины и красоты там, где их не замечают все окружающие. И непонимание людей, их слепота — возмущают и выводят из себя. Вы говорите на разных языках, но, несмотря на все усилия, никогда не сможете эти языки выучить и понять друг друга…».

Этот пример характеризует мироощущение самого аутиста: он воспринимает реальность иначе, чем мы. Не лучше и не хуже — просто по‑другому, и отнюдь не кажется самому себе «ненормальным» или -больным.

Эмоции и социальная коммуникация

У детей и взрослых, страдающих синдромом Аспергера (сами они называют себя «аспи» или «аspergian» — «аспергианцы») есть две основные проблемы: эмоциональная и коммуникативная. Аспи как бы «не видят», не воспринимают эмоций других людей, хотя и знают об их существовании. Например, находясь в компании и услышав шутку, аспи, отлично понимая смысл сказанного, не разделит всеобщего веселья, потому что не заметит перемены настроения окружающих. Это не значит, что чувств у него нет, но он не может с ними управиться, ему трудно их выражать. Поэтому аспи, даже обладая высоким интеллектом, может произвести впечатление бесчувственного или -слабоумного.

Другая проблема — нарушение социального взаимодействия. Люди общаются не только на вербальном уровне. Глядя на собеседника, мы автоматически «считываем» его интонацию, мимику, жесты, язык тела и подсознательно анализируем собранную информацию, делаем выводы. Аспи труднее интерпретировать знаки, которые большинство людей обрабатывают автоматически. Они могут анализировать увиденные социальные взаимодействия, формулировать правила поведения и применять эти правила неуклюжим образом, например, заставлять себя вступать в визуальный контакт; в результате их манеры выглядят негибкими или социально наивными. Непонимание может привести аспергианцев к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их -интерес).

Люди с синдромом Аспергера не столь замкнуты, как при тяжелых формах аутизма; они, хотя и неуклюже, но взаимодействуют с другими. Например, могут начать длинный монолог о своем увлечении, не замечая желания собеседника сменить тему разговора или завершить его. Некоторые аспи проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с родными или отдельными знакомыми и полностью игнорируют всех остальных. Другие соглашаются разговаривать только с теми, кто им -нравится.

Любовь к порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера часто устанавливают собственные правила и распорядок и настаивают на них. Маленькие дети, например, могут требовать, чтобы в школу их всегда отводили по одному и тому же маршруту. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Аспи часто выстраивают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут вызвать у них тревогу, -волнение.

Узкие, интенсивные интересы

Преследование узких специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Аспи могут собирать тома детальной информации на такие темы, как климатические данные или названия звезд, не воспринимая эти сведения в более широком контексте. Например, ребенок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием. Такое поведение становится явным уже в 5-6 лет. Интересы могут меняться со временем, они становятся всё более необычными и сфокусированными и часто начинают превалировать в социальном взаимодействии до такой степени, что в сбор и обработку информации вовлекается вся семья. При удачном стечении обстоятельств и успешной работе с аспи интересы и навыки могут быть развиты, так что аспергианцы вполне могут учиться или работать, впрочем, по‑прежнему в кругу своих любимых -дел.

Речь и язык

При синдроме Аспергера нет существенного отставания в развитии языковых способностей в целом, но усвоение и использование языка часто нетипичны. Эти отклонения -включают:

  • -многословие;
  • частые резкие смены темы -разговора;
  • буквальное понимание текста (без -нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только -говорящему;
  • педантичную, формальную -речь.

Невозможно не заметить также необычную громкость, интонацию, ритм и акценты в речи. Дети-аспи особенно страдают от непонимания таких видов общения, как юмор, ирония, -поддразнивание.

Лечение

В настоящее время от синдрома Аспергера нет специального лечения. Дети с синдромом просто становятся взрослыми аспергианцами. Однако, поскольку знания о психопатологическом феномене постоянно расширяются, появляются и новые методики адаптации, и аспи получают всё больше возможностей, чтобы реализовать свой потенциал. Сочетание лекарственной и нелекарственной терапии и коррекции окружения может быть эффективным для сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как клиническая депрессия, тревожный невроз, невнимательность и агрессия. Показано, что атипичные антипсихотики, могут смягчать сопутствующие симптомы синдрома Аспергера. Также эта группа препаратов способна улучшать способности к образованию социальных связей. Антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина показали свою эффективность в лечении ограниченных и повторяющихся интересов и линий поведения. Однако при медикаментозной терапии приходится соблюдать большую осторожность: люди с синдромом Аспергера могут не понять изменений, происходящих в их внутреннем состоянии, не суметь выразить эмоции, так что врач рискует не заметить побочных эффектов и даже осложнений, спровоцированных -лечением.

К немедикаментозному лечению относятся различные тренинги социальных навыков, когнитивно-поведенческая психотерапия для управления стрессом, лечебная физкультура для улучшения сенсорной интеграции и координации -движений.

Аутизм или -нет?

Наверное, самый спорный вопрос, который занимает сегодня многих исследователей, — считать ли синдром Аспергера одной из форм аутизма. И то и другое заболевание сегодня неплохо изучены; им посвящены горы монографий, содержащих не один десяток противоречивых гипотез. Но вопросов по‑прежнему больше, чем ответов. Например, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального (т. е. слабовыраженного, «лёгкого») аутизма; в оценке этих состояний слишком много субъективизма -исследователей.

Аспергианцы — аутисты

Большинство специалистов склоняются к трактовке синдрома Аспергера как наиболее мягкой в клиническом смысле разновидностей аутизма. За это говорит и присутствие всех аутистических маркеров у аспи, хотя и в значительно более легкой форме. Приведу примеры из собственной -практики, чтобы продемонстрировать разницу.

Последний из принятых мной пациентов с диагнозом «детский аутизм» (буквально за неделю до написания этих строк) — молодой человек 30 лет, инвалид I группы. Он пришел на прием в сопровождении бабушки; к самостоятельным действиям был абсолютно неспособен. Огромный, под два метра молодой человек, скорчившись, сидел на стуле и робко смотрел в пол, избегая зрительного контакта. Он производил впечатление гигантского двухлетнего ребенка, до крайности испуганного новой обстановкой. Минут через 15 мне удалось выяснить, что больной любит слушать музыку, после чего мы смогли хором пролепетать детскую песенку. На этом продуктивное общение с пациентом закончилось. Тяжелейший аутизм привел к фактическому слабоумию и полной социальной -беспомощности.

А вот как выглядел на приеме 15‑летний школьник-аспергианец. Парнишка был опрятно одет. Зашел в кабинет слегка «деревянной» походкой; не глядя в глаза — поздоровался, попросил разрешения присесть. Дальше вел себя индифферентно, предоставив маме возможность рассказать о проблемах; беседой не интересовался. Оживился, причем заметно, всего один раз, когда заметил стоящий в углу комнаты старый телевизор. Спросил — можно ли посмотреть; бросился к «ящику», ловко снял крышку, поковырялся внутри и выдал вердикт: телевизор рабочий, нужно пару ламп заменить. У человека горели глаза. После чего снова сел и — отключился от происходящего. На вопросы отвечал корректно, но формально. Из разговора с матерью выяснилось, что пациент много читает, ходит в школу, однако отвечает только письменно. С другими детьми практически не взаимодействует, но класс попался хороший: ребята относятся к нему с пониманием, после уроков провожают домой, чтобы по рассеянности не попал в беду. В жизни подростка есть только один, зато всепоглощающий интерес: телевизоры. Он знает о них всё, разбирается досконально, с удовольствием рассказывает о них, может ковыряться в технике -часами.

Чувствуете разницу? Видите сходство? Понимаете -проблему?

Вариант нормы

Сам Аспергер в обстановке нацистской евгеники яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены… что аутистичные люди занимают определенное место в организме социального сообщества. Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто‑то еще, причем мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них». Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в силу своего оригинального мышления в будущем могут продемонстрировать выдающиеся -достижения.

Некоторые исследователи считают, что синдром Аспергера можно рассматривать как другой когнитивный стиль, а не как нарушение или инвалидность, и что его следует, подобно гомосексуализму, исключить из Международной классификации болезней. В статье 2002 года английский психиатр Саймон Барон-Коэн написал о людях с синдромом Аспергера: «В социальном мире нет большой пользы от зоркости к деталям, но в мирах математики, вычислений, музыки, лингвистики, инженерии эта особенность может превратить провал в успех». Барон-Коэн приводит только две причины, почему синдром Аспергера можно считать заболеванием: чтобы обеспечить специальную поддержку и вовремя распознавать признаки ухудшения самочувствия у таких пациентов. К доказательствам здоровья аспергианцев относят и факт наличия в их среде своеобразной культуры, сложившейся во многом благодаря успехам реабилитации таких пациентов на Западе и невероятному прогрессу в развитии средств -связи.

Аспергианцы выступают за то, чтобы нарушения аутистического спектра воспринимались в обществе как сложные синдромы, а не болезни, которые надо вылечить. Сторонники этой точки зрения не согласны, что есть какая‑то идеальная конфигурация головного мозга, любое отклонение от которой — патология; они пропагандируют толерантность к тому, что называют нейроразнообразием (neurodiversity). Эти взгляды лежат в основе движения за права аутистов. Но даже в этой среде существует контраст между позицией взрослых с синдромом Аспергера, которые горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили, и позицией родителей детей с синдромом Аспергера, которые обычно согласны на медикаментозную поддержку для своих -детей.

Тех, у кого нет синдрома Аспергера или других нарушений аутистического спектра, лица с синдромом Аспергера называют «нейротипичные». Еще один сленговый термин — кьюэбис, от слова cure — «лечить». Так иронически называют тех, кто считает, что лица с синдромом Аспергера должны -«вылечиться».

Главная причина внимания к синдрому Аспергера — его социальный аспект: больные или «иные», лечить и помогать или позволить выбирать свой путь, наблюдая со стороны? Ответа пока нет. Не скрою, что сам, будучи практикующим врачом, считаю синдром болезнью, для которой необходимо искать лекарство. Все‑таки хочется, чтобы на нашей планете возобладал здравый -смысл.

  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115-29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го -пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).

У детей изучены очень полно, необходимость его ранней диагностики – тема множества исследований. Тем не менее, очень редко удаётся выявлять синдром Аспергера у детей младше 2 лет. Это связано с тем, что в более раннем возрасте социальные взаимодействия у ребёнка ещё не сформированы, и основные признаки болезни не заметны. В возрасте 2 – 3 года появляется ряд типичных симптомов синдрома Аспергера, которые можно разделить на несколько групп.

Социальные проявления

Самыми ранними проявлениями синдрома Аспергера могут стать трудности со сном в младенчестве. Дети с трудом засыпают и часто просыпаются, реагируют даже на самые тихие звуки, отказываются спать по ночам. Они могут быть необычно спокойными или наоборот капризными, чрезмерно активными, подвижными. Часто встречается высокая избирательность в пище.

Первые социальные симптомы появляются с началом посещения ребёнком детского сада. Они не желают оставаться в группе, плачут, цепляются за родителей, не отпускают их. Адаптация к условиям и режиму дня сада сильно затруднена. Дети с синдромом Аспергера не проявляют интереса к другим детям в саду. Их игры рассчитаны на одного человека, а место для них выбирается уединённое, где остальные дети не станут мешать. Склонности к общению с другими детьми больные также не проявляют. Для них не характерно употребление слов «друг», «подруга», «дружим».

При этом умственное развитие ребёнка вполне соответствует возрасту, речь у большинства развивается нормально, запас слов достаточный.

Часто дети с синдромом Аспергера оказываются часто болеющими, что усугубляет их социальную изоляцию.

Синдром Аспергера у детей также проявляется непониманием эмоций окружающих и неспособностью выразить собственные эмоции. Это делает их бестактными, непонятными, безэмоциональными по мнению окружающих и дополнительно затрудняет общение. В результате дети с синдромом Аспергера предпочитают общаться со взрослыми, используя свои энциклопедические знания в какой-либо области.

Интеллект и речь

Интеллект при синдроме Аспергера не страдает. Обычно он средний по возрасту, иногда превышает средние показатели. У многих детей с синдромом Аспергера имеется ограниченный перечень интересных им областей, в которых они изучают всю доступную информацию и обладают практически энциклопедическими знаниями благодаря отличной долговременной памяти. В остальных сферах знаний они не заинтересованы, поэтому изучают их с большой неохотой и только под контролем. Также синдром Аспергера у детей проявляется недостаточной способностью к абстракции, самостоятельному решению задач, осмыслению отвлечённых понятий. Часто, несмотря на отличную память и глубокие знания, дети с синдромом Аспергера не умеют их применять.

Речь у детей-аспи развита хорошо, в большинстве случаев они опережают сверстников. Однако это развитие одностороннее – богатый словарный запас сопровождается бедностью интонаций, монотонностью, необычным тембром голоса или скоростью речи. Они активно используют слова из книг по интересующим их темам, поэтому речь часто характеризуется как «академическая».

Характерной особенностью общения детей с синдромом Аспергера является пренебрежение реакцией собеседника. Они могут очень долго рассказывать о своих увлечениях, не обращая внимания на явную потерю интереса или демонстрацию скуки. Часто они не могут первыми начинать беседу. Может встречаться чтение без понимания смысла прочитанного – семантическая дислексия. Дети-Аспергеры имеют выраженную склонность к письменному изложению мыслей.

Двигательная и чувствительная сферы

Дети с синдромом Аспергера очень чувствительны к любым внешним раздражителям – свету, резким звукам, прикосновениям, внешнему шуму, запахам. С раннего детства у них вырабатываются устойчивые модели поведения, которым они неукоснительно следуют. Любое нарушение этих ритуалов приводит к приступам тревоги или паники, вплоть до физического недомогания. Часто дети с синдромом Аспергера очень избирательны в еде, твёрдо отказываясь есть новые или не нравящиеся им блюда.

Физическое развитие при синдроме Аспергера запаздывает. Движения у детей нескоординированные, неуклюжие. Затруднено развитие мелкой моторики, эти дети гораздо позже остальных обучаются завязыванию шнурков, застёгиванию пуговиц, собиранию конструкторов с мелкими деталями. Поэтому же они с трудом обучаются письму, а впоследствии у детей-аспи неразборчивый, неаккуратный почерк. Также сенсорный дефицит проявляется неуклюжестью походки, необычным положением при беге, длительным нахождением в неудобной позе. Значительная часть детей с синдромом Аспергера страдает навязчивыми движениями.

Синдром Аспергера у детей может проявляться различными страхами, в том числе бытовых предметов или природных явлений. Особенно парадоксальными эти страхи выглядят в сравнении со слабым инстинктом самосохранения и недостаточной осторожностью в опасных ситуациях.

Лечение

Слово «лечение» не совсем точно передаёт суть терапии детей с синдромом Аспергера. В большей мере это обучение их жизни в обществе. И максимально раннее его начало поможет достичь лучшей адаптации.

Ребёнку обязательно нужно рассказать о его состоянии и особенностях, как только он сможет воспринять эту информацию. Это предотвратит множество комплексов и невротических реакций и мотивирует ребёнка на активное участие в лечении.

Подходы к терапии меняются по мере взросления детей. Дошкольники явно предпочитают общество взрослых, и для обучения их социальному взаимодействию взрослый партнёр по играм должен копировать поведение детей соответствующего возраста. Таким образом можно отыграть различные ситуации – как повседневное, нормальное общение, так и различные конфликтные ситуации, споры и насмешки со стороны других детей. Так ребёнок получит необходимые для относительно полноценного общения навыки. Важно во время игры соблюдать равнозначность вклада обоих участников и игру по очереди. При необходимости взрослый может притвориться, что не справляется с игрой, для стимулирования ребёнка. Позже к совместным играм можно подключать других детей, в первую очередь братьев и сестёр.

В раннем школьном возрасте можно использовать социальные истории, написанные индивидуально для каждого ребёнка и объясняющие причины поступков других людей, раскрывающие необходимость социальных знаков в общении и дающие ребёнку действенные механизмы общения со сверстниками. Такие истории должны быть написаны в позитивном ключе, с конструктивными предложениями и описанием эмоций окружающих. Минимум половина историй должна описывать достижения ребёнка. Автор методики Кэрол Грей даёт очень подробные рекомендации по написанию таких историй.

В препубертантном периоде явным становится разделение детей по половому признаку, усиливается потребность в одобрении со стороны окружающих. Друзья становятся главным источником поддержки, а их мнение приобретает первостепенную важность. В этом возрасте родителям и учителям возможно придётся поспособствовать заведению дружеских связей детьми с синдром Аспергера. Этому помогут общие занятия, вылазки. Важно следить, чтобы все участники получили приятные впечатления от мероприятия.

Детей, с которыми у ребёнка-аспи складываются относительно дружеские отношения, можно дополнительно поощрять, объяснять им особенности состояния больного, просить о помощи в сложных социальных ситуациях. В этом возрасте гораздо лучше воспринимаются советы и поддержка сверстников. Поэтому крайне важно наличие одного-двух детей, которые поддержат больного ребёнка в случае необходимости.

Для подростков можно рекомендовать изучение пособий по самопомощи, общение в интернете с другими людьми с синдромом Аспергера, тренинги ораторского искусства или лечение у логопеда, изучение детских книги о дружбе, предназначенных здоровым детям для лучшего понимания её сути.

Реакция на сильный шум и столпотворение

02.04.2017 09:00:00

Жозефина Мил, почетный исполнительный директор колледжа Diablo Valley, мать двоих детей и бабушка четырех внуков, углубленно исследовала с момента постановки диагноза ее внуку, и вместе с ним составила гид, благодаря которому вы узнаете основные симптомы синдрома Аспергера у детей и его особенности.

Согласно исследованиям, Аспергер и другие формы присутствует в среднем у 1 из 88 детей в США. Большинство ученых соглашаются с тем, что главной причиной возникновения расстройства являются гены. Многие известные личности проявляли синдромы Аспергера: Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Томас Джефферсон.

Дети с расстройством аутического спектра часто испытывают социальные и физические неудобства; у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, заведением друзей и поглощающий интерес к определенной сфере жизнедеятельности. Но чтобы диагноз подтвердился, одного-двух признаков недостаточно — у ребенка должны проявляться различные симптомы, проблемы с социальным взаимодействием, касающиеся семьи, друзей, самооценки или школы.

Многим детям с подобным расстройством необходимо лечение, чтобы помочь улучшить концентрацию внимания, уменьшить агрессию и депрессию. Спустя какое-то время, следуя инструкция по лечению и терапии, дети могут научиться понимать социальные сигналы. Итак, разные взгляды на синдром Аспергера — с научной точки зрения от бабушки, с личной — от Ника.

Жозефина Мил с внуком

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма; у детей с синдромом Аспергера наблюдается необычное поведение хотя проблем с речью или интеллектом нет. Чтобы помочь родителям лучше понимать симптомы синдрома Аспергера и его особенности, мы с мои 10-летним внуком Ником создали «путеводитель» по болезни. Нику поставили диагноз Аспергера в 6-летнем возрасте. Он умный, отзывчивый, честный и веселый мальчик с нестандартным мышлением. Он считает синдром своей проблемой, и хочет, чтобы люди больше о ней знали.

Фото Тимоти Арчибальда

Отчуждение

Дети с синдромом Аспергера всегда больше наблюдатели, чем участники. Они кажутся отчужденными, но на деле в стороне их удерживает недостаток социальных навыков. Просто «игра» для них слишком абстрактное понятие, поэтому им лучше удаются занятия с четкими правилами, где нужно играть по очереди, а не все вместе в беспорядочном веселье.

Ник: иногда дети думают, что я не хочу играть, но это не так. я просто не знаю, как попросить взять меня к себе, поэтому жду приглашения. Или же не понимаю, что они делают, поэтому наблюдаю и пытаюсь уловить правила.

Поведение

Многие думают, что люди с расстройством аутического спектра, имеют проблемы с поведением, но это вовсе не так. Они имеют проблему со здоровьем — когда их мозг слишком сильно стимулируется или пребывает в замешательстве, ребенок может неправильно реагировать, часто даже агрессивно.

Ник: мой мозг одновременно посылает слишком много сигналов. Это как будто 10 человек в одно и то же время будут говорить мне, что делать. Когда я теряюсь, я могу сбросить все со стола, закричать или уйти прочь из комнаты. Мне нужно пару минут, чтобы привести в порядок мысли. Например, мой учитель в школе разрешает мне пойти «остыть» в коридор, когда мне это нужно.

Разговор

Ник: мне тяжело начать или поддержать беседу, потому что я толком не знаю, что мне говорить, если не звучит вопрос. Чаще всего я отвечаю просто «да» и «нет». Но вот, если вы спросите меня о поездах, самолетах, компьютерах, электричестве или торнадо, вам меня не остановить. В любом случаем — не бойтесь завести со мной разговор.

Фото Тимоти Арчибальда

«Не такой»

Около семи лет дети узнают, что они не совсем такие, как остальные дети в школе. Возможно, ребенку сложно будет выделить то, что говорит учитель среди остального потока информации. Или визуализация на уроке, которая отлично помогает другим детям (яркие, привлекающие внимание плакаты или интерактивные доски) вызовет у такого ребенка смущение и нервозность из-за сенсорной перегрузки.

Ник: моя учительница со мной обращается иначе, чем с остальными детьми. Она знает, что если меня посадить посередине ряда, я могу разнервничаться, поэтому я всегда сижу в конце. Она также знает, что я нервничаю, когда за мной и передо мной кто-то стоит, поэтому я всегда стою в начале или конце шеренги.

Зрительный контакт

Дети с Аспергером зрительного контакта обычно избегают, даже в младенчестве. Они могут смотреть мимо вас, над вами, под вами, но не на вас. Поэтому они и не могут читать эмоции на лице и знать, когда человеку больше не интересно, он расстроен их поведением или пытается послать им какой-то сигнал.

Ник: если я не смотрю вам в лицо, не значит, что я не слушаю. Мне действительно неудобно и странно смотреть кому-то в глаза. Иногда, взглянув в глаза человека, мне сложно сфокусировать на том, что он говорит.

Фото Тимоти Арчибальда

Любимая тема

Дети с синдромом Аспергера любят специфические вещи, например, роботов, погоду, новости, чтение, игры с водой и канал Дискавери. Они всегда стараются обсудить все детали своего любимого предмета или занятия, интересно вам это или нет. Такие дети также очень любят собирать Лего, делать поделки из бумаги, песка или дерева.

Ник: я очень люблю строить. Мне понадобилось полтора месяца, чтобы построить бумажный городок, потому что у меня постоянно появлялись новые идеи. Я остановился только, когда наш кот разрушил мою постройку. Я люблю смотреть программы о науке и технике, они вдохновляют меня. У меня хорошо идет математика, орфография и точные науки, а вот с почерком, живописью и физкультурой проблемы.

Группы

Группы для таких детей — проблема, потому что у них чрезвычайно сильный слух, а уровень шума может обескураживать. Зачастую они просто начнут странно себя вести, выдавать грубые звуки или просто покинут помещение. Такая реакция может нарушить семейные встречи, походы в кино, переменки или школьные концерты. Если вы видите, что ребенок напряжен, дайте ему передохнуть, отведя в тихое уютное место.

Ник: Шума в столовой, на площадке или в классе мой мозг иногда не выдерживает. Я начинаю закрывать уши или опускать голову, чтобы стало хоть немного тише. Однажды я встал и ушел из концертного зала, потому что африканские барабаны играли настолько громко, что я весь дрожал.

Гиперактивность

Гиперактивность — обычный для детей с синдромом Аспергера симптом. Они могут сами бегать по площадке без причины, не умолкая говорить об интересующих их вещах, всю ночь не спать, стучать руками, ногами, карандашом по столу, выкрикивать слова или звуки в неподходящее время.

Ник: иногда я лаю или мяукаю, кручу карандаш или стучу по мебели пока размышляю о чем-то. Я не отдаю себе в этом отчет, пока меня кто-то не остановит. Иногда я выкрикиваю что-то — просто мой мозг требует немедленно что-то выдать, а разрешения особенно не спрашивает.

Фото Тимоти Арчибальда

Импульсивность

Импульсивное поведение ребенка может смущать родителей в социальной среде. Дети не могут увидеть ситуацию чужими глазами. К 9 годам другие дети осваивают навык контролировать импульсивное желание что-то выкрикнуть, перебить, закричать или спрятаться под стол. Для детей с синдромом Аспергера по мере взросления социальные запреты становятся проблемой. Родители должны прогонять с ними ситуацию по ролям, чтобы ребенок понял, как строится социально приемлемое поведение. И проинформируйте окружающих — родственников, друзей, соседей и учителей — о расстройстве своего ребенка и о том, каким может быть его поведение, чтобы они могли помочь и подстроиться.

Ник: когда я был в третьем классе, я попросил бабушку, которая тоже работает учителем, прийти ко мне в школу и поговорить с моим классом о синдроме Аспергера. После этого дети стали лучше ко мне относиться и больше понимать, потому что больше не считали меня придурком.

Шутки

Многие дети с синдромом Аспергера настроены исключительно на факты и поэтому воспринимают информацию буквально — вот почему им иногда сложно понять шутку. Они любят информацию, но не могут отличить юмор от серьезности.

Ник: я не понимаю шуток и розыгрышей. Мне сложно уловить интонацию или особое выражение лица. Обычно я переспрашиваю «Серьезно?» и мне становится не по себе, потому что вы, как оказалось, имели в виду не то, что говорили. Пожалуйста, предупреждайте, когда дурачитесь.

Детский сад

Детский сад — особая сложность в жизни «особенного» ребенка. Здесь все новое и незнакомое — воспитатели, дети, шум, правила, распорядок дня — и спрятаться некуда. Чтобы облегчить эту перемену в жизни для ребенка, поговорите с воспитателем заранее и осмотрите помещение. Кроме того, если есть возможность, заранее познакомьте ребенка с детьми из новой группы.

Ник: я очень хотел в садик. Но когда я там оказался, вокруг меня было много детей и шум. Мне даже дышать стало тяжело. Моя воспитательница думала, что у меня проблемы с поведением и кричала на меня каждый день, пока бабушка и мама не поговорили с директором. После этого отношение ко мне стало лучше и я снова полюбил садик.

Способность слушать

Способность слушать (и слышать) присуща всем детям с синдромом Аспергера, даже если вам кажется, что они абсолютно не обращают на вас внимания. Но если темы, которые интересны им, они могут воспроизвести без труда, то ваши слова о чем-то неинтересном для них могут остаться неуслышанными.

Ник: если мне что-то нравится, я попытаюсь рассказать вам все, что знаю, до мелочей, даже если вы пытаетесь перевести тему. Просто скажите: «Теперь моя очередь говорит» и я постараюсь выслушать вас.

Фото Тимоти Арчибальда

Моторика

У детей с расстройством аутического спектра есть сложности с мышечным контролем. Их походка может выглядеть немного по-другому; они могут недооценить местоположение движущегося мяча; и они могут иметь трудности с моторными навыками, такими как лазанье, прыжки, равновесие и бег, потому что не уверены в том, как и где в пространстве находится их тело.

Ник: мама говорила, что когда мне было 2 года, она волновалась, что я не так хорошо хожу и говорю, как мой двоюродный брат. Она отдала меня в специальную группу, где мне помогали научиться держать баланс, бегать и ползать. После школы со мной занимаются, помогают разминать мышцы и научиться играть с мячом.

Наивность

Дети с расстройством аутического спектра часто становятся мишенью насмешек и обид. Они честны и всегда имеют добрые намерения, поэтому думают, что и другие люди такие же. Такие дети часто считают обидчиков в школе своими друзьями, так как те обращают на них внимание. Они принимают на веру все, что им говорят, без сомнений и скептицизма.

Ник: Однажды по телевизору я смотрел программу про апокалипсис. Когда я рассказал бабушке, она сказала, что люди предсказывают конец света уж много лет. Я сказал: «Но в этот раз это правда. Я видел передачу по Дискавери». Она сказала мне про календарь Майя, но мы же не Майя, и волноваться я не перестал.

Порядок

Порядок очень важен для детей с Аспергером, все должно быть на своем месте. Неясно, то ли это помогает детям держать все под контролем, то ли это просто упрощает нахождение нужного предмета. Если вещи не на своих местах, быть беде.

Ник: я люблю, когда мои шорты и брюки развешены по цветами, чтобы я легко мог надеть те, которые хочу. На столе у меня тоже порядок. Игрушки я сортирую в корзинки по размеру и цвету. Я не люблю даже, когда еда на моей тарелке друг друга касается — все должно быть аккуратно и отдельно. Мне кажется неправильным все смешивать и путать.

Терпение

Если ребенок что-то хочет, у него не хватит терпения долго ожидать желаемого. Но такие дети более терпимы к детям, животным, людям с ограниченными возможностями и к людям старшего поколения. Они более общительны с этими группами, нежели их сверстники. Они не видят в них ничего необычного, поэтому легко идут на помощь и контакт. Дети с Аспергером открытые, добрые и нежные к тем, кому доверяют.

Ник: дедушке иногда нужна помощь, и я с радостью ему помогаю. Он часто не может найти нужный ему канал, а мне это несложно. Когда бабушка дает мне печенье, я всегда прошу о втором для дедушки. Мы много говорим о строительстве — дедушка был строителем и много чего знает на этот счет.

Фото Тимоти Арчибальда

Вопросы

У этих детей отсутствует социальный фильтр, поэтому они могут задавать любые вопросы в любое время, даже самое неподходящее. При чем остановить их или намекнуть, что так не следует делать, сложно. Они продолжают, пока вопрос не решится. Когда мы с внуком пошли в магазин несколько лет назад, он начал спрашивать кассира, или у нее в животе сидит ребенок. Она сказала «Нет». А он продолжал: «Почему тогда у тебя такой толстый живот?». Я сказала, что так нельзя, это невоспитанно, но он все не могу успокоить, почему же у нее такой большой живот.

Ник: я задаю много вопросов, потому что хочу узнать множество вещей. Я не понимаю, что значит воспитанный или грубый. Если есть вопрос, почему его нельзя задать? Как же тогда узнать ответ?

Распорядок дня

Приемы пищи, одевание, выход из дому, домашнее задание и время сна — самые важные элементы дня, которые обязательно надо четко устанавливать. Таким детям необходим план, распорядок, а любые отклонения от него могу вылиться в настоящую истерику. Установите план и следуйте ему всей семьей.

Ник: лучше всего я себя чувствую, когда знаю, что будет дальше. В воскресенье я пишу на большой белой доске свой план на следующую неделю. Я не люблю сюрпризы или предупреждения за 10 минут. У нашей учительницы в школе много правил, и мне нравится им следовать. Дети иногда смеются или дразнят меня, когда я указываю им, что они нарушают правила.

Усидчивость

Если только ребенок с Аспергером чем-то сильно не увлечен, усидеть спокойно ему просто не под силу. Мышцы начинают спазмироваться и дергаться, поэтому сидеть не получается. Если ребенку не интересно, сидеть он не будет — он встанет и уйдет.

Ник: мне тяжело долго сидеть, все время нужно двигаться. Еще в садике у меня начинали болеть ноги, когда мы сидели кругом на полу. Воспитательница дала мне специальную качающуюся подушку (наполненную воздухом, чтобы можно было смещать вес, не вставая). Теперь мне эта подушка уже не нужна. Я недавно ходил на спектакль и мне так понравилось, что я даже и не думал вставать.

Истерика

Ник: если я очень устаю, я уже не могу себя контролировать, потому что мой мозг больше не может ничего слышать или делать. Я бросался и ломал вещи, переворачивал стол, рвал учебники и тетради, кричал на людей и плакал. Обычно, я настолько этим изматываюсь, что сразу засыпаю, а, проснувшись, опять становлюсь собой.

Фото Тимоти Арчибальда

Понимание

Этим детям необходимо понимание, как никому другому, потому что они как раз многих вещей не понимают. Обычный мозг прогрессирует от простого к сложному, а вот у аутистов все по-другому. Наш мозг принимает информацию и перенаправляет ее, а детей с расстройством нужно научить это делать, так же, как и мыслить категориями, идеями, определять причину и следствие.
Родители должны много читать по развитию таких детей, ходить в специальные кружки и общаться со специалистами. Напоминайте окружающим, что Аспергер — это медицинская проблема, а не проблема поведения. Мозг таких людей функционирует по-другому.

Ник: мой мозг похож на недрессированную собаку. Тебе нужно постоянно повторять одно и то же, пока он не поймет. Если хотите меня понять, почитайте книги про синдром Аспергера. Моя любимая -All Cats Have Asperger’s Syndrome (У всех котов синдром Аспергера).

Когда ребенок с Аспергером читает вслух, его голос тихий и монотонный, без эмоций и интонации. Каждое слово — кусочек информации, а не часть истории.

Ник: когда я нервничаю, мой голос становится либо очень тихим, либо очень громким, либо писклявым. Иногда он похож на тот, которым говорят люди, вдохнувшие гелия из шарика. Когда я выступаю перед всем классом, может казаться, что я пою. Вначале я не могу это контролировать, но через пару предложений, когда я понимаю, что все хорошо, я снова контролирую свой голос.

Вес

Тяжелая куртка, одеяло, спальный мешок или сильные медвежьи объятия могут успокоить слишком активный мозг. Контакт с другим человеком успокаивает и расслабляет. Есть фильм «Тэмпл Грандин» , в котором повествуется о женщине с аутизмом, профессоре и изобретателе. Она создала специальную машину объятий, чтобы успокаиваться в нужные моменты.

Ник: иногда мне нужно укрыться несколькими одеялами и нагромоздить на себя подушек, чтобы быть спокойным. У моего друга есть особый жилет с утяжелителями, который он использует в тяжелые моменты. Иногда мне помогает то, что я очень сильно обнимаю маму — мне комфортно и спокойно.

Рентген

Чтобы понять причины Аспергера, врачи проводят обследования с использованием рентгена. Многие части мозга людей с синдромом были отмечены, как более активные. Ученые едины во мнении, что расстройство аутического спектра — проблема генетическая, и пытаются изолировать пораженные гены.

Ник: если бы нам сделали рентген, вы бы увидели, что мой мозг работает не так, как ваш. У меня одновременно задействованы несколько областей, посылая мне одновременно много сигналов. Я видел такое по Дискавери.

Фото Тимоти Арчибальда

Юность

Определить то, что у ребенка синдром Аспергера трудно, ведь простым анализом или тестом здесь не обойтись. Всех детей нужно проверять на задержки в развитии во время регулярных осмотров, особенно в возрасте 1.5 и 2 лет. Те дети, у которых кто-либо из родственников имеет расстройство аутического спектра, имеют больший риск его развития. Чем раньше диагностировано расстройство, тем скорее можно обеспечить ребенка всем необходимым для его счастливой жизни.

Ник: мама говорит, что раньше никогда об Аспергере и не знала, пока врач не сказал ей, что у меня такое может быть. Она понимала, что-то не так, но причина проблемы ей была неясна. Она много читала о синдроме, и какие-то мои особенности в детстве — как то, что я не смотрел в глаза, не следил за пальцем — подсказали ей, как все обстоит на самом деле.

Зона

Если ребенок с Аспергером чем-то очень увлечен, вытянуть его из этой зоны крайне сложно. Ребенок с такой атмосфере может вслух что-то произносить, если никого нет рядом. Чтобы избежать проблем, но следовать графику, его нужно, во-первых, создать и придерживаться, а во-вторых, предупреждать ребенка за 10 минут до перехода к другой деятельности.

Ник: обычно я ставлю себе таймер, чтобы знать, когда нужно закончить играть с Лего или в компьютерные игры. Я так увлекаюсь, что времени не замечаю. Однажды я играл с Лего 6 часов, и маме сказал, что я еще не закончил, когда она попросила перестать. Когда она показала мне часы, я был очень удивлен. Иногда я настолько сконцентрирован, что не слышу, как со мной разговаривают, поэтому меня надо легонько тронуть за плечо. Я не игнорирую — я просто не слышу.